Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 5 сентября 2008 г. № А54-2196/2008-С4

(извлечение)

Арбитражный суд Рязанской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Промсервис" к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, на стороне ответчика - ОАО Рязанская энергетическая сбытовая компания, ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" о признании частично недействующим Постановления от 03.12.2007 № 123 установил:
ООО "Промсервис" (далее - Общество, Заявитель) просит, с учетом уточнения предмета требования в предварительном судебном заседании, признать недействующим Постановление Региональной энергетической комиссии Рязанской области от 03.12.2007 № 123 "О тарифах на электрическую энергию для потребителей Рязанской области" в части установления для третьей тарифной группы "Прочие потребители" (Приложение № 3) тарифов на электрическую энергию в сумме 1506,55 руб./тыс. кВт. ч (без НДС) (вид тарифа - одноставочный, уровень напряжения - среднее первое);
обязать РЭК Рязанской области установить для третьей тарифной группы потребителей "Прочие потребители" экономически обоснованные тарифы (в том числе для ООО "Промсервис") на электрическую энергию. Постановление опубликовано в областной газете "Рязанские ведомости" от 22.12.2007 № 339.
Согласно ч. 3 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов. Статьей 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде. В связи с указанным положением Закона заявленное Обществом требование подлежит рассмотрению арбитражным судом.
В обоснование заявленного требования Общество указывает на то, что не пользуется электросетями, принадлежащими ОАО "Рязаньэнерго", так как его (Заявителя) электросети непосредственно подключены к электросетям ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" Установленный тариф, по мнению Общества, в 2,1 раза превышает ранее действующий тариф. В связи с установлением нового тарифа Общество несет убытки равнозначные прибыли другой коммерческой организации.
Заявитель считает, что постановление в оспариваемой части нарушает основные принципы государственного регулирования тарифов, установленные Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Заявитель указывает на то, что в счетах на оплату электрической энергии помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии и стоимость услуг по ее передаче и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителю. Дополнительно в заседаниях 26.08.2008, 02.09.2008 Заявитель указал на то, что в оспариваемой части постановление не соответствует приказу ФСТ России от 11.04.2007 № 67-Э/4, которым установлены предельные среднеотпускные тарифы.
Ссылаясь на п. 27 Методических указаний, согласно которому тарифные группы потребителей могут быть дифференцированы на потребителей, расположенных в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и расположенных в пределах Единой энергетической системы России, Заявитель считает, что поскольку Общество для получения поставляемой электроэнергии не пользуется услугами и электросетями ОАО "Рязаньэнерго", РЭК обязана установить дифференцированный тариф на получаемую электроэнергию и предоставить Заявителю обоснованные расчеты вновь установленных тарифов на отпускаемую электроэнергию. В судебном заседании уточнено, что Заявителем ошибочно указано в наименовании ответчика "ОАО", фактически оспаривается нормативный акт, принятый Региональной энергетической комиссией Рязанской области.
В связи с тем, что в материалы дела представлено утвержденное Постановлением Правительства Рязанской области от 02.07.2008 № 121 Положение о Главном управлении "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области, в порядке ст. 48 АПК РФ, при согласии Заявителя, произведена замена ответчика правопреемником Главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (далее - Управление, РЭК).
Управление требование не признает, указывает на то, что тарифы определены в соответствии с нормами Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Расчет произведен в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 и в соответствии с приказом ФСТ от 11.04.2007 № 67-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2008 г.".
23.11.2007 приказом ФСТ России № 385-э/1 внесены изменения и дополнения в Методические указания и даны разъяснения о введении единого (котлового) метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии. В связи с внесенными изменениями ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ и принадлежащих к одной группе (категории) потребителей из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
ОАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания" считает установленные тарифы обоснованными и законными. Представитель ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" мнение по делу не высказал. Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, что заявление Общества удовлетворению не подлежит.
Согласно Положению о Региональной энергетической комиссии Рязанской области, утвержденному Постановлением Губернатора Рязанской области от 24.10.2005 № 367-пг, Региональная энергетическая комиссия осуществляет государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию на территории Рязанской области. Эта же задача является одной из основных Главного управления "РЭК" Рязанской области согласно положению, утвержденному Постановлением Правительства Рязанской области от 02.07.2008 № 121.
Согласно статье 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Согласно преамбуле Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" данный Закон является определяющим экономических, организационных и правовых основ государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 указанного Закона государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в этом Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Статья 3 Закона о тарифах № 41-ФЗ устанавливает, что государственное регулирование тарифов осуществляется в целях создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии В качестве основных принципов государственного регулирования тарифов статьей 4 Закона установлены следующие: соблюдение принципа обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии и экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической энергии.
Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, разработанные в соответствии с Федеральными законами "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и "Об электроэнергетике", утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109. Указанные основы определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
Согласно п. 7 Основ при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Для установления тарифов на розничном рынке определены критерии, которыми в соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования являются величина присоединенной (заявленной) мощности, режим использования потребителями электрической мощности, категория надежности и уровни напряжения электрической сети. При этом пунктом 64 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям определяются путем деления необходимой валовой выручки организаций, оказывающих данные услуги, в том числе с привлечением других организаций, на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования и дифференцируются по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством Российской Федерации, в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с п. 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (в редакции приказа от 23.11.2007 № 385-э/1) тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, включают следующие слагаемые:
1) стоимость электрической (тепловой) энергии (мощности);
2) стоимость услуг по передаче электрической (тепловой) энергии (мощности) энергоснабжающими организациями и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям. В счетах на оплату электрической и тепловой энергии помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость производства отпущенной потребителю энергии и стоимость услуг по ее передаче и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
Пунктом 27 Методических указаний определены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): 1 группа. Базовые потребители, 2 группа. Население, 3 группа. Прочие потребители Тарифы на электрическую энергию, отпускаемую потребителям, дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с положениями раздела VIII настоящих Методических указаний:
- высокое (110 кВ и выше);
- среднее первое (35 кВ);
- среднее второе (20-1 кВ);
- низкое (0,4 кВ и ниже).
Установленные настоящим пунктом тарифные группы потребителей могут быть дифференцированы на потребителей, расположенных в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и расположенных в пределах Единой энергетической системы России.
Пунктом 54 в редакции согласно приказу ФСТ от 31.07.2007 № 138-э/6 установлено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ (необходимой валовой выручки), рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации.
Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний. Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Для территориальных сетевых организаций, находящихся в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, единые (котловые) тарифы устанавливаются отдельно.
Согласно ранее действовавшей редакции пункта 54 размер платы за услуги по передаче электрической энергии рассчитывался для каждой региональной (территориальной) сетевой организации. В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 28.11.2006 № 318-э/15 пункт 54 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен за электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 № 20-Э/2, был дополнен текстом следующего содержания: "Начиная с 2008 года тарифы на услуги по передаче электрической энергии на одном уровне напряжения устанавливаются одинаковыми для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, независимо от того, к сетям какой организации они присоединены".
В соответствии с ранее действовавшим порядком Заявитель оплачивал электроэнергию в соответствии с Постановлением РЭК от 06.12.2006 № 156 об утверждению тарифов на электроэнергию и в соответствии с Постановлением РЭК от 25.10.2006 № 100 о тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания", поскольку согласно акту по разграничению балансовой принадлежности электротехнических устройств электроснабжение Общества осуществляется через сети ЗАО "РНПК" Согласно внесенным приказом ФСТ от 31.07.2007 № 138-э/6 изменениям п. 54 Методических указаний для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Расчет оспариваемого тарифа произведен в соответствии с новым порядком определения размера.
В материалы дела представлено экспертное заключение по вопросу пересмотра тарифов на электрическую энергию для потребителей Рязанской области от 30.11.2007, согласно которому основой для рассмотрения тарифов являлись тарифные предложения:
- гарантирующих поставщиков электроэнергии - ОАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания" и ООО "Рязанская городская муниципальная энергосбытовая компания",
- генерирующей компании, осуществляющей поставку электроэнергии на розничный рынок - Рязанского филиала ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ",
- электросетевых компаний - ОАО "Рязаньэнерго",
а также 28 муниципальных электросетевых организаций и 19 ведомственных электросетевых организаций.
Из указанного заключения следует, что регулирующим органом были приняты меры по исключению из расчетов экономически не обоснованных расходов Обществ, осуществляющих регулируемую деятельность, что соответствует п. 7 Основ ценообразования. В экспертном заключении, положенном в основу принятия тарифов, содержатся все необходимые экономические показатели, в том числе сумма экономически обоснованных расходов, относимых на себестоимость услуг. В соответствии с п. 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, экспертиза по делу об установлении тарифов проводится штатными экспертами регулирующего органа.
В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). В соответствии о ст. 2 Закона от 14.04.1995. № 41-ФЗ тарифы на электрическую энергию должны быть установлены в рамках предельных уровней, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
На 2008 г. предельные уровни на электрическую энергию для Рязанской области установлены приказом ФСТ России от 11.04.2007 № 67-э/4, пунктом 1 которого предусмотрено установить и ввести в действие с 1 января 2008 года предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям, в среднем по субъекту Российской Федерации, без учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам) суток и календарной разбивки на 2008 год.
Согласно приложению 1 к приказу для Рязанской области среднеотпускной тариф установлен в размерах от 131,48 до 139,29 коп./кВТ. ч. Из разъяснений, изложенных в письме Министерства экономики РФ от 22.08.1996 № 16-586 "О порядке расчетов тарифов на электрическую и тепловую энергию следует, что среднеотпускные тарифы не являются тарифами для потребителей, устанавливаются с целью расчетов и дифференцируются по категориям потребителей на основе соблюдения следующих основных принципов:
- соответствия тарифов, устанавливаемых для различных категорий потребителей, реальным затратам энергоснабжающей организации по электроснабжению данных потребителей;
- равноприбыльности электроснабжения различных категорий потребителей.
В связи с этим довод Заявителя о том, что постановлением РЭК в оспариваемой части установлен тариф для категории "Прочие потребители", превышающий среднеотпускной тариф, необоснован. Согласно экспертному заключению среднеотпускной тариф по Рязанской области составляет 1392,86 руб./тыс. кВт. ч, рост к ранее действовавшему аналогичному среднеотпускному тарифу составляет 13,68%, предлагаемый среднеотпускной тариф для потребителей Рязанской области соответствует предельным тарифам, утвержденным приказом ФСТ от 11.04.2007 № 67-э/4.
Обществу "Промсервис" электрическая энергия поставляется по договору № 01620 от 01.12.2006 с ОАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания". Довод Заявителя о том, что ООО "Промсервис" находится в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем не подтвержден материалами дела, в связи с этим требование об установлении для Общества дифференцированного тарифа является необоснованным.
Ссылка Общества на то, что в связи с установлением оспариваемого тарифа Общество несет убытки равнозначные прибыли другой коммерческой организации, не может служить основанием для удовлетворения заявленного требования, так как в данном случае судом осуществляется проверка нормативного правового акта на предмет его соответствия действующему законодательству и не предполагается проверка финансово-хозяйственной деятельности гарантирующих поставщиков электроэнергии, электросетевых компаний.
Довод Заявителя о том, что в счетах на оплату, выставленных ОАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания", отдельно не указывается стоимость услуг не является доказательством несоответствия оспариваемого постановления действующему законодательству. В части обоснованности применения к ООО "Промсервис" тарифа, установленного для третьей группы "Прочие потребители" (Приложение № 3 к постановлению) Обществом заявлено самостоятельное требование о признании незаконными действий Региональной энергетической комиссии Рязанской области и ненормативного акта - письма РЭК от 21.01.2008 NВП-51, которым даны разъяснения об оплате потребителем услуг по передаче электроэнергии и тарифа на электрическую энергию, независимо от принадлежности сетей, к которым присоединены сети потребителя.
Указанное заявление является предметом рассмотрения по делу № А54-1364/2008-С21. На основании изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемый тариф на электрическую энергию установлен в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (в редакции приказа от 23.11.2007 № 385-э/1).
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать Постановление Региональной энергетической комиссии Рязанской области от 03.12.2007 № 123 "О тарифах на электрическую энергию для потребителей Рязанской области" в части установления для третьей тарифной группы "Прочие потребители" (Приложение № 3) тарифов на электрическую энергию в сумме 1506,55 руб./тыс. кВт. ч (без НДС) соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пунктам 7, 59, 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.
2. В признании недействующим Постановления Региональной энергетической комиссии Рязанской области от 03.12.2007 № 123 "О тарифах на электрическую энергию для потребителей Рязанской области" в части установления для третьей тарифной группы "Прочие потребители" (Приложение № 3) тарифов на электрическую энергию в сумме 1506,55 руб./тыс. кВт. ч (без НДС) ООО "Промсервис" отказать.
3. В обязании Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области установить для третьей тарифной группы потребителей "Прочие потребители" экономически обоснованные тарифы (в том числе для ООО "Промсервис") на электрическую энергию ООО "Промсервис" отказать. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в суд кассационной инстанции в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru