Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2009 г. № 3-100

Верховный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Аал-оол Ч.Д.,
при секретаре Сундуй-оол Ч.В.

с участием представителя заявителя по доверенности Ойдуп У.М. и представителя Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Биче-оола Б.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2009 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1 ст. 3 и ст. 12 Закона Республики Тыва от 7 июля 2008 года № 856 ВХ-2 "О мерах по противодействию коррупции",

установил:

В суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1 ст. 3 и ст. 12 Закона Республики Тыва от 7 июля 2008 года № 856 ВХ-2 "О мерах по противодействию коррупции" обратился заместитель прокурора Республики Тыва, указывая на то, что оспариваемый Закон Республики Тыва, опубликованный в газете "Тувинская правда" от 21 августа 2008 года № 102, противоречит действующему законодательству.
Так, в соответствии со статьей 12 Закона Республики Тыва коррупциогенными факторами, на наличие которых должны анализироваться нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов при проведении антикоррупционной экспертизы (исследования), являются:
1) необоснованно широкие пределы усмотрения для органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией компетенции;
2) наличие явных пробелов в установлении положений, отражающих полномочия органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения;
3) нарушение единства прав и обязанностей должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, руководителей коммерческой или иной организации;
4) наличие одинаковых полномочий у субъектов правоприменения одного и того же органа власти (организации) без четкого разграничения их компетенции;
5) отсутствие специальных запретов (ограничений) для должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, руководителей коммерческой или иной организации;
6) отсутствие положений об ответственности должностных лиц, иных субъектов правоприменения;
7) установление явно завышенных требований, предъявляемых к гражданину или юридическому лицу, которые необходимы для предоставления им конкретного права;
8) использование двусмысленных или неустоявшихся терминов, формулировок с неясным содержанием;
9) отсутствие положений о порядке обжалования решений (действий) субъектов правоприменения и процедуре их рассмотрения вышестоящей инстанцией;
10) отсутствие конкурсных процедур (если они явно целесообразны);
11) наличие очевидных противоречий (коллизий) между правовыми нормами единого нормативного акта или нормами различных актов;
12) использование норм с бланкетной или отсылочной диспозицией при возможности сформулировать конкретное нормативное предписание.
Статья 12 Закона Республики Тыва противоречит требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов определена в качестве одной из мер профилактики коррупции.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Статья 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" определяет, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 196 и определяет виды коррупциогенных факторов.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
До принятия федеральных законов согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.
Закон Республики Тыва от 07.07.2008 № 856 ВХ-1 "О мерах по противодействию коррупции в Республике Тыва" принят в период отсутствия федерального закона, регулирующего основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, в соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", перечень коррупциогенных факторов определен Постановлением Правительства Российской Федерации и не может определяться нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
После вступления в силу Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" статья 12 Закона Республики Тыва от 07.07.2008 № 856 ВХ-1 "О мерах по противодействию коррупции в Республике Тыва", устанавливающая коррупциогенные факторы, вступила в противоречие с федеральным законодательством.
Пунктом 1 статьи 3 Закона РТ коррупция определена как "незаконное принятие либо извлечение в своих интересах, а равно в интересах иных лиц, лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, замещающими государственные должности Республики Тыва, муниципальные должности, а равно должности государственной гражданской службы Республики Тыва или муниципальной службы, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ", в то время как статья 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" дает следующее определение коррупции:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
Закон РТ сужает понятие "коррупция" и ограничивает круг субъектов, которые могут совершить коррупционные правонарушения, только лицами, замещающими государственные должности Республики Тыва, муниципальные должности, а равно должности государственной гражданской службы Республики Тыва или муниципальной службы.
В преамбуле к Федеральному закону "О противодействии коррупции" указано, что настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Просит признать указанные выше нормы республиканского закона недействующими и возложить обязанность на заинтересованное лицо опубликовать сообщение о решении в газете "Тувинская правда".
Представитель заявителя по доверенности Ойдуп У.М. требование поддержала по основаниям, указанным в нем.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Биче-оол Б.А. с заявлением прокурора согласился и пояснил, что оспариваемый закон Республики Тыва принят до вступления в силу Федерального закона от 7 июля 2009 года № 172-ФЗ, в связи с чем вошел в противоречие с федеральным законодательством.
От Председателя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва В. Валькова и представителя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Монгуша К.С. поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия, в которых они указывают на согласие с требованием заявителя.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Согласно ст. 3 вышеуказанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 196, определяет основные правила проведения экспертизы на коррупциогенность, в соответствии с которой эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении. Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
В нарушение требований федерального закона статьей 12 Закона Республики Тыва от 7 июля 2008 года № 856 ВХ-2 "О мерах по противодействию коррупции" установлено, что коррупциогенными факторами, на наличие которых должны анализироваться нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов при проведении антикоррупционной экспертизы (исследования), являются:
1) необоснованно широкие пределы усмотрения для органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией компетенции;
2) наличие явных пробелов в установлении положений, отражающих полномочия органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения;
6) нарушение единства прав и обязанностей должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, руководителей коммерческой или иной организации;
7) наличие одинаковых полномочий у субъектов правоприменения одного и того же органа власти (организации) без четкого разграничения их компетенции;
8) отсутствие специальных запретов (ограничений) для должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, руководителей коммерческой или иной организации;
6) отсутствие положений об ответственности должностных лиц, иных субъектов правоприменения;
9) установление явно завышенных требований, предъявляемых к гражданину или юридическому лицу, которые необходимы для предоставления им конкретного права;
10) использование двусмысленных или неустоявшихся терминов, формулировок с неясным содержанием;
9) отсутствие положений о порядке обжалования решений (действий) субъектов правоприменения и процедуре их рассмотрения вышестоящей инстанцией;
10) отсутствие конкурсных процедур (если они явно целесообразны);
11) наличие очевидных противоречий (коллизий) между правовыми нормами единого нормативного акта или нормами различных актов;
12) использование норм с бланкетной или отсылочной диспозицией при возможности сформулировать конкретное нормативное предписание.
Таким образом, с момента принятия Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" ст. 12 республиканского закона вошла в противоречие с федеральным законодательством, поскольку порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" дано понятие определению коррупция, как:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Вместе с тем п. 1 ст. 3 оспариваемого Закона Республики Тыва вошел в противоречие с приведенным выше Федеральным законом, поскольку определяет коррупцию как "незаконное принятие либо извлечение в своих интересах, а равно в интересах иных лиц, лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, замещающими государственные должности Республики Тыва, муниципальные должности, а равно должности государственной гражданской службы Республики Тыва или муниципальной службы, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ", т.е. сужая понятие "коррупции" и ограничивая круг субъектов, которые могут совершить коррупционные правонарушения, только лицами, замещающими государственные должности Республики Тыва, муниципальные должности, а равно должности государственной гражданской службы Республики Тыва или муниципальной службы.
По приведенным выше мотивам заявление заместителя прокурора Республики Тыва суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Следует признать недействующими с момента вступления решения в законную силу п. 1 ст. 3 и ст. 12 Закона Республики Тыва от 7 июля 2008 года № 856 ВХ-2 "О мерах по противодействию коррупции".
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1 ст. 3 и ст. 12 Закона Республики Тыва от 7 июля 2008 года № 856 ВХ-2 "О мерах по противодействию коррупции" удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения в законную силу п. 1 ст. 3 и ст. 12 Закона Республики Тыва от 7 июля 2008 года № 856 ВХ-2 "О мерах по противодействию коррупции".
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения через Верховный суд Республики Тыва. Мотивированное решение составлено 28 сентября 2009 года.

Председательствующий
Ч.Д.ААЛ-ООЛ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru