Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

Комментарии к Федеральному закону
"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования" от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а также некоторые
особенности по Федеральному закону от 24.07.2009 № 213-ФЗ
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации..."

Названный Закон предусматривает две основные новации:
1. С 01.01.2010 произойдет замена единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами в соответствующие государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
2. Наиболее важное изменение касается передачи функций администрирования страховых взносов.
Законом установлено, что органом контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, является ПФР, а Фонд социального страхования РФ - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
То есть с 01.01.2010 функция администрирования взносов в Пенсионный фонд и Фонды обязательного медицинского страхования будет передана от налоговых органов Пенсионному фонду РФ.
Основные положения Закона, которые изменяют порядок, предусмотренный ныне действующим законодательством:
1. Произойдет изменение порядка начисления страховых взносов в части замены регрессивной шкалы определения ставки для начисления страховых взносов на единую "плоскую" ставку.
В настоящее время предельный годовой доход на каждого работника ограничивается суммой в 600 тыс. руб. Регрессивная шкала применяется с суммы от 280 тыс. руб. и до 600 тыс. руб. С суммы свыше 600 тыс. руб. страховые взносы начисляются в твердой сумме - 56800 руб.
По Федеральному закону № 212-ФЗ устанавливается предельный годовой заработок в сумме до 415 тыс. руб. С заработка в сумме от 415 тыс. руб. и выше страховые взносы взиматься не будут. Соответственно и не будут формироваться пенсионные права. Для граждан, чей годовой доход превышает предельную сумму, существует другой механизм формирования пенсионного капитала. Имеется возможность увеличения своей накопительной части путем вступления в программу софинансирования пенсионных накоплений.
С 2011 г. будет производиться ежегодная индексация предельной суммы годового заработка для начисления страховых взносов в соответствии с ростом заработной платы.
2. Изменяются тарифы страховых взносов. На период 2010 г. тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается в размере 20 %. Для лиц 1966 г. рождения и старше необходимо будет начислять и уплачивать 20 % на страховую часть трудовой пенсии, а для лиц 1967 г. рождения и моложе - 14 % на страховую часть и 6 % на накопительную часть трудовой пенсии по старости.
С 2011 г. вместо 20 % страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, страхователи будут начислять и уплачивать 26 %, из которых для лиц 1966 г. рождения и старше 26 % будет приходиться на страховую часть, а для лиц 1967 г. рождения и моложе - 20 % на страховую часть и 6 % на накопительную часть трудовой пенсии по старости.
В фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования также тарифы увеличиваются с 2011 г. Всего страхователи во все внебюджетные фонды будут выплачивать в 2010 г. - 26 %, а с 2011 г. - 34 %.
Для отдельных категорий плательщиков, таких как сельскохозяйственные товаропроизводители, организации, использующие труд инвалидов, организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, и некоторых других устанавливается переходный период до 2015 г., в течение которого предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.
С 2011 г. отменяются пониженные тарифы для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Таким образом, с 2015 г. устанавливаются единые тарифы для всех категорий плательщиков.
3. Изменяется порядок исчисления и уплаты страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов. По действующему законодательству они уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа исходя из стоимости страхового года, устанавливаемого ежегодно Правительством РФ.
С 2010 г. страховые взносы будут ими уплачиваться также в размере исходя из стоимости страхового года, но эта стоимость будет определяться расчетным путем - как произведение минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются взносы, и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз.
4. В связи с передачей функций администрирования изменяется порядок и сроки уплаты страховых взносов. По действующему законодательству страхователи обязаны уплачивать страховые взносы авансовыми платежами в день перечисления денежных средств на оплату труда, но не позднее 15 числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж. С 01.01.2010 платеж будет обязательным ежемесячным и также подлежит уплате не позднее 15 числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляется обязательный ежемесячный платеж. Соответственно, несвоевременно уплаченные суммы страховых взносов с 16 числа каждого месяца расчетного периода будут являться недоимкой и будут взыскиваться в принудительном порядке.
Расчетным периодом, по закону, признается календарный год. Отчетным считается - 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и календарный год.
Уплата должна будет производиться отдельными платежными документами на соответствующие расчетные счета отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
5. Каждый отчетный период, т.е. ежеквартально, страхователи обязаны будут представлять в территориальный орган ПФР расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и на ОМС по установленной форме в срок до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Данная процедура, конечно, увеличит трудозатраты, но в то же время позволит ежеквартально размещать средства пенсионных накоплений в управляющие компании с целью их инвестирования.
6. Изменения коснутся и порядка представления работодателями индивидуальных сведений о страховом стаже и заработке, начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации. В течение 2010 г. организации и предприятия будут представлять сведения на своих сотрудников не один раз в год, как прежде, а дважды - каждые полгода. С 2011 г. эта процедура будет ежеквартальной.
7. В новом законодательстве закреплена норма о представление всех форм отчетности в электронном виде с электронно-цифровой подписью для организаций, у которых среднесписочная численность работников составляет 50 человек. На период 2010 г. - численностью 100 человек.
8. Плательщики страховых взносов в размере, исходя из стоимости страхового года, обязаны уплачивать страховые взносы в срок не позднее 31 декабря текущего календарного года отдельно в отношении каждого внебюджетного фонда и предоставлять расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.
9. Большие изменения произошли по порядку исполнения обязательств по уплате страховых взносов.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика-организации в банках. В случае отсутствия или недостаточности средств на счетах взыскание производится за счет иного имущества плательщика страховых взносов. Таким же образом взыскиваются пени и штрафы.
Для некоторых категорий плательщиков сохраняется судебный порядок.
В случае недостаточности или отсутствия средств начинается процедура взыскания за счет имущества должника. Принимается постановление о взыскании недоимки в течение 1 года после истечения срока исполнения требования и направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения.
Срок исполнительных действий - 2 месяца со дня поступления постановления судебному приставу.
Взыскание недоимки в отношении плательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в судебном порядке в суде общей юрисдикции в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.
10. В связи с наделением ПФР функциями администрирования органы ПФР будут осуществлять контроль за банками.
Банки обязаны:
- сообщать об открытии или закрытии, изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) в течение 5-ти дней со дня совершения события;
- исполнять поручение плательщика о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов, а также поручение органа контроля при взыскании недоимки, пеней и штрафов в очередности, установленной гражданским законодательством РФ;
- исполнять поручение в течение одного операционного дня, следующего за днем его получения;
- сообщать о неисполнении (частичном исполнении) поручения в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка;
- не вправе задерживать исполнение поручения при наличии денежных средств на счете плательщика.
Неоднократное нарушение банком обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения органа контроля в ЦБ РФ с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.
11. Недоимка, пени и штрафы, взыскание которых оказалось невозможным в силу экономического, социального и юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством РФ.
12. Закон наделяет администратора функциями по произведению зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов, пеней, штрафов.
Зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов осуществляется на основании письменного заявления плательщика по решению органа контроля.
13. Контроль за уплатой страховых взносов будет осуществляться в виде проверок плательщиков страховых взносов:
- камеральные проверки;
- выездные проверки.
Кроме того, будут проводиться проверки банков в порядке, аналогичном порядку проведения проверок плательщиков страховых взносов.
При проведении выездных проверок:
проверяемый период - не превышает предшествующих трех календарных лет;
периодичность проверок - не чаще, чем один раз в три года;
проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации не зависит от времени проведения предыдущей проверки;
срок проведения проверки - не более двух месяцев.
14. Привлечение к ответственности плательщиков страховых взносов и банков.
Предусматривается взыскание штрафных санкций за следующие правонарушения плательщиков:
1. за непредставление расчета по страховым взносам:
- в размере 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей;
- при непредставлении расчета в течение более 180 календарных дней - в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 рублей.
2. за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов:
- при совершении без умысла в размере 20 % неуплаченной суммы;
- при неумышленном совершении в размере 40 % неуплаченной суммы.
3. за непредставление документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов:
- в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.
Сохраняются также штрафные санкции, предусмотренные ст. 17 Федерального закона 27-ФЗ от 01.04.1996, за непредставление в установленные сроки сведений индивидуального персонифицированного учета либо представление неполных или недостоверных сведений:
- в размере 10 % от суммы причитающихся за отчетных год платежей.
Органы ПФР по-прежнему будут взыскивать штрафные санкции по ст. 27 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001.
1. за несвоевременную регистрацию:
- в размере 5 тыс. рублей.
- при нарушении срока регистрации более чем на 90 дней - 10 тыс. руб.
Ответственность банка.
1. за несообщение сведений о счете плательщика страховых взносов - в размере 40 тысяч рублей.
2. за нарушение срока исполнения поручения о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов:
- в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.
3. за неисполнение поручения органа контроля за уплатой страховых взносов о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов:
- в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.
4. за совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете плательщика:
- в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.
Кроме того, должностные лица за вышеуказанные нарушения будут привлекаться к административной ответственности в соответствии с главой 15 Кодекса об административных правонарушениях.
15. Обжалование действий органа контроля.
Каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органов контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Обжалование производится путем:
- подачи жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу (не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд);
- судебного обжалования актов путем подачи искового заявления в арбитражный суд;
- если физическое лицо не является индивидуальным предпринимателям, то путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции.

Отделение
Пенсионного фонда РФ
по Челябинской области



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru