Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 20 октября 2009 г. № 02-10/71-09

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии Шевченко Владимира Ивановича - руководителя управления;
членов Комиссии: Бердниковой Т.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Рыжковой Л.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при участии представителя ОАО "ТГК № 11" Королевой Е.Н. по доверенности № 03-03/486ТФ от 17.08.2009, Басманова А.В. по доверенности № 03-03/490ТФ от 17.08.2009, представителя ОГУК ТОУНБ им. А.С.Пушкина Темных Н.Н. по доверенности № 5 от 08.09.2009, рассмотрев дело № 02-10/71-09, возбужденное по признакам нарушения ОАО "Территориальная генерирующая компания № 11" (далее - ОАО "ТГК № 11") ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление областного государственного учреждения культуры Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина (далее - ОГУК ТОУНБ им. А.С.Пушкина) на действия ОАО "ТГК № 11" в связи с предъявлением необоснованного расчета за потребленную теплоэнергию за апрель 2009 г.
В ходе рассмотрения дела было установлено следующее:
Между ОГУК ТОУНБ им. А.С.Пушкина и ОАО "ТГК № 11" заключен договор на пользование тепловой энергией в горячей воде № 227 от 01.01.1999 с дополнительным соглашением от 11.01.2009, согласно которому величина отпуска тепловой энергии в натуральном выражении на апрель месяц составляет 115,5 Гкал.
В пункте 4.2 вышеуказанного договора указано, что при отсутствии приборов учета количество отпущенной абоненту тепловой энергии и горячей сетевой воды определяется расчетным способом по данным водяного и теплового балансов системы теплоснабжения пропорционально договорной нагрузке с учетом коэффициентов небаланса (балансовый метод).
Актом проверки приборов узла учета тепловой энергии от 06.04.2009 ОАО "ТГК № 11" дано заключение, что узел учета ОГУК ТОУНБ им. А.С.Пушкина с 24.03.2009 не может служить для коммерческого расчета в связи с нарушением п. 9.10 Правил.
ОАО "ТГК № 11" представило расчет об использовании тепловой энергии ОГУК ТОУНБ им. А.С.Пушкина в апреле месяце в количестве 647,2444 Гкал. Позиция ОАО "ТГК № 11" касательно предусмотренного порядка расчета для абонентов заключается в следующем. Определение количества потребленной тепловой энергии, при отсутствии приборов учета, расчетным способом предусматривается Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России № 105 от 06.05.2000.
Договор на пользование тепловой энергией в горячей воде № 227 от 01.01.1999, заключенный между ОГУК ТОУНБ им. А.С.Пушкина и ОАО "ТГК № 11", признается разновидностью договора энергоснабжения. В соответствии со ст. 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения применяются к снабжению тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами.
Существенным условием договора энергоснабжения является условие о количестве передаваемой энергии (ст. 541 ГК РФ). Товар должен быть подан в количестве, не превышающем технические возможности трубопровода, а потребитель в состоянии принять и израсходовать количество, не превышающее его потребности, т.е. недовыборка товара, а также подача его сверх плана или сверхплановый прием при договоре теплоснабжения не дают права сторонам требовать восстановления или сокращения приема товара в последующие дни или плановые периоды. Согласно статье 541 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
За потребление абонентом энергии сверх количества, предусмотренного договором, ст. 547 ГК РФ устанавливает ответственность абонента в виде возмещения реального ущерба стоимости тепловой энергии, потребленной сверх установленного в договоре количества.
Предъявленный ОАО "ТГК № 11" расчет с превышенным объемом потребления теплоэнергии является требованием оплаты за неиспользованную теплоэнергию. Письмом № б/н от 01.07.2009 "Начисление за тепловую энергию" Департамент продаж тепловой энергии ОАО "ТЭСК", действующий в интересах ОАО "ТГК № 11", приводит расчет за потребленную тепловую энергию согласно п. 4.2 договора № 1000557 от 01.01.1999 по предлагаемой формуле. В дополнение к этому письму Томский филиал ОАО "ТГК-11" письмом от 03.07.2009 поясняет, что методика расчета использована в соответствии с разделом 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, зарегистрированных Минюстом РФ 25.09.1995 № 954, разделом 6 Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России № 105 от 06.05.2000.
Согласно пункту 9.9 Правил учета величина теплопотребления является произведением договорной часовой нагрузки, количества часов работы системы и коэффициента распределения (который зависит от отпуска тепла со станции и среднемесячной температуры наружного воздуха).
В соответствии с приказом Томского УФАС России от 22.05.2009 № 119 ОАО "ТГК № 11" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по виду деятельности "снабжение тепловой энергией в горячей воде". Включение в указанный Реестр осуществлено на основании анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), оказываемых ОАО "ТГК № 11", который проведен Томским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108. Согласно ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов. Как свидетельствует указанный анализ рынка, ОАО "ТГК № 11" занимает доминирующее положение на товарном рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде, так как доля данной организации на рынке превышает 50 процентов.
Предъявленный ОАО "ТГК № 11" расчет с превышенным объемом потребления теплоэнергии ущемляет интересы ОГУК ТОУНБ им. А.С.Пушкина, тем самым действия ОАО "ТГК № 11" приводят к нарушению части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которой запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются ущемление интересов других лиц.
В заседание комиссии представитель ОГУК ТОУНБ им. А.С.Пушкина представил экспертное заключение Регионального центра управления энергосбережения № 214/01-08 от 09.09.2009, в котором указано, что максимальное потребление тепловой энергии помещения библиотеки за апрель месяц возможно в пределах 229,8 Гкал вместо предъявленной ОАО "ТГК № 11" - 507,7 Гкал.
В заседание комиссии представитель ОАО "ТГК № 11" пояснил, что при расчете потребления тепловой энергии помещением библиотеки произошла техническая ошибка и представил контрасчет, по которому ОГУК ТОУНБ им. А.С.Пушкина должен произвести оплату в апреле месяце за 157,07 Гкал. С данным расчетом представитель ОГУК ТОУНБ им. А.С.Пушкина согласен.
Изучив материала дела, выслушав мнения сторон, Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь ст. 41 и ч. 1 ст. 48 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, решила:
1. Производство по делу № 02-10/71-09, возбужденному в отношении ОАО "ТГК № 11" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "ТГК № 11".
Решение федерального антимонопольного органа (его территориального органа) может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии
В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:
Т.Н.БЕРДНИКОВА
Л.М.РЫЖКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru