Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 ноября 2008 г. по делу № А66-4596/2008

Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Пугачева А.А., судей Балакина Ю.П., Романовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Медниковой Ю.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "С.", г. Звенигород к Региональной энергетической комиссии Тверской области, г. Тверь
3-и лица: Администрация муниципального образования "Бологовский район" Тверской области
с участием Прокуратуры Тверской области
о признании недействующим нормативного акта
при участии представителей:
истца (заявителя) - Г., С.,
ответчика (должника) - Ф.,
от 3-х лиц: от Администрации - не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о разрешении дела в свое отсутствие, ходатайство судом удовлетворено,
от Прокуратуры - М.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "С." (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее - ответчик, РЭК) от 14.05.2008 г. № 32-нп "Об отмене Приказа № 13-нп от 19.02.2008 года "О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведение, оказываемые ООО "Системы жизнеобеспечения" потребителям города Бологое", как несоответствующего статьям 3, 4, 9, 13, 14 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования тарифов), положениям пункта 3.2.8 и раздела 4 Положения о Региональной энергетической комиссии Тверской области, утвержденного Постановлением администрации Тверской области от 22 июня 2004 года № 116-па.
В порядке статьи 52 АПК РФ в деле принимает участие Прокуратура Тверской области.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с требованиями статьи 9 Закона об основах регулирования тарифов письмом филиала ООО "С." от 17.09.2007 г. № 705 в РЭК заявителем направлены материалы для установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2008 год.
Приказом от 19 февраля 2008 года № 13-нп ответчиком для Общества были установлены с 01.04.2008 г. тарифы на услуги водоснабжения в размере 12 руб. 70 коп. за куб. м. и водоотведение в размере 18 руб. 12 коп. за куб. м., оказываемые потребителям города Бологое филиалом ООО "С.", на основании которых Общество осуществляло оказание услуг.
Приказом от 14.05.2008 г. № 32-нп ответчик отменил Приказ Региональной энергетической комиссии Тверской области от 19.02.2008 г. № 13-нп "О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведение, оказываемые ООО "Системы жизнеобеспечения" потребителям города Бологое". Отмена, установленных Приказом № 13-нп тарифов, обязывает ООО "С." применять при расчетах с потребителями тарифы, установленные на 2007 год Приказом Региональной энергетической комиссии от 03.11.2006 г. № 109-нп, которые меньше установленных Приказом № 13-нп и размер которых составляет 11 руб. 76 коп. и 16 руб. 79 коп. соответственно.
Считая, что основания для отмены установленных на 2008 год тарифов отсутствовали, а период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, не может быть менее одного года (тогда как по отмененному Приказу - 2 месяца), заявитель обратился в арбитражный суд с названым требованием.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Региональной энергетической комиссии Тверской области № 32-нп издан 14.05.2008, а не 19.02.2008.

Общество считает, что Приказ РЭК от 19.02.2008 № 32-нп противоречит нормам законодательства, регулирующим порядок установления тарифов, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
РЭК Тверской области представила отзыв, свою позицию обосновала невыполнением заявителем производственной программы на 2007 г.
При рассмотрении спора суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса регламентированы Законом об основах регулирования тарифов, в редакции Федеральных законов от 26.12.2005 года № 184-ФЗ и от 29.12.2006 года № 258-ФЗ, от 18.10.2007 г. № 230-ФЗ.
Правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением в этой области, включая надбавки, согласно пункту 2 статьи 4 данного Федерального закона осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, каковым является на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 332 от 30.06.2004 года Федеральная служба по тарифам.
Постановлением Администрации Тверской области от 22.06.2004 года № 116-па "Об утверждении Положения о региональной энергетической комиссии Тверской области" установлено, что областным исполнительным органом государственной власти Тверской области является Региональная энергетическая комиссия Тверской области (РЭК).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (п. 4 ч. 4 ст. 4 Закона об основах регулирования тарифов).
Пунктом 6 ст. 2 Закона об основах регулирования тарифов определено, что инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры - это определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Из ч. 1 ст. 9 Закона об основах регулирования тарифов следует, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования. По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (ч. 2, 3, 7 ст. 9 Закона об основах регулирования тарифов).
Исходя из требований Закона об основах регулирования тарифов (пункт 4 статьи 4), что закреплено также в Постановлении Администрации Тверской области № 116-па от 22.06.2004 "Об утверждении Положения о региональной энергетической комиссии Тверской области", РЭК предписано осуществлять установление тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на основе анализа хозяйственной деятельности этих организаций, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления их инвестиционных программ и прогнозирования экономической ситуации, складывающейся в процессе реализации мер государственного регулирования тарифов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 2 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ, а не пункт 3 статьи 14.

П. 3 ст. 14 Закона о регулировании тарифов, предусмотрено, что основаниями для досрочного пересмотра органом регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса является, в том числе, и нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 2 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ, а не пункт 3 статьи 14.

Как следует из материалов дела и подтверждено представителем Администрации МО "Бологовский район" производственная программа на 2007 г. выполнялась обществом (иного ответчиком не доказано), следовательно, оснований, предусмотренных п. 3 ст. 14 Закона об основах регулирования тарифов и послуживших причиной принятия оспоренного нормативного акта, у ответчика не было.
Арифметически цифровое сокращение затрат организации коммунального комплекса (при условии выполнения им производственной программы) не является основанием для досрочного (до даты окончания периода действия тарифов на товары и услуги данной организации коммунального комплекса) пересмотра тарифов на товары и услуги данной организации.
Суд отклоняет дополнительный довод ответчика о том, что на настоящий момент у него отсутствуют полномочия по утверждению для заявителя тарифов, т.к. на момент издания как Приказа № 13-нп от 19.02.2008 года, так и оспоренного нормативного акта, он являлся уполномоченным органом по их утверждению, следовательно, данное обстоятельство не связано с принятием оспоренного нормативного акта и предметом рассматриваемого дела.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, ООО "С." на момент утверждения тарифов осуществляло обеспечение населения услугами по водоснабжению и водоотведению на территории двух муниципальных образований Тверской области, следовательно, установление и мониторинг тарифов на водоснабжение и водоотведение для полной группы потребителей как население этих муниципальных образований, являлось компетенцией органа регулирования субъекта Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействующим Приказ Региональной энергетической комиссии Тверской области от 14.05.2008 г. № 32-нп "Об отмене Приказа № 13-нп от 19.02.2008 года "О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведение, оказываемые ООО "Системы жизнеобеспечения" потребителям города Бологое", как несоответствующего статьям 3, 4, 9, 13, 14 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Тверской области в пользу ООО "С." 2000 руб. расходов по оплате госпошлины.
Исполнительный лист выдать взыскателю в соответствии со статьей 319 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
А.А.ПУГАЧЕВ

Судья
Ю.А.БАЛАКИН

Судья
Е.В.РОМАНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru