ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 мая 2009 г. по делу № 33-2367
(извлечение)
П.В.Н. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Воронежской области о перерасчете сумм возмещения вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также взыскании задолженности, указав в обоснование заявленных требований, что является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году, 25.11.1993 года признан инвалидом 3 группы, а 09.04.1998 года признан инвалидом 2 группы вследствие болезни, связанной с радиационным воздействием в связи с катастрофой на ЧАЭС, с утратой трудоспособности 60%, с причиной инвалидности "заболевание, связанное с аварией на ЧАЭС". Первоначально истцу возмещение вреда здоровью было назначено с 15.02.2001 года, однако доплата возмещения вреда здоровью за период с 02.06.1998 года по 14.02.2001 года на основании Постановления Правительства РФ № 455 произведена ему не была.
Поскольку при назначении возмещения вреда здоровью с 15.02.2001 года не были учтены суммы заработка за период работы на ЧАЭС, истец просил произвести перерасчет сумм возмещения вреда из расчета заработка за период пребывания его на ЧАЭС с применением коэффициента 6, а также коэффициента года 6,4, проиндексировать суммы возмещения вреда за период с 01.07.2000 года и с 01.01.2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда 1,581 и 1,515, а в последующем, применив величины прожиточного минимума в Воронежской области по методике, определенной Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 05.04.2005 года, и индексы инфляции, обязать ответчиков выплачивать ему с 01.05.2008 года ежемесячную сумму возмещения вреда в размере 25560,45 рубля, а также взыскать недополученную им сумму возмещения вреда в размере 1 758 398,51 рубля.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 21 июля 2008 года исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе представитель Военного комиссариата Воронежской области Р. просит постановленное решение отменить ввиду его незаконности и необоснованности, неправильного применения судом норм материального права.
Судебная коллегия полагает ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 № 179-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ) гражданам, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным законом от 12.02.2001 года № 5-ФЗ были внесены изменения и дополнения в вышеуказанный Закон, в соответствии с которыми возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, были установлены в фиксированных суммах:
инвалидам I группы - 5000 рублей;
инвалидам II группы - 2500 рублей;
инвалидам III группы - 1000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10000 рублей.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 года № 18-П признано не соответствующим Конституции РФ лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда здоровью.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 455 от 08.06.2001 года были утверждены порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы.
Как усматривается из материалов дела, 25.11.1993 года истец признан инвалидом 3 группы, а 09.04.1998 года признан инвалидом 2 группы вследствие болезни, связанной с радиационным воздействием в связи с катастрофой на ЧАЭС, с утратой трудоспособности 60%, с причиной инвалидности "заболевание, связанное с аварией на ЧАЭС".
Удовлетворяя исковые требования П.В.Н., районный суд производил расчет задолженности по возмещению вреда здоровья истца как военнослужащего, ставшего инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с 01.06.1998 года.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается и истцом в суде кассационной инстанции показано, что ему произведена выплата ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью за период с 01.06.1998 года по 2001 год на основании и в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ № 455 от 08.06.2001 года. С 15.02.2001 года ему выплачивается ежемесячное возмещение вреда здоровью в фиксированной сумме, установленное ФЗ от 12.02.2001 года № 5-ФЗ, проиндексированной судом пропорционально росту величины прожиточного минимума по Воронежской области.
При этом суд не проверил и не обосновал в решении, возникло ли у истца право на перерасчет соответствующих выплат на основании Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ 24.12.1992 года № 4214-1.
С учетом изложенного, решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, и на основе норм материального права, подлежащих применению к данным правоотношениям, принять законное и обоснованное судебное постановление.