Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область

Документ изменен - см.

список

изменяющих документов


АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2009 г. № 138

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ
НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД

(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области
от 04.05.2009 № 507, от 23.06.2009 № 731,
от 03.07.2009 № 788, от 28.08.2009 № 1038,
от 15.09.2009 № 1102, от 29.09.2009 № 1152,
от 15.10.2009 № 1238, от 11.11.2009 № 1340,
от 25.11.2009 № 1395)

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" администрация области постановляет:
1. Утвердить Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 2009 год (далее - Программа) согласно приложению.
2. Определить уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости управление занятости населения Тамбовской области.
3. Финансовому управлению области (Третьякова) включить в реестр расходных обязательств Тамбовской области на 2009 год расходы на реализацию дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда области в объемах, предусмотренных Программой.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации А.А.Сазонова.

Глава администрации области
О.И.Бетин





Утверждена
Постановлением
администрации Тамбовской области
от 11.02.2009 № 138

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД

(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области
от 03.07.2009 № 788, от 28.08.2009 № 1038,
от 15.09.2009 № 1102, от 29.09.2009 № 1152,
от 15.10.2009 № 1238, от 11.11.2009 № 1340,
от 25.11.2009 № 1395)

Паспорт
Программы дополнительных мер по снижению напряженности
на рынке труда Тамбовской области на 2009 год

┌────────────────────────────┬────────────────────────────────────────────┐
│Наименование программы      │Программа дополнительных мер по снижению    │
│                            │напряженности на рынке труда Тамбовской     │
│                            │области на 2009 год (далее - Программа)     │
├────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Наименование уполномоченного│Управление занятости населения Тамбовской   │
│органа исполнительной власти│области                                     │
│Тамбовской области          │                                            │
├────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Основание для разработки    │Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №  │
│Программы                   │1032-1 "О занятости населения в Российской  │
│                            │Федерации";                                 │
│                            │Постановление Правительства Российской      │
│                            │Федерации от 31.12.2008 № 1089 "О           │
│                            │предоставлении субсидий из федерального     │
│                            │бюджета бюджетам субъектов Российской       │
│                            │Федерации на реализацию дополнительных      │
│                            │мероприятий, направленных на снижение       │
│                            │напряженности на рынке труда субъектов      │
│                            │Российской Федерации"                       │
├────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Срок реализации Программы   │2009 год                                    │
│                            │1 этап январь - июнь 2009 года              │
│                            │2 этап июль - декабрь 2009 года             │
├────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Цель Программы              │Принятие превентивных мер по снижению       │
│                            │негативных социально-экономических          │
│                            │последствий возможного увольнения работников│
│                            │и предупреждению роста безработицы в        │
│                            │Тамбовской области                          │
├────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Задачи Программы            │1. Повышение конкурентоспособности на рынке │
│                            │труда работников в случае угрозы массового  │
│                            │увольнения                                  │
│                            │2. Стимулирование сохранения и создания     │
│                            │рабочих мест                                │
├────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Основные мероприятия        │1. Опережающее профессиональное обучение    │
│Программы                   │работников в случае угрозы массового        │
│                            │увольнения (установление неполного рабочего │
│                            │времени, временная приостановка работ,      │
│                            │предоставление отпусков без сохранения      │
│                            │заработной платы, мероприятия по            │
│                            │высвобождению работников)                   │
│                            │2. Организация общественных работ, временных│
│                            │работ для безработных и ищущих работу       │
│                            │граждан, а также для работников в случае    │
│                            │угрозы массового увольнения; организация    │
│                            │стажировки в целях приобретения опыта работы│
│                            │выпускниками образовательных учреждений     │
│                            │3. Содействие развитию малого               │
│                            │предпринимательства и самозанятости         │
│                            │безработных граждан                         │
├────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Объемы и источники          │   Общий объем  финансирования  Программы  в│
│финансирования Программы    │2009 году -  437391,4  тыс.  рублей,  в  том│
│                            │числе:                                      │
│                            │субсидия федерального бюджета 415521,8 тыс. │
│                            │рублей;                                     │
│                            │средства бюджета Тамбовской области 21869,6 │
│                            │тыс. рублей.                                │
│                            │1 этап финансирования - 116418,9 тыс.       │
│                            │рублей, в том числе:                        │
│                            │субсидия федерального бюджета 110597,9 тыс. │
│                            │рублей;                                     │
│                            │средства бюджета Тамбовской области 5821,0  │
│                            │тыс. рублей.                                │
│                            │2 этап финансирования - 286993,4 тыс.       │
│                            │рублей, в том числе:                        │
│                            │субсидия федерального бюджета 272643,7 тыс. │
│                            │рублей;                                     │
│                            │средства бюджета Тамбовской области 14349,7 │
│                            │тыс. рублей.                                │
│                            │3 этап финансирования - 33979,1 тыс. рублей,│
│                            │в том числе:                                │
│                            │субсидия федерального бюджета 32280,2 тыс.  │
│                            │рублей;                                     │
│                            │средства бюджета Тамбовской области - 1698,9│
│                            │тыс. рублей                                 │
│(в  ред.  Постановления  администрации  Тамбовской области от 15.09.2009 │
│№ 1102)                                                                  │
│(см. текст в предыдущей редакции)                                        │
├────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Целевой показатель Программы│Недопущение роста регистрируемой безработицы│
│                            │выше уровня 2,9 процента в среднегодовом    │
│                            │исчислении, запланированного на конец 2009  │
│                            │года                                        │
├────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Показатели результативности │Прохождение опережающего профессионального  │
│Программы                   │обучения - 1578 работников в случае угрозы  │
│                            │массового увольнения;                       │
│                            │создание временных рабочих мест для         │
│                            │организации общественных работ, временных   │
│                            │работ для безработных и ищущих работу       │
│                            │граждан, а также для работников в случае    │
│                            │угрозы массового увольнения:                │
│                            │1 этап - 4250; 2 этап - 13218; прохождение  │
│                            │стажировки выпускниками образовательных     │
│                            │учреждений - 650 человек; создание не менее │
│                            │1476 рабочих мест в сфере малого бизнеса    │
│(в  ред.  Постановлений  администрации  Тамбовской области от 15.09.2009 │
№ 1102, от 25.11.2009 № 1395)                                            │
│(см. текст в предыдущей редакции)                                        │
└────────────────────────────┴────────────────────────────────────────────┘

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Программа разрабатывается в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Программа утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Тамбовской области.
Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
повышение конкурентоспособности на рынке труда работников в случае угрозы массового увольнения;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
Экономическая ситуация в области в 2008 году сложилась следующим образом: индекс промышленного производства по полному кругу производителей составил 101 процент. В обрабатывающих производствах индекс производства сложился на уровне 101,1, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 100,0, в добывающих производствах - 99,4 процента.
Из 13 основных видов обрабатывающих производств в 7-ми зафиксировано снижение объемов производства.
В производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак, индекс производства составил 99,1 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (в январе - декабре 2007 года - 99,3%).
Сокращение производства сборных железобетонных изделий на 9,6 процента, ваты минеральной и изделий из нее на 19,4 процента обусловило спад в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов на 11,6 процента.
Низкие темпы производства сложились в обработке древесины и производстве изделий из дерева (92,5%) за счет сокращения деятельности по производству пиломатериалов на 7 процентов.
В производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви объем производства в декабре оказался значительно ниже, чем годом ранее, индекс производства составил 86,1 процента. В январе - декабре 2008 года наблюдалось снижение производства хромовых кожтоваров на 24,1 процента.
Индекс химического производства к соответствующему периоду прошлого года составил 98,1 процента. Сокращение производства отмечено в производстве лакокрасочных материалов (темп роста 86,2%), синтетических красителей (темп роста 90,9%).
В результате снижения производства электрооборудования, аппаратуры, спецтехники индекс производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования за январь - декабрь 2008 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 94,4 процента (темп роста за январь - декабрь 2007 года 156,7%).
Стоимость валовой продукции сельского хозяйства по предварительным расчетам (в действующих ценах) за январь - декабрь 2008 года составила 40,6 млрд. рублей. Индекс произведенной продукции к аналогичному периоду 2007 года составил 124,2 процента.
В январе - декабре 2008 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (по оценке) составит 39,3 млрд. рублей, что на 21 процент выше уровня соответствующего периода 2007 года (темп прироста в январе - декабре 2007 года - 27,4%).
Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал являются привлеченные средства, доля которых в общем объеме инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям составляет более 70 процентов. Значительная доля в объеме привлеченных инвестиций принадлежит кредитам банка (34%) и бюджетным средствам (24%).
На фоне ускорения инфляционных процессов на потребительском рынке и торможения роста реальных денежных доходов населения, начиная с октября 2008 года, наблюдалось замедление динамики продаж. За 2008 год оборот розничной торговли составил 85,1 млрд. рублей с ростом на 18,1 процента (за январь - декабрь 2007 года - рост на 19,3%).
В декабре 2008 года сводный индекс потребительских цен на товары и услуги составил 100,6 процента, с начала года - 115,2 процента (в декабре 2007 года - 100,7%, с начала года - 112,4%).
В январе - ноябре 2008 года номинальная среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу предприятий составила 10027,6 рублей, по крупным и средним предприятиям - 10439,4 рублей и увеличилась относительно соответствующего периода 2007 года на 31,3 и 28,8 процента соответственно.
Наиболее высокие темпы роста заработной платы по сравнению с 2007 годом отмечаются по следующим видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (156,3%), образование (129,4%), обрабатывающие производства (128,4%), транспорт и связь (127,3%), строительство (127,2%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (124,6%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (122,7%).
За январь - ноябрь 2008 года крупными и средними предприятиями и организациями области (без организаций сельскохозяйственного производства) получен положительный сальдированный финансовый результат в сумме 2405,1 млн. рублей, со снижением к сопоставимому уровню 2007 года на 4,6 процента.
Структура валового продукта Тамбовской области в 2008 году составляла:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 6 процентов (-0,3 процента);
обрабатывающие производства - 22,5 процента (-1,8 процента);
строительство - 5,9 процента (-0,1 процента);
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 44,2 процента (+3,6 процента).
По итогам прошедшего года финансовый результат в обрабатывающих производствах составил всего 40,6 процента от результата, полученного за сравниваемый период 2007 года, и на 2,8 процента ниже января - октября текущего года. Основными причинами получения убытков являются: отсутствие оборотных средств на приобретение сырья для увеличения объемов производства и продаж, снижение спроса на готовую продукцию предприятий из-за насыщения рынка относительно дешевым импортным товаром аналогичной номенклатуры. 133 организации имели просроченную кредиторскую задолженность в размере 2 млрд. рублей, в том числе обрабатывающие производства 1,4 млрд. рублей, в том числе поставщикам 580 млн. рублей. Задолженность предприятий по кредитам за 2008 год возросла на 23 процента и в декабре составила 15 млрд. рублей.
По сравнению с январем - ноябрем 2007 года доля убыточных организаций по сопоставимому кругу возросла на 0,3 процента.
С октября 2008 года под воздействием мирового финансового кризиса наметились негативные явления в реальном секторе экономики и, прежде всего, в промышленности, что оказывает влияние на формирование бюджета области, благосостояние населения, рынок труда.
В 2005 - 2008 годах в среднем ежегодно в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обращалось около 33 тысяч человек, из них более 54 процентов находили работу или доходное занятие.
Численность безработных на конец 2008 года составляла 8204 человека, по сравнению с началом года снизившись на 2,5 тысячи человек, чему способствовала позитивная динамика социально-экономического развития области в первом полугодии.
Несмотря на то, что уровень безработицы ниже, чем в некоторых областях Центрального федерального округа и по России, за декабрь он вырос с 1,4 процента до 1,5 процента экономически активного населения.
В некоторых муниципальных образованиях области уровень безработицы значительно превышает среднеобластной и составляет: в Инжавинском (1,6%), Моршанском (2,0%), Первомайском (2,3%), Тамбовском районах (3,8%), городах: Котовске (1,8%), Уварово (2,1%).
Численность занятых в экономике области в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, сократилась на 2,3 тыс. человек (0,5%) и на начало 2008 года составила 505,3 тыс. человек.
Основным фактором сокращения занятости в реальном секторе экономики являются увольнения работников с крупных и средних предприятий. Наибольшее сокращение приходилось на 2004 и 2005 годы, в 2007 году положение стабилизировалось и выбытие на 91 процент компенсировалось приемом новых кадров. Доля увольнений работников с предприятий по собственному желанию составила 86,3 процента от общего количества уволенных.
Потенциальными трудовыми ресурсами являются учащиеся трудоспособного возраста, показывая возможности и имеющиеся резервы в замене рабочей силы. В структуре распределения трудовых ресурсов в 2007 году они занимали 8,8 процента. Ежегодно растет выпуск специалистов. В 2007 году он в два раза превысил количество выпускников с высшим образованием 2000 года, специалистов со средним специальным образованием - на 9,3 процента, сокращается выпуск квалифицированных рабочих (по сравнению с 2000 годом на 10,6 процента).
В 2004 - 2008 годах динамика количества рабочих мест в эквиваленте полной занятости менялась незначительно: от 539,7 тысячи единиц в 2004 году до 549 тысяч в 2008 году.
Мировой финансовый кризис отразился на базовых отраслях промышленности области, которые работают по заказам компаний, выпускающих конечную продукцию, в связи с чем кризис для области имеет затяжной характер.
В октябре 2008 года усилился процесс увольнения персонала в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата.
Всего в октябре - декабре 2008 года в органы службы занятости работодателями представлены сведения о предполагаемых увольнениях 2,5 тыс. человек с датой расторжения трудового договора - первое полугодие 2009 года.
Многие работодатели, воздерживаясь от массовых увольнений работников и пытаясь сохранить имеющийся опытный коллектив, применяют такие формы организации труда, как:
перевод предприятий на гибкие режимы работы - сокращенная рабочая неделя; вынужденные отпуска без сохранения и с частичным сохранением заработной платы. На 5 предприятиях уменьшен размер среднемесячной заработной платы работающих по отношению к предыдущему месяцу.
В органы службы занятости с декабря 2008 года активнее стали обращаться длительное время не работавшие граждане.
Более 40 процентов зарегистрированных безработных - граждане, уволенные в связи с окончанием срока трудового договора и по соглашению сторон. По прогнозу эти люди с началом сезона будут заняты на производстве сахара, строительных материалов, лакокрасочной и другой продукции. Однако возможные финансовые осложнения на этих предприятиях не гарантируют им трудоустройство и достойный уровень заработной платы.
Увеличение на рынке труда квалифицированных соискателей отразится на росте доли категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы: женщин (66%), молодежи (17%), инвалидов (21%).
В 2008 году банк вакансий службы занятости составил более 34 тысяч единиц, что значительно больше, чем в предшествующие годы, но в ноябре - декабре ситуация изменилась: если в сентябре было более 10 тысяч вакансий, то в декабре - 6,4 тысячи, так как многие работодатели прекратили прием на работу или отозвали заявленные ранее в службу занятости вакансии. Снижение за 3 месяца составило 37 процентов.
В среднем по области на одну вакансию приходится 1,3 ищущих работу граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения. В некоторых сельских территориях очень высок коэффициент напряженности на рынке труда:
Староюрьевский район - 15 вакансий на 150 безработных - 10;
Мучкапский район - 7 вакансий на 158 безработных - 22;
Первомайский район - 41 вакансия на 310 безработных - 7,7 и т.д.
Для поддержания стабильной ситуации на рынке труда области требуется принятие дополнительных мер.
Анализ ситуации, складывающейся на рынке труда, показывает, что наиболее острой проблемой является обеспечение занятости граждан, потерявших работу и находящихся под риском увольнения.
В течение 2009 года на рынке труда области ожидаются изменения спроса и предложения рабочей силы. Баланс рабочих мест по Тамбовской области приведен в приложениях № 1, 2 к Программе.
В связи с кризисными явлениями в экономике динамика численности выходящих на рынок труда работников, уволившихся по сокращению штатов и по собственному желанию, будет иметь тенденцию к увеличению. Сохранится тенденция увеличения среди безработных граждан лиц предпенсионного возраста, женщин, молодежи, инвалидов, граждан, не работавших длительное время.
После окончания учебных заведений в мае - сентябре 2009 года на рынке труда окажутся 18 тысяч выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и, по предварительной оценке, 1,2 тыс. человек из них будут нуждаться в трудоустройстве.
На 2008 год утверждена квота на привлечение 3464 иностранных работников (0,6% экономически активного населения области), фактически привлечено 2990 человек, что составило 86,3 процента установленной квоты.
Для обеспечения приоритетного права на трудоустройство российских граждан проведена кампания, охватившая 164 работодателя, заказчиков работ (услуг), в т.ч. иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, подавших заявки о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2009 год. Приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2008 г. № 777н установлена квота на 2009 год для Тамбовской области - 4410 человек. Администрация области направила в Минздравсоцразвития России предложения об установлении квоты на использование труда иностранных работников в 2009 году для Тамбовской области в размере не более фактического показателя 2008 года.
В области приняты меры по стабилизации ситуации на рынке труда, позволяющие на основе еженедельного мониторинга рынка труда координировать деятельность органов исполнительной власти области по вопросам трудоустройства увольняемых работников, организации общественных работ, временной и самостоятельной занятости, профессиональной ориентации, социальной адаптации и профессионального обучения, в том числе опережающего, обеспечения социальной защиты граждан.
Органы исполнительной власти области совместно с органами местного самоуправления области реализуют меры, направленные на поддержку граждан, желающих участвовать в предпринимательстве и развитии народных промыслов.
Осуществляется взаимодействие с инвесторами, ведущими строительство Мордовского сахарного завода, Никифоровского завода по производству биоэтанола, Петровского цементного завода, Сосновского маслозавода, животноводческого комплекса в Пичаевском районе и других инвестиционных проектов для комплексного решения проблемы обеспечения кадрами на период строительства и последующего производства продукции путем обеспечения спроса за счет граждан, потерявших работу.
Принимаются меры по созданию областного фонда финансирования общественных работ, определению видов и объемов общественных работ, созданию рабочих мест под организацию общественных работ, выделению необходимых финансовых средств из областного и муниципальных бюджетов для этих целей.
Ведется разработка и утверждение программ занятости работников отраслей, включая обеспечение трудоустройства высвобождаемого персонала, дополнительные меры по заполнению создаваемых рабочих мест, возможные объемы внутрипроизводственного обучения, подготовку и переподготовку кадров для вновь открывающихся производств.
Осуществляется контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы работникам предприятий и организаций области в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективными договорами предприятий (организаций).
Органы службы занятости регулируют потоки высвобождаемых граждан до их увольнения, проводится профессионально-квалификационный анализ высвобождаемых сотрудников с целью решения вопросов их трудоустройства, обучения или направления на досрочную пенсию.
С октября 2008 года по февраль 2009 года в органы службы занятости области поступила информация о планируемом увольнении 4374 работников из 318 организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организаций. Основными причинами принятия решения об увольнении работников являются сокращение затрат на производство и оптимизация расходов на содержание.
В этот период уволено 1504 человека, из них трудоустроено 313 человек (в т.ч. 238 - на том же предприятии), 75 человек - при содействии органов службы занятости.
В марте 2009 года предполагается увольнение 965 человек, наиболее значительное - на спиртоводочных предприятиях области: Тамбовское спиртоводочное предприятие филиал открытого акционерного общества (далее - ОАО) "Талвис" спиртзавод "Сосновский" - планирует уволить 102 человека, филиал ОАО "Талвис" спиртзавод "Волковский" - 132 человека.
На февраль - апрель запланирована реорганизация Моршанского производственно-строительного управления филиала общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Мосстройтрансгаз". В службу занятости поданы сведения об увольнении 264 человек.
В феврале 2009 года в режиме неполного рабочего времени работали 38 предприятий области. Среди них: Тамбовский вагоноремонтный завод (1354 человека), ОАО "Пигмент" (1142 человека), ОАО "Тамбовмаш" (1093 человека), закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Тамак" (1078 человек), ОАО "Моршанская мануфактура" (694 человека), ОАО "Первомайскхиммаш" (527 человек), ОАО "Арти-Завод" (450 человек).
Общая численность граждан, работающих неполный рабочий день, составляет 8063 человека (продолжительность рабочего времени 29 часов в неделю).
В простое по вине работодателя находится 1249 человек.
В отпусках без сохранения заработной платы - 623 человека.
В январе - феврале 2009 года численность зарегистрированных в органах службы занятости населения Тамбовской области безработных увеличивалась еженедельно в среднем на четыре процента.
В целях предотвращения критической ситуации на рынке труда области, сохранения квалифицированного кадрового потенциала в организациях области и содействия занятости работников в случае угрозы массового увольнения возникла необходимость разработки и принятия дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда области, таких как: организация опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения; организация общественных работ, временных работ, стажировки и самозанятости.
Программа направлена на недопущение роста численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, выше показателя, зафиксированного в Протоколе заседания Комиссии Роструда по сверке исходных данных от 16 декабря 2008 г. № 17 - 15,4 тыс. человек (2,9 процента экономически активного населения).
Анализ ситуации на рынке труда Тамбовской области показывает, что с начала финансово-экономического кризиса (октябрь 2008 г.) в органы службы занятости области поступила информация о планируемом увольнении 8250 работников из 734 организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организаций. С 1 октября 2008 г. уволено 3939 человек. Обратилось в органы службы занятости - 2934 человека.
Согласно уведомлениям работодателей в июне - августе планируется увольнение более 3 тысяч человек. Поступили уведомления о предстоящем высвобождении 900 работников одного из крупных предприятий г. Тамбова ОАО "Вагонреммаш" филиал ТВРЗ (сокращение выпуска продукции), 900 работников Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища им. Ф.Э.Дзержинского (реорганизация).
По состоянию на 1 июня 2009 г. в режиме неполного рабочего времени работают 68 предприятий области. Общая численность граждан, работающих неполный рабочий день, составляет 7104 человека (продолжительность рабочего времени 29 часов в неделю). В простое по вине работодателя находится 477 человек, в отпусках без сохранения заработной платы - 132 человека.
По состоянию на 1 января 2009 г. численность безработных составляла 8166 человек, уровень безработицы - 1,5 процента.
В январе - апреле 2009 года численность зарегистрированных в органах службы занятости населения области безработных граждан, с учетом всех категорий обратившихся, увеличилась на 4771 человека и составляла 12937 человек (2,3%). В мае численность безработных стабилизировалась и в настоящий момент в службе занятости населения области состоят на учете 12609 безработных граждан, уровень безработицы - 2,2 процента, количество вакансий - 8900 (из которых значительную часть составляют малооплачиваемые и маловостребованные на рынке труда специальности, а также вакантные рабочие места за пределами области), коэффициент напряженности - 1,4.
Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 1 июня 2009 г. явилась объективным фактором, позволившим сдержать рост безработицы в области, стабилизировать ситуацию на рынке труда и оказать реальную помощь безработным гражданам и гражданам, находящимся под риском увольнения. Помимо этого, программные мероприятия положительно повлияли на снижение социальной напряженности в обществе, позволили ряду предприятий реального сектора экономики сохранить кадровый потенциал и восстановить производственный процесс в соответствии с профилем деятельности.
Наиболее востребованное направление Программы - организация общественных работ и временной занятости.
Планируется создание 17468 (на 1 этапе - 4250, на 2 этапе - 13218) временных рабочих мест в рамках организации общественных работ, временных работ для безработных и ищущих работу граждан, а также для работников в случае угрозы массового увольнения; организация прохождения стажировки в целях приобретения опыта работы выпускниками образовательных учреждений с последующим их трудоустройством - 650 человек; создание не менее 1476 рабочих мест в сфере малого бизнеса; организация опережающего профессионального обучения - 1578 работников в случае угрозы массового увольнения.
(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 15.09.2009 № 1102, 25.11.2009 № 1395)
(см. текст в предыдущей редакции)

┌───────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│Целевые индикаторы и показатели│Целевые индикаторы и показатели Программы│
│ целевой программы "Содействие │     дополнительных мер по снижению      │
│занятости населения Тамбовской │ напряженности на рынке труда Тамбовской │
│     области на 2009 год"      │           области на 2009 год           │
├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Доля вакансий, поступивших от  │В результате реализации Программы будет  │
│работодателя с оплатой труда   │обеспечена занятость:                    │
│выше прожиточного минимума,    │после прохождения опережающего           │
│установленного в регионе, - 100│профессионального обучения - 1578        │
│процентов;                     │человек;                                 │
│количество граждан, принявших  │на временных рабочих местах в рамках     │
│участие в общественных работах,│организации общественных работ, временных│
│- 4576 человек;                │работ для безработных и ищущих работу    │
│количество нашедших работу     │граждан, а также для работников в случае │
│несовершеннолетних граждан в   │угрозы массового увольнения - 17468 (на 1│
│возрасте от 14 до 18 лет - 5100│этапе - 4250 человек, на 2 этапе - 13218 │
│человек,                       │человек);                                │
│количество безработных граждан │стажировка в целях приобретения опыта    │
│в возрасте от 18 до 20 лет из  │работы выпускниками образовательных      │
│числа выпускников учреждений   │учреждений с последующим их              │
│начального и среднего          │трудоустройством - 650 человек;          │
│профессионального образования, │в сфере малого бизнеса и самозанятости - │
│ищущих работу впервые, - 61    │1476 человек.                            │
│человек;                       │Реализация дополнительных мер по снижению│
│количество граждан, получивших │напряженности на рынке труда позволит не │
│услуги по самозанятости, - 38  │допустить роста безработицы в области:   │
│человек;                       │численности безработных граждан более    │
│количество безработных граждан,│15,4 тыс. человек,                       │
│приступивших к                 │уровня регистрируемой безработицы - 2,9  │
│профессиональному обучению, -  │процента экономически активного          │
│3973 человека;                 │населения;                               │
│количество граждан, получивших │коэффициента напряженности на рынке труда│
│услугу по профессиональной     │- 2,0 незанятых трудовой деятельностью   │
│ориентации, - 16350 человек;   │граждан, зарегистрированных в службе     │
│количество безработных,        │занятости, на одну заявленную вакансию   │
│принявших участие в            │                                         │
│адаптационных программах, -    │                                         │
│1274 человека;                 │                                         │
│уровень регистрируемой         │                                         │
│безработицы - 2,4 процента     │                                         │
│(в  ред.  Постановлений  администрации  Тамбовской области от 15.09.2009 │
№ 1102, от 25.11.2009 № 1395)                                            │
│(см. текст в предыдущей редакции)                                        │
└───────────────────────────────┴─────────────────────────────────────────┘

Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, создания эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
Факторы, определяющие особую роль малого и среднего предпринимательства в условиях рыночной системы хозяйствования:
развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов в формировании конкурентной среды в экономике области и способствует постепенному созданию широкого слоя среднего класса, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни и являющегося главной стабилизирующей силой гражданского общества;
наличие у малого и среднего предпринимательства большого потенциала для создания новых рабочих мест способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе.
Начиная с 2002 года, развитие малого и среднего предпринимательства в области осуществляется на основе программно-целевых методов. Областная целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2008 - 2010 годы является логическим продолжением предыдущей программы и учитывает результаты ее реализации. Программно-целевой метод и системный подход к вопросам развития малого и среднего предпринимательства в области, основанный на реализации областных целевых программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого и среднего предпринимательства, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед областью, возможностей областного бюджета, полностью себя оправдывает.
В целях развития малого и среднего предпринимательства в области предусматривается выделение в 2009 году средств: из областного бюджета - 20 млн. рублей, из федерального - 20 млн. рублей, собственных средств негосударственного образовательного учреждения "Региональный центр управления культуры" - 0,34 млн. рублей.
Однако при значительных потребностях кредитования малого и среднего предпринимательства для начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства возможность получения кредита по-прежнему остается одной из главных проблем. В основном это связано с отсутствием у них средств для обеспечения возврата кредитов.
Для развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области необходимо дополнительное финансирование.
Практика организации общественных работ на территории области, увеличение их масштабов, финансирование из различных источников подтверждают эффективность этой формы временной занятости населения.
Основными целями организации общественных работ являются:

]]>
│              │образования детей           │содержанию и развитию     │      │       │        │
│              │"Детско-юношеская спортивная│муниципальных учреждений  │      │       │        │
│              │школа"                      │дошкольного, основного    │      │       │        │
│              │                            │общего образования,       │      │       │        │
│              │                            │организация досуга детей в│      │       │        │
│              │                            │учреждениях культуры,     │      │       │        │
│              │                            │детских садах, детских    │      │       │        │
│              │                            │оздоровительных лагерях   │      │       │        │
│              ├────────────────────────────┼──────────────────────────┼──────┼───────┼────────┤
│              │МОУ дополнительного         │Вспомогательные работы по │  2   │   2   │  27,7  │
│              │образования детей "Уметская │содержанию и развитию     │      │       │        │
│              │детская музыкальная школа"  │муниципальных учреждений  │      │       │        │
│              │                            │дошкольного, основного    │      │       │        │
│              │                            │общего образования,       │      │       │        │
│              │                            │организация досуга детей в│      │       │        │
│              │                            │учреждениях культуры,     │      │       │        │
│              │                            │детских садах, детских    │      │       │        │
│              │                            │оздоровительных лагерях   │      │       │        │
│              ├────────────────────────────┼──────────────────────────┼──────┼───────┼────────┤
│              │Муниципальное учреждение    │Вспомогательные работы по │  2   │   2   │  33,6  │
│              │"Централизованная           │содержанию и развитию     │      │       │        │
│              │бухгалтерия"                │муниципальных учреждений  │      │       │        │
│              │                            │дошкольного, основного    │      │       │        │
│              │                            │общего образования,       │      │       │        │
│              │                            │организация досуга детей в│      │       │        │
│              │                            │учреждениях культуры,     │      │       │        │
│              │                            │детских садах, детских    │      │       │        │
│              │                            │оздоровительных лагерях   │      │       │        │
│              ├────────────────────────────┼──────────────────────────┼──────┼───────┼────────┤
│              │Муниципальное учреждение    │Вспомогательные работы по │  1   │   1   │  16,8  │
│              │"Информационно-методический │содержанию и развитию     │      │       │        │
│              │центр"                      │муниципальных учреждений  │      │       │        │
│              │                            │дошкольного, основного    │      │       │        │
│              │                            │общего образования,       │      │       │        │
│              │                            │организация досуга детей в│      │       │        │
│              │                            │учреждениях культуры,     │      │       │        │
│              │                            │детских садах, детских    │      │       │        │
│              │                            │оздоровительных лагерях   │      │       │        │
│              ├────────────────────────────┼──────────────────────────┼──────┼───────┼────────┤
│              │Муниципальное учреждение    │Обслуживание библиотечной │  30  │  30   │ 492,7  │
│              │культуры "Межпоселенческая  │сферы                     │      │       │        │
│              │центральная библиотека      │                          │      │       │        │
│              │Уметского района"           │                          │      │       │        │
│              ├────────────────────────────┼──────────────────────────┼──────┼───────┼────────┤
│              │Муниципальное учреждение    │Обслуживание зрелищных    │  5   │   5   │  84,0  │
│              │культуры "Уметский районный │мероприятий культурного   │      │       │        │
│              │Дом культуры"               │назначения                │      │       │        │
└──────────────┴────────────────────────────┴──────────────────────────┴──────┴───────┴────────┘

Зам. главы администрации области
А.А.Сазонов



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru