МЭР ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2008 г. № 2553-п/1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ НА 2008 - 2010 ГГ."
(в ред. Постановления
мэрии городского округа Тольятти
от 16.03.2009 № 534-п/1)
В целях улучшения условий для развития малого и среднего предпринимательства в городском округе Тольятти, на основании Постановления мэра городского округа Тольятти № 1252-1/п от 05.06.2008 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ городского округа Тольятти", руководствуясь Уставом
городского округа Тольятти, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Тольятти на 2008 - 2010 гг." (далее - программа).
2. Департаменту финансов мэрии (Гильгулин Г.В.) предусмотреть дополнительно в 2008 году средства в сумме 350000 (триста пятьдесят тысяч) рублей на финансирование пункта 1 приложения № 1
к программе и обеспечить финансирование программы за счет средств, предусмотренных в бюджете городского округа Тольятти на 2009 - 2010 гг.
3. Управлению по оргработе и связям с общественностью мэрии (Шевелев Д.В.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу с момента опубликования и действует до 1 января 2011 года.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя мэра Кирпичникова В.М.
Мэр
А.Н.ПУШКОВ
Утверждена
Постановлением
мэра городского округа Тольятти
от 14 октября 2008 г. № 2553-п/1
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ НА 2008 - 2010 ГГ."
Паспорт
целевой программы
Наименование программы - Целевая программа "Развитие субъектов малого
и среднего предпринимательства на территории
городского округа Тольятти на 2008 - 2010
гг." (далее - программа)
Основная цель программы - Улучшение условий для развития малого и
среднего предпринимательства и повышения его
вклада в социально-экономическое развитие
городского округа Тольятти
Основание для - Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об
разработки программы общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 "О
развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации";
Закон
Самарской области "Об утверждении
областной целевой программы "Развитие и
государственная поддержка малого
предпринимательства в Самарской области на
2004 - 2010 гг." в ред. Закона
Самарской
области № 211-ГД от 08.12.2005;
Постановление мэра городского округа Тольятти
№ 619-1/п от 29.02.2008 "О подготовке целевой
программы "Развитие субъектов малого и
среднего предпринимательства на территории
городского округа Тольятти на 2008 - 2010 гг."
Заказчик программы - Мэрия городского округа Тольятти
Разработчики программы - Департамент экономического развития мэрии;
Департамент потребительского рынка и
предпринимательства мэрии;
Торгово-промышленная палата;
тольяттинское отделение "Опора России";
НП "Агентство экономического развития"
Исполнители мероприятий - Мэрия городского округа Тольятти, субъекты
программы малого и среднего предпринимательства,
некоммерческие организации и общественные
объединения предпринимателей
Задачи программы - Развитие инфраструктуры поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства;
совершенствование правовых, экономических и
организационных условий для развития малого и
среднего предпринимательства;
совершенствование механизмов финансово-
кредитной поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства;
имущественная поддержка субъектов малого и
среднего предпринимательства;
информационная поддержка субъектов малого и
среднего предпринимательства;
консультационная и организационная поддержка
субъектов малого и среднего
предпринимательства;
формирование положительного имиджа
предпринимателя, пропаганда (популяризация)
предпринимательской деятельности
Важнейшие целевые - 1) Количество МП на 1000 жителей.
показатели программы 2) Доля занятых на МП в общей численности
занятых на крупных, средних и малых
предприятиях.
3) Уровень среднемесячной заработной платы на
МП.
4) Удельный вес инвестиций в основной капитал
МП в общем объеме инвестиций по городскому
округу Тольятти.
5) Удельный вес предприятий материального
производства (обрабатывающая промышленность,
строительство, транспорт, ЖКХ) в общей
численности МП.
6) Темп роста оборота МП
Сроки реализации 2008 - 2010 годы
программы
Ожидаемые конечные - Показатели социально-экономической
результаты реализации эффективности <*>
:
программы и показатели - увеличение количества МП на 1000 жителей до
социально-экономической 12,2 ед.;
эффективности программы - увеличение доли занятых на МП в общей
численности занятых на крупных, средних и
малых предприятиях до 17,5%;
- увеличение среднемесячной заработной платы
на МП до 10500 руб.;
- увеличение удельного веса малых предприятий
материального производства (обрабатывающая
промышленность, строительство, транспорт,
ЖКХ) в общей численности МП до 31,9%;
- рост оборота МП на 13,5% (2010 г. к 2007 г.),
в среднем на 4,5% ежегодно.
--------------------------------
<*> данные подлежат корректировке в связи с
изменением критериев отнесения субъектов
малого предпринимательства к
микропредприятиям, малым и средним, а также
отсутствием актуальной сопоставимой базы о
деятельности субъектов малого
предпринимательства за предыдущие годы
Объем и источники - Средства бюджета городского округа Тольятти,
финансирования направляемые на реализацию программы, в
программы размере:
2008 г. - 350000,0 руб.;
2009 г. - 6927800,0 руб.;
2010 г. - 7412746,0 руб.
Основные понятия, используемые в программе
Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП) - внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся СМСП, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории СМСП:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно - для средних предприятий;
б) до ста человек включительно - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства РФ № 556 от 22.07.2008 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства":
микропредприятия - 60 млн. руб.;
малые предприятия - 400 млн. руб.;
средние предприятия - 1000 млн. руб.
Административные барьеры - действия, нарушающие законодательство, совершаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, контролирующими (надзорными) организациями и юридическими лицами, а также действия, создающие дополнительные и усложняющие процедуры в сфере хозяйственной деятельности.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.
Субсидирование процентной ставки - денежная компенсация части расходов по уплаченным процентам по привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства кредитам коммерческих банков и лизинговых компаний.
I. Характеристика проблемы и оценка сложившейся ситуации
В последние годы развитие малого предпринимательства в городском округе Тольятти, как и в целом по России, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение и является основой формирования среднего класса. Этот сектор экономики создает новые рабочие места и обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка. Малый бизнес способствует увеличению налоговых поступлений, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в сферах деятельности, непривлекательных для крупного бизнеса.
В последнее время мэрия городского округа уделяет особое внимание вопросам развития и поддержки малого предпринимательства. Постановлением мэра № 957-1/п от 13 мая 2008 г. для обеспечения эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов предпринимательской деятельности создан совет по предпринимательству при мэрии. Принято решение о разработке целевой программы в развитие ранее реализуемых перечней мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Тольятти.
Настоящая программа разработана на этапе перехода от государственной политики поддержки малого предпринимательства к государственной политике развития малого и среднего предпринимательства в связи с введением в действие с 1 января 2008 года Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Впервые Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства" в Российской Федерации определено понятие субъекта среднего предпринимательства. Данные о состоянии и уровне развития среднего предпринимательства в городском округе Тольятти в настоящее время отсутствуют. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства" статистические обследования микропредприятий, составляющих около 70,0% от общего числа малых предприятий, производятся один раз в год и их результаты отсутствуют в ежеквартальных статистических данных о деятельности малых предприятий.
Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в городском округе Тольятти за 2005 - 2007 годы, можно оценить по основным показателям, представленным в таблице № 1
(по данным Росстата). При этом необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений.
Таблица № 1
┌─────────────────────────────┬─────┬──────┬───────┬───────┬──────────────┐
│ Наименование показателей │ Ед. │ 2005 │ 2006 │ 2007 │ Темп роста │
│ │изм. │ │ │ │ 2007 г. │
│ │ │ │ │ │к 2005 г. (%) │
├─────────────────────────────┼─────┼──────┼───────┼───────┼──────────────┤
│Число индивидуальных │тыс. │11,2 │12,1 │13,7 │122,3 │
│предпринимателей (по данным │чел. │ │ │ │ │
│ФНС) │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────┼──────┼───────┼───────┼──────────────┤
│Число малых предприятий (МП) │тыс. │6,0 │6,8 │8,4 │140,0 │
│ │ед. │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────┼──────┼───────┼───────┼──────────────┤
│Численность работающих на МП │тыс. │46,2 │59,2 │56,9 │123,2 │
│ │чел. │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────┼──────┼───────┼───────┼──────────────┤
│Отгружено товаров │млрд.│15,2 │25,6 │30,5 │200,7 │
│собственного производства │руб. │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────┼──────┼───────┼───────┼──────────────┤
│Продано товаров │млрд.│117,3 │134,4 │133,5 │113,8 │
│несобственного производства │руб. │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────┼──────┼───────┼───────┼──────────────┤
│Оборот малых предприятий │млрд.│132,5 │160,0 │164,0 │123,8 │
│ │руб. │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────┼──────┼───────┼───────┼──────────────┤
│Фонд оплаты труда МП │млрд.│3,6 │4,7 │5,5 │152,7 │
│ │руб. │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────┼──────┼───────┼───────┼──────────────┤
│Среднемесячная зарплата на МП│руб. │6549 │6669 │8152 │124,5 │
├─────────────────────────────┼─────┼──────┼───────┼───────┼──────────────┤
│Инвестиции в основной капитал│млн. │396,0 │1758,6 │1286,0 │324,7 │
│МП │руб. │ │ │ │ │
└─────────────────────────────┴─────┴──────┴───────┴───────┴──────────────┘
Общие данные, характеризующие развитие малого предпринимательства в городском округе Тольятти, свидетельствуют о позитивных тенденциях в его развитии. Так, количество малых предприятий за три года выросло на 22,3%, а численность работающих в них - на 23,2%. При этом в 2007 году по сравнению с предыдущим 2006 годом при росте количества предприятий на 23,5% численность работающих сократилась на 3,9%, что свидетельствует о положительных тенденциях оптимизации кадров малых предприятий.
В общем количестве зарегистрированных организаций на территории городского округа Тольятти доля малых предприятий в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 2,6 п.п. (с 21,0% до 23,6%). Высоких значений достиг показатель плотности малых предприятий на 1000 жителей населения: его рост составил 2,3 ед. (с 9,5 ед. в 2006 году до 11,8 ед. в 2007 году). Для сравнения, плотность малых предприятий в 2007 году по Самарской области составила 9,0 ед., по Приволжскому федеральному округу - 6,2 ед., по России - 7,9 ед. Однако это очевидно мало по сравнению с развитыми европейскими странами, где аналогичный показатель составляет 28 - 30 ед. на 1000 жителей населения. В 2007 году в среднем каждое малое предприятие обеспечило занятость 7 человек.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников малых предприятий с 2005 по 2007 год выросла на 24,5%, в том числе в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 22,2%. Начисленная заработная плата работников малых предприятий растет более интенсивно по сравнению с аналогичным показателем по крупным и средним предприятиям, где прирост в 2007 году составил 16,7%. Необходимо отметить наибольший разрыв между ростом среднемесячной начисленной заработной платы в малых предприятиях и крупных и средних предприятиях, который наблюдался в обрабатывающих производствах в 2007 году, - 157,3% и 106,9% соответственно. Темпы роста производительности труда в 2007 году также выше в малых предприятиях (118,9%), чем в крупных и средних (112,0%).
Рост инвестиций в основной капитал малых предприятий за период 2005 - 2007 годов составил 3,2 раза. Наибольший рост наблюдался в 2006 году (4,4 раза). Оборот малых предприятий за рассматриваемый период увеличился на 23,8%, в том числе отгрузка товаров собственного производства выросла в 2 раза, а выручка от продажи товаров (работ, услуг) - всего на 13,8%.
В 2006 и в 2007 годах рост оборота малых предприятий не превысил 2,5%, что с учетом показателей инфляции за 2005 - 2007 годы свидетельствует о наличии проблем с представлением малыми предприятиями достоверных данных о полученных доходах от продаж.
В течение ряда лет сохраняется негативная тенденция увеличения доли малых предприятий непроизводственной сферы в общем количестве малых предприятий (с 74,6% в 2006 году до 78,4% в 2007 году). В данной сфере деятельности занято наибольшее количество работников - 67,2% в 2007 году. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в малом бизнесе. За период 2005 - 2007 годов в общем количестве малых предприятий предприятия оптовой и розничной торговли занимают наибольший удельный вес (диапазон от 46% до 49%). Вторыми по удельному весу в структуре по видам экономической деятельности следуют организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (13 - 15%). Предприятия обрабатывающего производства и строительные организации составляли в разные годы от 11% до 13%.
В инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в городском округе Тольятти входят:
1. Совет по предпринимательству при мэрии городского округа Тольятти;
2. Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Самарской области;
3. Государственное учреждение "Центр занятости населения городского округа Тольятти";
4. Торгово-промышленная палата г. Тольятти;
5. Тольяттинское местное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России";
6. НП "Агентство экономического развития";
7. Банки, работающие на территории городского округа, имеющие программы поддержки малого и среднего бизнеса.
В настоящее время в городском округе инфраструктура поддержки действует в различных направлениях, основными из которых можно назвать:
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
- информационная поддержка;
- консалтинговые услуги;
- помощь в регистрации предприятий;
- юридические услуги;
- сдача в аренду помещений;
- содействие в получении инвестиций и кредитов.
Несмотря на наличие положительной динамики развития малого предпринимательства в Тольятти, существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:
- нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;
- административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов. Фактическая незащищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих организаций (милиция, налоговые органы, органы Роспотребнадзора, пожарного надзора и др.) при одновременном несоблюдении последними предписанных процессуальных норм;
- высокий уровень легальных затрат малых предприятий на проведение у них проверок (10% их выручки);
- устаревшая система технических норм и правил, применяемых контролирующими органами;
- высокая стоимость услуг на присоединение к энергетическим и коммунальным сетям;
- сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и прочие;
- нехватка квалифицированных кадров;
- низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления);
- недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и городских властей по защите экономических прав предпринимателей;
- дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.
Среди наиболее острых проблем, связанных с налоговой политикой, предприниматели отмечают:
- частые изменения и корректировки в налоговом законодательстве, в процедурах уплаты и формах отчетности;
- сложность, нечеткость, двусмысленность формулировок в налоговом законодательстве, документах налоговой отчетности;
- сложность оспаривания решений налоговых органов по наложению штрафных санкций и взысканий.
Существующих объектов инфраструктуры поддержки недостаточно для полного и комплексного удовлетворения потребностей предпринимателей, в том числе в информационном обеспечении, проведении маркетинговых исследований, в офисных и производственных помещениях.
Успешное развитие малого и среднего бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников финансового рынка.
Основным источником финансирования текущей деятельности предприятий и средствами на развитие по-прежнему остаются личные сбережения предпринимателей. Привлечение заемных и кредитных ресурсов остается для предпринимателей достаточно проблематичным.
Проблемы развития и поддержки малого бизнеса нельзя рассматривать и решать изолированно друг от друга, поэтому самым эффективным методом их решения является программно-целевой, обеспечивающий увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
Необходимость разработки программы на предстоящий период 2008 - 2010 гг. и решения задач по развитию предпринимательства программно-целевым методом обусловлены рядом объективных факторов:
- масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий;
- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей;
- имеющимся положительным опытом реализации муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в различных городах РФ.
Настоящая программа направлена на решение актуальных вопросов развития малого и среднего предпринимательства в городском округе Тольятти.
II. Цели, задачи и сроки реализации программы
Методологической и правовой базой для разработки настоящей целевой программы являются Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", другие правовые акты.
Содержание программы соответствует целям и задачам, определенным Стратегией
социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Самарской области № 129 от 09.10.2006, областной целевой программе
"Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области на 2004 - 2010 годы", утвержденной Законом Самарской области № 6-ГД от 11.02.2004 (в ред. Закона
Самарской области № 211-ГД от 08.12.2005).
Данная программа сформирована исходя из принципов преемственности, с учетом позитивных сдвигов в области нормативно-правовой, информационной, финансово-кредитной и других направлений поддержки малого бизнеса. Это комплекс конкретных и реальных в выполнении целевых мероприятий, направленных на решение существующих проблем и создание условий для поддержки и развития малого предпринимательства в городском округе Тольятти.
Цель программы - улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства в городском округе Тольятти, способствующих:
- устойчивому росту уровня социально-экономического развития городского округа и благосостояния граждан;
- формированию экономически активного среднего класса;
- ускорению развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных для Тольятти сферах деятельности;
- занятости и самозанятости населения.
Задачи программы:
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- создание системы финансовой и имущественной поддержки; содействие повышению финансовой культуры предпринимательства;
- совершенствование системы получения методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса;
- организация эффективного взаимодействия с субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и создание условий для их дальнейшего развития;
- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Содействие повышению уровня квалификации руководящего и кадрового состава среднего и малого предпринимательства;
- обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития городского округа Тольятти;
- стимулирование экономической активности малых и средних предприятий городского округа Тольятти;
- формирование положительного имиджа предпринимателя, пропаганда (популяризация) предпринимательской деятельности.
Период реализации программы - 2008 - 2010 годы.
III. Перечень и описание программных мероприятий
Программные мероприятия определены исходя из основной цели программы и задач, необходимых для решения поставленной цели.
Система мероприятий программы состоит из следующих основных разделов:
1. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
2. Информационно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
3. Совершенствование системы нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности;
4. Научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
5. Совершенствование механизмов финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
6. Организация системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, на муниципальные, региональные, российский и международные рынки;
7. Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии городского округа Тольятти.
1. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства
В Тольятти созданы отдельные элементы системы поддержки малого и среднего предпринимательства, на базе которых будет продолжено развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и повышение качества инфраструктурного обеспечения.
Создание новых объектов инфраструктуры и развитие действующих призвано решить проблемы доступа предпринимателей к необходимой информации по ведению бизнеса, обучающим системам и создать условия для оперативного получения предпринимателями консультационной, методической и финансовой помощи на всей территории городского округа. Необходимо продолжить работу по координации деятельности объектов инфраструктуры предпринимательства в целях исключения дублирования функций и повышения эффективности их работы.
В 2009 году будет создан Фонд развития предпринимательства, запущена первая очередь бизнес-инкубатора, начата реализация областной целевой программы "Развитие тольяттинского промышленно-технологического парка на 2008 - 2015 гг.".
В целях обеспечения доступа малого и среднего предпринимательства к объектам инфраструктуры необходимо:
- сформировать перечень муниципального имущества, в том числе земельных участков, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (имущество, включенное в перечень, может быть использовано как залоговый фонд для привлечения кредитных ресурсов на финансирование проектов субъектов малого и среднего предпринимательства);
- разработать порядок передачи муниципального имущества, в том числе земельных участков, во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти.
2. Информационно-методическая поддержка СМСП
и организаций, осуществляющих поддержку
малого и среднего предпринимательства
Проблема информационного обеспечения является одной из основных как для субъектов малого и среднего предпринимательства, так и для организаций, осуществляющих поддержку предпринимательства.
Направление включает в себя:
- оказание информационной и методической помощи предпринимателям;
- популяризацию передового опыта и технологий ведения бизнеса (лизинг, франчайзинг, субконтрактация);
- создание единой системы информационного обеспечения малого предпринимательства, способной освещать в СМИ проблемы малого и среднего предпринимательства;
- формирование положительного общественного мнения о предпринимательстве в целом, организация обмена опытом ведения предпринимательской деятельности;
- организацию и проведение конкурсов, круглых столов, семинаров, конференций по проблемам предпринимательства, информирование предпринимателей о программах страхования рисков и ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства с целью развития партнерских отношений и взаимного сотрудничества в сфере предпринимательства;
- обмен опытом по поддержке предпринимательства с целью внедрения в практику передовых и перспективных форм и механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для решения данной проблемы программой предусматривается использование как традиционных источников информации (радио- и телевизионные программы, публикации в средствах массовой информации по актуальным вопросам малого и среднего предпринимательства), так и интерактивных электронных ресурсов, таких как Интернет - источник оперативной и объемной информации.
Будет проводиться работа по аккумулированию всех имеющихся на территории городского округа информационных ресурсов и по обеспечению предпринимателям доступа к ним. Необходимо создать, наполнить и постоянно обновлять сайт Департамента потребительского рынка и предпринимательства, что обеспечит возможность интерактивного общения предпринимателей и органов власти, доступ к информации о состоянии малого и среднего предпринимательства, а также мерах его поддержки.
Информационно-методическая поддержка включает в себя мероприятия по обеспечению взаимодействия органов власти разных уровней, организаций поддержки предпринимательства, общественных организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения конференций, совещаний, семинаров, конкурсов и т.п., издание информационно-методических материалов.
Для формирования целостной картины развития малого и среднего предпринимательства в городском округе Тольятти, реальной оценки инвестиционной привлекательности территории с точки зрения создания СМСП, развития межрайонных и межобластных кооперационных связей необходимы проведение мониторинга в сфере малого и среднего предпринимательства на территории городского округа, сбор, обработка и анализ данных; проведение специализированных исследований по различным аспектам предпринимательства, информационно-аналитическое обеспечение деятельности СМСП.
С целью формирования положительного имиджа предпринимателя, пропаганды предпринимательской инициативы и опыта, влияния на мировоззрение и жизненные ценности жителей следует создать цикл теле- и радиопередач, серию социальных рекламных роликов и привлечь СМИ к проблеме развития предпринимательской инициативы.
3. Совершенствование системы нормативного правового
обеспечения предпринимательской деятельности
Нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, предполагает:
- экспертизу действующих правовых актов органов местного самоуправления и проектов правовых актов, входящих в сферу интересов малого и среднего предпринимательства;
- разработку и принятие правовых актов:
- определяющих перечень имущества, предназначенного для использования субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства;
- регулирующих порядок предоставления субсидий на компенсацию части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в кредитных организациях города;
- устанавливающих порядок передачи имущества во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- и иных правовых актов, определяющих порядок реализации мероприятий программы.
]]>