Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2008 г. по делу № А31-690/2008-27

Резолютивная часть решения объявлена 19.05.2008 г.
Решение в полном объеме изготовлено 19.05.2008 г.
Арбитражный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Тетерина Олега Валерьевича,
судей: Мофы Виталия Дмитриевича, Семенова Алексея Ивановича,
лицо, ведущее протокол: помощник судьи Голубева Наталия Владимировна
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Шарьяводоканал", г. Шарья Костромской области
к Думе Городского округа город Шарья Костромской области о признании незаконным решения от 27.12.2007 года № 67-ДН
при участии в судебном заседании:
от ООО "Шарьяводоканал": Волконская О.Н. - юрисконсульт (доверенность б/н
от 01.01.2008 года)
от Думы Городского округа г. Шарья: Бушуева С.В. - ведущий специалист
(доверенность № 113 от 15.05.2008 года)

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Шарьяводоканал", г. Шарья Костромской области (далее по тексту - Общество), обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Думе городского округа город Шарья Костромской области (далее по тексту - Дума) о признании недействующим и отмене Решения Думы городского округа город Шарья Костромской области от 27.12.2007 года № 67-ДН "О размере платы граждан за коммунальные услуги по водоснабжению, транспортировке и очистке хозяйственно-бытовых стоков, оказываемых ООО "Шарьяводоканал" на 2008 год" (далее по тексту - Решение), которое, по мнению заявителя, нарушает требования, установленные пунктом "б" статьи 4 Постановления Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306), а также, по мнению заявителя, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель требования поддержал, по мотивам изложенным в заявлении. В судебном заседаний представитель ООО "Шарьяводоканал" пояснил, что Решением городской Думы № 67-ДН от 27.12.2007 г. был установлен размер платы граждан за коммунальные услуги по водоснабжению, транспортировке и очистке хозяйственно-бытовых стоков, оказываемые ООО "Шарьяводоканал" на 2008 год, процент оплаты гражданами перечисленных услуг составил: водоснабжение 79,8%, транспортировка хозяйственно-бытовых стоков 75,7%, очистка хозяйственно-бытовых стоков 22,4%.
Уведомлением о бюджетных ассигнованиях из бюджета города Шарьи на 2008 г. ООО "Шарьяводоканал" сообщено о включении в бюджет компенсации разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, введенными Решением № 76-ДН от 27.12.2008 г. для населения в сумме 3 701 000 рублей.
ООО "Шарьяводоканал" считает, что указанная сумма значительно меньше фактических затрат, понесенных обществом, тарифы на услуги ООО "Шарьяводоканал" для населения не являются экономически обоснованными. Учитывая установленный процент оплаты населением услуг ООО "Шарьяводоканал" по водоснабжению, транспортировке и очистке хозяйственно-бытовых стоков сумма возмещения, по мнению заявителя, должна составить 18,1 млн. рублей.
Общество также считает, что оспариваемое Решение принято в нарушение требований, установленных п. "б" ст. 4 Постановления Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 609.
Дума городского округа города Шарьи Костромской области требования Общества не признала по мотивам, изложенным в отзыве на заявление. Представитель Думы в судебном заседании пояснил, что оспариваемое решение не предусматривает правовых норм, устанавливающих тарифы для организаций в зависимости от групп потребителей, как это было ранее, когда существовало перекрестное субсидирование и принималось соответствующее постановление главы самоуправления. В настоящее время тарифы для ООО "Шарьяводоканал" как для организации, осуществляющей предоставление коммунальных услуг, установлены единые по всем группам потребителей постановлением главы городского округа город Шарья от 30.11.2007 № 1933/1 "Об установлении тарифов на услуги, оказываемые ООО "Шарьяводоканал", по технической и питьевой воде, транспортировке сточной жидкости и по очистке хозяйственно-бытовых стоков для потребителей городского округа город Шарья на 2008 год". Установление тарифов и их экономическое обоснование в компетенцию Думы не входит. Решение от 27.12.2007 № 67-ДН принято Думой городского округа город Шарья в соответствии с ее полномочиями, принято исключительно в целях установления размера платы населения в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства и нормативных правовых актов государственной власти Костромской области, при этом соблюден предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Судебное разбирательство проведено в соответствии с требованиями ст. ст. 152-155, 194 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
27 декабря 2007 года Думой города Шарьи Костромской области было принято решение № 67-ДН "О размере платы граждан за коммунальные услуги по водоснабжению, транспортировке и очистке хозяйственно-бытовых стоков, оказываемых ООО "Шарьяводоканал" на 2008 год", которое вступает в силу с 01 января 2008 года. Указанным решением был утвержден размер платы граждан за коммунальные услуги по водоснабжению, транспортировке и очистке хозяйственно-бытовых стоков, оказываемые ООО "Шарьяводоканал":

┌───┬──────────────────┬────────┬────────────┬────────────┬────────────┐
│ № │    Вид услуг     │Ед. изм.│Тариф ООО   │% платы     │   Размер   │
│п/п│    населению     │        │"Шарьяводо- │граждан     │   платы    │
│   │                  │        │канал"      │(от тарифа  │  граждан,  │
│   │                  │        │с НДС,      │ООО         │руб./куб. м │
│   │                  │        │руб./ куб. м│"Шарьяводо- │            │
│   │                  │        │            │канал")     │            │
├───┼──────────────────┼────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│1  │Водоснабжение     │куб. м  │   19,86    │    79,8    │   15,86    │
├───┼──────────────────┼────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│2  │Транспортировка   │куб. м  │   10,45    │    75,7    │    7,91    │
│   │хозяйственно-     │        │            │            │            │
│   │бытовых стоков    │        │            │            │            │
├───┼──────────────────┼────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│3  │Очистка           │куб. м  │   15,36    │    22,4    │    3,44    │
│   │хозяйственно-     │        │            │            │            │
│   │бытовых стоков    │        │            │            │            │
└───┴──────────────────┴────────┴────────────┴────────────┴────────────┘

Уведомлением о бюджетных ассигнованиях из бюджета города Шарьи на 2008 г. Обществу с ограниченной ответственностью "Шарьяводоканал" было сообщено о включении в бюджет компенсации разницы между экономически обоснованными тарифами и действующими тарифами для населения в сумме 3701000 рублей.
Посчитав, что указанная сумма значительно меньше фактических затрат, которые понесет Общество, ООО "Шарьяводоканал" обратилось в Думу с письмом от 25.01.2008 г. за Исх. № 29, в котором просило разъяснить, по какой именно из услуг принято решение о компенсации разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными на 2008 год для населения. В связи с тем, что установленный процент оплаты населением услуг ООО "Шарьяводоканал" по водоснабжению, транспортировке и очистке хозяйственно-бытовых стоков сумма возмещения, по расчетам заявителя, составляет 18,1 млн. рублей, Общество просило отменить Решение городской Думы № 67-ДН от 27.12.2007 г. и принять новое решение.
Не добившись от Думы желаемого результата, ООО "Шарьяводоканал" обратилось с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Костромской области.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим мотивам.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2 нормативный правовой акт - это изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Оспариваемое Решение Думы городского округа город Шарья Костромской области от 27.12.2007 года № 67-ДН "О размере платы граждан за коммунальные услуги по водоснабжению, транспортировке и очистке хозяйственно-бытовых стоков, оказываемых ООО "Шарьяводоканал" на 2008 год", отвечает приведенным требованиям и является нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В силу статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде в установленном законом порядке.
По существу данный Закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов").
При таких условиях Арбитражный суд Костромской области рассматривает возникший спор по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и осуществляет проверку положений оспариваемого Решения Думы на соответствие требованиям Постановления Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306).
Согласно ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, Федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 № 210-ФЗ (в редакции от 26.12.2005) (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004) представительные органы муниципальных образований осуществляют полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи и части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона, в том числе устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Частью 3 статьи 5 указанного Закона установлено, что Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Частью 5 статьи 4 указанного Закона установлено, что Органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
Оспариваемое Решение от 27.12.2007 № 67-ДН принято Думой городского округа город Шарья во исполнение ее полномочий в соответствии с Решением Думы городского округа город Шарья от 04.04.2007 № 12-ДН "О полномочиях органов местного самоуправления городского округа город Шарья в области регулирования цен и тарифов на товары и услуги организаций коммунального и жилищно-бытового комплекса, установления размера платы граждан за жилое помещение, коммунальные и бытовые услуги", которое соответственно вышеизложенному, не противоречит положениям Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 г.
Поэтому, суд приходит к выводу, что принятие оспариваемого Решения входит в компетенцию Думы.
Суд признает обоснованным довод Думы о том, что установление тарифов и их экономическое обоснование в компетенцию Думы не входит, а Решение Думы городского округа город Шарья от 27.12.2007 № 67-ДН принято исключительно в целях установления размера платы населения в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства и нормативных правовых актов государственной власти Костромской области, в частности в целях соблюдения предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (статья 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ).
Предельный максимальный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги для городского округа город Шарья на 2008 год, установленный Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 15.10.2007 № 07/72, составляет 119,0% (в соответствии с Приказом ФСТ России от 11.04.2007 года № 68-Э/5 для Костромской области на 2008 год установлен предельный максимальный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги в размере 119%).
Установленный решением Думы городского округа город Шарья от 27.12.2007 № 67-ДН размер платы граждан за коммунальные услуги по водоснабжению, транспортировке и очистке хозяйственно-бытовых стоков в 2008 году составил 119,0% к уровню 2007 года, то есть не превысил предельный максимальный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги, установленный компетентными федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта федерации.
В рассматриваемом случае не может быть принят судом довод заявителя о том, что оспариваемое решение Думы нарушает требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306), поскольку согласно п. 1 указанного Постановления, Правительство РФ постановило отменить с 1 января 2004 г. практику установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей, а подпунктами "б" и "в" пункта 4 Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать тарифы на услуги, указанные в пункте 1 настоящего Постановления, на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат на предоставление этих услуг и с учетом методических рекомендаций, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Постановления (разработать и утвердить методические рекомендации по установлению тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, имея в виду необходимость обеспечения возмещения затрат на предоставление указанных услуг и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры); отказаться от практики установления для отдельных категорий потребителей льгот по оплате услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов.
Поскольку оспариваемым Решением Думы был утвержден размер платы граждан за коммунальные услуги по водоснабжению, транспортировке и очистке хозяйственно-бытовых стоков, оказываемые ООО "Шарьяводоканал", то соответственно положения Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", применению в данном случае не подлежат.
Решение Думы городского округа город Шарья от 27.12.2007 № 67-ДН не предусматривает правовых норм, устанавливающих тарифы для организаций в зависимости от групп потребителей. Установленные указанным Решением тарифы для ООО "Шарьяводоканал" как для организации, осуществляющей предоставление коммунальных услуг, установлены единые по всем группам потребителей постановлением Главы городского округа город Шарья от 30.11.2007 № 1933/1 "Об установлении тарифов на услуги, оказываемые ООО "Шарьяводоканал", по технической и питьевой воде, транспортировке сточной жидкости и по очистке хозяйственно-бытовых стоков для потребителей городского округа город Шарья на 2008 год".
В оспариваемом Решении не содержится норм, устанавливающих различную стоимость оказываемых предприятием услуг для разных групп потребителей.
Судом не принимается довод заявителя о том, что оспариваемое Решение противоречит пункту "б" статьи 4 Постановления Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 609, поскольку, как уже было указано ранее, предельный максимальный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги для городского округа город Шарья на 2008 год, установленный данным Решением Думы, соответствует Постановлению Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 15.10.2007 № 07/72 и Приказу ФСТ России от 11.04.2007 года № 68-3/5.
Кроме того, само оспариваемое Решение Думы не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не лишает ООО "Шарьяводоканал" требовать возмещения убытков, в случае их возникновения при оказании услуг населению городского округа город Шарья по водоснабжению, транспортировке и очистке хозяйственно-бытовых стоков.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Государственная пошлина была уплачена заявителем при обращении в суд, поэтому взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 176, 195 АПК РФ

решил:

в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Шарьяводоканал", г. Шарья Костромской области, о признании недействующим решения Думы городского округа город Шарья Костромской области от 27.12.2007 года № 67-ДН "О размере платы граждан за коммунальные услуги по водоснабжению, транспортировке и очистке хозяйственно-бытовых стоков, оказываемых ООО "Шарьяводоканал" на 2008 год" - отказать.
Решение вступает в силу немедленно после его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу с подачей кассационной жалобы через Арбитражный суд Костромской области.

Председательствующий судья
О.В.ТЕТЕРИН
Судья
В.Д.МОФА
Судья
А.И.СЕМЕНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru