Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2009 г. № 587-IV РОД

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ПО ВНЕСЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 238 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации Рязанская областная Дума постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменения в статью 238 Уголовного кодекса Российской Федерации".
2. Предложить депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.К.Маркову представлять указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанную законодательную инициативу.
4. Направить настоящее постановление в Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель областной Думы
В.К.СИДОРОВ





Проект
вносится Рязанской областной Думой

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 238
УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1
Внести в статью 238 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 1999, № 28, ст. 3490; 2003, № 50, ст. 4848) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 238. Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности
1. Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерное использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Неправомерная выдача официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, -
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;
в) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
Примечание: Под лицом, осуществляющим производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, и (или) осуществляющим неправомерное использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, понимается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях, независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы, а равно иное лицо, фактически осуществляющее производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, неправомерно использующее официальный документ, удостоверяющий соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности.".

Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 238 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Рост числа незарегистрированных продавцов и подпольных производителей, прямо ориентированных на изготовление и сбыт фальсифицированной продукции и обман людей, ведет к наводнению потребительского рынка недоброкачественными товарами, работами и услугами, подрывают безопасность здоровья населения.
Среди преступлений в этой сфере большое распространение получили случаи выпуска и продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающей требованиям безопасности и представляющей наибольшую угрозу жизни и здоровью потребителей, - деяния, предусмотренные ст. 238 УК РФ.
Из года в год в России растет количество потребления алкоголя, достигая, по некоторым данным, от 10 до 15 литров в год на душу населения. При этом более 40% рынка алкоголя составляет незаконный оборот (алкоголь домашней выработки, суррогаты, технический алкоголь).
По мнению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, "идет выраженная алкоголизация центральных регионов России". В стране насчитывается 2 млн. 207 тыс. хронических алкоголиков. Отмечается рост злоупотреблений алкоголем среди подростков. Смертность от алкогольных отравлений составляет около 15 человек на 100 тыс. населения, при этом от острых алкогольных отравлений ежегодно погибают около 30 - 40 тыс. человек.
Социальный ущерб от алкоголизма огромен: растет преступность, распадаются семьи, возрастает беспризорность, сокращается продолжительность жизни, происходит деградация личности и общества в целом.
Учитывая важность проблемы, УВД по Рязанской области сконцентрировало усилия на профилактике алкоголизации населения, в том числе на пресечении фактов незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При выявлении нарушений закона в сфере производства и оборота алкогольной продукции к виновным активно применяются меры административного воздействия.
Так, за 9 месяцев 2009 года органами внутренних дел Рязанской области к административной ответственности за правонарушения в области изготовления и продажи крепких спиртных напитков домашней выработки (ст. 3.4 Закона Рязанской области от 04.12.2008 № 182-ОЗ "Об административных правонарушениях") привлечено 1009 человек (за 9 мес. 2008 г. - 1026 человек); выявлено 36 (за 9 мес. 2008 г. - 36) правонарушений по ст. 6.14 КоАП РФ (оборот алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов); 188 (за 9 мес. 2008 г. - 169) - по ст. 14.16 КоАП РФ (нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе); 19 (за 9 мес. 2008 г. - 13) - по ст. 15.12 КоАП РФ (продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке).
Как показывают цифры, меры административного воздействия оказываются недостаточно эффективными и не приводят к снижению правонарушений в этой сфере.
Поэтому наряду с этим значительное внимание уделено активизации работы по привлечению к уголовной ответственности лиц, реализующих опасную для здоровья людей спиртосодержащую продукцию.
Однако анализ судебной практики показывает, что количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ, в Рязанской области ежегодно снижается (в 2005 году привлечено 395 человек, 2006 год - 108, 2007 год - 42, 2008 год - 17, 2009 год - 6).
Одним из факторов, препятствующих эффективной борьбе с преступлениями данной категории, является неоднозначная трактовка субъекта состава преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ. Судами Рязанской области принимались решения об оправдании подсудимых, обвинявшихся в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ. При этом вынесение оправдательных приговоров мотивируется тем обстоятельством, что лицо, осуществлявшее реализацию спиртосодержащей продукции, не отвечающей требованиям безопасности для жизни и здоровья, не является предпринимателем и не осуществляет деятельность, связанную с реализацией товаров и продукции населению. Фактически в указанных судебных решениях делается вывод о том, что для наличия состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ, необходим специальный субъект.
С такими же проблемами правоприменители сталкивались и в других регионах России (в Республике Башкортостан, Амурской, Нижегородской областях).
В самой статье упоминаний о субъекте преступления нет. В связи с этим, на основании ст. 19 и 20 УК РФ, можно сделать вывод, что субъект данного криминального посягательства - любое физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, т.е. 16 лет.
Однако, учитывая специфику деятельности, указанной в диспозиции статьи, можно предположить, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ право на осуществление предпринимательской деятельности у граждан возникает с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако изготовление и систематическую реализацию небезопасной алкогольной продукции осуществляют и частные лица, наладившие производство алкоголя в условиях собственного хозяйства, и не зарегистрированные в установленном законом порядке и не имеющие соответствующего разрешения (лицензии) на указанную деятельность. Специфика их деятельности зачастую сопряжена с постоянной тесной связью с потребителем, который согласен приобретать их продукцию в силу территориальной доступности и невысокой цены.
Складывается абсурдная ситуация, когда гражданин, зарегистрированный в установленном законом порядке и имеющий соответствующее разрешение (лицензию) на указанную деятельность, может быть привлечен к уголовной ответственности, а гражданин, нарушающий правила регистрации, - нет.
Поскольку основным непосредственным объектом охраны статьей 238 УК РФ является здоровье населения, защита жизни и здоровья человека не должна ставиться в зависимость от законности или незаконности деятельности изготовителя или продавца товара.
В целях исключения неоднозначного толкования субъекта данного преступления проектом закона предлагается дополнить статью 238 Уголовного кодекса примечанием, что позволит определять субъектом преступления как должностных лиц организаций, независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей, так и физических лиц, фактически осуществляющих изготовление, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни или здоровья, в том числе и не зарегистрированных в установленном законом порядке и не имеющих соответствующего разрешения (лицензии) на указанную деятельность.
Введение данных изменений имеет целью пресечение деятельности всех без исключения лиц по незаконному производству и обороту продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, реализацию принципа неотвратимости наказания.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 238 Уголовного кодекса
Российской Федерации"

Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 238 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует расходования финансовых средств из федерального бюджета.

ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ
федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
в связи с принятием Федерального закона
"О внесении изменения в статью 238 Уголовного кодекса
Российской Федерации"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 238 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения законодательных актов Российской Федерации.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru