СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 13 марта 2009 г. № 27-04
О РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО
СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА
В ЧЕБОКСАРСКОМ РАЙОНЕ НА 2009 - 2012 ГОДЫ"
В целях создания экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока Собрание депутатов Чебоксарского района решило:
1. Утвердить прилагаемую районную целевую программу
"Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Чебоксарском районе на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа).
2. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Собрания депутатов Чебоксарского района по вопросам социально-культурной деятельности и обслуживания населения.
3. Настоящее решение опубликовать в средствах массовой информации.
Глава Чебоксарского района
А.П.КНЯЗЕВ
Утверждена
решением
Собрания депутатов
Чебоксарского района
от 13.03.2009 № 27-04
РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В ЧЕБОКСАРСКОМ РАЙОНЕ
НА 2009 - 2012 ГОДЫ"
Паспорт Программы
Наименование - районная целевая программа "Развитие молочного
Программы скотоводства и увеличение производства молока в
Чебоксарском районе на 2009 - 2012 годы"
Основание - республиканская целевая программа
"Развитие
для разработки агропромышленного комплекса Чувашской Республики и
Программы регулирование рынка сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", принятая
постановлением Кабинета Министров ЧР от 14.11.2007 N
287;
районная программа "Развитие сельского хозяйства и
регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия в Чебоксарском районе на 2008 -
2012 годы", утвержденная решением Собрания депутатов
Чебоксарского района ЧР от 26.10.2007 № 13-02
Заказчик Программы - администрация Чебоксарского района в лице отдела
сельского хозяйства администрации Чебоксарского района
Основные - администрация Чебоксарского района в лице отдела
исполнители сельского хозяйства администрации Чебоксарского района
Программы По согласованию:
администрации сельских поселений Чебоксарского района,
сельскохозяйственные организации, личные подсобные
хозяйства, КФХ, государственное учреждение
"Чебоксарская районная станция по борьбе с болезнями
животных" государственной ветеринарной службы
Чувашской Республики
Основные - администрация Чебоксарского района в лице отдела
разработчики сельского хозяйства администрации Чебоксарского района
Программы
Цель Программы - создание экономических и технологических условий
развития отрасли молочного скотоводства и увеличение
объемов производства молока
Задачи Программы - увеличение и стабилизация поголовья коров;
- укрепление племенной базы молочного скотоводства
Характеристика - реализация комплекса мер государственной поддержки
программных отрасли молочного скотоводства, направленных на
мероприятий стимулирование стабилизации численности коров и
производства высококачественного молока;
- повышение генетического потенциала продуктивности
молочного скота через покупку высокоценных племенных
телок на внутреннем рынке и по импорту;
- повышение качества молочного скота в личных,
подсобных хозяйствах населения (ЛПХ) и КФХ;
- создание пунктов искусственного осеменения
(сервисных центров);
- повышение квалификации кадров и освещение в СМИ
проблем производства и потребления молока;
- укрепление кормовой базы и улучшение качества
кормов
Сроки реализации - 2009 - 2012 годы
Программы
Объемы и источники - объем финансирования на реализацию программы на период
реализации 2009 - 2012 гг. составит - 144 млн. рублей,
Программы в том числе:
- за счет федерального бюджета - 27 млн. руб.;
- за счет республиканского бюджета Чувашской
Республики - 32,5 млн. руб.;
- за счет внебюджетных источников - 84,6 млн. рублей
Целевые индикаторы показатели программы:
и показатели - удельный вес племенного поголовья в общей
Программы численности крупного рогатого скота к 2012 г. - 15%;
- приобретение племенного молодняка не менее 100 голов
ежегодно в течение 4 лет;
- производство молока:
2009 г. - 45,8 тыс. тонн;
2010 г. - 46,5 тыс. тонн;
2011 г. - 47,4 тыс. тонн;
2012 г. - 48,79 тыс. тонн.
Средний надой от 1 коровы:
2009 г. - 4250 кг;
2010 г. - 4257 кг;
2011 г. - 4575 кг;
2012 г. - 4805 кг;
- создание центров по оказанию сервисных услуг - 1
сервисный центр в год;
- выход телят на 100 маток довести с 73 в 2008 г. до
83 голов в 2012 году;
- удой на корову в 2012 г. - 4805 кг;
- производство молока на душу населения в 2012 г. -
821 кг
Ожидаемые 1. Увеличение удоев коров к 2012 г. до 4805 кг,
результаты валового производства молока - до 48,79 тыс. тонн, что
реализации составит 109% от уровня производства 2008 года.
Программы 2. Доведение производства молока на душу населения до
821 кг в год по району.
3. Повышение производительности труда на 10%
Управление - реализация Программы координируется администрацией
реализацией Чебоксарского района, контроль за выполнением
Программы мероприятий Программы осуществляет Собрание депутатов
Чебоксарского района.
1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития молочного скотоводства
Районная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Чебоксарском районе на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа) направлена на модернизацию молочного скотоводства. Увеличение производства высококачественного молока позволит повысить рентабельность отрасли, улучшит финансово-экономическое состояние сельхозтоваропроизводителей района.
Программа разработана с целью реализации мероприятий муниципальной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Чебоксарском районе на 2008 - 2012 годы", утвержденной решением Собрания депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики от 26.10.2007 № 13-02.
За последние 2 года реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" с привлечением финансовых потоков из федерального и республиканского бюджетов позволила сельскохозяйственным товаропроизводителям, личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам района увеличить объем привлекаемых льготных кредитов и способствовала росту объемов животноводческой продукции. Изменился породный состав в сторону высокопродуктивных генотипов молочного скота, активизирован процесс реконструкции молочно-товарных ферм (СХПК - колхоз имени Ленина, ОАО "Чурачикское", ЗАО Агрофирма "Ольдеевская", ФГУП учхоз "Приволжское" ЧГСХА). В этих хозяйствах реализуются технологические решения по заготовке кормов, кормлению, содержанию, доению, и как следствие, отмечено по этим хозяйствам увеличение продуктивности животных, надой на 1 фуражную корову.
Однако это не решило полностью проблему эффективности ведения молочного скотоводства. Рыночные цены, сложившиеся на сегодняшний день на рынке сельскохозяйственной продукции, продукцию животноводства, не обеспечивают получение прибыли, достаточной для введения расширенного воспроизводства животноводческой отрасли. Недостаточный уровень кормов по качеству приводит к несбалансированности рационов животных. Вследствие этого в сельскохозяйственных предприятиях продолжается процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров.
По сравнению с 2006 годом поголовье коров в целом по району в сельскохозяйственных предприятиях сократилось с 2887 до 2495 тыс. голов (на 14%), объемы производства молока в сельскохозяйственных предприятиях снизились с 11531 до 10107 тонн (на 12%).
Удой молока на корову в 2008 г. достиг в среднем по району 3854 кг (в сельхозпредприятиях). Анализ состояния молочного скотоводства в районе за 2009 - 2008 гг. приведен в таблице 1
.
Таблица 1
Анализ состояния молочного скотоводства
в районе за 2006 - 2008 гг.
+---------------------------------+----------+--------+--------+--------+----------+
¦ Показатели ¦ Единица ¦2006 г. ¦2007 г. ¦2008 г. ¦ 2008 г. ¦
¦ ¦измерения ¦ ¦ ¦ ¦к 2007 г.,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ % ¦
+---------------------------------+----------+--------+--------+--------+----------+
1. Поголовье молочных коров в тыс. голов 10768 9840 9887 100,1
хозяйствах всех категорий
в т.ч. в сельскохозяйственных тыс. голов 2887 2660 2495 94
предприятиях
2. Удой на корову в год на кг 3628 3880 3854 99
сельскохозяйственных предприятиях
3. Валовое производство молока в тыс. тонн 37400 44590 44858 101
хозяйствах всех категорий
в т.ч. сельскохозяйственных тыс. тонн 11531 11243 10107 90
предприятиях
4. Покупка племенного молодняка голов 47 82 169 206
крупного рогатого скота молочных
пород
5. Выход телят на 100 коров голов 72 75 73 97
6. Удельный вес племенных коров в % 5,8 5,8 5,8 100
общей численности коров молочных
пород
7. Закупка сухого молока тонн - - - -
8. Рентабельность производства
молока
- с господдержкой % 6,4 9,4 6,5 <*>
- без господдержки % 4,5 6,5 4,4 <*>
Для дальнейшего развития отрасли молочного скотоводства как поставщика молока Чебоксарский район располагает всеми необходимыми предпосылками:
- достаточные площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов;
- имеются реконструированные и модернизированные МТФ для ведения интенсивного молочного животноводства;
- высокопродуктивная порода молочного скота интенсивного типа (черно-пестрая).
1.2. Характеристика проблемы
Главными препятствиями для устойчивого развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности являются:
- недостаточная развитость племенной базы;
- низкий выход телят в расчете на 100 коров (73 головы);
- малая численность племенного скота (5,8% вместо 15%);
- недостаточное количество ферм с современными технологиями и оборудованием;
- отсутствие экономической мотивации реализации имеющихся в районе возможностей ускоренного развития молочного скотоводства;
- недостаточный уровень кормов по объему и качеству, что приводит к несбалансированности рационов кормления животных по питательным веществам.
Важными факторами для решения проблемы рентабельности молочного скотоводства являются:
а) неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - молокоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля", в результате чего на долю молочных ферм приходится 379,9% от розничной цены на молоко вместо 50 - 55% в западных странах;
б) недостаточная государственная поддержка молочного скотоводства, которая в целом по району составляет около 9% от производственных издержек.
Объективная необходимость участия в развитии молочного скотоводства и производства молока обусловлена:
- социальной значимостью молока как необходимого для здоровья населения продукта питания наиболее доступного по цене;
- биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению со скороспелыми отраслями (птицеводство, свиноводство), в силу которых производственный цикл получения коровы составляет 24 - 28 месяцев;
- необходимостью технологической модернизации существующих и строительства новых ферм для коров и молодняка.
Районная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Чебоксарском районе на 2009 - 2012 годы" направлена на решение указанных проблем.
1.3. Цель Программы
Целью Программы является повышение эффективности и конкурентоспособности молочного скотоводства, обеспечение устойчивого функционирования и развития его, улучшение продовольственного обеспечения населения, создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока с 44,9 тыс. тонн в 2008 г. до 48,79 тыс. тонн в 2012 году.
1.4. Задачи Программы
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
- укрепление племенной базы молочного скотоводства, таблица 2
;
- ускоренное развитие молочного скотоводства в рамках реализации муниципальной программы развития молочного скотоводства, таблица 3
.
Задача 1. Укрепление племенной базы молочного скотоводства
Таблица 2
Целевые показатели:
+------------------------------------+--------+---------+-------+-------+-------+
¦ Показатели ¦Ед. изм.¦ 2006 г.¦2007 г.¦2008 г.¦2012 г.¦
+------------------------------------+--------+---------+-------+-------+-------+
Удельный вес племенного поголовья % 7,0 9,5 10,0 15,0
в общем поголовье молочного крупного
рогатого скота
Приобретение племенного молодняка гол. 100 100 100 100
Задача 2. Ускоренное развитие молочного скотоводства
в рамках реализации муниципальной программы
Таблица 3
Целевые показатели:
+-----------------------------------+--------+---------+-------+-------+--------+
¦ Показатели ¦Ед. изм.¦ 2006 г.¦2007 г.¦2008 г.¦ 2012 г.¦
+-----------------------------------+--------+---------+-------+-------+--------+
Производство молока % 102 102 102 103
Средний надой молока от 1 коровы кг 4250 4357 4575 4805
Выход телят на 100 коров голов 75 80 82 83
Механизм реализации:
- создание центров по оказанию сервисных услуг - 1 центр в год.
2. Ожидаемые результаты реализации
муниципальной целевой Программы и целевые индикаторы
Результат реализации районной целевой Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Реализация Программы предусматривает значительно более полное и сбалансирование использование имеющихся в Чебоксарском районе ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.
Основные целевые индикаторы
Программы и их значения по годам приведены в таблице 4.
Достижение программной цели позволит увеличить в сравнении с уровнем 2008 года:
- объемы производства молока в 2012 году на 9%;
- удой на корову в год в 2012 г. на 16%;
- производство молока на душу населения до 821 кг в год.
Объем производства молока в 2012 году составит 48,79 тыс. тонн.
Таблица 4
Основные целевые индикаторы Программы
и их значения по годам
+------------------------------------+----------+----------------------------------------------------+
¦ Целевой индикатор ¦ Единица ¦ 3начение индикатора ¦
¦ ¦ измерения+-------+-------+-------+--------+-------+-----------+
¦ ¦ ¦2008 г.¦2009 г.¦2010 г.¦2011 г. ¦2012 г.¦% к 2008 г.¦
+------------------------------------+----------+-------+-------+-------+--------+-------+-----------+
1. Удой на корову в год во всех кг 4150 4250 4257 4575 4805 116
категориях хозяйств
2. Валовое производство молока тыс. тонн 44,9 45,8 46,5 47,4 48,8 109
3. Производство молока на душу кг 762 777 790 805 821 108
населения
4. Покупка племенного молодняка голов 169 100,0 100,0 100,0 100,0 <*>
крупного рогатого скота молочных
пород
5. Выход телят на 100 коров голов 73 75 80 82 83 112
6. Удельный вес племенного поголовья % 5,8 7,0 5,4 5,2 5,2 259
в общей численности крупного
рогатого скота
7. Создание центров по оказанию единиц 0 1 1 1 1 <*>
сервисных услуг
8. Реализация племенного молодняка голов 43 100 100 100 100 232
3. Перечень и описание программных мероприятий
3.1. Субсидии на поддержку племенного скотоводства за счет средств федерального бюджета
Племенные заводы
Ставка субсидий определяется из расчета на корову стада племенного завода, имеющую теленка.
В 2008 году затраты на содержание одной коровы составили в племенных заводах 18335 рублей. Размер поддержки на корову в год (до 30% от издержек) в племенных заводах составляет 5,0 тыс. руб.
Племенные репродукторы
Ставка субсидий определяется из расчета на корову стада племенного репродуктора, имеющую теленка.
В 2008 году затраты на содержание одной коровы составили в племенных репродукторах - 15000 рублей. Размер поддержки на корову в год (до 30% издержек) в племенных репродукторах составит - 4500 руб. Общая сумма на эти цели составит 12695 млн. руб.
Соответственно в племенных заводах и племенных репродукторах в 2012 году размер государственной поддержки по годам составит, таблица 5
:
+--------+--------------+--------------------------+----------------+
¦ Годы ¦ Число коров, ¦ в т.ч. имеющих субсидии, ¦ Субсидии, тыс. ¦
¦ ¦ тыс. гол. ¦ тыс. гол. ¦ руб. ¦
+--------+--------------+--------------------------+----------------+
2009 331 331 1655
2010 781 781 3680
2011 781 781 3680
2012 781 781 3680
(допол. потреб.)
Всего за 2009 - 2012 гг. 12695
3.2. Субсидии на возмещение части затрат на повышение генетического потенциала продуктивности молочного скота через покупку высокоценных племенных телок на внутреннем рынке и по импорту
Размеры субсидий рассчитываются по ставке на 1 кг живой массы молодняка, установленной исходя из возмещения из средств федерального бюджета не более 30% затрат на эти цели.
В 2007 и 2008 годах ставка субсидий была 13 рублей за 1 кг живой массы. Ставка субсидий на 2009 - 2012 годы определена в размере 30 рублей за 1 кг живой массы из федерального бюджета и из средств республиканского бюджета - 50 рублей за 1 кг.
Потребность в субсидиях на покупку высокоценных нетелей и телок составит на период 2009 - 2012 года из федерального бюджета 4200 тыс. рублей, из них по годам, таблица 6
.
Таблица 6
Потребность
в субсидиях на покупку высокоценных нетелей и телок
+------+---------+-----+-----------------------+--------------------------+
¦ Годы ¦Требуется¦Живая¦Ставка субсидий на 1 кг¦Всего субсидий на покупку ¦
¦ ¦телок и ¦масса¦ живой массы, рублей ¦ телок и нетелей, ¦
¦ ¦нетелей ¦ ¦ ¦ тыс. руб. ¦
¦ +---------+-----+------------+----------+-------+------+-----------+
¦ ¦ гол. ¦тонн ¦ РФ ¦ ЧР ¦ РФ ¦ ЧР ¦ Итого ¦
+------+---------+-----+------------+----------+-------+------+-----------+
2009 100 35 30 50 1050 1600 2650
2010 100 35 30 50 1050 1600 2650
2011 100 35 30 50 1050 1600 2650
2012 100 35 30 50 1050 1600 2650
Итого: 400 140 4200 6400 10600
Приобретение семени племенных быков-производителей
Ставка субсидий из федерального бюджета РФ определяется из расчета 30 рублей за одну дозу семени. Расчеты потребность по годам приведены в таблице 7
. Ежегодно будет приобретаться семени от 13121 до 13700 доз.
Таблица 7
Потребность в субсидиях на покупку семени
племенных быков-производителей
]]>
+--------+--------+----------------------------+--------------------------+
¦ Годы ¦ Дозы ¦ Субсидии, руб. ¦ Всего субсидий, тыс. руб.¦
¦ ¦ +-------------+--------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ЧР ¦ РФ ¦ ¦
+--------+--------+-------------+--------------+--------------------------+
2009 13121 393,630 1128,406 1522,036
2010 13500 405,000 1161,000 1566,000
2011 13600 408,000 1169,600 1577,000
2012 13700 411,000 1178,200 1589,000
Итого: 6254,036
В таблице 7
ставка субсидий рассчитана из расчета 70% от производственных затрат.
3.3. Субсидии на создание сервисных центров по искусственному осеменению крупного рогатого скота и компенсацию затрат по искусственному осеменению (по конкурсу программ - дополнительная потребность)
Ставка субсидий определяется в расчете на одну стельность, в размере 100% издержек, связанных с искусственным осеменением. Искусственное осеменение коров в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и фермерских хозяйствах за оплату из субсидий выполняют:
а) техники по искусственному осеменению крупного рогатого скота и ветеринарные работники сервисных центров по искусственному осеменению;
б) техники по искусственному осеменению и ветеринарные работники сельскохозяйственных предприятий;
в) специалисты ветеринарных участков и районных ветеринарных станций.
Охват искусственным осеменением ЛПХ и фермерских хозяйств составит 50%. Затраты на одно плодотворное осеменение коров составляют 140 рублей. Для оснащения сервисных центров предусматривается выделение 500 тыс. руб. (100% субсидирование). Общая сумма на компенсацию затрат на искусственное осеменение на период 2009 - 2012 годов составит 3400 тыс. руб., в том числе по годам, таблица 8
:
Таблица 8
Компенсация затрат на искусственное осеменение
+------+-------------------------+---------------------+--------------------+---------+
¦ Годы ¦ Предусмотрено увеличить ¦Требуется субсидий из¦ Затраты на создание¦ Всего ¦
¦ ¦ поголовье коров и телок,¦ расчета 140 руб. за ¦сервисных центров по¦субсидий,¦
¦ ¦осеменяемых искусственно,¦ голову, тыс. руб. ¦воспроизводству с/х ¦тыс. руб.¦
¦ ¦ гол. ¦ ¦ животных, тыс. руб.¦ ¦
+------+-------------------------+---------------------+--------------------+---------+
2009 2500 350 500 850
2010 2500 350 500 850
2011 2500 350 500 850
2012 2500 350 500 850
(допол.
потреб.)
Всего за 2009 - 2012 гг. 1400 2000 3400
3.4. Возмещение части затрат на приобретение семян высокобелковых кормовых культур
Ставка субсидии определяется из расчета средней стоимости семян на посев 1 га высокобелковых культур (спектр стоимости 1 кг семян бобовых - клевера, люцерны, козлятника, эспарцета находится в значениях от 110 до 150 руб., а норма высева семян колеблется от 6 до 80 кг/га).
В 2008 году средняя стоимость семян на 1 га посева составила 900 руб. Субсидии рассчитаны в размере 8 - 10% на 1 га. Потребность в площадях под бобовыми культурами и размер субсидий на приобретение семян представлены в таблице 9
.
Таблица 9
Возмещение части затрат на приобретение
семян высокобелковых кормовых культур
+-----------+-------------------+--------------------+--------------------+
¦ Годы ¦Площадь бобовых, га¦ Затраты, тыс. руб. ¦ Субсидии, тыс. руб.¦
+-----------+-------------------+--------------------+--------------------+
2009 457 411,3 38,8
2010 500 450,0 42,5
2011 550 495,0 46,7
2012 580 522,0 50,0
(допол. потреб.)
2009 - 2012 - 1878,3 178
3.5. Возмещение части затрат на приобретение комбикормов (по конкурсу программ - дополнительная потребность)
Предусмотрено с 2009 года скармливание 100% концентратной части рациона осуществлять в виде полноценных комбикормов-концентратов в высокопродуктивных стадах. Объем их производства за весь период составит 3,56 млн. тонн, что в денежном выражении - 28,5 млрд. рублей.
Ставка субсидий определяется из расчета стоимости 1 кг комбикорма при его затратах к 2012 году на производство 1 кг молока - 0,3 кг, на производство 1 кг прироста - 2,2 кг.
Стоимость комбикорма-концентрата в 2008 г. составляет 8 руб./кг.
Объем комбикормов, концентратов их стоимость и размер субсидий представлены в таблице 10
.
Таблица 10
Возмещение части затрат на приобретение комбикормов
+-----------+-----------------+-----------+-------------------+-----------+
¦ Годы ¦ Потребность в ¦ Затраты, ¦Ставка субсидий в %¦ Субсидии, ¦
¦ ¦комбикормах, тонн¦ тыс. руб. ¦ ¦ тыс. руб. ¦
+-----------+-----------------+-----------+-------------------+-----------+
2009 600 4800 21,16 102
2010 630 5040 21,16 107
2011 650 5200 21,16 110
2012 680 5440 21,16 115
(дополн.
потреб.)
2009 - 2012 2560 20480 434
Реализация программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока. Обеспечит повышение производства труда на фермах в среднем на 10%, снизит негативные экологические последствия. Она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов путем залужения деградированной пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий, смягчив неблагоприятную рыночную конъюнктуру с товарами и услугами для села, а так же непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией.
Перечень мероприятий и ресурсное обеспечение реализации Программы приведены в приложении 1
.
В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджета всех уровней.
4. Сроки реализации районной целевой Программы
Программа реализуется в период 2009 - 2012 годы.
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока в этой отрасли до 2012 года в объеме 48,79 тыс.тонн, или на душу населения до 821 кг в год.
5. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного прироста объемов производства высококачественного молока. Расчет
эффективности расходования бюджетных средств приведен в таблице 11.
Таблица 11
Расчет эффективности расходования
бюджетных средств по Программе
+------------------------------+-----+--------------------------------+------+
¦ Показатели ¦Ед. ¦ Годы ¦Всего ¦
¦ ¦изм. +------+-----+------+------------+за 4 ¦
¦ ¦ ¦ 2009 ¦ 2010¦ 2011 ¦ 2012 ¦года ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (допол. ¦года ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребность)¦года ¦
+------------------------------+-----+------+-----+------+------------+------+
Ежегодный прирост валового тонн 900 700 900 1390 3890
производства молока
то же в стоимостном выражении тыс. 7650 5950 7650 11815 33065
(ВП) руб.
Ежегодный прирост налогов тыс. 382 357 459 510 1708
от отрасли к уровню 2008 года руб.
Финансирование на продукцию
Из федерального бюджета (3) тыс. 4445 6605 7840 7996 26886
руб.
Из регионального бюджета тыс. 7482 7761 8537 8717 32497
руб.
Всего(Ф) тыс. 11927 14366 16377 16713 58383
руб.
Показатели эффективности % 64 41 48 71 57
Эобщ.
Эффективность расходования средств финансирования определяли по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ, который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле:
Эобщ = ВП / Ф x 100,
где:
Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств,
ВП - ежегодный прирост товарной продукции молока в стоимостном выражении,
Ф - объем финансирования производства продукции.
Как видно из табл. 11
, значение коэффициента Эобщ. в среднем арифметическом выражении составляет 57,0%. Это означает достаточно высокую степень возмещения общих затрат по программе через прирост валового продукта отрасли - в среднем менее 2 лет (100 : 57,0 = 1,72 года).
Оценку эффективности реализации Программы целесообразно проводить на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения показателей производства высококачественного молока, численности молочного скота и качественных показателей развития отрасли молочного скотоводства, приведенных в табл. 1
. Эти индикаторы предлагается сопоставлять с объемами финансирования из федерального бюджета.
6. Обоснование потребности в ресурсах
для достижения целей и результатов районной
целевой Программы
Объем средств, потребных на реализацию запланированных мероприятий по Программе, рассчитан:
а) с учетом фактических цен на племенной скот в 2007 и 2008 гг. по импорту и внутри республики;
в) средних по Чувашии производственных издержек на производство молока;
г) экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование молочных ферм и центров по оказанию сервисных услуг.
7. Описание системы управления реализацией Программы
Система управления реализацией Программы:
- ответственным за реализацию муниципальной программы в целом, достижение целей, задач, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в Программе, является отдел сельского хозяйства администрации Чебоксарского района;
- реализацию каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию Программы осуществляет администрация Чебоксарского района в лице отдела сельского хозяйства. По согласованию: администрации сельских поселений Чебоксарского района, сельскохозяйственные организации, малые формы хозяйств, государственное учреждение "Чебоксарская районная станция по борьбе с болезнями животных" Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики.
Контроль за выполнением реализации Программы осуществляет Собрание депутатов Чебоксарского района.
Приложение 1
к районной целевой программе
"Развитие молочного скотоводства
и увеличение производства
молока в Чебоксарском районе
на 2009 - 2012 годы"
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ МАТОЧНОГО ПОГОЛОВЬЯ
В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ,
КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВАХ ГРАЖДАН
ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА НА 2009 - 2012 ГГ.
+---+-----------------------+----------+----------------------------+----------------+---------------------------------------------+
¦ № ¦ Наименование ¦ Сроки ¦ Ответственные ¦ Источники ¦ Объем финансирования, руб. ¦
¦п/п¦ мероприятий ¦выполнения¦ ¦ финансирования +---------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦2009 г. ¦2010 г. ¦2011 г. ¦2012 г. ¦
+---+-----------------------+----------+----------------------------+----------------+---------+--------+--------+--------+--------+
I. Развитие селекционно-племенной работы для повышения продуктивности коров
1. Субсидии на содержание 2009 - администрация федеральный 12695 1655 3680 3680 3680
высокопродуктивных 2012 Чебоксарского района, бюджет
коров племенных заводов племенные заводы республиканский
и племенных и племенные репродукторы бюджет
репродукторов внебюджетные 35600 4400 10400 10400 10400
источники
2. Субсидии на 2009 - администрация федеральный 1618 394 405 408 411
приобретение семени 2012 Чебоксарского района, бюджет
высокопродуктивных ОАО "Чувашское" республиканский 4637 1128 1161 1170 1178
быков-производителей по племенной работе, бюджет
сельхозтоваропроизводители внебюджетные
источники
3. Субсидии на 2009 - администрация федеральный 4200 1050 1050 1050 1050
приобретение племенного 2012 Чебоксарского района, бюджет
крупного рогатого ОАО "Чувашское" республиканский 6400 1600 1600 1600 1600
скота по племенной работе, бюджет
сельхозтоваропроизводители внебюджетные 10928 2732 2732 2732 2732
источники
4. Субсидии по 2009 - администрация федеральный
дифференцированным 2012 Чебоксарского района, бюджет
ставкам на содержание сельхозтоваропроизводители республиканский 19100 4500 4700 4900 5000
высокопродуктивного бюджет
поголовья коров внебюджетные
источники
5. Субсидии на создание 2009 - администрация федеральный 3400 850 850 850 850
сервисных центров по 2012 Чебоксарского района, бюджет
искусственному ОАО "Чувашское" республиканский
осеменению КРС и по племенной работе, бюджет
компенсации затрат по сельхозтоваропроизводители внебюджетные
искусственному источники
осеменению
(финансирование по
конкурсу программ ФБ)
6. Субсидии на 2009 - администрация федеральный 400 100 100 100 100
приобретение 2012 Чебоксарского района, бюджет
улучшенного молодняка сельхозтоваропроизводители республиканский 400 100 100 100 100
крупного рогатого бюджет
скота (дополнительная внебюджетные 400 100 100 100 100
потребность) - источники
(финансирование по
конкурсу программ ФБ)
II. Укрепление качественной кормовой базы и применение
прогрессивных технологий и заготовки кормов
1. Внедрение современных 2009 - администрация федеральный в пределах бюджетных ассигнований,
технологий заготовки 2012 Чебоксарского района, бюджет предусмотренных на основную
кормов сельхозтоваропроизводители деятельность
республиканский в пределах бюджетных ассигнований,
бюджет предусмотренных на основную
деятельность
внебюджетные в пределах бюджетных ассигнований,
источники предусмотренных на основную
деятельность
2. Удлинение периода 2009 - администрация федеральный в пределах бюджетных ассигнований,
скармливания дешевых 2012 Чебоксарского района, бюджет предусмотренных на основную
пастбищных и зеленных сельхозтоваропроизводители деятельность
кормов путем создания республиканский в пределах бюджетных ассигнований,
вокруг прифермского бюджет предусмотренных на основную
севооборота деятельность
внебюджетные в пределах бюджетных ассигнований,
источники предусмотренных на основную
деятельность
3. Совершенствование 2009 - администрация федеральный
структуры посевных 2012 Чебоксарского района, бюджет
площадей под сельхозтоваропроизводители республиканский
кормовые культуры бюджет
внебюджетные 500 100 120 130 150
источники
4. Субсидии на 2009 - администрация федеральный 179 39 43 47 50
приобретение элитных 2012 Чебоксарского района, бюджет
семян высокобелковых сельхозтоваропроизводители республиканский 55,2 12 13 14,6 15,6
кормовых культур бюджет
внебюджетные 54 11,7 12,7 14,3 15,3
источники
5. Субсидии на 2009 - администрация федеральный 434 102 107 110 115
приобретение 2012 Чебоксарского района, бюджет
концентратов - сельхозтоваропроизводители республиканский 60,1 13 16 15,5 15,6
комбикормов для бюджет
высокопродуктивного внебюджетные 19822 4659 4864 5030 5269
стада КРС источники
(дополнительная
потребность) -
(финансирование по
конкурсу программ ФБ)
III. Ветеринарная защита поголовья крупного рогатого скота
1. Обеспечение потребности 2009 - Государственное учреждение федеральный в пределах бюджетных ассигнований,
в вакцинах против 2012 "Чебоксарская районная бюджет предусмотренных на основную
основных болезней станция по борьбе деятельность
крупного рогатого скота с болезнями животных" республиканский в пределах бюджетных ассигнований,
Государственной бюджет предусмотренных на основную
ветеринарной службы деятельность
Чувашской Республики, внебюджетные в пределах бюджетных ассигнований,
сельхозтоваропроизводители источники предусмотренных на основную
деятельность
2. Диагностика и 2009 - Государственное учреждение федеральный в пределах бюджетных ассигнований,
организация проведения 2012 "Чебоксарская районная бюджет предусмотренных на основную
противоэпизоотических станция по борьбе деятельность
мероприятий с с болезнями животных" республиканский в пределах бюджетных ассигнований,
соблюдением Государственной бюджет предусмотренных на основную
технологических ветеринарной службы деятельность
параметров при Чувашской Республики, внебюджетные в пределах бюджетных ассигнований,
выращивании молодняка и сельхозтоваропроизводители источники предусмотренных на основную
содержании крупного деятельность
рогатого скота
IV. Техническое перевооружение молочного животноводства
за счет привлечения кредитных ресурсов и лизинга
1. Строительство, 2009 - сельхозтоваропроизводители федеральный 1100 1200
реконструкция и 2012 всех форм собственности бюджет
модернизация республиканский 500 550
животноводческих бюджет
помещений с внебюджетные
привлечением льготных источники
инвестиционных кредитов
2. Приобретение ресурсо- и 2009 - администрация федеральный 1500 230 330 450 490
энергосберегающих 2012 Чебоксарского района, бюджет
технологий, сельхозтоваропроизводители республиканский 750 120 160 225 245
технологического бюджет
оборудования и техники внебюджетные 17300 3800 4200 4500 4800
источники
V. Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров
1. Подготовка 2009 - отдел сельского хозяйства федеральный 160 25 40 45 50
высококвалифицированных 2012 администрации бюджет
кадров и повышение Чебоксарского района, республиканский
квалификации работников сельхозтоваропроизводители бюджет
различных профессий всех форм собственности, внебюджетные
ГОУ УКК "Нива" МСХ ЧР источники
2. Проведение конкурсов 2009 - отдел сельского хозяйства федеральный
профессионального 2012 администрации бюджет
мастерства Чебоксарского района, республиканский 45 9 11 12 13
сельхозтоваропроизводители бюджет
всех форм собственности, внебюджетные
ГОУ УКК "Нива" МСХ ЧР источники
VI. Обеспечение населения высококачественной отечественной молочной продукцией
1. Техническое оснащение 2009 - сельхозтоваропроизводители федеральный в пределах бюджетных ассигнований,
современным 2012 бюджет предусмотренных на основную
оборудованием деятельность
молочно-товарных ферм республиканский в пределах бюджетных ассигнований,
(комплексов) для бюджет предусмотренных на основную
переработки и деятельность
контроля качества внебюджетные в пределах бюджетных ассигнований,
реализуемого молока источники предусмотренных на основную
деятельность
2. Модернизация и 2009 - администрация федеральный в пределах бюджетных ассигнований,
расширение сети пунктов 2012 Чебоксарского района, бюджет предусмотренных на основную
по приемке и первичной сельхозтоваропроизводители, деятельность
переработке молока сельскохозяйственные республиканский в пределах бюджетных ассигнований,
(через сеть потребительские бюджет предусмотренных на основную
сельскохозяйственных кооперативы деятельность
потребительских внебюджетные в пределах бюджетных ассигнований,
кооперативов и источники предусмотренных на основную
индивидуальных деятельность
предпринимателей)
Всего по Программе федеральный 26886 4445 6605 7840 7996
бюджет
республиканский 32497 7482 7761 8537 8717
бюджет
внебюджетные 84604 15803 22429 22906 23466
источники