Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ульяновская область


15 сентября 2004 годаN 058-ЗО



ЗАКОН

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
9 сентября 2004 года

(в ред. Законов Ульяновской области
от 04.04.2007 № 43-ЗО, от 05.12.2007 № 215-ЗО,
от 04.05.2008 № 65-ЗО, от 03.06.2009 № 66-ЗО,
от 03.06.2009 № 68-ЗО, от 01.10.2009 № 153-ЗО,
от 30.11.2009 № 199-ЗО)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие местного референдума в Ульяновской области. Принципы проведения местного референдума в Ульяновской области

1. Местный референдум в Ульяновской области (далее - референдум) - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах соответствующего муниципального образования Ульяновской области (далее - муниципальное образование), по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.
2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
3. Референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Ульяновской области, настоящим Законом, уставами муниципальных образований.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
5. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
6. Деятельность комиссий при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.
7. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Закона, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на референдуме.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Референдум организуют и проводят комиссии, указанные в части 1 статьи 16 настоящего Закона. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Статья 2. Вопросы референдума

1. На референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
2. Вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум, могут быть определены уставами муниципальных образований.
3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
4. Вопросы, вынесенные на референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Ульяновской области.
5. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
6. На референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов местного самоуправления;
3) об избрании депутатов и должностных лиц местного самоуправления, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности указанных должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
7. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Статья 3. Право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено на территории соответствующего муниципального образования, вправе голосовать на референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума.
2. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
3. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 4. Право на прямое волеизъявление на референдуме. Тайное голосование

1. Гражданин Российской Федерации голосует на референдуме за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.
2. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Статья 5. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума

1. Референдум не назначается и не проводится в случаях, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума.
3. Срок, в течение которого референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится, устанавливается уставом муниципального образования, но не может быть менее одного года и более двух лет со дня официального опубликования результатов референдума.
4. Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Глава 2. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА, ПОРЯДОК ЕЕ
РЕАЛИЗАЦИИ. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 6. Инициатива проведения референдума

1. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим в соответствии со статьей 3 настоящего Закона право на участие в референдуме.
2. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на территории соответствующего муниципального образования или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.

Статья 7. Образование инициативной группы по проведению референдума

(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)

Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек. Если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, иное общественное объединение, указанное в части 2 статьи 6 настоящего Закона, руководящий орган его областного отделения или иного структурного подразделения независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.

Статья 8. Регистрация инициативной группы по проведению референдума

1. Инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о регистрации группы в избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума.
2. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории муниципального образования. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
3. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
4. Избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устава Ульяновской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
5. Представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 2 настоящего Закона в течение не более 20 дней со дня поступления в представительный орган местного самоуправления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов в порядке, установленном настоящим Законом.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 2 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 2 настоящего Закона.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается Избирательной комиссией Ульяновской области и которое выдается инициативной группе по проведению референдума, действительно в течение срока, установленного уставом муниципального образования, но не менее одного месяца.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 2 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. В случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение избирательной комиссии муниципального образования, в котором указываются основания отказа. После этого процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются.
(в ред. Закона Ульяновской области от 30.11.2009 № 199-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Ульяновской области, настоящего Закона, иных законов Ульяновской области, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суде.

Статья 9. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума

1. В поддержку инициативы проведения референдума собираются подписи участников референдума. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, составляет 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с частью 3 статьи 13 настоящего Закона, но не может быть менее 25 подписей.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств фонда референдума. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума составляет 20 дней.
3. Подписи могут собираться среди участников референдума, обладающих правом на участие в референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящей части, являются недействительными.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Право сбора подписей участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключать с лицом, собирающим подписи участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только из средств фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.
5. Подписной лист изготавливается по форме, установленной в Приложении к настоящему Закону. Участник референдума ставит в подписном листе по просьбе участника референдума свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. При сборе подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа.
7. При сборе подписей в поддержку инициативы проведения референдума подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, дату его выдачи, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, который напротив своей фамилии, имени, отчества ставит подпись и дату ее внесения.

Статья 10. Процедура проверки подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума

1. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, является основанием для принятия решения о назначении референдума в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
2. Количество представляемых подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, может превышать количество подписей, необходимое для принятия решения о назначении референдума, но не более чем на 10 процентов. Если для назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на четыре подписи.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Подписные листы с подписями участников референдума, собранными в поддержку инициативы проведения референдума, представляются в избирательную комиссию муниципального образования в сброшюрованном и пронумерованном виде не позднее 18.00 по местному времени дня, следующего за днем, в который истекает срок сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума. При приеме подписных листов избирательная комиссия муниципального образования заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии муниципального образования и выдает уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
(в ред. Закона Ульяновской области от 30.11.2009 № 199-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Если инициативной группой по проведению референдума до 18.00 по местному времени дня, следующего за днем, в который истекает срок сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума, не выполнены действия, указанные в части 3 настоящей статьи, избирательная комиссия муниципального образования принимает решение о прекращении процедур по реализации инициативы проведения референдума.
(часть 3.1 введена Законом Ульяновской области от 30.11.2009 № 199-ЗО)
4. Избирательная комиссия муниципального образования для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии муниципального образования, работников аппарата избирательной комиссии муниципального образования, привлеченных специалистов. К такой проверке на основании постановления избирательной комиссии муниципального образования могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об участниках референдума и их подписей.
(в ред. Закона Ульяновской области от 30.11.2009 № 199-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Избирательная комиссия муниципального образования проверяет достоверность подписей участников референдума в подписных листах в течение 10 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов, а также правильность оформления подписных листов. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для назначения референдума количества подписей.
Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура случайной выборки определяется избирательной комиссией муниципального образования. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов вправе присутствовать уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Жеребьевка проводится непосредственно после выдачи подтверждения в письменной форме приема подписных листов. О времени проведения жеребьевки и проверки подписных листов избирательная комиссия муниципального образования обязана сообщить указанному лицу. Проверке подлежат все подписи участников референдума и соответствующие им сведения об участниках референдума, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
6. По результатам проверки достоверности подписей участников референдума и соответствующих им сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
7. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума и соответствующие им сведения об участниках референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные инициаторами проведения референдума до представления подписных листов в избирательную комиссию муниципального образования, если исключение (вычеркивание) специально оговорено указанными лицами в подписном листе или протоколе об итогах сбора подписей участников референдума до представления подписных листов в избирательную комиссию муниципального образования.
8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
9. Комиссии референдума могут признать подписи участников референдума недействительными и (или) недостоверными.
1) Недействительными считаются:
а) подписи участников референдума, внесенные в подписной лист раньше срока, указанного в части 2 статьи 9 настоящего Закона;
б) подписи лиц, не обладающих правом участвовать в референдуме;
в) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
(в ред. Закона Ульяновской области от 30.11.2009 № 199-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) подписи участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения участников референдума своей подписи в подписной лист;
д) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
е) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участниками референдума не собственноручно;
ж) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы;
з) подписи участников референдума, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса, либо с принуждением участников референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, по месту учебы, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, оказания благотворительной помощи;
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
и) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом. осуществлявшим сбор подписей участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
к) все подписи участников референдума в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных Приложением к настоящему Закону.
2) Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей.
10. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписей участников референдума недействительными, если не установлена их недостоверность или недействительность в соответствии с частями 8, 9 настоящей статьи. Не могут служить основаниями для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике референдума сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей от подписей, подвергшихся проверке, составляет 25 процентов.
12. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, который подписывается членами рабочей группы и представляется ее руководителем в избирательную комиссию муниципального образования для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. О результатах соответствующей проверки уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума должен быть извещен не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о проведении референдума. Если в результате соответствующей проверки, указанной в части 4 настоящей статьи, установлено, что представленных подписей недостаточно для проведения референдума или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей от подписей, подвергшихся проверке, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей участников референдума недостоверными и недействительными, с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии муниципального образования. Внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о принятии решения о проведении референдума.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)

]]>
3. Для подписания протокола избирательная комиссия муниципального образования в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов участковых комиссий референдума. Сводная таблица подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии муниципального образования. После этого избирательная комиссия муниципального образования подписывает протокол о результатах референдума и сводную таблицу об итогах голосования и выдает копию протокола лицам, указанным в части 3 статьи 23 настоящего Закона.
Протокол о результатах референдума составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания; подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным.
4. Референдум признается избирательной комиссией муниципального образования несостоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории муниципального образования.
Избирательная комиссия муниципального образования признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.
5. Избирательная комиссия муниципального образования признает результаты референдума, итоги голосования недействительными:
1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников референдума;
2) в случае, если они признаны недействительными на части участков референдума, списки участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования;
3) по решению суда.
6. Если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы избирательная комиссия муниципального образования выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов участковых комиссий референдума), избирательная комиссия муниципального образования в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае избирательная комиссия муниципального образования составляет протокол о результатах референдума, на котором делается отметка "Повторный". Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным.
7. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из участковых комиссий референдума, избирательная комиссия муниципального образования вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников референдума участковой комиссией референдума либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов на соответствующем участке референдума. Повторный подсчет проводится в присутствии члена (членов) избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса комиссией, составившей и утвердившей протокол об итогах голосования, который подлежит проверке с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов комиссия, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Его заверенные копии выдаются (заверяются изготовленные копии) наблюдателям, иным лицам, указанным в части 3 статьи 23 настоящего Закона. Если протокол составляется участковой комиссией референдума, он незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления вышестоящей комиссией референдума итогов голосования, определения результатов референдума и составления ею протокола об итогах голосования, о результатах референдума.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 58. Хранение и передача в архив документов референдума

1. Документация комиссий референдума, включая подписные листы с подписями участников референдума, бюллетени, списки участников референдума, подлежит хранению. Подписные листы с подписями участников референдума, бюллетени и списки участников референдума хранятся в течение одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов референдума. Протоколы об итогах голосования и сводные таблицы комиссий референдума об итогах голосования хранятся в течение пяти лет со дня опубликования итогов голосования.
В случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии референдума об итогах голосования, о результатах референдума, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением прав граждан Российской Федерации на участие в референдуме, сроки хранения соответствующей документации референдума продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом). Ответственность за сохранность документации референдума возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии референдума до передачи документации в вышестоящую комиссию референдума либо в архив.
2. Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения документации референдума утверждается Избирательной комиссией Ульяновской области по согласованию с органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим функции государственного управления в области архивного дела.

Статья 59. Опубликование и обнародование итогов голосования и результатов референдума

1. Соответствующая комиссия референдума предоставляет для ознакомления итоги голосования по каждому участку референдума, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования участковых комиссий референдума, участникам референдума, уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.
2. Избирательная комиссия муниципального образования направляет общие данные о результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов референдума.
3. Официальное опубликование общих результатов референдума, а также данных о числе голосов участников референдума, поданных по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), осуществляется избирательной комиссией муниципального образования в муниципальных периодических печатных изданиях не позднее чем через один месяц со дня голосования.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Избирательная комиссия муниципального образования публикует (обнародует) данные, которые содержатся в протоколах избирательной комиссии муниципального образования об итогах голосования и о результатах референдума, и данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования непосредственно участковых комиссий референдума и на основании которых определялись итоги голосования, результаты референдума в указанных комиссиях референдума.
Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. В течение трех месяцев со дня официального опубликования (обнародования) полных данных о результатах референдума данные, которые содержатся в протоколах всех комиссий об итогах голосования и о результатах референдума, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет".

Статья 60. Юридическая сила решения, принятого на референдуме

1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным, не нуждается в дополнительном утверждении и действует на территории соответствующего муниципального образования непосредственно.
2. Решение, принятое на референдуме, подлежит регистрации в органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов муниципального образования.
3. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.
4. Отмена судом решения, принятого на референдуме, может быть произведена по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
5. Если результаты референдума признаны недействительными, избирательная комиссия муниципального образования назначает повторное голосование.
6. Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 61. Использование ГАС "Выборы"
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. При подготовке и проведении референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий референдума по обеспечению права на участие в референдуме граждан Российской Федерации используется только ГАС "Выборы" в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами. Требования к ГАС "Выборы" и к ее эксплуатации и развитию определяются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Ввод в ГАС "Выборы" данных об итогах голосования, о результатах референдума может осуществляться в случаях и порядке, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. При использовании в соответствии с законом ГАС "Выборы" (отдельных ее технических средств) при проведении референдума, в том числе при регистрации (учете) участников референдума, составлении списков участников референдума, подсчете голосов участников референдума, установлении итогов голосования и определении результатов референдума, избирательная комиссия муниципального образования образует группу, в которую входят члены комиссии с правом решающего и совещательного голоса, для контроля за использованием ГАС "Выборы" (отдельных ее технических средств). Все члены избирательной комиссии муниципального образования, наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, содержащейся в ГАС "Выборы".
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. С момента начала голосования и до момента подписания протоколов об итогах голосования, о результатах референдума избирательной комиссией муниципального образования ГАС "Выборы" используется для наблюдения за ходом и установлением итогов голосования путем передачи данных от нижестоящих комиссий референдума вышестоящим комиссиям референдума, а отдельные ее технические средства - для подсчета голосов участников референдума. Данные о ходе и об итогах голосования, полученные через ГАС "Выборы" (отдельные ее технические средства), являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, если иное не установлено Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иным законом.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Если после ввода данных протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования в ГАС "Выборы" обнаружены допущенные при вводе технические ошибки, требующие корректировки данные вводятся в ГАС "Выборы" исключительно по мотивированному решению непосредственно вышестоящей комиссии референдума.
(Часть 3.1 введена Законом Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
4. При использовании в ходе референдума ГАС "Выборы" (отдельных ее технических средств) данные об участии участников референдума в референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет". Порядок и сроки предоставления таких данных не должны противоречить требованиям законодательства о референдумах.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава 9. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВА НА УЧАСТИЕ
В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
РЕФЕРЕНДУМЕ

Статья 62. Отмена решения об итогах голосования, о результатах референдума

1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, вышестоящая комиссия референдума до установления ею итогов голосования, определения результатов референдума может отменить решение нижестоящей комиссии референдума об итогах голосования и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума - о признании итогов голосования недействительными.
(часть 1 в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Отмена судом решения о результатах референдума в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю участников референдума, влечет признание результатов референдума недействительными.
3. В случае признания итогов голосования на участке референдума, территории недействительными после составления соответствующей вышестоящей комиссией референдума протокола об итогах голосования, о результатах референдума эта комиссия референдума обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах референдума с отметкой "Повторный".
(часть 3 в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 63. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений

1. В соответствии с законодательством суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть подана в течение 10 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.
3. После опубликования результатов референдума жалоба на нарушение права граждан на участие в референдуме, имевшее место в период кампании референдума, может быть подана в суд в течение 1 года со дня официального опубликования результатов референдума.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В соответствии с законодательством решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период кампании референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах референдума суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.
(в ред. Закона Ульяновской области от 04.04.2007 № 43-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 64. Основания для отмены регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, отмены решения об итогах голосования, о результатах референдума

Основания для отмены регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, отмены решения об итогах голосования, о результатах референдума устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами.

Статья 65. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о референдумах

Лица, нарушающие законодательство Российской Федерации о референдумах, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 66. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Ульяновской области от 31 августа 1999 года № 028-30 "О референдумах в Ульяновской области" ("Народная газета" от 07.09.1999 № 187 - 188) в части, регулирующей порядок назначения, подготовки и проведения местного референдума.

Глава администрации
Ульяновской области
В.А.ШАМАНОВ
Ульяновск
15 сентября 2004 года
№ 058-ЗО





Приложение
к Закону Ульяновской области
"О местном референдуме в
Ульяновской области"

(в ред. Закона Ульяновской области
от 30.11.2009 № 199-ЗО)
(см. текст в предыдущей редакции)

                                ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

     Мы,   нижеподписавшиеся,   поддерживаем  инициативу  проведения  местного
референдума по вопросу: ______________________________________________________
______________________________________________________________________________

     Номер  регистрационного свидетельства  и  дата  регистрации  инициативной
группы _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
     Сбор подписей проводится:________________________________________________
______________________________________________________________________________
                  (наименование муниципального образования)

┌────┬──────────┬─────────────┬────────────┬────────────┬─────────┬──────────┐
│ №  │Фамилия,  │    Год      │   Адрес    │   Серия,   │ Подпись │  Число,  │
│п/п │  имя,    │рождения     │   места    │    номер   │         │   месяц  │
│    │отчество  │(в возрасте  │ жительства │  паспорта  │         │   и год  │
│    │          │18 лет на    │            │     или    │         │ внесения │
│    │          │день голо-   │            │ заменяющего│         │ подписи  │
│    │          │сования -    │            │      его   │         │          │
│    │          │день и месяц │            │  документа │         │          │
│    │          │рождения)    │            │            │         │          │
├────┼──────────┼─────────────┼────────────┼────────────┼─────────┼──────────┤
├────┼──────────┼─────────────┼────────────┼────────────┼─────────┼──────────┤
├────┼──────────┼─────────────┼────────────┼────────────┼─────────┼──────────┤
└────┴──────────┴─────────────┴────────────┴────────────┴─────────┴──────────┘

Подписной лист удостоверяю ___________________________________________________
                                (собственноручно указанные фамилия,
______________________________________________________________________________
            имя, отчество, адрес места жительства, дата рождения,
______________________________________________________________________________
         серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица,
______________________________________________________________________________
            собиравшего подписи, его подпись и дата ее внесения)

Уполномоченный представитель инициативной  группы  по  проведению  референдума
______________________________________________________________________________
                         (фамилия, имя, отчество,
______________________________________________________________________________
               его собственноручная подпись и дата ее внесения)



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru