Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 августа 2009 г. № А54-2613/2009-С5

(извлечение)

Арбитражный суд Рязанской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Рязанской области к Старожиловскому районному Собранию депутатов (Рязанская область, р.п. Старожилово), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - муниципального учреждения культуры "Центральная библиотека Старожиловского муниципального района" (Рязанская область, р.п. Старожилово), муниципального учреждения культуры "Районное клубное объединение Старожиловского муниципального района" (Рязанская область, р.п. Старожилово), администрации муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, р.п. Старожилово), муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Старожиловская муниципальная детская музыкальная школа" (Рязанская область, р.п. Старожилово), отдела культуры муниципального образования - Старожиловский муниципальный район (Рязанская область, р.п. Старожилово) о признании недействующим решения от 09.04.2009 № 81 "Об утверждении прейскуранта цен на оказание платных услуг учреждениями культуры Старожиловского муниципального района" установил:
Заместитель прокурора Рязанской области обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Старожиловскому районному Собранию депутатов о признании недействующим решения от 09.04.2009 № 81 "Об утверждении прейскуранта цен на оказание платных услуг учреждениями культуры Старожиловского муниципального района".
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 02.06.2009 по делу № А54-2613/2009-С5 Арбитражным судом по своей инициативе привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 29.06.2009 по делу № А54-2613/2009-С5 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Старожиловская муниципальная детская музыкальная школа". По определению Арбитражного суда Рязанской области от 24.07.2009 по делу № А54-2613/2009-С5 привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - отдел культуры муниципального образования - Старожиловский муниципальный район.
В соответствии со статьями 156, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело рассматривалось в отсутствие третьего лица - муниципального учреждения культуры "Районное клубное объединение Старожиловского муниципального района", извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьями 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представитель заявителя в судебном заседании вышеуказанное требование поддержал и указал на то, что заявленное требование основано на положениях Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также на статье 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1.
Из анализа данных нормативных правовых актов следует, что у Старожиловского районного Собрания депутатов отсутствовали полномочия на принятие решения об утверждении прейскуранта цен на оказание платных услуг для учреждения культуры. Согласно указанным нормативным правовым актам учреждения культуры в решении данного вопроса самостоятельны.
Представитель ответчика требование отклонил и пояснил, что оспариваемое решение было принято по ходатайству отдела культуры муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области после получения запроса прокурора Старожиловского района Рязанской области от 03.04.2009 о представлении копии постановления главы Старожиловского муниципального района об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями культуры Старожиловского района.
Согласование тарифов на оказываемые услуги направлено на осуществление контроля за расходованием бюджетных средств и соблюдением интересов жителей района. Полномочия Собрания депутатов по утверждению тарифов и цен на услуги (продукцию) муниципальных предприятий и учреждений, предусмотрены абзацем 3 статьи 61 Устава муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области. Представитель администрации муниципального образования - Старожиловский район Рязанской области в судебном заседании поддержал позицию представителя ответчика, поскольку считает, что статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре не нарушена.
Цены разработаны самостоятельно работниками отдела культуры, в ходе утверждения изменений не претерпели. Следовательно, права учреждений культуры не нарушены. Представитель отдела культуры Старожиловского муниципального образования - Старожиловский муниципальный район пояснил арбитражному суду следующее. Отдел культуры муниципального образования - Старожиловский район обратился к Старожиловскому районному Собранию депутатов с ходатайством об утверждении прейскуранта цен на оказание платных услуг учреждениями культуры Старожиловского муниципального района после того, как им было получено письмо прокурора Старожиловского района о представлении копии постановления главы Старожиловского муниципального района об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями культуры Старожиловского района.
До этого цены утверждались приказами по отдельным учреждениям культуры самостоятельно. Наличие прейскуранта цен упрощает работу руководителей структурных подразделений. Представители муниципального учреждения культуры "Центральная библиотека Старожиловского муниципального района" и муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Старожиловская муниципальная детская музыкальная школа" поддержали позицию отдела культуры муниципального образования - Старожиловский муниципальный район.
Из материалов настоящего дела следует, что 03.04.2009 главе администрации муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области из прокуратуры Старожиловского района Рязанской области поступил запрос о представлении копии постановления главы Старожиловского муниципального района "Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями культуры Старожиловского района".
06.04.2009 в Старожиловское районное Собрание депутатов поступило ходатайство отдела культуры администрации муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области об утверждении прейскуранта цен на оказание платных услуг учреждениями культуры муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области, согласно приложению № 1.
09.04.2009 Старожиловское районное Собрание депутатов рассмотрело указанное ходатайство отдела культуры администрации муниципального образования - Старожиловский район Рязанской области и руководствуясь статьей 39 Устава муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области, решило утвердить прейскурант цен на оказание платных услуг учреждениями культуры Старожиловского муниципального района, Приложение № 1 и направить настоящее решение главе муниципального района для подписания и обнародования.
Данному решению присвоен регистрационный номер 81. 09.04.2009 в "Информационном бюллетене муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области" № 4/28 опубликовано решение Старожиловского районного Собрания депутатов от 09.04.2009 № 81 "Об утверждении прейскуранта цен на оказание платных услуг учреждениями культуры Старожиловского муниципального района".
13.04.2009 администрация муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области в ответ на запрос направила в адрес прокурора Старожиловского района Рязанской области копию решения Старожиловского районного Собрания депутатов от 09.04.2009 № 81 "Об утверждении прейскуранта цен на оказание платных услуг учреждениями культуры Старожиловского муниципального района".
Заместитель прокурора Рязанской области, полагая, что данное решение Старожиловского районного Собрания депутатов не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, обратился в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением. Рассмотрев и оценив в совокупности материалы настоящего дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное заместителем прокурора Рязанской области требование подлежит удовлетворению. При этом Арбитражный суд исходит из следующего.
Согласно части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в Арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке (статья 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают. что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае, заместитель прокурора Рязанской области обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействующим решения Старожиловского районного Собрания депутатов от 09.04.2009 № 81 "Об утверждении прейскуранта цен на оказание платных услуг учреждениями культуры Старожиловского муниципального района", нарушающим права и законные интересы муниципальных учреждений культуры Старожиловского муниципального района Рязанской области в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно право на самостоятельное установление тарифов на оказываемые услуги.
Оспариваемое заместителем прокурора Рязанской области решение Старожиловского районного Собрания депутатов содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Вышеуказанным нормативным правовым актом урегулированы отношения, связанные с предоставлением по определенным ценам услуг, оказываемых учреждениями культуры неограниченному кругу лиц.
Действие решения Старожиловского районного Собрания депутатов от 09.04.2009 № 81 не ограничено во времени, оно подлежит применению во всех случаях, когда такие услуги оказываются физическим или юридическим лицам. В конкретном случае, тот факт, что заместитель прокурора Рязанской области выступает в защиту ограниченного круга лиц, а именно: учреждений культуры Старожиловского муниципального района Рязанской области, не лишает решение от 09.04.2009 № 81 силы нормативного акта, поскольку признание его таковым не может быть поставлено в зависимость от того, с каким заявлением обратился заместитель прокурора Рязанской области в арбитражный суд, в защиту чьих интересов оно подано.
Указанное свидетельствует о том, что решение Старожиловского районного Собрания депутатов от 09.04.2009 № 81 "Об утверждении прейскуранта цен на оказание платных услуг учреждениями культуры Старожиловского муниципального района" обладает признаками нормативного правового акта и данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде. В соответствии с частями 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает его соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантирована свобода экономической деятельности, к которой относится и деятельность учреждений культуры. Юридические гарантии обеспечения единства экономического пространства установлены Указом Президента Российской Федерации от 12.12.1991 № 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР", согласно которому акты органов власти и управления и решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны, должны признаваться недействительными.
В части 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации. Ограничения на перемещение таковых могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен ограниченный перечень товаров и услуг, на которые органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе вводить государственное регулирование цен. В указанный перечень платные услуги учреждений культуры не включены.
Пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии со статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно. Данная нормативная правовая норма распространяется на все без исключения организации культуры. При организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, устанавливается Правительством Российской Федерации, для организаций культуры, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, - органами местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с пунктами 19, 19.1 части 1 статьи 15 которого к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе: организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов, создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; статьей 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, в соответствии с которой к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организации культуры, а также Уставом муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области.
Таким образом, установление цен на платные услуги, оказываемые учреждениями культуры к полномочиям органов местного самоуправления не относится. Указанный вывод Арбитражного суда, позволяет признать довод Старожиловского районного Собрания депутатов, о том, что согласование тарифов на оказываемые услуги не является нарушением, а предполагает контроль за расходованием бюджетных средств и соблюдением интересов жителей района, как несостоятельный. Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 609 "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства", распространяющего свое действие на организации культуры, находящиеся в федеральной собственности, и носящего для организаций культуры, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, рекомендательный характер, также установлено, что организация культуры самостоятельна в осуществлении своей творческой, производственной и экономической деятельности в пределах, определяемых законодательством Российской федерации и своим уставом (положением).
Органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в профессионально-творческую деятельность организации культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.
Из представленного в материалы настоящего дела Устава муниципального учреждения культуры "Центральная библиотека Старожиловского муниципального района", утвержденного 12.10.2006 следует, что учреждение является самостоятельным юридическим лицом, его учредителем является - администрация муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области; учреждение создано в целях обеспечения библиотечного обслуживания населения с учетом потребностей и интересов различных социально-возрастных групп. Учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, для которых оно создано.
В соответствии с Уставом муниципального учреждения культуры "Районное клубное объединение Старожиловского муниципального района" данное учреждение также является юридическим лицом, его учредителем является - администрация муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области; учреждение является общедоступным центром досуга населения и призвано способствовать удовлетворению духовных потребностей и реализации интеллектуально-творческого потенциала людей.
К одному из основных видов деятельности учреждения относится развитие всевозможных видов платных культурных услуг для удовлетворения потребностей населения. В Уставе образовательного учреждения дополнительного образования детей "Староживлоской муниципальной детской музыкальной школы" закреплено, что школа является юридическим лицом - образовательным учреждением дополнительного образования детей в сфере культуры. Учредителем школы является администрация Старожиловского района Рязанской области в лице отдела культуры Старожиловского района.
Целью школы является обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения, развития творческих способностей детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет в области музыкального образования. К компетенции школы относится оказание платных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд считает, что решение Старожиловского районного Собрания депутатов от 09.04.2009 № 81 "Об утверждении прейскуранта цен на оказание платных услуг учреждениями культуры Старожиловского муниципального района" принято депутатами с превышением их полномочий, не соответствует положениям статей 40, 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных решением Верховного Совета Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1, пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы муниципальных учреждений культуры Старожиловского муниципального района Рязанской области в сфере предпринимательской деятельности в части установления (изменения их в будущем) цен (тарифов) на платные услуги, оказываемые учреждениями культуры администрации Старожиловского муниципального района.
По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта Арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части (пункта 2 части 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При таких обстоятельствах, заявленное требование заместителя прокурора Старожиловского района Рязанской области о признании недействующим решения Старожиловского районного Собрания депутатов от 09.04.2009 № 81 "Об утверждении прейскуранта цен на оказание платных услуг учреждениями культуры Старожиловского муниципального района Рязанской области" подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на ответчика - Старожиловское районное Собрание депутатов, однако, взысканию не подлежит, поскольку в силу пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ) органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать решение Старожиловского районного Собрания депутатов от 09.04.2009 № 81 "Об утверждении прейскуранта цен на оказание платных услуг учреждениями культуры Старожиловского муниципального района" не соответствующим Основам законодательства о культуре, утвержденным Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 № 3612-1, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующим полностью.
2. Решение вступает в законную силу немедленно и может обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru