Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2009 г. по делу № А49-2036/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 22 мая 2009 года.
Арбитражный суд Пензенской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "Пензаэнергосбыт" (440039, г. Пенза, ул. Гагарина, 11-б)
к Управлению по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергоснабжению по Пензенской области (440000, г. Пенза, ул. Володарского, 49),
с участием Прокуратуры Пензенской области (440052, г. Пенза, ул. Богданова, 7)
о признании недействующим абзаца 4 пункта 1 Приказа Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергоснабжению по Пензенской области от 29 декабря 2008 года № 22 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей ОАО "Пензаэнергосбыт" и тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций Пензенской области",
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Сениченковой Н.А. - начальника отдела правового регулирования (доверенность от 31.12.2008 года № 84), Африканова В.В. - заместителя генерального директора по экономическим и финансовым вопросам (доверенность от 31.12.2008 года № 12),
от ответчика - Семенова Д.В. - начальника Управления (удостоверение № 521), Кривенко К.Р. - главного специалиста - эксперта - юрисконсульта отдела информационно-правового обеспечения (доверенность от 12.01.2009 года № 18), Прохоровой О.Ю. - начальника отдела регулирования тарифов на топливно-энергетические ресурсы, услуги по их передаче и поставке (доверенность от 19.05.2009 года № 1838),
старшего помощника прокурора Пензенской области Беляковой Л.Н. (удостоверение № 159265),

установил:

открытое акционерное общество "Пензаэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействующим абзаца 4 пункта 1 Приказа Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергоснабжению по Пензенской области (далее - Управление по тарифам) от 29 декабря 2008 года № 22 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей ОАО "Пензаэнергосбыт" и тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций Пензенской области", которым установлено, что при реализации электрической энергии по договорам купли-продажи (без обязательств гарантирующего поставщика по передаче электрической энергии) стоимость единицы продаваемой ОАО "Пензаэнергосбыт" потребителям электрической энергии уменьшается на стоимость услуг по передаче электрической энергии.
Заявитель полагает, что оспариваемый абзац пункта 1 приказа не соответствуют статьям 20, 23, 24 и 40 Федерального закона "Об электроэнергетике"; статьям 1 и 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"; пунктам 2, 53, 54 и 61 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109; пунктам 4 и 106 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530; пункту 6 Правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объеме потребления электрической энергии, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 21 августа 2007 года № 166-э/1; Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года № 20-э/2; Положению об Управлении по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области, утвержденному Постановлением Правительства Пензенской области от 09 октября 2007 года № 680-пП. Заявитель представил также дополнения к заявлению с обоснованием фактов нарушения его прав оспариваемой нормой права.
Управление по тарифам представило отзыв по делу и дополнения к нему, в которых возражает против требований заявителя, ссылаясь на часть 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункт 117 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период, утвержденный Постановлением правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года № 530, пункт 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109, пункт 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года № 20-э/2. Управление по тарифам считает, что законодательство предусматривает возможность установления тарифов как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен. Утверждение оспариваемым абзацем пункта 1 Приказа от 29.12.2008 года № 22 тарифа (цены) на электрическую энергию (без обязательств гарантирующего поставщика по передаче единицы электрической энергии) в форме установления порядка расчета произведено с целью обеспечения расчетов гарантирующего поставщика с потребителями электрической энергии как по договорам энергоснабжения, так и по договорам купли-продажи.
Прокуратура Пензенской области представила письменное заключение, из которого следует, что находит оспариваемую правовую норму соответствующей закону и иным нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Присутствующие в судебном заседании представители Управления по тарифам возражали против требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве по делу и дополнениях к нему.
Присутствующий в судебном заседании старший помощник прокурора Пензенской области возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в письменном заключении.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Статьей 1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлено понятие тарифов на электрическую и тепловую энергию как система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) в силу статьи 2 указанного Закона осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) предельных уровней.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти предельных уровней тарифов.
Согласно статье 3 упомянутого Федерального закона целью государственного регулирования тарифов, среди прочих, является создание механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии. Одним из принципов государственного регулирования тарифов в силу статьи 4 данного закона является обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 23 этого Федерального закона установлен перечень цен на товары и услуги в области энергетики, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию. В силу данной нормы закона регулирование указанных цен (тарифов), предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) осуществляется в порядке, устанавливаемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов), утверждаемыми Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
В соответствии с пунктом 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 и пунктом 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года № 20-э/2 регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляет собой сумму следующих слагаемых:
средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;
сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;
сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.
В соответствии с пунктами 7 и 117 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530, по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить полученную электрическую энергию. При этом в указанном договоре не урегулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.
Таким образом, законодатель предусмотрел право выбора покупателем электрической энергии вариантов энергоснабжения с применение различных схем договорных отношений: заключение с гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения либо договора купли-продажи электроэнергии и отдельного договора на передачу электрической энергии с сетевой компанией.
В связи с изложенным регулирующий орган обязан обеспечить возможность реализации потребителем предоставленного ему законом права выбора.
В соответствии с пунктами 5.2. и 5.3. Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 года № 20-э/2, одними из видов регулируемых цен и тарифов являются тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе тарифы для населения, в рамках установленных предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов; тарифы (цены) на услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность на розничном рынке электрической энергии (мощности), являющиеся неотъемлемой частью процесса поставки энергии, и перечисленные в разделе VI Основ ценообразования.
Право осуществления государственного регулирования тарифов (цен) на продукцию (товары, работы, услуги) в рамках полномочий, предоставленных в этой сфере субъектам Российской Федерации, на территории Пензенской области предоставлено Управлению по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пензенской области от 09.10.2007 года № 680-пП.
Из материалов дела усматривается, что Управлением по тарифам 29.12.2008 года издан Приказ № 22 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей ОАО "Пензаэнергосбыт" и тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций Пензенской области", абзацем 4 пункта 1 которого установлены тарифы на электрическую энергию по договорам купли-продажи (без обязательств гарантирующего поставщика по передаче единицы электрической энергии) в виде порядка расчета путем уменьшения стоимости единицы продаваемой ОАО "Пензаэнергосбыт" потребителям электрической энергии мощности на стоимость услуг по передаче электрической энергии.
Данный приказ опубликован в газете "Пензенская правда" № 105 от 31.12.2008 года (т. I, л.д. 38 - 46).
Оспариваемая норма права направлена на обеспечение расчетов гарантирующего поставщика с потребителями электрической энергии как по договорам энергоснабжения, так и по договорам купли-продажи (без обязательств гарантирующего поставщика по передаче единицы электрической энергии). Возможность установления тарифа (цены) в виде порядка его определения прямо предусмотрена статьей 23 Федерального закона "Об электроэнергетике", которая представляет собой норму прямого действия, в силу чего ее применение не нуждается в дополнительном регламентировании посредством издания подзаконных нормативных правовых актов.
В этой связи ссылку заявителя на Правила определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объеме потребления электрической энергии, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 21 августа 2007 года № 166-э/1, которыми установлен порядок исчисления тарифа только в числовом выражении, суд признает несостоятельной.
Наличие преддоговорных и договорных споров заявителя с его потребителями и поставщиками, связанных с применением оспариваемой нормы права, сами по себе не могут служить основанием для признания нормы права недействующей, поскольку не свидетельствуют ни о несоответствии данной нормы законодательству или нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ни о нарушении данной нормой прав и законных интересов заявителя. Процедура урегулирования договорных и преддоговорных споров регламентирована законодательством Российской Федерации.
Исходя из изложенного выше, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 150, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать абзац 4 пункта 1 Приказа Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 29 декабря 2008 года № 22 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей ОАО "Пензаэнергосбыт" и тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций Пензенской области" соответствующим Федеральному закону "Об электроэнергетике", Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109, Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530, Правилам определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 21 августа 2007 года № 166-э/1, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года № 20-э/2, Положению об Управлении по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области, утвержденному Постановлением Правительства Пензенской области от 09 октября 2007 года № 680-пП и отказать открытому акционерному обществу "Пензаэнергосбыт" в удовлетворении заявленных требований.
Решение в течение месяца со дня вступления его в законную силу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г. Казань).



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru