Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область

Документ утратил силу.

Подробнее см. Справку
МАЗАНОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
(третий созыв)

РЕШЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАЗАНОВСКОГО РАЙОНА
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

Принято
Мазановским
районным Советом
народных депутатов
26 декабря 2006 года

1. Утвердить районную целевую программу "Развитие агропромышленного производства Мазановского района Амурской области на 2006 - 2010 годы" (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.

Глава района
Г.Е.ЩЕРБИНА
с. Новокиевский Увал
9 января 2007 года
№ 397-р





Утверждена
решением
Мазановского
районного Совета
народных депутатов
от 9 января 2007 г. № 397-р

ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАЗАНОВСКОГО РАЙОНА
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ

Паспорт
программы "Развитие агропромышленного производства
Мазановского района на 2006 - 2010 годы"

┌────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование программы  │Программа "Развитие агропромышленного           │
│                        │производства Мазановского района на 2006 -      │
│                        │2010 годы"                                      │
├────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Основания для разработки│1. Закон Амурской области от 20 февраля 2006 г. │
│программы               │№ 151-ОЗ "О комплексной программе               │
│                        │государственной поддержки развития              │
│                        │агропромышленного производства Амурской области │
│                        │на 2006 - 2010 годы".                           │
│                        │                                                │
│                        │2. Закон Амурской области от 14 марта 2005 г.   │
│                        │№ 450-ОЗ "О государственной поддержке           │
│                        │агропромышленного комплекса Амурской области"   │
├────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Государственные         │Департамент агропромышленного комплекса         │
│заказчики программы     │администрации области,                          │
│                        │                                                │
│                        │администрация Мазановского района               │
├────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Основные разработчики   │Сектор сельского хозяйства Мазановского района, │
│программы               │департамент АПК администрации области           │
├────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Цель программы          │Создание экономического механизма и условий     │
│                        │для успешного функционирования и развития       │
│                        │предприятий агропромышленного комплекса района  │
│                        │путем повышения эффективности использования     │
│                        │ресурсов и потенциала территории, стимулирования│
│                        │инвестиционных и инновационных процессов        │
│                        │для обеспечения устойчивого роста производства  │
│                        │сельскохозяйственной продукции и улучшения      │
│                        │качества жизни населения                        │
├────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Задачи программы        │Восстановление и развитие производственного     │
│                        │потенциала агропромышленного комплекса района   │
│                        │на качественно новом научно-техническом уровне, │
│                        │соответствующем требованиям современных         │
│                        │технологий ведения сельскохозяйственного        │
│                        │производства;                                   │
│                        │                                                │
│                        │- внедрение ресурсосберегающих технологий       │
│                        │в земледелии и животноводстве;                  │
│                        │                                                │
│                        │- активизация работы по финансовому оздоровлению│
│                        │и реформированию неплатежеспособных             │
│                        │сельскохозяйственных организаций;               │
│                        │                                                │
│                        │- повышение инвестиционной привлекательности    │
│                        │сельскохозяйственного производства;             │
│                        │                                                │
│                        │- создание в агропромышленном комплексе района  │
│                        │замкнутых цепочек производства конечной         │
│                        │продукции из сельскохозяйственного сырья,       │
│                        │производимого на территории района, с целью     │
│                        │снижения зависимости эффективности работы       │
│                        │сельскохозяйственных производителей             │
│                        │от конъюнктурных колебаний цен                  │
│                        │на сельскохозяйственную продукцию;              │
│                        │                                                │
│                        │- развитие кадрового потенциала                 │
│                        │агропромышленного комплекса района путем        │
│                        │совершенствования подготовки, переподготовки и  │
│                        │повышения квалификации работников, привлечения и│
│                        │закрепления на селе выпускников средних и высших│
│                        │учебных заведений;                              │
│                        │                                                │
│                        │- обеспечение занятости и роста благосостояния  │
│                        │сельского населения;                            │
│                        │                                                │
│                        │- обеспечение сохранения коллективных хозяйств  │
│                        │путем наращивания основных составляющих их      │
│                        │ресурсного потенциала по улучшению плодородия   │
│                        │почв, племенного животноводства и семеноводства,│
│                        │прогрессивных технологий, научно-технического   │
│                        │потенциала;                                     │
│                        │                                                │
│                        │- активизирование структурной перестройки       │
│                        │экономики за счет дальнейшего укрупнения        │
│                        │крестьянских (фермерских) хозяйств, наращивания │
│                        │производства продукции в личных подворьях;      │
│                        │                                                │
│                        │- улучшение экономических условий для развития  │
│                        │личного подворья, предпринимательства           │
├────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки реализации        │2006 - 2010 годы                                │
│программы               │                                                │
├────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Перечень разделов       │"Основные направления развития растениеводства",│
│системных программных   │"Основные направления развития животноводства", │
│мероприятий             │"Приоритетные направления развития пищевой и    │
│                        │перерабатывающей промышленности", "Развитие     │
│                        │крестьянских (фермерских) хозяйств,             │
│                        │потребительской сельской кооперации и личных    │
│                        │подсобных хозяйств граждан", "Развитие рынка    │
│                        │материально-технических ресурсов района",       │
│                        │"Кадровое обеспечение агропромышленного         │
│                        │комплекса района", "Инвестиционная деятельность │
│                        │в агропромышленном комплексе области",          │
│                        │"Потребность в финансовых средствах             │
│                        │для обеспечения программы"                      │
├────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Исполнители программы   │Сельскохозяйственные организации всех форм      │
│                        │собственности; крестьянские (фермерские)        │
│                        │хозяйства; индивидуальные предприниматели,      │
│                        │занимающиеся сельскохозяйственным производством │
│                        │или переработкой сельскохозяйственной продукции;│
│                        │муниципальные унитарные предприятия, оказывающие│
│                        │услуги в сельскохозяйственном производстве;     │
│                        │государственные и муниципальные учреждения,     │
│                        │занимающиеся обслуживанием отраслей             │
│                        │сельскохозяйственного производства; предприятия │
│                        │по переработке сельскохозяйственной продукции   │
├────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы и источники      │2006 год - 26204 тыс. руб.,                     │
│финансирования          │2007 год - 34930 тыс. руб.,                     │
│                        │2008 год - 42006 тыс. руб.,                     │
│                        │2009 год - 46621 тыс. руб.,                     │
│                        │2010 год - 51116 тыс. руб.                      │
├────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые результаты    │В результате реализации программы к 2010 году   │
│реализации программы    │увеличить посевные площади до 12939 га.         │
│                        │К уровню 2005 года - 1,6 раза, в том числе      │
│                        │зерновых - до 3530 га, сои - 7500 га.           │
│                        │Объем производства зерновых культур к 2010 году │
│                        │возрастет до 4016 тонн (в 2,8 раза выше уровня  │
│                        │2005 года), сои - до 6656 тонн (в 3,1 раза выше │
│                        │уровня 2005 года).                              │
│                        │Поголовье крупного рогатого скота возрастет     │
│                        │до 4740 тыс. голов, в том числе коров -         │
│                        │2413 голов, свиней - до 3,2 тыс. голов, птицы - │
│                        │до 13,0 тыс. голов                              │
├────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│Система контроля        │Контроль за ходом реализации программы          │
│за ходом реализации     │осуществляет департамент агропромышленного      │
│программы               │комплекса администрации области                 │
└────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┘

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью программы в сфере агропромышленного производства является создание механизма и условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сбыта сельскохозяйственной продукции путем повышения эффективности использования ресурсов и потенциала территории, стимулирования инвестиционных и инновационных процессов для устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции и улучшения качества жизни населения, сохранение и дальнейшее развитие производственного потенциала сельскохозяйственной отрасли района в соответствии с требованиями современных технологий ведения сельскохозяйственного производства.
Для решения поставленной цели необходимо обеспечить выполнение следующих задач:
- внедрение ресурсосберегающих технологий в земледелии и животноводстве;
- повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства;
- создание и развитие в районе малых форм хозяйствования, а именно сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса путем совершенствования подготовки, переподготовки повышения квалификации работников, привлечения и закрепления на селе выпускников средних и высших учебных заведений;
- обеспечение занятости и роста благосостояния сельского населения;
- содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого предпринимательства;
- создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

2. СОСТОЯНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РАЙОНА

Исторически район формировался и развивался как сельскохозяйственный. Агропромышленный комплекс - одна из основных отраслей экономики Мазановского района. Население района насчитывает около 16400 человек.
За годы перестройки в результате проводимых аграрных реформ на селе сложилась многоукладная экономика.
В сельском хозяйстве района сформировались три основные категории сельскохозяйственных товаропроизводителей: сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства граждан.
В настоящее время сельскохозяйственным производством занимаются 40 предприятий: 14 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 76 крестьянских (фермерских) хозяйств, из которых 26 занимаются товарным производством сельскохозяйственной продукции. Личных подворий граждан насчитывается 5685.
Переработкой сельскохозяйственной продукции на территории района занимается КФХ "Скиф". В настоящий момент в данном хозяйстве ведется реконструкция помещения под цех переработки сои на соевое масло и жмых. Для создания полного цикла переработки зерновых (гречихи) на крупу и сои для получения соевого масла и соевого шрота, являющегося ценным кормом для сельскохозяйственных животных, необходимо приобрести недостающее оборудование (парогенератор и дополнительный пресс). Рассматриваются различные варианты решения данной проблемы.
В структуру агропромышленного комплекса района входит ОАО "Мазановское предприятие по МТС", обслуживающее других сельхозпроизводителей.
По состоянию на 1 января 2006 года в районе за сельхозпредприятиями всех форм собственности закреплено почти 17 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 13 тысяч гектаров пашни.
В целом по району за период 2001 - 2005 годов площадь посевов составляла 7,4 тысячи га.
Посевная площадь под сельскохозяйственными культурами в текущем году составила 7850 гектаров, что выше уровня прошлого года на 20,7%, в том числе зерновых культур - на 774 га (42%), сои - выше на 694 га (15,2%).
В среднем за 2001 - 2005 годы зерна получено 1861 тонна, сои - 2200 тонн.
Среди основных причин сокращения производства зерновых культур можно выделить неблагоприятные природно-климатические условия последних лет, большой процент износа используемой сельскохозяйственной техники, диспаритет цен на горюче-смазочные материалы, технику, средства химизации и закупаемую готовую сельхозпродукцию.
Руководители ряда хозяйств постепенно приходят к пониманию того факта, что только одним увеличением посевных площадей всех проблем не решить. Поэтому сделан уклон в сторону улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур. В связи с этим возникла жизненная необходимость в сортообновлении и сортосмене. Данную задачу в районе реально может решить базовое хозяйство Мазановского госсортоучастка КФХ "Луч".
Для сохранения потенциала зерновых культур в структуре посевов сохраняются площади под высокоурожайными и перспективными сортами зерновых культур: пшеницы "Амурская-1495" и "Арюна", овса "Алтайский крупнозернистый".
По мере возможности проводятся работы по сортообновлению и сортосмене семян сои "Соната", "Гармония".
При сортообновлении гречихи будет учитываться опыт выращивания сорта "Амурская местная".
В последнее время в полеводстве наблюдается тенденция увеличения посевных площадей сои с одновременным уменьшением площадей под зерновыми. Причиной уклона в сторону сои послужил повышенный спрос на эту ценную масличную культуру и, как следствие, более высокие закупочные цены.
Но изменения в ценовой политике последних двух лет меняют картину. Теперь упор необходимо делать на увеличение площади других зерновых культур. Это позволит наладить соотношение культур в структуре севооборота, а значит, и восстановить баланс минеральных веществ в почве. Как следствие, все это обеспечит создание устойчивой кормовой базы для восстановления и наращивания поголовья скота.
В ряде хозяйств района особое внимание уделяется бесплужной обработке почвы с применением средств химической защиты растений. Использование данной технологии обработки земли - это, прежде всего получение наибольшего количества и более высокого качества продукции при наименьших затратах.
Из года в год меняется отношение руководителей и отраслевых специалистов хозяйств к способам борьбы с сорной растительностью на посевах зерновых культур и сои. Если в 2005 году гербицидами обрабатывалось 1,1 тысячи гектаров, то в 2006 году площадь обработанных посевов составила 900 гектаров.
В отрасли животноводства наблюдается ежегодное снижение поголовья крупного рогатого скота, свиней и птицы.
В 2005 году в районе поголовье коров составило 1972 головы, а в 2004 году - 2135 голов.
В 2005 году было закуплено молока у населения 736,9 тонны. Закуп молока в селах Паутовка (118,4 тонны), Дмитриевка (162,8 тонны), Бичура (78,6 тонны), Маргаритовка (148,9 тонны), Мазаново (228,2 тонны) производил Серышевский маслосыркомбинат. Работа в этом направлении будет продолжена. Планируется открыть пункт по приему молока на территории Угловской сельской администрации.
Практически все поголовье скота и птицы к началу 2006 г. содержалось в личных подсобных хозяйствах. Из имеющегося поголовья - 4178 голов крупного рогатого скота в районе - численность коров составила 1972 головы, 1790 голов свиней, 13 тыс. голов птицы.
Хозяйства Мазановского района специализируются на выращивании поголовья крупного рогатого скота мясного направления. (СПК "Алексеевский", СПК "Маргаритовский", СПК "Практичи", КФХ "РАМ"). К 2010 году поголовье коров мясного направления планируется довести до 235 голов.
Планируется активизировать работу в имеющихся шести пунктах искусственного осеменения. Продолжить работу по обучению кадров операторов искусственного осеменения. В 2008 - 2009 годах намечается открыть пункт искусственного осеменения в селах Молчаново и Угловое.
Анализ сложившейся обстановки в СПК "Мазановский" показал невозможность оздоровления экономической ситуации. Поэтому сложилась необходимость применения процедуры банкротства (проведение в рамках досудебной процедуры банкротства - реструктуризации данного хозяйства не состоялось). Проведена работа с целью сохранения залогового имущества и с дальнейшей передачей в хозяйства внутри района с учетом переоформления залога, что дает возможность не снижать намеченные планы на увеличение посевных площадей сельскохозяйственных культур и сохранить занятость сельского населения.
В настоящее время в коллективных и крестьянских (фермерских) хозяйствах района имеются 194 трактора всех марок, 51 грузовой автомобиль, 65 единиц зерноуборочных комбайнов, 70 единиц плугов, 76 сеялок, 46 культиваторов, 32 косилки, пресс-подборщик и другие сельскохозяйственные машины. Машинно-тракторный парк практически не обновляется в течение последних пяти лет.
Убыточность большинства предприятий не способствует увеличению собственных оборотных средств и основных фондов, в том числе сельскохозяйственной техники.
Для поддержания машинно-тракторного парка хозяйств в рабочем состоянии особое место отводится ОАО "Мазановское предприятие по МТС", которое имеет возможность осуществлять ремонт тракторов, двигателей, топливной аппаратуры, узлов агрегатов.
Инвестиции, вложенные в 2005 годах на развитие агропромышленного комплекса района, сложились из бюджетных средств федерального и областного уровня. Из федерального бюджета в виде субсидий на компенсацию части затрат на приобретение удобрений и средств химической защиты растений в сумме 110,5 тыс. рублей. Из областного бюджета поступило 30 тыс. рублей в виде субсидий на приобретение племенных яиц. Мазановскому сортоучастку из районного бюджета было выделено 40 тыс. рублей на укрепление семеноводческой базы.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА РАЙОНА ДО 2010 ГОДА

Стратегия развития агропромышленного комплекса района до 2010 года предполагает развитие отраслей и организаций комплекса по принципу "продуцированные изменения" (энергичного управленческого вмешательства). При этом со стороны исполнительных органов государственной власти области, а также органов местного самоуправления осуществляется целенаправленное и согласованное взаимодействие в следующих направлениях:
1) внедрение новых интенсивных, высокопроизводительных, энерго- и ресурсосберегающих технологий в растениеводстве, животноводстве и переработке сельскохозяйственной продукции;
2) формирование новых стереотипов профессиональной деятельности в аграрной экономике (в том числе путем интенсивного обучения персонала, повышения квалификации и стажировки специалистов);
3) создание новых интегрированных и кооперированных структур, обеспечивающих доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных производителей, а также комплексное сервисное обслуживание сельскохозяйственных организаций, обеспечение техникой, средствами защиты растений и удобрениями;
4) создание и развитие эффективной инвестопроводящей системы в агропромышленном комплексе, расширение возможности привлечения банковских кредитов, средств инвесторов в аграрный сектор.
В отрасли животноводства необходим следующий комплекс мероприятий:
- ведение зоотехнической службой работ по укреплению и улучшению породных качеств КРС и свиней, разведение пород скота (герефорды), приспособленного к местным климатическим условиям (сильные морозы) и имеющего мясо высокого качества (мраморное);
- укрепление базы пунктов искусственного осеменения;
- расширение и укрепление ветеринарно-санитарного обслуживания животных с целью профилактики инфекционных болезней;
- осуществление постоянного контроля за качеством производимой продукции животноводства;
- разведение пород скота (герефорды), приспособленного к местным климатическим условиям (сильные морозы) и имеющего мясо высокого качества (мраморное).
Для стимулирования развития агропромышленного комплекса будут использоваться такие инструменты согласования задач и интересов органов управления разных уровней и хозяйствующих субъектов, как индикативное планирование и выстраивание совместных программ действий власти и бизнеса.
Направленность аграрной политики в районе должна в полной мере соответствовать задачам и условиям вступления России во Всемирную торговую организацию, обеспечивать получение максимальных выгод и способствовать минимизации рисков и потерь от этого политического и экономического решения.
Конечными целями аграрной политики района являются:
- создание эффективного аграрного сектора, способного обеспечить потребности района в основных видах сельскохозяйственного сырья и продовольствия;
- превращение сельхозпроизводителя в кредитоспособного и инвестиционно активного субъекта рыночной экономики, конкурентоспособного и имеющего устойчивую нишу на областном и российском рынках.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА

В 2006 - 2010 годах предполагается обеспечить стабилизацию производства основных видов растениеводческой продукции и создание основы для дальнейшего ее наращивания путем:
1) совершенствования структуры посевных площадей на основе повышения удельного веса сои, оптимизации площадей зерновых и кормовых культур;
2) обеспечения обновления машинно-тракторного парка, перехода на энерго- и ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур с использованием техники нового поколения отечественного и зарубежного производства;
3) совершенствования системы семеноводства сельскохозяйственных культур;
4) реализации мер по воспроизводству почвенного плодородия на основе расширения посевов многолетних трав, сидеральных культур, запашки соломы в качестве удобрения и прочих мероприятий;
5) обеспечения возврата в оборот неиспользуемых пахотных земель;
6) повышения эффективности мероприятий по защите растений от сорняков, вредителей и болезней;
7) реализации мероприятий, направленных на восстановление пахотных земель на мелиорированных землях;
8) обучения трактористов-машинистов агротехнике возделывания сельскохозяйственных культур.
В результате реализации всего комплекса мероприятий к 2010 году площадь посевов под зерновыми возрастет до 3,5 тыс. га, средняя урожайность составит 11,4 ц/га, валовой сбор зерна свыше 4,0 тыс. тонн (приложение № 1 - не приводится).
К 2010 году площадь посева сои составит 7,5 тыс. га, урожайность - 8,9 ц/га, производство возрастет до 6,6 тыс. тонн сои в год.
Основополагающими мероприятиями развития растениеводства на период до 2010 года является организация производственного процесса в соответствии с принципами интенсификации, когда максимально экономятся энергия и другие ресурсы, с учетом основных элементов зональной системы земледелия.

4.1. Зерно

Важнейшей проблемой в сельском хозяйстве района является увеличение производства зерна как на продовольственные, так и на кормовые цели. Для этого к 2010 году производство зерна на фураж необходимо довести до 1,5 тыс. тонн в год, что связано с плановым ростом поголовья крупного рогатого скота в общественном и частном секторе (приложение № 1).
В среднем за 2001 - 2005 годы производство зерна в целом составило 0,5 тыс. тонн. На снижение объемов производства зерна повлияло резкое сокращение посевных площадей.
Климатические особенности Мазановского района диктуют особый подход к сортовому составу зерновых культур и сои, включающий в себя:
- выделение из используемых на протяжении ряда лет наиболее приспособленных сортов;
- использование опыта и наработок Мазановского государственного семенного участка;
- на базе одного из хозяйств района целенаправленно проводить работу по получению сортовых, кондиционных семян для дальнейшей реализации или обмена в пределах района;
- повысить уровень семеноводства для обеспечения всех хозяйств района сортовыми семенами высших репродукций;
- совершенствовать сорторазмещение зерновых культур с учетом не только агроклиматических условий зоны, но и материально-технических возможностей хозяйств;
- увеличить в 6 - 7 раз применение минеральных удобрений;
- обновить машинно-тракторный парк, внедрить в производство высокопроизводительные полевые комплексы, что позволит увеличить площади зерновых культур, своевременно и качественно выполнять весь комплекс полевых работ в оптимальные сроки.

4.2. Гречиха

Как крупяная культура возделывается на площади более 500 га при средней урожайности за 2005 год - 4,9 ц/га (приложения N№ 1, 1.1 - не приводится).
Почвенно-климатические условия района считаются более благоприятными условиями по сравнению с южной зоной для выращивания гречихи. Дальнейшее увеличение производства гречихи предусматривается за счет повышения урожайности до 5,8 ц/га, а также за счет улучшения агротехники. При этом производство гречихи должно составить к 2010 году 253 тонны. Часть зерна будет переработана на крупу в цехе КФХ "Скиф".

4.3. Соя

В последнее время отмечается устойчивый спрос сои на отечественном рынке. В области действует предприятие по глубокой переработке сои.
У сельскохозяйственных предприятий района появилась перспектива увеличения ее производства до 6,6 тыс. тонн к 2010 году, что возможно при условии применения высокопродуктивных сортов с использованием гербицидов (приложения N№ 1, 1.1, стр. 7).
Для стабилизации роста производства сои необходимо осуществление следующего комплекса их мер:
1) использование районированных высокоурожайных сортов;
2) повышение уровня семеноводства в хозяйствах всех организационно-правовых форм, обновление машин для очистки семян;
3) совершенствование сорторазмещения сои с учетом материально-технических возможностей хозяйств;
4) применение научно-обоснованных севооборотов;
5) применение интегрированной системы защиты посевов от сорняков, болезней и вредителей;
6) размещение сои по хорошо обработанному пласту многолетних трав, а также ранней зяби, обработанной по типу полупара;
7) применение системы удобрений с учетом естественного плодородия почв. Проведение предпосевной обработки всего посевного материала сои молибденовыми и бактериальными препаратами;
8) качественное и в агротехнические сроки выполнение всех технологических операций на основе улучшения технологического обеспечения.

4.4. Картофель и овощи

Производством овощей и картофеля в районе занимаются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. На их долю приходится более 97% и 98% от всего объема производства картофеля и овощей соответственно. Производство картофеля в районе к 2010 году предстоит увеличить до 19,0 тыс. тонн в связи с намечаемым строительством Граматухинской ГЭС. Одна из главных задач в обеспечении населения района и области продуктами питания (приложение № 1).
Основными направлениями картофелеводства являются внедрение в производство новых, хорошо приспособленных к местным почвенно-климатическим условиям высокоурожайных сортов с высокой оценкой товарности и лежкости семенного материала, улучшение фитосанитарного состояния, а также применение интегрированной системы химической защиты посевов.
Производство овощных культур к 2010 году планируется довести до 5,4 тыс. тонн. Выполнение комплекса мероприятий по ведению овощеводства в районе будет направлено на повышение урожайности и снижение себестоимости овощей путем внедрения интенсивных технологий возделывания овощей в открытом грунте на базе высокопродуктивных сортов с использованием современных средств защиты и стимуляторов роста, разработки приемов и технологий, обеспечивающих длительное хранение в свежем виде овощей, а также промышленной переработки, способствующей сохранению и улучшению их качества, а также расширения ассортимента овощных культур.
В настоящее время имеет место проблема сбыта картофеля и овощей, особенно в частном секторе, сказывается удаленность района от рынков сбыта. Увеличение производства картофеля и овощей предопределило создание в районе сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского кооператива "Белый Яр" по заготовке, хранению, переработке и реализации не только данной продукции, но и продукции животноводства.

4.5. Кормопроизводство

Одним из основополагающих факторов развития животноводства, повышения его продуктивности и валового производства является улучшение кормовой базы.
Из-за высокой стоимости комбикорма сократилось производство мяса и птицы в личных подсобных хозяйствах граждан, где производится основная часть мяса и яиц.
Программой предусмотрено довести производство грубых кормов с 19,0 тыс. тонн в 2006 году до 21,0 тыс. тонн в 2010 году.

]]>
                                                       Таблица № 7

План подготовки, переподготовки и повышения квалификации
специалистов агропромышленного комплекса района

                                                         (человек)
┌─────────────────────────────────┬────┬────┬────┬────┬────┬─────┐
│           Мероприятия           │2006│2007│2008│2009│2010│Итого│
│                                 │ г. │ г. │ г. │ г. │ г. │     │
├─────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┤
│Обучение резерва руководящих     │1   │1   │1   │1   │1   │5    │
│кадров агропромышленного         │    │    │    │    │    │     │
│комплекса области                │    │    │    │    │    │     │
├─────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┤
│Повышение квалификации           │1   │2   │2   │2   │2   │9    │
│руководителей и специалистов     │    │    │    │    │    │     │
│агропромышленного комплекса      │    │    │    │    │    │     │
│области                          │    │    │    │    │    │     │
├─────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┤
│Обучение специалистов            │1   │2   │2   │2   │2   │9    │
│сельскохозяйственных организаций │    │    │    │    │    │     │
│агропромышленного комплекса      │    │    │    │    │    │     │
│области, имеющих среднее         │    │    │    │    │    │     │
│специальное образование          │    │    │    │    │    │     │
└─────────────────────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴─────┘

В перспективе подготовка кадров будет производиться по схемам, отработанным в прошлые годы.


Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.


8. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Развитие агропромышленного комплекса района невозможно без привлечения финансовых средств из всевозможных источников и создания условий для долгосрочного и среднесрочного кредитования.
Для достижения целей и решения задач развития агропромышленного комплекса района планируется использовать финансовые ресурсы из следующих источников (приложение № 5 - не приводится):
1) средства областного бюджета, направленные на государственную поддержку развития агропромышленного комплекса области;
2) средства федерального бюджета (в соответствии с федеральными программами и мероприятиями по реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК");
3) средства районного бюджета в виде гарантий;
4) внебюджетные источники (собственные средства предприятий (организаций) агропромышленного комплекса, кредиты коммерческих банков и инвестиций).

10. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы позволит:
1) повысить плодородие почв, увеличить посевные площади сельскохозяйственных культур, сократить выбытие из оборота сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни;
2) ожидаемый ежегодный прирост растениеводческой продукции от применения средств химизации в 2006 - 2010 годах составит: зерна - 0,4 тыс. тонн, сои - 0,5 тыс. тонн.;
3) на каждый вложенный на приобретение семян высших репродукций рубль получить 0,9 рубля чистой прибыли, так как посев высококачественными семенами районированных сортов даст урожай на 25% выше, чем посев несортовыми семенами;
4) применение машин нового поколения, необходимых для агропромышленного комплекса района, что позволит снизить эксплуатационные затраты, расход топлива в 1,6 раза, обеспечить повышение урожайности и качества сельскохозяйственных культур, снижение их себестоимости, выполнение сельскохозяйственных работ в оптимальные агротехнические сроки;
5) увеличить численность поголовья крупного рогатого скота мясного направления в 2010 году до 235 голов.

11. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Управление реализацией программы осуществляет департамент агропромышленного комплекса администрации области в лице структурного подразделения сектора сельского хозяйства в Мазановском районе.
Департамент агропромышленного комплекса администрации области:
1) обеспечивает согласованность действий по реализации основных мероприятий программы, целевому и эффективному использованию областных средств;
2) осуществляет взаимодействие с исполнителями программы по вопросам государственной поддержки развития агропромышленного производства.
Элементами механизма реализации программы являются:
1) программно-целевое планирование развития агропромышленного производства района;
2) привлечение средств федерального бюджета в рамках реализации федеральных целевых программ;
3) прямое финансирование, льготное кредитование, предоставление гарантий и субсидирование процентной ставки по банковским кредитам из областного бюджета;
4) прямой диалог и согласование действий с производителями сельскохозяйственной продукции, компаниями-поставщиками сельскохозяйственной техники, расходных материалов, удобрений, пестицидов, горюче-смазочных материалов, инвесторами.
Контроль за реализацией мероприятий программы, целевым и эффективным использованием средств областного бюджета осуществляет департамент агропромышленного комплекса администрации области в лице структурного подразделения сектора сельского хозяйства в Мазановском районе.
По результатам полугодия и отчетного года представлять в отдел экономики, программного и научного обеспечения АПК департамента отчеты о выполнении программных мероприятий.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru