Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

РЕШЕНИЕ
от 15 октября 2008 г. № 1072

О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ДЕТИ И ГОРОД" НА 2009 - 2011 ГОДЫ

(в ред. решений Совета депутатов г. Новосибирска
от 29.04.2009 № 1202, от 24.06.2009 № 1260,
от 28.10.2009 № 1421, от 23.12.2009 № 1494)

В соответствии с Положением о прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития города Новосибирска, принятым решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 № 103, руководствуясь статьей 35 Устава города Новосибирска, Совет депутатов города Новосибирска решил:
1. Принять городскую целевую программу "Дети и город" на 2009 - 2011 годы (приложение).
2. Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию Совета депутатов города Новосибирска по социальному развитию (Андрейченко А.В.).

Мэр города Новосибирска
В.Ф.ГОРОДЕЦКИЙ





Приложение
к решению
Совета депутатов
города Новосибирска
от 15.10.2008 № 1072

(в ред. решений Совета депутатов г. Новосибирска
от 29.04.2009 № 1202, от 24.06.2009 № 1260,
от 28.10.2009 № 1421, от 23.12.2009 № 1494)

ПАСПОРТ
городской целевой программы "Дети и город"
на 2009 - 2011 годы

(в ред. решения Совета депутатов г. Новосибирска
от 28.10.2009 № 1421)
(см. текст в предыдущей редакции)

┌──────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование  │Городская целевая программа "Дети и город"                │
│программы     │на 2009 - 2011 годы                                       │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основание     │Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ "О дополнительных  │
│для разработки│гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,       │
│программы     │оставшихся без попечения родителей";                      │
│              │Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных       │
│              │гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";           │
│              │Федеральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ "Об основах системы│
│              │профилактики безнадзорности и правонарушений              │
│              │несовершеннолетних";                                      │
│              │Федеральный закон от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной │
│              │социальной помощи";                                       │
│              │Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих        │
│              │принципах организации местного самоуправления в Российской│
│              │Федерации";                                               │
│              │распоряжение мэра города Новосибирска от 15.04.2008       │
│              │№ 6735-р "О создании рабочей группы по разработке проекта │
│              │городской целевой программы "Дети и город" на 2009 - 2011 │
│              │годы"                                                     │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Заказчик      │Мэрия города Новосибирска                                 │
│программы     │                                                          │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Разработчики  │Главное управление образования мэрии города Новосибирска; │
│программы     │Главное управление здравоохранения мэрии города           │
│              │Новосибирска;                                             │
│              │управление социальной поддержки населения мэрии города    │
│              │Новосибирска;                                             │
│              │управление культуры мэрии города Новосибирска;            │
│              │управление физической культуры и спорта мэрии города      │
│              │Новосибирска;                                             │
│              │комитет по делам молодежи мэрии города Новосибирска       │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Цель программы│Создание благоприятных условий для духовно-нравственного  │
│              │воспитания, образования детей, их физического             │
│              │совершенствования, укрепления авторитета семьи, базовых   │
│              │семейных ценностей                                        │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Задачи        │Совершенствование системы работы по развитию творческих   │
│программы     │и интеллектуальных способностей детей;                    │
│              │укрепление социально-экономического статуса семьи,        │
│              │предоставление семьям с детьми услуг с учетом их          │
│              │востребованности;                                         │
│              │реализация системы мер по профилактике семейного          │
│              │неблагополучия, социального сиротства;                    │
│              │совершенствование системы социализации детей-сирот        │
│              │и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие     │
│              │семейных форм их жизнеустройства;                         │
│              │создание условий для полноценной жизнедеятельности        │
│              │детей-инвалидов и их интеграции в общество;               │
│              │формирование позитивного общественного мнения о ценностях │
│              │семьи, о многодетных семьях;                              │
│              │развитие современных форм оздоровления детей, семей       │
│              │с детьми, их отдыха и занятости;                          │
│              │повышение квалификации специалистов, работающих с семьей  │
│              │и детьми;                                                 │
│              │информирование населения о реализации мер, направленных   │
│              │на улучшение положения детей, семей с детьми, охрану      │
│              │материнства                                               │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Исполнители   │Департамент образования, культуры, спорта и молодежной    │
│мероприятий   │политики мэрии города Новосибирска;                       │
│программы     │департамент по социальной политике мэрии города           │
│              │Новосибирска;                                             │
│              │департамент транспорта и дорожно-благоустроительного      │
│              │комплекса мэрии города Новосибирска;                      │
│              │Главное управление здравоохранения мэрии города           │
│              │Новосибирска;                                             │
│              │Главное управление образования мэрии города Новосибирска; │
│              │управление социальной поддержки населения мэрии города    │
│              │Новосибирска;                                             │
│              │управление физической культуры и спорта мэрии города      │
│              │Новосибирска;                                             │
│              │информационно-аналитическое управление мэрии города       │
│              │Новосибирска;                                             │
│              │управление культуры мэрии города Новосибирска;            │
│              │комитет по делам молодежи мэрии города Новосибирска;      │
│              │администрации районов города Новосибирска                 │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Срок          │2009 - 2011 годы                                          │
│реализации    │                                                          │
│программы     │                                                          │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Объем         │Финансирование программы осуществляется за счет средств   │
│и источники   │бюджета города в объеме 86127,3 тыс. рублей, в том числе: │
│финансирования│2009 год - 14349,3 тыс. рублей;                           │
│программы     │2010 год - 14256,0 тыс. рублей;                           │
│              │2011 год - 57522,0 тыс. рублей                            │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые     │Увеличение числа детей, включенных в систему выявления,   │
│результаты    │развития и поддержки талантливых детей;                   │
│реализации    │уменьшение числа семей из "группы риска", состоящих       │
│программы     │на учете в органах социальной поддержки населения в связи │
│              │с улучшением их социального положения                     │
│              │и морально-психологического климата в семье;              │
│              │увеличение числа детей-инвалидов, получивших              │
│              │реабилитационные услуги;                                  │
│              │увеличение количества переданных на воспитание в семьи    │
│              │детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;  │
│              │увеличение числа семей и детей, охваченных существующими  │
│              │видами отдыха, оздоровления и занятости;                  │
│              │повышение профессионального уровня компетентности         │
│              │специалистов, работающих с семьями и детьми               │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Контроль      │Мэрия города Новосибирска, Совет депутатов города         │
│за реализацией│Новосибирска                                              │
│программы     │                                                          │
└──────────────┴──────────────────────────────────────────────────────────┘

1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения

В городе Новосибирске проживает более 550 тыс. семей, из них 230 тыс. семей - это многодетные, неполные и полные семьи с 1 - 2 детьми.
В настоящее время в городе действует сеть учреждений, предоставляющих услуги детям и семьям с детьми, в том числе: 237 общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (121115 детей), 55 учреждений дополнительного образования (99220 детей) - многопрофильных, спортивной направленности, загородных оздоровительных центров и лагерей, 240 дошкольных учреждений (38767 детей).
С 2002 года в городе Новосибирске осуществляется городская целевая программа "Дети и город" (на 2002 - 2004 годы, на 2004 - 2008 годы).
За период с 2004 по 2008 год значительно уменьшилось количество безнадзорных детей, улучшилось социально-экономическое положение семей с детьми, созданы условия для развития и поддержки одаренных детей.
Семьи, в которых родились дети, стали получать единовременную материальную помощь (единовременное пособие получили 8745 семей, выплачено 43,725 тыс. рублей). Для семей с детьми появились новые формы оздоровительного отдыха.
Благодаря конкурсу социально значимых проектов удалось осуществить новые проекты по решению проблем молодых семей, неполных отцовских семей, семей с детьми-инвалидами.
В двух районах города разработаны и осуществляются программы по профилактике социального сиротства (экспериментальная площадка в Ленинском районе, программа "Крепкая семья" в Первомайском районе).
Несмотря на принимаемые меры по укреплению института семьи, продолжается трансформация брачно-семейных отношений и традиционных ценностей семьи, растет число однодетных и бездетных семей. Условия жизни значительной части семей еще не позволяют им в полной мере реализовать свою социальную функцию по разностороннему воспитанию детей.
В связи с этим необходимо обратить внимание на принятие мер, направленных на помощь семье при рождении и воспитании детей, в том числе на увеличение сети детских дошкольных учреждений, совершенствование системы опеки и попечительства, на поддержку многодетных семей, семей с нормальными и благополучными отношениями, но испытывающих определенные социально-экономические и жилищные трудности, и на формирование позитивного общественного мнения о ценностях семьи.
Значительно обострились в последнее время вопросы, связанные с решением жилищных проблем, здоровья детей и родителей, особенно многодетных, с недоступностью для многих семей с детьми оздоровительных, спортивных и культурных учреждений. Назрела острая необходимость совершенствования форм оздоровительного отдыха для семей с детьми.
Принимаемые меры по улучшению положения семей с детьми-инвалидами также требуют дальнейшего совершенствования. Действующая сеть специализированных учреждений по реабилитации детей-инвалидов и их социализации обеспечивает этой услугой около 30% нуждающихся в ней детей-инвалидов.
Город Новосибирск богат талантливыми детьми. Тем не менее, необходимо дальнейшее обеспечение условий для максимального раскрытия творческих возможностей одаренных детей, включая создание системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной помощи, проведение оздоровительных мероприятий, поддержку участия детей в различных конкурсах.
Требует продолжения работа по профилактике социального неблагополучия семей с детьми, по повышению качества и доступности социальных услуг для детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Необходимо активизировать работу по внедрению семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, информированию населения о различных формах их жизнеустройства, по социализации выпускников детских домов.
Одна из проблем - недостаточный профессиональный уровень специалистов, работающих с семьями и детьми. Существующие образовательные учреждения и центры не удовлетворяют растущих потребностей в профессиональных кадрах и повышении образовательного уровня специалистов.
Кроме того, наблюдается снижение ответственности родителей за воспитание детей, в связи с чем необходимо организовать информационно-просветительскую работу для родителей.
Городская целевая программа "Дети и город" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) является логическим продолжением предыдущих городских целевых программ и существенным дополнением к действующим областным и городским целевым программам, реализация которых позволяет продолжить работу по улучшению положения детей и семей с детьми.

2. Цель и задачи Программы

Цель Программы: создание благоприятных условий для духовно-нравственного воспитания, образования детей, их физического совершенствования, укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
совершенствование системы работы по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей;
укрепление социально-экономического статуса семьи, предоставление семьям с детьми услуг с учетом их востребованности;
реализация системы мер по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства;
совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм их жизнеустройства;
создание условий для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;
формирование позитивного общественного мнения о ценностях семьи, о многодетных семьях;
развитие современных форм оздоровления детей, семей с детьми, их отдыха и занятости;
повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми;
информирование городского населения о реализации мер, направленных на улучшение положения детей и семей с детьми, охрану материнства.

3. Основные направления реализации Программы

Решение задач, поставленных в Программе, будет осуществляться в рамках реализации следующих направлений:
дети и семья;
одаренные дети;
городские и районные мероприятия;
информационное и кадровое обеспечение.

Дети и семья

Цель: создание условий для полноценного развития и воспитания детей, укрепление института семьи.
Основные направления и задачи указаны в таблице 1.

Таблица 1

┌──┬───────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│№ │    Направление    │                      Задача                      │
│п.│                   │                                                  │
├──┼───────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│1 │         2         │                        3                         │
├──┼───────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│1 │Укрепление духовно-│Духовно-нравственное воспитание                   │
│  │нравственных основ │несовершеннолетних, повышение статуса семьи,      │
│  │семьи, правовая    │укрепление семейных связей;                       │
│  │защита семьи,      │психолого-педагогическая реабилитация детей       │
│  │материнства,       │и подростков средствами русской традиционной      │
│  │детства            │культуры;                                         │
│  │                   │организация информационно-просветительских курсов │
│  │                   │для родителей и детей                             │
├──┼───────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│2 │Дети-сироты        │Создание системы психолого-педагогического,       │
│  │и профилактика     │медико-социального сопровождения детей-сирот,     │
│  │социального        │детей, оставшихся без попечения родителей,        │
│  │сиротства          │находящихся в стационарных учреждениях,           │
│  │                   │в постинтернатный период и в замещающих семьях;   │
│  │                   │обеспечение профессиональной подготовки,          │
│  │                   │личностного и профессионального самоопределения   │
│  │                   │выпускников учреждений интернатного типа, детей   │
│  │                   │из замещающих семей за счет обучения              │
│  │                   │конкурентоспособным профессиям;                   │
│  │                   │развитие форм профилактики социального            │
│  │                   │неблагополучия семей с детьми;                    │
│  │                   │охрана прав и интересов детей;                    │
│  │                   │обеспечение доступности социальной реабилитации   │
│  │                   │и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной│
│  │                   │ситуации;                                         │
│  │                   │создание условий для творческого развития,        │
│  │                   │оздоровления и временной занятости детей,         │
│  │                   │находящихся в трудной жизненной ситуации;         │
│  │                   │выделение социальных мест в дошкольных            │
│  │                   │учреждениях;                                      │
│  │                   │социально-психологическая реабилитация молодых    │
│  │                   │матерей, перенесших операцию на молочной железе   │
├──┼───────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│3 │Семья              │Содействие в обеспечении ресурсами                │
│  │с детьми-инвалидами│специализированных учреждений для детей           │
│  │                   │с ограниченными возможностями в целях проведения  │
│  │                   │комплексной реабилитации детей-инвалидов;         │
│  │                   │обеспечение территориальной доступности           │
│  │                   │комплексной реабилитации детей с ограниченными    │
│  │                   │возможностями;                                    │
│  │                   │включение детей и подростков с ограниченными      │
│  │                   │возможностями в профессиональную деятельность;    │
│  │                   │внедрение методик социальной адаптации            │
│  │                   │детей-инвалидов в условиях семьи;                 │
│  │                   │улучшение материального положения семей,          │
│  │                   │воспитывающих детей-инвалидов, через систему      │
│  │                   │социальных выплат                                 │
├──┼───────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│4 │Организация отдыха,│Развитие различных форм отдыха, оздоровления      │
│  │оздоровления       │и занятости детей по месту жительства;            │
│  │и занятости детей  │организация оздоровительного отдыха молодых семей │
│  │                   │с детьми                                          │
└──┴───────────────────┴──────────────────────────────────────────────────┘

Одаренные дети

Цель: обеспечение благоприятных условий для развития и адресной поддержки детей, одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
выявление и поддержка одаренных детей, проживающих в городе Новосибирске;
совершенствование системы работы с одаренными детьми, в том числе на основе инновационных технологий.

Городские и районные мероприятия

Цель: проведение мероприятий, направленных на повышение роли семьи, отцовства, материнства.
Задачи:
проведение конкурсов социально значимых проектов по решению проблем семьи и детей;
проведение мероприятий: Дня матери, Дня семьи, Дня защиты детей, мероприятий, подготовленных структурными подразделениями мэрии города Новосибирска;
развитие социального партнерства с общественными организациями и распространение положительного опыта семейного воспитания через социально значимые мероприятия.

Информационное и кадровое обеспечение

Цель: подготовка кадров для работы с семьями и детьми, информирование городского сообщества о ходе реализации Программы.
Задачи:
повышение профессиональной квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми;
изготовление буклетов, памяток, листовок, видеоматериалов по вопросам семьи и детства;
изготовление и размещение баннеров социальной рекламы по проблемам семьи и детства;
освещение хода реализации Программы в средствах массовой информации.

4. Механизм реализации и контроль
за ходом исполнения Программы

Исполнители Программы в соответствии с программными мероприятиями определяют объем работ и финансирования, сроки выполнения поставленных задач, непосредственного исполнителя данной задачи, сроки и формы отчетности, осуществляют контроль за ходом исполнения программных мероприятий.
(в ред. решения Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 № 1260)
(см. текст в предыдущей редакции)
Текущий мониторинг за ходом реализации Программы осуществляют:
департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска;
департамент по социальной политике мэрии города Новосибирска.
Контроль за исполнением Программы осуществляют мэрия города Новосибирска, Совет депутатов города Новосибирска.
Контроль эффективности и целевого использования средств осуществляет контрольно-счетная палата города Новосибирска.
Ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информация о ходе исполнения мероприятий Программы за счет средств бюджета города представляется заместителю мэра города Новосибирска, Совету депутатов города Новосибирска.
Отчет за первое полугодие представляется до 25 июля текущего года, за отчетный год - до 25 января года, следующего за отчетным, с приложением аналитических материалов.

5. Оценка эффективности и ожидаемые результаты
реализации Программы

Оценка эффективности Программы будет определяться следующими показателями:
увеличение числа детей, включенных в систему выявления, развития и поддержки талантливых детей: 4000 человек (2009 год), 4500 человек (2010 год), 5000 человек (2011 год);
увеличение числа детей - участников конкурсных мероприятий, проведенных для выявления детей, одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности (таблица 2):

Таблица 2

Число детей, охваченных мероприятиями

┌──┬──────────────────────────────────────┬───────────────────────┐
│№ │      Наименование структурного       │Число детей, охваченных│
│п.│      подразделения мэрии города      │     мероприятиями     │
│  │             Новосибирска             ├───────────────────────┤

]]>
│      │дополнительного           │     │     │     │     │      │       │       │       │       │        │        │для деятельности учреждений│
│      │образования               │     │     │     │     │      │       │       │       │       │        │        │дополнительного образования│
├──────┴──────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼────────┼───────────────────────────┤
│       Итого по разделу 4:       │     │     │     │     │      │ 746,9 │ 880,0 │8193,0 │9819,9 │        │        │                           │
├─────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼────────┼───────────────────────────┤
│       Итого:                    │     │     │     │     │      │14349,3│14256,0│57522,0│86127,3│        │        │                           │
└─────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴──────┴───────┴───────┴───────┴───────┴────────┴────────┴───────────────────────────┘

Примечания: используемые сокращения:
УСПН - управление социальной поддержки населения мэрии города Новосибирска;
ГУО - Главное управление образования мэрии города Новосибирска;
ГУЗ - Главное управление здравоохранения мэрии города Новосибирска;
УК - управление культуры мэрии города Новосибирска;
УФКиС - управление физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска;
ДТиДБК - департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска;
КДМ - комитет по делам молодежи мэрии города Новосибирска;
ИАУ - информационно-аналитическое управление мэрии города Новосибирска;
МУ ГЦПСС - муниципальное учреждение "Городской центр профилактики социального сиротства";
ГЦОиЗ - городской центр образования и здоровья;
ДЮСШ - детская юношеская спортивная школа;
НОУ - негосударственное образовательное учреждение;
МУК ЦГДБ - муниципальное учреждение культуры Централизованная городская детская библиотека;
ГООИ - городская общественная организация инвалидов;
БГ - бюджет города;
ДЦП - детский церебральный паралич.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru