Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 ноября 2009 г. № 33-1987

(извлечение)

Судебная коллегия рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления федеральной регистрационной службы по Рязанской области на решение Советского районного суда гор. Рязани от 16 сентября 2009 г., которым постановлено.
Признать действия Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области по регистрации 9 июня 2009 года прекращения сервитута земельного участка с кадастровым номером 62: 29: 012 00 05: 0021, расположенного по адресу установленному относительно ориентира очистные сооружения, расположенного в границах участка, адрес ориентира: гор. Рязань, р-н Турлатово, 1, соор. 1 - соор. 4, Ряжское шоссе, соор. 15а, незаконными.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи, объяснения представителя Управления федеральной регистрационной службы по Рязанской области Г.Л.А., поддержавшей кассационную жалобу, объяснения представителя П.А.И. по доверенности Ю.А.Е., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

П.А.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области. В обоснование требований указал, что 9 июня 2009 года регистратор Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области на основании заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Минэкономразвития России по Рязанской области приняла решение о регистрации прекращения права ограниченного пользования (сервитута) земельного участка 62:29:012 00 05:0021, расположенного по адресу: гор. Рязань, р-н Турлатово.
Данное решение заявитель считает незаконным, поскольку 16.05.2008 между ним и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Минэкономразвития России по Рязанской области было заключено соглашение № 1 об установлении частного сервитута данного земельного участка, зарегистрированное Управлением росрегистрации по Рязанской области. Сервитут установлен в целях прокладки и эксплуатации линии электропередачи, является срочным, возмездным и поставлен на кадастровый учет в Территориальном отделе по гор. Рязани Управления Роснедвижимости по Рязанской области.
3 июня 2009 года заместитель руководителя ТУ ФАУГИ Минэкономразвития России по Рязанской области вынес распоряжение № 349-р о прекращении права ограниченного пользования (сервитута) земельного участка, в соответствии с которым сервитут, а также соглашение о сервитуте прекращены в одностороннем порядке. На основании указанного распоряжения Управлением росрегистрации по Рязанской области было зарегистрировано прекращение сервитута, что противоречит нормам ст. 420 ч. 1, 450, 452, 276 ГК РФ, в соответствии с которыми договор может быть расторгнут лишь по соглашению сторон либо в судебном порядке. ТУ ФАУГИ Минэкономразвития России по Рязанской области не обращалось в суд с требованием о прекращении сервитута, также между ними не заключалось соглашения о прекращении сервитута.
Регистрация прекращения сервитута нарушает его право ограниченно пользоваться земельным участком в целях прокладки и эксплуатации линии электропередачи, которая не построена. Кроме того, ТУ ФАУГИ Минэкономразвития России по Рязанской области после прекращения сервитута преобразовало земельный участок с кадастровым номером 62:29:012 00 05:0021 на шесть земельных участков без сохранения сервитута.
П.А.И. просил признать действия Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области по регистрации 9 июня 2009 года прекращения сервитута земельного участка с кадастровым номером 62: 29: 012 00 05: 0021, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира очистные сооружения, расположенного в границах участка, адрес ориентира: гор. Рязань, р-н Турлатово, 1, соор. 1 - соор. 4, Ряжское шоссе, соор. 15а, незаконными.
Суд удовлетворил требования, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе Управление федеральной регистрационной службы по Рязанской области просит отменить решение, ссылаясь на его незаконность, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушением норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия полагает, что оснований для отмены постановленного решения не имеется.
Судом установлено, что 16.05.2008 между П.А.И. и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Минэкономразвития России по Рязанской области было заключено соглашение № 1 об установлении частного сервитута земельного участка, по которому собственник - ТУ ФАУГИ по Рязанской области предоставило пользователю П.А.И. для обеспечения прокладки инженерных коммуникаций право ограниченного пользования (сервитут) земельным участком участка с кадастровым номером 62: 29: 012 00 05: 0021, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира очистные сооружения, расположенного в границах участка, адрес ориентира: гор. Рязань, р-н Турлатово, 1, соор. 1 - соор. 4, Ряжское шоссе, соор. 15а, назначение земельного участка - для обслуживания административно-производственных зданий и сооружений, принадлежащих собственнику на праве собственности на срок прокладки инженерных коммуникаций - строительства, эксплуатации и обслуживание высоковольтной линии электропередачи в пределах предусмотренного договором земельного коридора. Распоряжением № 349-р от 3 июня 2009 года заместителя руководителя ТУ ФАУГИ Минэкономразвития России по Рязанской области право ограниченного пользования (сервитута) земельного участка с кадастровым номером 62: 29: 012 00 05:0021 прекращено в одностороннем порядке ввиду отпадения оснований установления сервитута.
9 июня 2009 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Рязанской области на основании заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Минэкономразвития России по Рязанской области и распоряжения № 349-р от 3 июня 2009 года зарегистрировано прекращение права ограниченного пользования (сервитута) земельного участка 62:29:012 00 05:0021.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявление П.А.И. подлежит удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы Управления федеральной регистрационной службы по Рязанской области о неправильном применении судом норм материального права, не могут являться основанием для отмены постановленного решения. В жалобе указано на незаконность применения требований п. 21 "Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки", утвержденных приказом Министерства юстиции РФ № 132 от 26.07.2004, в силу их рекомендательного характера и иных оснований прекращения сервитута. Вместе с тем, указанная норма права рекомендует в качестве документов - оснований, подтверждающих досрочное прекращение сервитута на земельный участок, истребовать соглашение о прекращении сервитута, заключенное собственником земельного участка и лицом, в пользу которого установлен сервитут либо решение суда о прекращении сервитута. Пункт 21 названных методических рекомендаций, указанный в решении суда, не противоречит требованиям п. 1 ст. 276 ГК РФ и ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на которые имеется ссылка в кассационной жалобе. Подробный анализ норм материального права, приведенный в решении суда, не противоречит его выводам о том, что в силу указанных норм материального права односторонний отказ от исполнения соглашения об установлении частного сервитута на земельный участок недопустим. При отпадении оснований, по которым сервитут был установлен, у собственника земельного участка возникает право требования прекращения сервитута. Указание в жалобе на то, что спорные правоотношения связаны не с досрочным прекращением сервитута, а с отпадением оснований, по которым он был установлен, не соответствует соглашению об установлении частного сервитута. Согласно п. 1.4 в совокупности с п. 2.3 соглашения № 1 от 16.05.2008 сервитут устанавливался на срок прокладки инженерных коммуникаций при осуществлении пользователем сервитута строительства, эксплуатации и обслуживания высоковольтной линии электропередачи в пределах указанного в соглашении земельного коридора. Управлением федеральной регистрационной службы по Рязанской области не представлено документов, представленных вместе с заявлением К.Н.А. по доверенности от Российской Федерации, и подтверждающих окончание пользователем строительства, эксплуатации и обслуживания высоковольтной линии электропередачи на установленном соглашением земельном участке. Ссылка на законность одностороннего прекращения соглашения сторон распоряжением № 349-р от 03.06.2009 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Минэкономразвития России по Рязанской области не соответствует требованиям норм материального права.
Доводы жалобы о том, что в настоящее время спорный объект ликвидирован в связи с преобразованием в шесть самостоятельных объектов, также не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку не относятся к обстоятельствам, имеющим значение для дела, и поэтому не имеют значения для проверки законности и обоснованности постановленного решения.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда гор. Рязани от 16 сентября 2009 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления федеральной регистрационной службы по Рязанской области - без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru