АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2009 г. по делу № А68-1428/09
Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2009 года.
Арбитражный суд Тульской области в составе: Председательствующего судьи Драчена А.В., судей Андреевой Е.В., Дохоян И.Р., при ведении протокола секретарем Пименовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Спасское" к Департаменту Тульской области по тарифам,
третьи лица: ОАО "Щекиноазот", Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, ОАО "Тульская сбытовая компания",
при участии прокурора Тульской области
о признании недействующим постановления
Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители" в редакции постановления
Департамента Тульской области по тарифам от 26.02.2009 № 9/2 "О внесении изменений в постановление Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители",
при участии в заседании:
от заявителя - представителя Цыганова В.А., по доверенности от 27.03.2009 (до перерыва);
от Департамента Тульской области по тарифам - представителей Васина Д.А., по доверенности от 30.03.2009; Позднова А.А., по доверенности от 30.03.2009; Тюваковой Е.А., по доверенности от 30.03.2009;
от ОАО "Щекиноазот" - представителя Калитаева А.Ю., по доверенности от 22.12.2008;
от УФАС по Тульской области - представителей Деева С.В., по доверенности от 30.03.2009; Свиридовой Д.А., по доверенности от 30.03.2009;
от прокуратуры Тульской области - прокурора Лазукиной О.Г., по доверенности от 03.04.2009;
от ОАО "Тульская сбытовая компания" - не явились, извещены, уведомление № 74087,
установил:
ООО "Спасское" обратилось с заявлением о признании недействующим постановления
Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители" в редакции постановления
Департамента Тульской области по тарифам от 26.02.2009 № 9/2 "О внесении изменений в постановление Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители".
По мнению заявителя, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказа Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 127-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 год", приказа Федеральной службы по тарифам от 26.06.2008 № 231-э "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала", приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
ООО "Спасское" указало, что оспариваемым постановлением
был установлен тариф для приобретения электроэнергии базовому потребителю - ОАО "Щекиноазот" в размере, более низком, чем для потребителей группы "Прочие потребители", в результате чего указанное предприятие получило тарифную льготу за счет увеличения тарифа для прочих потребителей.
Оспариваемый акт противоречит принципам обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии на основе доступности указанного вида энергии, определения экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов, обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической энергии.
Департамент Тульской области по тарифам, третьи лица и прокурор Тульской области возражали против удовлетворения заявленных требований.
Указали, что тариф был установлен в строгом соответствии с требованиями законодательства и с использованием утвержденных методик.
Дифференциация потребителей на базовых и прочих, а также расчет тарифов для них по самостоятельным методикам предусмотрены приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке". Возможность установления различных тарифов в данном случае соответствует пункту 59 постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Установленные тарифы льготными не являются.
Нарушения базовых принципов норм антимонопольного законодательства при утверждении тарифа допущено не было.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
Постановлением
Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители" установлен тариф для ОАО "Щекиноазот" в размере 145,5 коп./кВт.ч (без НДС).
Указанное постановление
опубликовано в газете "Тульские известия", № 227 от 06.11.2008.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Департамента Тульской области по тарифам № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители" издано 30.10.2008, а не 30.20.2008.
Постановлением
Департамента Тульской области по тарифам от 26.02.2009 № 9/2 внесены изменения в постановление
от 30.20.2008 № 22/1, согласно которому установлено, что тариф для группы "Базовые потребители" установлен исходя из среднего тарифа 145,5 коп./кВт.ч (без НДС).
Приложение
к постановлению изложено в новой редакции и установлены для базового потребителя - ОАО "Щекиноазот" одноставочный тариф, дифференцированный по диапазону напряжения: ВН - 148,91 коп./кВт.ч, СН-1 - 190,53 коп./кВт.ч, ГН - 133,43 коп./кВт.ч без НДС. Также указанным постановлением
утвержден двухставочный тариф: плата за мощность ВН - 615,993 руб./кВт.мес., СН-1 - 784,878 руб./кВт.мес., ГН - 542,756 руб./кВт.мес.; плата за энергию ВН - 59,86 коп./кВт.ч, СН-1 - 73,33 коп./кВт.ч, ГН - 54,23 коп./кВт.ч, тарифы, дифференцированные по зонам суток: ночная зона ВН - 96,63 коп./кВт.ч, СН-1 - 85,42 коп./кВт.ч, ГН - 29,55 коп./кВт.ч; дневная зона ВН - 175,05 коп./кВт.ч, СН-1 - 243,08 коп./кВт.ч, ГН - 185,37 коп./кВт.ч.
Постановление
от 26.02.2009 № 9/2 опубликовано в газете "Тульские известия" № 48-49 от 05.03.2009.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям.
Статья 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" устанавливает, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно статье 6 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют в том числе полномочия по установлению тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
В соответствии с Положением
о Департаменте Тульской области по тарифам, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 07.02.2006 № 65 Департамент является органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Статьей 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ установлены принципы государственного регулирования тарифов, в том числе:
- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
При установлении тарифа для группы "Базовые потребители" оспариваемыми постановлениями Департаментом Тульской области по тарифам не нарушены предусмотренные статьей 4 Закона № 41-ФЗ принципы регулирования тарифов.
Пунктом 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования), установлено, что тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию (мощность) дифференцируются по группам потребителей (покупателей).
Согласно пункту 59 Основ ценообразования дифференциация тарифов по группам (категориям) потребителей электрической энергии (мощности) должна отражать различия в стоимости производства, передачи и сбыта электрической энергии для групп потребителей и производиться исходя из следующих критериев: величины присоединенной (заявленной) мощности потребителей электрической энергии; режима использования потребителями электрической мощности; категории надежности электроснабжения; уровней напряжения электрической сети; иных критериев в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания по формированию групп (категорий) потребителей электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) и применению указанных критериев.
Разделом VI Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, зарегистрированным Минюстом России 20.10.2004 (далее по тексту - Методические указания), регистрационный номер 6076, установлены тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности):
1. Базовые потребители.
2. Население.
3. Прочие потребители.
4. Организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании.
Пункт 27 Методических указаний устанавливает, что для отнесения потребителей к группе "Базовые потребители" необходимо наличие в субъекте Российской Федерации производителей электрической энергии (мощности), не являющихся участниками оптового рынка, поставка электроэнергии которыми на розничный рынок осуществляется по регулируемым тарифам. При этом производитель электрической энергии (мощности) в свою очередь должен удовлетворять следующему критерию - располагаемая мощность, равная или более 25 МВт в месяц.
Сами потребители для отнесения к указанной группе должны отвечать следующим критериям: максимальное значение заявленной мощности, равное или более 20 МВт в месяц; годовое число часов использования заявленной покупаемой мощности, равное или более 7500, подтвержденное фактическим электропотреблением за предшествующий период регулирования показаниями приборов учета или автоматизированной системой контроля и управления потреблением и сбытом энергии (АСКУЭ).
В Тульской области имеется один производитель электрической энергии, отвечающий критериям пункта 27 Методических указаний - ОАО "Тулачермет". Данный факт подтверждается справкой Департамента Тульской области по тарифам и не отрицается лицами, участвующими в деле.
ОАО "Щекиноазот" отнесено к группе "Базовые потребители" на основании данных, представленных ОАО "Тульская сбытовая компания" письмом от 15.10.2008 № 09-2371, свидетельствующих о потреблении указанным лицом электроэнергии в размерах, превышающих оговоренные в пункте 27 Методических указаний.
Методические указания предусматривают раздельное осуществление расчета тарифов для группы "Базовые потребители" и для остальных групп потребителей (пункт 65 Методических указаний).
Цифровые различия утвержденных тарифов для указанных групп не являются предоставлением льготы какой-либо из групп потребителей за счет другой группы. В данном случае имеет место дифференцирование тарифов в зависимости от величины мощности, режима использования потребляемой энергии.
Деление потребителей на группы не нарушает принципов антимонопольного законодательства, поскольку дифференцирование осуществляется не адресно, для конкретных хозяйствующих субъектов, а по характеристикам потребления, свойствам потребляемой энергии. То есть сами дифференцирующие признаки установлены отвлеченно от конкретных лиц и производимой ими продукции, оказываемых услуг и т.п. Любое лицо (в том числе и заявитель) в случае достижения установленных характеристик энергопотребления вправе претендовать на включение в группу "Базовые потребители".
Конкретных нарушений Методических указаний при осуществлении расчета тарифа для группы "Базовые потребители" заявитель не называет.
Такой расчет проверен экспертной группой Департамента Тульской области по тарифам в соответствии с пунктами 16, 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.
Заключение экспертной группы от 24.02.2009 подтверждает обоснованность рассчитанного и установленного оспариваемым постановлением
тарифа для группы "Базовые потребители".
Судом при проверке представленных Департаментом по тарифам экспертного заключения и приложенных расчетов каких-либо нарушений Методических указаний также не обнаружено.
Приказ ФСТ от 26.06.2008 № 231-э "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала" подлежал применению при установлении рассматриваемого тарифа.
Необходимая валовая выручка, определенная в соответствии с приказом от 26.06.2008 № 231-э применяется только при расчете тарифа по методу доходности инвестированного капитала.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом. При этом переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется регулирующим органом по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
В рассматриваемом случае тариф рассчитывался по методу экономически обоснованных расходов (затрат). Метод доходности инвестированного капитала регулирующим органом не использовался.
Раздел X Методических указаний, по которым осуществлялся расчет рассматриваемых тарифов, не предусматривает использование в расчете тарифов на электрическую энергию для группы "Базовые потребители" необходимой валовой выручки, определенной в соответствии с приказом ФСТ от 26.06.2008 № 231-э.
При установлении регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке и на розничном рынке необходимая валовая выручка рассчитывалась согласно пункту 12 Методических указаний (приказ № 20-э/2) по формуле 1.
Нарушений приказа ФСТ от 05.08.2008 № 127-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 год", согласно которому для Тульской области установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям, в среднем по субъекту Российской Федерации, без учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам) суток и календарной разбивки на 2009 год в размере от 180,27 до 193,45 коп./кВт.ч (без НДС), не установлено. Как следует из текста данного приказа, предельные уровни установлены в среднем по субъекту без учета дифференциации. Следовательно, отдельные тарифы с учетом дифференциации могут выходить за обозначенные пределы при условии, что средневзвешенный тариф по субъекту попадет в их границы. В рассматриваемом случае средневзвешенный тариф по Тульской области по всем группам потребителей с учетом всех видов дифференциации не вышел за установленные пределы, в связи с чем оспариваемое постановление
не противоречит требованиям приказа ФСТ от 05.08.2008 № 127-э/1.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что постановление
Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители" в редакции постановления
Департамента Тульской области по тарифам от 26.02.2009 № 9/2 "О внесении изменений в постановление Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители" не противоречит Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказу Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 127-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 год", приказу Федеральной службы по тарифам от 26.06.2008 № 231-э "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала", приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
На основании пункта 1 части 2 статьи 195 АПК РФ оспариваемый нормативный правовой акт следует признать соответствующим указанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявления ООО "Спасское" отказать.
Признать постановление
Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители" в редакции постановления
Департамента Тульской области по тарифам от 26.02.2009 № 9/2 "О внесении изменений в постановление Департамента Тульской области по тарифам от 30.10.2008 № 22/1 "О тарифах на электрическую энергию, реализуемую ОАО "Тульская сбытовая компания" потребителям Тульской области, отнесенным к группе "Базовые потребители" соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказу Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 127-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 год", приказу Федеральной службы по тарифам от 26.06.2008 № 231-э "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала", приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в месячный срок после его принятия.
Председательствующий
А.В.ДРАЧЕН
Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
И.Р.ДОХОЯН