Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Башкортостан республика


26 ноября 2007 годаN 487-з



РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

ЗАКОН

О РЕФЕРЕНДУМЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

(в ред. Законов РБ от 27.10.2008 № 36-з,
от 22.06.2009 № 138-з, от 28.12.2009 № 204-з)

Принят Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 15 ноября 2007 года.

Референдум является высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. В Республике Башкортостан гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме, защита демократических принципов и норм права на участие в референдуме.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Пределы действия настоящего Закона

Настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) определяются правовые гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме Республики Башкортостан (далее - референдум), проводимом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом.

Статья 2. Основные термины и понятия

Для целей настоящего Закона применяемые термины и понятия означают:
1) агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период кампании референдума;
2) агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить агитацию по вопросам референдума;
3) агитация по вопросам референдума - деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;
4) адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
5) бюллетень - бюллетень для голосования на референдуме;
6) вопрос (вопросы) референдума - вопрос (вопросы), проект закона, иного нормативного правового акта, по которым предлагается провести или проводится референдум;
7) выборное должностное лицо - Президент Российской Федерации, а также избираемый непосредственно гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования, глава муниципального образования;
8) гарантии права на участие в референдуме - установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
9) ГАС "Выборы" - Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы";
10) государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума - комплекс обеспечивающих гарантии и реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации мер по сбору, систематизации и использованию сведений об избирателях, участниках референдума;
11) добровольное пожертвование гражданина - безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный счет референдума;
12) добровольное пожертвование юридического лица - безвозмездное перечисление юридическим лицом денежных средств со своего расчетного счета на специальный счет референдума;
13) документ, заменяющий паспорт гражданина, - документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. В соответствии с Федеральным законом на территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:
а) военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
б) временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Закона РБ от 27.10.2008 № 36-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
г) утратил силу. - Закон РБ от 22.06.2009 № 138-з;
(см. текст в предыдущей редакции)
д) справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Закона РБ от 27.10.2008 № 36-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) закон - федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон Республики Башкортостан;
15) кампания референдума - деятельность по подготовке и проведению референдума, осуществляемая в период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума до дня представления комиссией референдума, организующей референдум, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение референдума, либо до дня отказа в проведении референдума;
16) комиссия - комиссия референдума;
17) комиссия референдума - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение референдума;
18) комиссия референдума вышестоящая (вышестоящая комиссия референдума) - определенная в качестве таковой законом комиссия референдума, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение референдума, по отношению к иным комиссиям референдума, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этого же референдума;
19) комиссия референдума нижестоящая (нижестоящая комиссия референдума) - определенная в качестве таковой законом комиссия референдума, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение референдума, по отношению к иным комиссиям референдума, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этого же референдума;
20) комиссия референдума, организующая референдум (организующая референдум комиссия референдума), - комиссия референдума, на которую законом возложено руководство деятельностью всех комиссий референдума по подготовке и проведению соответствующего референдума;
21) комплекс для электронного голосования - комплекс средств автоматизации ГАС "Выборы", предназначенный для проведения электронного голосования, автоматизированного подсчета голосов участников референдума, установления итогов голосования и составления протокола участковой комиссии об итогах голосования;
22) наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов референдума;
23) наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) - представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов и референдумов в Российской Федерации;
24) недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей участников референдума и (или) оформления подписного листа;
25) недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом;
26) организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, - организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), и редакции периодических печатных изданий;
27) органы государственной власти Республики Башкортостан - законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Башкортостан (Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан), избираемый непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан; высшее должностное лицо Республики Башкортостан (Президент Республики Башкортостан), а также иные органы государственной власти Республики Башкортостан, предусмотренные Конституцией Республики Башкортостан;
28) органы государственной власти федеральные (федеральные органы государственной власти) - Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные органы государственной власти, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
29) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
30) открепительное удостоверение - открепительное удостоверение для голосования на референдуме;
31) право на участие в референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума;
32) представитель средства массовой информации - лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации;
33) регистр избирателей, участников референдума - информационный ресурс ГАС "Выборы", содержащий совокупность персональных данных об избирателях, участниках референдума;
34) референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме;
35) референдум Республики Башкортостан - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, иными федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Республики Башкортостан;
36) участник референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме;
37) федеральный закон - федеральный конституционный закон, федеральный закон;
38) электронное голосование - голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы";
39) электронный бюллетень - бюллетень, подготовленный программно-техническими средствами в электронном виде, применяемый при проведении электронного голосования.

Статья 3. Принципы проведения референдума

1. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
2. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
3. Деятельность комиссий при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.
4. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на референдуме.
5. Референдум организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Статья 4. Всеобщее право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума.
2. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 5. Равное право на участие в референдуме

Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях.

Статья 6. Право на прямое волеизъявление на референдуме

Граждане Российской Федерации голосуют на референдуме за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.

Статья 7. Тайное голосование

Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Статья 8. Законодательство Республики Башкортостан о референдуме

1. Законодательство Республики Башкортостан о референдуме основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан о референдуме.
2. В случае принятия в период кампании референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения референдума, указанные закон и изменения применяются к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений.
3. Нормативные правовые акты о референдуме, принимаемые в Республике Башкортостан, не должны противоречить настоящему Закону. Если нормативный правовой акт о референдуме, принятый в Республике Башкортостан, противоречит настоящему Закону, применяются нормы настоящего Закона.

Статья 9. Порядок исчисления сроков, установленных настоящим Законом

1. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
2. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
3. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
4. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.

Глава 2. ГАРАНТИИ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 10. Вопросы референдума

1. На референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Республики Башкортостан или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
2. Федеральным законом, Конституцией Республики Башкортостан, законом Республики Башкортостан могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.
3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
4. Вопросы референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
5. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
6. На референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о персональном составе органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления;
в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении бюджета Республики Башкортостан, исполнении и изменении финансовых обязательств Республики Башкортостан;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Статья 11. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума

1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории Республики Башкортостан или на части территории Республики Башкортостан, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума.
3. Референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума.

Статья 12. Инициатива проведения референдума

1. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
2. Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме, в количестве не менее 20 человек. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
3. Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с частью 2 настоящей статьи, должна представить в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

Статья 13. Назначение референдума

1. Назначение и проведение референдума обязательны, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом, Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом.
2. Принятие органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.
3. Референдум в соответствии с федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом назначается Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан.
4. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 60 дней до дня голосования.
5. Голосование на референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.
6. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с частью 5 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Глава 3. ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ

]]>
6. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в комиссию референдума эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия референдума прекращает ее рассмотрение.
7. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие право граждан на участие в референдуме, в соответствии с Федеральным законом могут обратиться участники референдума, общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии референдума.
8. При рассмотрении комиссией референдума жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией референдума рассматривается вопрос о нарушении права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

Статья 58. Основания отмены регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

Регистрация инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть отменена судом по заявлению Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан не позднее чем за три дня до дня голосования в случаях:
1) нарушения порядка выдвижения инициативы проведения референдума;
2) нарушения членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума порядка проведения агитации по вопросам референдума и финансирования кампании референдума;
3) использования членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума преимуществ своего должностного или служебного положения;
4) установления факта подкупа участников референдума членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
5) наличия иных оснований, установленных Федеральным законом, иным законом.

Статья 59. Отмена решения об итогах голосования, о результатах референдума

1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона, настоящего Закона, иных законов, регламентирующих проведение референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума - о признании итогов голосования недействительными.
2. В соответствии с Федеральным законом после установления итогов голосования, определения результатов референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
3. В соответствии с Федеральным законом суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума, суд может признать итоги голосования недействительными.
4. В соответствии с Федеральным законом суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума об итогах голосования, о результатах референдума в случае нарушения правил составления списков участников референдума, порядка формирования комиссий референдума, правил проведения агитации и финансирования кампании референдума, в случае использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, руководителями общественных объединений преимуществ своего должностного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на референдум, в случае установления фактов подкупа участников референдума этими лицами и общественными объединениями в тех же целях, в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), а также в случае других нарушений законодательства о референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников референдума.
5. Отмена судом решения о результатах референдума в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю участников референдума, влечет признание результатов референдума недействительными.
6. В случае признания итогов голосования на участке референдума, определенной территории, по всей Республике Башкортостан недействительными после составления соответствующей вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах референдума эта комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах референдума с отметкой: "Повторный".
7. На основании протоколов комиссий об итогах голосования с отметкой: "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", составленных после составления вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах референдума и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу, составленные вышестоящей комиссией, вносятся соответствующие изменения.

Статья 60. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений

1. В соответствии с Федеральным законом жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.
2. В соответствии с Федеральным законом после официального опубликования результатов референдума жалоба на нарушение права граждан на участие в референдуме, имевшее место в период кампании референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов референдума.
3. В соответствии с Федеральным законом решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период кампании референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах референдума суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

Статья 61. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме

Ответственность за нарушение законодательства о референдуме устанавливается федеральными законами.

Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 62. Признание утратившими силу отдельных нормативных правовых актов

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Башкирской ССР от 20 июня 1991 года № ВС-6/21 "О референдуме Башкирской ССР" (Законы Республики Башкортостан, 1992, выпуск II);
2) Закон Республики Башкортостан от 12 декабря 1995 года № 15-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Башкирской ССР от 20 июня 1991 года "О референдуме Башкирской ССР" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1996, № 2 (44), ст. 90);
3) Закон Республики Башкортостан от 4 марта 1997 года № 82-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О референдуме Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1997, № 10 (64), ст. 619);
4) Закон Республики Башкортостан от 12 марта 2001 года № 207-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О референдуме Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2001, № 7 (127), ст. 459);
5) Закон Республики Башкортостан от 12 января 2004 года № 61-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О референдуме Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2004, № 5 (179), ст. 217);
6) статью 2 Закона Республики Башкортостан от 3 ноября 2006 года № 370-з "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан в сфере местного самоуправления, защиты прав и свобод человека и гражданина и административно-территориального устройства" (Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2006, № 23 (245), ст. 1396).

Статья 63. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Башкортостан
М.РАХИМОВ
Уфа, Дом Республики
26 ноября 2007 года
№ 487-з






Приложение
к Закону Республики Башкортостан
"О референдуме Республики Башкортостан"

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

     Инициативная  группа  граждан, зарегистрированная Центральной
избирательной комиссией Республики Башкортостан
__________________________________________________________________
       (дата регистрации и номер регистрационного удостоверения,
        специальный счет референдума № ____. Тираж ___экз.)

     Мы,  нижеподписавшиеся,  поддерживаем  инициативу  проведения
референдума  Республики  Башкортостан  с  формулировкой    вопроса
(вопросов) _______________________________________________________
__________________________________________________________________

┌──┬─────────────┬──────────────┬───────────┬─────────────┬────────┬───────┐
│ N│   Фамилия,  │ Год рождения │Адрес места│Серия и номер│  Дата  │Подпись│
│пп│имя, отчество│ (в возрасте  │ жительства│ паспорта или│внесения│       │
│  │             │18 лет на день│           │  документа, │ подписи│       │
│  │             │ голосования -│           │ заменяющего │        │       │
│  │             │ дополнительно│           │   паспорт   │        │       │
│  │             │ день и месяц │           │  гражданина │        │       │
│  │             │   рождения)  │           │             │        │       │
├──┼─────────────┼──────────────┼───────────┼─────────────┼────────┼───────┤
│1.│             │              │           │             │        │       │
├──┼─────────────┼──────────────┼───────────┼─────────────┼────────┼───────┤
│2.│             │              │           │             │        │       │
├──┼─────────────┼──────────────┼───────────┼─────────────┼────────┼───────┤
│3.│             │              │           │             │        │       │
└──┴─────────────┴──────────────┴───────────┴─────────────┴────────┴───────┘

      Подписной лист удостоверяю: ________________________________
                                  (фамилия, имя, отчество, адрес
__________________________________________________________________
    места жительства, дата рождения, серия, номер, дата выдачи
__________________________________________________________________
паспорта или заменяющего его документа лица, собирающего подписи,
с указанием наименования или кода выдавшего его органа)

                         Подпись и дата ее внесения ______________

     Уполномоченный представитель инициативной группы ____________
                                                      (фамилия,
                                                    имя, отчество)

                          Подпись и дата ее внесения _____________



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru