ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
СТАНОВЛЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2009 г. № 519
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ КРИТЕРИЕВ
ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В целях повышения эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий Становлянского муниципального района, определения оснований для сохранения муниципальных прав собственности на эти объекты постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение
о системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий на основе оценки бюджетной и социальной эффективности (приложение № 1).
2. Отделу экономики администрации муниципального района:
2.1. Довести утвержденное Положение
до сведения руководителей муниципальных унитарных предприятий.
2.2. Обеспечить применение утвержденной системы критериев при принятии решения о сохранении муниципальных унитарных предприятий в муниципальной собственности.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы района В.И. Малютина.
Глава Становлянского
муниципального района
В.А.ГЕРАСИМОВ
Приложение № 1
к постановлению
главы муниципального района
от 25 августа 2009 г. № 519
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1. Система критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий Становлянского муниципального района (далее - муниципальных предприятий) на основе оценки бюджетной и социальной эффективности является необходимым и достаточным условием для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности использования муниципальной собственности, и сохранения выше указанных объектов в составе муниципальной собственности Становлянского муниципального района (далее - муниципальное образование). Основной задачей системы критериев является формирование оптимального состава муниципальной собственности, максимальным образом соответствующей компетенции муниципального образования.
2. Оценка социальной и бюджетной эффективности предприятий проводится комиссией, созданной муниципальным образованием (далее - Комиссия), по данным бухгалтерской отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и долговых обязательствах муниципальных предприятий в случае необходимости принятия решения об их сохранении в муниципальной собственности согласно прилагаемой Методике
оценки социальной и бюджетной эффективности (далее - Методика).
3. Порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и долговых обязательствах муниципальных предприятий утверждаются в соответствующем постановлении главы Становлянского муниципального района.
4. В настоящем Положении под критериями понимаются показатели, характеризующие финансово-экономическое положение муниципального предприятия, являющиеся основанием для принятия решения о сохранении прав собственности муниципального образования на эти объекты.
5. Критериями принятия решения о сохранении муниципальных предприятий (далее - критерии оценки) являются любые из нижеперечисленных:
а) социальная эффективность - общественная значимость и полезность товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых) муниципальными предприятиями;
б) бюджетная эффективность предприятий - положительное влияние результатов деятельности предприятия на доходы и/или расходы местного бюджета;
в) отсутствие альтернативного предложения аналогичных товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями со стороны частных предприятий;
г) отсутствие возможности производства товаров, работ и услуг частными предприятиями на договорной основе, на основе субсидий и дотаций из бюджета Становлянского муниципального района;
д) присутствие риска повышения цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями, в случае прекращения их деятельности;
е) стабильная положительная динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности, включая:
1) показатели рентабельности;
2) высокий процент использования основных средств;
3) положительное состояние расчетов с контрагентами;
4) показатели дебиторской и кредиторской задолженности.
6. Если деятельность муниципальных предприятий не соответствует вышеназванным критериям, то она может быть признана эффективной в случае удовлетворения нижеприведенным критериям экономической эффективности:
а) положительная динамика экономической эффективности и показателя чистой прибыли муниципальных предприятий;
б) обеспечение достаточного уровня заработной платы работников.
7. Оценка показателей бюджетной и социальной эффективности предприятий осуществляется в соответствии с Методикой
оценки бюджетной и социальной эффективности (прилагается).
8. В целях принятия решения о сохранении муниципальных предприятий, товары, работы и услуги признаются общественно значимыми, если удовлетворяется любое из следующих условий:
а) потребителем товаров, работ и услуг является население муниципального образования;
б) производимые работы и услуги включены в Перечень бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении, утверждаемый постановлением главы Становлянского муниципального района;
в) иные показатели, предусмотренные Методикой
оценки бюджетной и социальной эффективности.
9. Критерий по оценке наличия альтернативного предложения аналогичных товаров и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальным предприятием, соблюдается в том случае, если в распоряжении Становлянской районной администрации есть информация о производстве таких товаров (работ, услуг) со стороны частных предприятий.
10. Факт присутствия риска повышения цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых или реализуемых) муниципальными предприятиями, в случае прекращения их деятельности определяется Комиссией.
11. В целях проведения оценки под социально значимыми товарами, работами и услугами понимаются:
а) медицинские услуги;
б) технические средства и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
в) услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
г) услуги по перевозке пассажиров;
д) ритуальные услуги;
е) услуги в сфере образования, услуги в сфере культуры и искусства.
12. Под достаточным уровнем заработной платы работников муниципального предприятия подразумевается размер, в 2 раза превышающий установленную на момент оценки постановлением Липецкой области величину прожиточного минимума
.
13. Критерии оценки используются отделом экономики для:
а) анализа деятельности муниципальных предприятий;
б) оценки эффективности сохранения прав собственности на муниципальные предприятия на основании оценки бюджетной и социальной эффективности;
в) уточнения перечня для сохранения или приватизации муниципальных объектов недвижимого имущества;
г) получения аналитической информации для принятия управленческих решений и определения мер, направленных на повышение эффективности использования муниципальной собственности.
14. В случае если муниципальные предприятия не соответствуют критериям, указанным в настоящем Положении, Комиссия:
1) выдвигает предложения об изменении организационно-правовой нормы муниципальных предприятий о целесообразности смены руководства;
2) выдвигает предложения о включении объекта в прогнозный план программу приватизации;
3) вырабатывает рекомендации и предложения по повышению эффективности работы данных хозяйствующих объектов или их перепрофилированию.
15. Результаты оценки бюджетной и социальной эффективности деятельности муниципальных предприятий, а также результаты оценки сохранения прав собственности на муниципальные предприятия предоставляются отделом экономики главе Становлянского муниципального района, а также публикуются в печатных средствах информации или сети Интернет в течение 10 рабочих дней после завершения оценки Комиссией.
16. Решение о сохранении прав собственности на муниципальные предприятия принимается главой Становлянского муниципального района на основании предложений Комиссии.
Приложение
к Положению
о системе критериев
для сохранения муниципальных
унитарных предприятий
на основе оценки бюджетной
и социальной эффективности
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящая методика расчета социально-бюджетной эффективности (далее - Методика) разработана с целью оценки деятельности муниципальных унитарных предприятий (далее - предприятий) при необходимости принятия решения о сохранении прав собственности на указанные объекты.
1.2. Оценка социальной и бюджетной эффективности деятельности предприятий проводится по данным отчетности об их деятельности и долговых обязательствах.
2. Основные понятия Методики
2.1. Бюджетная эффективность деятельности предприятия - влияние результатов деятельности предприятия на доходы и расходы бюджета Становлянского муниципального района.
2.2. Социальная эффективность деятельности предприятия - социальные последствия деятельности предприятия для населения в целом, которые выражаются в изменении уровня и качества жизни населения. Социальная эффективность включает в себя общественную значимость и общественную полезность деятельности предприятия.
2.3. Общественная значимость деятельности предприятия - социально-экономические последствия деятельности предприятия для населения в целом, в том числе определяемые долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации продукции (товаров, работ, услуг) данного предприятия.
2.4. Общественная полезность деятельности предприятия - степень желания населения получать выгоды от реализации продукции (товаров, работ, услуг) предприятия, которая выражается в создании новых или повышении эффективности предоставляемых населению товаров, работ, услуг, а также экономическом развитии территории или улучшении экологической обстановки. Под повышением эффективности товаров, работ, услуг понимается снижение их себестоимости, повышение их качества, обеспечение бесперебойности их предоставления, расширение круга населения, имеющего к ним доступ.
3. Общая схема оценки эффективности
Перед проведением оценки эффективности деятельности предприятия определяются общественная значимость и общественная полезность деятельности предприятия.
Далее определяется эффективность деятельности предприятия с точки зрения влияния на основные параметры бюджета - бюджетная эффективность.
4. Оценка общественной значимости и общественной полезности
Оценка общественной значимости деятельности предприятия осуществляется с использованием следующих инструментов:
1) методом экспертных оценок (рекомендуется привлечение специалистов не из числа сотрудников Становлянской районной администрации);
2) путем изучения общественного мнения населения по вопросам товаров, работ, услуг, связанных с деятельностью предприятия, включая проведение социологических опросов и отдельных исследований потребностей независимыми экспертами;
3) анализ содержания и частоты обращений в Становлянскую районную администрацию населения по вопросам, связанным со сферой деятельности предприятия;
4) оценка интенсивности использования результатов деятельности предприятия со стороны населения (косвенно свидетельствует о востребованности и общественной значимости).
Общественная значимость деятельности предприятия определятся долей населения, являющейся потребителем производимых данным предприятием товаров, работ, услуг.
Общественная полезность деятельности предприятия, как правило, должна быть оценена в количественных показателях. Для ее оценки в зависимости от особенностей деятельности предприятия могут применяться следующие показатели:
а) социальные последствия деятельности предприятия, в том числе создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, индекс реального роста заработной платы;
б) влияние деятельности предприятия на экономическое развитие муниципального образования (рост физического объема производства, развитие новых сегментов товарных рынков, развитие отдельных отраслей экономики и др.);
в) создание новых товаров, работ, услуг;
г) снижение себестоимости товаров, работ, услуг;
д) повышение качества товаров, работ, услуг;
е) обеспечение бесперебойности их предоставления;
д) расширение потенциальных потребителей результатов деятельности предприятия - расширение круга населения, имеющего к ним доступ.
Если количественная оценка общественной полезности деятельности предприятия по отдельным показателям не представляется возможной, то достаточно будет провести качественную оценку и описание степени выполнения указанных выше показателей.
5. Оценка бюджетной эффективности
Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения величины и направления потока (притока и оттока) бюджетных средств, который образуется в результате деятельности предприятия.
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:
а) притоки от налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных действующим законодательством, особенно в части поступлений, формирующих доходную часть бюджета Становлянского муниципального района.
К оттокам бюджетных средств относятся:
а) предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
б) предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
в) бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Отдельно учитываются:
а) налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоки не возникают, но уменьшаются притоки денежных средств в доходы Становлянского муниципального района;
б) муниципальные гарантии. Оттоки при этом отсутствуют, однако возможный риск выполнения обязательств перед кредитором по муниципальной гарантии уменьшает бюджетную эффективность.
Приведенный список притоков и оттоков не является исчерпывающим, а может пополняться в зависимости от конкретных условий.
Основным показателем бюджетной эффективности является чистый доход, который определяется как разница между притоками и оттоками бюджетных средств.