Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 октября 2009 г. № 74-Г09-25

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.
судей Борисовой Л.В. и Макарова Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2009 года, которым постановлено:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить. Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими часть 2 статьи 9 закона Республики Саха (Якутия) от 30.11.2004 г. 171-З № 349-III "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)" в части, предусматривающей, что организация и деятельность совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) осуществляются в соответствии с законом Республики Саха (Якутия), а также часть 6 статьи 15 того же закона.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда отменить в части, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части слов "и настоящим законом" часть 2 статьи 9, а также часть 6 статьи 15 закона Республики Саха (Якутия) от 30.11.2004 г. 171-З № 349-III "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)", сославшись на то, что данные положения противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2009 года заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для частичной отмены решения суда.
Из дела видно, что 30 ноября 2004 года принят закон Республики Саха (Якутия) 171-З № 349-III "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)", официально опубликованный в издании "Ил Тумэн", № 51, 24.12.2004. В дальнейшем закон неоднократно изменялся, последние изменения внесены законом РС(Я) от 17.06.2009 712-З № 279-IV, опубликованные в том же издании.
Настоящий закон, как следует его из преамбулы, регулирует вопросы организации местного самоуправления в Республике Саха (Якутия), права, обязанности и ответственность органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области местного самоуправления, а также права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Республике Саха (Якутия).
Согласно части 2 статьи 9 указанного Закона организация и деятельность совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящим законом.
В соответствии с частью 6 статьи 15 того же Закона органы государственной власти Республики Саха (Якутия), предприятия, учреждения и организации независимо от их подчиненности и форм собственности обязаны предварительно согласовывать с соответствующими органами местного самоуправления проекты решений о проведении мероприятий, связанных с возможным изменением экологической обстановки на территории муниципального образования. Представительный орган муниципального образования вправе принять решение об отказе в даче согласия на проведение на территории муниципального образования каких-либо мероприятий при наличии экспертных заключений органов государственного экологического контроля, санитарно-эпидемиологического либо ветеринарного надзора, подтверждающих возможность наступления вследствие проводимых мероприятий неблагоприятных последствий, а также угрожающих экологической, эпидемиологической или эпизоотической обстановке негативных и необратимых изменений окружающей среды.
Удовлетворяя заявление прокурора о признании недействующими приведенных положений закона Республики Саха (Якутия) "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)", суд исходил из вывода о том, что эти положения противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Вывод суда в отношении части 2 статьи 9 Закона мотивирован тем, что организация деятельности местного самоуправления отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а полномочия органов местного самоуправления ограничены содействием в создании муниципальных образований.
С этими доводами нельзя согласиться.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указано, что в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Также согласно части 1 статьи 66 названного Федерального закона в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию органов государственной власти субъектов Российской Федерации с советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации определяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Суд неправильно истолковал закон. Поскольку в статье 9 закона Республики Саха (Якутия) раскрывается порядок организации и деятельности советов муниципальных образований Республики Саха (Якутия), то часть 2 этой статьи необходимо рассматривать во взаимосвязи с остальными частями данной статьи.
Таким образом, часть 2 статьи 9 оспариваемого Закона в части, предусматривающей, что организация и деятельность советов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) осуществляется также и в соответствии с законом Республики Саха (Якутия), не противоречит федеральному законодательству.
Нарушение норм материального права предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 362 ГПК РФ в качестве основания для отмены решения суда в кассационном порядке.
С учетом изложенного, решение суда о признании недействующей части 2 статьи 9 закона Республики Саха (Якутия) от 30.11.2004 г. 171-З № 349-III "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)" в части, предусматривающей, что организация и деятельность совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) осуществляются в соответствии с законом Республики Саха (Якутия), подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления в этой части.
Что касается решения в остальной его части, то оно соответствует требованиям закона и материалам дела и отмене не подлежит.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, урегулированы статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", из содержания которой не следует, что органы государственной власти Республики Саха (Якутия), предприятия, учреждения и организации независимо от их подчиненности и форм собственности обязаны предварительно согласовывать с соответствующими органами местного самоуправления проекты решений о проведении мероприятий, связанных с возможным изменением экологической обстановки на территории муниципального образования.
Федеральное законодательство об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии и ветеринарии необходимости проведения такого согласования не предусматривают.
В соответствии с абз. 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 131-ФЗ правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации осуществляется органами государственной власти в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
Полномочиями на определение порядка проведения на территории муниципальных образований каких-либо мероприятий, связанных с возможным изменением экологической, эпидемиологической и эпизоотической обстановки, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены.
В этой связи, вывод в решении суда о несоответствии части 6 статьи 15 оспариваемого закона Республики Саха (Якутия) федеральному законодательству является правильным, а решение суда в этой части законным и обоснованным.
Доводы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), изложенные в его кассационной жалобе, направлены на иное толкование норм материального права, в связи с чем не влекут отмену решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2009 года о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 2 статьи 9 закона Республики Саха (Якутия) от 30.11.2004 г. 171-З № 349-III "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)" в части, предусматривающей, что организация и деятельность совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) осуществляются в соответствии с законом Республики Саха (Якутия), отменить. Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В остальной части решение суда оставить без изменения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru