Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2009 г. № 02-10/37-09

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии Бутенко Игоря Васильевича - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля монополистической деятельности;
членов Комиссии: Куликова В.В. - заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности; Рыжковой Л.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности; Ярославцева О.А. - специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при участии представителя ООО "Энергокомфорт. Сибирь" Купцова А.А. по доверенности № 183 от 26.12.2008, представителя ООО "Горсети" Черниковой О.И. по доверенности № 45 от 15.05.2008, представителя ООО "УК "Ремстройбыт" по доверенности № 001 от 10.01.2009, рассмотрев дело № 02-10/37-09, возбужденное по признакам нарушения ООО "Энергокомфорт. Сибирь" ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, установила:
В Томское УФАС России обратилась с заявлением Домашкан И.С. о незаконном начислении ООО "Энергокомфорт. Сибирь" платы за электроэнергию на общедомовые нужды. Заявитель считает, что прибор учета, по которому ООО "Энергокомфорт. Сибирь" начисляет плату за общедомовые нужды, нельзя признать прибором общедомового учета, так как этот прибор учета закреплен на опоре № 1 за пределом внешней границы электросетей потребителя.
В ходе рассмотрения дела было установлено следующее:
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон к договору на электроснабжение № 1887 от 06.07.2006, заключенному между ООО "Энергокомфорт. Сибирь" и ООО "УК "Ремстройбыт", во владении и обслуживании потребителя находятся: ВРУ и внутренняя электропроводка жилого дома по адресу: пер. 1905 года, 8, следовательно, прибор, по которому ООО "Энергокомфорт. Сибирь" производит начисления ОДН жильцам, находится вне жилого дома. Кроме того, по акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон н/в воздушная линия от ТП-610-46 до ВРУ жилого дома является бесхозяйной. Акт от 11.09.2008 о приеме прибора учета на опоре № 1 подписан представителями ООО "Горсети", ООО "Энергокомфорт. Сибирь" и ООО "УК "Ремстройбыт".
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением № 491 от 13.08.2006 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуги выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Российской Федерации № 47 издано 28.01.2006, а не 28.01.2009.

Согласно п. 6 Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2009 г. № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Между гарантирующим поставщиком - ООО "Энергокомфорт. Сибирь" и исполнителем коммунальных услуг заключен договор энергоснабжения электрической энергии № 1887 от 26.06.2006, по которому ООО "Энергокомфорт. Сибирь" обязуется подавать исполнителю коммунальной услуги по электроснабжению - ООО "УК "Ремстройбыт" электрическую энергию в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Пунктом 1 соглашения от 01.09.2008 к договору № 1887 от 06.07.2006 определен порядок расчетов за электроэнергию, по которому "исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению" - ООО "УК Ремстройбыт" предоставляет коммунальные услуги по электроснабжению потребителям (гражданам) многоквартирного дома по адресу: пер. 1905 года, 8, а оплата за потребляемую потребителями электроэнергию производится на счет (или в кассу) Гарантирующего поставщика. Данное соглашение заключено в соответствии с пунктом 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, "договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии".
В соответствии с пунктом 88 этих Правил порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем.
ООО "УК "Ремстройбыт" является исполнителем по предоставлению коммунальных услуг гражданам, и отношения между исполнителем и потребителем услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, согласно п. 7 которых собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленной холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 этих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
Понятие коллективного (общедомового) прибора учета закреплено в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. ООО "УК "Ремстройбыт" подписал Акт от 11.09.2008 о приеме прибора учета на опоре № 1, тем самым признал наличие общедомового прибора учета.
В случае если имеется общедомовой прибор учета и квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, то размер платы за электроснабжение жилых помещений определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Расчет электроэнергии на ОДН жильцам производится в соответствии с пунктом 23 этих Правил. По этим Правилам и производило расчет ООО "Энергокомфорт. Сибирь".
В соответствии с п. 143 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, "в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии".
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены. Ответственность за надежность бесхозяйной н/в воздушной линии от ТП-610-46 до ВРУ жилого дома лежит на ООО "Горсети", т.к. она подключена к ТП-610-46, которая находится во владении и обслуживании ООО "Горсети".
Возбуждая дело в отношении ООО "Энергокомфорт. Сибирь", Томское УФАС России усмотрело в действиях ООО "Энергокомфорт. Сибирь" признаки нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, выразившиеся в необоснованных начислениях платы за общедомовые нужды жильцам дома по адресу: пер. 1905 года, 8.
Изучив представленные ответчиком материалы, заслушав стороны по делу, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу: прибор учета на опоре № 1 нельзя признать общедомовым прибором учета, так как он присоединен к бесхозяйной н/в воздушной линии. ООО "Энергокомфорт. Сибирь" не предоставляет коммунальные услуги потребителям - жильцам дома, эти отношения закреплены за ООО "УК "Ремстройбыт" договором № 179 от 01.05.2006 на управление многоквартирными жилыми домами. Это позволяет сделать вывод, что ООО "Энергокомфорт. Сибирь" не совершало действия, которые могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением на рынке, поэтому в его действиях отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 41 и 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Производство по делу № 02-10/37-09, возбужденному в отношении ООО "Энергокомфорт. Сибирь", прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение федерального антимонопольного органа (его территориального органа) может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии
И.В.БУТЕНКО

Члены Комиссии:
В.В.КУЛИКОВ
О.А.ЯРОСЛАВЦЕВ
Л.М.РЫЖКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru