Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2009 г. № 605

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ДО 2020 ГОДА

В целях повышения уровня и качества жизни населения Республики Хакасия, увеличения его жизненного потенциала на основе динамичного, сбалансированного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепления позиций Республики Хакасия среди субъектов Российской Федерации, а также учитывая необходимость системного и комплексного подхода к перспективному развитию региона, Правительство Республики Хакасия постановляет:

1. Утвердить прилагаемые стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года (далее - Стратегические приоритеты).
2. Министерствам и ведомствам Республики Хакасия учитывать Стратегические приоритеты при формировании стратегий развития курируемых отраслей и направлений.
3. Поручить Министерству экономики Республики Хакасия (Т.В. Псарева) организацию разработки комплексной программы социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, основываясь на Стратегических приоритетах и принципах непрерывного планирования.

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Хакасия,
заместитель Председателя
Правительства Республики Хакасия
В.КРАФТ





Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Хакасия
от 22.12.2009 № 605

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ДО 2020 ГОДА

I. Основные тенденции социально-экономического
развития Республики Хакасия в 2006 - 2008 годах
и первом полугодии 2009 года

1. Демографическая ситуация

Численность населения республики на 1 января 2009 года составила 538,1 тыс. человек. С 2006 года в республике наблюдается увеличение рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости детей на одну женщину увеличился с 1,4 в 2006 году до 1,7 в 2008 году, в Сибирском федеральном округе (далее - СФО) - с 1,3 до 1,6, в России - с 1,3 до 1,5. Миграционный прирост в республике незначителен, миграция осуществляется в основном в пределах России, в том числе более 50% - внутрирегиональная.

Динамика движения населения Республики Хакасия, в %

Рисунок не приводится.

В общей численности постоянного населения республики наибольший удельный вес приходится на городское население: 71,1% (73,1% в России), сельское население составляет 28,9% (26,9% в России). Средний возраст населения республики на начало 2009 года составлял 36,9 года, в том числе городского - 37,3 года, сельского - 36 лет.
Возрастная структура населения республики в 2008 году изменилась в сторону увеличения численности населения старше трудоспособного возраста при снижающейся численности населения моложе трудоспособного и в трудоспособном возрасте. Данное изменение в возрастной структуре повлияло на увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население с 553,2% в 2006 году до 568,1% в 2008 году.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, как индикатор социального благополучия населения, увеличилась с 64,5 года (64,7 года в России) в 2006 году до 66,5 года (67,9 года в России) в 2008 году. Несмотря на увеличение данного показателя в целом по республике, ожидаемая продолжительность жизни мужчин остается значительно ниже, чем у женщин (72,4 года), и составляет 60,8 года.

Структура населения по возрастным группам,
в % ко всему населению

Рисунок не приводится.

Первое полугодие 2009 года характеризуется продолжением положительных демографических процессов, сформировавшихся в 2007 - 2008 годах в республике. Снижение смертности населения в целом, в том числе младенческой смертности, и увеличение рождаемости обеспечили естественный прирост населения 1,5% (-2,5% в России, -0,5% - в СФО). В республике сохраняются тенденции превышения уровня общей рождаемости и смертности в сельской местности над аналогичными показателями в городских поселениях республики.

2. Анализ структуры валового регионального продукта

Валовой региональный продукт (ВРП) является основным обобщающим показателем, характеризующим социально-экономическое развитие региона.
По оценке Министерства экономики Республики Хакасия, в 2008 году объем произведенного ВРП составил 74113 млн. рублей и увеличился на 7,8% в реальном выражении по сравнению с 2006 годом (по России - на 14,2%). Удельный вес республики в производстве валового регионального продукта Российской Федерации и СФО составляет соответственно 0,2% и 2,1%.
Наибольший удельный вес в произведенном ВРП республики приходился на промышленное производство, доля которого в 2008 году составляла 38,2% (21,3% в России).
Структура ВРП республики в анализируемый период свидетельствует о средней степени диверсификации экономики республики и указывает на развитие среднего и малого бизнеса в республике. Это связано со снижением доли в ВРП видов деятельности, которые монопольно определяли основные экономические тенденции развития.

Структура
ВРП Республики Хакасия и ВВП
Российской Федерации в 2008 году, в %

Рисунок не приводится.

В результате влияния мирового финансового кризиса на экономику республики индекс выпуска товаров и услуг базовых видов экономической деятельности (сельскохозяйственное производство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт; розничная торговля) Республики Хакасия существенно снизился в четвертом квартале 2008 года - первом полугодии 2009 года относительно аналогичных периодов предыдущих лет.

Динамика индекса выпуска базовых видов
экономической деятельности Республики Хакасия
в 2008 году - первом и втором кварталах 2009 года

+----------------------------------------+----------------------+---------+
¦                                        ¦       2008 год       ¦2009 год ¦
¦                                        +----------------------+---------+
¦                                        ¦       кварталы       ¦кварталы ¦
¦                                        +-----+-----+-----+----+----+----+
¦                                        ¦  I  ¦ II  ¦ III ¦ IV ¦ I  ¦ II ¦
+----------------------------------------+-----+-----+-----+----+----+----+
¦Индекс выпуска товаров и услуг базовых  ¦107,6¦107,4¦108,0¦99,5¦88,7¦85,6¦
¦видов экономической деятельности (% к   ¦     ¦     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦
¦соответствующему периоду прошлого года) ¦     ¦     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦
+----------------------------------------+-----+-----+-----+----+----+----+

Замедление и сокращение темпов роста физических объемов практически во всех видах деятельности, а также рост промежуточного потребления привел к снижению валового регионального продукта в первом полугодии 2009 года на 5,6% к аналогичному периоду 2008 года (в России ВВП за этот период снизился на 10,4%). Предварительный прогноз индекса объема ВРП в 2009 году составляет 97,2% к уровню 2008 года с долей выпуска промышленных товаров более 50%.
Определяющим фактором изменения ВРП будет резкий темп снижения объемов оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств, строительной отрасли, производства и распределения электроэнергии, газа и воды в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС.

3. Промышленное производство

В республике работает 1088 организаций в сфере промышленного производства, из них 11% - в добыче полезных ископаемых, 79,5% - в обрабатывающем производстве, 9,5% - в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) за 2006 - 2008 годы увеличился на 6,3% (по Российской Федерации - на 8,5%).

Структура промышленного производства
по видам экономической деятельности (внешнее
кольцо - 2008 год, внутреннее кольцо - 2006 год)

Рисунок не приводится.

В связи с доступностью и низкой ценой на энергоресурсы на территории республики развивались, в основном, такие энергоемкие производства, как цветная металлургия, добыча полезных ископаемых, производство металлических изделий. Их удельный вес в объеме промышленного производства составляет более 76%.
Наиболее динамично развивающимися направлениями промышленности, характеризующимися устойчивой динамикой роста производства, имеющими потенциальные условия для развития в масштабах региона, являются: производство пищевых продуктов, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
По итогам работы за 2008 год доля промышленности в ВРП республики составила 38,2%, а доля налоговых поступлений в бюджеты всех уровней достигла 40%. В сфере промышленного производства занято до 23% работающего населения республики, сосредоточено около 28% основных фондов (по данным статистики за 2007 год по полной балансовой стоимости). По данным таможенной статистики за 2008 год промышленное производство Республики Хакасия обеспечивает более 99% в структуре экспорта.
В первом полугодии 2009 года рост промышленного производства относительно соответствующего периода 2008 года продолжился (105,6% против 104,2%), чему способствовало увеличение объемов добычи полезных ископаемых, производства и распределения электроэнергии, газа и воды.
За январь - июнь 2009 года отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг:
- по добыче полезных ископаемых - на 5833,9 млн. рублей, что на 8,1% больше аналогичного периода прошлого года;
- в обрабатывающих производствах - на 19115,3 млн. рублей, что на 5% меньше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, со значительным спадом в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (на 54%), химическом производстве (на 78%), производстве транспортных средств и оборудования (на 77,3%);
- по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - на 10197,2 млн. рублей с увеличением на 6,6% к соответствующему периоду прошлого года.

4. Агропромышленный комплекс

Сельское хозяйство является одной из составных отраслей экономики Республики Хакасия. Удельный вес, занимаемый отраслью в ВРП, по оценке составил в 2008 году 5,7%.
В структуре произведенной сельскохозяйственной продукции растениеводство занимает 30%, животноводство - 70%.
По информации статистики, сельскохозяйственным производством в республике занимаются 92 сельскохозяйственные организации, 1459 крестьянских (фермерских) хозяйств и 53668 личных подсобных хозяйств населения.
Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2008 году составил 6081,4 млн. рублей и увеличился на 7,2% к 2006 году.
Объем продукции сельского хозяйства в первом полугодии 2009 года увеличился на 0,8% и составил 1665,8 млн. рублей.
На хозяйства населения в 2008 году приходилось 59,2% произведенной продукции в растениеводстве и 65,1% - в животноводстве, на сельскохозяйственные организации - соответственно 31,9% и 30,1%, на крестьянские (фермерские) хозяйства - соответственно 8,9% и 4,8%.
За анализируемый период снизилось количество пашни с внесенными минеральными удобрениями, что негативно сказалось на качестве и количестве урожая.
Общее старение парка сельскохозяйственной техники повлияло на увеличение нагрузки на один трактор до 431 га в 2008 году (в России - до 210 га, СФО - до 249 га), а также на один зерноуборочный комбайн - до 224 га посевов (в России - до 317 га, СФО - до 310 га).
Энергетические мощности в сельскохозяйственных организациях республики в расчете на 100 га посевной площади снизились на 7,3% и составили 266 л. с. в 2008 году (в России - 234 л. с., в СФО - 201 л. с.).
Растениеводство. Продукция растениеводства республики занимает 1,7% в структуре валовой добавленной стоимости экономики.
Для производства сельскохозяйственной продукции используется 1509,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий республики, из них 49,7% - пастбища, 38,4% - пашня, 8,8% - сенокосы, 2,6% - залежь и 0,5% - многолетние насаждения.

Структура распределения сельскохозяйственных
угодий (для производства сельскохозяйственной
продукции) на 1 января 2009 года, тыс. га

Рисунок не приводится.

Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур уменьшилась за 2006 - 2008 годы на 0,7 тыс. га и составила 205,2 тыс. га. Динамика изменения структуры посевных площадей за данный период характеризуется увеличением посевных площадей под кормовые культуры до 51,1%, уменьшением под зерновые и зернобобовые культуры до 41,6%. Доля посевных площадей, занятых под картофель, овощи и технические культуры, увеличилась за анализируемый период на 0,3 п. л. и составила 7%.

Реализовано продукции растениеводства в 2008 году, тонн

+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦                   ¦Хозяйства¦Сельскохозяйственные¦Хозяйства¦Крестьянские¦
¦                   ¦  всех   ¦     организации    ¦населения¦(фермерские)¦
¦                   ¦категорий¦                    ¦         ¦ хозяйства  ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦Зерновые культуры, ¦  27743  ¦       19448        ¦  8295   ¦     -      ¦
¦всего              ¦         ¦                    ¦         ¦            ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦В том числе пшеница¦  17053  ¦       13558        ¦  3495   ¦     -      ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦Картофель          ¦   6418  ¦          19        ¦   401   ¦    5998    ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦Овощи              ¦  11325  ¦        4095        ¦  7082   ¦     148    ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+

Зона рискованного земледелия определяет примерно постоянную долю (70%) использования посевных площадей под урожай яровыми сельскохозяйственными культурами.
В 2008 году было произведено сельскохозяйственной продукции растениеводства на 1791,5 млн. рублей (103,9% к 2007 году), из нее на сельскохозяйственные организации приходилось 31,9% произведенной продукции, на хозяйства населения - 59,2%, на крестьянские (фермерские) хозяйства - 8,9%.
Животноводство. В структуре валовой добавленной стоимости экономики республики животноводческая продукция занимает 4%.
С 2006 года в республике увеличивается поголовье скота во всех категориях хозяйств, так, поголовье крупного рогатого скота увеличилось со 123 тыс. голов до 159,2 тыс. голов, свиней - с 36 тыс. голов до 59,8 тыс. голов, овец и коз - с 75,6 тыс. голов до 129,5 тыс. голов. При этом поголовье птицы в сельскохозяйственных организациях республики уменьшилось с 1107,6 тыс. голов до 1024,2 тыс. голов.
По состоянию на 1 июля 2009 года по сравнению с соответствующей датой 2008 года в хозяйствах всех категорий увеличилось поголовье овец и коз на 2,2%, птицы - на 5,3%, сократилось поголовье крупного рогатого скота на 1,2%, свиней - на 0,2%.
В 2009 году, по предварительной оценке, производство продукции сельского хозяйства составит 6277,5 млн. рублей, индекс физического объема - 101,7%.

Производство
основных продуктов животноводства в 2008 году

+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦                   ¦Хозяйства¦Сельскохозяйственные¦Хозяйства¦Крестьянские¦
¦                   ¦  всех   ¦    организации     ¦населения¦(фермерские)¦
¦                   ¦категорий¦                    ¦         ¦ хозяйства  ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦Реализовано на убой¦   48,7  ¦        16,3        ¦   29,7  ¦    2,7     ¦
¦скота и птицы (в   ¦         ¦                    ¦         ¦            ¦
¦живом весе), тонн  ¦         ¦                    ¦         ¦            ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦Реализовано молока,¦  157,3  ¦        33,2        ¦  115,7  ¦    8,4     ¦
¦тонн               ¦         ¦                    ¦         ¦            ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦Реализовано яиц,   ¦   92,5  ¦        54,4        ¦   37,6  ¦    0,5     ¦
¦млн. штук          ¦         ¦                    ¦         ¦            ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+

Объем производства хозяйствами всех категорий скота и птицы на убой увеличился за 2006 - 2008 годы на 28,5%, молока - на 18,3%, яиц - на 9,6%.
На хозяйства населения приходится 61,3% произведенной в республике животноводческой продукции.
Основными тенденциями в сельскохозяйственном производстве в анализируемый период являются:
- увеличение объема продукции сельского хозяйства за счет роста производства продукции животноводства;
- снижение общей посевной площади яровых сельскохозяйственных культур;
- увеличение поголовья скота и птицы в хозяйствах населения и фермерских хозяйствах;
- снижение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, в сельскохозяйственных организациях;
- сохранение лидирующих позиций хозяйствами населения в производстве молока и мяса в республике.

5. Строительство

В связи с реализацией в 2006 - 2008 годах программ в части стимулирования строительства жилья, развития ипотечного кредитования в строительном комплексе республики увеличилось количество строительных организаций.
Численность работающих в отрасли составляет 18,4 тыс. человек, или 7,5% от общей численности работающих в экономике республики. Удельный вес государственных строительных организаций невысокий и составляет 3,2% от общего их количества. Частные строительные организации, в основном малые и средние предприятия, выполняют 94% всех строительных работ и услуг.

Динамика основных показателей
по виду деятельности "Строительство"

Рисунок не приводится.

По состоянию на 1 января 2009 года основные фонды в строительстве по полной балансовой стоимости оцениваются в 1201,4 млн. рублей, что составляет 0,9% от стоимости основных фондов всех видов экономической деятельности. Степень износа основных фондов в строительстве к началу 2009 года составляла 44,5%, что превышает средний региональный уровень в 2,7 раза.
В 2008 году объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составил 73,3% к уровню 2006 года. Ввод в действие зданий жилого и нежилого назначения к уровню 2006 года увеличился на 10%, в том числе за счет ввода в действие жилых домов - на 39,7%. За 2008 год жилищный фонд Республики Хакасия увеличился на 154 тыс. кв. метров и по состоянию на 1 января 2009 года составил 10,9 млн. кв. метров, из него городской - 8,1 млн. кв. метров (74,4% от общего жилого фонда республики) и сельский - 2,8 млн. кв. метров (25,6%). Площадь жилья, приходящегося в среднем на одного жителя республики, увеличилась за год на 1% и составила на конец 2008 года 20,2 кв. метра общей площади.
В январе - июне 2009 года продолжилось снижение объемов работ по виду деятельности "Строительство" относительно соответствующего периода 2008 года. При этом положение ухудшилось - глубина падения составила 33,1% против 19,9% в январе - июне 2008 года.

6. Инвестиции

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2008 году составили 10295,6 млн. рублей, или 35,6% к 2006 году. В валовом региональном продукте их удельный вес в 2006 году составлял 36,4%, в 2007 году - 27,2%, в 2008 году - 13,9% (по Российской Федерации соответственно 17,6%, 20,3%, 21%).
Инвестиционная активность и высокие темпы роста объема инвестиций в основной капитал, в том числе иностранных (165,2%), в 2006 году были связаны с реализацией на территории Республики Хакасия крупных инвестиционных проектов: строительство Хакасского алюминиевого завода и берегового водосброса ОАО "Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего".
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности за 2006 - 2008 годы отмечается снижение доли (на 57,9%) обрабатывающих производств.
Инвестиционное обеспечение сельского и коммунального хозяйств, направленных на жизнеобеспечение населения в условиях высокой степени износа основных фондов, продолжает оставаться недостаточным.
В первом полугодии 2009 года сохранилось снижение инвестиционной активности организаций. За указанный период инвестиции в основной капитал сократились на 30,4% (в январе - июне 2008 года - на 45,1%).
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности произошли изменения. Основной объем инвестиций (более 30%) направлялся на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, тогда как в соответствующем периоде 2008 года более 20% - на деятельность сухопутного транспорта.
К основным факторам, ограничивающим инвестиционную деятельность организаций, относятся: недостаток собственных финансовых средств и инвестиционные риски, снижение спроса на продукцию, экономическая и политическая ситуация в стране.

7. Рынок товаров и услуг

Развитие рынка товаров и услуг в течение 2008 года характеризовалось замедлением темпов роста всех его основных показателей, что привело к невысоким показателям роста в целом за год по сравнению с отмечавшимися в предыдущие годы. Ускорение инфляционных процессов и некоторое замедление темпов роста реальных денежных доходов населения сдерживали текущую динамику оборота розничной торговли, оборота общественного питания и реализации платных услуг населению.

Структура рынка товаров
и услуг населению республики

Рисунок не приводится.

В структуре ВРП республики в 2008 году на услуги приходилось 48,7%, что ниже на 0,5 п. п. уровня 2006 года, это обусловлено снижением темпов роста услуг во второй половине 2008 года. Оборот рынка товаров и услуг в 2008 году увеличился на 21,7% к 2006 году. Наибольший удельный вес приходится на оборот оптовой торговли.
Формирование оборота розничной торговли на 30,9% состоит из продаж на рынке, на индивидуальных предпринимателей приходится 26,4%, на крупные и средние розничные организации - 25,4%, на крупные и средние неторговые организации - 10,9%, на мелкие розничные организации - 6,4%.

Динамика индексов физического объема
рынка товаров и услуг

в % к предыдущему году

+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
¦                                             ¦2006 ¦2007 ¦2008 ¦ Первое  ¦
¦                                             ¦ год ¦ год ¦ год ¦полугодие¦
¦                                             ¦     ¦     ¦     ¦2009 года¦
¦                                             ¦     ¦     ¦     ¦к первому¦
¦                                             ¦     ¦     ¦     ¦полугодию¦
¦                                             ¦     ¦     ¦     ¦2008 года¦
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
¦Оборот розничной торговли во всех каналах    ¦122,9¦123,1¦100,5¦  90,9   ¦
¦реализации                                   ¦     ¦     ¦     ¦         ¦
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
¦в том числе продовольственные товары, из них:¦128,9¦105,7¦102,5¦  93,8   ¦
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
¦алкогольные                                  ¦102,8¦120,5¦100,6¦  94,2   ¦
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
¦непродовольственные товары                   ¦115,4¦145,8¦ 97,2¦  87,6   ¦
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
¦Оборот общественного питания                 ¦128,1¦130,6¦100,3¦  77,4   ¦
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
¦Платные услуги населению                     ¦106,9¦109,9¦105,7¦  97,1   ¦
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
¦Оборот оптовой торговли                      ¦146,1¦ 94,1¦124,4¦  90,1   ¦
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+

Объем платных услуг населению в 2008 году составил 9844,4 млн. рублей и увеличился на 16,2% (к 2006 году). В структуре платных услуг населению в 2008 году наибольший удельный вес приходился на услуги связи - 23,8%.

Структура платных услуг населению в 2008 году

Рисунок не приводится.

В первом полугодии 2009 года снизилась покупательная активность населения, в связи с чем объем розничного товарооборота в июне 2009 года снизился на 4,1% в сопоставимых ценах к июню 2008 года. Индекс физического объема оборота розничной торговли в январе - июне составил 90,9%.
За анализируемый период и первое полугодие 2009 года на рынке товаров и услуг прослеживаются следующие тенденции:
- увеличение оборота организаций общественного питания за счет роста их числа;
- увеличение объема платных услуг связи за счет роста количества операторов мобильной связи и расширения территории охвата связью;
- увеличение объема платных услуг "обязательного характера", которыми являются транспортные и жилищно-коммунальные услуги, в основном, за счет роста цен;
- снижение объема медицинских и образовательных платных услуг за счет демографических изменений и увеличения количества гарантированных государством услуг на душу населения;
- стабилизация объема бытовых услуг за счет структурного изменения потребителей услуг в сторону семей с высоким уровнем достатка.
Постепенное восстановление покупательной способности населения, а также замедление инфляционных процессов и рост промышленного производства положительно повлияет на развитие рынка товаров и услуг. В структуре валовой добавленной стоимости будет наблюдаться повышение доли услуг.

8. Внешнеэкономические связи

Внешнеторговый оборот промышленных предприятий в 2006 - 2008 годах характеризуется устойчивым ростом, связанным с благоприятной ценовой конъюнктурой и постоянным спросом на основные экспортируемые товары из Республики Хакасия (алюминиевые сплавы и алюминиевый прокат, ферромолибден, каменный уголь, продукты питания).
Значительную долю во внешнем товарообороте республики составляют продукция цветной металлургии и товары для ее производства, завозимые в режиме импорта. Доля промышленной продукции в структуре экспорта в 2006 - 2008 годах в среднем составляла 99,9%, в том числе экспорт в страны дальнего зарубежья - 97 - 99%. Доля товаров, импортируемых из стран дальнего зарубежья для промышленного производства, по итогам 2008 года составила 39 - 44%.

Динамика развития внешнеторгового оборота
(млн. долларов США)

Рисунок не приводится.

Основу импорта составляют товары для предприятий цветной металлургии. Ведущими торговыми партнерами остаются страны дальнего зарубежья: США, Япония, Турция, Польша, Нидерланды, на торговлю с которыми приходится более 80% стоимостного объема экспорта. Товары в республику ввозятся из 14 стран мира, в том числе из Украины, Казахстана, Австралии, Китая, Финляндии, Чехии, Германии. При этом более 90% общего объема импортных операций обеспечила торговля с Украиной, Китаем и Австралией.

9. Социальная сфера

Позитивные тенденции в развитии экономики республики в 2006 - 2008 годах позволили закрепить прирост реальных денежных доходов населения на уровне соответственно 13%, 15,2% и 9,3%. Стабилизация реальных доходов населения происходила за счет роста заработной платы, увеличения объемов социальных трансфертов, а также сокращения задолженности по заработной плате.
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, занятого в экономике республики, в 2008 году составила 14488,4 рубля и превысила уровень 2006 года на 53,4%, в реальном выражении - на 24,1% (в Российской Федерации соответственно 17290 рублей, на 62,6%, на 30,7%). Сократился разрыв в уровнях заработной платы одного работника бюджетных организаций и промышленного производства (с 53,7% до 56,5%).
Средний размер пенсий в республике увеличился в реальном выражении на 27,7% к 2006 году (в России - на 24,2%).
Уровень бедности в республике снизился с 24,3% в 2006 году до 19,6% в 2008 году. Среднедушевой доход бедного населения республики составлял 3062 рубля, или 70,4% величины прожиточного минимума.
Несмотря на снижение уровня бедности, коэффициент фондов, характеризующий отношение уровня денежных доходов 10% населения с самыми высокими и 10% населения с самыми низкими доходами, увеличился с 10,7 до 11,9. На 10% наименее обеспеченного населения республики в 2008 году приходилось 2,3% общего объема денежных доходов населения, при норме в социально развитых странах - 10%.
Доля льготных категорий граждан, получающих социальную поддержку, в 2008 году составила 39,3% к общей численности населения. Удельный вес безнадзорных и беспризорных детей - 2,1% от числа детского населения республики.
По данным статистики, в 2008 году в республике функционировало:
- 499 образовательных учреждений, из них 148 муниципальных и 5 ведомственных дошкольных образовательных учреждений; 272 дневных и вечерних общеобразовательных учреждения; 29 учреждений начального и среднего профессионального образования; 2 высших учебных заведения; 5 филиалов учреждений высшего профессионального образования; 34 учреждения дополнительного образования детей; 2 научно-исследовательских учреждения;
- 17 интернатных учреждений для детей, в том числе 1 дом-интернат для детей-инвалидов, 4 детских дома, 12 школ-интернатов;
- 51 учреждение здравоохранения, в том числе: 43 лечебно-профилактических учреждения, из них 33 оказывают стационарную помощь населению, 10 поликлиник и 67 амбулаторно-поликлинических отделений оказывают амбулаторную помощь; 3 станции и 15 отделений скорой помощи, отделение санавиации в составе республиканской больницы, а также 137 фельдшерско-акушерских пунктов в сельских поселениях;
- 5 учреждений особого типа, в том числе станция переливания крови, бюро судебно-медицинской экспертизы, центры медицины катастроф и медицинской профилактики, медицинский информационно-аналитический центр;
- 11 стационарных учреждений социальной защиты населения, в том числе 4 для инвалидов-пенсионеров и 2 для детей-инвалидов;
- 4 театра, центр культуры и народного творчества, филармония, картинная галерея, 17 музеев (из них 15 муниципальных), 219 библиотек (из них 3 республиканских), 37 детских учреждений дополнительного образования, более 200 районных и сельских домов культуры.
Основными тенденциями, сложившимися в социальной сфере за анализируемый период, являются:
- снижение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях при росте воспитанников в дошкольных учреждениях, что связано с демографическими изменениями;
- снижение количества обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, что связано с уменьшением численности выпускников основной и средней (полной) школ, а также со снижением престижа рабочих специальностей;
- увеличение доли общеобразовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня;
- сокращение количества больничных коек за счет уменьшения коек, работающих в системе ОМС, и недостаточное развитие коек, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, для лечения социально значимых заболеваний (фтизиатрические, психиатрические, наркологические, дерматовенерологические), коек восстановительного лечения, хирургических и службы охраны здоровья матери и ребенка. Обеспеченность койками круглосуточного пребывания в 2008 году была низкая и составляла 86,6 на 10 тыс. населения (РФ - 94,9, СФО - 100,8);
- снижение общей численности медицинских кадров. Обеспеченность врачами составляет 38,9 на 10 тыс. населения (РФ - 42,4, СФО - 36,3), средним медицинским персоналом - 109,3 (РФ - 94,9, СФО - 97,1). Укомплектованность врачебными кадрами - 61,3%, в сельской местности - до 41%;
]]>
+------------------------------------------------+-------+-------+--------+
¦Уровень обеспеченности населения спортивными    ¦  27   ¦  35   ¦   48   ¦
¦сооружениями                                    ¦       ¦       ¦        ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+--------+
¦                                 Туризм                                  ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+--------+
¦Среднегодовой рост численности туристов,        ¦ 139,9 ¦ 143   ¦  148   ¦
¦посетивших Республику Хакасия, %                ¦       ¦       ¦        ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+--------+
¦Количество туристов, посетивших Республику      ¦ 206,2 ¦ 579   ¦  702   ¦
¦Хакасию, на тыс. человек населения              ¦       ¦       ¦        ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+--------+
¦Рост занятости населения в сфере туризма, в % к ¦ 108,4 ¦ 123,6 ¦  131,4 ¦
¦предыдущему году                                ¦       ¦       ¦        ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+--------+

VIII. Нормативно-правовая база,
необходимая для реализации стратегических приоритетов
социально-экономического развития Республики Хакасия
до 2020 года

Для успешной реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития республики, намеченных к исполнению в долгосрочной перспективе, предстоит разработать новые и пересмотреть ряд действующих законодательных и нормативных актов:
в сельском хозяйстве:
- разработать стратегию развития сельского хозяйства Республики Хакасия до 2020 года;
- разработать положение о государственной поддержке сельского хозяйства;
в сфере развития транспорта и дорожного хозяйства:
- внести изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в котором предусмотреть размещение государственного заказа на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования путем проведения конкурса;
- разработать стратегию развития транспортно-дорожного комплекса Республики Хакасия до 2020 года;
в строительстве:
- разработать республиканскую целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы;
- разработать региональную адресную программу "Капитальный ремонт многоквартирного жилищного фонда на территории Республики Хакасия";
- разработать региональную адресную программу "Переселение жителей из аварийных жилых домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и подлежащими сносу";
- разработать региональную адресную программу "Переселение жителей Республики Хакасия из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования рынка жилья";
в области градостроительной политики:
- разработать стратегию развития градостроительства в Республике Хакасия до 2025 года;
- разработать схему территориального планирования Республики Хакасия до 2025 года;
- разработать схемы территориального планирования каждого муниципального района Республики Хакасия;
- разработать генеральные планы городских округов и иных поселений Республики Хакасия;
- разработать республиканскую целевую программу "Столица Хакасии на 2010 - 2015 годы";
в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
- разработать стратегию развития жилищно-коммунального комплекса Республики Хакасия до 2020 года;
- разработать республиканскую целевую программу "Комплексная программа реформирования жилищно-коммунального комплекса Республики Хакасия на 2010 - 2015 годы";
- разработать республиканскую целевую программу "Чистая вода" со сроком реализации до 2020 года;
в сфере развития предпринимательства:
- разработать стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия до 2020 года;
- разработать систему нормативно-правовых документов, обеспечивающих развитие конкуренции бизнеса и устраняющих бюрократические барьеры на его пути;
в области регулировании земельных отношений:
- разработать стратегию развития земельно-имущественных отношений в Республике Хакасия до 2020 года;
- внести изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в целях упрощения процедуры обращения в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей;
- разработать нормативные документы, предусматривающие разработку унифицированных порядков определения арендной платы за неразграниченные земельные участки для земель различных категорий и порядок установления льгот по земельным платежам;
в сфере здравоохранения:
- разработать стратегию развития здравоохранения Республики Хакасия на период до 2020 года;
- разработать проект закона Республики Хакасия "О здравоохранении Республики Хакасия";
- разработать проект постановления Правительства Республики Хакасия "О поэтапном переходе на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения в Республике Хакасия через систему обязательного медицинского страхования";
- разработать республиканскую целевую программу по развитию и модернизации здравоохранения в Республике Хакасия;
в сфере образования:
- разработать стратегию развития образования Республики Хакасия до 2020 года;
- разработать республиканскую целевую программу "Развитие образования в Республике Хакасия на 2011 - 2015 годы";
в области культуры:
- разработать стратегию развития культуры Республики Хакасия до 2020 года;
- разработать концепцию информатизации архивного, музейного и библиотечного дела в Республике Хакасия;
- разработать свод правовых актов Республики Хакасия, определяющих порядок государственного учета объектов археологического наследия и составления археологической карты Республики Хакасия с учетом планируемого хозяйственного освоения земель и обеспечения сохранности наиболее ценных объектов исторического наследия, находящихся на этих землях;
в области социальной защиты населения:
- разработать стратегию развития социальной защиты населения в Республике Хакасия до 2020 года;
- внести изменения в нормативно-правовую базу в части расширения мер социальной поддержки населения, в том числе семей с детьми, совершенствования социального обслуживания, создания безбарьерной среды для инвалидов, дальнейшей стандартизации и регламентации социальных услуг, межведомственного информационного взаимодействия, создания условий для развития негосударственного сектора в социальной сфере;
в области регулирования социально-трудовых отношений:
- разработать стратегию развития социально-трудовой сферы Республики Хакасия до 2020 года;
- разработать республиканскую целевую программу "Трудовые ресурсы Республики Хакасия на 2010 - 2012 и последующие годы";
в сфере содействия занятости населения:
- разработать проект закона Республики Хакасия "О занятости населения в Республике Хакасия";
- разработать стратегию развития в Республике Хакасия сферы содействия занятости населения до 2020 года;
в сфере экологической безопасности разработать стратегию развития охраны окружающей среды и природопользования Республики Хакасия до 2020 года;
в сфере информатизации:
- разработать стратегию развития информатизации в Республике Хакасия;
- сформировать нормативно-правовое обеспечение стандартизации и администрирования государственных услуг, предоставляемых в электронном виде;
- разработать нормативные правовые акты, регламентирующие использование электронной цифровой подписи, регулирующие электронный документооборот в органах государственной власти Республики Хакасия;
в сфере проведения молодежной политики:
- разработать стратегию развития молодежной политики в Республике Хакасия до 2020 года;
- разработать республиканские целевые программы "Молодежь Хакасии на 2010 - 2013 годы"; "Молодежь Хакасии на 2014 - 2016 годы"; "Молодежь Хакасии на 2017 - 2020 годы";
в сфере туризма:
- разработать стратегию развития туризма в Республике Хакасия до 2020 года;
- разработать республиканскую целевую программу "Развитие туризма в Республике Хакасия на 2010 - 2015 годы";
- разработать республиканскую целевую программу "Развитие туризма в Республике Хакасия на 2016 - 2020 годы";
в сфере физической культуры и спорта:
- принять Закон Республики Хакасия "О физической культуре и спорте в Республике Хакасия";
- разработать республиканскую целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасия на 2010 - 2015 годы";
- разработать республиканскую целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасия на 2016 - 2020 годы";
в сфере национальной политики и развития гражданского общества:
- разработать стратегию развития в Республике Хакасия сфер межнациональных отношений и гражданского общества;
- разработать межведомственную программу сохранения и развития хакасского этноса;
- разработать проект закона Республики Хакасия "О территориях традиционного природопользования коренного малочисленного народа Российской Федерации (шорцев) в Республике Хакасия";
- разработать республиканскую программу по развитию муниципальной службы в Республике Хакасия;
в сфере гражданской обороны и профилактики чрезвычайной ситуации:
- разработать стратегию по безопасности граждан и общества Республики Хакасия до 2020 года;
- внести изменения в Закон Республики Хакасия "О пожарной безопасности";
- внести изменения в долгосрочную республиканскую целевую программу по пожарной безопасности учреждений с круглосуточным пребыванием людей;
- внести изменения в республиканскую целевую программу по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного характера;
- внести изменения в республиканскую целевую программу развития материально-технической базы пожарных и спасательных сил;
- разработать концепцию обеспечения пожарной охраны в Республике Хакасия на период 2011 - 2020 годов с поэтапным планом развития подразделений пожарной охраны к 2020 году;
в лесном хозяйстве:
- разработать стратегию развития лесного хозяйства Республики Хакасия до 2020 года;
- внести изменения в Закон Республики Хакасия "Об установлении порядка по некоторым вопросам использования лесов на территории Республики Хакасия".



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru