Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 июля 2009 г. по делу № А29-5335/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 13 июля 2009 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе:
судьи:
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества Коми региональный банк "Ухтабанк"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми
об отмене постановления от 8 июня 2009 года № 146
при участии в заседании:
от заявителя: Л.,
от административного органа: П., А.,

установил:

Открытое акционерное общество Коми региональный банк "Ухтабанк" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми от 8 июня 2009 года № 146 о привлечении организации к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган возражает против удовлетворения заявленных требований, доводы ответчика подробно изложены в отзыве от 2 июля 2009 года № 5863/01-10.
Заслушав представителей обеих сторон, суд установил следующее.
В мае 2009 года должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Ухте (далее - Территориальный отдел Роспотребнадзора) на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми от 3 апреля 2009 года № 559 были проведены плановые мероприятия по контролю в отношении Открытого акционерного общества Коми региональный банк "Ухтабанк" (далее - ОАО "Ухтабанк").
В ходе проверки установлено, что ОАО Коми региональный банк "Ухтабанк" осуществляет деятельность по предоставлению финансовых услуг потребителям (физическим лицам). Потребителям предоставляются платные услуги, в том числе связанные с: привлечением денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); открытием и ведением банковских счетов физических лиц; размещением привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических лиц от имени и за счет банка; осуществлением расчетов по поручению физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассацией денежных средств; кассовым обслуживанием физических лиц; куплей-продажей иностранной валюты в наличной и безналичной формах; осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов), арендой специальных помещений и сейфов и т.д.
Кроме того, при проведении проверки должностным лицом Территориального отдела Роспотребнадзора были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, а именно: нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о полной стоимости кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем и графике погашения этой суммы.
Так, в пункте 2.1 кредитного договора от 12 сентября 2008 года № ДК0208282 указано "+ Заемщик обязуется возвратить полученные денежные средства и уплатить проценты за них, а также иные платежи Кредитору в порядке, предусмотренном настоящим договором", при этом стоимость кредита и полная сумма, подлежащая выплате потребителем, не указаны. В Приложении № 1 к кредитному договору, в "графике погашения заемщиком текущей задолженности по кредиту, текущей задолженности по процентам, задолженности по уплате комиссии за обслуживание ссудного счета" указана общая сумма платежа, включающая основной долг и платежи по процентам, при этом в общей сумме платежа не учтены обязательные для заемщика платежи за комиссию за открытие ссудного счета. Информация о стоимости комиссии указана отдельно в примечании.
Аналогичные по содержанию пункты 2.1, Приложения № 1 и графики погашения заемщиком сумм содержатся в кредитных договорах от 29 октября 2008 года № ДК0208356, от 27 ноября 2008 года № ДК0208406 и др., которые были исследованы в ходе проверки и в судебном заседании арбитражным судом.
По результатам проверки составлен Акт плановых контрольно-надзорных мероприятий от 14 мая 2009 года № б/номера.
На основании материалов проверки должностное лицо Территориального отдела Роспотребнадзора составило протокол об административном правонарушении от 20 мая 2009 года № б/номера, а Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми вынес постановление от 8 июня 2009 года № 146 о привлечении ОАО "Ухтабанк" к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно - КоАП РФ) и назначении наказания в виде наложения штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, ОАО "Ухтабанк" обратилось с заявлением в арбитражный суд, указывая на то, что: а) при проведении проверки были нарушены требования пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; б) выводы должностных лиц ответчика о нарушении прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о полной стоимости кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем и графике погашения этой суммы, не соответствуют действительности.
Заслушав представителей заявителя и ответчика, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 5 000 до 10 000 рублей.
Частью 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу абзаца 4 части 2 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" информация при предоставлении кредита в обязательном порядке должна содержать размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Аналогичное требование об обязательном порядке предоставления информации кредитными организациями при предоставлении кредитов гражданам, содержится в письме Центрального Банка России от 29 декабря 2007 года № 228-Т "По вопросу осуществления потребительского кредитования".
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России выполняет, в том числе следующие функции: устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации и правила проведения банковских операций.
Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (статья 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ).
Как установлено статьей 30 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности" в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Кредитная организация до заключения кредитного договора с заемщиком - физическим лицом и до изменения условий кредитного договора с указанным заемщиком, влекущего изменение полной стоимости кредита, обязана предоставить заемщику - физическому лицу информацию о полной стоимости кредита, а также перечень и размеры платежей заемщика - физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора. Кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику - физическому лицу, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика - физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора. В расчет полной стоимости кредита должны включаться платежи заемщика - физического лица по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, в том числе платежи указанного заемщика в пользу третьих лиц в случае, если обязанность этого заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие третьи лица. Полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией и доводится ею до заемщика - физического лица в порядке, установленном Банком России.
Согласно пункту 5 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 13 мая 2008 года № 2008-У "О порядке расчета и доведения до заемщика - физического лица полной стоимости кредита" информация о полной стоимости кредита, перечень и размеры платежей, включенных и не включенных в расчет полной стоимости кредита, а также перечень платежей в пользу не определенных в кредитном договоре третьих лиц доводятся кредитной организацией до заемщика в составе кредитного договора. График погашения полной суммы, подлежащей выплате заемщиком, может быть доведен до заемщика в качестве приложения к кредитному договору (дополнительного соглашения к кредитному договору).
Как следует из материалов дела, при заключении кредитных договоров от 12 сентября 2008 года № ДК0208282, от 29 октября 2008 года № ДК0208356, от 27 ноября 2008 года № ДК0208406 и др., ОАО "Ухтабанк", в нарушение требований пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" о полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы, информацию до клиентов банка не доводило.
Так, Положением ОАО Комирегионбанк "Ухтабанк" "О порядке расчета и доведения до заемщика - физического лица полной стоимости кредита (эффективной процентной ставки)" от 10 июня 2008 года № 8-П предусмотрен только порядок доведения до потребителя информации о полной стоимости кредита, а не о полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой полной суммы.
По утверждению заявителя, полная стоимость кредита доводится до заемщика и до заключения кредитного договора в уведомлении, направляемом в его адрес. Однако, изучение должностными лицами ответчика таких уведомлений в рамках плановой проверки показало, что информация о полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы в уведомлениях отсутствует. Отсутствует такая информация и в самих кредитных договорах. В действующих в ОАО Коми региональный банк "Ухтабанк" Программах кредитования физических лиц (пункт 4.6.), регламентирующих весь процесс выдачи кредита, указано, что до заключения кредитного договора кредитный работник доводит до заемщика информацию о величине полной стоимости кредита (эффективной ставки). Никакая иная информация, в том числе о полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы до заключения кредитного договора потребителю не предоставляется.
При таких обстоятельствах выводы проверяющих о том, что ОАО "Ухтабанк" нарушает права потребителей на получение всей необходимой и достоверной информации о получаемой услуге (кредите), представляются обоснованными.
Процедура привлечения предпринимателя к административной ответственности судом проверена, нарушений требований статей 1.6, 2.1, 25.4, 28.2, и др. КоАП РФ не установлено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, то есть для признания совершенного правонарушения малозначительным, арбитражный суд не усматривает.
Пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 20 ноября 2008 года № 60) судам разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Кроме того, в пункте 18.1 названного выше постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10 разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
В рассматриваемой ситуации административный орган применил к ОАО "Ухтабанк" минимальный размер ответственности, установленный частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, то есть 5 000 рублей.
Доводы ОАО "Ухтабанк" о том, что при проведении проверки были нарушены требования пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", арбитражный суд считает неубедительными.
Проведение плановых мероприятий по контролю (надзору) в отношении ОАО "Ухтабанк" начато с 20 апреля 2009 года согласно распоряжению о проведении мероприятий по контролю (надзору) от 3 апреля 2009 года № 559. Законный представитель ОАО "Ухтабанк" 15 апреля 2009 года был ознакомлен с распоряжением № 559.
При подготовке указанного распоряжения, ознакомлении с ним законного представителя ОАО Коми региональный банк "Ухтабанк", начале проведения мероприятий по контролю в отношении заявителя действовал Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", поэтому при определении периодичности проведения плановых проверок в отношении ОАО "Ухтабанк" ответчик правомерно руководствовался требованиями указанного Федерального закона: не более чем один раз в два года (пункт 4 статьи 7 Федерального закона № 134-ФЗ).
Доказательства проведения ответчиком в 2008 году плановых мероприятий по контролю в отношении заявителя суду не предоставлены.
Кроме того, суд отмечает, что в силу статьи 1.1 КоАП РФ названный Федеральный закон № 134-ФЗ не относится к числу актов законодательства об административных правонарушениях, а процедура привлечения организации или индивидуального предпринимателя к административной ответственности регулируется нормами КоАП РФ. Статья 24.5 КоАП РФ также не относит к числу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, нарушение должностными лицами требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
На основании вышеизложенного обжалуемое постановление № 146 вынесено законно и обоснованно, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования должно быть отказано.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211 АПК РФ, суд

решил:

1. Заявление Открытого акционерного общества Коми региональный банк "Ухтабанк" оставить без удовлетворения.
2. Настоящее решение может быть обжаловано во Второй апелляционный арбитражный суд (город Киров) в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru