Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Республики Саха (Якутия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2009 г. № 7-П

ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 43 И 99 (ЧАСТИ 2)
КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, Н.Е. Полятинского, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием заявителя, народного депутата Республики Саха (Якутия) З.А. Корниловой, представителей Правительства Республики Саха (Якутия) Т.С. Ивановой, А.И. Калмыковой, К.А. Худогизова, главы сельского поселения "Село Иенгра" Ю.В. Юхновца рассмотрел в открытом заседании дело о толковании положений статей 43 и 99 (части 2) Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Поводом к рассмотрению дела явился запрос народного депутата Республики Саха (Якутия) З.А. Корниловой, основанием - обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.С. Антонова, выступления сторон и участников заседания, изучив представленные документы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

установил:

1. Статья 43 Конституции Республики Саха (Якутия) устанавливает, что на территории компактного проживания коренных малочисленных народов Севера по волеизъявлению населения могут быть созданы национальные административно-территориальные образования, статус которых определяется законом Республики Саха (Якутия). Согласно статье 99 (части 2) Конституции Республики Саха (Якутия) в местностях компактного проживания коренных малочисленных народов Севера местное самоуправление осуществляется с учетом национально-этнических особенностей в порядке, установленном законом.
По мнению народного депутата, установление границ административно-территориальных единиц и границ муниципальных образований в местностях компактного проживания коренных малочисленных народов Севера должно производиться во взаимосвязи с положениями статьи 42 Конституции республики, гарантирующими за лицами, относящимися к малочисленным народам, осуществление различных видов традиционной хозяйственной деятельности и традиционного природопользования. При этом заявитель считает, что территория национального наслега, как и созданного на его территории муниципального образования, должна формироваться исходя из неразрывности состава соответствующих территорий.
2. В постановлении № 3-П от 26 февраля 2006 года Конституционный суд Республики Саха (Якутия) выразил правовую позицию, согласно которой часть 1 статьи 99 Конституции республики устанавливает территориальную основу местного самоуправления, исходящую из административно-территориального устройства республики. Улусы (районы), город республиканского значения, наслеги выделены как территории местного самоуправления. Конституционный суд в своих постановлениях № 7-П от 14 июля 2005 года, № 2-П от 27 февраля 2007 года, № 4-П от 10 апреля 2007 года признал законодательную практику наделения территории наслегов статусом самостоятельного муниципального образования соответствующей Конституции республики.
В Нерюнгринском улусе (районе) к территории компактного проживания эвенков относится Иенгринский наслег, на территории которого в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года "Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" было образовано сельское поселение "Село Иенгра". Граница была установлена в пределах черты села Иенгра без прилегающих территорий наслега. В результате этого в состав территории сельского поселения не вошли земли общин эвенков, где проживают и ведут традиционное хозяйствование представители этого народа.
3. Республика Саха (Якутия) самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство (статья 45 Конституции Республики Саха (Якутия)). Согласно пункту 18 статьи 56 в порядке, установленном законодательством, Государственное Собрание (Ил Тумэн) решает вопросы административно-территориального устройства республики и вправе изменять статус административно-территориальных единиц.
В законодательстве республики традиционной низовой административно-территориальной единицей в сельской местности учреждается наслег (сельский округ).
В местностях (территориях) компактного проживания долган, эвенов и юкагиров (см. "Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 24 марта 2000 года) наслег (сельский округ) может иметь статус национального административно-территориального образования. Наделение наслега статусом национального административно-территориального образования осуществляется законом республики при условии, если национальные группы коренных малочисленных народов, проживающих на этой территории, составляют не менее 30% от числа населения соответствующей территории.
По смыслу статьи 43 Конституции республики национальным административно-территориальным образованием признается территория с законодательно установленной границей. Выражением указанного условия выступают наличие текстового описания границ и их картографическое отображение. Сказанное означает, что в таком случае основу национального административно-территориального образования составляет территория наслега в пределах картографически обозначенных границ.
Когда территория и граница наслега не определены, т.е. нет их картографического отображения, установление их производится с учетом сложившегося пространства традиционного расселения малочисленного народа. Реализация этого положения зависит от уровня готовности населения и в конечном счете определяется Государственным Собранием (Ил Тумэн) исходя из реальных отношений, сложившихся между родовыми общинами, волеизъявления населения, идентифицирующего себя самостоятельной этнической общностью на данной местности.
3. В соответствии со статьями 43 и 99 (часть 2) Конституции республики национально-территориальные образования располагаются в местностях (территориях) компактного проживания малочисленных народов. Таковыми, по определению законодателя, являются исторически сложившиеся территории (ареалы), в пределах которых малочисленные народы Севера исконно осуществляют традиционное природопользование, культурную и бытовую жизнедеятельность, влияющую на их самоидентификацию, образ жизни. В этом состоит отличительная особенность как национального административно-территориального образования, так и создаваемого на его базе муниципального образования, что учитывается при определении состава их территорий.
В соответствии со статьей 43 Конституции республики законодатель, наделяя конкретную территорию статусом национального административно-территориального образования, в качестве его основы имеет в виду местность (территорию) компактного проживания коренного этноса. Компактное проживание на определенной местности свидетельствует о наличии сформированной территориальной общности людей, состоящих в определенной правовой связи в данной административно-территориальной единице. Представители этих народов состоят в публично-правовых связях с наслегом при регистрации фактов рождения, смерти и состояния в браке, регистрации местопребывания, а также по налогово-бюджетным и социальным отношениям. Потому конституционно-правовое оформление статуса местности расселения пока направлено на сохранение исторически сложившейся территориально-правовой консолидации населения в рамках данного административно-территориального образования.
Согласно части 1 статьи 99 Конституции республики, местное самоуправление в наслегах и других территориях осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Представители коренных малочисленных народов в местностях компактного проживания преимущественно ведут самостоятельную хозяйственную деятельность в общинах. Это позволяет им заниматься различными видами традиционного хозяйствования и поддерживать традиционный образ жизни. В то же время общины сохраняют экономико-хозяйственную связь между собой и центром муниципального образования.
4. По смыслу приведенных положений Конституции Республики Саха (Якутия) наслежная основа национального образования означает, что наделение муниципального образования соответствующим статусом исходит из наличия картографического описания территории ее границ. Однако отсутствие картографического описания не должно мешать реализации инициативы коренного малочисленного народа, проголосовавшего за национальное образование.
Территория и границы национального образования конкретизируются (индивидуализируются) с учетом отсутствия картографического описания "наслега", компактного проживания, особенностей ведения традиционной хозяйственной деятельности, относительной самостоятельности общин, связанных с исконной средой обитания, но имеющих свои территории кочевания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 86 - 88 и 113 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

постановил:

1. По смыслу статьи 43 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) создание национального административно-территориального образования на территории компактного проживания коренных малочисленных народов Севера осуществляется посредством наделения административно-территориальной единицы статусом национального наслега, а в случае отсутствия картографически обозначенных границ этих территорий их установление производится с учетом исторически сложившейся территории расселения малочисленного народа внутри улуса (района).
2. Конституционно-правовой смысл использованного в статье 43 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) понятия "территория компактного проживания" означает целостность и непрерывность территории национального административно-территориального образования; конституционно-правовой смысл использованного в статье 99 (часть вторая) Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) понятия "местность компактного проживания" - организацию местного самоуправления малочисленных народов в едином муниципальном образовании внутри улуса (района).
3. Правительству Республики Саха (Якутия), Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), исходя из положений статьи 42 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), гарантирующих сохранение традиционного образа жизни, традиционного хозяйствования населения при установлении границ муниципальных образований в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, надлежит руководствоваться правовыми позициями Конституционного суда Республики Саха (Якутия) с учетом мнения населения соответствующих территорий.
4. Согласно статье 113 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" данное Конституционным судом толкование является официальным и общеобязательным для всех органов государственной власти, судов, органов местного самоуправления, муниципальных образований, общественных объединений, должностных лиц и граждан.
5. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
6. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".

Председатель
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ

Судья-секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru