СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АЛТАЙСКИЙ РАЙОН
РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2008 г. № 66
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКИЙ РАЙОН НА 2008 - 2010 ГОДЫ"
В целях укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений, сокращения уровня смертности, сохранения и укрепления здоровья населения, увеличения продолжительности активной жизни, создания условий и формирования мотивации для ведения здорового образа жизни, в соответствии с пунктом 19 статьи 17
Устава муниципального образования Алтайский район Совет депутатов муниципального образования Алтайский район решил:
1. Утвердить муниципальную целевую программу
"Демографическое развитие муниципального образования Алтайский район на 2008 - 2010 годы" (приложение).
2. Направить деятельность всех заинтересованных ведомств, учреждений и организаций на реализацию данной Программы
.
3. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную комиссию по вопросам социальной политики (Т.Н. Риккинен).
4. Настоящее решение направить для подписания и обнародования Главе муниципального образования Алтайский район В.Д. Пономаренко.
5. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
Глава
муниципального образования
Алтайский район
В.Д.ПОНОМАРЕНКО
Приложение
к решению Совета
депутатов муниципального
образования Алтайский район
от 26 июня 2008 г. № 66
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКИЙ РАЙОН НА 2008 - 2010 ГОДЫ"
Паспорт Программы
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦Муниципальная целевая программа "Демографическое развитие ¦
¦Программы ¦муниципального образования Алтайский район на 2008 - 2010 ¦
¦ ¦годы" (далее - Программа) ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Основание для ¦Послание Президента Российской Федерации Федеральному ¦
¦разработки ¦Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года ¦
¦Программы +----------------------------------------------------------+
¦ ¦Направления и основные мероприятия по улучшению ¦
¦ ¦демографической ситуации в Российской Федерации на 2007 - ¦
¦ ¦2010 гг., а также параметры их реализации (утвержденные ¦
¦ ¦Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по ¦
¦ ¦реализации приоритетных национальных проектов и ¦
¦ ¦демографической политике (прот. от 23.05.2007 № 19) ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 ¦
¦ ¦"Об утверждении Концепции демографической политики ¦
¦ ¦Российской Федерации на период до 2025 года" ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦Концепция демографической политики Российской Федерации на¦
¦ ¦период до 2025 года ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦Письма Министерства региональной политики Республики ¦
¦ ¦Хакасия от 16.01.2008 № 13, от 14.04.2008 № 185, ¦
¦ ¦Постановление Главы муниципального образования Алтайский ¦
¦ ¦район от 29.04.2008 № 248 "О рабочей группе по разработке ¦
¦ ¦Программы демографического развития муниципального ¦
¦ ¦образования Алтайский район на 2008 - 2010 годы", решение ¦
¦ ¦Совета депутатов муниципального образования Алтайский ¦
¦ ¦район от 23.06.2006 № 59 "Об утверждении комплексной ¦
¦ ¦программы социально-экономического развития муниципального¦
¦ ¦образования Алтайский район на 2006 - 2010 годы" ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Заказчик ¦Администрация муниципального образования Алтайский район ¦
¦Программы ¦ ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Цели Программы¦Стабилизация численности населения муниципального ¦
¦ ¦образования и создание условий для ее роста путем ¦
¦ ¦превышения уровня рождаемости над уровнем смертности ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦повышение качества жизни и увеличение ожидаемой ¦
¦ ¦продолжительности жизни к 2010 году до 64,7 года ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Задачи ¦Укрепление института семьи, возрождение и сохранение ¦
¦Программы ¦духовно-нравственных традиций семейных отношений ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦сокращение уровня смертности, прежде всего, в ¦
¦ ¦трудоспособном возрасте от внешних причин ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦сокращение уровня материнской и младенческой смертности, ¦
¦ ¦укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья ¦
¦ ¦детей и подростков ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение ¦
¦ ¦продолжительности активной жизни, создание условий и ¦
¦ ¦формирование мотивации для ведения здорового образа жизни,¦
¦ ¦существенное снижение уровня заболеваемости социально ¦
¦ ¦значимыми и представляющими опасность для окружающих ¦
¦ ¦заболеваниями, улучшение качества жизни больных, ¦
¦ ¦страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦ ¦повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях ¦
¦ ¦второго ребенка и последующих детей ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦государственная поддержка семей, имеющих детей, в том ¦
¦ ¦числе малоимущих семей ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦создание государственной системы поддержки детей, ¦
¦ ¦оставшихся без попечения родителей, и граждан, ¦
¦ ¦воспитывающих детей данной категории ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, ¦
¦ ¦оставшихся без попечения родителей ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦обеспечение доступности услуг дошкольного образования ¦
¦ ¦населению района ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦обеспечение занятости женщин, имеющих малолетних детей и ¦
¦ ¦испытывающих трудности при трудоустройстве ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Срок ¦2008 - 2010 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Администрация муниципального образования Алтайский район ¦
¦Программы +----------------------------------------------------------+
¦ ¦Управление образования администрации муниципального ¦
¦ ¦образования Алтайский район ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦Управление культуры и кино администрации муниципального ¦
¦ ¦образования Алтайский район ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦МУЗ Белоярская ЦРБ ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦Управление социальной поддержки населения муниципального ¦
¦ ¦образования Алтайский район ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦ГУ РХ "ЦЗН Алтайского района" (далее - ЦЗН) ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Объемы и ¦Финансирование Программы осуществляется за счет средств ¦
¦источники ¦муниципального района ¦
¦финансирования¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦ Всего,¦3437,0 тыс. руб. ¦
¦ в том числе¦ ¦
¦ по годам:¦ ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦ в 2008 году¦2270,0 тыс. руб. ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦ в 2009 году¦871,0 тыс. руб. ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦ в 2010 году¦296,0 тыс. руб. ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦ ¦
¦результаты +----------------------------------------------------------+
¦реализации ¦Стабилизация численности населения на уровне увеличения ¦
¦Программы ¦показателя продолжительности жизни не ниже 64,7 года ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦достижение уровня рождаемости не ниже 15,4 чел. на 1000 ¦
¦ ¦населения ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦снижение смертности: ¦
¦ ¦общей - не выше 14% на 1000 населения; ¦
¦ ¦снижение уровня младенческой смертности до 12 чел. на 1000¦
¦ ¦родившихся живыми; ¦
¦ ¦снижение уровня материнской смертности - до 25 чел. на 100¦
¦ ¦тыс. родившихся живыми ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦увеличение удельного веса детей 1 группы здоровья до 30 ¦
¦ ¦процентов от общего количества детей ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦снижение смертности населения от травм и отравлений, ¦
¦ ¦связанных с приемом алкоголя, на 5% в год, повышение ¦
¦ ¦репродуктивной функции мужского населения ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦недопущение случаев материнской смертности от ¦
¦ ¦экстрагенитальной патологии ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦обеспечение возможности для помещения детей в дошкольные ¦
¦ ¦образовательные учреждения ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦обеспечение качества предоставления услуг дошкольного ¦
¦ ¦образования ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦совершенствование качества услуг дошкольного образования, ¦
¦ ¦предоставляемых населению муниципального образования ¦
¦ ¦Алтайский район ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без ¦
¦ ¦попечения родителей, в связи с передачей их на воспитание ¦
¦ ¦в семью (до 80 процентов от общего количества ¦
¦ ¦детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦снижение уровня регистрируемой безработицы женщин в ¦
¦ ¦возрасте 20 - 29 лет до 6 процентов ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦увеличение уровня трудоустройства женщин в результате ¦
¦ ¦прохождения профессионального обучения на 1 - 1,5 процента¦
¦ ¦ежегодно ¦
¦ +----------------------------------------------------------+
¦ ¦снижение удельного веса женщин, имеющих малолетних детей, ¦
¦ ¦в общем числе безработных граждан. Рост их числа, ¦
¦ ¦завершивших обучение по направлению службы занятости ¦
¦ ¦населения ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Система ¦Контроль за ходом реализации Программы осуществляет ¦
¦организации ¦Администрация муниципального образования Алтайский район ¦
¦контроля ¦ ¦
¦исполнения ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
1. Демографическая ситуация
в муниципальном образовании Алтайский район
Демографическая ситуация в муниципальном образовании Алтайский район остается напряженной. Определяющими факторами демографических процессов на территории района остаются естественная убыль населения (на уровне простого воспроизводства).
В настоящее время в районе проживает 23,4 тыс. человек. По данным статистики, в 2007 году в районе число родившихся составило 357 человек. Показатель общей рождаемости составил 15,3 человека на 1000 человек населения и увеличился по сравнению с 2006 годом на 33,3%. Число умерших в 2007 году составило 357 человек, что уменьшилось по сравнению с 2006 годом на 14 человек. Показатель общей смертности составил 15,3 человека на 1000 населения и уменьшился по сравнению с 2006 годом на 3,2%.
В структуре младенческой смертности ведущие места занимают: болезни и состояния, возникающие в перинатальном периоде (50%), врожденные аномалии развития (30%). За последние десять лет почти в два раза увеличилась патология репродуктивной системы, что отразилось на здоровье беременных женщин. В настоящее время основными заболеваниями беременных женщин являются хроническая анемия, патология почек и сердечно-сосудистой системы. На этом фоне имеет место рост осложнений беременности и заболеваемости новорожденных.
Существенно не снижается уровень абортов. В связи с этим растет число различных осложнений при родах, так, в 2007 г. только 1/4 всех родов зарегистрированы как нормальные.
Потери от преждевременной и младенческой смертности в наибольшей степени снижают показатель ожидаемой (средней) продолжительности предстоящей жизни (СППЖ). Показатели СППЖ составляют в целом 64,5 года: у женщин - 71,8 года, у мужчин - 58,4 года.
Потери населения от смертности, как общей, так и преждевременной, в основном обусловлены тремя классами причин: болезнями системы кровообращения (БСК), несчастными случаями, травмами и отравлениями (насильственные или внешние причины) и онкологическими заболеваниями. В 2007 году на потери от болезни системы кровообращения приходилось 46,7%, внешние причины (несчастные случаи, случайные отравления алкоголем, травмы, транспортные несчастные случаи, убийства и самоубийства) составляют в структуре общей смертности 11,4%, смертность от онкологических заболеваний составила 9,5%.
На динамику смертности населения оказывают влияние: старение населения (каждый четвертый житель района достиг пенсионного возраста), низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, ухудшение качества здоровья новорожденных, рост числа социально обусловленных заболеваний (туберкулез, алкоголизм, наркомания, травмы и другие), низкий уровень жизни населения.
Во вредных и опасных условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, работает свыше 20% от общей численности работающих в промышленности и сельском хозяйстве. Более 30% работающих во вредных и опасных условиях труда - женщины.
Наряду с указанными причинами депопуляция населения обуславливается и низким уровнем доходов жителей района, в том числе имеющих детей. На 01.01.2008 органами социальной защиты населения почти на 1/2 несовершеннолетних детей, проживающих в районе, выплачивается ежемесячное пособие. В силу целого ряда объективных обстоятельств наблюдается рост числа социальных сирот.
На 01.01.2008 на территории муниципального образования Алтайский район зарегистрировано 113 опекунских семей с несовершеннолетними детьми, в них 140 опекаемых детей. При этом развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит еще медленно. Еще недостаточно эффективно работают механизмы мониторинга и контроля за пребыванием детей в замещающих семьях.
На демографическую ситуацию влияют вопросы развития дошкольного образования: в районе на 01.01.2008 всего 1568 детей дошкольного возраста, из них посещают дошкольные учреждения 932 ребенка. Охват ими детей составил за 2007 год 59,4%. На учете для получения мест в детских садах зарегистрировано 250 детей. Рост рождаемости еще в большей мере актуализирует данный вопрос.
Для изменения демографической ситуации необходимо изменение положения женщин, имеющих детей, в сфере труда и занятости. Среди официально зарегистрированных безработных 61,1% составляют женщины, из них имеющих несовершеннолетних детей - 117 человек.
Следствием негативных демографических процессов является изменение половозрастной структуры населения. Структура населения по полу характеризуется женским перевесом: женщин - 12569 (52,3%), мужчин - 11431 (47,6%). Численность лиц пенсионного возраста в районе составляет 3908 человек (женщин - 2761, мужчин - 1147), 16,7% от всех жителей района. Возрастающая доля женщин в старших возрастных группах связана, прежде всего, с более высоким уровнем продолжительности их жизни.
Одним из существенных факторов, влияющих на динамику демографических показателей, является уровень доходов населения.
Средняя начисленная заработная плата за январь - декабрь 2007 г. в крупных и средних организациях составила 7843,8 рубля и увеличилась по сравнению с 2006 г. на 21,8%. Реальная заработная плата с учетом индекса потребительских цен увеличилась на 12,3% к уровню 2006 года. Средняя номинальная заработная плата в ноябре 2007 г. обеспечивала 2,2 прожиточных минимума трудоспособного населения. Наименьшая фактическая заработная плата по-прежнему в организациях сельскохозяйственной отрасли - 5849 руб. Наибольшая заработная плата - в организациях государственного управления (17170 руб.), финансовой деятельности (20880 руб.), строительстве (13400 руб.).
В крупных и средних организациях района в 2007 г. был занят 5071 человек, что на 212 человек (4,4%) больше, чем в 2006 г. Всего численность занятого населения составляет по оценке 9,7 тыс. человек.
Исходя из сложившейся ситуации предстоит обеспечить программно-целевыми методами концентрацию сил и средств на приоритетных направлениях демографического развития (рождаемость, смертность); своевременное реагирование на демографические тенденции в текущем периоде.
В рамках этих направлений разработаны и выполняются социально значимые муниципальные целевые программы: "Дети района на 2006 - 2010 годы", в том числе подпрограммы: "Одаренные дети", "Организация отдыха, занятости и оздоровления детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Здоровый ребенок"; "Развитие системы общего образования в муниципальном образовании Алтайский район на 2007 - 2011 годы", "Молодежь района 2006 - 2010 годы", "Содействие занятости населения муниципального образования Алтайский район на 2008 - 2010 годы", "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании Алтайский район на 2007 - 2010 годы", "Развитие массовой физической культуры и спорта в муниципальном образовании Алтайский район на 2007 - 2010 годы", "Гражданско-патриотическое становление личности в муниципальном образовании Алтайский район на 2006 - 2010 годы".
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы демографического развития муниципального образования Алтайский район на период до 2010 года является стабилизация численности населения района и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2010 году до 64,7 года.
Достижение поставленной цели в значительной мере зависит от решения целого ряда задач социально-экономического развития района, таких, как: обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения; снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам; создание эффективной социальной инфраструктуры, рынка доступного жилья; повышение уровня занятости населения; улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
Задачи Программы:
сокращение уровня смертности, прежде всего, в трудоспособном возрасте от внешних причин;
сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни;
повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
поддержка семей, имеющих детей, в том числе малоимущих семей;
поддержка детей, оставшихся без попечения родителей;
устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.
3. Структура Программы
Программа состоит из 5 разделов по направлениям:
I-е направление
- "Материальная поддержка семей с детьми".
II-е направление
- "Развитие учреждений родовспоможения и улучшение медицинской помощи женщинам во время беременности и родов".
III-е направление
- "Содействие устройству на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
IV-е направление
- "Повышение занятости женщин, имеющих малолетних детей, их профессиональная подготовка и переподготовка".
V-е направление
- "Регулируемая замещающая миграция".
4. Ресурсное обеспечение Программы
Для решения задач, поставленных в настоящей Программе, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.
Источником финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения является бюджет муниципального образования Алтайский район.
Финансирование мероприятий Программы по годам (2008 - 2010 гг.) будет осуществляться за счет средств районного бюджета (в рамках реализации ряда муниципальных целевых программ).
5. Перечень муниципальных программ,
способствующих решению демографических проблем
в муниципальном образовании Алтайский район,
с плановыми объемами финансирования
"Дети района" на 2006 - 2010 годы" (общий объем финансирования - 3189,5 тыс. рублей).
Подпрограммы:
"Одаренный ребенок";
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
"Организация отдыха, занятости и оздоровления детей";
"Здоровый ребенок".
"Развитие системы общего образования в муниципальном образовании Алтайский район на 2007 - 2010 годы" (общий объем финансирования - 4370,6 тыс. руб.).
"Молодежь района 2006 - 2010 годы" (общий объем финансирования Программы - 1269,5 тыс. руб.).
"Содействие занятости населения муниципального образования Алтайский район на 2008 - 2010 годы" (общий объем финансирования - 1000 тыс. руб.).
"Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании Алтайский район на 2007 - 2010 годы" (общий объем финансирования - 1600 тыс. руб.).
"Обеспечение жильем молодых семей
в муниципальном образовании Алтайский район на 2007 - 2010 годы" (общий объем финансирования - 1570 тыс. руб.).
"Гражданско-патриотическое становление личности в муниципальном образовании Алтайский район на 2006 - 2010 годы" (общий объем финансирования - 55,0 тыс. руб.).
Ведомственные программы на 2008 год:
"Вакцинопрофилактика в ЛПУ МУЗ Белоярская ЦРБ на 2008 год" (220 тыс. руб.).
"Неотложные меры по предупреждению и распространению в Алтайском районе заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД), на 2008 год" (80 тыс. руб.).
"Профилактика паразитарной заболеваемости в муниципальном образовании Алтайский район на 2008 год" (200 тыс. руб.).
"Неотложные меры по борьбе с заболеваниями, передающимися половым путем, и заразными кожными заболеваниями в муниципальном образовании Алтайский район на 2008 год" (10 тыс. руб.).
"Профилактика йододефицитных состояний в муниципальном образовании Алтайский район на 2008 год" (10 тыс. руб.).
"Профилактика внутрибольничных инфекций в ЛПУ муниципального образования Алтайский район на 2008 год" (430 тыс. руб.).
"Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в муниципальном образовании Алтайский район на 2008 год" (30 тыс. руб.).
"Совершенствование службы медицины катастроф в муниципальном образовании Алтайский район на 2008 - 2010 годы" (178,0 тыс. руб.).
6. Оценка социально-экономической
эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит организовать эффективную работу по созданию в районе благоприятных условий для комплексного решения вопросов демографической политики, направленной на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, улучшение здоровья населения, сохранение и укрепление семьи, семейных ценностей.
7. Информационное обеспечение реализации Программы
Информационное обеспечение реализации настоящей Программы будет обеспечиваться за счет данных государственной и региональной статистики, итогов переписи населения, результатов мониторинга ключевых демографических процессов (смертность, рождаемость, продолжительность жизни и др.).
Получению достоверных сведений о состоянии населения муниципального образования Алтайский район будет способствовать созданная система государственного статистического наблюдения в области демографического развития.
Информационная поддержка в реализации настоящей Программы будет идти за счет расширения уличной социальной рекламы, тематических материалов в средствах массовой информации, реализации учебных программ во всех образовательных учреждениях.
В районе будет развернута информационно-просветительная кампания по широкому информированию населения о ценностях семьи, материнства и отцовства, необходимости повышения статуса родительства, сохранения духовно-нравственных семейных традиций.
8. Система управления за реализацией Программы
Государственным заказчиком Программы является Администрация муниципального образования Алтайский район.
Исполнителями Программы являются Управление образования муниципального образования Алтайский район, Управление культуры и кино муниципального образования Алтайский район, МУЗ Белоярская ЦРБ, Управление социальной поддержки населения муниципального образования Алтайский район, ГУ РХ "ЦЗН Алтайского района".
Исполнители обеспечивают:
выполнение мероприятий Программы;
подготовку предложений по корректировке Программы на соответствующий год;
формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий Программы;
подготовку обоснований для отбора первоочередных работ, финансируемых в рамках реализации Программы в отчетном году;
постоянный мониторинг и анализ демографических процессов и корректировку на их основе конкретных мер демографической политики в районе;
оказание конкретной помощи в реализации мероприятий данной Программы в муниципальном образовании Алтайский район на уровне поселений.
Межведомственную координацию и оценку реализации Программы осуществляет Координационный совет по реализации муниципальной целевой программы "Демографическое развитие муниципального образования Алтайский район на 2008 - 2015 годы", утвержденный Главой муниципального образования Алтайский район.
I раздел Программы
I направление "Поддержка семей с детьми"
Мероприятия по указанному направлению обеспечивают решение задач по созданию государственной системы выявления и адресной поддержки в районе малоимущих семей, имеющих детей; по обеспечению потребности семей с детьми в детских садах, по поддержке молодых семей в улучшении их жилищных условий.
Ресурсное обеспечение мероприятий по данному направлению осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Алтайский район - 2056,0 тыс. руб. Оценка эффективности реализации по указанному направлению - сокращение в районе количества семей, имеющих детей, с доходами ниже величины прожиточного минимума; обеспечение доступности дошкольного образования для семей с детьми в районе; укрепление семьи, семейных отношений.
Перечень мероприятий Программы
по I направлению "Поддержка семей с детьми"
+----+-------------------+---------------------------+--------------+------------+-------------------+
¦№ ¦Наименование ¦ Объем финансирования ¦ Источник ¦Исполнители ¦ Ожидаемые ¦
¦ ¦мероприятий +------+------+------+------+финансирования¦ ¦ результаты ¦
¦ ¦ ¦Всего ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ ¦ ¦ ¦
]]>¦ ¦семьи и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦семейных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ценностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------+-----+-----+-----+-----+--------------+--------------+----------------+
¦III.3¦Пропаганда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Управление ¦Развитие ¦
¦ ¦усыновления и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦семейных форм ¦
¦ ¦других форм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦устройства ¦
¦ ¦семейного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦муниципального¦детей-сирот и ¦
¦ ¦устройства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦детей, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайский ¦оставшихся без ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦район, ¦попечения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управление ¦родителей, в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансов ¦семью (до 80% от¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦общего ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦количества ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦детей-сирот и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦детей, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оставшихся без ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦попечения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦родителей) ¦
+-----+---------------+-----+-----+-----+-----+--------------+--------------+----------------+
¦III.4¦Грант Главы ¦ 20,0¦ ¦ 10,0¦ 10,0¦Бюджет ¦Управление ¦Повышение ¦
¦ ¦администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦муниципального¦образования ¦престижа ¦
¦ ¦муниципального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦района ¦администрации ¦приемных семей, ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайский ¦муниципального¦развитие ¦
¦ ¦Алтайский район¦ ¦ ¦ ¦ ¦район ¦образования ¦института ¦
¦ ¦о поощрении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайский ¦приемных семей ¦
¦ ¦опекунов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦район, ¦ ¦
¦ ¦(попечителей), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управление ¦ ¦
¦ ¦приемных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансов ¦ ¦
¦ ¦родителей, дети¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦которых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проявили особые¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦успехи в учебе,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦творчестве, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спорте, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------+-----+-----+-----+-----+--------------+--------------+----------------+
¦III.5¦Итого по ¦ 20,0¦ Х ¦ 10,0¦ 10,0¦Бюджет ¦ ¦ ¦
¦ ¦разделу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦муниципального¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦района ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайский ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦район ¦ ¦ ¦
+-----+---------------+-----+-----+-----+-----+--------------+--------------+----------------+
¦2. Мероприятия по укреплению здоровья детей-сирот, находящихся в муниципальных учреждениях, ¦
¦ загородных оздоровительных лагерях ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦
+-----+---------------+-----+-----+-----+-----+--------------+--------------+----------------+
¦III.6¦Оздоровление ¦390,0¦120,0¦130,0¦140,0¦Бюджет ¦Управление ¦Дополнительное ¦
¦ ¦детей-сирот, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦муниципального¦образования ¦финансирование ¦
¦ ¦находящихся в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦района ¦администрации ¦за счет средств ¦
¦ ¦муниципальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайский ¦муниципального¦республиканского¦
¦ ¦учреждениях, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦район ¦образования ¦бюджета в ¦
¦ ¦загородных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайский ¦размере 59,9 ¦
¦ ¦оздоровительных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦район, ¦тыс. руб. ¦
¦ ¦лагерях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управление ¦(субвенция на ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансов ¦обеспечение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦содержания ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦детей-сирот и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦детей, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оставшихся без ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦родителей, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦находящихся в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦муниципальных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждениях) ¦
+-----+---------------+-----+-----+-----+-----+--------------+--------------+----------------+
¦III.7¦Итого по ¦390,0¦120,0¦130,0¦140,0¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разделу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------+-----+-----+-----+-----+--------------+--------------+----------------+
¦III.8¦Итого по ¦410,0¦120,0¦140,0¦150,0¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направлению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------+-----+-----+-----+-----+--------------+--------------+----------------+
IV раздел
Повышение занятости женщин, имеющих малолетних детей,
их профессиональная подготовка и переподготовка
Мероприятия Программы по данному направлению обеспечивают решение задач по повышению конкурентоспособности и обеспечению занятости женщин, имеющих малолетних детей и испытывающих трудности при трудоустройстве на работу; обеспечению защиты женщин от безработицы, повышению их профессионального мастерства, профессиональной подготовке и переподготовке.
+----+------------------+--------------------+--------------+-----------+---------------------+
¦№ ¦Наименование ¦Объем финансирования¦ Источник ¦Исполнители¦Ожидаемые результаты ¦
¦ ¦мероприятий +-----+----+----+----+финансирования¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Всего¦2008¦2009¦2010¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+-----+----+----+----+--------------+-----------+---------------------+
¦IV.1¦Ежегодный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГУ РХ "ЦЗН ¦Отслеживание ситуации¦
¦ ¦мониторинг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайского ¦на рынке труда для ¦
¦ ¦положения женщин, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦района" ¦разработки и принятия¦
¦ ¦имеющих малолетних¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мер по улучшению ¦
¦ ¦детей, на рынке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦положения в сфере ¦
¦ ¦труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦занятости женщин ¦
+----+------------------+-----+----+----+----+--------------+-----------+---------------------+
¦IV.2¦Формирование и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГУ РХ "ЦЗН ¦Оперативное ¦
¦ ¦обновление банка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайского ¦комплектование ¦
¦ ¦вакансий для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦района" ¦свободных рабочих ¦
¦ ¦женщин, имеющих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мест кадрами, ¦
¦ ¦малолетних детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сокращение сроков ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поиска работы, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦снижение удельного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦веса женщин, имеющих ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦малолетних детей, в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦общем числе ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безработных граждан, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦завершивших обучение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по направлению службы¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦занятости населения ¦
+----+------------------+-----+----+----+----+--------------+-----------+---------------------+
¦IV.3¦Информирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГУ РХ "ЦЗН ¦Оперативное ¦
¦ ¦через СМИ об ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайского ¦комплектование ¦
¦ ¦имеющихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦района" ¦свободных рабочих ¦
¦ ¦вакантных рабочих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мест кадрами, ¦
¦ ¦местах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сокращение сроков ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поиска работы ¦
+----+------------------+-----+----+----+----+--------------+-----------+---------------------+
¦IV.4¦Организация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГУ РХ "ЦЗН ¦Принятие участия ¦
¦ ¦временной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайского ¦женщин, имеющих ¦
¦ ¦занятости женщин, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦района" ¦несовершеннолетних ¦
¦ ¦имеющих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦детей, в общественных¦
¦ ¦несовершеннолетних¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работах, в связи с ¦
¦ ¦детей, через ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чем планируется ¦
¦ ¦организацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦снижение уровня ¦
¦ ¦временных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦регистрируемой ¦
¦ ¦общественных работ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безработицы женщин в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦возрасте от 20 - 29 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лет до 6% ¦
+----+------------------+-----+----+----+----+--------------+-----------+---------------------+
¦IV.5¦Организация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГУ РХ "ЦЗН ¦Государственные ¦
¦ ¦содействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайского ¦услуги в сфере ¦
¦ ¦самозанятости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦района" ¦развития малого ¦
¦ ¦женщин, имеющих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предпринимательства и¦
¦ ¦несовершеннолетних¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦самозанятости, что ¦
¦ ¦детей, в т.ч. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приведет к ¦
¦ ¦через занятость на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦планируемому снижению¦
¦ ¦семейном подворье,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦удельного веса ¦
¦ ¦женское фермерство¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦женщин, имеющих ¦
¦ ¦и т.д. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦малолетних детей, в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦общем числе ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безработных граждан, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦завершивших обучение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по направлению службы¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦занятости населения ¦
+----+------------------+-----+----+----+----+--------------+-----------+---------------------+
¦IV.6¦Профессиональная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГУ РХ "ЦЗН ¦Повышение на 1 - 1,5%¦
¦ ¦подготовка, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайского ¦конкурентоспособности¦
¦ ¦переподготовка и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦района" ¦безработных женщин на¦
¦ ¦повышение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рынке труда путем ¦
¦ ¦квалификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦направления на ¦
¦ ¦безработных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦профессиональное ¦
¦ ¦женщин, имеющих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обучение с ¦
¦ ¦малолетних детей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦последующим ¦
¦ ¦по востребованным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦трудоустройством ¦
¦ ¦профессиям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(специальностям), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в том числе в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рамках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦национальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектов "Развитие¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦АПК", "Здоровье", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Жилище", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Образование" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+-----+----+----+----+--------------+-----------+---------------------+
¦IV.7¦Занятия с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГУ РХ "ЦЗН ¦Численность женщин, ¦
¦ ¦женщинами, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайского ¦посетивших ¦
¦ ¦имеющими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦района" ¦мероприятия по ¦
¦ ¦несовершеннолетних¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦социальной адаптации ¦
¦ ¦детей, по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безработных граждан, ¦
¦ ¦программам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ежегодно составит 30 ¦
¦ ¦социальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦человек ¦
¦ ¦адаптации в клубах¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ищущих работу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦("Новый старт", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Виктория", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Мастерская поиска¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы" и т.д.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+-----+----+----+----+--------------+-----------+---------------------+
¦IV.8¦Всего по разделу ¦ Х ¦ Х ¦ Х ¦ Х ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+-----+----+----+----+--------------+-----------+---------------------+
V раздел
Регулируемая замещающая миграция
+----+----------------+-------------------------+--------------+-----------+----------------+
¦ № ¦ Наименование ¦ Объем финансирования ¦ Источник ¦Исполнители¦ Ожидаемые ¦
¦ ¦ мероприятий +------+------+-----+-----+финансирования¦ ¦ результаты ¦
¦ ¦ ¦Всего ¦ 2008 ¦2009 ¦2010 ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----------------+------+------+-----+-----+--------------+-----------+----------------+
¦V.1 ¦Информирование и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГУ РХ "ЦЗН ¦Предотвращение ¦
¦ ¦консультирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайского ¦случаев ¦
¦ ¦хозяйствующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦района" ¦трудоустройства ¦
¦ ¦субъектов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦иностранных ¦
¦ ¦использующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦граждан с ¦
¦ ¦иностранную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нарушением ¦
¦ ¦рабочую силу, и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦законодательства¦
¦ ¦иностранных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в области ¦
¦ ¦граждан по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦трудовой ¦
¦ ¦вопросам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦миграции ¦
¦ ¦законодательства¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦миграции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----------------+------+------+-----+-----+--------------+-----------+----------------+
¦V.2 ¦Информирование и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГУ РХ "ЦЗН ¦Увеличение ¦
¦ ¦консультирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайского ¦численности ¦
¦ ¦о возможности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦района" ¦безработных ¦
¦ ¦трудоустройства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦граждан, ¦
¦ ¦безработных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦желающих ¦
¦ ¦граждан в другой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦трудоустроиться ¦
¦ ¦местности по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в других ¦
¦ ¦направлению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦регионах, ¦
¦ ¦органов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦испытывающих ¦
¦ ¦службы занятости¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кадровый голод ¦
¦ ¦с возмещением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦затрат на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переселение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----------------+------+------+-----+-----+--------------+-----------+----------------+
¦ ¦ВСЕГО ПО ¦3437,0¦2270,0¦871,0¦296,0¦Бюджет МО ¦Х ¦Х ¦
¦ ¦ПРОГРАММЕ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Алтайский ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦район ¦ ¦ ¦
+----+----------------+------+------+-----+-----+--------------+-----------+----------------+