АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2008 г. по делу № А33-11082/2008
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Дьяченко С.П. рассмотрел в судебном заседании в здании арбитражного суда по адресу: Красноярск, пр. Мира, 63, кабинет 6, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос-Сервис" (г. Красноярск) к государственному учреждению культуры Красноярский государственный театр оперы и балета (г. Красноярск) о признании незаконным решения конкурсной, аукционной, котировочной комиссии государственного учреждения культуры Красноярского государственного театра оперы и балета по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе об отказе в допуске ООО "Альбатрос-Сервис" к участию в аукционе,
при участии в судебном заседании:
от истца: Ф., представителя по доверенности № 008 от 03.09.2008, личность удостоверена паспортом;
от ответчика: Д., представителя по доверенности № 400 от 20.10.2008, личность удостоверена паспортом.
Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Дьяченко С.П.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18.12.2008. В полном объеме решение изготовлено 24.12.2008.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено:
общество с ограниченной ответственностью "Альбатрос-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к государственному учреждению культуры Красноярский государственный театр оперы и балета о признании незаконным решения конкурсной, аукционной, котировочной комиссии государственного учреждения культуры Красноярского государственного театра оперы и балета по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе об отказе в допуске ООО "Альбатрос-Сервис" к участию в аукционе.
Определением от 18.09.2008 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание. Определением от 21.10.2008 предварительное судебное заседание отложено на 19.11.2008. Определением от 19.11.2008 дело назначено к судебному разбирательству на 18.12.2008.
Распоряжением от 28.11.2008 № 330-гр заместителя председателя арбитражного суда К. дело передано в производство судьи Дьяченко С.П.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, сослался на следующее: ГУК Красноярский государственный театр оперы и балета было объявлено о проведении открытого аукциона № А01/08 на право заключения государственного контракта, на выполнение работ по реконструкции (модернизации) систем отопления, вентиляции и холодоснабжения, автоматизации с приобретением и монтажом оборудования для здания производственно-художественных мастерских Красноярского государственного театра оперы и балета по адресу: г. Красноярск, ул. Бограда, 66. Истец подал заявку от 23.06.2008 на право заключения государственного контракта. В соответствии с протоколом от 04.07.2008 конкурсной, аукционной, котировочной комиссии ГУК Красноярского государственного театра оперы и балета по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе вынесено решение об отказе в допуске ООО "Альбатрос-Сервис" к участию в аукционе. Поданная заявка соответствовала требованиям документации об аукционе. Считая, что решение об отказе принято с нарушением Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и п. 1.10 "Условия допуска к участию в аукционе" комплекта документации об открытом аукционе № А01/08, утвержденного приказом ГУК Красноярский государственный театр оперы и балета от 22.05.2008 № 75, а также что отказ нарушает его права и законные интересы на участие в аукционе и на заключение государственного контракта, истец обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения конкурсной, аукционной, котировочной комиссии.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился, представил возражения на иск, в соответствии с которым считает доводы истца необоснованными по следующим основаниям:
- заявка ООО "Альбатрос-Сервис" была рассмотрена единой (конкурсной, аукционной, котировочной) комиссией на соответствие документации об аукционе в соответствии со ст. 36 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в аукционе в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе;
- ООО "Альбатрос-Сервис" было отказано в участии в открытом аукционе, так как представленная заявка на участие в аукционе не соответствовала требованиям документации об аукционе, а именно, срок выполнения работ, указанный в заявке участника размещения заказа - до 30 декабря 2008 года, тогда как в документации об аукционе установлен срок: со дня заключения контракта до 30 октября 2008 года;
- комиссия не запрашивала у истца разъяснений относительно заявки, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" перечень запрашиваемой комиссией информации является закрытым и в соответствии с частью 6 статьи 32 указанного Закона при проведении аукциона не допускаются какие-либо переговоры заказчика или аукционной комиссии с участником размещения заказа;
- уведомление о принятом решении от 04.07.2008 № 242 вручено директору ООО "Альбатрос-Сервис" 01.08.2008. Данное обстоятельство не может считаться существенной причиной для признания решения конкурсной комиссии незаконным.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства:
государственное учреждение культуры Красноярский государственный театр оперы и балета объявило о проведении 08.07.2008 открытого аукциона № А01/08 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции (модернизации) систем отопления, вентиляции и холодоснабжения, автоматизации с приобретением и монтажом оборудования для здания производственно-художественных мастерских Красноярского государственного театра оперы и балета по адресу: г. Красноярск, ул. Бограда, 66 на сумму 28477810 рублей.
Извещение о проведении открытого аукциона опубликовано в газете "Конкурсные торги в Красноярском крае" и размещено на официальном сайте агентства государственного заказа администрации Красноярского края www.krasgz.ru.
Комплект документации об открытом аукционе № А01/08 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции (модернизации) систем отопления, вентиляции и холодоснабжения, автоматизации с приобретением и монтажом оборудования для здания производственно-художественных мастерских Красноярского государственного театра оперы и балета (далее - документация об аукционе) утвержден приказом ГУК Красноярского государственного театра оперы и балета от 22.05.2008 № 75. В комплект документации входят образцы форм и документов, подлежащих заполнению участниками размещения заказа. В частности, разделом 1.4.2 утверждена форма заявки на участие в аукционе, содержащая условие о сроке выполнении работ, разделом 1.4.8 форма графика выполнения работ.
В соответствии с разделом 1.3 "Информационная карта аукциона" комплекта документации определены сроки (периоды) выполнения работ: со дня заключения государственного контракта до 30.10.2008 в соответствии с графиком выполнения работ.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 30.06.2008. Дата окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе - 04.07.2008. Дата проведения аукциона - 08.07.2008. Место проведения аукциона определено следующее: агентство культуры администрации Красноярского края (ул. Ленина, 123а, актовый зал, г. Красноярск, 660009).
26.06.2008 под расписку ведущим инженером по государственному заказу Красноярского государственного театра оперы и балета Б. принята в запечатанном конверте заявка ООО "Альбатрос-Сервис", о чем выдана соответствующая расписка.
Приказом от 06.09.2007 № 114 ГУК Красноярского государственного театра оперы и балета по проведению конкурсов, аукционов, запросов котировок на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд утвержден состав единой (конкурсной, аукционной, котировочной) комиссии театра, утверждено Положение о единой (конкурсной, аукционной, котировочной) комиссии ГУК Красноярского государственного театра оперы и балета по проведению конкурсов, аукционов, запросов котировок на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (далее - комиссия). Согласно указанному Положению функциями комиссии, среди прочего, являются: рассмотрение заявок на участие в аукционе, отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе. В обязанности членов комиссии вменено: соблюдение правил рассмотрения заявок на участие в аукционе.
04.07.2008 комиссией была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Рассмотрена единственная представленная заявка на участие в аукционе ООО "Альбатрос-Сервис" на соответствие документации об аукционе. В ходе рассмотрения заявки комиссией было подтверждено соответствие представленных с заявкой документов, требованиям, предусмотренным документацией об аукционе, и не соответствие представленной заявки требованиям документации об аукционе. Вывод комиссии основан на пункте 2 заявки на участие в аукционе № 083 от 23.06.2008, который гласил: "Мы согласны выполнить работы, предусмотренные документацией об аукционе, в соответствии с требованиями документации об аукционе и на условиях, которые мы представили в настоящем предложении, по цене, определяемой по результатам аукциона в срок со дня заключения государственного контракта до 30 декабря 2008 года.
Среди документов, приложенных к заявке, имелся график выполнения работ № 085 от 23.06.2008, который подтверждал срок выполнения работ до 30.10.2008.
Не соответствие заявки требованиям документации об аукционе, а именно срока выполнения работ, указанного в заявке, сроку выполнения работ, предусмотренному в документации об аукционе, явилось основанием для отказа ООО "Альбатрос-Сервис" в допуске к участию в аукционе со ссылкой на п. 4 ч. 1 статьи 12 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", о чем составлен протокол от 04.07.2008 № 02-01/08.
В соответствии с ч. 5 статьи 36 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" аукцион признан несостоявшимся.
Копия протокола от 04.07.2008 № 02-01/08 вручена директору ООО "Альбатрос-Сервис" 01.08.2008.
Обжалуя решение комиссии об отказе в допуске ООО "Альбатрос-Сервис" к участию в аукционе истец указал, на то, что рассмотрение и оценка правоспособности участника должны были проводиться по двоичному принципу: "соответствует требованиям" или "не соответствует" исключительно на основании документов, указанных в п. 3.3. "Требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на аукцион" В составе заявки имелся график выполнения работ, соответствующий технической части документации, с указанием сроков выполнения работ до 30.10.2008. График является неотъемлемой частью поданной заявки. В соответствии с "Информационной картой аукциона" сроки выполнения работ определяются в соответствии с графиком выполнения работ. В связи с наличием графика выполнения работ, соответствующего требованиям документации, истец считает отказ в допуске его к участию на аукционе незаконным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе единый порядок размещения заказов регулируются Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее - законом). Согласно статье 10 закона размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона.
С учетом статьи 34 закона документация об аукционе разрабатывается заказчиком и им утверждается. В соответствии с требованием законодательства комплект документации об открытом аукционе № А01/08 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции (модернизации) систем отопления, вентиляции и холодоснабжения, автоматизации с приобретением и монтажом оборудования для здания производственно-художественных мастерских Красноярского государственного театра оперы и балета (далее - документация об аукционе) был утвержден приказом ГУК Красноярского государственного театра оперы и балета от 22.05.2008 № 75.
Разделом 1.4 комплекта документации об открытом аукционе утверждены образцы форм и документов для заполнения участниками размещения заказа, разделом 1.4.2 утверждена форма заявки на участие в аукционе. В пункте 2 формы заявки предусмотрена необходимость проставления срока выполнения работы, предусмотренной документацией об аукционе. Разделом 1.4.8 предусмотрена форма графика выполнения работ с разбивкой по этапам ее выполнения.
Исходя из смысла статьи 35 закона и раздела 3 комплекта документации заявка на участие в аукционе состоит из: документа, называемого заявкой, в котором четко и недвусмысленно изложено согласие на участие в аукционе на установленных условиях, взяты обязательства по выполнению работы, предусмотренной документацией об аукционе, а также из документов, входящих в ее состав в соответствии с требованиями документации. Таким образом, при рассмотрении заявок на участие в аукционе на соответствие требованиям документации об аукционе комиссия должна рассматривать все эти документы в совокупности.
В соответствии с пунктом 3.6.2 комплекта документации об открытом аукционе сведения, которые содержатся в заявках участников размещения заказов, не должны допускать двусмысленных толкований. Соблюдение этого требования обусловлено тем, что сам закон, положение о комиссии, а также комплект документации об аукционе не наделяют комиссию при рассмотрении представленных участниками документов, содержащих различные обязательные технические условия заключения государственного контракта, правом выбора одного из документов для заключения государственного контракта и непринятия условий, указанных в другом документе.
Порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе предусмотрен пунктом 5 комплекта документации об открытом аукционе ответчика. Согласно подпункту 5.1.4 рассмотрение и оценка соответствия требованиям документации об аукционе выполняемых работ, технических условий осуществляются по двоичному принципу: "соответствует требованиям" или "не соответствует требованиям". При этом учитывается соответствие (несоответствие) только тех обязательных технических условий которые указаны в разделе II "Техническая часть документации об аукционе" техническое задание.
В указанном разделе комплекта документации ответчика сроки выполнения работ указаны в числе обязательных технических условий.
С учетом подпункта 5.1.4 комплекта документации оценка соответствия работ техническим характеристикам проводится комиссией исключительно на основании документов, указанных в пункте 3.3 комплекта документации, а также с учетом информации, полученной заказчиком в соответствии с подпунктом 5.1.6 документации об аукционе. Согласно пункту 3.3 комплекта документации оценка соответствия работ техническим характеристикам должна даваться на основе оценки заявки на участие в аукционе, подготовленной по форме, утвержденной в разделе 1.4 комплекта документации об аукционе и документов, входящих в состав заявки.
На основании изложенного при рассмотрении и оценки заявки истца и входящих в ее состав документов на соответствие документации об открытом аукционе комиссия должна была оценить как саму заявку, так и приложенные к ней документы на соответствие документации об открытом аукционе. При этом в обязательном порядке должен был быть оценен на соответствие обязательных технических условий указанных в разделе II "Техническая часть документации об аукционе", срок выполнения работ.
В соответствии со статьей 12 закона при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе, в том числе в случае: несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе. С учетом статьи 36 закона на основании результатов рассмотрения заявки аукционная комиссия принимает решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 12 закона, оформляет протокол.
Учитывая, что на рассмотрение и оценку комиссии были представлены два, подлежащих оценке документа (заявка и график выполнения работ), в которых, согласно утвержденным формам должен быть предусмотрен срок выполнения работ, и которые содержали различный срок выполнения работ, в том числе не соответствующий требованиям документации об аукционе, вывод комиссии о несоответствии представленной заявки требованиям документации об аукционе и решение об отказе в допуске истца к участию в аукционе, содержащиеся в протоколе от 04.07.2008, правомерны, обоснованны, соответствуют требованиям действующего законодательства, сделаны в рамках полномочий комиссии. При изложенных обстоятельствах довод истца о том, что срок выполнения работ должен был содержаться в графике выполнения работ, представленный график соответствовал требованиям документации в связи, с чем отказ в допуске к участию в аукционе незаконен, признается судом необоснованным, противоречащим требованиям закона и комплекта документации об аукционе.
В соответствии со статьей 36 закона участникам размещения заказа уведомления о принятых аукционной комиссией решениях направляются не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Как указал в исковом заявлении истец и подтвердил в возражениях ответчик, уведомление о принятом аукционной комиссией 04.07.2008 решении истец получил только 01.08.2008. Соответственно срок, установленный законодательством, нарушен. Данное нарушение не признается судом достаточным основанием для признания незаконным решения об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос-Сервис" о признании незаконным решения конкурсной, аукционной, котировочной комиссии государственного учреждения культуры Красноярского государственного театра оперы и балета по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе от 04.07.2008 отказать.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья
С.П.ДЬЯЧЕНКО