Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2009 г. по делу № А76-13325/2008-63-149

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2009 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2009 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе: председательствующего
судьи Е.А. Михайловой, судей М.И. Карпачевой, Г.С. Щукиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барон О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Челябинской области
к Администрации города Челябинска
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
1. Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска
2. Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска,
3. Управление торговли администрации г. Челябинска,
4. Администрация Калининского района г. Челябинска,
5. Администрация Курчатовского района г. Челябинска,
6. Администрация Ленинского района г. Челябинска,
7. Администрация Металлургического района г. Челябинска,
8. Администрация Советского района г. Челябинска,
9. Администрация Тракторозаводского района г. Челябинска,
10. Администрация Центрального района г. Челябинска
о признании недействующим постановления Главы города Челябинска № 65-п от 07.05.2009 "Об утверждении Порядка размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории г. Челябинска"
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: К.Р.М. - прокурор, служебное удостоверение;
от ответчика: К.А.С. - главного специалиста Правого управления, доверенность от 18.03.2009 № 05-422, удостоверение;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
от Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска: не явился, извещен (том 4, л.д. 51, 72);
от Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска: М.Е.А. - юрисконсульта, доверенность от 07.04.2009 № 3/юр, удостоверение № 3-2008 действительно до 31.12.2009;
от Управления торговли Администрации г. Челябинска: не явился, извещен (том 4, л.д. 52, 68);
от Администрации Калининского района г. Челябинска: не явился, извещен (том 4, л.д. 53, 63);
от Администрации Курчатовского района г. Челябинска: не явился, извещен (том 4, л.д. 54, 65);
от Администрации Ленинского района г. Челябинска: не явился, извещен (том 4 л.д. 55);
от Администрации Металлургического района г. Челябинска: не явился, извещен (том 4, л.д. 59, 67);
от Администрации Советского района г. Челябинска: не явился, извещен (том 4, л.д. 57, 70);
от Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска: не явился, извещен (том 4, л.д. 56, 66);
от Администрации Центрального района г. Челябинска: не явился, извещен (том 4, л.д. 47, 58, 69);

установил:

прокурор Челябинской области (далее - заявитель, прокурор) обратился с заявлением в Арбитражный суд Челябинской области о признании недействующим нормативного правового акта - Постановления Главы города Челябинска № 65-п от 07.05.2009 "Об утверждении Порядка размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории г. Челябинска" (том 1, л.д. 4 - 8).
Распоряжением председателя 7 судебного состава административной коллегии Арбитражного суда Челябинской области № 95/7с от 11.09.2009, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 18 АПК РФ и п. 37 Регламента арбитражных судов РФ, была произведена замена судьи Л.В. Забутыриной на судью М.И. Карпачеву, замена судьи В.В. Вагановой на судью Г.С. Щукину (том 4, л.д. 1).
В судебном заседании 22.06.2009 представителем заявителя заявлено ходатайство об уточнении правового обоснования заявленных требований (том 3, л.д. 35 - 36).
Уточнения оснований требований судом приняты, поскольку, в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнение оснований или предмета требований является правом заявителя (том 3, л.д. 60 оборотная сторона).
В судебном заседании 25.09.2009 представителем заявителя заявлено ходатайство об уточнении правового обоснования заявленных требований (том 4, л.д. 24 - 27).
Уточнения оснований требований судом приняты, поскольку, в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнение оснований или предмета требований является правом заявителя (том 4, л.д. 75 оборотная сторона).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска, Управление торговли администрации г. Челябинска, Администрация Калининского района г. Челябинска, Администрация Курчатовского района г. Челябинска, Администрация Ленинского района г. Челябинска, Администрацию Металлургического района г. Челябинска, Администрация Советского района г. Челябинска, Администрация Тракторозаводского района г. Челябинска, Администрация Центрального района г. Челябинска.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении и уточнениях к заявлению (том 1, л.д. 4 - 8; том 3, л.д. 35 - 36; том 4, л.д. 24 - 27). Пояснил суду, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям ст.ст. 6, 34, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушает права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, пояснил, что прокурором не представлено доказательств нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов неопределенного круга лиц - субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, письменного отзыва по заявленным требованиям суду не представил; заявил ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт отменен и не влечет нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (том 4, л.д. 2, 76).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - КУИЗО г. Челябинска), в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (том 4, л.д. 51, 72), позиции по заявленным требованиям не высказал, письменного мнения не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска, в судебном заседании поддержал доводы ответчика, письменного мнения не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления торговли Администрации г. Челябинска, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (том 4, л.д. 52, 68), позиции по заявленным требованиям не высказал, письменного мнения не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Калининского района г. Челябинска, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (том 4, л.д. 53, 63), позиции по заявленным требованиям не высказал, письменного мнения не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно, предмета спора, - Администрации Курчатовского района г. Челябинска, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (том 4, л.д. 54, 65), позиции по заявленным требованиям не высказал, письменного мнения не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (том 4, л.д. 56, 66, ранее в предварительном судебном заседании 06.08.2009 позицию ответчика поддержал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать (том 3, л.д. 118 оборотная сторона), письменного мнения не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Металлургического района г. Челябинска, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (том 4, л.д. 59, 67), позиции по заявленным требованиям не высказал, письменного мнения не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Центрального района г. Челябинска, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (том 4, л.д. 47, 58, 69), ранее в предварительном судебном заседании 06.08.2009 позицию ответчика поддержал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать (том 3, л.д. 18), письменного отзыва не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Советского района г. Челябинска, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (том 4, л.д. 57, 70), позиции по заявленным требованиям не высказал, письменного мнения не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Ленинского района г. Челябинска, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (том 4, л.д. 55), позиции по заявленным требованиям не высказал, письменного мнения не представил.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. В случае, если копия судебного акта направляется адресату телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи, на копии переданного текста, остающейся в арбитражном суде, указываются фамилия лица, передавшего этот текст, дата и время его передачи, а также фамилия лица, его принявшего.
Судом предприняты все возможные меры по надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, в силу ч. 1 ст. 123 АПК РФ, лица, участвующие в деле, являются извещенными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 29 сентября 2009 г. до 09 часов 00 минут. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области (том 4, л.д. 62).
В соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 № 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" перерыв может быть объявлен как в предварительном судебном заседании, так и в заседании любой инстанции.
Поскольку перерыв объявляется на непродолжительный срок и в силу части 4 статьи 163 АПК РФ после окончания перерыва судебное заседание продолжается, суд не обязан в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ, извещать об объявленном перерыве, а также времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые на основании статьи 123 АПК РФ считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва.
Если же продолжение судебного заседания назначено на иную календарную дату, арбитражный суд размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или на доске объявлений в здании суда информацию о времени и месте продолжения судебного заседания (публичное объявление о перерыве и продолжении судебного заседания). В этой связи в определении о принятии искового заявления к производству рекомендуется указывать о возможности получения информации о движении дела на официальном сайте суда в сети Интернет по соответствующему веб-адресу.
В определениях арбитражного суда от 02.07.2009, от 22.07.2009, 06.08.2009, от 28.08.2009, от 11.09.2009 содержатся указания о том, что получить информацию о движении дела возможно на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет по веб-адресу: www.chelarbitr.ru, на основании чего суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Управления торговли Администрации г Челябинска. Администрации Калининского района г. Челябинска, Администрации Курчатовского района г. Челябинска, Администрации Ленинского района г. Челябинска, Администрации Металлургического района г. Челябинска, Администрации Советского района г. Челябинска, Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Администрации Центрального района г. Челябинска, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Неявка или уклонение стороны от участия при рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.
В силу статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Дело подлежит рассмотрению в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Управления торговли Администрации г. Челябинска, Администрации Калининского района г. Челябинска, Администрации Курчатовского района г. Челябинска, Администрации Ленинского района г. Челябинска, Администрации Металлургического района г. Челябинска, Администрации Советского района г. Челябинска, Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Администрации Центрального района г. Челябинска, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
Главой города Челябинска издано Постановление от 07.05.2009 № 65-п "Об утверждении порядка размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории города Челябинска" (том 1, л.д. 42 - 48). Указанным Постановлением утвержден порядок размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории города Челябинска; на КУИЗО г. Челябинска возложена обязанность обеспечить заключение договоров на право размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе, осуществление контроля за своевременным перечислением платы за размещение и эксплуатации сезонных (летних) кафе.
Данное Постановление опубликовано в газете "Вечерний Челябинск", выпуск № 21 от 15.05.2009 (том 1, л.д. 49).
29 мая 2009 года прокурором города Челябинска принесен протест на Постановление Главы города Челябинска от 07.05.2009 № 65-п с требованием об отмене указанного Постановления как не соответствующего положениям действующего законодательства Российской Федерации, с сообщением о результатах рассмотрения протеста в письменной форме, в установленный законом десятидневный срок (том 1, л.д. 50 - 52).
По результатам рассмотрения протеста в Прокуратуру города Челябинска было Администрацией г. Челябинска письмо от 15.06.2009 № 20-6153/09-0-1, в котором сообщалось, что требования, изложенные в протесте, удовлетворению не подлежат (том 1, л.д. 53).
Главой Администрации Курчатовского района города Челябинска, во исполнение Постановления Главы города Челябинска от 07.05.2009 № 65-п "Об утверждении порядка размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории города Челябинска", изданы: распоряжение от 26.05.2009 № 664 "О разрешении ООО "Бейкер Стрит" размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по улице Молодогвардейцев (у дома № 17)" (том 1, л.д. 59); распоряжение от 26.05.2009 № 665 "О разрешении индивидуальному предпринимателю Р.Е.С. размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по Комсомольскому проспекту (у дома № 28)" (том 1, л.д. 60); распоряжение от 26.05.2009 № 666 "О разрешении индивидуальному предпринимателю Р.Г.Р. размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по улице Чичерина (у дома № 8)" (том 1, л.д. 61); распоряжение от 27.05.2009 № 672 "О разрешении ООО "Ричард" размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по Комсомольскому проспекту (у дома № 48)" (том 1, л.д. 62); распоряжение от 03.06.2009 № 689 "О разрешении индивидуальному предпринимателю Д.А.Б.кызы размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по Свердловскому тракту (поворот на ЧВВАИШ)" (том 1. л.д. 63); распоряжение от 09.06.2009 № 705 "О разрешении индивидуальному предпринимателю В.З.Ф. оглы размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе на пересечение проспекта Победы и улицы Чичерина" (том 1, л.д. 64).
Согласно протоколу от 21.05.2009 № 11-05, размещение (установка) и эксплуатация вышеуказанных временных некапитальных стационарных объектов согласованы Комиссией по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на территории Курчатовского района г. Челябинска (том 1, л.д. 57).
Главой Администрации Тракторозаводского района города Челябинска, во исполнение Постановления Главы города Челябинска от 07.05.2009 № 65-п "Об утверждении порядка размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории города Челябинска", изданы: распоряжение от 13.05.2009 № 720 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Первой Пятилетки, 10 индивидуальному предпринимателю Г.П.А." (том 1, л.д. 66); распоряжение от 27.05.2009 № 780 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Артиллерийская, 136 индивидуальному предпринимателю А.А.Г." (том 1, л.д. 67); распоряжение от 27.05.2009 № 781 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Героев Танкограда, 75 индивидуальному предпринимателю Д.Е.В." (том 1, л.д. 68); распоряжение от 17.06.2009 № 881 "О внесении изменений в распоряжение главы администрации Тракторозаводского района от 27.05.2009 № 781 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Героев Танкограда, 75 индивидуальному предпринимателю Д.Е.В." (том 1, л.д. 69); распоряжение от 27.05.2009 № 782 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: пр. Ленина, 17 Обществу с ограниченной ответственностью "Аркобалено" (том 1, л.д. 70); распоряжение от 05.06.2009 № 841 "О внесении изменений в распоряжение главы администрации Тракторозаводского района от 27.05.2009 № 782 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: пр. Ленина, 17 Обществу с ограниченной ответственностью "Аркобалено" (том 1, л.д. 71); распоряжение от 27.05.2009 № 783 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Горького, 22 Обществу с ограниченной ответственностью "ОАЗИС" (том 1, л.д. 72); распоряжение от 29.05.2009 № 801 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Горького - ул. Салютная Обществу с ограниченной ответственностью "ИГЬНЕД" (том 1, л.д. 73); распоряжение от 29.05.2009 № 802 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Комарова, 110 индивидуальному предпринимателю Т.Ч.Т." (том 1, л.д. 74); распоряжение от 08.06.2009 № 856 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Героев Танкограда, 75 индивидуальному предпринимателю М.А.В." (том 1, л.д. 75); распоряжение от 15.06.2009 № 872 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Горького, 38 Обществу с ограниченной ответственностью "РАСНА ФУД" (том 1, л.д. 76).
Согласно протоколам от 17.04.2009 № 11, от 22.05.2009 № 12, от 05.06.2009 № 13, размещение (установка) и эксплуатация вышеуказанных временных некапитальных стационарных объектов согласованы Комиссией по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на территории Тракторозаводского района г. Челябинска (том 1, л.д. 77 - 79).
Главой Администрации Советского района города Челябинска, во исполнение Постановления Главы города Челябинска от 07.05.2009 № 65-п "Об утверждении порядка размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории города Челябинска", изданы: распоряжение от 22.06.2009 № 752 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: г. Челябинск, ул. Свободы, 139" (том 1, л.д. 81); распоряжение от 08.06.2009 № 690 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу. г. Челябинск, ул. Тимирязева, 28" (том 1, л.д. 82 - 83); распоряжение от 08.06.2009 № 689 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: г. Челябинск, ул. Свободы, 88" (том 1, л.д. 84); распоряжение от 08.06.2009 № 691 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: г. Челябинск, в сквере на пересечении улицы Елькина и улицы Тимирязева" (том 1, л.д. 85); распоряжение от 01.06.2009 № 648 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: г. Челябинск, пер. Дачный" (том 1, л.д. 86); распоряжение от 22.05.2009 № 608 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе "Изба" по адресу: г. Челябинск, Троицкий тракт" (том 1, л.д. 87); распоряжение от 20.05.2009 № 592 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: г. Челябинск, ул. Свободы, 153А" (том 1, л.д. 88); распоряжение от 22.05.2009 № 609 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 58А, г. Челябинск" (том 1, л.д. 89); распоряжение от 22.05.2009 № 610 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: г. Челябинск, ул. Доватора, 15" (том 1, л.д. 90); распоряжение от 28.05.2009 № 640 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 35" (том 1, л.д. 91); распоряжение от 28.05.2009 № 641 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 35" (том 1, л.д. 92); распоряжение от 28.05.2009 № 642 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 55Б" (том 1, л.д. 93); распоряжение от 04.06.2009 № 677 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: г. Челябинск, ул. Свободы, 185" (том 1, л.д. 94); распоряжение от 15.05.2009 № 550 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: г. Челябинск, автодорога "Меридиан" (том 1, л.д. 95); распоряжение от 20.05.2009 № 591 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе "Ла Кукарача" по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 35" (том 1, л.д. 96); распоряжение от 19.05.2009 № 582 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе "Причал" по адресу: г. Челябинск, ул. Свободы, 88Д" (том 1, л.д. 97).
Согласно протоколам от 16.06.2009 № 15, от 02.06.2009 № 14, от 26.05.2009 № 13, от 19.05.2009 № 12, от 28.04.2009 № 11, от 27.01.2009 № 3, от 17.03.2009 № 10, от 03.02.2009 № 4, размещение (установка) и эксплуатация вышеуказанных временных некапитальных стационарных объектов согласованы Комиссией по регулированию земельных отношений Администрации Советского района г. Челябинска (том 1, л.д. 98 - 106).
Главой Администрации Ленинского района города Челябинска, во исполнение Постановления Главы города Челябинска от 07.05.2009 № 65-п "Об утверждении порядка размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории города Челябинска", изданы: распоряжение от 27.05.2009 № 759 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе ООО "Уральский аналитический центр плюс" (том 1, л.д. 121 - 122); распоряжение от 27.05.2009 № 758 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе ООО "Юникон-Бизнес" (том 1, л.д. 123 - 124); распоряжение от 27.05.2009 № 757 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе ИП А.М.В." (том 1, л.д. 125 - 126); распоряжение от 27.05.2009 № 756 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе ИП А.А.А." (том 1, л.д. 127 - 128); распоряжение от 10.06.2009 № 850 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе ИП Н.В.М." (том 1, л.д. 129 - 130); распоряжение от 10.06.2009 № 851 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе ЗАО "Смолино" (том 1, л.д. 131 - 132); распоряжение от 10.06.2009 № 852 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе ИП Л.И.А." (том 1, л.д. 133 - 134); распоряжение от 10.06.2009 № 848 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе ООО "Кафе" (том 1, л.д. 135 - 136); распоряжение от 10.06.2009 № 849 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе ИП Г.В.В." (том 1, л.д. 137 - 138);
Согласно протоколам от 22.05.2009 № 6, от 05.06.2009 № 7, размещение (установка) и эксплуатация вышеуказанных временных некапитальных стационарных объектов согласованы Комиссией по размещению (установке) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на территории Ленинского района г. Челябинска (том 1, л.д. 115 - 120).
Главой Администрации Центрального района города Челябинска, во исполнение Постановления Главы города Челябинска от 07.05.2009 № 65-п "Об утверждении порядка размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории города Челябинска", изданы: распоряжение от 09.06.2009 № 448-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе по адресу: г. Челябинск, Свердловский проспект, 46 индивидуальному предпринимателю Т.А.И." (том 2, л.д. 2); распоряжение от 09.06.2009 № 447-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе на берегу Изумрудного карьера в Центральном районе города Челябинска индивидуальному предпринимателю О.С.А." (том 2, л.д. 3); распоряжение от 09.06.2009 № 446-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе по адресу: г. Челябинск, ул. Академика Королева, 17 индивидуальному предпринимателю Р.О.В." (том 2, л.д. 4); распоряжение от 09.06.2009 № 445-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, 6 Открытому акционерному обществу "КиноМакс-Урал" (том 2, л.д. 5); распоряжение от 09.06.2009 № 444-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 64 Обществу с ограниченной ответственностью "Орион" (том 2, л.д. 6); распоряжение от 03.06.2009 № 423-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе по адресу: г. Челябинск, ул. Академика Сахарова, 11 индивидуальному предпринимателю К.А.Г." (том 2, л.д. 7); распоряжение от 03.06.2009 № 421-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 46 Обществу с ограниченной ответственностью "Сказка" (том 2, л.д. 8); распоряжение от 03.06.2009 № 420-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе по адресу: г. Челябинск, ул. Энтузиастов, 16 индивидуальному предпринимателю К.А.Г. (том 2, л.д. 9); распоряжение от 09.06.2009 № 443-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе "АНИ" по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15 индивидуальному предпринимателю Л.С.Н." (том 2, л.д. 10); распоряжение от 09.06.2009 № 442-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего зала кафе "Авиньон" по адресу: г. Челябинск, ул. Энтузиастов, 4 Обществу с ограниченной ответственностью "Золотой теленок" (том 2, л.д. 11); распоряжение от 03.06.2009 № 424-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе "Три ели" по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 74 - ул. Энтузиастов индивидуальному предпринимателю Г.Е.Л." (том 2, л.д. 12); распоряжение от 03.06.2009 № 422-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе "Дзедо" по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 54 индивидуальному предпринимателю К.А.Г." (том 2, л.д. 13); распоряжение от 03.06.2009 № 419-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе "Дзедо" по адресу: г. Челябинск, ул. Красная, 40 индивидуальному предпринимателю К.А.Г." (том 2, л.д. 14); распоряжение от 25.05.2009 № 411-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе "Ребрышковая" по адресу: г. Челябинск, ул. Академика Королева, 3 Закрытому акционерному обществу "Эрлаф" (том 2, л.д. 15); распоряжение от 25.05.2009 № 410-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 89 индивидуальному предпринимателю Д.Н.В." (том 2, л.д. 16); распоряжение от 25.05.2009 № 409-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе по адресу: г. Челябинск, ул. Коммуны, 100 Закрытому акционерному обществу "КРИСТАЛЛ-КМ" (том 2, л.д. 17); распоряжение от 25.05.2009 № 408-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе "Panini" по адресу: г. Челябинск, ул. С. Кривой, 26 Обществу с ограниченной ответственностью "Стар" (том 2, л.д. 18); распоряжение от 25.05.2009 № 407-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе "Пиццерия "Помидор" по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 54 Обществу с ограниченной ответственностью "Европа-Голд" (том 2, л.д. 19); распоряжение от 25.05.2009 № 406-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего зала бара "XXX" по адресу: г. Челябинск, Свердловский пр., 59 "а" Обществу с ограниченной ответственностью "Монте-Карло" (том 2, л.д. 20); распоряжение от 25.05.2009 № 405-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе по адресу: г. Челябинск, ул. Академика Королева, 26 Закрытому акционерному обществу "Окси" (том 2, л.д. 21); распоряжение от 25.05.2009 № 404-р "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе "Sao-Тао" по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 63 Обществу с ограниченной ответственностью "Стар" (том 2, л.д. 22).
Согласно протоколам от 19.05.2009 № 1, от 01.06.2009 № 2, от 05.06.2009 № 3, размещение (установка) и эксплуатация вышеуказанных временных некапитальных стационарных объектов согласованы Комиссией по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на территории Центрального района г. Челябинска (том 2, л.д. 23 - 28).
Главой Администрации Металлургического района города Челябинска, во исполнение Постановления Главы города Челябинска от 07.05.2009 № 65-п "Об утверждении порядка размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории города Челябинска", изданы: распоряжение от 29.05.2009 № 656 "О разрешении размещения и эксплуатации летнего зала ресторана "Атос" по адресу: ул. Сталеваров, 7 в Металлургическом районе г. Челябинска индивидуальному предпринимателю А.Л.Я." (том 2, л.д. 33); распоряжение от 29.05.2009 № 658 "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе по ул. Хлебозаводской, остановка общественного транспорта "Сад "Строитель" в Металлургическом районе г. Челябинска индивидуальному предпринимателю Б.В.В." (том 2, л.д. 34); распоряжение от 29.05.2009 № 659 "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе по адресу: шоссе Металлургов, 74 в Металлургическом районе г. Челябинска индивидуальному предпринимателю Д.Н.В." (том 2, л.д. 35); распоряжение от 29.05.2009 № 657 "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе по адресу: ул. Румянцева, 8 в Металлургическом районе г. Челябинска индивидуальному предпринимателю Д.Н.В." (том 2, л.д. 36); распоряжение от 29.05.2009 № 655 "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе по ул. Богдана Хмельницкого в Металлургическом районе г. Челябинска индивидуальному предпринимателю Ю.А.Г." (том 2, л.д. 37); распоряжение от 15.06.2009 № 727 "О разрешении размещения и эксплуатации летнего кафе на пересечении улиц Сталеваров и Приборостроителей в Металлургическом районе г. Челябинска индивидуальному предпринимателю Б.И.Р." (том 2, л.д. 38).
Согласно протоколам от 22.05.2009 № 1, от 04.06.2009 № 2, размещение (установка) и эксплуатация вышеуказанных временных некапитальных стационарных объектов согласованы Комиссией по вопросам размещения и эксплуатации летних кафе на территории Металлургического района г. Челябинска (том 2, л.д. 30 - 32).

]]>
Главой Администрации Калининского района города Челябинска, во исполнение Постановления Главы города Челябинска от 07.05.2009 № 65-п "Об утверждении порядка размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории города Челябинска", изданы: распоряжение 22.05.2009 № 552 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Каслинская, 99 "В" ООО "Рестком"; распоряжение 22.05.2009 № 553 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Каслинская, 64 (у торгового центра) ИП А.А.Л."; распоряжение 22.05.2009 № 554 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Бр. Кашириных, 107 ИП М.М.С.О"; распоряжение 22.05.2009 № 555 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Двинская, 8 ООО "Биланко"; распоряжение 22.05.2009 № 556 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: пр. Победы, 177 ЗАО "Эрлаф"; распоряжение 22.05.2009 № 557 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Бр. Кашириных (ост. Партизанская) ИП К.А.Г."; распоряжение 22.05.2009 № 558 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Ворошилова, 57 "В" ИП П.Т.Г."; распоряжение 22.05.2009 № 559 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе на пересечении ул. Чичерина - ул. 250 лет Челябинску ИП М.Т.А.О"; распоряжение 22.05.2009 № 560 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе МУК "ПКиО Калининского района" по ул. Чайковского, 185"; распоряжение 22.05.2009 № 561 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Бр. Кашириных, 103 ООО "Дуэт А.Б."; распоряжение 22.05.2009 № 562 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. Кирова, 27 (на крыше КТК "Набережный" ИП Ч.В.Ю.)"; распоряжение 25.05.2009 № 563 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. 250 лет Челябинску, 12 ИП А.И.Е."; распоряжение 25.05.2009 № 569 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. 8 Марта (напротив домов 56 и 54) ООО "Интер-Пайп"; распоряжение 25.05.2009 № 570 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: ул. 8 Марта ИП П.В.Б."; распоряжение 11.06.2009 № 601 "О разрешении размещения и эксплуатации сезонного (летнего) кафе по адресу: пр. Победы - ул. Молодогвардейцев ООО Аналитическая группа "Эксперт" (том 2, л.д. 39 - 42).
Согласно выпискам из протоколов от 19.05.2009, 26.05.2009, 02.06.2009, размещение (установка) и эксплуатация вышеуказанных временных некапитальных стационарных объектов согласованы Комиссией по вопросам землеустройства и землепользования, межведомственной комиссии при Администрации Калининского района г. Челябинска (том 2, л.д. 41 - 42).
По вышеперечисленным распоряжениям глав администраций районов города Челябинска, Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска заключены договоры на право размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов, и установлено, что плата взимается и перечисляется в бюджет города Челябинска через Единый казначейский счет Управления Федерального казначейства по Челябинской области КБК 469 113 03 04004 0000 130 (том 2, л.д. 43 - 48, 56 - 0, 73 - 77, 84 - 87, 90, 91 - 95, 105 - 108, 115 - 118, 126 - 129; том 3, л.д. 1 - 5, 20 - 24).
09.09.2009 Исполняющим обязанности Главы города Челябинска С.В. Давыдовым издано Постановление № 169-п "Об отмене Постановления Главы города Челябинска от 07.05.2009 № 65-п" (том 4, л.д. 3), которое официально опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" от 11.09.2009 (том 4, л.д. 5).
Письмом от 18.09.2009 № 11205 Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в адрес Прокурора г. Челябинска С.Б. Лежникова предоставил сведения о поступлении денежных средств на код бюджетной классификации 469 113 03 04004 0000 130 за период с 01.01.2009 по 31.08.2009 по договорам на право размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе, заключенных на основании Постановления Главы города Челябинска от 07.05.2009 № 65-п (том 4, л.д. 28 - 30).
Письмом от 28.09.2009 № 02-03-1/6470 в адрес Прокуратуры Челябинской области Управление Федерального казначейства по Челябинской области информацию подтвердило информацию о зачислении денежных средств на счет 40101 по коду бюджетной классификации 469 113 03 04004 0000 130 (том 4, л.д. 36).
Прокурор Челябинской области полагая, что Постановление Главы города от 07.05.2009 № 65-п "Об утверждении порядка размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории города Челябинска" нарушает права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, возлагает на них дополнительные обязанности по оплате незаконно установленных сборов, платежей, обратился в Арбитражный суд Челябинской области с требованием о признании указанного правового акта недействующим.
В силу ч. 2 ст. 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4, 5 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 16 вышеуказанного Закона к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно статьи 72 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организациях местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
В силу п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с пунктом 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 года № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" а также на основании ст.ст. 27, 29 АПК РФ, требования заявителя относятся к подведомственности арбитражного суда.
В соответствии со ст. 25 Устава г. Челябинска Челябинская городская Дума является представительным органом местного самоуправления города Челябинска и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с законодательством Российской федерации и настоящим уставом.
В соответствие п. 3 ч. 1 ст. 26 Устава г. Челябинска к исключительной компетенции Челябинской городской Думы отнесено установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 26 Устава г. Челябинска принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения относится к компетенции Челябинской городской Думы.
Согласно п. 1 ст. 34 Устава г. Челябинска Глава города является высшим должностным лицом муниципального образования "город Челябинск", возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории города, и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава города Челябинска в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению города Челябинска и городской Думе, обеспечивает в пределах своей компетенции соблюдение прав и свобод граждан, проживающих на территории города, а также согласованное функционирование и взаимодействие органов местного самоуправления города Челябинска (п. 5 ст. 34 Устава).
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 35 Устава г. Челябинска, Глава города Челябинска издает постановления администрации города Челябинска по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области, а также распоряжения администрации города Челябинска по вопросам организации работы администрации города, осуществляет контроль их исполнения.
Как следует из материалов дела, Порядок размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории города Челябинска (далее - Порядок), утвержденный Постановлением Главы города Челябинска от 07.05.2009 № 65-п, регулирует процедуру размещения и эксплуатации летних кафе на территории города Челябинска, заключение договоров на право размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории города Челябинска, а также их приемки в эксплуатацию (п. 1 Порядка - том 1, л.д. 42).
Согласно п. 2 вышеуказанного Порядка сезонным (летним) кафе является стационарный объект сезонной торговли и оказания услуг общественного питания (с 1 апреля по 1 ноября), непосредственно примыкающий к стационарному предприятию общественного питания или торговли, или отдельно стоящий.
Постановлением Главы города Челябинска от 07.05.2009 № 65-п утвержден примерный договор на право размещения и эксплуатацию сезонных (летних) кафе на территории города Челябинска (том 1, л.д. 45 - 47).
Предметом договора является право, за плату, на размещение и эксплуатацию сезонного (летнего) кафе, согласно прилагаемой схеме размещения сезонного (летнего) кафе.
Размещение и эксплуатация сезонного (летнего) кафе осуществляется на основании распоряжения главы администрации соответствующего района г. Челябинска (п. 12 Порядка).
Вышеуказанные объекты могут быть размещены лишь на земельных участках, иначе их эксплуатация невозможна. Следовательно, размещение и эксплуатация сезонного (летнего) кафе не может осуществляться без использования земельного участка.
Таким образом, правоотношения по заключению договоров на размещение и эксплуатацию сезонного (летнего) кафе по правовой природе относятся к правоотношениям по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, то есть, по своей сути, предполагает землепользование, без которого данные виды деятельности не могут быть осуществлены и предметом примерного договора фактически является предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Данные правоотношения регулируются статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с которой установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании акта органа местного самоуправления.
Статьей 34 ЗК РФ установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В связи с тем, что действующим законодательством не определен порядок предоставления юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, а Постановление Главы города Челябинска от 07.05.2009 № 65-п не ограничивает круг лиц, на которых распространяется действие данного Постановления, то в данном случае, в соответствии со ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации по аналогии закона распространяются и на юридических лиц.
При этом из содержания данной статьи следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в связи с чем, обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Порядок размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории города Челябинска не устанавливает ни процедуру, ни порядок, ни критерии предоставления "права" на размещение и эксплуатацию сезонных (летних) кафе, а лишь декларирует порядок оформления документов на размещение и эксплуатацию (п. 5 - 22 Порядка).
Из данного Порядка не усматривается в какие сроки (до какого срока) принимаются заявки на получение права на размещение и эксплуатацию сезонных (летних) кафе, по каким конкретным адресам орган местного самоуправления информирует заинтересованных лиц о предполагаемом для передачи "права" на размещении сезонного (летнего) кафе в определенных районах, подлежат ли рассмотрению все заявки, либо рассматривается только одно заявление, поступившее в адрес органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки и их части. Земельный участок как объект земельных отношений, это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
В силу п. 2 ст. 12 Закона Челябинской области от 28.08.2003 № 171-ЗО "О земельных отношениях" предметом сделки с земельным участком может быть только участок, который прошел государственный кадастровый учет.
В силу п. 2 ст. 70 ЗК РФ, объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный реестр недвижимости, имеет неповторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Несформированный и не поставленный на кадастровый учет земельный участок не может являться предметом договора.
Учитывая, что правоотношения по заключению договора на размещение и эксплуатацию сезонного (летнего) кафе относятся, по своей сути, к правоотношениям, связанным с предоставлением земельных участков, поэтому в гражданский оборот могут быть введены лишь земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Размещение сезонных (летних) кафе на несформированных и не поставленных на кадастровый учет земельных участках недопустимо.
Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлен принцип платности использования земельных участков. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 3 ст. 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Как следует из п. 3.1.1 Примерного договора Пользователь обязан своевременно вносить плату, п. 4.1 данного договора предусматривает цену договора.
Согласно п. 4.2 Примерного договора, сумма договора (определенная в качестве цены договора) перечисляется Пользователем в бюджет города Челябинска через Единый казначейский счет Управления Федерального казначейства по Челябинской области КБК авансом до 10-го (десятого) числа текущего месяца.
Между тем, расчет "платы" на право размещения и эксплуатацию сезонного (летнего) кафе ответчиком не представлен ни в судебное заседание, не опубликован в качестве приложения к Примерному договору, не опубликован в качестве приложения к оспариваемому нормативному правовому акту.
Из письма Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, представленного в ответ на обращение Прокурора г. Челябинска от 18.09.2009 № 11205, усматривается, и представителем ответчика не оспаривалось в судебном заседании, что по договорам на право размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе, заключенных на основании оспариваемого Постановления Главы города от 07.05.2009 № 65-п, в бюджет города Челябинска на код бюджетной классификации 469 113 03 04004 0000 130 за период с 01.01.2009 по 31.08.2009 поступили денежные средства в сумме 857872,24 руб. (том 4, л.д. 28 - 30).
Письмом от 28.09.2009 № 02-03-1/6470 Управление Федерального казначейства по Челябинской области подтвердило информацию о зачислении денежных средств на счет 40101 по коду бюджетной классификации 469 113 03 04004 0000 130 (том 4, л.д. 36).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что денежная сумма 857872,24 руб. являются именно поступлением от реализации права на размещение и эксплуатацию сезонных (летних) кафе.
В силу ч. 5 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
В соответствии с п. 1 ст. 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним, и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" в ведении представительных органов местного самоуправления находятся вопросы принятия по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов.
Согласно ст. 9 Устава муниципального образования "Город Челябинск" к вопросам местного значения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.
В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень местных налогов и сборов, к которым плата (сбор) за право размещения и эксплуатацию сезонного (летнего) кафе с пользователей сезонных (летних) кафе не относится.
Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе земельными участками.
Согласно ст. 26 Устава г. Челябинска, на территории города Челябинска указанные полномочия отнесены к исключительной компетенции Челябинской городской Думы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят Главой города Челябинска с превышением полномочий, в нарушение требований п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и нормативным правовым акта субъектов Российской Федерации.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. (п. 1 ст. 192 АПК РФ).
Следовательно, исходя из указанной нормы, для принятия арбитражным судом решения в порядке ст. 192 АПК РФ о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействующим, необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие акта закону или иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Доказательств того, что оспариваемый нормативный акт основан на требованиях действующего законодательства ответчиком не представлены.
Довод представителя ответчика о том, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку оспариваемый нормативный акт отменен ответчиком после принятия заявления Прокурора Челябинской области к производству арбитражным судом и не нарушает прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, судом отклоняется, а соответствующее ходатайство не подлежит удовлетворению, в силу следующего.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 12.07.2006 № 182-О, прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу, - утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений частей 4 и 5 статьи 195 АПК Российской Федерации, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (статья 13 ГК Российской Федерации). Поэтому суд, имея в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан этим фактом.
Положения части 5 статьи 195 АПК РФ, во взаимосвязи с пунктом 1 части 1 статьи 150 и статьей 192 данного Кодекса, по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования, предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами (Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 182-О).
Учитывая все вышеустановленные судом обстоятельства, оценив в совокупности, в порядке ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Постановление Главы города Челябинска от 07.05.2009 № 65-п "Об утверждении Порядка размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории г. Челябинска" принято с нарушением действующего законодательства, что повлекло нарушение прав муниципального образования - города Челябинска в части надлежащего обеспечения государственного и муниципального управления земельными ресурсами, государственного контроля за использованием и охраной земель, установления обоснованной платы за землю, иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
Кроме того, нарушение установленного порядка формирования земельного участка и постановки на кадастровый учет нарушает права хозяйствующих субъектов и физических лиц, в части риска наступления неблагоприятных последствий в результате незаконного владения и использования земельными участками.
Учитывая изложенное, суд полагает, что Постановление Главы города Челябинска от 07.05.2009 № 65-п "Об утверждении Порядка размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории г. Челябинска" не соответствует положениям ст.ст. 6, 34, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ, и подлежит признанию судом недействующим.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается для организаций в размере 2000 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ прокурор от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобожден.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующим в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны.
Судом установлено, что заявителем по настоящему делу является Прокурор Челябинской области, обратившийся в защиту государственных и общественных интересов, что в силу статьи 333.37 НК РФ является основанием для освобождения от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Поскольку судебных расходов при обращении в суд заявителем не понесено, их возмещение не может быть возложено на ответчика.
Руководствуясь ч. 1 ст. 52, ст.ст. 110, 167 - 170, 176, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

требования Прокурора Челябинской области удовлетворить.
Признать недействующим Постановление Главы города Челябинска от 07.05.2009 № 65-п "Об утверждении Порядка размещения и эксплуатации сезонных (летних) кафе на территории г. Челябинска" как не соответствующее ст.ст. 6, 34, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Е.А.МИХАЙЛОВА

Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Г.С.ЩУКИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru