Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 января 2009 г. по делу № А79-8481/2008

Резолютивная часть решения оглашена 29.12.2008.
Полный текст решения изготовлен 13.01.2009.

Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи,
судьями,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Зодиак", г. Чебоксары, о признании недействующим нормативного правового акта Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики, г. Чебоксары,
заинтересованные лица:
Чебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики, г. Чебоксары,
администрация города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары,
Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, г. Чебоксары,
при участии:
от заявителя - Н. по доверенности от 09.09.2008,
от заинтересованных лиц: от Собрания депутатов - М. по доверенности от 26.02.2008 № 01-78, от администрации и комитета - В. по доверенностям от 09.09.2008 № 29/01-3343, от 09.01.2008 № 1,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Зодиак" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим Порядка приватизации муниципального имущества города Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 17.12.2002 № 837, как не соответствующего Уставу муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, утвержденному решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 30.11.2005 № 40 (с изменениями от 11.07.2006, от 27.09.2007) (далее по тексту - Устав города Чебоксары).
Заявление мотивировано следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Устава города Чебоксары порядок и условия приватизации муниципального имущества города Чебоксары устанавливаются Чебоксарским городским Собранием депутатов в соответствии с действующим законодательством.
Приватизация муниципального имущества производится на основании Порядка приватизации муниципального имущества города Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 17.12.2002 № 837 (далее по тексту - Порядок приватизации, Порядок).
Пунктами 4.1 и 4.2 Порядка полномочия по установлению порядка и условий приватизации возложены на комиссию по приватизации объектов муниципальной собственности города Чебоксары, создаваемую распоряжением Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом; участие Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики в предпродажной подготовке объектов приватизации не предусмотрено. Пунктом 5.5 Порядка установлено, что решение об условиях приватизации муниципального имущества принимает глава администрации города Чебоксары в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества, что, по мнению заявителя, также противоречит пункту 5 статьи 61 Устава. В соответствии с пунктом 9.2 Порядка решение о продаже муниципального имущества путем публичного предложения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об условиях приватизации данного имущества, по предложению комиссии по приватизации. Участие Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом в принятии решения о продаже муниципального имущества не предусмотрено.
На основании распоряжения администрации города Чебоксары от 24.07.2003 № 1876-р, договора аренды от 28.07.2003 № 8188 обществу с ограниченной ответственностью "Зодиак" передано во временное владение и пользование помещение общей площадью 819,7 кв. м, расположенное в подвале и на первом этаже жилого пятиэтажного дома № 14 по улице Короленко города Чебоксары (далее по тексту - нежилое помещение), для размещения магазина розничной торговли и склада оптовой торговли. Государственная регистрация договора аренды произведена Регистрационной палатой Чувашской Республики 05.02.2004, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись за номером 21-01/01-7/204-149.
В целях реализации предоставленного Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" преимущественного права, общество с ограниченной ответственностью "Зодиак" 08.08.2008 обратилось в Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом с заявлением о приобретении в собственность арендуемого нежилого помещения. Однако, нежилое помещение продано третьему лицу на основании распоряжения администрации города Чебоксары от 20.05.2008 № 1705-р со ссылкой на пункт 9.2 Порядка приватизации муниципального имущества города Чебоксары.
Заявитель считает, что Порядок приватизации нарушил его преимущественное право на приватизацию арендуемого нежилого помещения.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики считает заявление необоснованным, аргументировав возражения в отзыве от 28.11.2008 (т. 1, л.д. 80). Указал, что в соответствии с пунктом 8 статьи 31 Устава в исключительные полномочия Чебоксарского городского Собрания депутатов входит установление порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на основе действующего законодательства. Оспариваемый Порядок приватизации муниципального имущества города Чебоксары разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Порядок устанавливает организационные и правовые основы приватизации имущества города Чебоксары. В соответствии с положениями Порядка Чебоксарское городское Собрание депутатов уполномочило Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом осуществлять управление муниципальным имуществом, проводить подготовку приватизации и продажу. Порядок приватизации не предусматривает преимущественного права выкупа арендуемого имущества. Муниципальное имущество города Чебоксары подлежит приватизации после его включения в прогнозный план (программу) приватизации, который утверждается ежегодно Чебоксарским городским Собранием депутатов. Представитель Чебоксарского городского Собрания депутатов полагает, что заявителем не обосновано нарушение его прав и интересов оспариваемым Порядком.
Представитель администрации города Чебоксары Чувашской Республики, одновременно являющийся представителем Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом, заявленные требования не признал. Отзывом от 05.12.2008 указал на необоснованность доводов заявителя о нарушении его прав и интересов оспариваемым Порядком приватизации (т. 1, л.д. 146 - 147). Считает Порядок приватизации муниципальной собственности города Чебоксары соответствующим Уставу города Чебоксары.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 26.12.2008 до 29.12.2008.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
На основании распоряжения администрации города Чебоксары от 24.07.2003 № 1876-р заявителю предоставлено в аренду нежилое помещение № 1 общей площадью 819,7 кв. м, расположенное в подвале и на первом этаже жилого пятиэтажного кирпичного дома, находящегося по адресу: г. Чебоксары, ул. Короленко, 14, для размещения магазина розничной торговли и склада оптовой торговли, сроком на 5 лет.
Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом (арендодатель), обществом с ограниченной ответственностью "Зодиак" (арендатор) и муниципальным унитарным предприятием "Ленинское районное управление жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) заключен договор от 28.07.2003 № 8188 аренды нежилого помещения (строения) муниципальной собственности г. Чебоксары, по которому заявителю передано в аренду нежилое помещение № 1 общей площадью 819,7 кв. м, расположенное в подвале и на первом этаже жилого пятиэтажного кирпичного дома, находящегося по адресу: г. Чебоксары, ул. Короленко, 14, сроком по 17.08.2008 включительно (пункт 3.1 приложения № 2 к договору аренды). Государственная регистрация договора аренды произведена Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - Регистрационной палатой Чувашской Республики 05.02.2004 за номером 21-01/01-7/2004-149.
Согласно решению Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 15.01.2008 № 881 "О внесении изменений в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Чебоксары на 2008 год, утвержденный решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 29.11.2007 № 818" в Перечень муниципальных объектов недвижимости, планируемых к приватизации в 2008 году, включено арендуемое заявителем нежилое помещение. Распоряжением администрации города Чебоксары от 31.03.2008 № 1035-р "Об условиях приватизации нежилого помещения" установлен способ приватизации нежилого помещения - путем продажи на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене. Данное распоряжение издано администрацией города Чебоксары в соответствии с пунктом 5.5 Порядка приватизации муниципального имущества города Чебоксары.
Решением Постоянно действующей комиссии по проведению конкурсов и аукционов Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 15.05.2008 аукцион по продаже нежилого помещения признан несостоявшимся, в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе.
В соответствии с распоряжением администрации города Чебоксары от 20.05.2008 № 1705-р установлен иной способ продажи нежилого помещения - в форме продажи посредством публичного предложения. Данное распоряжение издано администрацией города Чебоксары на основании пункта 9.2 Порядка приватизации муниципального имущества города Чебоксары.
Полагая, что Порядок приватизации муниципального имущества города Чебоксары не соответствует Уставу муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики и нарушает преимущественное право на приватизацию арендованного имущества, заявитель обратился в арбитражный суд.
С учетом положений статьи 29, части третьей статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" настоящее дело подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части четвертой статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части первой статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" наделены, в том числе, полномочием по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Аналогичное положение установлено статьей 10 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике".
Законом Чувашской Республики от 24.11.2004 № 37 "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа" муниципальное образование город Чебоксары наделено статусом городского округа.
Представительным органом города Чебоксары является Чебоксарское городское Собрание депутатов (статья 23 Устава города Чебоксары). Согласно статье 33 Устава Чебоксарское городское Собрание депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Чувашской Республики, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Чебоксары.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Устава Чебоксарское городское Собрание депутатов устанавливает порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на основе действующего законодательства. Порядок и условия приватизации муниципального имущества города Чебоксары устанавливаются Чебоксарским городским Собранием депутатов в соответствии с действующим законодательством (статья 61 Устава).
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с требованиями данного Федерального закона разработан Порядок приватизации муниципального имущества города Чебоксары, утвержденный решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 17.12.2002 № 837. Порядок устанавливает организационные и правовые основы преобразования отношений собственности посредством приватизации муниципального имущества города Чебоксары, которая понимается как возмездное отчуждение находящегося в муниципальной собственности имущества (объектов приватизации) в собственность физических и (или) юридических лиц (пункт 1.2 Порядка).
Решениями Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25.04.2006 № 181, от 27.09.2007 № 772 в Порядок приватизации муниципального имущества города Чебоксары внесены изменения.
Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 17.12.2002 № 837, включая Порядок приватизации, официально опубликовано в городской газете "Чебоксарские новости" № 235 за 25.12.2002. Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 17.12.2002 № 837 и Порядок приватизации муниципального имущества города Чебоксары вступили в законную силу со дня их официального опубликования. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25.04.2006 № 181, от 27.09.2007 № 772 опубликованы в том же источнике № 90 за 18.05.2005 и № 209-210 за 30.10.2007.
Таким образом, оспариваемый Порядок приватизации муниципальной собственности города Чебоксары является нормативным правовым актом, который содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, утвержден Чебоксарским городским Собранием депутатов Чувашской Республики в пределах его компетенции и опубликован в установленном порядке.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. Статья 13 данного закона предусматривает способы приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка приватизации муниципального имущества города Чебоксары приватизация муниципального имущества осуществляется способами, предусмотренными Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Оценив положения оспариваемого Порядка приватизации муниципального имущества города Чебоксары, суд установил соответствие его Федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Заявитель указывает на несоответствие Порядка приватизации статье 61 Устава города Чебоксары, поскольку оспариваемый Порядок не предусматривает участия Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики в организационных процедурах приватизации муниципального имущества города Чебоксары.
Между тем, статья 61 Устава города Чебоксары определяет полномочие Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики по установлению порядка и условий приватизации муниципального имущества города Чебоксары, не устанавливая обязательности участия Чебоксарского городского Собрания депутатов в непосредственных мероприятиях по приватизации имущества.
Заявитель указывает на ущемление оспариваемым Порядком его преимущественного права на приватизацию арендуемого им нежилого помещения, предусмотренного статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Правовое регулирование особенностей участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества установлено Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ.
Таким образом, предметом регулирования названных федеральных законов являются разные правоотношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества.
Следовательно, Порядок приватизации муниципального имущества города Чебоксары, разработанный в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", не затрагивает права и интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, пользующихся преимущественным правом на приобретение муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ, поскольку не регулирует отношения с их участием.
То обстоятельство, что переданное в аренду обществу "Зодиак" нежилое помещение продано Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом третьему лицу на основании оспариваемого Порядка приватизации не свидетельствует о нарушении данным Порядком прав и интересов заявителя. Правомерность и обоснованность применения собственником при продаже арендованного заявителем нежилого помещения оспариваемого Порядка приватизации муниципального имущества города Чебоксары не входит в предмет судебной оценки по настоящему делу.
Таким образом, Порядок приватизации муниципального имущества города Чебоксары соответствует Федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Уставу муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, прав и законных интересов заявителя не нарушает. Правовых оснований для удовлетворения заявления общества с ограниченной ответственностью "Зодиак" не имеется.
Расходы по государственной пошлине по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

обществу с ограниченной ответственностью "Зодиак", г. Чебоксары, в удовлетворении заявления отказать.
Признать Порядок приватизации муниципального имущества города Чебоксары, утвержденный решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 17.12.2002 № 837 (с изменениями от 25.04.2006, от 27.09.2007) соответствующим Уставу муниципального образования город Чебоксары - столицы Чувашской Республики, утвержденному решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30.11.2005 № 40 (с изменениями от 11.07.2006, от 27.09.2007).
На решение может быть подана кассационная жалоба в арбитражный суд кассационной инстанции в месячный срок.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru