ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2009 г. № 642-П
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБЛАСТНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ
НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
НА 2010 ГОД"
На основании Устава
(Основного Закона) Саратовской области Правительство области постановляет:
1. Внести в областную целевую программу
"О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год", утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 15 декабря 2009 г. № 622-П, изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению
к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ
Приложение
к постановлению
Правительства Саратовской области
от 25 декабря 2009 г. № 642-П
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ
НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
НА 2010 ГОД"
Паспорт Программы
┌───────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование │Областная целевая программа "О дополнительных│
│ Программы │мероприятиях, направленных на снижение напряженности на│
│ │рынке труда Саратовской области, на 2010 год" (далее -│
│ │Программа) │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Основание для │Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1│
│ разработки │"О занятости населения в Российской Федерации";│
│ Программы │постановление Правительства Российской Федерации от 14│
│ │декабря 2009 г. № 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011│
│ │годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов│
│ │Российской Федерации на реализацию дополнительных│
│ │мероприятий, направленных на снижение напряженности на│
│ │рынке труда субъектов Российской Федерации" │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Государственный│министерство занятости, труда и миграции области │
│ заказчик │ │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Основные │министерство занятости, труда и миграции области │
│ разработчики │ │
│ Программы │ │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Цели и задачи │ Цель Программы - повышение эффективности использования│
│ Программы, │трудовых ресурсов области, в том числе работников,│
│ важнейшие │находящихся под угрозой увольнения (простой, введение│
│ оценочные │режима неполного рабочего времени, предоставление│
│ показатели │отпусков без сохранения заработной платы по инициативе│
│ │работодателей, проведение мероприятий по высвобождению│
│ │работников) (далее - угроза увольнения), и оптимизация│
│ │системы управления занятостью как основы устойчивости и│
│ │динамичного развития области. │
│ │ Задачи Программы: │
│ │ стимулирование организации общественных работ,│
│ │временного │
│ │ трудоустройства работников, находящихся под угрозой│
│ │увольнения, а также признанных в установленном порядке│
│ │безработными граждан и граждан, ищущих работу; │
│ │ повышение конкурентоспособности на рынке труда│
│ │работников, находящихся под угрозой увольнения; │
│ │ содействие временной занятости выпускников│
│ │образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта│
│ │и стажа работы через организацию стажировки на│
│ │предприятиях области посредством возрождения и│
│ │стимулирования системы наставничества молодых│
│ │специалистов; │
│ │ стимулирование создания новых рабочих мест в сфере│
│ │малого бизнеса; │
│ │ стимулирование оснащения специальных рабочих мест для│
│ │трудоустройства инвалидов; │
│ │ оптимизация численности иностранных работников,│
│ │предполагаемых к привлечению на территорию области. │
│ │ Важнейшие оценочные показатели Программы: │
│ │ уровень регистрируемой безработицы в области на конец│
│ │года; │
│ │ численность официально зарегистрированных безработных│
│ │на конец 2010 года; │
│ │ напряженность на рынке труда области на конец года; │
│ │ численность иностранных работников, предполагаемых к│
│ │привлечению на территорию области │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Основные │ 1. Дополнительное мероприятие по организации│
│ мероприятия │общественных работ, временного трудоустройства│
│ Программы │работников, находящихся под угрозой увольнения, а также│
│ │признанных в установленном порядке безработными граждан и│
│ │граждан, ищущих работу. │
│ │ 2. Дополнительное мероприятие по организации│
│ │опережающего │
│ │ профессионального обучения работников, находящихся под│
│ │угрозой увольнения. │
│ │ 3. Дополнительное мероприятие по организации│
│ │стажировки выпускников образовательных учреждений в целях│
│ │приобретения ими опыта работы. │
│ │ 4. Дополнительное мероприятие по содействию│
│ │самозанятости │
│ │ безработных граждан и стимулированию создания│
│ │безработными гражданами, открывшими собственное дело,│
│ │дополнительных рабочих мест для трудоустройства│
│ │безработных граждан. │
│ │ 5. Дополнительное мероприятие по содействию│
│ │трудоустройству инвалидов │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Сроки и этапы │2010 год 4 этапа │
│ реализации │ │
│ программы │ │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Исполнители │министерство занятости, труда и миграции области; │
│ основных │государственные учреждения - центры занятости населения │
│ мероприятий │районов (городов) области │
│ Программы │ │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Объемы и │ общий объем средств, необходимых для реализации│
│ источники │Программы, составляет (прогнозно) 505209,4 тыс. руб., в│
│ исполнения │том числе: │
│ Программы │ за счет средств федерального бюджета (прогнозно) -│
│ │479948,9 тыс. руб., │
│ │ за счет средств областного бюджета - 25260,5 тыс. руб.│
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Ожидаемые │ недопущение роста уровня регистрируемой безработицы│
│ конечные │выше 2,1 процента на конец 2010 года; │
│ результаты │ недопущение роста численности официально│
│ реализации │зарегистрированных безработных выше 27,2 тыс. человек на│
│ Программы │конец 2010 года; │
│ │ недопущение коэффициента напряженности на рынке труда│
│ │выше 2,2 незанятых на одну вакансию на конец 2010 года; │
│ │ прохождение профессиональной подготовки,│
│ │переподготовки, повышения квалификации в рамках│
│ │организации опережающего профессионального обучения не│
│ │менее 3,5 тыс. работников, находящихся под угрозой│
│ │увольнения; │
│ │ трудоустройство не менее 94 процентов граждан,│
│ │прошедших опережающее профессиональное обучение; │
│ │ временное трудоустройство и участие в общественных│
│ │работах не менее 16 тыс. работников, находящихся под│
│ │угрозой увольнения, а также признанных в установленном│
│ │порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу; │
│ │ организация стажировки для не менее 1200 выпускников│
│ │образовательных учреждений в целях приобретения опыта│
│ │работы на предприятиях области под руководством 600│
│ │наставников; │
│ │ создание не менее 3000 новых рабочих мест в сфере│
│ │малого бизнеса; │
│ │ оснащение не менее 50 специальных рабочих мест для│
│ │трудоустройства не менее 50 инвалидов; │
│ │ оптимизация численности иностранных работников,│
│ │предполагаемых к привлечению на территорию области (квота│
│ │на 2010 год - 4001 чел.) │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Система │контроль за исполнением Программы осуществляет│
│ организации │Федеральная служба по труду и занятости (по│
│ контроля за │согласованию), Правительство области, министерство│
│ исполнением │занятости, труда и миграции области │
│ Программы │ │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────────────────────┘
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
До 2009 года рынок труда Саратовской области находился под влиянием позитивной динамики большинства социально-экономических показателей.
Валовой региональный продукт области в 2008 году составил 331,4 млрд. рублей, его среднегодовой прирост за четыре года составил почти 7,0 процентов. Динамично развивалось промышленное производство. Индекс промышленного производства достиг уровня 110,8 процента. Сельское хозяйство области вследствие увеличения производства продукции животноводства, а также высокого урожая зерна по итогам 2008 года составило 107,9 процента. Превышены целевые ориентиры по объему услуг связи и обороту розничной торговли. Значительные позитивные изменения отмечены и в транспортной системе области. Коммерческий грузооборот предприятий транспортного комплекса вырос в 1,3 раза по сравнению с уровнем 2005 года. В 2,2 раза возросла среднемесячная заработная плата и составила 12 тыс. рублей.
Несмотря на начавшийся в октябре 2008 года финансовый кризис, положительная динамика основных социально-экономических показателей обусловила увеличение среднегодовой численности занятых в экономике области с 1197,5 тыс. человек (в 2007 году) до 1202,5 тыс. человек (в 2008 году). Общая численность безработных (рассчитанной по методологии МОТ) за этот же период снизилась с 107,5 тыс. человек до 104 тыс. человек, уровень общей безработицы - с 8,0 процента до 7,9 процента соответственно.
На регистрируемом рынке труда тенденция снижения безработицы сохранялась в течение десяти месяцев 2008 года. Однако с начала ноября 2008 года (когда безработица была минимальной) численность граждан, имеющих официальный статус безработного, увеличилась на 16,1 процента и составила на конец 2008 года 18033 человека. Уровень регистрируемой безработицы возрос с 1,2 процента (на 1 ноября 2008 года) до 1,4 процента (на 1 января 2009 года), по Российской Федерации - с 1,7 процента до 2 процентов. Наиболее проблемными с точки зрения официальной безработицы на конец 2008 года являлись Ровенский (3,3 процента), Советский (2,7 процента) и Федоровский (2,5 процента) муниципальные районы.
Наряду с этим, на рынке труда области в 2008 году отмечалось снижение спроса на рабочую силу. Если на начало 2008 года банк данных органов службы занятости содержал информацию о 19,2 тыс. вакансий, то к концу года их количество снизилось до 11,1 тыс. Причем основное снижение потребности (на 6,5 тыс. единиц), происходило в ноябре - декабре 2008 года, когда многие предприятия приостановили прием кадров и отозвали вакансии, заявленные ранее. Напряженность на рынке труда выросла и составила 1,8 незанятых на одну вакансию (на начало 2008 года - 1,1).
Для районов с большой долей сельского населения было характерно значительное отставание спроса от предложения. Так, на конец 2008 года в Новоузенском муниципальном районе на одну вакансию претендовали 66 человек, в Краснопартизанском - 58 человек, а в шести районах области (Федоровском, Самойловском, Питерском, Перелюбском, Озинском, Дергачевском) вакантные рабочие места вообще отсутствовали. Недостаточный спрос на рабочую силу ограничивал возможности трудоустройства жителей села.
Нарастание в 2009 году кризисных явлений в экономике области, как и в целом по Российской Федерации, обозначило начало процессов сокращения работников практически во всех видах экономической деятельности и общее осложнение ситуации на рынке труда. После банковской сферы кризис, в первую очередь, ударил по реальному сектору экономики.
В январе - октябре 2009 года по сравнению с уровнем января - октября 2008 года индекс промышленного производства снизился на 13,7 процента, объем строительных работ - на 30,5 процента. За аналогичный период коммерческий грузооборот организаций транспорта сократился на 24,0 процента, оборот розничной торговли уменьшился на 5,8 процента, оборот общественного питания - на 4,7 процента.
За 10 месяцев 2009 года на развитие экономики и социальной сферы области использовано 41,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 25,9 процента ниже показателя аналогичного периода 2008 года.
Снижение объемов производства привело к сокращению среднегодовой численности занятых в экономике области до 1169,4 тыс. человек (на 33,0 тыс. человек). Ухудшение ситуации в сфере занятости обусловило увеличение общей численности безработных, рассчитанных по методологии МОТ (в среднегодовом исчислении), до 110 тыс. человек. Уровень безработицы составил 8,6 процента.
В течение первых 4 месяцев 2009 года наблюдалась тенденция роста регистрируемой безработицы. Своего максимума безработица достигла в первой декаде мая - численность зарегистрированных безработных по области составила 31,6 тыс. человек, уровень безработицы - 2,4 процента от экономически активного населения.
Кроме того, продолжилось снижение спроса на рабочую силу. На конец марта банк данных органов службы занятости содержал информацию о 8,9 тыс. вакансий (минимальное значение за 11 месяцев 2009 года). Напряженность на рынке труда выросла и составила 3,4 незанятых на одну вакансию.
В целях оптимизации штатной численности предприятия и организации области проводили сокращения работников. Только в результате массовых высвобождений в январе - ноябре 2009 года без работы остались 6,2 тыс. человек, что в 3,5 раза больше, чем за весь 2008 год. В целом, за 11 месяцев 2009 года предприятия и организации области высвободили 17,9 тыс. человек.
В 2009 году значительно выросли показатели вынужденной неполной занятости работников. Если на начало 2008 года в режиме неполной занятости работали 9,5 тыс. человек, то на начало 2009 года этот показатель вырос в 3,1 раза - до 29,7 тыс. человек. Своего пика объемы неполной занятости достигли к апрелю 2009 года, когда в режиме неполной занятости находилось 41,9 тыс. человек.
Реализация областных целевых программ: "Содействие занятости населения
и развитие кадрового потенциала Саратовской области на 2009 - 2011 годы", "О дополнительных мероприятиях
, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год", антикризисных мер Правительства области позволили во 2 полугодии 2009 года стабилизировать ситуацию на рынке труда и улучшить социально-экономическое положение области.
При содействии Правительства области удалось решить вопросы обеспечения заказами ОАО "Трансмаш", ОАО "Балаковский завод запасных деталей", что дало возможность вывести эти предприятия из простоя и отменить запланированные сокращения работников.
Проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению крупных предприятий. Получены средства на финансовое оздоровление ОАО "Саратовский радиоприборный завод" и ФГУП "Вольский механический завод". В стадии подготовки распоряжения Правительства РФ находятся материалы на получение субсидий ФГУП "ПЭМЗ "Молот", ФГУП "Саратовский завод приборных устройств".
Сформирован портфель заказов на экспорт вооружений и военной техники на уровне прошлого года не менее 100 млн. рублей, что позволит загрузить заказами такие предприятия как ОАО "СЭПО", ОАО "Конструкторское бюро автоматики", ЗАО "Волга-Авиасервис", ФГУП НПП "Алмаз", ФГУП "Саратовский агрегатный завод".
Результатом осуществления антикризисных мер стало очевидное сглаживание последствий кризиса для экономики области. Объем валового регионального продукта в сопоставимых ценах по итогам первого полугодия 2009 года остался практически на уровне аналогичного периода прошлого года, в то время как ВВП РФ снизился более 10,1 процента.
]]>├───┼──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│62.│ составитель навесок │Отдел подготовки кадров ОАО│
│ │ ингредиентов │"Балаковорезинотехника" │
├───┼──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│63.│ станочник │1. Поволжский межрегиональный филиал ФГУ│
│ │ │"ВНИИ охраны и экономики труда" РОСЗДРАВА │
│ │ │2. Автономная некоммерческая организации│
│ │ │"Учебный центр "Саратовнедра" │
│ │ │3. ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 49" │
├───┼──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│64.│ стропальщик │1. Поволжский межрегиональный филиал ФГУ│
│ │ │"ВНИИ охраны и экономики труда" РОСЗДРАВА │
│ │ │2. Автономная некоммерческая организация│
│ │ │"Учебный центр "Саратовнедра" │
├───┼──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│65.│ токарь │1. Поволжский межрегиональный филиал ФГУ│
│ │ │"ВНИИ охраны и экономики труда" РОСЗДРАВА │
│ │ │2. Автономная некоммерческая организация│
│ │ │"Учебный центр "Саратовнедра" │
│ │ │3. ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 62" │
│ │ │4. ГПУ НПО "Профессиональный лицей № 51" │
├───┼──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│66.│ тракторист │1. Автономная некоммерческая организация│
│ │ │"Учебный центр "Саратовнедра" │
│ │ │2. ГОУ НПО "Профессиональное училище № 67"│
│ │ │3. ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 38" │
│ │ │4. ГОУ НПО "Профессиональное училище № 51"│
├───┼──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│67.│ укладчик-упаковщик │Отдел подготовки кадров ОАО│
│ │ │"Балаковорезинотехника" │
├───┼──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│68.│ фрезеровщик │1. Поволжский межрегиональный филиал ФГУ│
│ │ │"ВНИИ охраны и экономики труда" РОСЗДРАВА │
│ │ │2. Автономная некоммерческая организация│
│ │ │"Учебный центр "Саратовнедра" │
│ │ │3. ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 51" │
│ │ │4. ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 49" │
├───┼──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│69.│ шлифовщик │Поволжский межрегиональный филиал ФГУ│
│ │ │"ВНИИ охраны и экономики труда" РОСЗДРАВА │
├───┼──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│70.│ штамповщик │Отдел подготовки кадров ОАО│
│ │ │"Балаковорезинотехника" │
├───┼──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│71.│ штукатур, штукатур-маляр │1. ГОУ НПО "Профессиональное училище № 3" │
│ │ │2. ГОУ НПО "Профессиональное училище № 20"│
│ │ │3. ГОУ НПО "Профессиональное училище № 22"│
│ │ │4. ГОУ НПО Профессиональное училище № 25" │
│ │ │5. ГОУ НПО "Профессиональное училище № 41"│
│ │ │6. ГОУ НПО "Профессиональное училище № 46"│
│ │ │7. Поволжский межрегиональный филиал ФГУ│
│ │ │"ВНИИ охраны и экономики труда" РОСЗДРАВА │
├───┼──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│72.│ электрогазосварщик │1. ГОУ НПО "Профессиональное училище № 3" │
│ │ │2. ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 20" │
│ │ │3. ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 35" │
│ │ │4. ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 51" │
│ │ │5. ГОУ НПО "Профессиональное училище № 67"│
│ │ │6. Поволжский межрегиональный филиал ФГУ│
│ │ │"ВНИИ охраны и экономики труда" РОСЗДРАВА │
│ │ │7. Автономная некоммерческая организация│
│ │ │"Учебный центр "Саратовнедра" │
├───┼──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│73.│ электромонтер по ремонту │1. ГОУ НПО "Профессиональное училище № 3" │
│ │ и обслуживанию │2. ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 35" │
│ │ электрооборудования │3. Поволжский межрегиональный филиал ФГУ│
│ │ │"ВНИИ охраны и экономики труда" РОСЗДРАВА │
│ │ │4. Автономная некоммерческая организация│
│ │ │"Учебный центр "Саратовнедра" │
├───┼──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│74.│ электросварщик │Автономная некоммерческая организация│
│ │ ручной сварки │"Учебный центр "Саратовнедра" │
└───┴──────────────────────────┴──────────────────────────────────────────┘