Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 27 ноября 2009 г. № 2500

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО НОРМАТИВНОМУ ПРАВОВОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЗДАНИЯ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СЕТИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

В целях реализации комплексного проекта модернизации образования в Московской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по нормативному правовому и организационному обеспечению создания моделей развития сети общеобразовательных учреждений в Московской области, обеспечивающих условия для получения качественного образования независимо от места жительства (далее - Рекомендации).
2. Управлению реализации национальных проектов в образовании довести Рекомендации до сведения муниципальных органов управления образованием Московской области.
3. Руководителям муниципальных органов управления образованием Московской области довести Рекомендации до сведения руководителей общеобразовательных учреждений в Московской области.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

И.о. министра образования
Правительства Московской области
В.Г. Чайковский





Утверждены
приказом
Министерства образования
Московской области
от 27 ноября 2009 г. № 2500

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НОРМАТИВНОМУ ПРАВОВОМУ И ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
СОЗДАНИЯ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

Перспективными моделями развития сети общеобразовательных учреждений в Московской области (далее - ОУ), обеспечивающих условия для получения качественного образования независимо от места жительства, рассматриваются следующие:
- модель "Базовая школа с сетью филиалов";
- модель "Социокультурный комплекс";
- модель "Ресурсный центр".
Принятию решения о реализации соответствующих моделей предшествует работа по анализу состояния сети ОУ и социально-экономических условий ее функционирования. На основании анализа разрабатывается и утверждается муниципальная программа развития сети ОУ, определяющая объекты для реорганизации, сроки ее проведения и порядок финансирования. Обязательным условием является проведение разъяснительной работы с жителями населенных пунктов, расположенных на территории реорганизуемых ОУ.

Модель "Базовая школа с сетью филиалов"

1. Определение модели.
Базовая школа - относительно крупное, обеспеченное современными средствами обучения и квалифицированным педагогическим персоналом ОУ 1-й, 2-й и, по возможности, 3-й ступени общего образования, в котором организована транспортная доставка детей из близлежащих населенных пунктов и (или) обучение детей в филиалах базовой школы, расположенных в этих населенных пунктах.
Базовая школа является юридическим лицом и имеет организационно-правовую форму муниципального бюджетного учреждения.
При создании базовой школы образуется школьный округ - территория, обслуживаемая этой базовой школой. Школьный округ не нуждается в специальном органе управления, поскольку его функции фактически выполняет администрация базовой школы. Границы школьного округа определяются решением уполномоченного муниципального органа местного самоуправления.
Создание базовой школы предполагает реорганизацию входящих в школьный округ малокомплектных и малочисленных ОУ путем их присоединения к базовой школе в качестве ее филиалов.
Базовая школа по отношению к филиалам функционально выступает в качестве ресурсного центра, так как она в лучшей степени укомплектована учебным оборудованием, имеет более квалифицированные педагогические кадры.
Базовая школа, оснащенная телекоммуникационным и компьютерным оборудованием, может быть центром дистанционного обучения.
В базовую школу зачисляются (переводятся) с согласия родителей (законных представителей) все дети, обучающиеся в ее филиалах, а также и все работники филиалов, поскольку школа является единым юридическим лицом. Обучающиеся филиалов проходят в базовой школе итоговую аттестацию.
2. Определение филиалов (отделений).
Филиалы не являются юридическим лицом, имеют правовой статус структурных подразделений базовой школы и действуют на основании положения о филиале и доверенности директора базовой школы.
Нормы, содержащиеся в статье 55 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), определяют филиал как обособленное подразделение юридического лица, осуществляющее все или часть его функций и расположенное вне места его нахождения (то есть за пределами административных границ населенного пункта).
Такое же структурное подразделение, расположенное в населенном пункте по месту нахождения юридического лица, с точки зрения закона не считается филиалом и может иметь любое иное наименование, например дошкольное отделение - детский сад, отделение ОУ начального общего образования и др. При этом не имеет юридического значения, в каких зданиях (в одном или нескольких), в каком месте того же населенного пункта располагаются эти структурные подразделения.
Возможны различные варианты создания базовой школы с комбинациями филиалов и отделений, расположенных как в одном и том же населенном пункте, так и в разных населенных пунктах. Например, в базовую школу реорганизуется ОУ среднего (полного) общего образования, в качестве филиалов к ней присоединяются ОУ основного общего образования и дошкольное образовательное учреждение детский сад, расположенные в другой местности, и в качестве отделения базовой школы к ней присоединяется также ОУ начального общего образования, расположенное в том же населенном пункте.
По решению уполномоченного муниципального органа местного самоуправления в состав базовой школы могут также включаться на правах филиалов или отделений бывшие учреждения дополнительного образования детей. Если в состав базовой школы входят ОУ иных типов (дошкольного образовательного учреждения, дополнительного образования детей), то деятельность базовой школы регулируется также и типовыми положениями о дошкольном образовательном учреждении и об образовательном учреждении дополнительного образования детей, принимаемыми на федеральном уровне власти.
3. Правила создания базовой школы.
При создании и комплектовании базовых школ необходимо соблюдать следующие общие требования законодательства:
- обеспечение доступности общего образования всех уровней для детей, проживающих на территории базовой школы;
- обеспечение качества обучения, более высокого в сравнении с другими ОУ муниципального образования;
- обеспечение свободного выбора обучающимися и их родителями классов и профиля обучения.
Решение о реорганизации ОУ, о создании базовой школы принимается органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, определенными в уставе муниципального образования и в положениях об органах местного самоуправления, и оформляется принятием соответствующих муниципальных правовых актов (постановлений (решений), распоряжений, приказов).
Условием проведения реорганизации является наличие программы реструктуризации, утвержденной муниципальными органами местного самоуправления, в которой определяются объекты реструктуризации по соответствующей модели.
Муниципальные органы местного самоуправления проводят экспертизу состояния сети ОУ в муниципальном образовании, предусмотренную требованиями федерального законодательства, определяют базовые школы, ОУ, подлежащие переводу в статус филиалов, и школьные округа.
Глава муниципального образования издает распоряжение о реорганизации малокомплектных ОУ путем присоединения их к базовой школе. При этом важно точно соблюдать используемую ГК РФ терминологию: "реорганизация путем присоединения", а не "закрытие" (не имеющий нормативного правового значения термин) или "ликвидация". При реорганизации согласия схода местных жителей закон не требует, тем не менее муниципальный орган управления образованием (далее - МОУО) проводит разъяснительную работу с жителями населенных пунктов, расположенных на территории реорганизуемых ОУ, и обеспечивает оформление перевода обучающихся этих ОУ в соответствии с заявлениями родителей.
Базовая школа совместно с МОУО готовит и принимает изменения в устав базовой школы; локальный правовой акт "Положение о филиале школы", регистрирует эти документы в государственных регистрационных органах.
Процедура реорганизации ОУ проводится в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.
4. Правовое оформление реорганизации ОУ.
Решение о реорганизации ОУ принимается уполномоченным муниципальным органом местного самоуправления с учетом результатов обязательной экспертизы ОУ, проводимой органами местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Состав экспертной комиссии, формулировки конкретных вопросов, подлежащих экспертной оценке, и сроки проведения экспертизы определяются муниципальным органом местного самоуправления.
Реорганизация сети ОУ регламентируется нормами ГК РФ, которые предусматривают пять видов реорганизации юридических лиц. Для реформирования сети ОУ по модели "Базовая школа - сеть филиалов" применяются правила реорганизации путем так называемого "присоединения". Согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Присоединение означает для присоединяемого учреждения утрату его статуса юридического лица и переход в правовое положение (статус) структурного подразделения другого юридического лица. Фактически реформируются оба учреждения: учреждение, к которому присоединяется другое учреждение на правах подразделения, изменяет свою структуру (и, следовательно, устав), принимает по передаточному акту права и обязательства присоединяемого учреждения.
Реорганизация путем присоединения считается завершенной с момента государственной регистрации устава базовой школы в территориальных органах Федеральной налоговой службы Российской Федерации и исключения из государственного реестра юридических лиц присоединенных учреждений.
Данная модель с точки зрения нормативного правового обеспечения предполагает различные варианты нормативных документов:
а) малокомплектная школа (до 10 обучающихся) начального общего образования преобразуется в филиал ОУ основного общего образования или полного общего образования, расположенного в другом населенном пункте:
- дополнения в договор базовой школы с учредителем;
- Положение о филиале;
- дополнения в устав ОУ основного общего образования;
- перечень требований к содержанию передаточного акта;
- примерный текст приказа МОУО о реорганизации, изданный во исполнение утвержденной программы реструктуризации, распоряжений (постановлений) муниципальных органов местного самоуправления;
- образец записи в трудовую книжку работников малокомплектной школы о прекращении трудового договора в связи с переводом с его согласия к другому работодателю (п. 5 ст. 77 ТК РФ) либо отказом от продолжения работы в связи с реорганизацией учреждения (п. 6 ст. 77 ТК РФ);
б) организация обучения школьников 5 и 6 классов в филиалах ОУ основного общего образования или ОУ среднего (полного) общего образования, созданных на базе ОУ начального общего образования:
- договор аренды или договор безвозмездного пользования, договор о совместной деятельности (простое товарищество);
- Положение о филиале;
- внесение сведений о филиале в устав ОУ основного общего образования или ОУ среднего (полного) общего образования;
- примерный текст приказа МОУО;
- договор между муниципальными образованиями о пользовании имуществом (аренды, ссуды, простого товарищества);
- примерный текст доверенности заведующему филиалом;
в) открытие филиалов в ОУ основного общего образования в других населенных пунктах для обучения в них обучающихся начальных и 5-6 классов, проживающих в этих населенных пунктах:
- дополнение к уставу ОУ;
- Положение о филиале;
- примерный текст приказа МОУО;
- договор между муниципальными образованиями о пользовании имуществом (аренды, ссуды, простого товарищества);
- примерный текст доверенности заведующему филиалом;
г) открытие в близлежащих населенных пунктах на базе ОУ начального общего образования филиалов ОУ среднего (полного) общего образования для обучения в филиалах 5 и 6 классов:
- внесение сведений о филиале в устав ОУ;
- Положение о филиале;

]]>
- примерный текст приказа МОУО;
- договор между муниципальными образованиями о пользовании имуществом (аренды, ссуды, простого товарищества);
- примерный текст доверенности заведующего филиалом.
5. Локальное правовое обеспечение.
Реформирование сети ОУ требует не только издания правовых актов и юридического оформления со стороны муниципальных органов местного самоуправления образованием, но и значительных изменений внутришкольного локального правового регулирования, а также внесения изменений в договор с учредителем.
В частности необходимо разработать и принять дополнения и изменения в устав базовой школы, отражающие новую структуру базовой школы и содержание ее деятельности. В уставе базовой школы должны быть обозначены филиалы и структурные подразделения, выполняющие образовательные функции. К уставу базовой школы прилагаются дополнения - положения о филиалах (отделениях) базовой школы, принятые в качестве локальных актов органами управления базовой школы и утвержденные учредителем. Устав вместе с дополнительными локальными актами входят в состав пакета документов, необходимых для государственной регистрации базовой школы.
Примерная структура Положения о филиале (отделении) базовой школы содержит следующие разделы:
- общие положения, статус подразделения, цели и задачи;
- основы образовательной деятельности и организация образовательного процесса;
- права и обязанности участников образовательного процесса;
- структура филиала (отделения) базовой школы (далее - филиал);
- управление филиалом, полномочия руководителя филиала;
- имущественные права филиала, учет имущества на отдельном балансе филиала;
- финансово-хозяйственная деятельность филиала;
- порядок принятия внесения изменений и дополнений в Положение о филиале (отделении) базовой школы;
- основания и порядок упразднения филиала.
Руководитель базовой школы разрабатывает и подписывает доверенность руководителю филиала, в которой отражаются конкретные полномочия, предоставляемые базовой школой филиалу. Такими полномочиями могут быть право подписания договоров от лица базовой школы по отдельным вопросам деятельности, право приема на работу в филиал базовой школы работников, зачисления обучающихся и другие в зависимости от усмотрения директора базовой школы, делегирующего свои полномочия руководителю филиала.
Реорганизация также требует внесения изменений в должностные инструкции работников, изменений условий трудовых договоров с работниками и правил внутреннего трудового распорядка базовой школы в соответствии с новой организацией работы.
6. Регулирование отношений в коллективе базовой школы.
Перевод (зачисление) в базовую школу обучающихся реорганизуемых ОУ осуществляется в общем порядке с письменного согласия родителей (законных представителей) и оформляется приказом о зачислении. При этом перемена ОУ не означает для обучающегося изменение фактического места обучения: в большинстве случаев обучающиеся, особенно младших классов, будут продолжать обучение в бывшей школе, реорганизованной в филиал базовой школы, но получат возможность обучения в самой базовой школе, если, например, будет организована транспортная доставка или проживание в интернате при базовой школе, либо имеется возможность самостоятельного посещения базовой школы с соблюдением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами (СанПиН).
В соответствии со статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при реорганизации ОУ трудовые отношения с работниками продолжаются с их согласия. Следовательно, педагогические и другие работники реорганизуемого ОУ имеют право на продолжение работы в базовой школе в той же должности и на тех же условиях трудового договора. Эти правила касаются всех работников, включая руководителей присоединяемых учреждений.
Однако юридическое оформление трудовых отношений в связи с реорганизацией в ряде случаев требует изменения штатного расписания. Например, в базовой школе не может быть двух директоров, поэтому другим руководителям реорганизуемых учреждений предлагается перевод на должность "заместителя директора - заведующего филиалом".
Возможно как введение в штаты новых должностей работников, так и проведение сокращения штата или численности работников. При этом необходимо руководствоваться процедурами увольнения по сокращению штата или численности, установленными ТК РФ, подлежащим сокращению работников (с учетом их преимущественного права на оставление на работе - см. ст. 81 и 179 ТК РФ). Следует отметить, что даже незначительное нарушение установленной законодательством о труде процедуры увольнения в случае судебного спора приводит к признанию увольнения незаконным и восстановлению работника даже в тех случаях, если ОУ, в котором он работал, уже формально-юридически не существует, или должность, в которой он работал, сокращена.
В случае если базовая школа имеет школьную передвижную лабораторию, учителю, работающему в лаборатории и постоянно выезжающему за пределы населенного пункта, необходимо предложить изменение трудового договора и внесение в договор с его согласия условия о работе в другой местности (разъездном характере работы), т.к. согласно трудовому законодательству работа в другой местности требует согласия работника.
Такие же изменения вносятся в трудовые договоры с другими работниками, для которых планируется осуществление (временно или постоянно) работы в другой местности, например, в филиалах, и наоборот, - работниками филиалов, для которых планируется временная или постоянная работа в базовой школе.
Решение об изменении организационных условий работы оформляется приказом по базовой школе. О предстоящем изменении условий трудового договора работник уведомляется письменно за два месяца. В случае отказа работника ему предлагается перевод на другую работу (если в базовой школе имеются вакансии), а при отказе от перевода на имеющуюся вакансию (или отсутствии вакансий) работник подлежит увольнению по п. 7 ст. 77 ТК РФ с соблюдением процедуры, предусмотренной статьей 74 ТК РФ, и выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка.
Аналогичные изменения существенных условий трудового договора могут потребоваться и в отношении других работников, если это необходимо для организации базовой школы.

Модель "Социокультурный комплекс"

1. Определение модели.
Социокультурный образовательный комплекс (далее - Комплекс) - образовательная организация, представляющая собой интеграцию ОУ и учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы дошкольного и общего образования, программы дополнительного образования, и обладающая разветвленной сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования (музыкальное, художественное, спортивное, иное), а также материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования и воспитания современные технологии. Возможно включение в Комплекс также учреждений профессионального образования, культуры, спорта на основе договора о совместной деятельности.
Реструктуризация сельских ОУ по модели Комплекса осуществляется практически во всех регионах Российской Федерации, осуществляющих реструктуризацию сельских ОУ, что говорит о востребованности такой формы взаимодействия в социальной сфере в настоящее время.
2. Нормативно-правовое регулирование федерального уровня.
Основным правовым документом, нормы которого используются при создании Комплекса, является ГК РФ, поскольку именно в нем определяются требования к организационно правовым формам различных организаций, их имущественные и личные неимущественные права и обязанности юридических лиц, правила заключения договоров.
Ведущую роль при создании Комплекса имеют нормативные и распорядительные (ненормативные) правовые акты муниципальных органов местного самоуправления: постановления (решения) представительных муниципальных органов местного самоуправления, постановления и распоряжения главы муниципального образования, приказы МОУО. В регулировании отношений внутри Комплекса большое значение имеют локальные акты самих объединяющихся в Комплекс учреждений социальной сферы.
В случае включения в состав Комплекса, создаваемого как единое юридическое лицо, учреждений, реализующих образовательные программы разного уровня, в полном наименовании Комплекса указывается его статус по образовательной программе наиболее высокого уровня, например, государственного образовательного учреждения начального или среднего профессионального образования.
3. Варианты правового оформления.
Возможны три варианта правового оформления Комплекса (центра):
- единое учреждение со статусом юридического лица, имеющего соответствующие структурные подразделения;
- ассоциация (союз) разных юридических лиц, сохраняющих статус юридического лица;
- организация без прав юридического лица, основанная на договоре о совместной деятельности и состоящая из разных юридических лиц.
4. Сельский социокультурный образовательный комплекс на договорной основе.
Такой сельский Комплекс является наиболее распространенным и представляет собой объединение в целях сотрудничества нескольких юридических лиц (учреждений).
Сельский Комплекс создается, как правило, на основании постановления местной администрации, в соответствии с которым учреждения, участвующие в сельском Комплексе, заключают между собой договор (договоры) о совместной деятельности. В качестве участника договора могут выступать муниципальные органы местного самоуправления независимо от того, есть у данного органа статус юридического лица или нет, однако их права и обязательства, возникающие из договора, должны быть ограничены рамками закрепленной за ними компетенции.
Для создания сельского Комплекса на договорной основе необходимы следующие документы:
- программа реструктуризации, принятая органами местного самоуправления;
- Положение о сельском Комплексе;
- Положение о координационном совете;
- договор или несколько договоров для установления юридически значимых отношений между участниками сельского Комплекса.
Сельский Комплекс может включать в себя следующие учреждения: ОУ среднего (полного) общего образования, дошкольное образовательное учреждение детский сад, муниципальная школа искусств, дом культуры, сельская библиотека, центр внешкольной работы, муниципальный логопедический центр и некоторые другие социальные учреждения и их подразделения на территории муниципального образования, в том числе медицинские.
Сельский Комплекс, созданный на основе договора, нуждается в координационном органе управления. Порядок формирования, состав, компетенция и порядок деятельности координационного органа определяются в договоре о совместной деятельности. Как правило, в состав координационного органа включаются руководители учреждений, объединившихся в Комплекс, и представители заинтересованных общественных организаций (родительских комитетов, организаций ученического самоуправления и др.), представители от муниципальных органов местного самоуправления.
Координационный совет сельского Комплекса, созданного на договорной основе, может обладать только совещательными (рекомендательными) правомочиями и не может иметь властных управленческих полномочий.
5. Сельский социокультурный образовательный комплекс, созданный на административной основе.
Такой сельский Комплекс представляет собой единое юридическое лицо (чаще всего ОУ среднего (полного) общего образования), вокруг которого сосредоточивается деятельность социальных структур муниципального образования с целью рационального использования бюджетных средств и ликвидации дублирования в работе. Объединение позволяет обеспечивать оптимальные условия для полноценного воспитания и образования детей дошкольного и школьного возраста, их разностороннее развитие, социальную защиту, а также эффективно использовать социальные, культурные и производственные возможности социального окружения ОУ, его кадровые и материальные ресурсы для полноценной социализации личности.
Муниципальное образование как собственник муниципального имущества вправе на основании ст. 120 ГК РФ создавать учреждения для выполнения функций социального характера.
В штатном расписании сельского Комплекса, созданного как единое юридическое лицо, рекомендуется предусмотреть дополнительные ставки заместителя директора по видам деятельности, социального педагога, педагогов дополнительного образования и другие.
Если в результате создания Комплекса на административной основе новое учреждение планирует реализацию других образовательных программ, то необходимо получение лицензии на образовательную деятельность в соответствии с новыми образовательными программами.
Для создания Комплекса на административной основе в форме единого юридического лица требуется решение представительного муниципального органа местного самоуправления в соответствии с распределением полномочий по уставу муниципального образования. Создание такого Комплекса ничем не отличается от создания любого муниципального учреждения. Однако проблемы и препятствия административного характера могут возникнуть при определении ведомственной принадлежности в решении вопросов бюджетного финансирования. Практика показывает, что зачастую возникающие при этом проблемы межведомственных отношений сложно решить и учредитель отказывается от создания Комплекса в форме единого юридического лица.
Алгоритм создания Комплекса предполагает разработку концепции реструктуризации и реформы социальной сферы муниципальными органами местного самоуправления, реорганизацию муниципальных ведомственных органов управления, утверждение и регистрацию устава Комплекса, наделение его имуществом (передачу имущества) на праве оперативного управления и выделение бюджетного финансирования, назначение руководителя и хозяйственной службы до получения лицензии на право ведения образовательной деятельности, комплектование необходимым персоналом, получение лицензии и зачисление обучающихся.
Более реально создание Комплекса путем реорганизации (слияния или присоединения) существующих муниципальных учреждений. Комплекс может быть создан путем реорганизации на основе ранее существовавших на данной территории учреждений социальной сферы. При создании таких комплексов вносятся изменения в учредительные документы учреждения (устав) и другие локальные акты учреждения. В частности регистрируется новая редакция устава; руководитель учреждения утверждает новые правила внутреннего трудового распорядка и должностные инструкции работников. По инициативе руководителя учреждения в необходимых случаях могут быть пересмотрены условия трудовых договоров с работниками, коллективного договора с трудовым коллективом работников учреждения.
Вхождение учреждения в состав Комплекса, созданного либо на административной, либо на договорной основе, может служить правовым основанием для "внутренней" структурной реорганизации учреждения, например сокращения штата или численности работников, изменения их функциональных обязанностей, введения новых должностей и т.д. Решение об изменении штатного расписания или организационных и технологических условий труда работников оформляется приказом по учреждению.
Анализ федерального законодательства, регламентирующего разные отрасли социальной сферы, определенно свидетельствует о том, что Комплекс как единое юридическое лицо может существовать только в статусе ОУ, поскольку учреждения, не имеющие статуса ОУ, в соответствии с законодательством не могут получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности, пройти государственную аккредитацию. Что касается разных требований к уставу и органам управления различных видов учреждений социальной сферы, то эти вопросы юридико-технического характера решаются при разработке устава.
6. Договор о совместной деятельности как основная правовая форма Комплекса.
Главной содержательной характеристикой договора о совместной деятельности, отличающей его от других видов договоров, является его комплексный характер. Договорными обязательствами охватывается широкий спектр деятельности. Поэтому, как правило, такой договор нуждается в программном обеспечении - он заключается при наличии разработанной концепции и программы совместной деятельности.
Договор может заключаться между различными организациями (учреждениями) социальной сферы, входящими в Комплекс на правах участников договора. Для договорной формы не имеет значения ни ведомственная принадлежность, ни то, что участники договора могут иметь разных учредителей (собственников).
Для вхождения в Комплекс необходимо лишь право участника на подписание договора и согласование со своим учредителем. При создании Комплекса на основе договора все учреждения - участники договора полностью сохраняют свой статус, самостоятельный баланс или смету, финансирование из бюджета собственника по смете (для бюджетных учреждений) или в виде субсидий (для автономных учреждений).
Порядок и требования к заключению договора о совместной деятельности определяются статьями 1041-1054 ГК РФ. К регулированию отношений по договору применяются общие требования ГК РФ о сделках (форма сделки, условия недействительности и т.д.), об обязательствах и общие положения о договорах, предусмотренные соответственно главой 9 (сделки), главами 21-26 (обязательства) и главами 27-29 (общие положения о договорах).
Несмотря на то, что договор о совместной деятельности имеет второе наименование "договор простого товарищества" и предназначен в ГК РФ для регулирования правоотношений коммерческих организаций, многие элементы такого договора могут быть использованы для договора о создании Комплекса, состоящего из некоммерческих организаций-учреждений.
Положения главы 55 ГК РФ (простое товарищество) детально регламентируют этот вид договора. По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для достижения не противоречащей закону цели. Участники договора осуществляют вклады в общее дело, которыми признается все то, что участник вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловую репутацию и деловые связи.
При этом вклады предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами.
Внесенное товарищами имущество, которым они обладали по основаниям, отличным от права собственности на праве собственности, используется в интересах всех товарищей и составляет общее имущество товарищей.
Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре юридических лиц. Пользование общим имуществом товарищей осуществляется по их общему согласию, а при недостижении согласия в порядке, устанавливаемом судом. Обязанности товарищей по содержанию общего имущества и порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей, определяются договором.
При ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора. При совместном ведении дел для совершения каждой сделки требуется согласие всех товарищей.
В отношениях с третьими лицами полномочие товарища совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется доверенностью, выданной ему остальными товарищами, или договором простого товарищества, совершенным в письменной форме.
Товарищ, совершивший от имени всех товарищей сделки, в отношении которых его право на ведение общих дел товарищей было ограничено, либо заключивший в интересах всех товарищей сделки от своего имени, может требовать возмещения произведенных им за свой счет расходов, если имелись достаточные основания полагать, что эти сделки были необходимыми в интересах всех товарищей. Товарищи, понесшие вследствие таких сделок убытки, вправе требовать их возмещения.
Решения, касающиеся общих дел товарищей, принимаются товарищами по общему согласию.
Порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело.
Соглашение, полностью освобождающее кого-либо из товарищей от участия в покрытии общих расходов или убытков, ничтожно.
Прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей. Соглашение об устранении кого-либо из товарищей от участия в прибыли ничтожно.
Учреждения, объединяющиеся в Комплекс на основе подобного договора, составляют договор в свободной форме, предусматривают в нем все условия взаимодействия, права и обязательства сторон, ответственность и другие стандартные реквизиты договоров, такие, как полные наименования, адреса, банковские счета уполномоченных на подписание лиц и т.п.

Модель "Ресурсный центр"

1. Правовая форма Ресурсного центра.
В законодательстве отсутствует понятие ресурсного центра (далее - РЦ), и когда речь идет об использовании такой формы при реструктуризации образовательной сети, то акцент делается на создание современной материальной базы образования, ресурсы которой сконцентрированы в одном учреждении или подразделении учреждения.
В соответствии с нормами федерального законодательства муниципальные образования в рамках своих полномочий, бюджетных доходов и собственного имущества вправе учреждать и финансировать из муниципального бюджета необходимые для их деятельности муниципальные учреждения и муниципальные унитарные предприятия.
Для создания и юридического оформления РЦ, выполняющего те или иные задачи реструктуризации, необходимо выбрать оптимальную правовую форму.
При этом может быть использован широкий спектр разных способов организационно-юридического оформления. Например, РЦ может быть создан в виде отдельного самостоятельного (так называемого "сетевого") учреждения с правами юридического лица подобно централизованной бухгалтерии или методическому центру либо в виде структурного подразделения ОУ. В этом варианте РЦ используется только как учреждение, предоставляющее сервисные услуги ОУ, поскольку для реализации образовательных программ силами работников РЦ центр должен будет получить соответствующую лицензию, т.е. получить статус ОУ.
Для создания РЦ могут быть использованы договорные формы.
Предпочтительным представляется создание РЦ в составе крупного ОУ в виде его структурного подразделения. Преимущества этого варианта организации РЦ состоят в том, что центр де-юре становится образовательной организацией (ее частью) со всеми вытекающими отсюда возможностями и льготами.
Оформление РЦ в виде структурного подразделения требует согласно нормам гражданского законодательства принятия ряда документов:
- изменения устава ОУ в части ее структуры;
- принятия Положения о РЦ в форме локального нормативного акта с последующим утверждением учредителем;
- утверждения руководителем организации нового штатного расписания;
- утверждения должностных инструкций работников РЦ.
2. Ресурсный центр в правовой форме договора.
Действующий ГК РФ прямо предусматривает возможность заключения не только договоров, перечисленных и регламентируемых в ГК РФ, но также и договоров, которые не предусмотрены в ГК РФ и не противоречат "общим началам и смыслу" гражданского законодательства (см. ст. 6, 8 и 421 ГК РФ). Такие "свободные" договоры подлежат судебной защите в случае их нарушения наравне с другими договорами. Равным образом допускается и применение так называемых "смешанных" договоров, содержащих в себе элементы различных договоров, предусмотренных ГК РФ (пункты 3 и 2 ст. 421 ГК РФ). Указанные договоры, как правило, называются на практике договорами взаимопомощи, сотрудничества и т.п. (см. выше договор о совместной деятельности).
Использование договорной формы открывает широкие возможности для юридического оформления объединения ресурсов. При заключении двустороннего или многостороннего договора (или комбинации договоров) в принципе не имеет значения ни форма собственности участников договора, ни их принадлежность тому или иному ведомству, тому или иному "уровню" государства.
Для договорного оформления РЦ рекомендуется использовать элементы договоров простого товарищества (совместной деятельности) (см. выше) и ссуды (предоставления имущества в безвозмездное пользование).



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru