ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2009 г. № 3-100
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.,
при секретаре Сундуй-оол Ч.В.
с участием представителя заявителя по доверенности Ойдуп У.М. и представителя Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Биче-оола Б.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2009 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1 ст. 3
и ст. 12
Закона Республики Тыва от 7 июля 2008 года № 856 ВХ-2 "О мерах по противодействию коррупции",
установил:
В суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1 ст. 3
и ст. 12
Закона Республики Тыва от 7 июля 2008 года № 856 ВХ-2 "О мерах по противодействию коррупции" обратился заместитель прокурора Республики Тыва, указывая на то, что оспариваемый Закон
Республики Тыва, опубликованный в газете "Тувинская правда" от 21 августа 2008 года № 102, противоречит действующему законодательству.
Так, в соответствии со статьей 12
Закона Республики Тыва коррупциогенными факторами, на наличие которых должны анализироваться нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов при проведении антикоррупционной экспертизы (исследования), являются:
1) необоснованно широкие пределы усмотрения для органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией компетенции;
2) наличие явных пробелов в установлении положений, отражающих полномочия органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения;
3) нарушение единства прав и обязанностей должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, руководителей коммерческой или иной организации;
4) наличие одинаковых полномочий у субъектов правоприменения одного и того же органа власти (организации) без четкого разграничения их компетенции;
5) отсутствие специальных запретов (ограничений) для должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, руководителей коммерческой или иной организации;
6) отсутствие положений об ответственности должностных лиц, иных субъектов правоприменения;
7) установление явно завышенных требований, предъявляемых к гражданину или юридическому лицу, которые необходимы для предоставления им конкретного права;
8) использование двусмысленных или неустоявшихся терминов, формулировок с неясным содержанием;
9) отсутствие положений о порядке обжалования решений (действий) субъектов правоприменения и процедуре их рассмотрения вышестоящей инстанцией;
10) отсутствие конкурсных процедур (если они явно целесообразны);
11) наличие очевидных противоречий (коллизий) между правовыми нормами единого нормативного акта или нормами различных актов;
12) использование норм с бланкетной или отсылочной диспозицией при возможности сформулировать конкретное нормативное предписание.
Статья 12
Закона Республики Тыва противоречит требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов определена в качестве одной из мер профилактики коррупции.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Статья 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" определяет, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 196 и определяет виды коррупциогенных факторов.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
До принятия федеральных законов согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.
Закон
Республики Тыва от 07.07.2008 № 856 ВХ-1 "О мерах по противодействию коррупции в Республике Тыва" принят в период отсутствия федерального закона, регулирующего основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, в соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", перечень коррупциогенных факторов определен Постановлением Правительства Российской Федерации и не может определяться нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
После вступления в силу Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" статья 12
Закона Республики Тыва от 07.07.2008 № 856 ВХ-1 "О мерах по противодействию коррупции в Республике Тыва", устанавливающая коррупциогенные факторы, вступила в противоречие с федеральным законодательством.
Пунктом 1 статьи 3
Закона РТ коррупция определена как "незаконное принятие либо извлечение в своих интересах, а равно в интересах иных лиц, лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, замещающими государственные должности Республики Тыва, муниципальные должности, а равно должности государственной гражданской службы Республики Тыва или муниципальной службы, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ", в то время как статья 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" дает следующее определение коррупции:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
Закон
РТ сужает понятие "коррупция" и ограничивает круг субъектов, которые могут совершить коррупционные правонарушения, только лицами, замещающими государственные должности Республики Тыва, муниципальные должности, а равно должности государственной гражданской службы Республики Тыва или муниципальной службы.
В преамбуле к Федеральному закону "О противодействии коррупции" указано, что настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Просит признать указанные выше нормы республиканского закона недействующими и возложить обязанность на заинтересованное лицо опубликовать сообщение о решении в газете "Тувинская правда".
Представитель заявителя по доверенности Ойдуп У.М. требование поддержала по основаниям, указанным в нем.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Биче-оол Б.А. с заявлением прокурора согласился и пояснил, что оспариваемый закон Республики Тыва принят до вступления в силу Федерального закона от 7 июля 2009 года № 172-ФЗ, в связи с чем вошел в противоречие с федеральным законодательством.
От Председателя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва В. Валькова и представителя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Монгуша К.С. поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия, в которых они указывают на согласие с требованием заявителя.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Согласно ст. 3 вышеуказанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 196, определяет основные правила проведения экспертизы на коррупциогенность, в соответствии с которой эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении. Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
В нарушение требований федерального закона статьей 12
Закона Республики Тыва от 7 июля 2008 года № 856 ВХ-2 "О мерах по противодействию коррупции" установлено, что коррупциогенными факторами, на наличие которых должны анализироваться нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов при проведении антикоррупционной экспертизы (исследования), являются:
1) необоснованно широкие пределы усмотрения для органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией компетенции;
2) наличие явных пробелов в установлении положений, отражающих полномочия органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения;
6) нарушение единства прав и обязанностей должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, руководителей коммерческой или иной организации;
7) наличие одинаковых полномочий у субъектов правоприменения одного и того же органа власти (организации) без четкого разграничения их компетенции;
8) отсутствие специальных запретов (ограничений) для должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, руководителей коммерческой или иной организации;
6) отсутствие положений об ответственности должностных лиц, иных субъектов правоприменения;
9) установление явно завышенных требований, предъявляемых к гражданину или юридическому лицу, которые необходимы для предоставления им конкретного права;
10) использование двусмысленных или неустоявшихся терминов, формулировок с неясным содержанием;
9) отсутствие положений о порядке обжалования решений (действий) субъектов правоприменения и процедуре их рассмотрения вышестоящей инстанцией;
10) отсутствие конкурсных процедур (если они явно целесообразны);
11) наличие очевидных противоречий (коллизий) между правовыми нормами единого нормативного акта или нормами различных актов;
12) использование норм с бланкетной или отсылочной диспозицией при возможности сформулировать конкретное нормативное предписание.
Таким образом, с момента принятия Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" ст. 12
республиканского закона вошла в противоречие с федеральным законодательством, поскольку порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" дано понятие определению коррупция, как:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Вместе с тем п. 1 ст. 3
оспариваемого Закона Республики Тыва вошел в противоречие с приведенным выше Федеральным законом, поскольку определяет коррупцию как "незаконное принятие либо извлечение в своих интересах, а равно в интересах иных лиц, лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, замещающими государственные должности Республики Тыва, муниципальные должности, а равно должности государственной гражданской службы Республики Тыва или муниципальной службы, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ", т.е. сужая понятие "коррупции" и ограничивая круг субъектов, которые могут совершить коррупционные правонарушения, только лицами, замещающими государственные должности Республики Тыва, муниципальные должности, а равно должности государственной гражданской службы Республики Тыва или муниципальной службы.
По приведенным выше мотивам заявление заместителя прокурора Республики Тыва суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Следует признать недействующими с момента вступления решения в законную силу п. 1 ст. 3
и ст. 12
Закона Республики Тыва от 7 июля 2008 года № 856 ВХ-2 "О мерах по противодействию коррупции".
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1 ст. 3
и ст. 12
Закона Республики Тыва от 7 июля 2008 года № 856 ВХ-2 "О мерах по противодействию коррупции" удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения в законную силу п. 1 ст. 3
и ст. 12
Закона Республики Тыва от 7 июля 2008 года № 856 ВХ-2 "О мерах по противодействию коррупции".
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения через Верховный суд Республики Тыва. Мотивированное решение составлено 28 сентября 2009 года.
Председательствующий
Ч.Д.ААЛ-ООЛ