ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2009 г. № 605
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ДО 2020 ГОДА
В целях повышения уровня и качества жизни населения Республики Хакасия, увеличения его жизненного потенциала на основе динамичного, сбалансированного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепления позиций Республики Хакасия среди субъектов Российской Федерации, а также учитывая необходимость системного и комплексного подхода к перспективному развитию региона, Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить прилагаемые стратегические приоритеты
социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года (далее - Стратегические приоритеты).
2. Министерствам и ведомствам Республики Хакасия учитывать Стратегические приоритеты
при формировании стратегий развития курируемых отраслей и направлений.
3. Поручить Министерству экономики Республики Хакасия (Т.В. Псарева) организацию разработки комплексной программы социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, основываясь на Стратегических приоритетах
и принципах непрерывного планирования.
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Хакасия,
заместитель Председателя
Правительства Республики Хакасия
В.КРАФТ
Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Хакасия
от 22.12.2009 № 605
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ДО 2020 ГОДА
I. Основные тенденции социально-экономического
развития Республики Хакасия в 2006 - 2008 годах
и первом полугодии 2009 года
1. Демографическая ситуация
Численность населения республики на 1 января 2009 года составила 538,1 тыс. человек. С 2006 года в республике наблюдается увеличение рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости детей на одну женщину увеличился с 1,4 в 2006 году до 1,7 в 2008 году, в Сибирском федеральном округе (далее - СФО) - с 1,3 до 1,6, в России - с 1,3 до 1,5. Миграционный прирост в республике незначителен, миграция осуществляется в основном в пределах России, в том числе более 50% - внутрирегиональная.
Динамика движения населения Республики Хакасия, в %
Рисунок не приводится.
В общей численности постоянного населения республики наибольший удельный вес приходится на городское население: 71,1% (73,1% в России), сельское население составляет 28,9% (26,9% в России). Средний возраст населения республики на начало 2009 года составлял 36,9 года, в том числе городского - 37,3 года, сельского - 36 лет.
Возрастная структура населения республики в 2008 году изменилась в сторону увеличения численности населения старше трудоспособного возраста при снижающейся численности населения моложе трудоспособного и в трудоспособном возрасте. Данное изменение в возрастной структуре повлияло на увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население с 553,2% в 2006 году до 568,1% в 2008 году.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, как индикатор социального благополучия населения, увеличилась с 64,5 года (64,7 года в России) в 2006 году до 66,5 года (67,9 года в России) в 2008 году. Несмотря на увеличение данного показателя в целом по республике, ожидаемая продолжительность жизни мужчин остается значительно ниже, чем у женщин (72,4 года), и составляет 60,8 года.
Структура населения по возрастным группам,
в % ко всему населению
Рисунок не приводится.
Первое полугодие 2009 года характеризуется продолжением положительных демографических процессов, сформировавшихся в 2007 - 2008 годах в республике. Снижение смертности населения в целом, в том числе младенческой смертности, и увеличение рождаемости обеспечили естественный прирост населения 1,5% (-2,5% в России, -0,5% - в СФО). В республике сохраняются тенденции превышения уровня общей рождаемости и смертности в сельской местности над аналогичными показателями в городских поселениях республики.
2. Анализ структуры валового регионального продукта
Валовой региональный продукт (ВРП) является основным обобщающим показателем, характеризующим социально-экономическое развитие региона.
По оценке Министерства экономики Республики Хакасия, в 2008 году объем произведенного ВРП составил 74113 млн. рублей и увеличился на 7,8% в реальном выражении по сравнению с 2006 годом (по России - на 14,2%). Удельный вес республики в производстве валового регионального продукта Российской Федерации и СФО составляет соответственно 0,2% и 2,1%.
Наибольший удельный вес в произведенном ВРП республики приходился на промышленное производство, доля которого в 2008 году составляла 38,2% (21,3% в России).
Структура ВРП республики в анализируемый период свидетельствует о средней степени диверсификации экономики республики и указывает на развитие среднего и малого бизнеса в республике. Это связано со снижением доли в ВРП видов деятельности, которые монопольно определяли основные экономические тенденции развития.
Структура
ВРП Республики Хакасия и ВВП
Российской Федерации в 2008 году, в %
Рисунок не приводится.
В результате влияния мирового финансового кризиса на экономику республики индекс выпуска товаров и услуг базовых видов экономической деятельности (сельскохозяйственное производство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт; розничная торговля) Республики Хакасия существенно снизился в четвертом квартале 2008 года - первом полугодии 2009 года относительно аналогичных периодов предыдущих лет.
Динамика индекса выпуска базовых видов
экономической деятельности Республики Хакасия
в 2008 году - первом и втором кварталах 2009 года
+----------------------------------------+----------------------+---------+
¦ ¦ 2008 год ¦2009 год ¦
¦ +----------------------+---------+
¦ ¦ кварталы ¦кварталы ¦
¦ +-----+-----+-----+----+----+----+
¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ I ¦ II ¦
+----------------------------------------+-----+-----+-----+----+----+----+
¦Индекс выпуска товаров и услуг базовых ¦107,6¦107,4¦108,0¦99,5¦88,7¦85,6¦
¦видов экономической деятельности (% к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦соответствующему периоду прошлого года) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+-----+-----+-----+----+----+----+
Замедление и сокращение темпов роста физических объемов практически во всех видах деятельности, а также рост промежуточного потребления привел к снижению валового регионального продукта в первом полугодии 2009 года на 5,6% к аналогичному периоду 2008 года (в России ВВП за этот период снизился на 10,4%). Предварительный прогноз индекса объема ВРП в 2009 году составляет 97,2% к уровню 2008 года с долей выпуска промышленных товаров более 50%.
Определяющим фактором изменения ВРП будет резкий темп снижения объемов оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств, строительной отрасли, производства и распределения электроэнергии, газа и воды в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС.
3. Промышленное производство
В республике работает 1088 организаций в сфере промышленного производства, из них 11% - в добыче полезных ископаемых, 79,5% - в обрабатывающем производстве, 9,5% - в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) за 2006 - 2008 годы увеличился на 6,3% (по Российской Федерации - на 8,5%).
Структура промышленного производства
по видам экономической деятельности (внешнее
кольцо - 2008 год, внутреннее кольцо - 2006 год)
Рисунок не приводится.
В связи с доступностью и низкой ценой на энергоресурсы на территории республики развивались, в основном, такие энергоемкие производства, как цветная металлургия, добыча полезных ископаемых, производство металлических изделий. Их удельный вес в объеме промышленного производства составляет более 76%.
Наиболее динамично развивающимися направлениями промышленности, характеризующимися устойчивой динамикой роста производства, имеющими потенциальные условия для развития в масштабах региона, являются: производство пищевых продуктов, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
По итогам работы за 2008 год доля промышленности в ВРП республики составила 38,2%, а доля налоговых поступлений в бюджеты всех уровней достигла 40%. В сфере промышленного производства занято до 23% работающего населения республики, сосредоточено около 28% основных фондов (по данным статистики за 2007 год по полной балансовой стоимости). По данным таможенной статистики за 2008 год промышленное производство Республики Хакасия обеспечивает более 99% в структуре экспорта.
В первом полугодии 2009 года рост промышленного производства относительно соответствующего периода 2008 года продолжился (105,6% против 104,2%), чему способствовало увеличение объемов добычи полезных ископаемых, производства и распределения электроэнергии, газа и воды.
За январь - июнь 2009 года отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг:
- по добыче полезных ископаемых - на 5833,9 млн. рублей, что на 8,1% больше аналогичного периода прошлого года;
- в обрабатывающих производствах - на 19115,3 млн. рублей, что на 5% меньше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, со значительным спадом в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (на 54%), химическом производстве (на 78%), производстве транспортных средств и оборудования (на 77,3%);
- по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - на 10197,2 млн. рублей с увеличением на 6,6% к соответствующему периоду прошлого года.
4. Агропромышленный комплекс
Сельское хозяйство является одной из составных отраслей экономики Республики Хакасия. Удельный вес, занимаемый отраслью в ВРП, по оценке составил в 2008 году 5,7%.
В структуре произведенной сельскохозяйственной продукции растениеводство занимает 30%, животноводство - 70%.
По информации статистики, сельскохозяйственным производством в республике занимаются 92 сельскохозяйственные организации, 1459 крестьянских (фермерских) хозяйств и 53668 личных подсобных хозяйств населения.
Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2008 году составил 6081,4 млн. рублей и увеличился на 7,2% к 2006 году.
Объем продукции сельского хозяйства в первом полугодии 2009 года увеличился на 0,8% и составил 1665,8 млн. рублей.
На хозяйства населения в 2008 году приходилось 59,2% произведенной продукции в растениеводстве и 65,1% - в животноводстве, на сельскохозяйственные организации - соответственно 31,9% и 30,1%, на крестьянские (фермерские) хозяйства - соответственно 8,9% и 4,8%.
За анализируемый период снизилось количество пашни с внесенными минеральными удобрениями, что негативно сказалось на качестве и количестве урожая.
Общее старение парка сельскохозяйственной техники повлияло на увеличение нагрузки на один трактор до 431 га в 2008 году (в России - до 210 га, СФО - до 249 га), а также на один зерноуборочный комбайн - до 224 га посевов (в России - до 317 га, СФО - до 310 га).
Энергетические мощности в сельскохозяйственных организациях республики в расчете на 100 га посевной площади снизились на 7,3% и составили 266 л. с. в 2008 году (в России - 234 л. с., в СФО - 201 л. с.).
Растениеводство. Продукция растениеводства республики занимает 1,7% в структуре валовой добавленной стоимости экономики.
Для производства сельскохозяйственной продукции используется 1509,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий республики, из них 49,7% - пастбища, 38,4% - пашня, 8,8% - сенокосы, 2,6% - залежь и 0,5% - многолетние насаждения.
Структура распределения сельскохозяйственных
угодий (для производства сельскохозяйственной
продукции) на 1 января 2009 года, тыс. га
Рисунок не приводится.
Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур уменьшилась за 2006 - 2008 годы на 0,7 тыс. га и составила 205,2 тыс. га. Динамика изменения структуры посевных площадей за данный период характеризуется увеличением посевных площадей под кормовые культуры до 51,1%, уменьшением под зерновые и зернобобовые культуры до 41,6%. Доля посевных площадей, занятых под картофель, овощи и технические культуры, увеличилась за анализируемый период на 0,3 п. л. и составила 7%.
Реализовано продукции растениеводства в 2008 году, тонн
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦ ¦Хозяйства¦Сельскохозяйственные¦Хозяйства¦Крестьянские¦
¦ ¦ всех ¦ организации ¦населения¦(фермерские)¦
¦ ¦категорий¦ ¦ ¦ хозяйства ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦Зерновые культуры, ¦ 27743 ¦ 19448 ¦ 8295 ¦ - ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦В том числе пшеница¦ 17053 ¦ 13558 ¦ 3495 ¦ - ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦Картофель ¦ 6418 ¦ 19 ¦ 401 ¦ 5998 ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦Овощи ¦ 11325 ¦ 4095 ¦ 7082 ¦ 148 ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
Зона рискованного земледелия определяет примерно постоянную долю (70%) использования посевных площадей под урожай яровыми сельскохозяйственными культурами.
В 2008 году было произведено сельскохозяйственной продукции растениеводства на 1791,5 млн. рублей (103,9% к 2007 году), из нее на сельскохозяйственные организации приходилось 31,9% произведенной продукции, на хозяйства населения - 59,2%, на крестьянские (фермерские) хозяйства - 8,9%.
Животноводство. В структуре валовой добавленной стоимости экономики республики животноводческая продукция занимает 4%.
С 2006 года в республике увеличивается поголовье скота во всех категориях хозяйств, так, поголовье крупного рогатого скота увеличилось со 123 тыс. голов до 159,2 тыс. голов, свиней - с 36 тыс. голов до 59,8 тыс. голов, овец и коз - с 75,6 тыс. голов до 129,5 тыс. голов. При этом поголовье птицы в сельскохозяйственных организациях республики уменьшилось с 1107,6 тыс. голов до 1024,2 тыс. голов.
По состоянию на 1 июля 2009 года по сравнению с соответствующей датой 2008 года в хозяйствах всех категорий увеличилось поголовье овец и коз на 2,2%, птицы - на 5,3%, сократилось поголовье крупного рогатого скота на 1,2%, свиней - на 0,2%.
В 2009 году, по предварительной оценке, производство продукции сельского хозяйства составит 6277,5 млн. рублей, индекс физического объема - 101,7%.
Производство
основных продуктов животноводства в 2008 году
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦ ¦Хозяйства¦Сельскохозяйственные¦Хозяйства¦Крестьянские¦
¦ ¦ всех ¦ организации ¦населения¦(фермерские)¦
¦ ¦категорий¦ ¦ ¦ хозяйства ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦Реализовано на убой¦ 48,7 ¦ 16,3 ¦ 29,7 ¦ 2,7 ¦
¦скота и птицы (в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦живом весе), тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦Реализовано молока,¦ 157,3 ¦ 33,2 ¦ 115,7 ¦ 8,4 ¦
¦тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
¦Реализовано яиц, ¦ 92,5 ¦ 54,4 ¦ 37,6 ¦ 0,5 ¦
¦млн. штук ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+---------+--------------------+---------+------------+
Объем производства хозяйствами всех категорий скота и птицы на убой увеличился за 2006 - 2008 годы на 28,5%, молока - на 18,3%, яиц - на 9,6%.
На хозяйства населения приходится 61,3% произведенной в республике животноводческой продукции.
Основными тенденциями в сельскохозяйственном производстве в анализируемый период являются:
- увеличение объема продукции сельского хозяйства за счет роста производства продукции животноводства;
- снижение общей посевной площади яровых сельскохозяйственных культур;
- увеличение поголовья скота и птицы в хозяйствах населения и фермерских хозяйствах;
- снижение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, в сельскохозяйственных организациях;
- сохранение лидирующих позиций хозяйствами населения в производстве молока и мяса в республике.
5. Строительство
В связи с реализацией в 2006 - 2008 годах программ в части стимулирования строительства жилья, развития ипотечного кредитования в строительном комплексе республики увеличилось количество строительных организаций.
Численность работающих в отрасли составляет 18,4 тыс. человек, или 7,5% от общей численности работающих в экономике республики. Удельный вес государственных строительных организаций невысокий и составляет 3,2% от общего их количества. Частные строительные организации, в основном малые и средние предприятия, выполняют 94% всех строительных работ и услуг.
Динамика основных показателей
по виду деятельности "Строительство"
Рисунок не приводится.
По состоянию на 1 января 2009 года основные фонды в строительстве по полной балансовой стоимости оцениваются в 1201,4 млн. рублей, что составляет 0,9% от стоимости основных фондов всех видов экономической деятельности. Степень износа основных фондов в строительстве к началу 2009 года составляла 44,5%, что превышает средний региональный уровень в 2,7 раза.
В 2008 году объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составил 73,3% к уровню 2006 года. Ввод в действие зданий жилого и нежилого назначения к уровню 2006 года увеличился на 10%, в том числе за счет ввода в действие жилых домов - на 39,7%. За 2008 год жилищный фонд Республики Хакасия увеличился на 154 тыс. кв. метров и по состоянию на 1 января 2009 года составил 10,9 млн. кв. метров, из него городской - 8,1 млн. кв. метров (74,4% от общего жилого фонда республики) и сельский - 2,8 млн. кв. метров (25,6%). Площадь жилья, приходящегося в среднем на одного жителя республики, увеличилась за год на 1% и составила на конец 2008 года 20,2 кв. метра общей площади.
В январе - июне 2009 года продолжилось снижение объемов работ по виду деятельности "Строительство" относительно соответствующего периода 2008 года. При этом положение ухудшилось - глубина падения составила 33,1% против 19,9% в январе - июне 2008 года.
6. Инвестиции
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2008 году составили 10295,6 млн. рублей, или 35,6% к 2006 году. В валовом региональном продукте их удельный вес в 2006 году составлял 36,4%, в 2007 году - 27,2%, в 2008 году - 13,9% (по Российской Федерации соответственно 17,6%, 20,3%, 21%).
Инвестиционная активность и высокие темпы роста объема инвестиций в основной капитал, в том числе иностранных (165,2%), в 2006 году были связаны с реализацией на территории Республики Хакасия крупных инвестиционных проектов: строительство Хакасского алюминиевого завода и берегового водосброса ОАО "Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего".
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности за 2006 - 2008 годы отмечается снижение доли (на 57,9%) обрабатывающих производств.
Инвестиционное обеспечение сельского и коммунального хозяйств, направленных на жизнеобеспечение населения в условиях высокой степени износа основных фондов, продолжает оставаться недостаточным.
В первом полугодии 2009 года сохранилось снижение инвестиционной активности организаций. За указанный период инвестиции в основной капитал сократились на 30,4% (в январе - июне 2008 года - на 45,1%).
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности произошли изменения. Основной объем инвестиций (более 30%) направлялся на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, тогда как в соответствующем периоде 2008 года более 20% - на деятельность сухопутного транспорта.
К основным факторам, ограничивающим инвестиционную деятельность организаций, относятся: недостаток собственных финансовых средств и инвестиционные риски, снижение спроса на продукцию, экономическая и политическая ситуация в стране.
7. Рынок товаров и услуг
Развитие рынка товаров и услуг в течение 2008 года характеризовалось замедлением темпов роста всех его основных показателей, что привело к невысоким показателям роста в целом за год по сравнению с отмечавшимися в предыдущие годы. Ускорение инфляционных процессов и некоторое замедление темпов роста реальных денежных доходов населения сдерживали текущую динамику оборота розничной торговли, оборота общественного питания и реализации платных услуг населению.
Структура рынка товаров
и услуг населению республики
Рисунок не приводится.
В структуре ВРП республики в 2008 году на услуги приходилось 48,7%, что ниже на 0,5 п. п. уровня 2006 года, это обусловлено снижением темпов роста услуг во второй половине 2008 года. Оборот рынка товаров и услуг в 2008 году увеличился на 21,7% к 2006 году. Наибольший удельный вес приходится на оборот оптовой торговли.
Формирование оборота розничной торговли на 30,9% состоит из продаж на рынке, на индивидуальных предпринимателей приходится 26,4%, на крупные и средние розничные организации - 25,4%, на крупные и средние неторговые организации - 10,9%, на мелкие розничные организации - 6,4%.
Динамика индексов физического объема
рынка товаров и услуг
в % к предыдущему году
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
¦ ¦2006 ¦2007 ¦2008 ¦ Первое ¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦полугодие¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦2009 года¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦к первому¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦полугодию¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦2008 года¦
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
¦Оборот розничной торговли во всех каналах ¦122,9¦123,1¦100,5¦ 90,9 ¦
¦реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
¦в том числе продовольственные товары, из них:¦128,9¦105,7¦102,5¦ 93,8 ¦
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
¦алкогольные ¦102,8¦120,5¦100,6¦ 94,2 ¦
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
¦непродовольственные товары ¦115,4¦145,8¦ 97,2¦ 87,6 ¦
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
¦Оборот общественного питания ¦128,1¦130,6¦100,3¦ 77,4 ¦
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
¦Платные услуги населению ¦106,9¦109,9¦105,7¦ 97,1 ¦
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
¦Оборот оптовой торговли ¦146,1¦ 94,1¦124,4¦ 90,1 ¦
+---------------------------------------------+-----+-----+-----+---------+
Объем платных услуг населению в 2008 году составил 9844,4 млн. рублей и увеличился на 16,2% (к 2006 году). В структуре платных услуг населению в 2008 году наибольший удельный вес приходился на услуги связи - 23,8%.
Структура платных услуг населению в 2008 году
Рисунок не приводится.
В первом полугодии 2009 года снизилась покупательная активность населения, в связи с чем объем розничного товарооборота в июне 2009 года снизился на 4,1% в сопоставимых ценах к июню 2008 года. Индекс физического объема оборота розничной торговли в январе - июне составил 90,9%.
За анализируемый период и первое полугодие 2009 года на рынке товаров и услуг прослеживаются следующие тенденции:
- увеличение оборота организаций общественного питания за счет роста их числа;
- увеличение объема платных услуг связи за счет роста количества операторов мобильной связи и расширения территории охвата связью;
- увеличение объема платных услуг "обязательного характера", которыми являются транспортные и жилищно-коммунальные услуги, в основном, за счет роста цен;
- снижение объема медицинских и образовательных платных услуг за счет демографических изменений и увеличения количества гарантированных государством услуг на душу населения;
- стабилизация объема бытовых услуг за счет структурного изменения потребителей услуг в сторону семей с высоким уровнем достатка.
Постепенное восстановление покупательной способности населения, а также замедление инфляционных процессов и рост промышленного производства положительно повлияет на развитие рынка товаров и услуг. В структуре валовой добавленной стоимости будет наблюдаться повышение доли услуг.
8. Внешнеэкономические связи
Внешнеторговый оборот промышленных предприятий в 2006 - 2008 годах характеризуется устойчивым ростом, связанным с благоприятной ценовой конъюнктурой и постоянным спросом на основные экспортируемые товары из Республики Хакасия (алюминиевые сплавы и алюминиевый прокат, ферромолибден, каменный уголь, продукты питания).
Значительную долю во внешнем товарообороте республики составляют продукция цветной металлургии и товары для ее производства, завозимые в режиме импорта. Доля промышленной продукции в структуре экспорта в 2006 - 2008 годах в среднем составляла 99,9%, в том числе экспорт в страны дальнего зарубежья - 97 - 99%. Доля товаров, импортируемых из стран дальнего зарубежья для промышленного производства, по итогам 2008 года составила 39 - 44%.
Динамика развития внешнеторгового оборота
(млн. долларов США)
Рисунок не приводится.
Основу импорта составляют товары для предприятий цветной металлургии. Ведущими торговыми партнерами остаются страны дальнего зарубежья: США, Япония, Турция, Польша, Нидерланды, на торговлю с которыми приходится более 80% стоимостного объема экспорта. Товары в республику ввозятся из 14 стран мира, в том числе из Украины, Казахстана, Австралии, Китая, Финляндии, Чехии, Германии. При этом более 90% общего объема импортных операций обеспечила торговля с Украиной, Китаем и Австралией.
9. Социальная сфера
Позитивные тенденции в развитии экономики республики в 2006 - 2008 годах позволили закрепить прирост реальных денежных доходов населения на уровне соответственно 13%, 15,2% и 9,3%. Стабилизация реальных доходов населения происходила за счет роста заработной платы, увеличения объемов социальных трансфертов, а также сокращения задолженности по заработной плате.
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, занятого в экономике республики, в 2008 году составила 14488,4 рубля и превысила уровень 2006 года на 53,4%, в реальном выражении - на 24,1% (в Российской Федерации соответственно 17290 рублей, на 62,6%, на 30,7%). Сократился разрыв в уровнях заработной платы одного работника бюджетных организаций и промышленного производства (с 53,7% до 56,5%).
Средний размер пенсий в республике увеличился в реальном выражении на 27,7% к 2006 году (в России - на 24,2%).
Уровень бедности в республике снизился с 24,3% в 2006 году до 19,6% в 2008 году. Среднедушевой доход бедного населения республики составлял 3062 рубля, или 70,4% величины прожиточного минимума.
Несмотря на снижение уровня бедности, коэффициент фондов, характеризующий отношение уровня денежных доходов 10% населения с самыми высокими и 10% населения с самыми низкими доходами, увеличился с 10,7 до 11,9. На 10% наименее обеспеченного населения республики в 2008 году приходилось 2,3% общего объема денежных доходов населения, при норме в социально развитых странах - 10%.
Доля льготных категорий граждан, получающих социальную поддержку, в 2008 году составила 39,3% к общей численности населения. Удельный вес безнадзорных и беспризорных детей - 2,1% от числа детского населения республики.
По данным статистики, в 2008 году в республике функционировало:
- 499 образовательных учреждений, из них 148 муниципальных и 5 ведомственных дошкольных образовательных учреждений; 272 дневных и вечерних общеобразовательных учреждения; 29 учреждений начального и среднего профессионального образования; 2 высших учебных заведения; 5 филиалов учреждений высшего профессионального образования; 34 учреждения дополнительного образования детей; 2 научно-исследовательских учреждения;
- 17 интернатных учреждений для детей, в том числе 1 дом-интернат для детей-инвалидов, 4 детских дома, 12 школ-интернатов;
- 51 учреждение здравоохранения, в том числе: 43 лечебно-профилактических учреждения, из них 33 оказывают стационарную помощь населению, 10 поликлиник и 67 амбулаторно-поликлинических отделений оказывают амбулаторную помощь; 3 станции и 15 отделений скорой помощи, отделение санавиации в составе республиканской больницы, а также 137 фельдшерско-акушерских пунктов в сельских поселениях;
- 5 учреждений особого типа, в том числе станция переливания крови, бюро судебно-медицинской экспертизы, центры медицины катастроф и медицинской профилактики, медицинский информационно-аналитический центр;
- 11 стационарных учреждений социальной защиты населения, в том числе 4 для инвалидов-пенсионеров и 2 для детей-инвалидов;
- 4 театра, центр культуры и народного творчества, филармония, картинная галерея, 17 музеев (из них 15 муниципальных), 219 библиотек (из них 3 республиканских), 37 детских учреждений дополнительного образования, более 200 районных и сельских домов культуры.
Основными тенденциями, сложившимися в социальной сфере за анализируемый период, являются:
- снижение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях при росте воспитанников в дошкольных учреждениях, что связано с демографическими изменениями;
- снижение количества обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, что связано с уменьшением численности выпускников основной и средней (полной) школ, а также со снижением престижа рабочих специальностей;
- увеличение доли общеобразовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня;
- сокращение количества больничных коек за счет уменьшения коек, работающих в системе ОМС, и недостаточное развитие коек, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, для лечения социально значимых заболеваний (фтизиатрические, психиатрические, наркологические, дерматовенерологические), коек восстановительного лечения, хирургических и службы охраны здоровья матери и ребенка. Обеспеченность койками круглосуточного пребывания в 2008 году была низкая и составляла 86,6 на 10 тыс. населения (РФ - 94,9, СФО - 100,8);
- снижение общей численности медицинских кадров. Обеспеченность врачами составляет 38,9 на 10 тыс. населения (РФ - 42,4, СФО - 36,3), средним медицинским персоналом - 109,3 (РФ - 94,9, СФО - 97,1). Укомплектованность врачебными кадрами - 61,3%, в сельской местности - до 41%;
]]>+------------------------------------------------+-------+-------+--------+
¦Уровень обеспеченности населения спортивными ¦ 27 ¦ 35 ¦ 48 ¦
¦сооружениями ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+--------+
¦ Туризм ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+--------+
¦Среднегодовой рост численности туристов, ¦ 139,9 ¦ 143 ¦ 148 ¦
¦посетивших Республику Хакасия, % ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+--------+
¦Количество туристов, посетивших Республику ¦ 206,2 ¦ 579 ¦ 702 ¦
¦Хакасию, на тыс. человек населения ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+--------+
¦Рост занятости населения в сфере туризма, в % к ¦ 108,4 ¦ 123,6 ¦ 131,4 ¦
¦предыдущему году ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+--------+
VIII. Нормативно-правовая база,
необходимая для реализации стратегических приоритетов
социально-экономического развития Республики Хакасия
до 2020 года
Для успешной реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития республики, намеченных к исполнению в долгосрочной перспективе, предстоит разработать новые и пересмотреть ряд действующих законодательных и нормативных актов:
в сельском хозяйстве:
- разработать стратегию развития сельского хозяйства Республики Хакасия до 2020 года;
- разработать положение о государственной поддержке сельского хозяйства;
в сфере развития транспорта и дорожного хозяйства:
- внести изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в котором предусмотреть размещение государственного заказа на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования путем проведения конкурса;
- разработать стратегию развития транспортно-дорожного комплекса Республики Хакасия до 2020 года;
в строительстве:
- разработать республиканскую целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы;
- разработать региональную адресную программу "Капитальный ремонт многоквартирного жилищного фонда на территории Республики Хакасия";
- разработать региональную адресную программу "Переселение жителей из аварийных жилых домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и подлежащими сносу";
- разработать региональную адресную программу "Переселение жителей Республики Хакасия из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования рынка жилья";
в области градостроительной политики:
- разработать стратегию развития градостроительства в Республике Хакасия до 2025 года;
- разработать схему территориального планирования Республики Хакасия до 2025 года;
- разработать схемы территориального планирования каждого муниципального района Республики Хакасия;
- разработать генеральные планы городских округов и иных поселений Республики Хакасия;
- разработать республиканскую целевую программу "Столица Хакасии на 2010 - 2015 годы";
в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
- разработать стратегию развития жилищно-коммунального комплекса Республики Хакасия до 2020 года;
- разработать республиканскую целевую программу "Комплексная программа реформирования жилищно-коммунального комплекса Республики Хакасия на 2010 - 2015 годы";
- разработать республиканскую целевую программу "Чистая вода" со сроком реализации до 2020 года;
в сфере развития предпринимательства:
- разработать стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия до 2020 года;
- разработать систему нормативно-правовых документов, обеспечивающих развитие конкуренции бизнеса и устраняющих бюрократические барьеры на его пути;
в области регулировании земельных отношений:
- разработать стратегию развития земельно-имущественных отношений в Республике Хакасия до 2020 года;
- внести изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в целях упрощения процедуры обращения в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей;
- разработать нормативные документы, предусматривающие разработку унифицированных порядков определения арендной платы за неразграниченные земельные участки для земель различных категорий и порядок установления льгот по земельным платежам;
в сфере здравоохранения:
- разработать стратегию развития здравоохранения Республики Хакасия на период до 2020 года;
- разработать проект закона Республики Хакасия "О здравоохранении Республики Хакасия";
- разработать проект постановления Правительства Республики Хакасия "О поэтапном переходе на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения в Республике Хакасия через систему обязательного медицинского страхования";
- разработать республиканскую целевую программу по развитию и модернизации здравоохранения в Республике Хакасия;
в сфере образования:
- разработать стратегию развития образования Республики Хакасия до 2020 года;
- разработать республиканскую целевую программу "Развитие образования в Республике Хакасия на 2011 - 2015 годы";
в области культуры:
- разработать стратегию развития культуры Республики Хакасия до 2020 года;
- разработать концепцию информатизации архивного, музейного и библиотечного дела в Республике Хакасия;
- разработать свод правовых актов Республики Хакасия, определяющих порядок государственного учета объектов археологического наследия и составления археологической карты Республики Хакасия с учетом планируемого хозяйственного освоения земель и обеспечения сохранности наиболее ценных объектов исторического наследия, находящихся на этих землях;
в области социальной защиты населения:
- разработать стратегию развития социальной защиты населения в Республике Хакасия до 2020 года;
- внести изменения в нормативно-правовую базу в части расширения мер социальной поддержки населения, в том числе семей с детьми, совершенствования социального обслуживания, создания безбарьерной среды для инвалидов, дальнейшей стандартизации и регламентации социальных услуг, межведомственного информационного взаимодействия, создания условий для развития негосударственного сектора в социальной сфере;
в области регулирования социально-трудовых отношений:
- разработать стратегию развития социально-трудовой сферы Республики Хакасия до 2020 года;
- разработать республиканскую целевую программу "Трудовые ресурсы Республики Хакасия на 2010 - 2012 и последующие годы";
в сфере содействия занятости населения:
- разработать проект закона Республики Хакасия "О занятости населения в Республике Хакасия";
- разработать стратегию развития в Республике Хакасия сферы содействия занятости населения до 2020 года;
в сфере экологической безопасности разработать стратегию развития охраны окружающей среды и природопользования Республики Хакасия до 2020 года;
в сфере информатизации:
- разработать стратегию развития информатизации в Республике Хакасия;
- сформировать нормативно-правовое обеспечение стандартизации и администрирования государственных услуг, предоставляемых в электронном виде;
- разработать нормативные правовые акты, регламентирующие использование электронной цифровой подписи, регулирующие электронный документооборот в органах государственной власти Республики Хакасия;
в сфере проведения молодежной политики:
- разработать стратегию развития молодежной политики в Республике Хакасия до 2020 года;
- разработать республиканские целевые программы "Молодежь Хакасии на 2010 - 2013 годы"; "Молодежь Хакасии на 2014 - 2016 годы"; "Молодежь Хакасии на 2017 - 2020 годы";
в сфере туризма:
- разработать стратегию развития туризма в Республике Хакасия до 2020 года;
- разработать республиканскую целевую программу "Развитие туризма в Республике Хакасия на 2010 - 2015 годы";
- разработать республиканскую целевую программу "Развитие туризма в Республике Хакасия на 2016 - 2020 годы";
в сфере физической культуры и спорта:
- принять Закон Республики Хакасия "О физической культуре и спорте в Республике Хакасия";
- разработать республиканскую целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасия на 2010 - 2015 годы";
- разработать республиканскую целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасия на 2016 - 2020 годы";
в сфере национальной политики и развития гражданского общества:
- разработать стратегию развития в Республике Хакасия сфер межнациональных отношений и гражданского общества;
- разработать межведомственную программу сохранения и развития хакасского этноса;
- разработать проект закона Республики Хакасия "О территориях традиционного природопользования коренного малочисленного народа Российской Федерации (шорцев) в Республике Хакасия";
- разработать республиканскую программу по развитию муниципальной службы в Республике Хакасия;
в сфере гражданской обороны и профилактики чрезвычайной ситуации:
- разработать стратегию по безопасности граждан и общества Республики Хакасия до 2020 года;
- внести изменения в Закон
Республики Хакасия "О пожарной безопасности";
- внести изменения в долгосрочную республиканскую целевую программу
по пожарной безопасности учреждений с круглосуточным пребыванием людей;
- внести изменения в республиканскую целевую программу
по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного характера;
- внести изменения в республиканскую целевую программу
развития материально-технической базы пожарных и спасательных сил;
- разработать концепцию обеспечения пожарной охраны в Республике Хакасия на период 2011 - 2020 годов с поэтапным планом развития подразделений пожарной охраны к 2020 году;
в лесном хозяйстве:
- разработать стратегию развития лесного хозяйства Республики Хакасия до 2020 года;
- внести изменения в Закон
Республики Хакасия "Об установлении порядка по некоторым вопросам использования лесов на территории Республики Хакасия".