АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2009 г. по делу № А49-1857/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Пензенской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Пензенской области (440601 г. Пенза ул. Богданова, 7) к Собранию представителей города Каменки Каменского района Пензенской области (442240 Пензенская область г. Каменка ул. Советская, 107), третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие Водопроводно-канализационного хозяйства г. Каменки (442240 Пензенская область г. Каменка ул. Гражданская, 10А), о признании частично не действующим нормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Емановой О.И. - помощника прокурора (удостоверение № 129490),
от ответчика - Николаева Д.Г. - главного специалиста (доверенность от 13.04.2009 г. № 54),
от третьего лица - Качурина Ю.П. - представителя (доверенность от 18.05.2007 г. № 62), Севостьяновой Н.А. - юрисконсульта (доверенность от 22.05.2007 г. № 66),
установил:
заместитель прокурора Пензенской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 1
Решения Собрания представителей города Каменки Каменского района Пензенской области от 26.12.2008 г. № 373-38/1 "Об установлении тарифов на товары и услуги муниципального унитарного предприятия Водопроводно-канализационного хозяйства на 2009 год" (далее - Решения).
Заявитель считает, что оспариваемый пункт
Решения не соответствует Федеральному Закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В судебном заседании представитель прокуратуры Пензенской области поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их, поскольку тарифы
на оплату водоснабжения и очистку сточных вод приняты ответчиком с превышением предельного индекса
максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленного Приложением к Приказу Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 05.11.2008 г. № 1 (в редакции от 21.11.2008 г. № 5), период
действия тарифов противоречит положению части 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ, а также оспариваемое Решение
нарушало права потребителей муниципального унитарного предприятия Водопроводно-канализационного хозяйства г. Каменки.
Представитель ответчика с требования заявителя согласен. Просил суд признать недействующим пункт 1
Решения Собрания представителей города Каменки Каменского района Пензенской области от 26.12.2008 г. № 373-38/1 "Об установлении тарифов на товары и услуги муниципального унитарного предприятия Водопроводно-канализационного хозяйства на 2009 год". Пояснил суду, что Решением
Собрания представителей города Каменки Каменского района Пензенской области "Об установлении тарифов на товары и услуги муниципального унитарного предприятия Водопроводно-канализационного хозяйства" от 24.03.2009 г. № 9-2/2 оспариваемое Решение
отменено.
Представитель третьего лица с требованиями заместителя прокурора Пензенской области о признании недействующим пункта 1
Решения Собрания представителей города Каменки Каменского района Пензенской области от 26.12.2008 г. № 373-38/1 "Об установлении тарифов на товары и услуги муниципального унитарного предприятия Водопроводно-канализационного хозяйства на 2009 год" согласен, считает оспариваемый пункт
решения не соответствующим Федеральному закону № 210-ФЗ.
В судебном заседании 8 апреля 2009 г. объявлен перерыв до 09 час. 30 мин. 15 апреля 2009 г., после чего судебное разбирательство было продолжено.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
26.12.2008 г. Собрание представителей города Каменки Каменского района Пензенской области приняло Решение
№ 373-38/1 "Об установлении тарифов на товары и услуги муниципального унитарного предприятия Водопроводно-канализационного хозяйства на 2009 год".
Указанным Решением
установлены и введены в действие с 1 января 2009 года тарифы
на услуги муниципального унитарного предприятия Водопроводно-канализационного хозяйства г. Каменки: водоснабжение - 10,98 руб./куб. м., очистка сточных вод - 7,27 руб./куб. м. Тарифы
установлены с превышением предельного индекса
максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленного в Приложении к Приказу Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 05.11.2008 г. № 1 (в редакции от 21.11.2008 г. № 5 для муниципального образования город Каменка Каменского района Пензенской области.
Кроме того, пункт 1
Решения, предусматривающий установление тарифов с 01.01.2009 г., противоречит пункту 1 статьи 13 Федерального Закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Считая вышеназванное Решение
не соответствующим Федеральному Закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", заместитель прокурора Пензенской области обратился в суд с заявлением о признании пункта 1
Решения недействующим.
В силу статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 6 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.07.2006 г. № 182-О указал, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Учитывая, что оспариваемым решением
установлены тарифы
с превышением предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов, указанные тарифы
применялись в период
с 26.01.2009 г. по 24.03.2009 г. при расчетах с потребителями муниципального унитарного предприятия Водопроводно-канализационного хозяйства, а именно: с ООО "Каменские водопроводные сети" и ООО "Сети водоотведения г. Каменки", что повлекло нарушение их прав и законных интересов, суд считает необходимым рассмотреть настоящее дело по существу.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закона) настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В силу пункта 1 статьи 13 вышеназванного Закона тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Закона период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 5 Закона органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ) предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.
Согласно Приложению к Приказу
Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 05.11.2008 г. № 1 (в редакции Приказа от 21.11.2008 г. № 5) предельные индексы
максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для муниципального образования г. Каменки Каменского района Пензенской области установлены на 2009 год в размере 113%.
Как видно из материалов дела, распоряжением
Главы администрации города Каменки Каменского района Пензенской области от 22.12.2006 г. № 105 были утверждены тарифы
на услуги муниципального унитарного предприятия Водопроводно-канализационного хозяйства г. Каменки, которые составляли: за подъем воды - 5,87 руб./куб. м., за очистку сточных вод - 4,36 руб./куб. м.
Согласно письму главы города Каменки Каменского района Пензенской области от 05.03.2009 г. № б/н тарифы на услуги МУП Водопроводно-канализационного хозяйства в 2008 г. не утверждались.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм тарифы
на водоснабжение и очистку сточных вод для потребителей МУП Водопроводно-канализационного хозяйства г. Каменки на 2009 год были установлены с превышением предельного индекса и составили за водоснабжение - 187%, за очистку сточных вод - 166%, что является нарушением Федерального Закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Устанавливая и вводя в действие с 01.01.2009 г. тарифы
на товары и услуги муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства г. Каменки за водоснабжение в размере 10,98 руб./куб. м., за очистку сточных вод в размере 7,27 руб./куб. м., ответчик действовал с превышением предоставленных ему полномочий, что повлекло нарушение прав и законных интересов потребителей услуг МУП Водопроводно-канализационного хозяйства г. Каменки (ООО "Каменские водопроводные сети" и ООО "Сети водоотведения г. Каменки").
На основании вышеизложенного арбитражный суд приходит к выводу, что требование заместителя прокурора Пензенской области о признании недействующим пункта 1
Решения Собрания представителей города Каменки Каменского района Пензенской области от 26.12.2008 г. № 373-38/1 "Об установлении тарифов на товары и услуги муниципального унитарного предприятия Водопроводно-канализационного хозяйства на 2009 год" подлежит удовлетворению, так как оспариваемый пункт
Решения не соответствует Федеральному Закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
На основании подпунктов 1, 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
требования заявителя удовлетворить.
Признать недействующим пункт 1
Решения Собрания представителей города Каменки Каменского района Пензенской области от 26.12.2008 г. № 373-38/1 "Об установлении тарифов на товары и услуги муниципального унитарного предприятия Водопроводно-канализационного хозяйства на 2009 год", как не соответствующий Федеральному Закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня вступления в законную силу в кассационном порядке.