Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2009 г. № 1004

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
В АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ

В соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", постановлениями администрации города от 11.10.2005 № 2399 "О дальнейшем развитии Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) г. Перми", от 24.11.2006 № 2314 "Об утверждении Положения о городском звене Пермской краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 20.03.2008 № 197 "О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми", долгосрочной целевой программой "Безопасный город" на 2009-2012 годы, утвержденной Постановлением администрации города от 24.11.2008 № 1102, с целью совершенствования системы управления безопасностью в городе Перми постановляю:

1. Утвердить прилагаемую концепцию управления безопасностью в администрации города Перми.
2. Функциональным и территориальным органам, функциональным подразделениям администрации города Перми организовать реализацию концепции управления безопасностью в администрации города Перми.
3. Настоящее Постановление вступает в силу с момента подписания.
4. Управлению по общим вопросам администрации города обеспечить опубликование постановления в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь".
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Перми - начальника департамента общественной безопасности администрации города Перми Гончарова И.В.

И.о. главы администрации города
А.Ю.МАХОВИКОВ





УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
администрации города
от 22.12.2009 № 1004

КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ

1. Общие положения

Концепция управления безопасностью в администрации города Перми (далее - Концепция) разработана в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, и долгосрочной целевой программой "Безопасный город" на 2009-2012 годы, утвержденной Постановлением администрации города от 24.11.2008 № 1102.
Основной целью настоящей Концепции является совершенствование системы управления безопасностью в администрации города Перми, направленной на создание условий для перехода от практики экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации к стратегии мониторинга угроз безопасности, прогнозирования и опережающей профилактики в отношении выявляемых точек риска.
Основными задачами Концепции являются:
распределение ответственности и регламентация взаимодействия функциональных и территориальных органов, функциональных подразделений администрации города Перми в вопросах безопасности,
описание основных процессов управления безопасностью в администрации города Перми и их взаимосвязей,
разработка концепции информационно-аналитической системы мониторинга безопасности.

2. Правовая база Концепции

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Закон Пермского края от 24.11.2006 № 31-КЗ "Об обеспечении пожарной безопасности в Пермском крае".
Закон Пермского края от 12.03.2007 № 12-ПК "О защите населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановление Правительства Пермского края от 20.10.2006 № 52-п "Об утверждении Положения о Пермской краевой подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Постановление Правительства Пермского края от 15.06.2007 № 117-п "О силах и средствах Пермской краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Постановления администрации города:
от 11.10.2005 № 2399 "О дальнейшем развитии Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) г. Перми",
от 24.11.2006 № 2314 "Об утверждении Положения о городском звене Пермской краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций",
от 19.11.2007 № 480 "Об организации первичных мер пожарной безопасности на территории города Перми",
от 20.03.2008 № 197 "О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми".

3. Основные понятия и термины

Понятия и термины, используемые в Концепции:
Автоматизированная информационно-аналитическая система мониторинга безопасности - совокупность программных и аппаратных средств, обеспечивающих сбор, обработку, мониторинг, анализ и прогнозирование информации о событиях, которые могут оказывать влияние на безопасность в городе Перми.
Агломерация - компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями.
Геоинформационная подсистема - подсистема, предназначенная для графической визуализации и анализа пространственных данных и связанной с ними информации.
Дежурно-диспетчерская служба - служба, осуществляющая прием обращений от граждан и организаций, занимающаяся сбором, регистрацией, обработкой и обменом информацией в сфере обеспечения безопасности.
Единая дежурно-диспетчерская служба - информационное объединение дежурно-диспетчерских служб - участников единой дежурно-диспетчерской службы.
Информационный центр единой дежурно-диспетчерской службы - совокупность дежурных сил и технических средств, обеспечивающих работу единой дежурно-диспетчерской службы.
Коммунально-бытовые услуги - услуги бань, прачечных, химчисток.
Мониторинг - систематический сбор, отслеживание и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решений.
Многофакторный анализ - исследование взаимосвязей между большим количеством факторов и показателей.
Мультисервисная сеть передачи данных - сеть передачи данных, позволяющая предоставить клиенту несколько услуг (Интернет, телефония, передача данных и видео) по одной абонентской линии. Используется для передачи информации между модулями информационно-аналитической системы мониторинга безопасности.
Муниципальный центр мониторинга безопасности - организационная структура, решающая задачи мониторинга, анализа и прогнозирования состояния безопасности в городе.
Нижний бьеф - часть канала, примыкающая к водоподпорному сооружению, находящаяся ниже по течению.
Ответственные функциональные органы - функциональные органы администрации города Перми, на которые возложена ответственность за мониторинг и участие в организации профилактики угроз безопасности.
Подсистема экстренной связи "Гражданин-милиция" - подсистема, обеспечивающая голосовую связь с экстренными службами в местах массового пребывания людей с возможностью организации односторонней видеосвязи с инициатором обращения.
Показатели безопасности - показатели, характеризующие состояние безопасности в разрезе различных видов угроз.
Процесс - связанная группа задач, инициированная в ответ на какое-либо событие, которая совместно создает результат, ценный для потребителя процесса.
Социально обусловленные болезни - туберкулез, вирусные гепатиты, заболевания, передающиеся половым путем.
Суффозия - разрушение горных пород вследствие выщелачивания и выноса подземными водами минеральных частиц грунта.
Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Чрезвычайное происшествие - состояние (событие), представляющее угрозу для жизни людей и материальных ценностей, находящееся ниже пороговых значений чрезвычайной ситуации, создающее угрозу (являющееся источником) чрезвычайной ситуации.
Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и(или) иными формами противоправных насильственных действий.
Экстремизм - пропаганда исключительности, превосходства человека, нарушение его прав, свобод и законных интересов, возбуждение розни по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, призывы к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации.
Call-центр - автоматизированная система обработки телефонных вызовов, представляющая собой комплекс аппаратных и программных средств на базе автоматической телефонной станции.

4. Возможные угрозы безопасности города

Для города Перми в настоящее время актуальными являются следующие виды угроз:
криминальные угрозы,
угрозы дорожно-транспортной безопасности,
угрозы в сфере жилищно-коммунального хозяйства,
угрозы пожарной безопасности,
техногенные угрозы,
экологические угрозы,
природные угрозы,
угрозы санитарно-эпидемиологического характера,
социальные угрозы,
информационные угрозы,
угрозы экстремизма и терроризма.

4.1. Криминальные угрозы

Усиление криминализации всех сторон жизни общества нарушает условия нормальной жизни в городе и наносит серьезный ущерб привлечению инвестиций.
К основным криминальным угрозам относятся:
высокий текущий уровень преступности,
распространение преступлений против собственности,
рост преступлений против личности,
рост преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения,
значительная доля несовершеннолетних преступников,
распространение преступлений в общественных местах, в том числе уличной преступности,
рост преступлений в сфере экономики,
проникновение преступных элементов во властные и правоохранительные структуры города, коррупция в органах власти.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение криминальных угроз, являются:
большое количество учреждений отбывания наказаний на территории Пермского края,
наличие значительного количества людей группы риска: ведущих асоциальный образ жизни, освободившихся из мест заключения, трудовых мигрантов из других стран,
низкий уровень жизни значительной части населения,
влияние экономического кризиса и роста безработицы,
несовершенство законодательства,
коррупция в органах власти.

4.2. Угрозы дорожно-транспортной безопасности

В связи с увеличением количества автотранспорта на улицах города возрастает проблема безопасности дорожного движения.
К основным угрозам дорожно-транспортной безопасности относятся:
высокое количество дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий,
низкий уровень безопасности и ненормативное состояние существующей транспортной инфраструктуры города,
отсутствие безопасных подходов ко многим объектам социальной сферы,
высокая степень износа общественного транспорта.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз дорожно-транспортной безопасности, являются:
перегруженность и ненормативное состояние дорог на территории города,
значительное увеличение уровня автомобилизации населения,
слабая подготовка водителей в автошколах,
нарушение правил дорожного движения водителями и пешеходами,
недостаток финансовых ресурсов, необходимых для повышения безопасности транспортной инфраструктуры города,
недостаточный контроль за работой перевозчиков, работающих на маршрутах общественного транспорта.

4.3. Угрозы в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Для нормальной жизнедеятельности города и его населения жизненно важное значение имеет устойчивость работы объектов жилищно-коммунального хозяйства.
К основным угрозам коммунально-бытового и жилищного характера относятся:
рост количества непригодного для проживания и аварийного жилья,
увеличение количества аварий на коммунальных сетях,
несоответствие параметров коммунальных сетей современному уровню развития жилищного строительства,
снижение уровня доступности оказания коммунально-бытовых услуг населению,
значительная задолженность потребителей за предоставленные услуги.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз аварий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, являются:
наличие значительного количества старых домов, которые могут перейти в ближайшие годы в разряд непригодных для проживания и аварийных,
высокий уровень износа сетей коммунального водоснабжения и канализации,
значительное количество домов, нуждающихся в капитальном ремонте,
нехватка мощностей коммунальных сетей в отдельных районах города,
медленное внедрение новых технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

4.4. Угрозы пожарной безопасности

Большая площадь города, значительное количество критически важных и потенциально опасных объектов, значительное количество микрорайонов с частным жилым сектором и отсутствием развитой сети централизованного противопожарного водоснабжения, расположение объектов экономики и населенных пунктов в лесопосадках создают угрозу массовых пожаров.
К основным угрозам пожарной безопасности относятся:
увеличение числа крупных пожаров,
возникновение пожаров в местах массового пребывания людей,
старение и приход в негодность противопожарной инфраструктуры,
невозможность прибытия пожарных подразделений к месту пожара в течение установленного нормативного времени вследствие недостаточного количества пожарных депо, перегруженности автомобильных магистралей и затруднения беспрепятственного проезда к объектам,
рост количества аварий, связанных со взрывом бытового газа,
отсутствие источников противопожарного водоснабжения и проездов к объектам вновь возводимого индивидуального жилья,
массовое строительство высотных домов без развития соответствующей противопожарной инфраструктуры,
пожары в городских лесах.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз пожарной безопасности, являются:
наличие бесхозяйных строений,
рост количества непригодного для проживания и аварийного жилья,
значительное количество поджогов,
обилие тополиного пуха на улицах города Перми в летний период времени,
укоренившаяся практика сжигания мусора,
нарушение требований пожарной безопасности при организации массовых мероприятий, проведении хозяйственных работ, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений,
неосторожное обращение населения с огнем в быту.

4.5. Техногенные угрозы

Источником возникновения техногенных событий является концентрация большого количества предприятий, жилых зданий и сооружений внутри ограниченной территории города Перми с высокой плотностью населения.
К основным техногенным угрозам относятся:
аварии на производственных объектах и транспорте с травмами и гибелью людей, нанесением значительного ущерба окружающей среде,
затопление обширных территорий вследствие разрушения гидротехнических механизмов и сооружений Камской гидроэлектростанции,
падение самолетов, пролетающих над жилыми кварталами города,
обрушение зданий и сооружений в связи с их ветхостью или ошибками, допущенными при проектировании, строительстве, эксплуатации,
полное или частичное обрушение зданий и сооружений под влиянием активизировавшихся геологических процессов: оползней, просадок, подтопления, суффозии или в результате ухудшения свойств грунтов и потери их несущей способности.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение техногенных угроз, являются:
повышенная концентрация потенциально опасных объектов в черте города,
старение основных производственных фондов, жилых зданий и сооружений,
нарушение требований техники безопасности при проведении работ, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений,
ошибки при проектировании и строительстве зданий и сооружений,
заход воздушных судов на взлетно-посадочную полосу аэропорта Большое Савино над жилыми кварталами города,
транзит опасных грузов по железнодорожным и автомобильным дорогам, проходящим по территории города,
расположение плотины Камской ГЭС в пределах городской черты,
отсутствие специальных средств транспортировки и мест уничтожения взрывоопасных предметов промышленного производства и авиабомб.

4.6. Экологические угрозы

Охрана среды обитания от негативного, разрушительного воздействия человека является для всех крупных городов проблемой первостепенной важности.
К основным экологическим угрозам относятся:
загрязнение атмосферного воздуха химическими веществами выбросов стационарных источников и автотранспорта, пылью неухоженных участков территории города,
высокая шумовая нагрузка, создаваемая автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом,
загрязнение природных поверхностных и подземных вод на территории города, являющихся источниками питьевого водоснабжения и местами рекреации населения,
нерациональное использование земель и загрязнение почв города в результате ненормативного размещения промышленных и бытовых отходов и низкой культуры обращения с отходами,
истощение видового разнообразия флоры и фауны города, увеличение числа безнадзорных домашних животных.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение экологических угроз, являются:
незначительный размер платы за вредные выбросы в окружающую среду,
недостаточный уровень мониторинга экологической обстановки в городе,
высокая концентрация на территории города промышленных объектов, в том числе использующих устаревшие технологии,
увеличение количества автотранспорта, использование двигателей и автомобильного топлива, не соответствующих европейским стандартам,
создание несанкционированных свалок мусора и отходов промышленных предприятий,
недостаточное использование эффективных технологий утилизации промышленных и бытовых отходов.

4.7. Природные угрозы

Выраженными угрозами природной сферы города Перми являются шквалы, вызванные ветрами с Западного Урала, затопление нижнего бьефа Камской гидроэлектростанции (из-за перелива гребня плотины, размыва тела плотины, отказа гидромеханики запорных устройств, землетрясения, паводка), оползни, вызванные холмистым рельефом местности и обилием оврагов.
Влияние природных катаклизмов на пермскую агломерацию может привести к катастрофическим последствиям.
К основным природным угрозам относятся:
подтопление территории города при весеннем половодье или при обильных осадках,
оползни и проседания почвы,
сильные морозы, обильные снегопады, обледенение дорог и линий электропередач в осенне-зимний период времени,
установление чрезмерно жаркой погоды в летний период времени,
сильные грозы, возникновение природных пожаров,
появление ветра ураганной силы.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение природных угроз, являются:
большое количество оврагов, наличие старых выработок и карстовых отложений на территории города,
глобальное изменение климата под воздействием хозяйственной деятельности человека,
влияние Камского водохранилища на температурный режим воздуха, влажность и динамику ветровых потоков,
расположение города на берегах полноводной реки,
недостаточная эффективность ливневой канализации.

4.8. Угрозы санитарно-эпидемиологического характера

Непременное условие жизнедеятельности крупного города - создание благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
К основным санитарно-эпидемиологическим угрозам относятся:
загрязнение атмосферного воздуха, питьевых вод, почв химическими (токсичные вещества), физическими (шум, электромагнитные излучения) и биологическими (микроорганизмы, насекомые и т.п.) агентами, опасными для здоровья,
вспышки инфекционных и паразитарных заболеваний, рост социально обусловленных болезней (туберкулез, вирусные гепатиты, заболевания, передающиеся половым путем),
рост массовых неинфекционных заболеваний, обусловленных неблагоприятными факторами окружающей среды, увеличение профессиональной заболеваемости,
ухудшение структуры и качества питания населения,
ухудшение условий труда работников на объектах экономики.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз санитарно-эпидемиологического характера, являются:
рост доли социально неблагополучного контингента населения,
неудовлетворительные жилищно-бытовые условия жизни части населения,
недостаточная профилактика инфекционных заболеваний,
высокий уровень заболеваемости туберкулезом осужденных в учреждениях исполнения наказания,
низкое качество питьевой воды,
недостаточный контроль за качеством продуктов питания,
рост численности насекомых и животных, являющихся переносчиками опасных инфекционных заболеваний или представляющих другие угрозы для населения,
появление новых инфекционных заболеваний, таких как грипп типа АH1N1.

4.9. Социальные угрозы

Угрозы социального характера могут привести к нарастанию социальной напряженности, возникновению трудноразрешимых конфликтов и противоречий среди различных слоев городского населения.
К основным социальным угрозам относятся:
увеличение числа лиц без постоянного источника дохода, сокращение численности занятого населения,
увеличение дифференциации между различными слоями населения по уровню материальной обеспеченности,
возрастание уровня агрессии и нетерпимости в обществе,
снижение уровня образования и интеллектуального потенциала населения,
снижение уровня здоровья населения города.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение социальных угроз, являются:
недостаток бюджетных средств на содержание и развитие сети учреждений здравоохранения, образования, физкультуры и спорта,
небольшая численность среднего класса, являющегося гарантом стабильности общества,
значительный отток экономически успешных людей и квалифицированных специалистов в другие регионы России,
высокий уровень социальной напряженности в обществе,
значительный рост цен на продукты питания, лекарства и услуги для населения,
низкий уровень пропаганды здорового образа жизни.

4.10. Информационные угрозы

Интенсивное развитие информационных технологий, широкое использование баз данных, средств связи и систем коммуникации делают защиту информационной среды одним из важнейших направлений обеспечения безопасности города.
К основным информационным угрозам относятся:
несанкционированный доступ к данным, содержащимся в информационных системах,
сбои и отказы в работе важных информационных систем,
потеря важной информации, хранящейся в базах данных информационных систем,
уничтожение или повреждение технических и программных средств систем обработки информации, телекоммуникации и связи,
распространение в средствах массовой информации заведомо ложных информационных и рекламных сообщений.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение информационных угроз, являются:
нарушение требований информационной безопасности при проектировании и эксплуатации информационных систем,
недостаточная квалификация пользователей информационных систем по вопросам информационной безопасности.

4.11. Угрозы экстремизма и терроризма

]]>
К основным экстремистским угрозам относятся:
призывы к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации,
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни,
пропаганда исключительности, превосходства человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности,
нарушение прав, свобод и законных интересов людей в зависимости от их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности,
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения,
распространение информации экстремистского содержания.
Терроризм является идеологией насилия и практикой воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанными с устрашением населения и(или) иными формами противоправных насильственных действий.
Особую опасность терроризм представляет для крупных городов с большой численностью и плотностью населения.
К основным угрозам террористического характера относятся:
взрывы, поджоги, применение химических и радиоактивных веществ и другие террористические акты в местах массового пребывания людей,
нападение на органы государственной власти и органы местного самоуправления,
похищение людей и захват заложников (в том числе в пассажирских транспортных средствах),
нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения,
вывод из строя систем управления, линий связи, электропередач, компьютерных сетей,
заражение систем водоснабжения, вентиляции, продуктов питания,
искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз экстремизма и терроризма, являются:
постоянный приток граждан из других стран с другим, отличным от коренных жителей, менталитетом, уровнем образования, культуры и образом жизни,
существенное расслоение людей по уровню доходов,
низкий уровень политической культуры и образованности значительной части населения,
социальная напряженность в обществе, высокий уровень безработицы,
активизация деятельности различных организаций экстремистской направленности,
значительная концентрация населения на небольших территориях,
недостаточная бдительность населения,
непредсказуемость действий террористов.

5. Распределение ответственности и взаимодействие
функциональных и территориальных органов, функциональных
подразделений администрации города Перми по вопросам
безопасности

С целью эффективной реализации полномочий администрации города Перми в сфере безопасности ответственность за мониторинг и участие в организации профилактики основных видов актуальных угроз безопасности в подведомственной сфере, подготовку проектов правовых актов администрации города Перми по безопасности распределяется между функциональными органами администрации города Перми.
На функциональные органы и подразделения администрации города Перми возлагаются следующие функции по обеспечению безопасности в подведомственной сфере:
мониторинг текущей ситуации в сфере безопасности, включающий определение текущих значений показателей безопасности,
участие в подготовке отчетов и аналитических записок, проектов правовых актов администрации города Перми по вопросам безопасности,
планирование мероприятий по общественной безопасности на территории города Перми в рамках полномочий органов местного самоуправления,
формирование отчетов об исполнении запланированных мероприятий и достигнутых значений показателей общественной безопасности,
включение вопросов общественной безопасности при формировании долгосрочных и ведомственных целевых программ, инвестиционных и приоритетных проектов,
формирование предложений в перечень показателей общественной безопасности.
Ответственность функциональных органов и подразделений администрации города Перми за осуществление функций по каждому виду угроз безопасности распределяется следующим образом:
криминальные угрозы - департамент общественной безопасности администрации города Перми (далее - ДОБ),
дорожно-транспортные угрозы - департамент дорог и транспорта администрации города Перми,
угрозы в сфере жилищно-коммунального хозяйства - управление жилищных отношений администрации города Перми, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, управление развития коммунальной инфраструктуры администрации города Перми,
угрозы пожарной безопасности - ДОБ,
техногенные угрозы - ДОБ,
экологические угрозы - управление по экологии и природопользованию администрации города Перми,
природные угрозы - ДОБ, департамент планирования и развития территории города Перми (подраздел - геологические угрозы),
санитарно-эпидемиологические угрозы - управление здравоохранения администрации города Перми,
социальные угрозы - департамент образования администрации города Перми, управление здравоохранения администрации города Перми, управление социальной политики администрации города Перми, комитет по молодежной политике администрации города Перми, комитет по физической культуре и спорту администрации города Перми, ДОБ,
информационные угрозы - управление информационных технологий администрации города Перми, информационно-аналитическое управление администрации города Перми (подраздел - работа со средствами массовой информации),
угрозы экстремизма и терроризма - ДОБ.
Задача координации мероприятий по обеспечению безопасности в городе Перми возлагается на ДОБ. В процессе координации ДОБ выполняет следующие функции:
организация ведения единой базы мероприятий и показателей по всем видам угроз безопасности в городе Перми,
формирование сводных отчетов и аналитических записок по общественной безопасности,
организация работы муниципального центра мониторинга общественной безопасности,
формирование перечня показателей мониторинга общественной безопасности,
оперативная координация деятельности функциональных и территориальных органов, функциональных подразделений администрации города Перми, организаций, задействованных в обеспечении безопасности в городе Перми,
организация разработки стратегии общественной безопасности в городе Перми,
подготовка предложений по определению приоритетов в области безопасности,
внесение предложений о включении в положения о функциональных органах администрации города Перми задач обеспечения безопасности в подведомственной сфере, согласование вносимых в положения изменений, касающихся вопросов безопасности в городе Перми,
формирование проектов правовых актов по вопросам безопасности в городе Перми.
На территориальные органы администрации города Перми возлагается ответственность за выполнение следующих функций в области обеспечения безопасности жителей в городе Перми:
формирование предложений в план мероприятий и перечень показателей по безопасности в городе Перми,
информирование ответственных функциональных органов и подразделений администрации города Перми о возникших угрозах безопасности, чрезвычайных ситуациях и чрезвычайных происшествиях,
участие в процессах профилактики и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных происшествий.
Взаимодействие ответственных функциональных и территориальных органов, функциональных подразделений администрации города Перми с ДОБ происходит в процессе мониторинга состояния безопасности в городе Перми, планирования мероприятий по безопасности в городе Перми и отчетности.

6. Описание основных процессов управления безопасностью
в городе Перми

Процессы управления безопасностью в городе Перми и их взаимосвязи рассматриваются с точки зрения того, как они должны осуществляться для эффективного обеспечения безопасности в городе Перми.
Основные процессы управления безопасностью в городе Перми включают:
анализ и прогнозирование ситуации в сфере безопасности в городе Перми,
разработку стратегии управления безопасностью в городе Перми,
планирование мероприятий по безопасности в городе Перми,
реализацию мероприятий по безопасности в городе Перми,
оперативное управление гражданской защитой в городе Перми,
контроль и оценку эффективности управления безопасностью в городе Перми,
разработку и принятие программ и проектов по безопасности в городе Перми,
разработку и утверждение правовых актов по безопасности в городе Перми.
Схема взаимосвязи основных процессов управления безопасностью в городе Перми приведена в приложении к Концепции.

6.1. Анализ и прогнозирование ситуации в сфере безопасности в городе Перми

Цель процесса: анализ текущей ситуации и динамики ее изменения в сфере безопасности в городе Перми, выявление тенденций ее изменения.
Результат процесса:
сбор и систематизация базы данных текущих значений показателей в сфере безопасности,
проведение сравнений значений достигнутых показателей с аналогичными показателями пяти наиболее крупных городов Уральского и Приволжского федеральных округов,
расчет динамики изменения показателей безопасности за анализируемый период,
составление прогноза изменения показателей безопасности,
выявление ключевых проблем и приоритетов в области безопасности,
подготовка обоснования для принятия управленческих решений в сфере управления безопасностью.
Анализ и прогнозирование ситуации в сфере безопасности должны проводиться по каждому виду угроз. При этом ответственные функциональные органы и подразделения администрации города Перми по установленному регламенту (раз в месяц, квартал, полугодие, год) формируют отчеты о текущих значениях показателей безопасности по данному виду угрозы и передают их в ДОБ не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
ДОБ на основе полученных данных, информации из системы мониторинга безопасности города Перми формирует сводный анализ текущего положения дел в сфере безопасности. Анализ должен включать обобщение информации по всем видам угроз безопасности, определение тенденций и прогнозов изменения параметров, выявление наиболее приоритетных угроз безопасности и подготовку проектов управленческих решений главой администрации города Перми.
Результаты анализа используются при выработке и уточнении стратегии управления безопасностью, планировании мероприятий, определении приоритетов в сфере обеспечения безопасности.

6.2. Разработка стратегии управления безопасностью города

Цель процесса: выработка стратегических целей в области безопасности и системы мероприятий по их достижению.
Результат процесса: формирование стратегии управления безопасностью города.
В процессе разработки стратегии управления безопасностью города должны решаться следующие задачи:
выдвижение долгосрочных и среднесрочных целей в области общественной безопасности, определение приоритетов и горизонта планирования,
утверждение перечня и целевых значений показателей безопасности,
определение мероприятий, необходимых и достаточных для достижения поставленных целей,
формирование перечня необходимых правовых актов, долгосрочных и ведомственных целевых программ, инвестиционных и приоритетных проектов.
Выработанная стратегия реализуется в процессе формирования и исполнения среднесрочных и текущих планов работ, долгосрочных и ведомственных целевых программ, инвестиционных и приоритетных проектов по безопасности.

6.3. Планирование деятельности администрации города Перми по безопасности

Цель процесса: принятие сводного плана деятельности администрации города Перми по общественной безопасности.
Результат процесса:
утверждение плана работы и перечня целевых показателей функционального органа администрации города Перми по безопасности на плановый период,
формирование сводного плана деятельности администрации города Перми по безопасности.
Планирование мероприятий по безопасности подразделяется на среднесрочное (3 года) и текущее (год и месяц).
Среднесрочное планирование осуществляет планово-экономический департамент администрации города Перми. В соответствии с установленным порядком планово-экономический департамент администрации города Перми формирует доклад об основных задачах по каждому функционально-целевому блоку. Перечень задач по безопасности, входящий в доклад об основных задачах, целевые значения показателей безопасности должны быть предварительно согласованы с руководителем функционально-целевого блока "Общественная безопасность".
Текущее планирование мероприятий по безопасности подразделяется на годовое и месячное. При годовом планировании на основе принятых докладов об основных задачах, стратегии управления безопасностью, результатов анализа текущей ситуации в сфере безопасности и прогноза ее изменения, действующих долгосрочных и ведомственных целевых программ, инвестиционных и приоритетных проектов, планов работы муниципальных учреждений, задействованных в обеспечении безопасности, в ответственном функциональном органе и подразделении формируется годовой план работы по безопасности с разбивкой по месяцам. Система мероприятий плана работы должна быть необходимой и достаточной для достижения целей и задач, сформулированных в плане. Годовой план работы функциональных органов администрации города Перми по безопасности передается в ДОБ для формирования сводного плана деятельности администрации города Перми по общественной безопасности не позднее 10 декабря года, предшествующего плановому.
План на следующий месяц составляется ответственными функциональными и территориальными органами, функциональными подразделениями администрации города Перми на основе утвержденного годового плана с учетом уточнений в связи с текущей ситуацией в сфере безопасности, вновь принятых правовых актов администрации города Перми, итогов выполнения запланированных мероприятий, выделенного объема средств. Планы работ функциональных органов администрации города Перми по общественной безопасности на месяц представляются в ДОБ не позднее 25-го числа месяца, предшествующего наступлению планового периода, для формирования сводного плана работы на месяц.

6.4. Реализация мероприятий по безопасности

Цель процесса: реализация мероприятий по общественной безопасности в установленные сроки.
Результат процесса: завершение мероприятий по общественной безопасности, достижение поставленных целей.
Мероприятия по общественной безопасности подразделяются на плановые и внеплановые.
За каждым плановым мероприятием по общественной безопасности закрепляется специалист ответственного функционального органа администрации города Перми (далее - Куратор), отвечающий за организацию и контроль исполнения мероприятия.
Для исполнения планового мероприятия может привлекаться подрядчик. В этом случае Куратор подготавливает техническое задание. Затем в соответствии с требованиями действующего законодательства организует размещение муниципального заказа и заключение муниципального контракта с победителем.
Куратор оказывает содействие исполнителям плановых мероприятий в получении необходимой информации, осуществляет контроль за соблюдением сроков, организует приемку результатов работ. По завершении работ Куратор оформляет отчет для руководителя функционального органа администрации города Перми о результатах выполненного планового мероприятия.
Реализация внеплановых мероприятий организуется и контролируется специалистами ДОБ путем координации межведомственного взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми, муниципальных учреждений, участвующих в обеспечении безопасности.

6.5. Оперативное управление гражданской защитой города

Цель процесса: мониторинг и оперативное реагирование на возникающие чрезвычайные ситуации и чрезвычайные происшествия.
Результат процесса:
регистрация и занесение в единую базу данных всех чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных происшествий,
направление необходимых сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных происшествий,
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных происшествий.
С целью мониторинга и оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации и чрезвычайные происшествия в организациях, отвечающих за обеспечение безопасности в городе Перми, созданы круглосуточные дежурно-диспетчерские службы.
Дежурно-диспетчерские службы проводят постоянный мониторинг чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных происшествий, ведут регистрацию, проверку и анализ поступающей информации, идентификацию мест событий, направляют необходимые силы и средства, контролируют процесс ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных происшествий.
Задача координации деятельности различных организаций, задействованных в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возложена на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми (далее - Комиссия). Комиссия организует работу по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивает согласованность действий ведомств и организаций в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций, проводит мероприятия по оповещению, защите и эвакуации населения, находящегося в опасной зоне, руководит устранением последствий чрезвычайных ситуаций.
С целью информационного объединения всех дежурно-диспетчерских служб, задействованных в сфере безопасности города, создана Единая дежурно-диспетчерская служба. На информационный центр Единой дежурно-диспетчерской службы возложены следующие задачи:
мониторинг текущей ситуации в сфере безопасности в городе Перми,
ведение единой базы чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных происшествий, произошедших в городе Перми,
анализ содержимого базы данных с целью определения текущих значений и тенденций изменения показателей безопасности,
координация действий дежурно-диспетчерских служб в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных происшествий,
организация взаимодействия дежурно-диспетчерских служб с Комиссией в процессе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
информационная поддержка работы Комиссии и оперативных групп участников Единой дежурно-диспетчерской службы,
отслеживание и регистрация исполнения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных происшествий.

6.6. Контроль и оценка эффективности управления безопасностью

Цель процесса: контроль результатов работы по общественной безопасности за период.
Результат процесса:
подведение и анализ итогов реализации планов работ по обеспечению общественной безопасности,
определение достигнутых значений показателей реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ, инвестиционных и приоритетных проектов,
формирование отчетов о результатах работы.
Контроль реализации планов производится по окончании месяца, квартала и года. По окончании планового периода не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, ответственными функциональными органами и подразделениями администрации города Перми представляются отчеты с анализом исполнения мероприятий по безопасности, контролируется достижение плановых значений установленных показателей реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ, инвестиционных и приоритетных проектов с объяснением причины отклонений в реализации запланированных мероприятий и показателей. При необходимости в отчет включаются предложения о внесении корректив в план дальнейшей работы. Отчеты представляются в ДОБ для формирования сводного отчета об исполнении мероприятий по безопасности. Сводный отчет представляется заместителю главы администрации города Перми - руководителю функционально-целевого блока "Общественная безопасность".

6.7. Разработка и утверждение программ и проектов по безопасности

Цель процесса: разработка системных решений в сфере общественной безопасности города, принятие комплекса мероприятий, направленных на повышение общественной безопасности, предупреждение чрезвычайных ситуаций и улучшение качества жизни населения города Перми.
Результат процесса: утверждение долгосрочной целевой программы, ведомственной целевой программы, инвестиционного проекта или приоритетного проекта по безопасности.
Процесс реализуется в соответствии с установленным в администрации города Перми порядком разработки и принятия долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ, инвестиционных проектов или приоритетных проектов.

6.8. Разработка и принятие правовых актов по безопасности

Цель процесса: приведение в нормативное состояние правовой базы по вопросам безопасности.
Результат процесса: принятие правового акта по безопасности.
Процесс реализуется в соответствии с установленным в администрации города Перми порядком разработки и принятия правовых актов.

7. Автоматизированная информационно-аналитическая система
мониторинга безопасности

7.1. Общие сведения

В настоящее время различными организациями и ведомствами, отвечающими за обеспечение безопасности в городе Перми (Управлением внутренних дел по городу Перми, подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации по Пермскому краю, муниципальным учреждением "Пермское городское управление гражданской защиты", муниципальным учреждением "Пермская городская служба спасения", Единой дежурно-диспетчерской службой г. Перми, муниципальным учреждением "Содержание объектов инженерной инфраструктуры"), для управления безопасностью в подведомственной сфере используются различные, не связанные между собой информационные системы. Каждая информационная система разработана для автоматизации локальных задач безопасности по определенному виду угроз и не предназначена для комплексного управления процессами безопасности города Перми как единого целого.
Одним из путей решения этой проблемы является создание муниципального центра мониторинга безопасности и разработка для него автоматизированной информационно-аналитической системы мониторинга безопасности (далее - Система), интегрирующей разрозненные программные продукты, применяемые для автоматизации процессов управления безопасностью в различных организациях и ведомствах. Это позволит создать единую базу данных, хранящую информацию о чрезвычайных ситуациях и чрезвычайных происшествиях, и использовать ее в целях анализа, прогнозирования и поддержки принятия управленческих решений главой администрации города Перми.
Муниципальный центр мониторинга безопасности создается на базе Единой дежурно-диспетчерской службы города Перми и включает информационный центр Единой дежурно-диспетчерской службы и аналитический сектор.
Специалисты информационного центра должны осуществлять круглосуточный мониторинг оперативной обстановки в городе:
регистрировать сообщения жителей города Перми о чрезвычайных ситуациях и чрезвычайных происшествиях, полученные по многоканальному телефону,
передавать сообщения дежурно-диспетчерским службам,
анализировать и регистрировать информацию, полученную по результатам реагирования,
информировать дежурно-диспетчерские службы об оперативной обстановке, принятых и реализуемых мерах.
Дежурно-диспетчерские службы должны направлять в информационный центр данные об исполнении мероприятий по экстренному реагированию на принятый вызов.
Аналитический сектор муниципального центра мониторинга безопасности выполняет экспертную оценку ситуации на основе информации, находящейся в базе данных информационного центра, а также отчетов, полученных от ответственных функциональных органов и подразделений администрации города Перми, делает прогнозы развития ситуации, подготавливает отчеты, аналитические записки, вырабатывает предложения для принятия управленческих решений.

7.2. Цели и задачи Системы

Цели функционирования Системы:
повышение качества управления процессами безопасности,
координация совместных действий органов государственной власти, местного самоуправления, структур общественной безопасности в периоды повседневной деятельности и чрезвычайных ситуаций.
Приоритетными задачами Системы являются:
построение интегрирующей программно-аппаратной платформы, обеспечивающей функционирование и взаимодействие существующих и вновь создаваемых автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем в сфере обеспечения безопасности,
комплексный анализ, обобщение полученной информации, оценка текущего положения в сфере безопасности и прогноз развития ситуации,
выявление и определение реального состояния безопасности города по всем видам угроз,
информационная поддержка оперативного реагирования на возникновение чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных происшествий.

7.3. Основные принципы построения Системы

Применение информационных и телекоммуникационных технологий для автоматизации процессов управления безопасностью должно подчиняться следующим принципам:
сохранение существующих механизмов управления в ведомствах, органах государственной власти и органах местного самоуправления,
унификация стандартов сбора, передачи и представления данных,
возможность наращивания функциональных возможностей, числа решаемых задач, типов и числа взаимодействующих информационных систем, адаптация к различным условиям применения,
обеспечение защиты информации на всех уровнях Системы,
поэтапное создание Системы.

7.4. Основные функциональные элементы Системы

Система должна представлять собой совокупность средств, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, анализ и прогнозирование информации о событиях, которые могут оказывать влияние на безопасность в городе Перми.
Система должна включать следующие основные функциональные подсистемы:
подсистему мониторинга оперативной обстановки,
подсистему анализа и прогнозирования ситуации в сфере безопасности,
подсистему интеграции с внешними информационными системами,
геоинформационную подсистему,
подсистему защиты информации.

7.4.1. Подсистема мониторинга оперативной обстановки

Подсистема должна позволять проводить сбор, хранение и отображение информации в сфере безопасности по каждому виду угроз. Для преобразования форматов данных, полученных из внешних источников, используется подсистема интеграции с внешними информационными системами для отображения информации на карте - геоинформационная подсистема.

7.4.2. Подсистема анализа и прогнозирования ситуации в сфере безопасности

Подсистема должна позволять проводить комплексный анализ и обобщение полученной информации в сфере безопасности, определять тенденции и прогнозы изменения показателей безопасности по каждому виду угроз. Для анализа используются данные, собранные подсистемой мониторинга оперативной обстановки, а также информация о текущих значениях показателей безопасности, полученная от ответственных функциональных органов и подразделений администрации города Перми.

7.4.3. Подсистема интеграции с внешними информационными системами

Подсистема должна иметь программные и аппаратные средства интеграции с внешними информационными системами, выступающими в качестве источников данных для Системы:
информационными системами ведомств и организаций, регистрирующих информацию о происшествиях в области безопасности,
системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточный мониторинг мест массового скопления людей, оживленных перекрестков, участков междугородных трасс, социальных объектов города,
системами оповещения населения в местах массового пребывания людей,
системами мониторинга стационарных и подвижных объектов, обеспечивающими интеграцию с комплексными подсистемами безопасности стационарных объектов, а также мониторинг месторасположения и состояния подвижных объектов.
Работа Системы должна базироваться на высокоскоростной мультисервисной сети, обеспечивающей связь Системы с внешними источниками данных, и реализовать распределенную систему управления безопасностью.

7.4.4. Геоинформационная подсистема

Подсистема должна обеспечивать отображение информации на карте, производить поиск и отображение объектов, выполнять пространственный анализ данных.

7.4.5. Подсистема защиты информации

Подсистема должна быть оборудована средствами защиты информации, позволяющими производить регламентацию доступа пользователей к данным и функциям Системы, регистрацию попыток доступа к данным, контроль доступа людей в помещения, где расположена Система, физическую охрану носителей информации.





Приложение
к концепции
управления безопасностью
в администрации города Перми

┌───────────────────\
│     Анализ и       \
│   прогнозирование   \─┬───────┬─────────────────────────┐      ┌──────────────────────────────────────────────────────┐
│  ситуации в сфере   / │       │                         │      │                                                      │
│безопасности города /  │       │                         │      │                                                      │
└───────────────────/   │       │                         │      │                                                      │
            /\          │       \/                        \/     \/                                                     │
            │           │  ┌───────────────────\       ┌─────────────\       ┌─────────────\       ┌────────────────\   │
            │           │  │     Разработка     \      │ Планирование \      │  Реализация  \      │Контроль и оценка\  │
            │           │  │стратегии управления \──┬─>│мероприятий по \──┬─>│мероприятий по \────>│   эффективности  \─┘
            │           │  │    безопасностью    /  │  │ безопасности  /  │  │ безопасности  /     │    управления    /
            │           │  │       города       /   │  │              /   │  │              /      │  безопасностью  /
            │           │  └────┬──────────────/    │  └─────────────/    │  └─────────────/       └────────────────/
            │           │       │                   │                     │  ┌────────────────\          /\  /\
            │           │       │                   │                     │  │  Разработка и   \         │   │
            │           │       \/                  │                     └─>│    принятие      \────────┘   │
            │           │  ┌────────────────\       │                        │нормативных актов /            │
            │           │  │  Разработка и   \      │                        │ по безопасности /             │
            │           └─>│принятие программ \     │                        └────────────────/              │
            │              │  и проектов по   /─────┼────────────────────────────────────────────────────────┘
            │              │  безопасности   /      │
            │              └────────────────/       │
            │                                       │                        ┌──────────────\
            │                                       │                        │  Оперативное  \
            │                                       └───────────────────────>│   управление   \────┐
            │                                                                │  гражданской   /    │
            │                                                                │защитой города /     │
            │                                                                └──────────────/      │
            └──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru