Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тульская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2009 г. по делу № А68-1428/09

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2009 года.
Арбитражный суд Тульской области в составе: Председательствующего судьи Драчена А.В., судей Андреевой Е.В., Дохоян И.Р., при ведении протокола секретарем Пименовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Спасское" к Департаменту Тульской области по тарифам,
третьи лица: ОАО "Щекиноазот", Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, ОАО "Тульская сбытовая компания",
при участии прокурора Тульской области
о признании недействующим постановления Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители" в редакции постановления Департамента Тульской области по тарифам от 26.02.2009 № 9/2 "О внесении изменений в постановление Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители",
при участии в заседании:
от заявителя - представителя Цыганова В.А., по доверенности от 27.03.2009 (до перерыва);
от Департамента Тульской области по тарифам - представителей Васина Д.А., по доверенности от 30.03.2009; Позднова А.А., по доверенности от 30.03.2009; Тюваковой Е.А., по доверенности от 30.03.2009;
от ОАО "Щекиноазот" - представителя Калитаева А.Ю., по доверенности от 22.12.2008;
от УФАС по Тульской области - представителей Деева С.В., по доверенности от 30.03.2009; Свиридовой Д.А., по доверенности от 30.03.2009;
от прокуратуры Тульской области - прокурора Лазукиной О.Г., по доверенности от 03.04.2009;
от ОАО "Тульская сбытовая компания" - не явились, извещены, уведомление № 74087,

установил:

ООО "Спасское" обратилось с заявлением о признании недействующим постановления Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители" в редакции постановления Департамента Тульской области по тарифам от 26.02.2009 № 9/2 "О внесении изменений в постановление Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители".
По мнению заявителя, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказа Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 127-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 год", приказа Федеральной службы по тарифам от 26.06.2008 № 231-э "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала", приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
ООО "Спасское" указало, что оспариваемым постановлением был установлен тариф для приобретения электроэнергии базовому потребителю - ОАО "Щекиноазот" в размере, более низком, чем для потребителей группы "Прочие потребители", в результате чего указанное предприятие получило тарифную льготу за счет увеличения тарифа для прочих потребителей.
Оспариваемый акт противоречит принципам обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии на основе доступности указанного вида энергии, определения экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов, обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической энергии.
Департамент Тульской области по тарифам, третьи лица и прокурор Тульской области возражали против удовлетворения заявленных требований.
Указали, что тариф был установлен в строгом соответствии с требованиями законодательства и с использованием утвержденных методик.
Дифференциация потребителей на базовых и прочих, а также расчет тарифов для них по самостоятельным методикам предусмотрены приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке". Возможность установления различных тарифов в данном случае соответствует пункту 59 постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Установленные тарифы льготными не являются.
Нарушения базовых принципов норм антимонопольного законодательства при утверждении тарифа допущено не было.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
Постановлением Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители" установлен тариф для ОАО "Щекиноазот" в размере 145,5 коп./кВт.ч (без НДС).
Указанное постановление опубликовано в газете "Тульские известия", № 227 от 06.11.2008.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Департамента Тульской области по тарифам № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители" издано 30.10.2008, а не 30.20.2008.

Постановлением Департамента Тульской области по тарифам от 26.02.2009 № 9/2 внесены изменения в постановление от 30.20.2008 № 22/1, согласно которому установлено, что тариф для группы "Базовые потребители" установлен исходя из среднего тарифа 145,5 коп./кВт.ч (без НДС).
Приложение к постановлению изложено в новой редакции и установлены для базового потребителя - ОАО "Щекиноазот" одноставочный тариф, дифференцированный по диапазону напряжения: ВН - 148,91 коп./кВт.ч, СН-1 - 190,53 коп./кВт.ч, ГН - 133,43 коп./кВт.ч без НДС. Также указанным постановлением утвержден двухставочный тариф: плата за мощность ВН - 615,993 руб./кВт.мес., СН-1 - 784,878 руб./кВт.мес., ГН - 542,756 руб./кВт.мес.; плата за энергию ВН - 59,86 коп./кВт.ч, СН-1 - 73,33 коп./кВт.ч, ГН - 54,23 коп./кВт.ч, тарифы, дифференцированные по зонам суток: ночная зона ВН - 96,63 коп./кВт.ч, СН-1 - 85,42 коп./кВт.ч, ГН - 29,55 коп./кВт.ч; дневная зона ВН - 175,05 коп./кВт.ч, СН-1 - 243,08 коп./кВт.ч, ГН - 185,37 коп./кВт.ч.
Постановление от 26.02.2009 № 9/2 опубликовано в газете "Тульские известия" № 48-49 от 05.03.2009.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям.
Статья 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" устанавливает, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно статье 6 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют в том числе полномочия по установлению тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
В соответствии с Положением о Департаменте Тульской области по тарифам, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 07.02.2006 № 65 Департамент является органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Статьей 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ установлены принципы государственного регулирования тарифов, в том числе:
- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
При установлении тарифа для группы "Базовые потребители" оспариваемыми постановлениями Департаментом Тульской области по тарифам не нарушены предусмотренные статьей 4 Закона № 41-ФЗ принципы регулирования тарифов.
Пунктом 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования), установлено, что тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию (мощность) дифференцируются по группам потребителей (покупателей).
Согласно пункту 59 Основ ценообразования дифференциация тарифов по группам (категориям) потребителей электрической энергии (мощности) должна отражать различия в стоимости производства, передачи и сбыта электрической энергии для групп потребителей и производиться исходя из следующих критериев: величины присоединенной (заявленной) мощности потребителей электрической энергии; режима использования потребителями электрической мощности; категории надежности электроснабжения; уровней напряжения электрической сети; иных критериев в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания по формированию групп (категорий) потребителей электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) и применению указанных критериев.
Разделом VI Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, зарегистрированным Минюстом России 20.10.2004 (далее по тексту - Методические указания), регистрационный номер 6076, установлены тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности):
1. Базовые потребители.
2. Население.
3. Прочие потребители.
4. Организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании.
Пункт 27 Методических указаний устанавливает, что для отнесения потребителей к группе "Базовые потребители" необходимо наличие в субъекте Российской Федерации производителей электрической энергии (мощности), не являющихся участниками оптового рынка, поставка электроэнергии которыми на розничный рынок осуществляется по регулируемым тарифам. При этом производитель электрической энергии (мощности) в свою очередь должен удовлетворять следующему критерию - располагаемая мощность, равная или более 25 МВт в месяц.
Сами потребители для отнесения к указанной группе должны отвечать следующим критериям: максимальное значение заявленной мощности, равное или более 20 МВт в месяц; годовое число часов использования заявленной покупаемой мощности, равное или более 7500, подтвержденное фактическим электропотреблением за предшествующий период регулирования показаниями приборов учета или автоматизированной системой контроля и управления потреблением и сбытом энергии (АСКУЭ).
В Тульской области имеется один производитель электрической энергии, отвечающий критериям пункта 27 Методических указаний - ОАО "Тулачермет". Данный факт подтверждается справкой Департамента Тульской области по тарифам и не отрицается лицами, участвующими в деле.
ОАО "Щекиноазот" отнесено к группе "Базовые потребители" на основании данных, представленных ОАО "Тульская сбытовая компания" письмом от 15.10.2008 № 09-2371, свидетельствующих о потреблении указанным лицом электроэнергии в размерах, превышающих оговоренные в пункте 27 Методических указаний.
Методические указания предусматривают раздельное осуществление расчета тарифов для группы "Базовые потребители" и для остальных групп потребителей (пункт 65 Методических указаний).
Цифровые различия утвержденных тарифов для указанных групп не являются предоставлением льготы какой-либо из групп потребителей за счет другой группы. В данном случае имеет место дифференцирование тарифов в зависимости от величины мощности, режима использования потребляемой энергии.
Деление потребителей на группы не нарушает принципов антимонопольного законодательства, поскольку дифференцирование осуществляется не адресно, для конкретных хозяйствующих субъектов, а по характеристикам потребления, свойствам потребляемой энергии. То есть сами дифференцирующие признаки установлены отвлеченно от конкретных лиц и производимой ими продукции, оказываемых услуг и т.п. Любое лицо (в том числе и заявитель) в случае достижения установленных характеристик энергопотребления вправе претендовать на включение в группу "Базовые потребители".
Конкретных нарушений Методических указаний при осуществлении расчета тарифа для группы "Базовые потребители" заявитель не называет.
Такой расчет проверен экспертной группой Департамента Тульской области по тарифам в соответствии с пунктами 16, 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.
Заключение экспертной группы от 24.02.2009 подтверждает обоснованность рассчитанного и установленного оспариваемым постановлением тарифа для группы "Базовые потребители".
Судом при проверке представленных Департаментом по тарифам экспертного заключения и приложенных расчетов каких-либо нарушений Методических указаний также не обнаружено.
Приказ ФСТ от 26.06.2008 № 231-э "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала" подлежал применению при установлении рассматриваемого тарифа.
Необходимая валовая выручка, определенная в соответствии с приказом от 26.06.2008 № 231-э применяется только при расчете тарифа по методу доходности инвестированного капитала.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом. При этом переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется регулирующим органом по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
В рассматриваемом случае тариф рассчитывался по методу экономически обоснованных расходов (затрат). Метод доходности инвестированного капитала регулирующим органом не использовался.
Раздел X Методических указаний, по которым осуществлялся расчет рассматриваемых тарифов, не предусматривает использование в расчете тарифов на электрическую энергию для группы "Базовые потребители" необходимой валовой выручки, определенной в соответствии с приказом ФСТ от 26.06.2008 № 231-э.
При установлении регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке и на розничном рынке необходимая валовая выручка рассчитывалась согласно пункту 12 Методических указаний (приказ № 20-э/2) по формуле 1.
Нарушений приказа ФСТ от 05.08.2008 № 127-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 год", согласно которому для Тульской области установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям, в среднем по субъекту Российской Федерации, без учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам) суток и календарной разбивки на 2009 год в размере от 180,27 до 193,45 коп./кВт.ч (без НДС), не установлено. Как следует из текста данного приказа, предельные уровни установлены в среднем по субъекту без учета дифференциации. Следовательно, отдельные тарифы с учетом дифференциации могут выходить за обозначенные пределы при условии, что средневзвешенный тариф по субъекту попадет в их границы. В рассматриваемом случае средневзвешенный тариф по Тульской области по всем группам потребителей с учетом всех видов дифференциации не вышел за установленные пределы, в связи с чем оспариваемое постановление не противоречит требованиям приказа ФСТ от 05.08.2008 № 127-э/1.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что постановление Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители" в редакции постановления Департамента Тульской области по тарифам от 26.02.2009 № 9/2 "О внесении изменений в постановление Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители" не противоречит Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказу Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 127-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 год", приказу Федеральной службы по тарифам от 26.06.2008 № 231-э "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала", приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
На основании пункта 1 части 2 статьи 195 АПК РФ оспариваемый нормативный правовой акт следует признать соответствующим указанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления ООО "Спасское" отказать.
Признать постановление Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители" в редакции постановления Департамента Тульской области по тарифам от 26.02.2009 № 9/2 "О внесении изменений в постановление Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители" соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказу Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 127-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 год", приказу Федеральной службы по тарифам от 26.06.2008 № 231-э "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала", приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в месячный срок после его принятия.

Председательствующий
А.В.ДРАЧЕН

Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
И.Р.ДОХОЯН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru