АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2009 г. по делу № А31-1034/2009-28
Судья Арбитражного суда Костромской области Трубникова Елена Юрьевна
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Строй-спецмонтаж", г. Кострома
к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области, г. Кострома, Департаменту культурного наследия Костромской области, г. Кострома
о признании недействительным отказа в выкупе земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи
протокол вел: секретарь судебного заседания Мясникова И.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Смирнова О.В. (паспорт)
от Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области: не явился (надлежаще извещен, ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя)
от Департамента культурного наследия Костромской области: не явился (надлежаще извещен, ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя)
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-спецмонтаж", г. Кострома (далее - ООО "Строй-спецмонтаж"), обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - ДИЗО) от 28.01.2009 № 409/з о предоставлении ООО "Строй-спецмонтаж" в собственность земельного участка общей площадью 1318,43 кв. м (кадастровый номер 44:27:04 07 04:0039), расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 28.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования в части обязании ДИЗО принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка и направлении в месячный срок в адрес истца проекта договора купли-продажи участка спорного участка в соответствии с требованиями п. 6 ст. 36
Земельного кодекса Российской Федерации.
Уточнение судом принято.
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области представителя в судебное заседание не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя; в отзыве, представленном в материалы дела, заявленные требования не признал, считает отказ в выкупе правомерным, поскольку спорный земельный участок расположен в зоне объекта археологического наследия, что в соответствии действующим земельным законодательством, делает его ограниченным в обороте, и, следовательно, не подлежащим приватизации.
Департамент культурного наследия Костромской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, также ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в отзыве, представленном в материалы дела, пояснил, что земельные участки, занятые объектами культурного наследия предоставляются в частную собственность при условии согласования режима использования земельного участка с Департаментом культурного наследия Костромской области, путем заключения охранного договора (обязательства). Сообщил суду, что такой договор заключен 14.03.2008 года.
В соответствии со ст. 156
АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующие обстоятельства.
ООО "Строй-спецмонтаж" на праве собственности принадлежат жилой дом с двумя пристройками (Свидетельство о государственной регистрации права от 27.09.2007 г. серия 44-АБ № 163362) и нежилое строение (Свидетельство о государственной регистрации права от 27.09.2007 г. серия 44-АБ № 163363) (л.д. 9-10).
Данные объекты расположены на земельном участке по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 28, площадью 1318,43 кв. м (кадастровый номер 44:27:04 07 04:0039), находящемся в государственной собственности и предоставленном истцу в аренду на срок с 05.10.2007 г. по 05.10.2056 г. (л.д. 11-16).
Постановлением
Главы администрации Костромской области от 28.10.1999 года № 470 "Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историко-культурную ценность, к категории памятников истории и культуры местного значения" земельный участок, расположенный по адресу: г. Кострома ул. Советская, д. 28, площадью 1318,43 кв. м (кадастровый номер 44:27:04 07 04:0039), признан расположенным в границах объекта археологического наследия 16-18 вв. - "Участок культурного слоя посада вдоль бывших Русиновой и Никольской улиц, датируемого 16-18 вв.".
Согласно приложенному плану расположения памятников истории и культуры и зон их охраны, указанный земельный участок расположен в границах объекта археологического наследия.
Заявитель обратился в ДИЗО с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность в соответствии с п. 1 ст. 36
Земельного кодекса Российской Федерации.
28 января 2008 года заявителю было отказано в предоставлении данного земельного участка в собственность по причине того, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 ст. 27
Земельного кодекса РФ ограничен в обороте, и, следовательно, не может быть приобретен в собственность, а также сообщено о возможности заключения договора аренды указанного участка.
Не согласившись с данными доводами, заявитель обратился в суд с настоящим иском, просит признать незаконным отказ в выкупе земельного участка, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 28, площадью 1318,43 кв. м (кадастровый номер 44:27:04 07 04:0039), обязании ответчика принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка и направить в месячный срок в адрес заявителя проект договора купли-продажи участка в соответствии с требованиями п. 6 ст. 36
Земельного кодекса Российской. Считает, что данный отказ ограничивает возможности использования земельного участка в гражданском обороте, кроме того, отказ нарушает право заявителя на выбор способа оформления земельных отношений по поводу использования данного земельного участка.
Суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 36
Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
В силу части 4 статьи 28
Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Вместе с тем в этой же норме дополнительно указано, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.
Согласно пункту 3 статьи 129
Гражданского кодекса Российской Федерации оборотоспособность земли определяется законами о земле.
Пунктом 2 статьи 49
Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. При этом в соответствии со статьей 5
Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Федеральным законом.
По смыслу статей 94
и 99
Земельного кодекса Российской Федерации, земли историко-культурного назначения являются землями особо охраняемых территорий, однако ни названный Кодекс
, ни федеральные законы "О приватизации
государственного и муниципального имущества" и "Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не относят такие земельные участки к объектам, изъятым из оборота, и не содержат запрета на их приватизацию.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность приобретения земельного участка, отнесенного к землям историко-культурного назначения, в собственность.
Сведений об изъятии спорного земельного участка из оборота или ограничения его в обороте по другим основаниям не имеется.
Нахождение на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности, подтверждено материалами дела.
В материалы дела представлен охранный договор (обязательство) № 23-ОА/08 (л.д. 33-35), свидетельствующий о принятии заявителем на себя обязательств по содержанию, сохранению и использованию данного земельного участка, предусмотренных действующим законодательством.
Статьей 198
АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования заявителя о признании незаконным отказа подлежат удовлетворению, поскольку данный отказ противоречит нормам земельного законодательства и нарушает права истца на определение способа оформления земельных отношений, не позволяет использовать его в гражданском обороте по своему усмотрению.
Поскольку иных оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка в общую долевую собственность у ДИЗО не имеется, то в соответствии с п. 6 ст. 36
Земельного кодекса РФ Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области надлежит осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Учитывая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность вынесен Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области суд в соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит расходы по государственной пошлине на данное заинтересованное лицо.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 167
, 169
, 201
, 110
АПК РФ, суд
решил:
1. Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, г. Кострома от 28.01.09 г. № 409/з в предоставлении в собственность Обществу с ограниченной ответственностью "Строй-спецмонтаж", г. Кострома земельного участка, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 28, площадью 1318,43 кв. м (кадастровый номер 44:27:04 07 04:0039).
2. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, г. Кострома осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 28, площадью 1318,43 кв. м (кадастровый номер 44:27:04 07 04:0039) и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
3. Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, г. Кострома в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Строй-спецмонтаж", г. Кострома, 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
4. Исполнительный лист выдать по вступлении решения в законную силу.
5. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции; вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья
Е.Ю.ТРУБНИКОВА