Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 октября 2009 г. по делу № А79-9628/2009

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи,
судей,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Жилищно-строительного кооператива "Монтажник-2",
к Кабинету Министров Чувашской Республики,
о признании недействующими абзацев 1, 2, 3 пункта 2.7 "Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов", утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2008 № 392 со дня его принятия,
при участии:
от заявителя - М. по доверенности от 28.05.2009, И. по доверенности от 28.05.2009,
от Кабинета Министров Чувашской Республики - Ф. по доверенности № 04-35/153 от 19.10.2009,
от прокуратуры Чувашской Республики - Б. (удостоверение № 161291),

установил:

жилищно-строительный кооператив "Монтажник-2" (далее - ЖСК "Монтажник-2" или заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующими абзацев 1, 2, 3 пункта 2.7 "Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов", утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2008 № 392 со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований указано, что ЖСК "Монтажник-2" является участником республиканской адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики" на 2009 год и муниципальной адресной программы "Капитальный ремонт жилищного фонда г. Чебоксары" на 2008 - 2011 годы на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.12.2008 № 380.
21 мая 2009 года между ЖСК "Монтажник-2" и ОАО АКБ "Чувашкредитпромбанк" был заключен договор банковского счета № 70052-1, а также дополнительное соглашение к договору на открытие счета в данном банке № 40703810500000070052, на который были перечислены денежные средства участникам вышеуказанных адресных программ.
Для реализации программы ЖСК "Монтажник-2" - заказчик выбрал подрядчиком ООО "СУ-31" для выполнения ремонта кровли в доме № 22/18 по ул. Шумилова г. Чебоксары. 28 мая 2009 года между ЖСК "Монтажник-2" и ООО "СУ-31" был заключен договор подряда, в соответствии с которым заказчик должен был перечислить перед началом работ аванс.
29 июня 2009 года ЖСК "Монтажник-2" оформило платежное поручение № 10 в полном соответствий с требованиями Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком Российской Федерации, и обратилось в ОАО АКБ "Чувашкредитпромбанк" для перечисления аванса ООО "СУ-31". Исполнитель И. отказала осуществить платеж, вернув платежное поручение, указав при этом, что в реквизитах платежного поручения должна быть отметка "Проверено", дата проверки, подпись и расшифровка подписи лица, осуществившего проверку, заверенная гербовой печатью финансового отдела (управления) администрации городского округа; без данной отметки банк не вправе перечислять средства со счета, так как это прямо указано в действующих "Правилах предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов", утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2008 № 392.
Указанные Правила опубликованы в газете "Вести Чувашии" № 51 от 31.12.2008.
В связи с изложенным заявитель полагает, что указанные Правила нарушают право ЖСК "Монтажник-2" на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, поскольку предусматривают дополнительные реквизиты третьих лиц в платежное поручение для осуществления безналичного платежа, которые не установлены Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным Банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации. Согласно статье 7 указанного Федерального закона Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. В силу статьи 80 указанного Федерального закона Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.
Все безналичные платежи юридическими лицами на территории России осуществляются в соответствии с Положением Банка России от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".
Исходя из изложенного, заявитель полагает, что абзацы 1, 2, 3 пункта 2.7 "Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов", утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2008 № 392, противоречат Федеральному закону от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", так как Кабинет Министров Чувашской Республики согласно статье 11 Закона Чувашской Республики от 30.04.2002 № 13 не наделен полномочиями на установление правил, форм и стандартов осуществления безналичных расчетов на территории России.
Представители ЖСК "Монтажник-2" в судебном заседании просили суд признать абзацы 1, 2, 3 пункта 2.7 "Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов", утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2008 № 392, недействующими со дня его принятия по основаниям, изложенным в заявлении от 20.08.2009 и письменным пояснениям к нему от 20.10.2009, указав, что оспариваемые нормы права нарушили право заявителя на распоряжение денежными средствами, находящимся на счете в банке, поскольку предусматривают осуществление кредитными организациями безналичного платежа со счета жилищной организации на счета подрядных организаций только при условии согласования платежных документов с финансовым отделом (управлением) администрации муниципального района и городского округа.
Данное нормотворчество Кабинета Министров Чувашской Республики противоречит его компетенции, так как согласно статьей 11 Закона Чувашской Республики от 30.04.2002 № 13 "О Кабинете Министров Чувашской Республики" Кабинет Министров Чувашской Республики не наделен полномочиями на установление правил, форм и стандартов осуществления безналичных расчетов на территории Российской Федерации, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 4, статьями 7, 80 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" это исключительная компетенция Банка России. Все безналичные платежи юридических лиц на территории России осуществляются в соответствии с Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации № 2-П, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 03.10.2002.
29 июня 2009 года ЖСК "Монтажник-2" оформило платежное поручение № 10 в полном соответствии с требованиями Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации и обратилось в ОАО АКБ "Чувашкредитпромбанк" для перечисления аванса. Однако банк отказался осуществить платеж, вернув платежное поручение, объяснив, что согласно "Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов", утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2008 № 392, в реквизитах платежного поручения должна быть отметка "Проверено", дата проверки, подпись и расшифровка подписи лица, осуществившего проверку, заверенная гербовой печатью финансового отдела (управления) администрации городского округа.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам, изложенным в отзыве от 01.10.2009, пояснив, что абзацы 1, 2, 3 пункта 2.7 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2008 № 392, не устанавливают правила осуществления расчетов в Российской Федерации, а также правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Указанными абзацами предусмотрен перечень документов, представляемых жилищными организациями в финансовый отдел (управление) администрации муниципального района и городского округа, являющимися получателем субсидии по соглашению с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а также на осуществление текущего контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации.
Указанные абзацы Правил направлены на осуществление текущего контроля за исполнением республиканского бюджета Чувашской Республики по долевому финансированию проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Предметом правового регулирования абзацев 1, 2, 3 пункта 2.7 Правил является перечень документов, предоставляемых для осуществления текущего контроля, а также механизм осуществления текущего контроля.
Перечисление жилищными организациями денежных средств, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов на счета подрядных организаций производится на основании платежных документов на перечисление средств после согласования с финансовым отделом администрации муниципального района и городского округа.
Представитель прокуратуры Чувашской Республики в судебном заседании просил суд прекратить производство по делу № А79-9628/2009 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку согласно пункту 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
В пункте 14 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснено, что арбитражные суды в этом Законе не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать такие заявления. Следовательно, заявления о признании недействующими нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Представители заявители в судебном заседании возражали против прекращения производства по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указывая, что Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2008 № 392, являются ненормативным правовым актом, поскольку устанавливают правила не для неопределенного круга лиц, а для утвержденного перечня ТСЖ, которые участвуют в адресной программе.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики в судебном заседании не возражала против прекращения производства по настоящему делу по доводам представителя прокуратуры Чувашской Республики.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЖСК "Монтажник-2" обратился в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании недействующим абзацев 1, 2, 3 пункта 2.7 "Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов", утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2008 № 392, как не соответствующих Федеральному закону от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Указанные Правила опубликованы в газете "Вести Чувашии" № 51 от 31.12.2008.
Абзацами 1, 2, 3 пункта 2.7 указанных Правил предусмотрено, что перечисление кредитными организациями указанных средств со счетов жилищных организаций на счета подрядных организаций производится на основании платежных документов на перечисление средств, согласованных с финансовым отделом (управлением) администрации муниципального района и городского округа.
Для этого жилищной организацией представляются в финансовый отдел (управление) администрации муниципального района и городского округа копии протокола о результатах комиссионного отбора подрядной организации, договора с подрядной организацией, акта выполненных работ, согласованного с администрацией муниципального района и городского округа или уполномоченным ею органом, а также платежные поручения на перечисление средств подрядной организации.
После проверки правильности оформления документов, соответствия суммы и назначения платежа в платежном поручении представленным документам специалистом финансового отдела (управления) администрации муниципального района и городского округа на оборотной стороне первого экземпляра платежного поручения ставятся отметка "Проверено", дата проверки, подпись и расшифровка подписи лица, осуществившего проверку, заверенная гербовой печатью финансового отдела (управления) администрации муниципального района и городского округа. Платежные поручения с отметкой финансового отдела (управления) администрации муниципального района и городского округа передаются на исполнение в кредитную организацию.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят Кабинетом Министров Чувашской Республики, который в силу статьи 1 Закона Чувашской Республики от 30.04.2002 № 13 "О Кабинете Министров Чувашской Республики" является высшим органом исполнительной власти Чувашской Республики.
Деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность регулируются, в том числе, Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу пункта 5 статьи 27 названного Закона законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 14 Информационного письма от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", арбитражные суды в названном Законе не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать заявления об оспаривании нормативных правовых актов, принятых исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Следовательно, такие заявления не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Следовательно, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд отмечает, что пунктом 2 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
С учетом разъяснений, указанных в пункте 3 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" определение о прекращении производства по делу об оспаривании нормативного правового акта обжалуется в порядке кассационного производства.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184 и 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

прекратить производство по делу № А79-9628/2009 по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Монтажник-2", к Кабинету Министров Чувашской Республики, о признании недействующими абзацев 1, 2, 3 пункта 2.7 "Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов", утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2008 № 392 со дня его принятия.
Определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru