ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2009 г. № 342
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
НА 2010 - 2014 ГОДЫ - "РАБОЧАЯ СМЕНА"
Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу
"Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена".
2. Определить государственным заказчиком Республиканской целевой программы
"Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена" Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Удмуртской Республики
И.И.БИКБУЛАТОВ
Утверждена
постановлением
Правительства
Удмуртской Республики
от 30 ноября 2009 г. № 342
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
НА 2010 - 2014 ГОДЫ - "РАБОЧАЯ СМЕНА"
Основные понятия и определения, используемые в тексте
Республиканской целевой программы "Развитие начального
и среднего профессионального образования в Удмуртской
Республике на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена"
Анализ - функция управления, обеспечивающая систематизацию информации, выявление причин того или иного функционирования системы.
Аутсорсинг - организационное решение, передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия.
Доступность образования - один из приоритетов Концепции модернизации российского образования, направленных на обеспечение возможности выбора и получение качественных образовательных услуг в соответствии с различными образовательными потребностями.
Изоморфный - сходный по форме и свойствам.
Индикатор - признак, отражающий какой-нибудь процесс, состояние наблюдаемого объекта.
Инновация - применительно к педагогической сфере - принципиально новое образование, новая идея, существенно меняющая сложившуюся технологию обучения, новый тип образовательного учреждения.
Качество образования - соответствие результатов образования запросам личности, общества и государства.
Компетентность персонала - совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения работ, требующихся на определенном квалификационном уровне в определенном виде экономической деятельности.
Компетенция - это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Компетентностный подход - инновационный подход в обучении, основанный на формировании у обучающихся ключевых компетенций.
Мониторинг - процесс отслеживания состояния объекта с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность ключевых показателей.
Непрерывное образование - процесс целенаправленного получения знаний, социокультурного опыта на протяжении жизни человека с использованием всех звеньев образовательной системы, создающий предпосылки для перехода на новый, более высокий уровень развития.
Образовательный округ - устойчивое территориально-отраслевое партнерство образовательных учреждений (дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования, коррекционных учебных заведений), предприятий, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, находящихся на территории Удмуртской Республики, взаимосвязанных в процессе обеспечения кадрами предприятий, организаций районов республики, входящих в округ.
Пилотный проект - проект, на основе которого отрабатывается механизм реализации какого-либо организационного решения (образовательные округа, ресурсные центры, корпоративный университет).
Повышение квалификации - процесс осознания, исследования, проектирования своей профессиональной деятельности и управления ею, механизм профессионального развития.
Профессиональный стандарт - нормативный документ, который отражает минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ. Требования включают в себя, наряду с другими данными, перечень конкретных должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения конкретных знаний, умений и навыков, необходимых работнику для реализации трудовых функций в границах его компетентности. Профессиональный стандарт - это коллективный продукт деятельности работодателей (объединенных по видам экономической деятельности), отражающий минимально необходимые совокупные квалификационные требования к профессиям.
Процесс сертификации - процесс, посредством которого подтверждается, что уровень квалификации и компетенции работника соответствует требованиям профессионального стандарта по видам экономической деятельности и (или) международных стандартов.
Профильные пробы - форма организации профориентационной работы для молодежи, при которой предоставляется возможность познакомиться с основами профессии в учебных мастерских, лабораториях, полигонах.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Реструктуризация сети образовательных учреждений - оптимизация системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования информационных, материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов образовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации. Основная цель реструктуризации - создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества образования при эффективном использовании бюджетных средств.
Ресурсный центр профессионального образования - структурное подразделение образовательного учреждения НПО или СПО, в котором сконцентрированы дорогостоящие и/или уникальные образовательные ресурсы по одной или нескольким укрупненным группам профессий и специальностей и обеспечено их эффективное использование другими учебными заведениями региональной системы образования, а также организациями на основе соответствующих договоров в целях подготовки высококвалифицированных кадров, повышения квалификации мастеров производственного обучения, переподготовки и повышения квалификации рабочих предприятий и организаций.
Сертификат - письменный документ, подтверждающий уровень квалификации и компетенции работника на соответствие требованиям профессионального стандарта. Сертификат оформляется в соответствии с порядком и процедурами сертификации персонала, обеспечивающими необходимую степень достоверности того, что поименованный работник компетентен в осуществлении определенного вида деятельности.
Социальное партнерство - партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.
Трудовые пробы - форма организации профориентационной работы для молодежи, испытывающей трудности при выборе профессии, при которой предоставляется возможность опробовать себя в качестве работника непосредственно на рабочем месте.
Учебный центр профессиональных квалификаций - структурное подразделение учреждения НПО или СПО, осуществляющее профессиональную подготовку по профессиям рабочих.
Центр по сертификации персонала - организационная структура, осуществляющая функции управления порядком (процедурами) сертификации персонала, посредством которых орган по сертификации, входящий в структуру Центра, подтверждает, что уровень квалификации и компетенции работника соответствует требованиям профессиональных стандартов по видам экономической деятельности и (или) международных стандартов.
Список сокращений, используемых в Республиканской целевой
программе "Развитие начального и среднего профессионального
образования в Удмуртской Республике
на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена"
1. АППУ - Ассоциация промышленных предприятий Удмуртии.
2. АОУ - автономное образовательное учреждение.
3. Бюджет УР - бюджет Удмуртской Республики.
4. ВПО - высшее профессиональное образование.
5. ГИК - Гуманитарно-инженерный колледж.
6. ГОУ - государственное образовательное учреждение.
7. ИжГТФК - государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Ижевский государственный торгово-финансовый колледж".
8. ИПК и ПРО - Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики.
9. ИСО - международные стандарты, содержащие требования к организации производства.
10. МПЭиТ - Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики.
11. МТ - Министерство труда Удмуртской Республики.
12. МКСПК - Межведомственный координационный совет по подготовке кадров в Удмуртской Республике.
13. Минфин - Министерство финансов Удмуртской Республики.
14. МЭ - Министерство экономики Удмуртской Республики.
15. МСЗН - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.
16. МСАиЖ - Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.
17. МСХиП - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
18. МТиБУ - Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики.
19. ММП - Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики.
20. МО - муниципальное образование.
21. МОиН - Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
22. НПО - начальное профессиональное образование.
23. ПЛ - профессиональный лицей.
24. ПУ - профессиональное училище.
25. ПФО - Приволжский федеральный округ.
26. ОМСУ - органы местного самоуправления.
27. ПНП "Образование" - приоритетный национальный проект "Образование".
28. РЦПО - ресурсный центр профессионального образования.
29. СПО - среднее профессиональное образование.
30. СМИ - средства массовой информации.
31. УЦПК - учебный центр профессиональных квалификаций.
32. УГСЗН - Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики.
33. УМК - учебно-методический комплекс.
34. УНПО - учреждения начального профессионального образования.
35. УСПО - учреждения среднего профессионального образования.
36. ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.
1. Паспорт Республиканской целевой программы
"Развитие начального и среднего профессионального
образования в Удмуртской Республике
на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена"
┌────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование │Республиканская целевая программа
"Развитие начального │
│Программы │и среднего профессионального образования в Удмуртской │
│ │Республике на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена" │
│ │(далее - Программа) │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основание │Распоряжение
Правительства Удмуртской Республики │
│для разработки │от 21 сентября 2009 года № 807-р "О разработке проекта │
│Программы │Республиканской целевой программы "Развитие начального │
│ │и среднего профессионального образования в Удмуртской │
│ │Республике на 2010 - 2014 годы - "Рабочая смена" │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Государственный │Министерство образования и науки Удмуртской Республики │
│заказчик │ │
│Программы │ │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Разработчик │Министерство образования и науки Удмуртской Республики │
│проекта │ │
│Программы │ │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Исполнители │Министерство образования и науки Удмуртской Республики, │
│Программы │Управление государственной службы занятости населения │
│ │Удмуртской Республики, │
│ │Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики, │
│ │Министерство труда Удмуртской Республики, │
│ │Министерство промышленности, энергетики и транспорта │
│ │Удмуртской Республики, │
│ │Министерство строительства, архитектуры и жилищной │
│ │политики Удмуртской Республики, │
│ │Министерство сельского хозяйства и продовольствия │
│ │Удмуртской Республики, │
│ │Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской │
│ │Республики, │
│ │государственные образовательные учреждения начального │
│ │профессионального образования и среднего │
│ │профессионального образования, расположенные │
│ │на территории Удмуртской Республики │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Цель Программы │Превращение системы начального и среднего │
│ │профессионального образования в ресурс │
│ │социально-экономического развития республики │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Задачи Программы│1. Сохранение доступности начального и среднего │
│ │профессионального образования. │
│ │2. Формирование системы социального партнерства │
│ │и государственно-общественного управления в подготовке │
│ │рабочих кадров и специалистов. │
│ │3. Развитие системы непрерывного образования. │
│ │4. Совершенствование структуры и содержания начального │
│ │и среднего профессионального образования в соответствии │
│ │с требованиями рынка труда. │
│ │5. Обеспечение социально-экономической поддержки │
│ │обучающихся и работников учреждений начального │
│ │и среднего профессионального образования. │
│ │6. Преодоление диспропорций между структурой и уровнем │
│ │подготовки рабочих кадров и специалистов и спросом │
│ │на них со стороны рынка труда. │
│ │7. Модернизация учебно-материальной базы, системы │
│ │управления и инфраструктуры начального и среднего │
│ │профессионального образования. │
│ │8. Реструктуризация сети учреждений начального │
│ │и среднего профессионального образования. │
│ │9. Информационная поддержка подготовки рабочих кадров │
│ │и специалистов. │
│ │10. Разработка региональной нормативной правовой базы │
│ │обеспечения механизмов реализации задач в области │
│ │начального и среднего профессионального образования │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Целевые │1. Доля выпускников государственных УНПО, │
│индикаторы │трудоустроившихся по полученной профессии в первый год │
│Программы │после выпуска. │
│ │2. Доля выпускников государственных УСПО, │
│ │трудоустроившихся по полученной профессии в первый год │
│ │после выпуска. │
│ │3. Коэффициент соответствия структуры приема │
│ │в государственные УНПО прогнозным потребностям │
│ │региональной экономики. │
│ │4. Доля выпускников государственных образовательных │
│ │учреждений НПО с повышенным разрядом. │
│ │5. Доля выпускников государственных образовательных │
│ │учреждений НПО, получивших две и более профессии. │
│ │6. Доля автономных образовательных учреждений НПО и СПО.│
│ │7. Доля государственных образовательных учреждений, │
│ │реализующих программы трех уровней: среднее полное общее│
│ │образование, НПО, СПО. │
│ │8. Доля лиц, обучающихся в государственных │
│ │образовательных учреждениях НПО за счет средств │
│ │работодателей. │
│ │9. Доля лиц, обучающихся в государственных │
│ │образовательных учреждениях СПО за счет средств │
│ │работодателей. │
│ │10. Доля привлеченных внебюджетных средств в общем │
│ │объеме средств государственных образовательных │
│ │учреждений НПО. │
│ │11. Доля привлеченных внебюджетных средств в общем │
│ │объеме средств государственных образовательных │
│ │учреждений СПО │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки и этапы │Программа реализуется с 1 января 2010 года по 31 декабря│
│реализации │2014 года и не предусматривает деления на этапы │
│Программы │ │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Перечень │В структуре Программы подпрограммы не предусмотрены │
│подпрограмм │ │
│Программы │ │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы │Финансирование мероприятий Программы осуществляется │
│и источники │за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах│
│финансирования │бюджетных ассигнований, выделенных Министерству │
│Программы │образования и науки Удмуртской Республики. │
│ │Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, │
│ │могут привлекаться средства федерального бюджета и иные │
│ │источники финансирования в соответствии │
│ │с законодательством. │
│ │Общие объемы финансирования Программы - 251,89 млн. │
│ │руб., в том числе: │
│ │1) средства бюджета Удмуртской Республики - 80,0 млн. │
│ │руб. (в том числе за счет оптимизации бюджетных расходов│
│ │по отрасли), в том числе по годам: │
│ │ 2010 год - 7,5 млн. руб.; │
│ │ 2011 год - 14,5 млн. руб.; │
│ │ 2012 год - 18,0 млн. руб.; │
│ │ 2013 год - 20,0 млн. руб.; │
│ │ 2014 год - 20,0 млн. руб.; │
│ │2) средства федерального бюджета (в соответствии │
│ │с законодательством) - 100,0 млн. руб.; │
│ │3) внебюджетные источники (в соответствии │
│ │с законодательством) - 71,89 млн. руб. │
│ │Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, │
│ │предусмотренные Программой, носят ориентировочный │
│ │характер и подлежат корректировке при формировании │
│ │и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной│
│ │финансовый год и плановый период. В случае │
│ │несоответствия результатов выполнения Программы целевым │
│ │индикаторам и критериям эффективности бюджетные │
│ │ассигнования на реализацию Программы могут быть │
│ │сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным │
│ │Правительством Удмуртской Республики. │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые │1. Увеличение доли выпускников государственных │
│конечные │образовательных УНПО, трудоустроившихся по полученной │
│результаты │профессии в первый год после выпуска, с 61% до 66%. │
│реализации │2. Увеличение доли выпускников государственных │
│Программы │образовательных УСПО, трудоустроившихся по полученной │
│и показатели │профессии в первый год после выпуска, с 72% до 74%. │
│социально- │3. Увеличение коэффициента соответствия (изоморфности) │
│экономической │структуры приема в государственные образовательные │
│эффективности: │учреждения НПО прогнозным потребностям региональной │
│бюджетной, │экономики с 35% до 80%. │
│социальной, │4. Увеличение доли выпускников государственных │
│экономической │образовательных учреждений НПО с повышенным разрядом │
│ │с 46% до 51%. │
│ │5. Увеличение доли выпускников государственных │
│ │образовательных учреждений НПО, получивших две и более │
│ │профессии, с 62% до 74%. │
│ │6. Увеличение доли автономных образовательных учреждений│
│ │НПО и СПО с 8% до 50%. │
│ │7. Увеличение доли государственных образовательных │
│ │учреждений, реализующих программы трех уровней: среднее │
│ │полное общее образование, НПО, СПО, - с 10% до 60%. │
│ │8. Увеличение доли лиц, обучающихся в государственных │
│ │образовательных учреждениях НПО за счет средств │
│ │работодателей, с 41,7% до 46%. │
│ │9. Увеличение доли лиц, обучающихся в государственных │
│ │образовательных учреждениях СПО за счет средств │
│ │работодателей, с 1% до 6%. │
│ │10. Увеличение доли привлеченных внебюджетных средств │
│ │в общем объеме средств государственных образовательных │
│ │учреждений НПО с 12% до 14%. │
│ │11. Увеличение доли привлеченных внебюджетных средств │
│ │в общем объеме средств государственных образовательных │
│ │учреждений СПО с 25% до 27% │
└────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────┘
2. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Инновационный путь социально-экономического развития, обозначенный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предполагает опережающую модернизацию образования, и в том числе профессионального образования.
]]>