Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Северная Осетия - Алания


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2009 г. № 126

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ МОБИЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ В
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
НА 2009-2010 ГОДЫ

В целях увеличения доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания и достижения эффективных результатов в его пополнении Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу мобилизации доходов в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2010 годы.
2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания изыскать средства, необходимые для реализации Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов Республики Северная Осетия-Алания и городского округа г. Владикавказ принять участие в реализации мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.К. Такоева.

Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Н.ХЛЫНЦОВ





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 17 апреля 2009 г. № 126

ПРОГРАММА
МОБИЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2009-2010 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

┌──────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование  │Программа мобилизации доходов в  консолидированный  бюджет│
│Программы     │Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2010 годы       │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основание для │Постановление    Правительства     Республики     Северная│
│разработки    │Осетия-Алания от 23 января  2009  года  № 5  "О  мерах  по│
│Программы     │реализации Закона  Республики  Северная  Осетия-Алания  "О│
│              │республиканском бюджете Республики Северная  Осетия-Алания│
│              │на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"       │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Заказчик      │Правительство Республики Северная Осетия-Алания           │
│Программы     │                                                          │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Разработчик   │Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания   │
│Программы     │                                                          │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Цель Программы│Обеспечение   реального    наполнения    доходной    части│
│              │консолидированного     бюджета     Республики     Северная│
│              │Осетия-Алания для удовлетворения потребностей населения  в│
│              │предоставлении качественных государственных услуг.        │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Задачи        │Изыскание резервов  и  увеличение  налогооблагаемой  базы,│
│Программы     │повышение финансовой устойчивости и  расчетной  дисциплины│
│              │хозяйствующих субъектов                                   │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки         │2009-2010 годы                                            │
│реализации    │                                                          │
│Программы     │                                                          │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Координатор   │Межведомственный                                          │
│Программы     │координационный совет  по  взаимодействию  государственных│
│              │органов в вопросах увеличения доходов  бюджета  Республики│
│              │Северная Осетия-Алания                                    │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Исполнители   │Органы   исполнительной   власти    Республики    Северная│
│Программы     │Осетия-Алания, территориальные органы федеральных  органов│
│              │исполнительной    власти    по     Республике     Северная│
│              │Осетия-Алания,     органы     местного      самоуправления│
│              │муниципальных районов и г. Владикавказ                    │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы и      │4 600 тыс. рублей средства республиканского бюджета:      │
│источники     │год - 3 010 тыс. рублей,                                  │
│финансирования│год - 1 590 тыс. рублей                                   │
│Программы     │                                                          │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Мероприятия   │Разработка и утверждение системы  мониторинга  мобилизации│
│Программы     │доходов в бюджет республики;                              │
│              │реализация мер по увеличению собственных доходов          │
│              │консолидированного бюджета по отраслям экономики;         │
│              │формирование единой информационной базы данных по         │
│              │показателям деятельности хозяйствующих субъектов,         │
│              │характеризующих налоговую базу;                           │
│              │разработка системы критериев оценки выполнения мероприятий│
│              │Программы и формирование индикаторов уровня управления.   │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые     │Увеличение  доходной  части  бюджета  Республики  Северная│
│результаты    │Осетия-Алания,  снижение  дефицита   бюджета,   сокращение│
│              │долговых обязательств                                     │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Контроль за   │Контроль   за   реализацией    Программы    осуществляется│
│реализацией   │Правительством Республики Северная Осетия-Алания          │
│Программы     │                                                          │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Состав и сроки│Отчет  о  ходе  реализации  Программы   представляется   в│
│представления │Правительство    Республики     Северная     Осетия-Алания│
│отчетности об │ежеквартально.                                            │
│исполнении    │                                                          │
│Программы     │                                                          │
└──────────────┴──────────────────────────────────────────────────────────┘

Введение

Республика Северная Осетия-Алания обладает достаточно сильным потенциалом экономического развития, о чем свидетельствуют стабильные темпы роста промышленного производства, производства продукции сельского хозяйства, розничного товарооборота и платных услуг населению.
В частности, по итогам 2008 года темп роста продукции сельского хозяйства по Республике Северная Осетия-Алания составил 120,5 процента к показателю 2007 года, по Российской Федерации этот показатель составил 102,3 процента, темп роста по обороту розничной торговли опережает темп роста, сложившийся в среднем по России, на 1,5 процентных пункта, а по объему платных услуг - на 5,1 процентных пункта.
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2008 году по сравнению с показателем 2007 года в среднем по Российской Федерации увеличились на 7,8%, а по республике - на 17,8%.
Однако в настоящее время республика испытывает определенные трудности в исполнении доходов бюджета, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на своевременное и полное выполнение возложенных на нее расходных обязательств. Темп роста налоговых поступлений за 2008 год в республике составил 101 процент, в то время как поступления налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации в целом увеличились относительно показателя 2007 года на 16 процентов, в том числе в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 21 процент. Собираемость налоговых платежей по республике в 2008 году составила 88,98 процента (значение, исчисляемое по методике ФНС России), что значительно ниже среднего уровня в России (92,4%).

2. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами

Основными бюджетообразующими доходами бюджета республики на протяжении последних лет остаются налог на прибыль (удельный вес в доходах бюджета - 14%), налог на доходы физических лиц (удельный вес в доходах бюджета - 45%), акцизы на алкогольную продукцию (удельный вес в доходах бюджета - 17%).
Поступления в 2008 году по налогу на прибыль в бюджет республики составили 90 процентов к показателю в 2007 году, а в среднем по России - 115,7 процента. По налогу на доходы физических лиц этот показатель составил соответственно 122,0 и 131,6 процента, по акцизам - 68,2 процента по республике и 104,6 процента по России. Налоговые поступления по подакцизной группе товаров снизились относительно поступлений в 2007 году на 455 млн. рублей.
Как известно, предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Вместе с тем в Республике Северная Осетия-Алания значителен удельный вес предприятий, получающих из года в год убытки. По итогам 2008 года число предприятий, закончивших финансовый год с убытками, увеличилось до 45,5 процента к общему числу организаций, а сумма убытков по ним составила 1007 млн. рублей.
Удельный вес организаций, получивших убытки в целом по России в 2008 году, составил 27% от общего числа организаций. Значительно отличается от показателей в целом по России и удельный вес убыточных организаций по отдельным видам экономической деятельности.
Доля убыточных организаций по России на транспорте и в связи составила 34,6%, по республике - 70,6%. По таким видам экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, доля убыточных организаций составила по России 19%, по республике - 25%, при этом если в целом по России сумма убытков (247 млрд. рублей) по этому виду экономической деятельности в 5 раз меньше полученной прибыли (1271 млрд. рублей), то по республике наоборот - в 5 раз больше (убытки - 50 млн. рублей, прибыль - 10 млн. рублей).
Отличается от среднероссийских показателей и налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в республике. Это относится к таким видам, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, торговля и сфера услуг и транспорт и связь. По добыче полезных ископаемых налоговая нагрузка в республике меньше в связи с отсутствием больших объемов добычи нефти, по обрабатывающим производствам нагрузка больше потому, что одной из основных отраслей является производство алкоголя. Вместе с тем причины значительных расхождений по торговле и сфере услуг, транспорту и связи найти трудно.
Другой показатель - это удельный вес налоговых поступлений по видам экономической деятельности, где также обращает на себя внимание торговля и сфера услуг. По Российской Федерации доля налоговых платежей, приходящаяся на этот вид деятельности, составляет 12 процентов, в республике приходится всего лишь 3,5 процента.
В создавшейся ситуации необходимы незамедлительные скоординированные действия всех министерств и ведомств республики, направленные на создание и расширение налогооблагаемого пространства с целью обеспечения должных поступлений средств для решения социальных вопросов населения республики.
Проводимая работа по изучению причин образования убытков и перспектив оздоровления финансово-хозяйственной деятельности организаций недостаточно эффективна. Для повышения эффективности работы, проводимой Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания с убыточными организациями, к работе соответствующих комиссий должны быть подключены представители отраслевых министерств и ведомств, органов местного самоуправления.
Кроме того, необходимо обратить внимание на организации, не представляющие налоговую отчетность. Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и штрафам организаций, не представляющих отчетность более года, составляет 350 млн. рублей. При этом число организаций, не представляющих отчетность или представляющих "нулевую" отчетность, из квартала в квартал растет и составляет более 20 процентов юридических лиц, состоящих на налоговом учете.
Анализ такого показателя, как денежные доходы населения, и его составных частей говорит о наличие в республике теневого сектора по заработной плате в большей степени, чем в других регионах Российской Федерации. Так, удельный вес фонда заработной платы в денежных доходах населения в Адыгее, Ставропольском крае, Ростовской области составляет 29 процентов, в Псковской, Калужской и Астраханской областях - более 35 процентов, у нас в республике - 20 процентов.
В Псковской области численность населения соответствует численности населения Республики Северная Осетия-Алания, при этом фонд заработной платы в Псковской области составляет 24,3 млрд. рублей, денежные доходы населения за год - 66,2 млрд. рублей. В Республике Северная Осетия-Алания фонд заработной платы составляет 13,2 млрд. рублей, денежные доходы населения - 67,5 млрд. рублей.
В Республике Марий-Эл доходы от уплаты налога на доходы физических лиц, поступившие в 2008 году, составили 3 987,6 млн. рублей при численности населения 703,2 тыс. человек, в Республике Северная Осетия-Алания, при той же численности, - 2 561,7 млн. рублей, или в 1,56 раза меньше. Вместе с тем денежные доходы на душу населения в Республике Северная Осетия-Алания превышают этот показатель по Марий-Эл в 1,29 раза. По сравнению с показателем по Псковской области среднедушевые денежные доходы в месяц отличаются незначительно, а поступления налога на доходы физических лиц в расчете на душу населения ниже почти в 2 раза.

Сравнительный анализ поступлений налога на
доходы физических лиц в 2008 году по отдельным субъектам РФ

┌───────────────────┬───────────┬─────────┬──────────┬─────────┐
│                   │Численность│Денежные │ Налог на │Поступило│
│                   │ населения │доходы на│  доходы  │ в доход │
│                   │(тыс. чел) │  душу   │физических│субъекта │
│                   │           │населения│  лиц в   │ РФ НДФЛ │
│                   │           │(рублей) │расчете на│  (млн.  │
│                   │           │         │  одного  │  руб)   │
│                   │           │         │  жителя  │         │
│                   │           │         │ (рублей) │         │
├───────────────────┼───────────┼─────────┼──────────┼─────────┤
│Республика Марий-Эл│   703,2   │ 8786,0  │  472,5   │ 3987,6  │
├───────────────────┼───────────┼─────────┼──────────┼─────────┤
│Костромская область│   697,0   │ 8921,3  │  584,4   │ 4887,6  │
├───────────────────┼───────────┼─────────┼──────────┼─────────┤
│Псковская область  │   705,3   │ 10922,5 │  571,2   │ 4834,9  │
├───────────────────┼───────────┼─────────┼──────────┼─────────┤
│Республика Северная│   702,5   │ 11372,2 │  303,9   │ 2561,7  │
│Осетия-Алания      │           │         │          │         │
└───────────────────┴───────────┴─────────┴──────────┴─────────┘

Из приведенных выше данных можно сделать вывод: резервы по увеличению поступлений налога на доходы физических лиц в доход бюджета Республики Северная Осетия-Алания есть, и немалые.
Поступления по единому налогу на вмененный доход не соответствуют фактическому росту объектов малого предпринимательства. Кроме того, отдельными администрациями местного самоуправления не пересматриваются корректирующие коэффициенты по вмененному налогу.
Анализ поступлений от индивидуальных предпринимателей по единому налогу на вмененный доход в бюджет республики свидетельствует о том, что в сравнении с показателями в отдельных регионах Российской Федерации, выбранных для целей сравнительного анализа, данный показатель по республике существенно ниже.
Уровень поступлений в расчете на каждого зарегистрированного индивидуального предпринимателя в 2008 г. по республике составил 3 991 руб., что ниже уровня поступлений по Костромской области (6 776 руб.) и Кабардино-Балкарской Республике (7 421 руб.), при сопоставимом количестве зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, и существенно ниже уровня в Республике Марий-Эл (12 415 руб.), где количество индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, в 1,5 раза меньше, чем в Республике Северная Осетия-Алания.
Следует отметить, что в соответствии с налоговым законодательством корректирующий коэффициент базовой доходности устанавливается решением представительных органов местного самоуправления. Для целей анализа на предмет возможности увеличения поступлений от единого налога на вмененный доход были рассмотрены коэффициенты базовой доходности в 2007 - 2008 гг. в г. Владикавказ и столице Республики Марий-Эл г. Йошкар-Ола.
При сравнении коэффициентов базовой доходности по отдельным видам предпринимательской деятельности по данным городам установлено, что в отличие от г. Владикавказа в г. Йошкар-Ола:
коэффициенты базовой доходности в части розничной торговли устанавливаются в зависимости от ассортимента продукции, реализуемой индивидуальным предпринимателем;
установлен максимальный коэффициент базовой доходности для продажи алкогольной продукции, включая пиво;
коэффициент базовой доходности по оказанию услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест также в 1,5-2 раза выше, чем во Владикавказе.
Кроме того, в г. Йошкар-Ола активно используется дополнительный коэффициент К 2.2, значение которого зависит от фактического места экономической деятельности налогоплательщиков. В местах активной предпринимательской деятельности применяется коэффициент равный 1, в местах менее активной предпринимательской деятельности применяются понижающие коэффициенты.
Поступления доходов в бюджет от применения упрощенной системы налогообложения в среднем в расчете на одну организацию, выбравшую в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, приходится в 3 раза меньше, чем по организациям, у которых налоговой базой являются доходы. На 922 организации, уплачивающие налог с доходов, приходится 124,5 млн. рублей, а на 882 организации, выбравшие в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, чей оборот в два раза больше, приходится 43,2 млн. рублей.
По налогу на имущество организаций, несмотря на относительно положительную динамику поступлений в бюджет, также имеются резервы дополнительных поступлений.
Среднегодовая стоимость основных фондов крупных и средних коммерческих организаций по Республике Северная Осетия-Алания на 1 января 2007 года составляла 36 737 млн. рублей. При исключении из нее стоимости льготируемых фондов, а также фондов сельского хозяйства, торговли и сферы услуг, гостиниц и ресторанов, организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (в связи с уплатой этими организациями платежей по специальным налоговым режимам) в 2007 году расчетная минимальная сумма налога на имущество составляет 398 млн. рублей, начислено, по данным налоговой отчетности, 323 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2008 года среднегодовая стоимость основных фондов в республике увеличилась на 104, 9 процента и составила 38 541 млн. рублей. Это, в свою очередь, увеличивает минимальную расчетную сумму налога на имущество до 420 млн. рублей.
Все еще значительны объемы среднегодовой стоимости оборудования, предназначенного к установке, и объектов, незавершенных строительством. По состоянию на 1 января 2008 года их объем составил 888,9 млн. рублей. Однако часть из них фактически введена в эксплуатацию, но по данным бухгалтерского учета не переведена в основные фонды, что занижает налогооблагаемую базу налогом на имущество организаций.
Анализ такого относительного показателя, как доля налога на имущество в среднегодовой стоимости основных фондов, также указывает на возможное увеличение поступлений по налогу на имущество. Так, доля налога на имущество в среднегодовой стоимости основных фондов по республике составляет 0,93 процента, в то же время в Карачаево-Черкесской Республике этот показатель равен 1,8 процента, в Кабардино-Балкарской Республике - 1,61 процента.
Анализ поступлений транспортного налога в бюджеты субъектов Южного федерального округа в 2008 году указывает на необходимость принятия кардинальных мер по увеличению поступлений в бюджет Республики Северная Осетия-Алания. Из приведенных ниже данных видно, что на один легковой автомобиль, принадлежащий физическому лицу, сумма транспортного налога в среднем по республике составляет 109 рублей, в Кабардино-Балкарской Республике - 197 рублей и т.д.

┌────────────────────┬───────────┬────────────┬────────────┐
│                    │  Наличие  │Транспортный│Транспортный│
│                    │собственных│   налог,   │   налог,   │
│                    │ легковых  │ уплаченный │ уплаченный │
│                    │автомобилей│физическими │физическими │
│                    │ (Росстат) │лицами (тыс.│  лицами в  │
│                    │           │  рублей)   │среднем на 1│
│                    │           │            │ автомобиль │
│                    │           │            │  (рублей)  │
├────────────────────┼───────────┼────────────┼────────────┤
│Республика Дагестан │  155 892  │  10 789,6  │   69,21    │
├────────────────────┼───────────┼────────────┼────────────┤
│Кабардино-Балкарская│  101 519  │  19 999,7  │   197,00   │
│Республика          │           │            │            │
├────────────────────┼───────────┼────────────┼────────────┤
│Республика Калмыкия │  41 512   │  6 351,6   │   153,01   │
├────────────────────┼───────────┼────────────┼────────────┤
│Республика Ингушетия│  29 820   │  2 022,9   │   67,84    │
├────────────────────┼───────────┼────────────┼────────────┤
│Республика Северная │  107 904  │  11 765,7  │   109,04   │
│Осетия-Алания       │           │            │            │
├────────────────────┼───────────┼────────────┼────────────┤
│Краснодарский край  │ 1 064 822 │1 058 079,1 │   993,67   │
├────────────────────┼───────────┼────────────┼────────────┤
│Ставропольский край │  487 459  │ 224 544,2  │   460,64   │
├────────────────────┼───────────┼────────────┼────────────┤
│Астраханская область│  185 066  │  31 075,1  │   167,91   │
├────────────────────┼───────────┼────────────┼────────────┤
│Волгоградская       │  411 930  │ 313 927,4  │   762,09   │
│область             │           │            │            │
├────────────────────┼───────────┼────────────┼────────────┤
│Ростовская область  │  751 752  │ 712 829,1  │   948,22   │
├────────────────────┼───────────┼────────────┼────────────┤
│Республика Адыгея   │  80 166   │  57 184,6  │   713,33   │
├────────────────────┼───────────┼────────────┼────────────┤
│Карачаево-Черкесская│  62 657   │  17 821,6  │   284,43   │
│Республика          │           │            │            │
└────────────────────┴───────────┴────────────┴────────────┘

Кроме того, по данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания, по состоянию на 1 января 2008 года на постоянном учете состояло 168 749 единиц транспортных средств.
По данным Росстата, наличие транспортных средств в республике составляло 143 369 единиц, в том числе за юридическими лицами, предоставившими отчетность, числится 7437 единиц, за индивидуальными владельцами - 135 932 транспортных средства. В то же время в базе данных Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания числится всего 80 221 единица транспортных средств, в том числе по юридическим лицам - 7 884 единицы, по физическим лицам - 72 337 единиц. Из приведенных данных явно видно несоответствие баз данных по транспортным средствам, принадлежащим физическим лицам. Только формирование единой информационной базы данных даст увеличение поступлений по транспортному налогу более чем на 30 млн. рублей.
По итогам исполнения республиканского бюджета за 2008 год поступления транспортного налога составили 22 595 тыс. рублей.
В целом по Российской Федерации с момента введения транспортного налога поступления от него за пять лет выросли в 2,9 раза, а по Республике Северная Осетия-Алания происходило ежегодное снижение, лишь в 2008 году вернулись к уровню 2003 года, когда поступления составили 22 979 тыс. рублей. При этом число собственных легковых автомобилей, зарегистрированных в республике, за этот период увеличилось на 26 755 единиц.
Доля доходов консолидированного бюджета республики от налога на имущество физических лиц составляет 0,2 процента, или 9 134 тыс. рублей по итогам исполнения бюджета за 2008 год. Налоговой базой для налога является инвентаризационная стоимость имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности, которая в настоящее время составляет 9 826 млн. рублей, из которой 4 741 млн. рублей приходится на г. Владикавказ и 2 137 - на Моздокский район, а поступления налога на имущество физических лиц в г. Владикавказе и Моздокском районе составили соответственно 3 599 тыс. рублей и 3 515 тыс. рублей. При этом в г. Владикавказ численность жителей в 3,8 раза больше. В среднем на одного налогоплательщика в Моздокском районе приходится 149 рублей налога, а во Владикавказе - 83 рубля. Приведенные данные свидетельствуют об имеющихся возможностях увеличения поступлений в бюджет по налогу на доходы физических лиц. Только по г. Владикавказ поступления должны составлять не менее 15-20 млн. рублей.
Кроме того, учитывая, что налог на имущество физических лиц является доходным источником местных бюджетов, администрации местного самоуправления должны быть заинтересованы в увеличении поступлений от налога. Вместе с тем муниципалитеты не инициируют уточнение коэффициента пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, который не менялся с 2006 года.
Основная проблема по земельному налогу - это регистрация земельных участков и их правообладателей.
Другим проблемным источником неналоговых доходов бюджета республики является плата за негативное воздействие на окружающую среду.
По данным Налогового паспорта Республики Северная Осетия-Алания, на 1 января 2008 года зарегистрировано 8 085 юридических лиц и 17 308 индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Вместе с тем, в Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Северная Осетия-Алания, являющемся администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду, зарегистрировано всего 1 200 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность с загрязнением окружающей среды, из которых расчеты по плате представляют не более 700 организаций. Данное обстоятельство указывает на слабое администрирование.
Немаловажным источником увеличения налоговых поступлений в бюджет является конструктивная работа с задолженностью организаций и физических лиц по платежам во все уровни бюджетной системы, вместе с тем темп роста задолженности опережает темп роста поступлений. За 2008 год задолженность увеличилась на 109,3 процента и по состоянию на 1 января 2009 года определилась в сумме 2016,2 млн. рублей. Объем налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы в 2008 году составил 81,5 процента к поступлениям в 2007 году.
Значительная задолженность по платежам в бюджет числится за государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Органам исполнительной власти республики и органам местного самоуправления необходимо совместно с налоговыми органами принимать решительные меры по снижению задолженности.
Анализ ситуации по обеспечению доходов бюджета Республики Северная Осетия-Алания, опыт регионов России (Краснодарский край, Астраханская область, Мордовия), имеющих высокие финансовые и бюджетные показатели, дают основание считать, что для решения данного вопроса необходимо максимально использовать административные рычаги воздействия на хозяйствующие субъекты всех форм собственности со стороны Правительства республики, органов исполнительной власти и администраций местного самоуправления.
Реализация административного ресурса наиболее предпочтительна в форме республиканской целевой программы по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания.
В рамках этой программы необходимо решить следующие задачи:
установить показатели деятельности субъектов налогообложения, основные факторы, прямо или косвенно влияющие на формирование налогооблагаемой базы, ресурсный потенциал;
разработать инструменты управления налоговым потенциалом (мониторинг состояния, управленческий учет и контроль факторов, ресурсов хозяйственных процессов и их результатов), аналитические инструменты, инструменты оперативного реагирования;
закрепить нормативными правовыми актами Правительства Республики Северная Осетия за органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти получение и обработку упреждающей информации по конкретным показателям, о состоянии курируемой сферы (отрасли), тенденциях развития с учетом установленных полномочий;
разработать форматы предоставления аналитических и информационных данных (объемы, периодичность, качественные и количественные характеристики), а также формы отчетности координирующему органу и Правительству Республики Северная Осетия-Алания;
создать специализированный аналитический центр с задачами мониторинга и прогнозирования, определив субъекты мониторинга;
разработать автоматизированную систему управления налоговым потенциалом.
Реализация Программы предусматривает формирование планов-заданий по показателям деятельности и, соответственно, по обеспечению доходной части бюджета республики отдельно для каждого министерства и ведомства, утверждение порядка и сроков отчетности и осуществление контроля выполнения планов-заданий Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Оценка выполнения планов-заданий предполагает выявление совокупности отслеживаемых показателей, которые следует утвердить как индикаторы для оценки деятельности соответствующих министерств и ведомств. А это уже шаги по реализации административной реформы в республике.
Таким образом, реализация административного ресурса через целевую программу позволит оценить характер и динамику основных показателей налогового потенциала, сформулировать основные функции, элементы и инструменты механизма управления, обеспечивающего контроль основных показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов налогообложения, получить комплексную оценку налогового потенциала.
Система мониторинга позволит в режиме реального времени производить независимые оценки тенденций развития и состояния экономики и финансов.
Исполнителями Программы являются: Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания, Министерство Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта, Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия-Алания, Министерство культуры Республики Северная Осетия-Алания, Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания, Министерство промышленности, транспорта и связи Республики Северная Осетия-Алания, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания, Министерство экономики Республики Северная Осетия-Алания, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Комитет топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по печати и делам издательств, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу, Комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, Комитет дорожного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (далее - отраслевые министерства и ведомства РСО-Алания), Министерство внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания, Управление Ростехнадзора по Республике Северная Осетия-Алания, Управление Роснедвижимости по Республике Северная Осетия-Алания, Управление Росрегистрации по Республике Северная Осетия-Алания, администрации местного самоуправления районов и г. Владикавказа.
Координирующим органом в реализации Программы является Межведомственный координационный совет по взаимодействию государственных органов в вопросах увеличения доходов бюджета Республики Северная Осетия-Алания. Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Северная Осетия-Алания.

3. Статус Программы

Программа мобилизации доходов в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания является республиканской целевой программой, разработанной как комплексный план действий органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления районов республики и г. Владикавказ по обеспечению реального пополнения доходной части консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания для удовлетворения потребностей населения в предоставлении качественных государственных услуг.
Программа разработана Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания.
Программа носит открытый характер, позволяющий в процессе ее реализации в соответствии с действующими процедурами, установленными законодательством республики, вносить изменения и дополнения по направлениям, отражающим проблемы, выявленные в ходе ее реализации.
В целях обеспечения публичности и привлечения к реализации Программы всех заинтересованных сторон в рамках согласования и утверждения Программы планируется проведение презентации Программы с участием руководства Правительства республики, представителей органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления муниципальных районов и г. Владикавказ.
Программа утверждается Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Прозрачность и публичность процесса реализации Программы будет обеспечиваться посредством размещения информации о ее реализации в СМИ и в сети Интернет.
Текст Программы подлежит опубликованию в газете "Северная Осетия" и на официальном сайте Республики Северная Осетия-Алания

4. Цели, задачи и сроки реализации Программы

Основной целью Программы мобилизации доходов в бюджет Республики Северная Осетия-Алания является обеспечение реального наполнения доходной части консолидированного бюджета республики для удовлетворения потребностей населения в предоставлении качественных государственных услуг.
Стратегическими целями, раскрывающими основную цель Программы, являются:
1. Оценка налоговой базы и возможных дополнительных объемов поступлений по налогам, зачисляемым в консолидированный бюджет республики.
2. Повышение уровня собираемости налогов в целом по консолидированному бюджету.
3. Поставленные цели достигаются за счет выполнения мероприятий, предусмотренных Программой.
4. Все направления, составляющие Программу мобилизации доходов в бюджет Республики Северная Осетия-Алания, представляются по следующей схеме:
анализ исходного состояния:
краткое описание исходного состояния и существующие проблемы по каждому направлению;
план реформирования, последовательность проведения конкретных мероприятий, предусмотренных Программой, и этапы их реализации.

]]>
│   │лесное    хозяйство     и│   Комитет лесного   │                │              │           │               │      │      │       │
│   │предоставление  услуг   в│хозяйства РСО-Алания │                │              │           │               │      │      │       │
│   │этой области             │                     │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│   │производство            и│  Комитет топлива,   │                │              │           │               │      │      │       │
│   │предоставление           │энергетики и жилищно-│                │              │           │               │      │      │       │
│   │жилищно-коммунальных     │    коммунального    │                │              │           │               │      │      │       │
│   │услуг                    │хозяйства РСО-Алания │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│   │добыча           полезных│    Министерство     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │ископаемых,              │   промышленности,   │                │              │           │               │      │      │       │
│   │обрабатывающее           │    транспорта и     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │производство,  транспорт,│  связи РСО-Алания   │                │              │           │               │      │      │       │
│   │связь                    │                     │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│   │производство            и│  Комитет топлива,   │                │              │           │               │      │      │       │
│   │распределение            │энергетики и жилищно-│                │              │           │               │      │      │       │
│   │электроэнергии, газа     │    коммунального    │                │              │           │               │      │      │       │
│   │                         │хозяйства РСО-Алания │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│   │строительство            │    Министерство     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │                         │    архитектуры и    │                │              │           │               │      │      │       │
│   │                         │строительной политики│                │              │           │               │      │      │       │
│   │                         │     РСО-Алания      │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│   │строительство           и│  Комитет дорожного  │                │              │           │               │      │      │       │
│   │эксплуатация             │хозяйства РСО-Алания │                │              │           │               │      │      │       │
│   │автомобильных дорог      │                     │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│   │оптовая    и    розничная│    Министерство     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │торговля,         ремонт,│экономики РСО-Алания │                │              │           │               │      │      │       │
│   │гостиницы, рестораны     │                     │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│   │финансовая  деятельность,│    Министерство     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │финансовое               │экономики РСО-Алания │                │              │           │               │      │      │       │
│   │посредничество,          │                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │страхование              │                     │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│   │туризм, курортное дело   │Комитет РСО-Алания по│                │              │           │               │      │      │       │
│   │                         │туризму и курортному │                │              │           │               │      │      │       │
│   │                         │        делу         │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│   │операции   с   недвижимым│    Министерство     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │имуществом,   аренда    и│    имущественных    │                │              │           │               │      │      │       │
│   │предоставление услуг     │отношений РСО-Алания │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│   │образование              │    Министерство     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │                         │ образования и науки │                │              │           │               │      │      │       │
│   │                         │     РСО-Алания      │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│   │здравоохранение          │    Министерство     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │                         │   здравоохранения   │                │              │           │               │      │      │       │
│   │                         │     РСО-Алания      │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│   │предоставление социальных│Министерство труда и │                │              │           │               │      │      │       │
│   │услуг                    │социального развития │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│   │деятельность           по│     РСО-Алания      │                │              │           │               │      │      │       │
│   │организации   отдыха    и│    Министерство     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │развлечений, культуры    │культуры РСО-Алания, │                │              │           │               │      │      │       │
│   │и спорта                 │    Министерство     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │                         │ РСО-Алания по делам │                │              │           │               │      │      │       │
│   │                         │молодежи, физической │                │              │           │               │      │      │       │
│   │                         │  культуры и спорта  │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│64 │Формирование  заданий  по│    Министерство     │проект решения  │              │ сентябрь  │               │      │      │       │
│   │объемам  сбора  налоговых│ финансов РСО-Алания │координирующего │              │   2009    │               │      │      │       │
│   │поступлений в отраслевом │                     │     органа     │              │           │               │      │      │       │
│   │и         территориальном│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │разрезах и  доведение  их│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │до        соответствующих│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │министерств             и│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │муниципальных образований│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │республики    с     целью│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │обеспечения      принятых│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │обязательств на 2009-2010│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │г. по исполнению доходной│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │части бюджета РСО-Алания │                     │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│65 │Обеспечение   поступления│ УФНС по РСО-Алания, │     отчет      │              │01.12.2009 │               │      │      │       │
│   │налоговых доходов в      │   Арбитражный суд   │координирующему │              │01.12.2010 │               │      │      │       │
│   │консолидированный  бюджет│     РСО-Алания      │     органу     │              │           │               │      │      │       │
│   │республики не  менее  80%│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │от суммы долгов банкротов│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │перед бюджетом республики│                     │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│66 │Разработка       методики│Министерство финансов│  предложения   │              │  октябрь  │               │      │      │       │
│   │балльной           оценки│     РСО-Алания      │координирующему │              │   2009    │               │      │      │       │
│   │реализации    мероприятий│                     │     органу     │              │           │               │      │      │       │
│   │Программы по  мобилизации│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │доходов     в      бюджет│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │РСО-Алания               │                     │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│67 │Разработка        системы│Министерство финансов│  предложения   │              │ноябрь 2009│               │      │      │       │
│   │критериев          оценки│     РСО-Алания      │координирующему │              │           │               │      │      │       │
│   │выполнения    мероприятий│                     │     органу     │              │           │               │      │      │       │
│   │Программы и  формирование│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │индикаторов        уровня│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │управления               │                     │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│68 │Подготовка   технического│Министерство финансов│                │              │  февраль  │               │      │      │       │
│   │задания  для   разработки│     РСО-Алания      │                │              │   2010    │               │      │      │       │
│   │программного продукта  по│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │формированию       единой│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │информационной    системы│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │управления   региональным│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │экономическим, налоговым,│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │административным         │                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │потенциалом   и    оценки│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │деятельности      органов│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │исполнительной     власти│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │РСО-Алания               │                     │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│69 │Формирование  рейтинга  и│Министерство финансов│  предложения   │              │  февраль  │               │      │      │       │
│   │оценки  уровня   качества│     РСО-Алания      │координирующему │              │   2010    │               │      │      │       │
│   │управления       органами│                     │     органу     │              │           │               │      │      │       │
│   │исполнительной     власти│                     │                │              │           │               │      │      │       │
│   │РСО-Алания               │                     │                │              │           │               │      │      │       │
├───┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│70 │Публикация     в      СМИ│Министерство финансов│                │ежеквартально │           │               │      │      │       │
│   │информации  о  реализации│     РСО-Алания      │                │              │           │               │      │      │       │
│   │мероприятий Программы    │                     │                │              │           │               │      │      │       │
├───┴─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────┼───────────────┼──────┼──────┼───────┤
│ИТОГО                        │                     │                │              │           │               │4600,0│3010,0│1 590,0│
└─────────────────────────────┴─────────────────────┴────────────────┴──────────────┴───────────┴───────────────┴──────┴──────┴───────┘

--------------------------------
<*> Мероприятия согласованы с ответственными исполнителями.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru