Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 сентября 2009 г. по делу № 33-1170

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда, рассмотрев в судебном заседании по докладу К. дело по иску прокурора г. Костромы к Администрации г. Костромы и МУП "Костромагорводоканал" о признании незаконным бездействия Администрации г. Костромы, выразившееся в неосуществлении действий по постановке на учет бесхозяйных сетей водопровода и канализации, обслуживающих здание памятника истории и культуры "Пряничные ряды", отсутствии постоянного контроля за состоянием бесхозяйных сетей водопровода и канализации, соблюдением норм и правил безопасности бесхозяйных сетей при их эксплуатации, возложении на Администрацию г. Костромы обязанности по постановке на учет бесхозяйных сетей водопровода и канализации,

установила:

прокурор г. Костромы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с иском к Администрации г. Костромы и МУП "Костромагорводоканал" о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления по исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства. Требования мотивировал тем, что в ходе проверки обращения директора Федерального государственного учреждения культуры "Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря (ФГУК "ВХНРЦ") установлено, что распоряжением от 09.10.2007 № 804 Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области за Костромским филиалом ФГУК "ВХНРЦ" на праве оперативного управления закреплено помещение № 8 литер А, А1, А2, а-аб общей площадью 498 кв.м. и галерея площадью 114 кв. м, расположенные в памятнике истории и культуры федерального значения Пряничные ряды, составляющие казну Российской Федерации. В настоящее время в связи с неудовлетворительным состоянием инженерных сетей, обслуживающих здание Пряничных рядов, над памятником возникла угроза разрушения. Департаментом культурного наследия КО в адрес Костромского филиала ФГУК "ВХНРЦ" было направлено предписание о проведении ремонта внутренних инженерных коммуникаций, однако в ходе исполнения данного предписания выяснилось, что оно не может быть выполнено в связи с тем, что в нарушение п. 87 правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" отказывается прекратить на время проведения ремонтных работ водоснабжение здания Пряничных рядов, мотивируя свой отказ отсутствием на балансе наружных сетей, по которым осуществляется водоснабжение. Кроме того, в связи с аварийным состоянием канализационных сетей периодически происходит затопление подвалов здания Пряничных рядов. Вследствие затопления ввода лотка теплотрассы в помещении № 8 Пряничных рядов наблюдается повышенная влажность, из-за чего здание разрушается и требует проведения капитального ремонта. Непринятие мер по устранению аварий препятствует проведению ремонтных работ памятника истории и культуры Федерального значения, что может привести к его разрушению. Утрата памятника влечет нарушение конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям. Помимо этого, испарение сточных вод в здании Пряничных рядов, а также их попадание в почву в центральной части города, влечет нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. В ходе проведенной проверки установлено, что не решен вопрос о балансовой принадлежности инженерных коммуникаций, обслуживающих здание Пряничных рядов. МУП "Костромагорводоканал" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, на баланс которого должны быть переданы водопроводные и канализационные сети, обслуживающие здание Пряничных рядов, и несет обязанности по содержанию и ремонту данных сетей. Вследствие неисполнения предприятием указанных обязанностей сети в настоящее время находятся в аварийном состоянии.
Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 23 марта 2009 года производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному абзацем 2 ст. 220 ГПК РФ.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 4 мая 2009 года определение суда от 23 марта 2009 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении прокурор неоднократно уточнял исковые требования, в окончательном варианте просил признать незаконным бездействие Администрации г. Костромы, выразившееся в неосуществлении действий по постановке на учет бесхозяйных сетей водопровода и канализации, обслуживающих здание памятника истории и культуры "Пряничные ряды", отсутствии постоянного контроля за состоянием указанных бесхозяйных сетей водопровода и канализации, соблюдением норм и правил безопасности бесхозяйных сетей водопровода и канализации при их эксплуатации, возложить на Администрацию г. Костромы обязанность по постановке на учет бесхозяйных сетей водопровода, обслуживающих здание памятника истории и культуры "Пряничные ряды", от врезки в колодце СВК-4 (по первому ответному фланцу) на линии водопровода Д=400 мм до ввода в здание Пряничных рядов, и всех сетей водопровода, расположенных в подвальном помещении здания Пряничных рядов, возложить на Администрацию г. Костромы обязанность по постановке на учет бесхозяйных сетей канализации, обслуживающих здание памятника истории и культуры "Пряничные ряды", от колодца СКК-6 на линии канализации Д=200 мм до ввода в здание Пряничных рядов, и всех сетей канализации, расположенных в подвальном помещении здания Пряничных рядов.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены КУГЗМИ Администрации г. Костромы, Департамент культурного наследия Костромской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области, ФГУ "Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря".
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 3 августа 2009 года исковое заявление прокурора г. Костромы удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие Администрации г. Костромы, выразившееся в неосуществлении действий по постановке бесхозяйных сетей водопровода и канализации, обслуживающих здание памятника истории и культуры "Пряничные ряды", на учет.
Администрация г. Костромы обязана осуществить действия по постановке на учет бесхозяйных сетей водопровода, обслуживающих здание памятника истории и культуры "Пряничные ряды" от врезки в колодце СВК-4 (по первому ответному фланцу) на линии водопровода Д=400 мм до ввода в здание Пряничных рядов.
Администрация г. Костромы обязана осуществить действия по постановке на учет бесхозяйных сетей канализации, обслуживающих здание памятника истории и культуры "Пряничные ряды" от колодца СКК-6 на линии канализации Д=200 мм до ввода в здание Пряничных рядов.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Принесенное прокурором г. Костромы кассационное представление отозвано им до рассмотрения дела по существу судом кассационной инстанции.
В кассационной жалобе представитель комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации г. Костромы Л., действующий по доверенности, просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства вины Администрации г. Костромы в разрушении памятника истории и культуры Федерального значения Пряничные ряды, и что это разрушение происходит из-за непостановки на учет сетей водопровода и канализации в качестве бесхозяйного имущества. Из материалов дела видно, что в процессе строительства спорных сетей были нарушены требования СниП в части минимально допустимых расстояний между тепловыми и канализационными сетями при параллельной их прокладке. Удовлетворение заявленного требования не приведет к восстановлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку сам по себе факт постановки спорного имущества на учет в качестве бесхозяйного не приведет к его исправности. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность ответчика выполнять работы по обслуживанию, ремонту и содержанию бесхозяйных сетей. Считает, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты права, которое он считает нарушенным. Ссылается также на то, что спорные сети не предназначены для обслуживания муниципального жилищного фонда, служат исключительно для обслуживания объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в связи с чем, рассматривать имущество предназначенным для решения вопросов местного значения оснований не имеется. Суждения суда со ссылкой на ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о незаконности бездействия Администрации г. Костромы считает необоснованным. Полагает также, что спорные сети могут относиться к движимому имуществу, они могут быть заменены на новые, вывод же суда о том, что спорное имущество является недвижимым, не подтвержден соответствующими допустимыми доказательствами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя КУГЗМИ Администрации г. Костромы Л., представителя МУП "Костромагорводоканал" С.М., заключение прокурора С.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по изложенным в жалобе доводам.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о бездействии Администрации г. Костромы в решении вопроса о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводных и канализационных сетей, обслуживающих здание Пряничных рядов.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
В соответствии с пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Из материалов дела видно и судом установлено, что водопроводные и канализационные сети, обслуживающие здание памятника истории и культуры Пряничные ряды, от врезки в колодце до ввода в здание Пряничных рядов находятся в административных границах муниципального образования городского округа город Кострома. Их собственник либо эксплуатирующая организация не определены. В этой связи следует признать правильным вывод суда о том, что необращение Администрации г. Костромы в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанных сетей на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 ГК РФ, в соответствии с которым бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и пункта 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, вывод суда о возложении обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных сетей на Администрацию г. Костромы, как орган местного самоуправления, является верным.
Доводы кассационной жалобы о неправильном избрании прокурором способа защиты прав неопределенного круга лиц не состоятельны.
Судом установлено, что бесхозяйные спорные водопроводные и канализационные сети находятся в аварийном состоянии, отсутствие собственника приводит к их дальнейшему разрушению, угрозе попадания сточных и канализационных вод в почву центральной части г. Костромы, разрушению памятника истории и культуры. Невыполнение действий по постановке спорных сетей на учет как бесхозяйных препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорные сети могут являться движимыми, аналогичны доводам, приводимым представителем КУГЗМИ Администрации г. Костромы в суде первой инстанции. Этим доводам судом дана надлежащая правовая оценка.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Признавая спорные объекты недвижимым имуществом, суд обоснованно исходил из того, что бесхозяйные водопроводные и канализационные сети длительное время эксплуатируются и обслуживают памятник истории и культуры, прочно связаны с землей, их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. Доказательств, опровергающих данный вывод суда, не представлено.
С учетом изложенного судебная коллегия считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Костромы от 3 августа 2009 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу представителя КУГЗМИ Администрации г. Костромы Л. - без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru