Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кировская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2009 г. по делу № А28-3805/2009-100/14

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 июня 2009 года.
Арбитражный суд Кировской области в составе:
председательствующего Ч.,
судей А.Н., С.
при ведении протокола судебного заседания судьей Ч.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Т."
к администрации г. Кирова
о признании недействующим постановления от 25.02.2009 № 570-П "Об установлении тарифов на горячую воду в муниципальном образовании "Город Киров" в части установления и введения в действие с 01.04.2009 по 31.03.2010 тарифов на горячую воду для открытого акционерного общества "Т." в размере 45,80 руб.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: И. - представителя по доверенности от 24.12.2008, Ш. - представителя по доверенности от 24.12.2008,
от ответчика: А.О. - представителя по доверенности от 30.12.2008

установил:

открытое акционерное общество "Т." (далее - заявитель, Общество, ОАО "Т.) обратилось в Арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим постановления администрации г. Кирова от 25.02.2009 № 570-П "Об установлении тарифов на горячую воду в муниципальном образовании "Город Киров" в части установления и введения в действие с 01.04.2009 по 31.03.2010 тарифов на горячую воду для открытого акционерного общества "Т." в размере 45,80 руб., как несоответствующего статье 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункту 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, пунктам 1 - 3, 6, 14 - 18 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, и нарушающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. При этом считает, что отсутствуют правовые основания для установления тарифа на горячее водоснабжение для Общества, так как ОАО "Т." не является исполнителем коммунальных услуг и не оказывает услуги по горячему водоснабжению, не занимается производством горячей воды как коммунального ресурса. Полагает, что оспариваемое постановление принято по инициативе администрации с превышением полномочий, предоставленных администрации г. Кирова.
Ответчик не признает заявленные требования, указывает, что установленный тариф для организации не является тарифом на коммунальную услугу; исходит из того, что заявитель осуществляет эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения горячего водоснабжения, поэтому считает, что в соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона № 210-ФЗ администрацией города обоснованно установлены тарифы на горячую воду для данной организации.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 29.05.2009 по 05.06.2009.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие фактические обстоятельства:
ОАО "Т." зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ 30.04.2008 внесена запись за ОГРН.
Общество создано путем реорганизации в форме разделения ОАО "К.", в результате которой произведена государственная регистрация ОАО "К." и ОАО "Т.".
Согласно пункту 1.2 устава, принципам распределения прав, обязанностей и имущества между организациями, созданными в результате реорганизации ОАО "К." в форме разделения, утвержденным решением единственного акционера от 15.02.2008 и являющимся составной частью разделительного баланса, ОАО "Т." является правопреемником в отношении прав и обязанностей по теплоснабжению, в то время как основной вид деятельности ОАО "К." - водоснабжение и водоотведение.
По договорам аренды имущества от 18.10.2005 и от 27.04.2006 МО "Город Киров" передано в аренду ОАО "Г." (правопреемник ОАО "В.") недвижимое и движимое имущество (тепловые сети).
Пунктами 1.3 указанных договоров предусмотрено, что имущество, переданное в аренду, используется для производства и передачи тепловой энергии, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Кирова.
В соответствии с пунктами 3.2.1 договоров арендатор обязан использовать имущество по прямому назначению, указанному в пункте 1.3 договора.
Исходя из пунктов 3.2.1 договоров аренды имущества от 18.10.2005 и от 27.04.2006, согласно которым арендатор обязан принимать меры для бесперебойного обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения г. Кирова, иных абонентов, присоединенных к сетям, переданным в составе имущества, а также из того, что заявитель является субарендатором по данным договорам, администрация г. Кирова вынесла постановление от 25.02.2009 № 570-П, которым установила и ввела в действие с 01.04.2009 по 31.03.2010 тарифы на горячую воду для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе для ОАО "Т." в размере 45,80 руб. за 1 куб. м горячей воды.
Постановление от 25.02.2009 № 570-П официально опубликовано в газете "Вятский край" № 41-42 от 03.03.2009.
Считая, что указанное постановление вынесено с нарушением требований действующего законодательства, при отсутствии правовых оснований для установления тарифа на горячее водоснабжение для ОАО "Т.", заявитель обратился в суд с требованием признать его недействующим в части установления тарифа для ОАО "Т.".
В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим при наличии одновременно двух условий: несоответствии закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушении прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации предусмотрено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Основы ценообразования определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (пункт 1 Основ ценообразования).
Согласно пункту 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Как следует из материалов дела, Общество создано путем реорганизации в форме разделения ОАО "К.", в результате которой произведена государственная регистрация ОАО "К." и ОАО "Т.".
Согласно пункту 1.2 устава, принципам распределения прав, обязанностей и имущества между организациями, созданными в результате реорганизации ОАО "К." в форме разделения, утвержденным решением единственного акционера от 15.02.2008 и являющимся составной частью разделительного баланса, ОАО "Т." является правопреемником в отношении прав и обязанностей по виду деятельности "теплоснабжение", в то время как основной вид деятельности ОАО "К." - водоснабжение и водоотведение.
По договорам аренды имущества от 18.10.2005 и от 27.04.2006 МО "Город Киров" передано в аренду ОАО "Г." (правопреемник ОАО "В.") недвижимое и движимое имущество (тепловые сети).
Пунктами 1.3 указанных договоров предусмотрено, что имущество, переданное в аренду, используется для производства и передачи тепловой энергии, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Кирова.
В соответствии с пунктами 3.2.1 договоров арендатор обязан использовать имущество по прямому назначению, указанному в пункте 1.3 договора.
По договорам субаренды от 20.10.2008, от 30.10.2008, заключенным между ОАО "Т." (субарендатор) и ОАО "Г." (арендатор), имущество, передаваемое в субаренду, используется субарендатором для самостоятельной хозяйственной деятельности по производству (выработке), передаче и реализации тепловой энергии.
В силу пунктов 3.3.2 договоров субаренды субарендатор обязан использовать арендуемое имущество по целевому назначению, в частности самостоятельно, без согласования с арендатором и арендодателем заключать с абонентами договоры поставки и передачи тепловой энергии с использованием арендованного имущества, осуществлять технологическое присоединение абонентов к арендованным тепловым сетям, вводить ограничения и (или) прекращать подачу тепловой энергии по арендованным сетям в случаях, предусмотренных действующим законодательством и условиями договоров с абонентами.
Из указанных договоров, а также из представленных в материалы дела договоров теплоснабжения в горячей воде с МУ "УЖХ г. Кирова" от 27.05.2005, с ТСЖ "О." от 29.09.2005 следует, что Общество осуществляет производство и передачу тепловой энергии потребителям, получая плату за тепловую энергию.
Решением правления РСТ от 21.11.2008 № 45/1 установлены и введены в действие с 01.01.2009 по 31.12.2011 тарифы на тепловую энергию и на услуги по ее передаче для ОАО "Т.".
Пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, установлено, что Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам:
"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг под исполнителем следует понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Минрегион России письмом от 20.03.2007 № 4989-СК/07 разъяснил, что обязательным признаком статуса исполнителя является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что Общество не является исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению, не осуществляет деятельность по водоснабжению, договоров с потребителями коммунальных услуг не заключало.
Следовательно, предусмотренные пунктом 47 Основ ценообразования основания для установления тарифа на горячее водоснабжение для ОАО "Т." отсутствуют.
Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила).
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам и тарифов на подключение (далее - тарифы и надбавки) в соответствии с настоящими Правилами осуществляется в отношении организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования, пакет документов.
Согласно пункту 6 Правил в случае представления организацией коммунального комплекса всех документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, орган регулирования регистрирует эти документы и открывает соответственно дело об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) дело об установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней с даты регистрации поступивших документов направляет организации коммунального комплекса извещение о принятии указанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела.
Процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей (пункт 14 Правил).
Как установлено судом и не оспаривается представителями участвующих в деле лиц, ОАО "Т." не обращалось в регулирующий орган для установления тарифов на горячую воду, дело об установлении тарифов не открывалось.
В силу пункта 15 Правил организация коммунального комплекса за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок извещается органами регулирования способом, позволяющим подтвердить получение извещения, о дате, времени и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться дело об установлении тарифов и надбавок.
Организация коммунального комплекса не позднее чем за 1 день до заседания органа регулирования должна быть ознакомлена с материалами заседания в части, касающейся установления для нее тарифов и надбавок, включая проект соответствующего решения. Заседание органа регулирования по рассмотрению дел об установлении тарифов и надбавок является открытым.
Доказательств извещения администрацией г. Кирова Общества о дате, времени и месте проведения заседания, на котором должно было рассматриваться дело об установлении тарифов, в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 17 Правил по результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.
Орган регулирования направляет организации коммунального комплекса и в Федеральную службу по тарифам копию решения об установлении тарифов и надбавок в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения. В случае если при установлении тарифов и надбавок не были учтены отдельные расходы, предлагавшиеся организацией коммунального комплекса, орган регулирования в сопроводительном письме к указанному решению представляет обоснования исключения данных расходов из финансовых потребностей, принятых при расчетах тарифов и надбавок (пункт 18 Правил).
Доказательств направления в адрес заявителя копии решения об установлении тарифов в материалы дела также не представлено.
Учитывая, что ответчиком не соблюдены требования указанных норм права, Общество не было извещено о проведении заседания, на котором принималось решение об установлении тарифов, оно было лишено возможности предварительно ознакомиться с материалами заседания и присутствовать на нем в целях защиты своих экономических интересов, а также приводить свои доводы и доказательства того, что оно не является субъектом правоотношений, регулируемых Федеральным законом № 210-ФЗ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрация г. Кирова необоснованно установила тариф на горячую воду для ОАО "Т.", требования заявителя подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по делу в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

требование открытого акционерного общества "Т." удовлетворить: признать постановление администрации г. Кирова от 25.02.2009 № 570-П "Об установлении тарифов на горячую воду в муниципальном образовании "Город Киров" в части установления и введения в действие с 01.04.2009 по 31.03.2010 тарифов на горячую воду для открытого акционерного общества "Т." в размере 45,80 руб. несоответствующим статье 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункту 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, пунктам 1 - 3, 6, 14 - 18 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, и недействующим в этой части с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с администрации города Кирова в пользу открытого акционерного общества "Т." судебные расходы на оплату госпошлины в сумме 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На решение суда по делу об оспаривании нормативного акта может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru