Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июля 2009 года

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело иску К.А.Н. к Управлению федеральной регистрационной службы по Саратовской области и администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о понуждении произвести государственную регистрацию прекращения права общей долевой собственности на земельный участок и государственную регистрацию права общей долевой собственности на вновь образованные земельные участки по кассационной жалобе К.А.Н. на решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 2 июня 2009 года.
Заслушав доклад судьи Саратовского областного суда, объяснения К.В., представлявшей интересы К.А.Н. на основании доверенности от 09.07.2009 года сроком на три года, поддержавшей доводы жалобы, объяснения Л.К., представлявшей интересы Управления федеральной регистрационной службы по Саратовской области на основании доверенности от 11.01.2009 года сроком до 31.12.2009 года, полагавшей решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда,

установила:

К.А.Н. обратился в суд с иском к Управлению федеральной регистрационной службы по Саратовской области и администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о понуждении произвести государственную регистрацию прекращения права общей долевой собственности на земельный участок и государственную регистрацию права общей долевой собственности на вновь образованные земельные участки. Свои требования истец обосновывает тем, что он и его брат К.П.Н. являются собственниками земельного участка площадью 602,31 кв. м., расположенного по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. 60 лет Октября, д. 51, с разрешенным видом использования для индивидуального жилищного строительства. Для изменения разрешенного использования части земельного участка площадью 57,0 кв. м. из земельного участка площадью 602,31 кв. м. они подали заявление и предоставили необходимый пакет документов в администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области. Постановлениями администрации № 1886 и № 1892 от 08.10.2008 года утверждены границы земельных участков площадью 57,0 кв. м. и площадью 545,0 кв. м., образованных в результате разделения земельного участка площадью 602,31 кв. м., изменено разрешенное использование земельного участка площадью 57,0 кв. м. с "для индивидуального жилищного строительства" на "для установки торгового павильона". После оформления кадастрового плана они обратились в регистрирующий орган для надлежащего оформления земельного участка.
10.04.2009 года ими было получено три уведомления о приостановлении государственной регистрации на: 1) прекращение права общей долевой собственности на земельный участок площадью 602,31 кв. м.; 2) государственную регистрацию права общей долевой собственности на вновь образованный земельный участок площадью 545 кв. м.; 3) государственную регистрацию права общей долевой собственности на вновь образованный земельный участок площадью 57,0 кв. м.
Основанием для приостановления государственной регистрации стало не предоставление заявителями подтверждения о проведении публичных слушаний в соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ при принятии решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой.
Истец считает, что изменение основного вида разрешенного использования земельного участка возможно без проведения публичных слушаний, а поэтому решение регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации необоснованно, учитывая, что Постановления администрации Ртищевского муниципального района от 08.10.2008 г. № 1886 и № 1892 не обжалованы и не отменены.
Истец просит обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области произвести государственную регистрацию прекращения права общей долевой собственности на земельный участок площадью 602,31 кв. м.; государственную регистрацию права общей долевой собственности на вновь образованный земельный участок площадью 545 кв. м.; государственную регистрацию права общей долевой собственности на вновь образованный земельный участок площадью 57,0 кв. м.
Решением Ртищевского районного суда Саратовской области от 2 июня 2009 года в удовлетворении исковых требований К.А.Н. отказано.
В кассационной жалобе К.А.Н. просит решение суда отменить, считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушено однообразие толкования и применения норм права и его права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, К.А.Н. и К.П.Н. на праве общей долевой собственности имеют земельный участок площадью 602,31 кв. м., расположенный по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. 60 лет Октября, д. № 51, с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства"
На основании заявлений К. постановлением первого заместителя Главы администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области № 1892 от 08.10.2008 года было изменено разрешенное использование земельного участка, находящегося в собственности К.А.Н. и К.П.Н. площадью 57,00 кв. м., расположенного по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. 60 лет Октября, д. № 51 с "для индивидуального жилищного строительства" на "для установки торгового павильона".
При этом публичные слушания для изменения разрешенного использования земельного участка не проводились (л.д. 8).
Из уведомлений Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области Ртищевского отдела от 10.04.2009 года за N№ 51/010/2008-08, 51/010/2008-09, 51/010/2008-10 следует, что государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок площадью 545 кв. м., государственная регистрация прекращения права общей долевой собственности на земельной участок площадью 602,31 кв. м. и государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок площадью 57 кв. м. с разрешенным использованием "для установки торгового павильона" приостановлена, поскольку документы, представленные на регистрацию не прошли правовую экспертизу, а именно, невозможно однозначно определить соблюдение правил изменения разрешенного использования земельного участка площадью 57 кв. м. (л.д. 9, 10, 11).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при принятии постановления первого заместителя Главы администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области № 1892 от 08.10.2008 года не были соблюдены требования законодательства об обязательном проведении публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельного участка.
Данный вывод суда судебная коллегия считает законным и обоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Статья 43 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет гражданам и юридическим лицам осуществлять принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Исходя из требований ч. 3 ст. 3, абз. 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, ст. 30 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
О необходимости проведения публичных слушаний при решении данного вопроса указано и в ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку суд установил, что для земель, находящихся на территории Ртищевского муниципального района Саратовской области правила землепользования и застройки не утверждены, при решении вопроса об изменении разрешенного вида использования земельного участка необходимо проводить публичные слушания.
Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории Ртищевского муниципального района было утверждено решением Собрания ОМО Ртищевского района Саратовской области от 13.09.2005 года № 7-57.
Решением Собрания депутатов Ртищевского муниципального района от 02.04.2009 года № 2-14 утверждено новое Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории Ртищевского муниципального района.
Таким образом, проведение публичных слушаний являлось обязательным условием вынесения постановления об изменении разрешенного использования земельного участка (его части), поскольку о необходимости проведения соответствующей юридической процедуры прямо указано в законе.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при осуществлении государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов. Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В связи с тем, что при проведении правовой экспертизы представленных на регистрацию документов не было представлено документов, подтверждающих соблюдения правил изменения разрешенного использования земельного участка площадью 57,00 кв. м., не представлены они и в суд кассационной инстанции, оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.
По всем указанным заявителем и имеющим правовое значение для дела основаниям и обстоятельствам оценка судом дана, а доводы жалобы являются аналогичными приводимым в судебном заседании, основаны на неправильном толковании норм права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом по правилам статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому правового значения для разрешения настоящего дела не имеют и не могут служить поводом к отмене решения суда.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 193, 199, 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда,

определила:

решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 2 июня 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru