Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2008 г. по делу № А33-3340/2008

Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.М. Шайхутдинов
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Красфарма" (г. Красноярск)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю (г. Красноярск)
об оспаривании постановления от 04.03.2008 № 20-35/3-12 по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании участвовали представители:
- заявителя - Л.Ю. на основании доверенности от 10.12.2007;
- ответчика - М.И. на основании доверенности от 03.04.2008; С.Т. на основании доверенности от 14.01.2008; М.С. на основании доверенности от 06.02.2008.
Протокол судебного заседания вел судья Е.М. Шайхутдинов.

При рассмотрении настоящего дела установлено:
открытое акционерное общество "Красфарма" (далее - ОАО "Красфарма", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным постановления Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю (далее - административный орган, налоговый орган, ответчик) от 04.03.2008 № 20-35/3-12 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленное требование, просил отменить постановление налогового органа от 04.03.2008 № 20-35/3-12 и производство по делу об административном правонарушении прекратить; сослался на доводы, изложенные в заявлении, дополнительных письменных пояснениях.
Представители ответчика в судебном заседании заявленное требования не признали, сослались на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 14 час. 00 мин. 04.04.2008 до 16 час. 50 мин. 04.04.2008.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
ОАО "Красфарма" зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1022402295112 осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе, с использованием этилового спирта и спиртосодержащей продукции в целях, не связанных с производством указанной продукции.
Из материалов дела следует, что 12.02.2008 административным органом проведена проверка соблюдения заявителем требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858). По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 12.02.2008 № 20-35/3-6ДЮ, отразивший факт несвоевременного представления заявителем в налоговый орган на бумажном носителе "Декларации об объемах использования этилового спирта" и "Декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (приложения № 2 и № 7 к Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Указанные обстоятельства расценены административным органом как нарушение статьи 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пунктов 3, 4, и 6 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Постановлением от 04.03.2008 № 20-35/3-12 на заявителя наложено административное взыскание, предусмотренное статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 рублей, что послужило поводом для его обращения в арбитражный суд.
Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, в том числе, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Приведенная норма содержит три состава административных правонарушений:
- уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта;
- несвоевременная подача одной из таких деклараций;
- включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения предполагает несвоевременную подачу декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Административный орган не заявил доводов, не представил достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях заявителя признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Согласно части 4 названной статьи порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции декларации представляются организациями осуществляющими, в том числе, закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции (далее - организации).
Организации, использующие этиловый спирт, в том числе денатурированный, для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на технические или иные цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению № 2.
Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению № 7.
В силу абзаца 13 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 4 названного Положения декларации представляются в территориальные налоговые органы ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Таким образом, за IV квартал 2007 года соответствующие декларации должны быть представлены в налоговый орган не позднее 21.01.2008 (с учетом того, что 20-е число месяца приходится на нерабочий день - воскресенье).
Согласно пункта 6 Положения декларации представляются на бумажном носителе и в электронном виде в утвержденном Федеральной налоговой службой формате.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что соответствующие декларации должны быть представлены организацией в двух формах: на бумажном носителе и в электронной форме.
Из материалов дела (в том числе, протокола об административном правонарушении от 12.02.2008, постановления от 04.03.2008 по делу об административном правонарушении) следует, что 14.01.2008 (то есть, своевременно) заявителем необходимые декларации представлены в административный орган в электронном виде в утвержденном Федеральной налоговой службой формате посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью; указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются. На бумажном носителе соответствующие декларации представлены 29.01.2008.
Порядок представления деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в электронном виде утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 15.08.2006 № ММ-3-07/528.
В соответствии с пунктом 1 названного Порядка декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - декларации) представляются в электронном виде в установленном формате в виде текстового файла на магнитном носителе или посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью организации.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" установлено, что электронная цифровая подпись является реквизитом электронного документа, предназначенным для защиты данного электронного документа от подделки, полученным в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющим идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
По смыслу статьи 4 Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи на бумажном носителе
Согласно пункту 11 Порядка представление деклараций по телекоммуникационным каналам связи допускается при обязательном использовании сертифицированных в установленном порядке средств электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в декларациях, направленных по телекоммуникационным каналам связи.
В силу пункта 15 Порядка представление деклараций по телекоммуникационным каналам связи возможно, в том числе, при наличии соответствующего программного обеспечения, которое также осуществляет наложение ЭЦП организации при передаче деклараций в налоговый орган и проверку ЭЦП налогового органа.
В соответствии с подпунктами 16.1, 16.2, 16.3 пункта 16 Порядка при представлении деклараций по телекоммуникационным каналам связи после подготовки каждой декларации в соответствии с утвержденным форматом руководитель организации (или уполномоченное лицо) организации подписывает ее ЭЦП и отправляет в зашифрованном виде в адрес налогового органа. В течение двух часов с момента отправки декларации организация получает подтверждение налогового органа или специализированного оператора связи. В течение суток с момента отправки декларации организация получает от налогового органа квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи, протокол форматно-логического контроля декларации.
Согласно пункта 17 Порядка датой представления деклараций по телекоммуникационным каналам связи является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении налогового органа или специализированного оператора связи.
Из материалов дела следует, что датой отправки (следовательно, датой представления) заявителем в налоговый орган деклараций по телекоммуникационным каналам связи является 14.01.2008. Указанный факт ответчиком не оспаривается, подтверждается протоколами входного контроля (даты формирования 15.01.2008 и 17.01.2008).
Проставленная в декларациях электронная цифровая подпись позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронных декларациях. При этом сведения в представленных заявителем в налоговый орган декларациях в электронном виде (14.01.2008) и на бумажном носителе (21.01.2008) полностью совпадают.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения предполагает несвоевременную подачу декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта. Действия по несвоевременной подаче деклараций на бумажном носителе, при условии их своевременной подачи в электронном формате, состав рассматриваемого правонарушения не образуют.
Таким образом, действия заявителя не содержат признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для привлечения заявителя к административной ответственности отсутствуют.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 04.03.2008 № 20-35/3-12 о назначении административного наказания является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта.
Согласно статье 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вышеуказанные обстоятельства являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление открытого акционерного общества "Красфарма" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление от 04.03.2008 № 20-35/3-12 Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю по делу об административном правонарушении о привлечении открытого акционерного общества "Красфарма", зарегистрированного в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1022402295112, расположенного в г. Красноярске, по ул. 60 лет Октября, 2, к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано, в соответствии со статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня принятия.

Судья
Е.М.ШАЙХУТДИНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru