Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тульская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2007 г. по делу № А68-2065/07-8/АП

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2007 г. Решение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2007 г.
Арбитражный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Андреевой Е.В., судей Драчен А.В., Рыжиковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ПБОЮЛ Савенковой А.А. к Собранию представителей МО Ефремовский район Тульской области о признании недействующим решение Собрания представителей МО Ефремовский район от 14.12.2006 № 13-113 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся на территории МО Ефремовский район", третье лицо - администрация МО Ефремовский район Тульской области,
при участии в заседании:
от заявителя - Савенкова А.А., паспорт,
от Собрания представителей МО "Ефремовский район" - не явился, извещен,
от администрации - не явился, извещен,

установил:

Постановлением главы МО "Город Ефремов и Ефремовский район Тульской области" от 20.08.2004 № 922 индивидуальному предпринимателю Савенковой А.А. из земель поселения был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 71:27:020107:0057, площадью 260 кв. м, расположенный по адресу: Тульская область, г. Ефремов, Юго-Западный район, ул. Интернациональная для строительства кафе в аренду сроком на 3 года согласно прилагаемому кадастровому плану.
В целях реализации настоящего Постановления 02.09.2004 между администрацией МО "Город Ефремов и Ефремовский район Тульской области" (далее - арендодатель) и ПБОЮЛ Савенковой А.А. (далее - арендатор) был заключен договор аренды земельного участка № 532 на срок до 20.08.2007. Согласно пункту 2.1 договора аренды расчет годовой арендной платы осуществляется в соответствии с Методикой определения величины арендной платы за пользование земельным участком, утвержденной решением Совета народных депутатов МО "Город Ефремов и Ефремовский район Тульской области" второго созыва от 19.12.2003 № 16-113 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся на территории муниципального образования "Город Ефремов и Ефремовский район Тульской области" (приложение № 1), и на момент заключения договора арендная плата составила сумму 5045,35 руб. в год.
Данной Методикой величина годовой арендной платы на земельный участок определялась исходя из произведения площади земельного участка на соответствующую ставку земельного налога и коэффициент территориальной зоны.
Пунктом 2.3 договора аренды предусмотрено, что размер годовой арендной платы может быть пересмотрен в случае централизованного изменения базовых ставок арендной платы, вида деятельности арендатора (в рамках использования арендуемого земельного участка) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами.
Решением Собрания представителей МО Ефремовский район третьего созыва от 21.12.2005 № 5-21 "О внесении изменений и дополнений в приложение № 1 к решению Совета народных депутатов МО "Город Ефремов и Ефремовский район Тульской области" второго созыва от 19.12.2003 № 16-113 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся на территории МО "Город Ефремов и Ефремовский район Тульской области" были внесены изменения в приложение № 1 к решению Совета народных депутатов МО "Город Ефремов и Ефремовский район Тульской области" второго созыва от 19.12.2003 № 16-113 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся на территории муниципального образования "Город Ефремов и Ефремовский район Тульской области" в части расчета величины арендной платы за земельный участок, а именно: ставка земельного налога за 1 кв. м заменена на базовую ставку арендной платы за 1 кв. м. Решением Собрания представителей МО Ефремовский район от 21.12.2005 № 5-21 были утверждены базовые ставки арендной платы, применяемые при расчете величины арендной платы за пользование земельными участками на территории МО Ефремовский район для строительства объектов общественного питания с 01.01.2006 в размере 50 руб. за 1 кв. м в год.
В результате принятия оспариваемого решения размер арендной платы, которую должна уплачивать предприниматель Савенкова А.А. с 01.01.2006 за аренду земельного участка под строительство кафе, увеличился до 53560 руб. в год.
Решением Собрания представителей МО Ефремовский район от 14.12.2006 № 13-113 было утверждено Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся на территории МО Ефремовский район, с приложениями № 1, 2. Пункт 1 решения Совета народных депутатов МО "Город Ефремов и Ефремовский район Тульской области" от 19.12.2003 № 16-113 признан утратившим силу.
Согласно пункту 6 названного Положения расчет размера арендной платы производится в соответствии с Методикой определения величины арендной платы за пользование земельным участком (приложение № 2).
В результате принятия оспариваемого решения размер арендной платы, которую должна уплачивать предприниматель Савенкова А.А. с 01.01.2007 за аренду земельного участка под строительство кафе, увеличился до 58916 руб. в год, так как базовая ставка арендной платы, применяемая при расчете величины арендной платы за пользование земельным участком, предоставленным под строительство объекта общественного питания индивидуальным предпринимателям, составляет 55 руб. за 1 кв. м.
Считая, что оспариваемый акт нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как создает дискриминационные условия для отдельных арендаторов земельных участков, предприниматель Савенкова А.А. обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействующим решения Собрания представителей МО Ефремовский район от 14.12.2006 № 13-113 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся на территории МО Ефремовский район".
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве от 13.08.2007.
Третье лицо возражало против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве от 13.08.2007 № ВУ-13-02-08/1847.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает требование заявителя законным и обоснованным в части. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления могут быть оспорены в арбитражном суде в соответствии со статьей 52 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами оплаты за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Согласно статье 11 Устава муниципального образования Ефремовский район, утвержденного Собранием представителей МО Ефремовский район 24.05.2005, структуру органов местного самоуправления муниципального образования составляют Собрание представителей МО Ефремовский район; глава МО Ефремовский район; администрация МО Ефремовский район, наделенные Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального образования Ефремовский район.
В соответствии со статьей 6 Устава МО Ефремовский район к вопросам местного значения относятся местные финансы, формирование, утверждение и использование бюджета муниципального образования, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального образования, решение других финансовых вопросов местного значения.
В силу статьи 15-1 Устава МО Ефремовский район в исключительной компетенции Собрания представителей находится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 60 Устава МО установлено, что Собрание представителей муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Тульской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (статья 62 Устава МО Ефремовский район).
Пунктом 6 Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся на территории МО Ефремовский район, утвержденного решением Собрания представителей МО Ефремовский район от 14.12.2006 № 13-113 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся на территории муниципального образования Ефремовский район", определено, что расчет размера арендной платы производится в соответствии с Методикой определения величины арендной платы за пользование земельным участком.
Статьей 21 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 (в редакции от 29.11.2004) "О плате за землю" установлено, что размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Таким образом, суд пришел к выводу, что оспариваемый нормативный акт принят полномочным органом.
Исходя из анализа статьи 65 Земельного кодекса РФ во взаимосвязи со статьей 36 Земельного кодекса РФ суд приходит к выводу о двойственном характере арендной платы за землю. С одной стороны, это платеж за пользование землей по гражданско-правовому договору, с другой - она носит фискальный характер, так как собственник объекта недвижимости имеет право выбора между арендой земельного участка либо выкупом его в собственность. При этом собственник объекта недвижимости лишен возможности выбора арендодателя и условий аренды.
Отсутствуют единые принципы определения размера арендной платы, поскольку указанный порядок не установлен. Отношения между арендодателем и арендатором регулируются договором, который не содержит ограничений по определению размера арендной платы. Обязанность устанавливать арендную плату в зависимости от кадастровой стоимости земли законодательством не установлена.
В условиях, когда порядок определения арендной платы Правительством РФ и органами государственной власти Тульской области не определен и исходя из принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции РФ, суд считает необходимым применять к порядку установления арендной платы за землю требования статьи 3 Налогового кодекса РФ, касающиеся экономического обоснования размера арендной платы и недискриминационного характера таких платежей.
Данная позиция согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 08.10.1997 № 13-П и определении от 11.05.2004 № 209-О.
В названных актах Конституционный Суд РФ применительно к ставкам земельного налога указывает, что в отсутствие единых правил дифференциацию названных ставок в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Таким образом, орган местного самоуправления не может устанавливать размер арендной платы за землю произвольно, а должен исходить из экономического обоснования, основанного на оценке местоположения и градостроительной ценности земельных участков, анализе и оценке экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, дифференциации ставки арендной платы на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Исходя из положений части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял акт.
Решением Собрания представителей МО Ефремовский район от 14.12.2006 № 13-113 было утверждено Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся на территории МО Ефремовский район, с приложениями № 1, 2. Пункт 1 решения Совета народных депутатов МО "Город Ефремов и Ефремовский район Тульской области" от 19.12.2003 № 16-113 признан утратившим силу.
Согласно пункту 6 названного Положения расчет размера арендной платы производится в соответствии с Методикой определения величины арендной платы за пользование земельным участком (приложение № 2).
Величина арендной платы за земельный участок определяется по формуле:

АП = S x Ап1

Ап1 = Сап x (Кз x Ки x Коц), где

S - площадь арендуемого земельного участка;
Ап1 - арендная плата за 1 кв. м;
Сап - базовая ставка арендной платы за 1 кв. м в год;
Кз - коэффициент территориальной зоны;
Ки - коэффициент использования земельного участка;
Коц - коэффициент градостроительной ценности.
Решением Собрания представителей МО Ефремовский район от 28.05.2007 № 4-34 "О внесении дополнений в приложение 2 к Положению о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся на территории МО Ефремовский район, утвержденному решением Собрания представителей МО Ефремовский район от 14.12.2006 № 13-113" указанное Положение было дополнено пунктом 5, в котором показан порядок расчета базовой ставки арендной платы за 1 кв. м:

Сап = Укс x Ку, где

Укс - средний удельный показатель кадастровой стоимости земли;
Ку - коэффициент функционального использования земельного участка.
Согласно таблице 4, являющейся приложением к решению № 4-34 от 28.05.2007, коэффициент функционального использования для индивидуальных предпринимателей, которым земельный участок предоставлен для строительства объектов общественного питания, предусмотрен в размере 0,088, а под объектами общественного питания составляет цифру 0,0088.
Таким образом, размер годовой арендной платы предпринимателя Савенковой А.А. рассчитан следующим образом:

АП = 260 кв. м x (623 x 0,088) x (2 x 1 x 2,06) = 58787 руб.


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Собрания представителей муниципального образования Ефремовский район № 13-113 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся на территории муниципального образования Ефремовский район" издано 14.12.2006, 14.12.2007.

Таким образом, решением Собрания представителей МО Ефремовский район от 14.12.2007 № 13-113 был утвержден размер базовой ставки арендной платы за 1 кв. м земли в год, рассчитанный с применением коэффициента функционального использования земельного участка, который ранее не был предусмотрен при расчете арендной платы за пользование земельным участком.
Как указывалось ранее, коэффициент функционального использования является различным для индивидуальных предпринимателей, использующих предоставленный земельный участок для эксплуатации объектов общественного питания - 0,0088 и предоставленный для строительства объекта общественного питания - 0,088.
Согласно пояснению представителя Собрания представителей МО Ефремовский район в качестве основания для установления размера арендной платы депутатами Собрания представителей принималось во внимание то обстоятельство, что в последние годы предприниматели, арендующие участки муниципальной земли, неоправданно затягивают освоение данных участков, используют их не по назначению, умышленно не вводят в эксплуатацию построенные здания и сооружения, что негативно влияет на формирование доходной части бюджета.
Поскольку назначение предоставленных земельных участков в обоих случаях является одинаковым, суд считает применение различных значений коэффициента функционального использования незаконным. Такой подход нарушает принципы, указанные в статье 19 Конституции РФ и статье 3 НК РФ, и создает дискриминационные условия для владельцев земельных участков на праве аренды.
Таким образом, решение Собрания представителей МО Ефремовский район от 14.12.2006 № 13-113 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся на территории МО Ефремовский район" не соответствует статье 19 Конституции РФ, статье 65 Земельного кодекса РФ и статье 3 НК РФ в части установления значения коэффициента функционального использования земельного участка индивидуальным предпринимателям, использующим его для строительства объекта общественного питания.
Суд считает, что в данном случае должен применяться коэффициент функционального использования одного значения - 0,0088, так как он предусмотрен для расчета базовой ставки арендной платы для объектов одного назначения.
На основании пункта 2 части 2 статьи 195 АПК РФ данное решение признается судом недействующим в части определения значения коэффициента функционального использования для индивидуальных предпринимателей, использующих земельный участок для строительства объекта общественного питания, указанного в пункте 5 приложения 2 к оспариваемому решению. В остальной части требования предпринимателя Савенковой А.А. не подлежат удовлетворению, поскольку решение Собрания представителей МО Ефремовский район от 14.12.2006 № 13-113 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся на территории МО Ефремовский район" соответствует статье 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 21 Закона "О плате за землю", статьям 11, 65 ЗК РФ.
Руководствуясь статьями 29, 104, 167 - 170, 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление ПБОЮЛ Савенковой А.А. удовлетворить в части.
Признать недействующим решение Собрания представителей МО Ефремовский район Тульской области от 14.12.2006 № 13-113 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся на территории МО Ефремовский район" как не соответствующее статье 19 Конституции РФ, статье 65 Земельного кодекса РФ, статье 3 Налогового кодекса РФ в части определения значения коэффициента функционального использования для индивидуальных предпринимателей, использующих земельный участок для строительства объекта общественного питания, указанного в пункте 5 приложения 2 данного решения.
В остальной части требования предпринимателя Савенковой А.А. не подлежат удовлетворению, поскольку решение Собрания представителей МО Ефремовский район от 14.12.2006 № 13-113 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся на территории МО Ефремовский район" соответствует статье 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 21 Закона "О плате за землю", статьям 11, 65 ЗК РФ.
Возвратить предпринимателю Савенковой А.А. из федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 100 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в месячный срок после его принятия.

Председательствующий
Е.В.АНДРЕЕВА

Судьи
А.В.ДРАЧЕН
Н.А.РЫЖИКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru