Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


11 января 2010 годаN 663-ОЗ



НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ
НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ

Принят
Постановлением Новгородской областной Думы
от 16.12.2009 № 1240-ОД

Статья 1

Принять Концепцию социально-экономического развития области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

Статья 2

Настоящий областной закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Губернатор области
С.Г.МИТИН
Великий Новгород
11 января 2010 года
№ 663-ОЗ





Приложение
к областному закону
"О Концепции социально-экономического
развития области на 2010 год
и на плановый период 2011 и 2012 годов"

КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ НА 2010 ГОД И НА
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ ("КОНЦЕПЦИЯ 2010 - 2012")

Концепция социально-экономического развития области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - "Концепция 2010 - 2012") отражает меры, направленные на повышение уровня и качества жизни населения.
В условиях преодоления последствий кризисных явлений в мировой и российской экономике первоочередное внимание будет уделено реализации антикризисных мер во всех секторах экономики и социальной сферы области.
Будет продолжена работа комиссии для анализа и принятия оперативных мер по социально-экономическому развитию области под руководством Губернатора области, деятельность которой направлена как на решение системных вопросов экономики, так и на работу с каждым отдельным предприятием, предпринимателем для выработки конкретных антикризисных мер. На заседаниях комиссии в приоритетном порядке будут рассматриваться вопросы сокращения объемов задолженности по заработной плате, снижения напряженности на рынке труда, ликвидации задолженности по налогам и сборам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Подобные комиссии продолжат функционировать и в каждом муниципальном районе и в городском округе области.
Предусмотрены разработка и реализация областного антикризисного плана на 2010 год, направленного на:
предоставление в соответствии с действующим законодательством субсидий, льготных кредитов, государственных гарантий для поддержки организаций реального сектора экономики;
стабилизацию экономической и социальной ситуации в моногородах;
разработку мероприятий по санации организаций с нестабильным финансовым положением, имеющих высокую социально-экономическую значимость для муниципальных образований области, совместно с собственниками таких организаций;
привлечение инвестиций в реальный сектор экономики;
развитие малого и среднего предпринимательства как одного из важнейших резервов экономического роста в условиях кризисных явлений;
максимально полное освоение собственной ресурсной базы области, в том числе: переход на местные виды топлива - пеллеты, торф; использование собственных месторождений песка и песчано-гравийных материалов для дорожного строительства, что позволит создать новые рабочие места, в первую очередь в сельской местности, увеличить объемы поступлений в областной бюджет;
развитие агропромышленного комплекса для повышения продовольственной безопасности региона, повышения степени обеспеченности области продовольственными товарами первой необходимости;
сдерживание роста цен на социально значимые товары путем создания условий для реализации продукции местных товаропроизводителей на рынках области, в сети специализированных магазинов с минимальной торговой наценкой и т.д.;
минимизацию оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства, а также мониторинг и контроль за их соблюдением;
рост объемов жилищного строительства, развитие системы ипотечного кредитования, недопущение ситуаций с появлением обманутых дольщиков;
обеспечение своевременного финансирования социально значимых расходных обязательств областного бюджета;
сохранение действующих социальных гарантий и льгот для населения;
повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Результатом выполнения мероприятий "Концепции 2010 - 2012" станут достижение устойчивых темпов экономического роста, увеличение объемов налоговых поступлений в консолидированный бюджет области, увеличение заработной платы, в т.ч. в социальной сфере, снятие напряженности на рынке труда и дальнейшее повышение уровня социальной защиты населения, укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения, образования, культуры, учреждений социального обслуживания, улучшение демографической ситуации в области.
Намеченные "Концепцией 2010 - 2012" мероприятия основаны на финансовых ресурсах, на увеличение которых ориентирована экономическая политика органов государственной власти области.

Раздел 1. БЮДЖЕТНАЯ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Бюджетная политика ориентирована на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития области.
Процесс формирования областного бюджета на 2010 - 2012 годы осуществлялся в условиях сложившейся неблагоприятной экономической ситуации, которая негативным образом сказывается на доходных источниках регионального и местных бюджетов.
В это время должны будут максимально использоваться все возможности по наполнению доходной базы областного и местных бюджетов, оптимизации расходных обязательств.
В целях развития экономики и социальной сферы в 2010 - 2012 годах будут сохранены налоговые льготы, действовавшие в 2009 году, 4,5 процента налога на прибыль организаций и 100 процентов налога на имущество организаций:
вновь созданным и действующим организациям, реализующим инвестиционные проекты, одобренные Администрацией области в соответствии с областным законом от 11.06.98 № 29-ОЗ "Об инвестиционной деятельности в Новгородской области", на фактический срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более расчетного;
организациям, в которых удельный вес работ и услуг, оказываемых субъектам малого предпринимательства, составляет не менее 70 процентов от общего объема реализованных работ, услуг (организациям, осуществляющим функции поддержки и развития малого предпринимательства в Новгородской области);
организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, занимающимся производством, заготовкой, переработкой сельхозпродукции, в которых удельный вес данных видов деятельности в общем объеме составляет не менее 70 процентов от общего объема реализации продукции (работ, услуг);
организациям - участникам областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на 2008 - 2011 годы".
На территориях Батецкого, Волотовского, Марёвского, Парфинского и Поддорского районов действующие, вновь образуемые и регистрируемые коммерческие организации будут освобождаться от уплаты налога на имущество организаций, из областного бюджета им будет производиться возмещение налога на прибыль организаций.
В целях поддержки малого предпринимательства в условиях финансового кризиса с 2010 года на территории области установлена возможность применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента.
В 2010 - 2012 годах сохранится социальная ориентированность областного бюджета.
Оплата труда работников бюджетных учреждений будет осуществляться в рамках введенной в 2009 году новой (отраслевой) системы в пределах фонда, сформированного с учетом проведенной в 2009 году индексации. Рост фонда оплаты труда в 2010 году к уровню 2009 года составит 4,6 процента.
Расходы бюджетных учреждений по оплате коммунальных услуг определены исходя из ожидаемых расходов текущего года и планируемого на 2010 год роста тарифов на электроэнергию, газ, отопление и водоснабжение.
Сохранятся действующие в настоящее время меры социальной поддержки обучающихся, воспитанников, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Продолжится финансирование принятых областных целевых программ.
В рамках областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в области на 2008 - 2010 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 02.04.2008 № 109, продолжится финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства области в виде предоставления субсидии на обеспечение поручительств по обязательствам субъектов малого предпринимательства и возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства в российских кредитных организациях.
Капитальные вложения предусматриваются на строительство объектов социальной сферы, включенных в федеральные целевые программы и требующих софинансирования за счет средств областного бюджета, а также объектов, включенных в областные целевые программы и имеющих важное значение для нужд области.
На 2010 - 2012 годы предусматриваются расходы на отдельные социально значимые мероприятия, включая реализацию областных законов, устанавливающих меры социальной поддержки отдельным категориям населения.
В условиях финансового кризиса в целях оптимизации расходов на содержание органов исполнительной власти области планируется сократить на 5 процентов численность государственных гражданских служащих и, соответственно, расходы на их содержание.
Планируется с учетом демографических, социальных, экономических, инфраструктурных и иных факторов и на основании выявленного мнения проживающего на территории поселений населения реализовать концепцию оптимизации территориальной организации местного самоуправления в области.
Продолжится финансирование из областного бюджета ряда направлений агропромышленного комплекса: приоритетное развитие животноводства и растениеводства, поддержание почвенного плодородия. За счет средств федерального и областного бюджетов будет производиться возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса.
Политика в области межбюджетных отношений будет направлена на корректировку механизмов оказания финансовой помощи органам местного самоуправления и дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходной части бюджетов муниципальных образований.
В областном бюджете будут предусмотрены средства на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и поселений по исполнению своих полномочий по решению вопросов местного значения.
Для оказания финансовой поддержки местным бюджетам на реализацию закрепленных за ними обязательств в 2010 - 2012 годах в проекте областного бюджета будут предусмотрены субсидии на софинансирование расходов местных бюджетов.
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств продолжится осуществление перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования, изменение типа существующих государственных областных учреждений в автономные учреждения.

Раздел 2. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Приоритетное направление деятельности здравоохранения - сохранение и улучшение здоровья людей, удовлетворение их потребностей в медицинской и лекарственной помощи, формирование приверженности к принципам здорового образа жизни, увеличение продолжительности и качества жизни населения области.
Реализация мероприятий комплексной программы развития здравоохранения Новгородской области на 2007 - 2011 годы, утвержденной постановлением Администрации области от 26.03.2007 № 71, и приоритетного национального проекта "Здоровье" предусматривает:
обеспечение приоритета профилактической направленности в деятельности системы здравоохранения и приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи;
повышение качества и доступности оказываемой населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи;
снижение уровня смертности и инвалидизации населения от управляемых причин (сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, несчастные случаи и др.), увеличение показателя средней продолжительности жизни;
совершенствование лекарственного обеспечения населения, в первую очередь льготных категорий граждан;
улучшение медико-демографической ситуации в области;
снижение уровня младенческой и детской смертности; улучшение репродуктивного здоровья населения;
укрепление материально-технической базы системы здравоохранения области; внедрение современных медицинских технологий;
повышение социальной защищенности работников здравоохранения, в том числе поэтапное увеличение заработной платы и улучшение жилищных условий;
подготовка и переподготовка кадров для организаций здравоохранения;
оптимизация оказания стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи для сокращения неэффективных бюджетных расходов.
Особое внимание будет уделено развитию первичного медицинского звена, профилактике заболеваний, включая вакцинацию и эффективную диспансеризацию населения.
Важная роль отводится развитию института врача общей (семейной) практики. Ежегодно планируется строительство и открытие 6 фельдшерско-акушерских пунктов и 4 центров общеврачебной практики.
Для формирования мотивации населения к ведению здорового образа жизни планируется создание системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития. Для этого будут открыты центры здоровья в Великом Новгороде и г. Боровичи, продолжена работа кабинетов профилактики и кабинетов здорового ребенка в медицинских организациях всех муниципальных образований.
В рамках комплексной программы развития здравоохранения Новгородской области на 2007 - 2011 годы будут приняты действенные меры по развитию службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства.
Для укрепления службы скорой медицинской помощи планируется ежегодное приобретение 50 единиц санитарного транспорта, что сделает ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов.
Реализация областных целевых программ позволит осуществлять комплексные меры по дальнейшему развитию специализированной медицинской помощи населению, прежде всего по социально значимым заболеваниям (туберкулез, психические заболевания, наркомания, заболевания, передаваемые половым путем).
Планируется привлечение средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года № 280.
Снижению смертности населения от болезней системы кровообращения и от онкологических заболеваний будет способствовать участие области в реализации национального проекта "Здоровье" по разделам: "Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями" и "Совершенствование организации онкологической помощи населению". За счет средств федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь для 2500 пациентов по кардиохирургии, онкологии, травматологии и др.
Получит дальнейшее развитие психиатрическая, наркологическая, токсикологическая помощь населению, борьба с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом и другими социально значимыми заболеваниями, в том числе и путем участия в подпрограммах приоритетного национального проекта "Здоровье", реализации международных проектов на территории области.
Повышению качества медицинской помощи будет способствовать внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов, профилактики заболеваний, формирование системы контроля качества медицинской и лекарственной помощи (ведомственного и вневедомственного контроля).
Дальнейшему улучшению лекарственного обеспечения населения будут способствовать дополнительные поступления лекарственных препаратов для граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, рост объема средств областного бюджета, предусмотренных для льготного обеспечения региональных льготников; увеличение количества аптечных учреждений, меры, направленные на снижение торговых надбавок к ценам на лекарственные средства.
Проведение экспертизы эффективности использования лекарственных препаратов в организациях здравоохранения области позволит обеспечить рациональное использование лекарственных препаратов, исключение из областного формуляра малоэффективных лекарственных средств и включение новых эффективных препаратов.
В целях повышения качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области здравоохранения будет совершенствоваться единая система контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного медицинского образования. Ежегодно будут готовиться не менее 120 специалистов с высшим медицинским образованием и 100 специалистов со средним медицинским образованием.
Будет продолжена работа по заключению договоров на целевую подготовку врачей и среднего медицинского персонала организаций здравоохранения области. Ежегодно будут повышать квалификацию 350 врачей и 1000 средних медицинских работников.
Продолжится работа по укреплению материально-технической базы организаций здравоохранения: будет завершено строительство второй очереди областного онкологического диспансера; продолжена реконструкция областной клинической больницы, областной детской клинической больницы; продолжена реконструкция областного родильного дома; проведены капитальные ремонты помещений межрайонных медицинских центров в городах Боровичи и Старая Русса, городских и муниципальных объектов здравоохранения; продолжено строительство хирургического корпуса Окуловской ЦРБ.
Реализация мероприятий в области охраны здоровья населения позволит достичь следующих результатов:
увеличение показателя объема амбулаторно-поликлинической помощи до федерального норматива (9,5 посещений на одного жителя);
уменьшение показателя объема стационарной помощи до 2812 койко-дней на 1000 населения;
снижение показателя смертности населения трудоспособного возраста на 10 процентов;
снижение уровня временной нетрудоспособности на 20 процентов;
снижение показателя младенческой смертности до 8,0 на 1000 родившихся живыми;
снижение показателя смертности постоянного населения области от туберкулеза до 14,0 на 100 тысяч населения;
снижение показателя заболеваемости туберкулезом постоянного населения до 54,0 на 100 тысяч населения;
увеличение удельного веса больных хроническим алкоголизмом с продолжительностью ремиссии более года до 14 процентов;
увеличение удельного веса наркобольных (взрослое население), получивших активное лечение, до 40 процентов;
снижение показателя запущенности злокачественных новообразований до 25 процентов;
увеличение коэффициента обновления основных средств до 5 процентов.

Раздел 3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Приоритетным направлением развития физической культуры и спорта будет создание условий для занятий населения физической культурой и спортом, для чего предусматривается строительство и реконструкция спортивных сооружений.
В 2010 году планируется завершить строительство спортивного комплекса по ул. Ломоносова в Великом Новгороде (крытый каток с искусственным льдом, плавательный бассейн с двумя ваннами и универсальный спортивный зал).
Планируется начать строительство физкультурно-оздоровительных комплексов с универсальными игровыми залами размером спортивной площадки 24 x 42 м на первом этапе в г. Окуловка и г. Старая Русса, на втором этапе - в г. Малая Вишера, с. Марево и с. Поддорье.
Будут предприниматься меры по укреплению материально-спортивной базы. Планируется поставка спортивно-технологического оборудования для спортивных залов в Великом Новгороде, г. Пестово, р.п. Парфино, футбольных полей для Крестецкого, Старорусского и Маревского районов.
В целях создания условий для занятий физической культурой и спортом по месту жительства планируется приобрести и установить на дворовых территориях муниципальных образований 22 детские спортивно-игровые площадки.
Продолжится реконструкция городского стадиона в г. Валдай, стадиона "Волна" в г. Боровичи, спортивных сооружений в г. Старая Русса, р.п. Крестцы, с. Марево.
Большое внимание будет уделено привлечению дополнительных ассигнований для поэтапного строительства, обновления и содержания малых спортивных форм и площадок.
Автономное учреждение Новгородской области "Спорт-индустрия" продолжит в 2010 и 2011 годах работу по привлечению населения области к занятиям шахматным спортом путем создания в каждом муниципальном образовании шахматного клуба. Планируемое привлечение населения к занятиям шахматами - 2500 человек в год.
Продолжится работа Новгородского областного автономного учреждения "Центр спортивной подготовки" по подготовке спортивного резерва. Для обеспечения спортсменов и физкультурников области качественными услугами спортивной медицины будут приняты меры по созданию медицинского учреждения "Врачебно-физкультурный диспансер", оснащение его соответствующим оборудованием и обеспечение персоналом.
В целях повышения качества проведения областных спортивно-массовых мероприятий будут предприняты меры по их нормативному бюджетному обеспечению.
Для обеспечения притока новых кадров в физическую культуру и спорт предполагается повысить уровень оплаты труда специалистам.
В целях создания условий для развития физической культуры и спорта в Новгородской области предполагается принять ряд правовых актов, регламентирующих эту деятельность, в том числе областную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Новгородской области на 2011 - 2015 годы", предусматривающую подпрограммы "Развитие футбола" и "Развитие хоккея с мячом".
Реализация этих и других мероприятий в области физической культуры и спорта позволит достичь увеличения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в 2010 году до 18 процентов, в 2011 году до 20 процентов, в 2012 году до 22,5 процентов.

Раздел 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ

В целях усиления социальной защиты населения в условиях негативного влияния кризисных явлений в экономике на территории области будет продолжено развитие системы социальной поддержки и социального обслуживания граждан.
Деятельность в сфере социальной защиты будет осуществляться по четырем основным направлениям:
сохранение достигнутого уровня социальной защиты ветеранов труда, ветеранов труда Новгородской области, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;
реализация государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде выплат и компенсаций, установленных для граждан федеральным и областным законодательством;
совершенствование системы оказания социальной помощи, повышение доступности и качества социальных услуг;
усиление адресной социальной защиты граждан, нуждающихся в государственной поддержке.
Для реализации приоритетных направлений деятельности планируется:
своевременно и в полном объеме осуществлять ежемесячные, ежегодные и единовременные денежные выплаты, перечисление пособий и компенсаций льготным категориям граждан в соответствии с законодательством; предоставлять льготы по проезду в автомобильном и железнодорожном транспорте;
обеспечивать исполнение мероприятий областных целевых программ "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", "Социальная поддержка малообеспеченных слоев населения области на 2008 - 2010 годы", "Дети Новгородчины" на 2007 - 2010 годы, "Областной Программы по улучшению положения женщин на 2007 - 2010 годы", "Усиление противопожарной защиты объектов социальной защиты населения области на 2008 - 2010 годы" и "Развитие системы социальной защиты населения Новгородской области на 2009 - 2011 годы"; после окончания срока действия осуществить разработку областных целевых программ на последующие периоды;
предоставлять с 2010 года гражданам всех льготных категорий меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме;
развивать систему управления качеством социальных услуг на основе их стандартизации и нормирования;
продолжить регламентирование и реализацию государственных услуг по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
своевременно оказывать адресную социальную поддержку малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, семьям и одиноким гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; способствовать увеличению объемов адресной помощи;
предпринимать меры по стабилизации и сокращению к 2012 году численности граждан, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума;
способствовать улучшению условий жизнеобеспечения семей с детьми, повышению престижа материнства и отцовства, укреплению института семьи;
осуществлять профилактику семейного неблагополучия, предоставлять социальную и психологическую поддержку семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, через систему социальных служб;
укреплять систему профилактики беспризорности и безнадзорности, консолидировать работу в этом направлении региональных и местных социальных институтов; достигнуть снижения удельного веса безнадзорных детей в общем количестве детей в 2010 году до 1,0 процента, в 2011 году - до 0,95 процента, в 2012 году - до 0,9 процента;
создавать условия и осуществлять реабилитацию детей-инвалидов, обеспечивать комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья; увеличить удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях, в общем количестве детей-инвалидов в 2010 году до 45 процентов, в 2011 году - до 46 процентов, в 2012 году - до 47 процентов;
осуществлять мероприятия по созданию безбарьерной среды для инвалидов, способствовать реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
формировать систему социальной реабилитации граждан, включая несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
обеспечивать за счет бюджетных средств, средств организаций и иных источников финансирования отдых, оздоровление и занятость не менее 30 тысяч детей и подростков, в первую очередь, нуждающихся в особой заботе государства;
продолжить работу по развитию и оптимизации сети государственных учреждений социального обслуживания в соответствии с перспективной схемой их развития и размещения, созданию автономных областных учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов и обеспечению их эффективного функционирования;
открыть в 2010 году методические центры социального обслуживания населения на базе методических отделений Новгородского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и Новгородского центра социальной помощи семье и детям;
проводить работу по усилению безопасности персонала социальных учреждений и обслуживаемых в них граждан; реализовать мероприятия плана по повышению пожарной безопасности учреждений со стационарным проживанием граждан на 2010 год;
продолжать укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания; провести в 2010 году капитальный ремонт зданий Боровичского, Парфинского центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, Боровичского, Любытинского, Новгородского домов-интернатов для престарелых и инвалидов, Боровичского, Демянского, Крестецкого социальных приютов для детей и подростков, Старорусского центра социальной помощи семье и детям; в 2011 году - капитальный ремонт Мошенского, Окуловского домов-интернатов для престарелых и инвалидов, Демянского, Новгородского, Солецкого, Чудовского социальных приютов для детей и подростков, Новгородского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Подросток", Новгородского центра социальной адаптации; завершить реконструкцию реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями "Юрьево";
проводить работу по привлечению в учреждения социального обслуживания квалифицированных кадров; профессиональной подготовке, переобучению, повышению квалификации существующего кадрового состава путем проведения аттестации работников;
обеспечивать рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников социальных учреждений за счет увеличения бюджетных ассигнований на оплату труда, изменение типа государственных учреждений социального обслуживания в автономные учреждения, привлечения дополнительных средств на оплату труда работников социальных учреждений, полученных при оказании гражданам гарантированных государством социальных услуг и дополнительных платных услуг;
организовать работу по аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждениях социального обслуживания;
в области информационных технологий: продолжить работы по внедрению единого программного комплекса в органах социальной защиты; заменить и модернизировать системное и прикладное программное обеспечение; создать единую сетевую инфраструктуру на основе технологии DSL; обеспечивать информационное взаимодействие органов социальной защиты населения области с другими организациями;
сопровождать и совершенствовать сайт комитета социальной защиты населения Новгородской области; размещать на сайте информацию для граждан и организаций;
совершенствовать нормативную правовую базу в сфере социальной защиты населения.

Раздел 5. ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Основными задачами развития системы образования области будут повышение качества образования и расширение его доступности. На решение этих задач направлены приоритетный национальный проект "Образование" и областная целевая Программа развития образования и науки на 2006 - 2010 годы.
В сфере дошкольного, общего, дополнительного образования планируется:
охватить системой образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не менее 88 процентов детей в возрасте от 1 года до 7 лет и не менее 99 процентов детей в возрасте 5 - 7 лет;
совершенствовать систему независимой оценки качества обучения учащихся 1 - 11 классов общеобразовательных учреждений области;

]]>
создание совместных с коммерческими и некоммерческими организациями проектов, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий граждан;
строительство новых и реконструкция объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания различных типов и специализации;
дальнейшее развитие розничных рынков, главным образом сельскохозяйственных, как один из основных путей по расширению возможностей реализации населению сельскохозяйственной продукции и продовольствия высокого качества и по доступным ценам, минуя посредническое звено;
организация и проведение ярмарок выходного дня по реализации сельхозпродукции, произведенной товаропроизводителями, а также гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством;
увеличение объемов продаж товаров, в том числе местного производства, за счет регулярного проведения муниципальных, областных и межрегиональных выставок-ярмарок;
упорядочение и качественное улучшение объектов мелкорозничной торговой сети, ликвидация торговли в неустановленных местах;
защита областного рынка алкогольной продукции, развитие системы контроля качества и товародвижения алкогольной продукции;
упорядочение розничной продажи алкогольной продукции;
повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти по контролю в сфере производства и оборота алкогольной продукции;
декларирование объемов поставки алкогольной продукции в розничной сети;
обеспечение контроля за соблюдением законодательства, регламентирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
повышение квалификации и подготовка кадров для сферы потребительского рынка и услуг, проведение конкурсов, семинаров;
формирование нормативной правовой базы и информационного обеспечения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке области.
В результате реализации основных задач и мероприятий "Концепции 2010 - 2012" и достижения за счет этого ее главной цели будет создана основа для перехода в долгосрочной перспективе к общеевропейским стандартам в области потребительского рынка. Произойдет улучшение социально-экономических показателей во всех сферах потребительского рынка.
За 2010 - 2012 годы ежегодный прирост объектов стационарной розничной торговой сети составит 50 единиц, предприятий общественного питания - 10 единиц;
расширение торговых площадей - 4500 - 5000 кв. метров в год;
увеличение количества посадочных мест на предприятиях общественного питания - 500 - 1000 единиц в год;
создание не менее 200 дополнительных рабочих мест в год в сфере бытовых услуг;
прогнозируемый ежегодный рост объема оборота розничной торговли составит от 1,5 до 3 процентов.

Раздел 27. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

В соответствии с действующим законодательством будет осуществляться государственное регулирование:
торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг; торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);
тарифов на электрическую и тепловую энергию, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, розничных цен на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;
тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, за исключением железнодорожного транспорта;
тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
ставок платы на проведение технической инвентаризации жилищного фонда; платы за транспортировку и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, проведение государственного технического осмотра транспортных средств, сборов за услуги по государственному техническому надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; тарифов на платные социальные услуги, предоставляемые населению государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.
Будет осуществляться контроль за:
применением регулируемых цен (тарифов) на территории области;
достижением баланса экономических интересов производителей и потребителей товаров и услуг;
обеспечением открытости и гласности при регулировании цен и тарифов;
обеспечением доступности для потребителей товаров и услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию.

Раздел 28. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В целях защиты населения от преступных посягательств, укрепления правопорядка предусмотрено выполнение мероприятий целевой программы профилактики правонарушений в области на 2008 - 2010 годы, утвержденной постановлением Администрации области от 19.03.2008 № 75, на реализацию которой из областного бюджета предусматривается в 2010 году 13,2 млн. рублей.
Планируется разработать и утвердить Комплексную программу профилактики правонарушений в области на 2011 - 2013 годы.
В рамках целевой программы противодействия коррупции в Новгородской области на 2009 - 2013 годы, утвержденной постановлением Администрации области от 03.08.2009 № 275, будет осуществлен комплекс правовых, экономических, политических, организационно-управленческих и культурно-воспитательных мер. Всего на выполнение программных мероприятий из областного бюджета запланировано 2,6 млн. рублей, в том числе в 2010 году - 0,9 млн. рублей.
В сфере противодействия терроризму, соблюдения законодательства о межнациональных отношениях будет реализовываться целевая программа профилактики терроризма и экстремизма в области на 2009 - 2010 годы, утвержденная постановлением Администрации области от 29.12.2008 № 495. Мероприятия программы подкреплены финансированием из областного бюджета в 2010 году в сумме 2,3 млн. рублей.
Для реализации государственной политики в формировании системного подхода к организации социальной помощи и трудоустройства лиц, освободившихся из исправительных учреждений, на территории области будет обеспечено выполнение целевой программы по оказанию помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и по содействию их социальной реабилитации в области на 2009 - 2011 годы, утвержденной постановлением Администрации области от 03.08.2009 № 272. Наряду со снижением рецидивной преступности одной из конечных целей программы является обеспечение защиты прав и законных интересов лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы. Источником финансирования Программы является областной бюджет - общий объем финансирования 5,9 млн. рублей, в том числе в 2010 году - 3,1 млн. рублей.

Раздел 29. ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Плановые мероприятия по защите населения области от чрезвычайных ситуаций будут осуществляться по основным направлениям:
усиление боеспособной группировки сил и средств пожарной охраны на территории области путем создания подразделений муниципальной пожарной охраны и добровольных пожарных дружин;
совершенствование структуры подразделений Федеральной противопожарной службы по Новгородской области и противопожарной службы Новгородской области;
обеспечение необходимых условий для повышения боеготовности подразделений пожарной охраны;
развитие материально-технической базы государственной противопожарной службы;
обеспечение защиты жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров;
реализация на территории области региональной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Новгородской области до 2010 года", утвержденной постановлением Администрации области от 02.04.2008 № 103, по созданию региональной подсистемы общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
развитие нормативной базы, регламентирующей выполнение полномочий органами местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
обучение неработающего населения мерам пожарной безопасности;
усиление контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах социального обслуживания с круглосуточным пребыванием людей, а также школ, детских садов;
обучение должностных лиц и специалистов гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организаций;
обучение должностных лиц организаций по вопросам пожарной безопасности;
проведение мероприятий по реконструкции территориальной системы централизованного оповещения гражданской обороны;
подготовка и дооснащение пунктов управления, в том числе подвижных и вспомогательных, используемых при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;
очистка территории области от взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны, их обезвреживание и уничтожение;
снижение запасов аварийно химически опасных веществ на химически опасных объектах области;
создание запасов средств индивидуальной защиты для населения области в необходимых объемах для обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны;
надзор за обустройством мест массового отдыха людей на водных объектах области.

Раздел 30. АРХИВНАЯ СЛУЖБА

Развитию архивной службы области будет содействовать участие в федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2011 годы)". Особое внимание будет уделено контролю за соблюдением законодательства в сфере архивного дела области.
Для улучшения информационного обслуживания населения, совершенствования архивной деятельности планируется проведение в 2010 - 2012 годах следующих мероприятий:
реконструкция незавершенного строительства здания площадью 7000 кв. метров для государственного архива Новгородской области. Софинансирование данного мероприятия предусмотрено федеральной целевой программой "Культура России (2006 - 2011 годы)";
решение вопросов, связанных с обеспечением сохранности документов Архивного фонда Новгородской области и других архивных документов;
выявление уникальных и особо ценных документов в государственных архивах области в целях организации их специального хранения и учета, формирования Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации и Новгородской области;
создание страхового фонда архивных документов и приобретение современного оборудования для реставрации и обработки документов;
развитие автоматизированной системы централизованного государственного учета документов Архивного фонда области, в том числе формирование отраслевого программного комплекса "Архивный фонд" и "Фондовый каталог";
обеспечение стабильного пополнения государственных и муниципальных архивов области документами Архивного фонда Российской Федерации;
обеспечение сохранности документов по личному составу ликвидированных организаций в целях обеспечения социальных прав граждан;
продолжение работы по выявлению сведений и созданию базы данных о местонахождении документов по личному составу, хранящихся в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций области;
переработка и дополнение межархивного электронного справочника-указателя "Документы по личному составу в государственных и муниципальных архивах области".
Продолжится работа по подготовке, переподготовке и закреплению качественного состава кадров архивной службы области.
В целях обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления области, организаций и граждан документной информацией, научного использования архивных документов предусмотрены:
подготовка современных справочно-информационных изданий:
в 2010 году - путеводитель по фондам Государственного архива Новгородской области (часть 1. Фонды дореволюционного периода);
в 2011 году - краткие аннотированные справочники по фондам муниципальных архивов Шимского района и Великого Новгорода;
проведение исследований по истории административно-территориального деления и истории государственных учреждений Новгородской области (1927 - 1944 годы) в государственных архивах Псковской, Вологодской, Тверской и Смоленской областей;
организация выставок архивных документов, посвященных знаменательным и юбилейным датам (65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, 75-летию со дня рождения писателя Б.С.Романова, 85-летию со дня рождения Н.И.Орлова - основателя общероссийского движения по поиску и захоронению военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны, 85-летию со дня рождения писателя Д.М.Балашова, 600-летию основания Новгородского Вяжищского монастыря);
публикация статей в периодической печати, подготовка теле- и радиопередач, проведение экскурсий;
проведение ежегодной научной конференции "Служим вечности";
исполнение запросов, связанных с социальной защитой граждан, предусматривающих их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации;
предоставление архивных документов пользователям для научно-исследовательских, краеведческих, культурно-просветительских, генеалогических, познавательных и практических целей.
Будет продолжена научно-публикаторская деятельность, планируются к изданию:
периодический печатный сборник "Новгородский архивный вестник" (9, 10, 11 выпуски) - ежегодно;
книга "Солдаты Победы" (8, 9, 10 тома) - ежегодно;
научно-популярное издание "Женщины в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Локально-историческое исследование на материалах земли Новгородской" (2010 год);
научно-популярное издание "Новгородская земля. XX век" (2011 год);
сборник документов "Промышленность и промышленники Новгородской губернии, конец XIX - начало ХХ вв." (2011 год);
сборник документов "Акты Новгородского Вяжищского монастыря, XVI - начало XVII вв." (2011 год).

Раздел 31. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Для повышения эффективности государственного и муниципального управления по обеспечению потребностей населения будет реализовываться областная программа "Проведение административной реформы в Новгородской области в 2009 - 2011 годах", утвержденная постановлением Администрации области от 27.11.2008 № 425, которая будет продлена до 2012 года.
Планируются:
разработка административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных и муниципальных услуг;
внедрение принципов и процедур управления по результатам в органах исполнительной власти области;
внедрение механизмов управления органами местного самоуправления и подведомственными учреждениями по результатам их деятельности;
оптимизация функций управления органов исполнительной власти области, в том числе анализ и выявление дублирующих и избыточных полномочий и функций органов исполнительной власти области;
модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти области.
В рамках областной целевой программой "Реформирование и развитие государственной гражданской и муниципальной службы в Новгородской области (2008 - 2010 годы)", утвержденной постановлением Администрации области от 29.12.2007 № 312, предусмотрены:
повышение квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих в количестве 240 человек;
профессиональная переподготовка государственных гражданских и муниципальных служащих в количестве 50 человек;
проведение конкурсов при замещении должностей государственной гражданской службы, формирование на конкурсной основе кадрового резерва;
совершенствование практики представления граждан области к государственным и областным наградам;
формирование резерва кадров для замещения государственных должностей Новгородской области и должностей государственной гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей;
внедрение современных информационных технологий по созданию комплексной автоматизированной системы кадрового учета, в том числе программы "Реестр государственных гражданских служащих Новгородской области".
Будет разработана областная целевая программа "Реформирование и развитие государственной гражданской и муниципальной службы в Новгородской области на 2011 - 2013 годы".
В рамках областной программы "Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Новгородской области в 2009 - 2011 годах", утвержденной постановлением Администрации области от 03.12.2008 № 435, предусмотрены:
проведение конкурсного отбора кандидатов для включения в резерв управленческих кадров области;
формирование резерва управленческих кадров области;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации лиц, включенных в резерв управленческих кадров области.
Будет разработана областная программа "Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Новгородской области на 2012 - 2014 годы".
В целях оказания государственной поддержки развития местного самоуправления в Новгородской области совместно с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Новгородской области" будут реализовываться мероприятия областной целевой программы "Государственная поддержка развития местного самоуправления в Новгородской области на 2009 - 2011 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 13.10.2008 № 360, которая будет продлена до 2012 года.
Планируются мероприятия:
по информационной поддержке реформы местного самоуправления, по созданию сети межмуниципальных методических центров;
по совершенствованию нормативной правовой базы и методическому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, в том числе проведение областных смотров-конкурсов администраций городских и сельских поселений;
по укреплению материально-технической базы органов местного самоуправления, в частности оснащение компьютерной техникой, закупка и внедрение программного обеспечения, закупка и обслуживание программного продукта по ведению базы данных "Реестр муниципальной собственности";
в области осуществления градостроительной деятельности - оказание финансовой поддержки на разработку генеральных планов поселений области;
в области имущественных отношений - оказание финансовой поддержки на оформление прав муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, в том числе бесхозяйные.
В целях информационно-аналитического обеспечения реформы местного самоуправления участие совместно с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Новгородской области" в проекте Общероссийского Конгресса муниципальных образований по созданию региональной сети Национального агентства муниципальной информации (НАМИ).
В целях совершенствования работы с населением и информирования его о деятельности органов исполнительной власти области продолжится практика проведения областных информационных дней в городском округе и муниципальных районах области.

Раздел 32. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ИНСТИТУТАМИ

В рамках целевой программы "Развитие институтов гражданского общества на территории области на 2008 - 2010 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 09.04.2008 № 124, продолжится осуществление мероприятий, направленных на расширение масштабов и форм взаимодействия органов исполнительной и законодательной власти, а также местного самоуправления с общественными организациями и объединениями в интересах решения приоритетных социально-экономических задач, реализации государственной политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
На основе обобщения положительного опыта работы и анализа итогов выполнения Программы, состояния и тенденций развития обстановки в области будут внесены предложения по организации деятельности на данном направлении в 2011 - 2012 годах, по выработке дополнительной системы мер и механизмов эффективного партнерства органов государственной власти, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций области по развитию гражданского общества.
В целях разработки предложений и рекомендаций по вопросам социально-экономического и общественно-политического развития области, эффективной реализации полномочий органов исполнительной власти области, дальнейшего развития гражданского общества на территории области будут использоваться возможности Консультативного совета при Губернаторе Новгородской области, образованного в соответствии с указом Губернатора области от 17.02.2009 № 20. Планируется совершенствование правовой основы и организационных форм деятельности Общественной палаты Новгородской области, активизация работы Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Губернаторе области.
Важнейшими задачами партнерства общества и власти в области будут повышение уровня и качества жизни граждан, развитие демократических институтов, укрепление доверия граждан к органам власти, сохранение социальной стабильности в регионе, включая предупреждение террористических и иных экстремистских проявлений, противодействие коррупции и профилактика преступности в целом.
В интересах качественного и эффективного удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти и органов местного самоуправления области планируется дальнейшее совершенствование механизмов мониторинга социально-экономической и общественно-политической ситуации в области, в том числе с применением социологических методов исследования общественного мнения.
Целями информационной политики, как составной части политики органов государственной власти области, будут являться:
создание условий для распространения своевременной, достоверной, полной, разносторонней информации о политических, социально-экономических и иных событиях, явлениях и процессах, происходящих в области, стране и окружающем мире (включая развитие существующих и создание новых общедоступных - государственных и муниципальных - интернет-ресурсов);
формирование системы мер по обеспечению конституционных прав граждан на своевременное получение достоверной информации;
информирование населения о деятельности органов государственной власти и управления, о политической и социально-экономической жизни области;
создание благоприятного образа территории для привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу области;
организация активного информационного присутствия Администрации области в межрегиональных, федеральных и зарубежных средствах массовой информации;
создание условий для обеспечения органов государственной власти достоверной, точной и своевременной информацией о жизни в области, регулирования взаимоотношений всех субъектов общественно-политической жизни;
повышение уровня образования и культуры населения области, распространение информации о культурно-историческом и духовном наследии и традициях населения области.
Для успешной реализации указанных целей будут разработаны и осуществлены меры по повышению эффективности использования возможностей областного государственного учреждения "Агентство информационных коммуникаций", координирующего работу государственных печатных средств массовой информации, а также автономной некоммерческой организации "Новгородское областное телевидение".



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru