Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2009 г. по делу № А17-196/2009

резолютивная часть оглашена 15 апреля 2009 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Торговой Т.Е., судей Герасимова В.Д., Голикова С.Н.
при участии в судебном заседании секретаря судебного заседания Смирновой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Управляющая Коммунально-Хозяйственная Компания"
к Региональной службе по тарифам Ивановской области
О признании Постановления РСТ Ивановской области от 28.11.2008 года № 172-т/3 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП "Китовская Коммунальная Компания" недействующим
Третьи лица: МУП "Китовская Коммунальная Компания", ООО "Ивжилкомсервис"
При участии в судебном заседании:
от РСТ: С. - доверенность от 01.01.2009 г.

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области обратилось ООО "Управляющая Коммунально-Хозяйственная компания" (далее - Заявитель, ООО "УКХК") с заявлением к Региональной службе по тарифам Ивановской области (далее - ответчик, РСТ) о признании Постановления РСТ Ивановской области от 28.11.2008 года № 172-т/3 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП "Китовская Коммунальная Компания" недействующим как не соответствующим Федеральному закону № 35-ФЗ от 26.03.2003 года "Об электроэнергетике", Федеральному закону № 41-ФЗ от 14.04.1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2004 года "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Требования заявителя состоят в следующем.
В соответствии с оспариваемым Постановлением устанавливаются одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям МУП "Китовская Коммунальная компания" (далее - МУП "ККК") от источника - котельная № 2 в с. Китово в теплоносителе "Горячая вода" в размере 713,26 руб. за 1 Гкал с вводом в действие с 1.12.2008 года.
Пунктом 2 оспариваемого Постановления признается утратившим силу п. п. 1.1. 2.1 Постановления РСТ от 11.04.2008 года № 135-т/1, которым был установлен тариф для ООО "УКХК" на тепловую энергию для потребителей Китовского сельского поселения с 11.04.08 года в размере 927,91 руб. за 1 Гкал.
В январе - апреле 2008 года теплоснабжение в с. Китово осуществляло ООО "УКХК" с использованием в технологическом процессе в качестве источника генерирующего коммунальный ресурс - котельной № 1.
Котельная № 2 находилась в реконструкции. 26.09.2008 года ООО "УКХК" стало известно о намерении администрации Шуйского района ввести в режим пусконаладки котельную № 2 силами подрядной организации, имеющей соответствующую лицензию - ООО "Ивжилкомсервис". При этом, само здание котельной № 2 в форме капитальных вложений было передано администрацией Китовского сельского поселения в уставный капитал МУП "ККК" для которой и установлен РСТ Ивановской области тариф на отпускаемую теплоэнергию.
Несмотря на то, что котельная № 2 передана в уставный капитал МУП "ККК", Заявитель считает энергоснабжающей организацией в период пусконаладки ООО "Ивжилкомсервис". Из чего следует, что установление тарифа для МУП "ККК", по мнению Заявителя, является неправомерным.
ООО "УКХК" считает неправомерным отмену РСТ по Ивановской области тарифов на тепловую энергию для ООО "УКХК", утвержденную Постановлением РСТ от 11.04.2008 года № 135-т/1.
ООО "УКХК" 30.04.2008 года обратилось в РСТ по Ивановской области с заявлением об утверждении тарифов на тепловую энергию на 2009 год по участкам - д. Дунилово, п. Остапово и с. Китово на основании представленной на согласование производственной программы на следующий период регулирования тарифов на тепловую энергию для МУП "УКХК". Однако заявление об установлении тарифов на тепловую энергию рассмотрено не было, производственная программа не согласована, дело об установлении тарифов для ООО "УКХК" не открыто. Документы не возвращены.
Кроме того, ООО "УКХК" считает, что РСТ Ивановской области нарушен порядок утверждения тарифов для МУП "ККК". При утверждении РСТ по Ивановской области тарифов для МУП "ККК" нарушены следующие, по мнению Заявителя, требования закона:
А) Тарифы на коммунальные услуги для МУП "ККК" вступают в силу ранее чем через месяц после их утверждения, не были официально опубликованы.
Б) Дела об установлении тарифов для МУП "ККК" не содержат полного пакета документов для принятия решения об утверждении тарифов для данных организаций на 2009 год.
Кроме того, Заявитель полагает, что изменение тарифов в течение финансового года не допускается, что предусмотрено статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
Заявитель считает, что МУП "ККК" не может быть энергоснабжающей организацией и в силу того, что тепловые сети с. Китово принадлежат на праве аренды ООО "УКХК", т.е. заявителю. Договор на транспортировку тепловой энергии либо покупку коммунального ресурса между ООО "УКХК" и МУП "ККК" до настоящего времени не заключен.
РСТ Ивановский области с требованиями Заявителя не согласна, просит суд оставить требования без удовлетворения по следующим основаниям.
МУП "ККК" в адрес РСТ был направлен полный пакет документов для установления тарифов на тепловую энергию по котельной № 2 в с. Китово. Специалистами РСТ был проведен анализ представленных документов и было принято решение об установлении тарифов для МУП "ККК". Тарифы для МУП "ККК" установлены впервые на основании представленных материалов и расчетов в соответствии с п. 10 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 года М 41-ФЗ: "Энергоснабжающая организация - хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии".
Решением Совета Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района от 01.09.2008 г. № 54 было создано МУП "Китовская коммунальная компания". Предмет и цели деятельности предприятия установлены Уставом, утвержденным Постановлением Главы Китовского сельского поселения от 02.09.2008 г.
МУП "ККК" зарегистрировано и поставлено на учет в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Главы Китовского сельского поселения от 5.11.2008 года № 123 котельная № 2 с оборудованием изъята из казны Китовского сельского поселения со снятием с баланса поселения и передана на баланс (в хозяйственное ведение) МУП "ККК". На период пусконаладки МУП "ККК" заключила договор от 06.11.08 года с ООО "Ивжилкомсервис" на эксплуатацию и техническое обслуживание котельной.
МУП "ККК" заключило договор от 22.09.08 года с ООО "Управляющая компания "Жилсервис" на отпуск тепловой энергии. Кроме того заключены договора на поставку газа и электроснабжение.
На основании вышеизложенного и представленных на утверждение тарифов документов РСТ считает, что МУП "ККК" является энергоснабжающей организацией.
В оспариваемом ООО "УКХК" постановлении РСТ Ивановской области устанавливался тариф на производство тепловой энергии в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
РСТ не согласно с утверждением заявителя, ООО "УКХК", о том, что РСТ Ивановской области нарушаются статьи Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ, т.к. в соответствии п. 1 ст. 15 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ: "Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации".
РСТ считает, что оспариваемым Постановлением не ущемлены права Заявителя. В соответствии со справкой, представленной РСТ - письмо № 4-748 от 14.04.2009 года - тариф на тепловую энергию для потребителей МУП "ККК" от котельной № 2 в с. Китово сформирован без учета затрат на оказание услуг по транспортировке тепловой энергии, т.е. учитывает только затраты МУП "ККК" на производство тепловой энергии. В связи с чем ничто не препятствует заявителю, как арендатору тепловых сетей по которым производится транспортировка тепловой энергии, установить либо тариф на транспортировку, либо заключить договор купли-продажи тепловой энергии с МУП "ККК".
Представитель МУП "ККК" пояснил, что котельная № 2 находится у него в хозяйственном ведении. На период пусконаладки ими временно заключен договор на эксплуатацию котельной с ООО "Ивжилкомсервис", сам же тепловой ресурс вырабатывается МУП "ККК". МУП "ККК" неоднократно обращалось письмами к ООО "УКХК" с просьбой разработать тариф на транспортировку теплоэнергии. ООО "УКХК" игнорировало данный вопрос. Не поступало и от ООО "УКХК" предложения по заключению договора на покупку теплоэнергии. Третье лицо считает требования Заявителя не подлежащими удовлетворению.
ООО "Ивжилкомсервис", надлежащим образом уведомленная о датах, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в заседание не направило. Спор рассмотрен без их участия.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее.
С июня 2006 года на территории Шуйского муниципального района коммунальные услуги по теплоснабжению в с. Китово оказывало ООО "УКХК" на основании договоров аренды муниципального имущества от 08.06.2006 года, от 3.12.2007 года. Теплоснабжение производилось от котельной № 1.
Приложением № 8 к Закону Ивановской области от 19.07.2007 года № 128-ОЗ определен перечень имущества муниципального образования "Шуйский муниципальный район", передаваемого в порядке разграничения в собственность муниципального образования "Китовское сельское поселение". В частности, было передано в собственность Китовскому сельскому поселению здание котельной № 2 с оборудованием.
Решением Совета Китовского сельского поселения Шуйского муниципального района от 01.09.2008 года № 54 было создано муниципальное унитарное предприятие "Китовская коммунальная компания" (МУП "ККК"). Устав утвержден Постановлением Главы Китовского сельского поселения 2.09.08. МУП "ККК" зарегистрировано и поставлено на учет в соответствии с действующим законодательством.
МУП "ККК" в адрес РСТ был направлен пакет документов для установления тарифов на тепловую энергию от котельной № 2 в с. Китово.
Специалистами РСТ был проведен анализ представленных документов и было принято решение об установлении тарифов для МУП "ККК". Тарифы для МУП "ККК" установлены впервые на основании представленных материалов и расчетов в соответствии с п. 10 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109.
Указанное Постановление опубликовано в "Собрании законодательства Ивановской области" 06.02.2009 года № 3 (423).
Фактически услуги по теплоснабжению от котельной № 2 в с. Китово оказывались с декабря 2008 года в режиме пусконаладки.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление ООО "УКХК" подлежит отклонению по следующим основаниями.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1.07.1996 года № 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
Судом не установлено несоответствия оспариваемого нормативного акта Законам или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 года № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия, в том числе, по установлению тарифов на тепловую энергию. В соответствии с пунктом 1 Положения о Региональной службе по тарифам Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 15.02.2006 года № 11-п, Региональная служба по тарифам Ивановской области является исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным осуществлять на территории Ивановской области государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию и на услуги в сфере электроэнергетики.
Из чего следует, что РСТ Ивановской области осуществило функцию по установлению тарифа на теплоэнергию для МУП "ККК" в рамках предоставленных ей полномочий.
Суд считает необоснованной ссылку заявителя на то, что ООО "Китовская коммунальная компания" (МУП "ККК") не является субъектом электроэнергетики в связи с тем, что данная организация не имеет сетей для доставки произведенной теплоэнергии до потребителя. В связи с данным утверждением ООО "УКХК", как арендатор теплосетей, полагает, что именно ООО "УКХК" является энергоснабжающей организацией для которой и должен быть установлен конечный тариф. Доводы Заявителя о несоответствии оспариваемого постановления в связи с вышеуказанным Федеральному закону № 35-ФЗ от 26.03.2003 года "Об электроэнергетике", Федеральному закону № 41-ФЗ от 14.04.1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" судом отклоняются, исходя из следующего.
Согласно статье 3 "Определение основных понятий" Федерального закона № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" основным признаком субъекта электроэнергетики является осуществление лицом деятельности в сфере электроэнергетике, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажа, оказание услуг по передаче электрической, тепловой энергии.
В статье 1 "Основные понятия" Федерального закона № 41-ФЗ от 214.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" указано:
Энергоснабжающая организация - хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Исходя из указанного выше понятия энергоснабжающей организации следует, что ООО "УКХК" таковой не является в силу следующего. ООО "УКХК" не осуществляет продажу потребителям произведенной теплоэнергии, так как Заявитель и сам не отрицает факта, что теплоэнергию от генерирующего источника - котельной № 2 - не производит. ООО "УКХК" не производит и продажу потребителям купленной теплоэнергии, так как, несмотря на то, что Заявитель имеет на праве аренды теплосети, ни на момент издания оспариваемого постановления, ни на момент рассмотрения иска договор купли-продажи произведенной теплоэнергии между производителем теплоэнергии и ООО "УКХК" не заключен. Тариф же может быть установлен только для энергоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 7 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109 установлением тарифов и (или) их предельных уровней производится регулирующим органом путем рассмотрения соответствующих дел. В силу пункта 10 указанного нормативного акта, для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы на очередной и текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи материалов. В связи с чем несостоятельно утверждение Заявителя, что ранее установленный тариф должен действовать не менее года.
Заявитель усомнился в правильности действий РСТ по установлению тарифа для МУП "ККК" в связи с коротким сроком с момента подачи соответствующего дела и до официального установления тарифа.
В пункте 10 Правил № 109 установлено, что срок рассмотрения регулирующим органом материалов не должен превышать 2-х недель на рассмотрение материалов и один месяц по проведению экспертизы. Законодатель установил только максимальные сроки.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса обстоятельства нарушения прав и законных интересов заявителя подлежат доказыванию самим заявителем
Доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемый нормативный акт Региональной службы по тарифам Ивановской области нарушили права и интересы ООО "УКХК", в материалах дела нет.
Между тем в силу статей 2, 4, 198 АПК РФ установление указанных обстоятельств и их доказанность являются одним из обязательных условий при принятии судебных актов об удовлетворении заявленных требовании, поскольку целью обращения заинтересованного лица в арбитражный суд является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заинтересованных лиц.
Нарушение своих прав заявитель видит в том, что, по его мнению, тариф на регулируемый оспариваемым постановлением период, должен был быть установлен не для МУП "ККК", а для Заявителя или для эксплуатирующей организации - ООО "Ивжилкомсервис".
С данным утверждением нельзя согласиться, так как ООО "Ивжилкомсервис" вообще не подавало материалы в регулирующий орган по установлению тарифа, а ООО "УКХК" - заявитель, как определено судом выше, не является энергоснабжающей организацией.
По мнению суда, Заявителем выбран не правильный способ защиты нарушенного права. Судом установлено и не отрицается всеми участниками процесса, что ООО "УКХК" имеет на праве аренды теплосети по которым производится поставка произведенной теплоэнергии от котельной № 2 конечным потребителям. В силу указанного, у Заявителя имеется право поставить вопрос о заключении договора купли-продажи произведенной теплоэнергии с производителем теплоэнергии. При отказе от заключения договора решить вопрос о понуждении к заключению договора в судебном порядке. При наличии тепловых сетей, по которым производится транспортировка произведенной теплоэнергии, и договора купли-продажи теплоэнергии, ООО "УКХК" становится теплоснабжающей организаций для которой должен быть установлен конечный тариф. На настоящий момент таковой договор отсутствует.
Ущемление прав на момент подачи иска связано не с изданием оспариваемого постановления РСТ, а с отсутствием договорных отношений на транспортировку по сетям ООО "УКХК" теплоэнергии и, соответственно, неоплатой данной услуги. При этом также необходим иной способ защиты нарушенного права.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого Постановления РСТ Ивановской области от 28.11.2008 года № 172-т/3 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП "Китовская коммунальная компания" Федеральному закону № 35-ФЗ от 26.03.2003 года "Об электроэнергетике", Федеральному закону № 41-ФЗ от 14.04.1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2004 года "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и отсутствии нарушенных прав заявителя.
Судебные расходы, понесенные заявителем по оплате государственной пошлины в соответствии со статье 110 Арбитражного процессуального кодекса подлежат отнесению на Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 181, 195 АПК РФ, суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Признать Постановление Региональной службы по тарифам Ивановской области от 28.11.2008 года № 172-т/3 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП "Китовская коммунальная компания" соответствующим Федеральному закону № 35-ФЗ от 26.03.2003 года "Об электроэнергетике", Федеральному закону № 41-ФЗ от 14.04.1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2004 года "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Председательствующий
Т.Е.ТОРГОВА

Судьи
В.Д.ГЕРАСИМОВ
С.Н.ГОЛИКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru