Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2009 г. по делу № А31-1034/2009-28

Судья Арбитражного суда Костромской области Трубникова Елена Юрьевна
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Строй-спецмонтаж", г. Кострома
к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области, г. Кострома, Департаменту культурного наследия Костромской области, г. Кострома
о признании недействительным отказа в выкупе земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи
протокол вел: секретарь судебного заседания Мясникова И.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Смирнова О.В. (паспорт)
от Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области: не явился (надлежаще извещен, ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя)
от Департамента культурного наследия Костромской области: не явился (надлежаще извещен, ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя)

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Строй-спецмонтаж", г. Кострома (далее - ООО "Строй-спецмонтаж"), обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - ДИЗО) от 28.01.2009 № 409/з о предоставлении ООО "Строй-спецмонтаж" в собственность земельного участка общей площадью 1318,43 кв. м (кадастровый номер 44:27:04 07 04:0039), расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 28.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования в части обязании ДИЗО принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка и направлении в месячный срок в адрес истца проекта договора купли-продажи участка спорного участка в соответствии с требованиями п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Уточнение судом принято.
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области представителя в судебное заседание не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя; в отзыве, представленном в материалы дела, заявленные требования не признал, считает отказ в выкупе правомерным, поскольку спорный земельный участок расположен в зоне объекта археологического наследия, что в соответствии действующим земельным законодательством, делает его ограниченным в обороте, и, следовательно, не подлежащим приватизации.
Департамент культурного наследия Костромской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, также ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в отзыве, представленном в материалы дела, пояснил, что земельные участки, занятые объектами культурного наследия предоставляются в частную собственность при условии согласования режима использования земельного участка с Департаментом культурного наследия Костромской области, путем заключения охранного договора (обязательства). Сообщил суду, что такой договор заключен 14.03.2008 года.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующие обстоятельства.
ООО "Строй-спецмонтаж" на праве собственности принадлежат жилой дом с двумя пристройками (Свидетельство о государственной регистрации права от 27.09.2007 г. серия 44-АБ № 163362) и нежилое строение (Свидетельство о государственной регистрации права от 27.09.2007 г. серия 44-АБ № 163363) (л.д. 9-10).
Данные объекты расположены на земельном участке по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 28, площадью 1318,43 кв. м (кадастровый номер 44:27:04 07 04:0039), находящемся в государственной собственности и предоставленном истцу в аренду на срок с 05.10.2007 г. по 05.10.2056 г. (л.д. 11-16).
Постановлением Главы администрации Костромской области от 28.10.1999 года № 470 "Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историко-культурную ценность, к категории памятников истории и культуры местного значения" земельный участок, расположенный по адресу: г. Кострома ул. Советская, д. 28, площадью 1318,43 кв. м (кадастровый номер 44:27:04 07 04:0039), признан расположенным в границах объекта археологического наследия 16-18 вв. - "Участок культурного слоя посада вдоль бывших Русиновой и Никольской улиц, датируемого 16-18 вв.".
Согласно приложенному плану расположения памятников истории и культуры и зон их охраны, указанный земельный участок расположен в границах объекта археологического наследия.
Заявитель обратился в ДИЗО с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность в соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
28 января 2008 года заявителю было отказано в предоставлении данного земельного участка в собственность по причине того, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничен в обороте, и, следовательно, не может быть приобретен в собственность, а также сообщено о возможности заключения договора аренды указанного участка.
Не согласившись с данными доводами, заявитель обратился в суд с настоящим иском, просит признать незаконным отказ в выкупе земельного участка, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 28, площадью 1318,43 кв. м (кадастровый номер 44:27:04 07 04:0039), обязании ответчика принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка и направить в месячный срок в адрес заявителя проект договора купли-продажи участка в соответствии с требованиями п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской. Считает, что данный отказ ограничивает возможности использования земельного участка в гражданском обороте, кроме того, отказ нарушает право заявителя на выбор способа оформления земельных отношений по поводу использования данного земельного участка.
Суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Вместе с тем в этой же норме дополнительно указано, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.
Согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации оборотоспособность земли определяется законами о земле.
Пунктом 2 статьи 49 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. При этом в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Федеральным законом.
По смыслу статей 94 и 99 Земельного кодекса Российской Федерации, земли историко-культурного назначения являются землями особо охраняемых территорий, однако ни названный Кодекс, ни федеральные законы "О приватизации государственного и муниципального имущества" и "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не относят такие земельные участки к объектам, изъятым из оборота, и не содержат запрета на их приватизацию.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность приобретения земельного участка, отнесенного к землям историко-культурного назначения, в собственность.
Сведений об изъятии спорного земельного участка из оборота или ограничения его в обороте по другим основаниям не имеется.
Нахождение на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности, подтверждено материалами дела.
В материалы дела представлен охранный договор (обязательство) № 23-ОА/08 (л.д. 33-35), свидетельствующий о принятии заявителем на себя обязательств по содержанию, сохранению и использованию данного земельного участка, предусмотренных действующим законодательством.
Статьей 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования заявителя о признании незаконным отказа подлежат удовлетворению, поскольку данный отказ противоречит нормам земельного законодательства и нарушает права истца на определение способа оформления земельных отношений, не позволяет использовать его в гражданском обороте по своему усмотрению.
Поскольку иных оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка в общую долевую собственность у ДИЗО не имеется, то в соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области надлежит осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Учитывая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность вынесен Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит расходы по государственной пошлине на данное заинтересованное лицо.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 167, 169, 201, 110 АПК РФ, суд

решил:

1. Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, г. Кострома от 28.01.09 г. № 409/з в предоставлении в собственность Обществу с ограниченной ответственностью "Строй-спецмонтаж", г. Кострома земельного участка, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 28, площадью 1318,43 кв. м (кадастровый номер 44:27:04 07 04:0039).
2. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, г. Кострома осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 28, площадью 1318,43 кв. м (кадастровый номер 44:27:04 07 04:0039) и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
3. Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, г. Кострома в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Строй-спецмонтаж", г. Кострома, 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
4. Исполнительный лист выдать по вступлении решения в законную силу.
5. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции; вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Судья
Е.Ю.ТРУБНИКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru