Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 апреля 2009 г. по делу № А03-1311/2009

резолютивная часть решения объявлена 01.04.2009 г.
с мотивировочной частью решение изготовлено 07.04.2009 г.
Арбитражный суд Алтайского края в лице судьи Ш., при личном ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Заместителя прокурора Алтайского края, г. Барнаул к муниципальному казенному унитарному предприятию "У" Алтайского края, г. Рубцовск и к муниципальному унитарному предприятию "Р" муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края, г. Рубцовск о признании договора поручения от 28.05.07 г. № 33 недействительным в части, с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Управление Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю, г. Барнаул,
При участии в судебном заседании:
от истца - не явился (извещен);
от ответчика - 1) Управление ЖКХ - представитель Н. (доверенность от 12.12.08 г.), 2) РКЦ - представитель Б. (доверенность от 28.10.08 г.);
от третьего лица - не явился (извещен);

установил:

Заместитель прокурора Алтайского края обратился в арбитражный суд Алтайского края с иском к муниципальному казенному унитарному предприятию "У" Алтайского края, к муниципальному унитарному предприятию "Р" муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края о признании пунктов 1.1.2 и 1.1.3 договора поручения от 28.05.07 г. № 33 недействительными.
Определением о принятии искового заявления к производству от 13.02.09 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю, г. Барнаул.
Представители прокуратуры и третьего лица в настоящее судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о времени и месте его проведения.
На основании ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ заседание проводится в отсутствие представителей прокуратуры и третьего лица.
Заслушав представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Между муниципальным казенным унитарным предприятием "У" Алтайского края (доверитель) и муниципальным унитарным предприятием "Р" муниципального образования городского округа "Город Рубцовск" Алтайского края (далее - МУП "Р") (поверенный) заключен договор поручения от 28.05.07 г. № 33.
В соответствии с п. 1.1 договора доверитель поручает, а поверенный обязуется совершить от своего имени, но в интересах доверителя, следующие юридические действия:
1.1.1. формировать базу данных (ведение паспортно-учетной работы) по учету потребителей жилищно-коммунальных услуг (сбор, обработка, систематизация и хранение информации о потребителях, фактически проживающих в жилых помещениях на территории муниципального образования);
1.1.2. осуществлять регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства, для выполнения задач по совершенствованию системы оплаты и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги;
1.1.3. предоставлять справки о регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства в течение трех дней по требованию доверителя, визированные печатью МУП "Р" за подписью директора Л.
Согласно Закону Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно статьи 4 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции (п. 1 Положения о МВД России, утвержденного Указом Президента РФ от 19.07.2004 № 927).
МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).
В соответствии с Положением о ФМС России (утв. Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 № 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы") ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Одной из основных задач ФМС России является осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации (п. 2 Положения).
Данные полномочия на территории г. Рубцовска на момент заключения сделки осуществляло МРО № 10 УФМС России по Алтайскому краю в г. Рубцовске, с 04.02.2008 - Отдел УФМС России по Алтайскому краю в г. Рубцовске.
В соответствии с п. 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (в редакции, действующей на момент заключения договора), органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 имеет номер 220, а не 230.

Изменения в данные Правила в части замены слов "в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел" на "в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы" внесены значительно позже образования и функционирования ФМС России - постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 230 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием миграционной политики в Российской Федерации".
При этом на момент заключения оспариваемого договора осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являлось компетенцией территориального органа Федеральной миграционной службы - УФМС России по Алтайскому краю и его структурных подразделений.
Таким образом, в соответствии с условиями договора предусмотрена передача функций Отдела УФМС России по Алтайскому краю в г. Рубцовске по регистрации и учету граждан по месту жительства и месту их пребывания на территории Российской Федерации коммерческой организации.
Однако, МКУП "У" функциями по регистрации не обладало, не осуществляло их и, соответственно, не имело право передавать эти функции иным лицам, в частности МУП "Р". Кроме того, согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
При таких обстоятельствах, пункт 1.1.2 договора от 28.05.07 г. № 33 не соответствует действующему законодательству.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанных требований постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Согласно пункту 4 указанных Правил ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
В соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (в редакции на момент заключения договора), в государственных и муниципальных жилищных фондах лицами, ответственными за регистрацию, являются должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций, которые и имеют полномочия по предоставлению справок, указанных в п. 1.1.3 договора поручения № 3.
Согласно п. 1.6.1 Инструкции о применении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 23.10.1995 № 393 в обязанности должностных лиц, ответственных за регистрацию, входит заполнение соответствующих документов после обращения граждан и их передача в органы внутренних дел для осуществления регистрационных действий.
В настоящее время порядок предоставления государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, сроки и последовательность действий (административные процедуры) Федеральной миграционной службы и территориальных органов ФМС России определены утвержденным приказом ФМС России от 20.09.2007 № 208 Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Вышеуказанным Регламентом также определены перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, и их полномочия по первичному приему от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
В соответствии с Уставом МКУП "У" данное предприятие осуществляет функции по организации эксплуатации и ремонта муниципального жилищного фонда с нежилыми помещениями (п. 2.3.1).
Согласно п. 2.4.1 Устава МКУП "У" предприятие принимает в оперативное управление от собственника муниципальный жилищный фонд, объекты внешнего благоустройства на землях общего пользования.
Основными же целями деятельности МУП "Р", согласно Уставу, является оказание программно-технических и информационных услуг по решению расчетных и статистических бухгалтерско-экономических задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства, разработка и внедрение программного обеспечения, прогрессивных информационных систем и технологий на основе применения вычислительной техники и средств связи. Жилищный фонд МУП "Р" на каком-либо предусмотренном законодательством праве не принадлежит. Должностные лица данного предприятия не выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями муниципального жилищного фонда, в отличие от должностных лиц МКУП "У".
Таким образом, МУП "Р" не является жилищно-эксплуатационной организацией, в связи с чем работники данного предприятия не могут являться лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства, осуществляющими оформление и предоставление соответствующих документов, а также их ведение и хранение.
Передача по договору поручения возложенных законодательством функций по регистрации граждан МКУП "У" не уполномоченному на выполнение таких функций лицу - МУП "Р" противоречит действующему законодательству, следовательно, пункт 1.1.3 договора является недействительным.
Согласно части 1 статьи 23 и части 1 статьи 27 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Для регистрации по месту пребывания или по месту жительства гражданин представляет должностным лицам, ответственным за регистрацию, в числе других документов, указанных в пунктах 9, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, документ, удостоверяющий личность и раскрывающий его персональные данные, которые в дальнейшем являются основанием, в частности, для начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги и предоставления соответствующих льгот.
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188.
Согласно пункту 1 Перечня к таким сведениям, в частности, относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
Случаи, не требующие наличия согласия субъекта персональных данных для их обработки, определены частью 2 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных", в частности, обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора; наличие договорных отношений с субъектом персональных данных.
Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, которая не требуется в случае обезличивания персональных данных и в отношении общедоступных персональных данных (статья 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
Деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен.
В данном случае выполнение функций по обеспечению регистрационного учета граждан, в том числе функций по сбору, обработке и хранению информации о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, возложено на МУП "Р", которое такие функции осуществлять не может ввиду отсутствия соответствующих полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (пункт 1 статьи 180 Кодекса).
Руководствуясь статьями 106, 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

признать недействительными пункты 1.1.2 и 1.1.3 договора поручения № 33 от 28.05.2007 заключенного между муниципальным казенным унитарным предприятием "У" и муниципальным унитарным предприятием "Р" муниципального образования городского округа город Рубцовск Алтайского края.
Взыскать с муниципального казенного унитарного предприятия "У" муниципального образования город Рубцовск, г. Рубцовск, в доход федерального бюджета РФ 1 000 руб. государственной пошлины.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Р" муниципального образования городского округа город Рубцовск Алтайского края, г. Рубцовск, в доход федерального бюджета РФ 1 000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru