ВОТКИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 2007 г. № 309
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ВОТКИНСКА "ЗАБОТА" НА 2008 - 2010 ГОДЫ
(в ред. решения
Воткинской городской Думы
от 24.06.2009 № 487)
Рассмотрев Муниципальную целевую программу
социальной поддержки населения города Воткинска "Забота" на 2008 - 2010 годы, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом
муниципального образования "Город Воткинск", Дума решает:
1. Утвердить Муниципальную целевую программу
социальной поддержки населения города Воткинска "Забота" на 2008 - 2010 годы (прилагается).
2. Администрации города Воткинска при формировании проекта бюджета муниципального образования "Город Воткинск" предусмотреть финансирование мероприятий Программы
.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по социальным вопросам и молодежной политике (В.Е. Окладовиков).
Глава муниципального образования
"Город Воткинск"
А.В.КУЗНЕЦОВ
Принята
решением
Воткинской городской Думы
от 25 декабря 2007 г. № 309
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ВОТКИНСКА "ЗАБОТА"
НА 2008 - 2010 ГОДЫ
(в ред. решения
Воткинской городской Думы
от 24.06.2009 № 487)
Паспорт Программы
Наименование Муниципальная целевая программа социальной поддержки
Программы населения города Воткинска "Забота" на 2008 - 2010 годы
Основание для Законы Российской Федерации и Удмуртской Республики,
разработки правовые акты органов местного самоуправления,
Программы направленные на социальную поддержку граждан, в том
числе:
- Федеральный закон Российской Федерации
"О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999
года № 178-ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации "О социальной
защите инвалидов в РФ" от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации "О ветеранах"
от 12 января 1995 года № 5-ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации "О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации "Об основах
социального обслуживания населения в РФ" от 10 декабря
1995 года № 195-ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на ЧАЭС" от 15.05.1991
№ 1244-1;
- Федеральный закон Российской Федерации
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
от 19.05.1995 № 81-ФЗ;
- Закон
Удмуртской Республики "О мерах по социальной
поддержке многодетных семей" от 05.05.2006 № 13-РЗ;
- Закон
Удмуртской Республики "Об адресной социальной
защите населения в Удмуртской Республике"
от 23.12.2004 № 89-РЗ;
- постановление
Главы Администрации города Воткинска
от 28 июня 2007 года № 1250 "Об утверждении Порядка
оказания мер социальной поддержки малообеспеченным
гражданам и гражданам, попавшим в трудную жизненную
ситуацию";
- Программа социально-экономического развития города
Воткинска на 2006 - 2010
Цели Программы - Реабилитация пожилых людей и их адаптация
в обществе, создание условий для повышения качества
жизни граждан старшего поколения и инвалидов, развитие
их как личностей, содействие активному участию пожилых
граждан и инвалидов в жизни общества;
- повышение качества и уровня жизни путем развития
дифференцированной, устойчиво функционирующей,
экономически эффективной и доступной системы услуг
по социальной реабилитации и адаптации;
- оказание социальной помощи и поддержки в различных
формах, направленных на обеспечение условий выживания
малоимущих семей, семей, попавших в трудную жизненную
ситуацию, пенсионеров, инвалидов, граждан без
определенного места жительства, граждан, освободившихся
из мест лишения свободы, семей, имеющих детей
Основные - Социальная, экономическая и моральная поддержка
задачи граждан пожилого возраста и инвалидов;
Программы - социальная поддержка уровня жизни малообеспеченных
семей, многодетных семей, получателей пенсий, граждан,
среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного
минимума, установленного в Удмуртской Республике,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- укрепление системы профилактики безнадзорности
несовершеннолетних детей;
- комплекс мер, направленных на реабилитацию
(социально-психологическую, социально-педагогическую,
социально-бытовую, социально-трудовую) и социальную
адаптацию инвалидов и детей-инвалидов;
- создание условий для развития и реализации
творческих способностей населения, формирование
эстетических, общечеловеческих и национальных
ценностей, непосредственное участие его в культурной
жизни общества;
- обеспечение государственной поддержки пожилым людям;
- организация культурно-досуговых мероприятий
для пожилых людей;
- реабилитация инвалидов методами культуры
и искусства, спорта и туризма;
- укрепление семейных отношений
Сроки реализации С 1 января 2008 года по 31 декабря 2010 года
Программы
Заказчик Программы Воткинская городская Дума, Администрация города
Воткинска
Разработчик проекта - Муниципальное учреждение социального обслуживания
Программы "Комплексный центр социального обслуживания населения"
города Воткинска;
- Управление социальной защиты населения в городе
Воткинске
Исполнители - Администрация города Воткинска;
Программы - муниципальное учреждение социального обслуживания
"Комплексный центр социального обслуживания населения"
города Воткинска;
- Управление социальной защиты населения в городе
Воткинске
Финансовое ┌──────────────────┬───────┬────────┬────────┬────────┐
обеспечение │ По источникам │ 2008 │ 2009 │ 2010 │ Всего │
Программы │ финансирования │ (тыс. │ (тыс. │ (тыс. │ (тыс. │
│ │ руб.) │ руб.) │ руб.) │ руб.) │
├──────────────────┼───────┼────────┼────────┼────────┤
│1. Федеральный │45192,0│ 88963,0│ 59765,0│193965,0│
│бюджет │ │ │ │ │
├──────────────────┼───────┼────────┼────────┼────────┤
│2. Республиканский│98953,0│124110,0│129815,0│352878,0│
│бюджет │ │ │ │ │
├──────────────────┼───────┼────────┼────────┼────────┤
│3. Бюджет города │28023,0│199120 │ 32369,0│ 87053,0│
│Воткинска │ │ │ │ │
├──────────────────┴───────┴────────┴────────┼────────┤
│Всего: │633896,0│
└────────────────────────────────────────────┴────────┘
(в ред. решения
Воткинской городской Думы от 24.06.2009 № 487)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Объемы финансирования за счет средств федерального
бюджета, бюджета Удмуртской Республики и средств
местного бюджета имеют прогнозный характер и подлежат
уточнению после принятия соответствующих бюджетов
на очередной финансовый год
Принципы - Адресность предоставления помощи гражданам и семьям,
построения оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
Программы - комплексность, предоставление одновременно
нескольких видов помощи, позволяющих вывести
нетрудоспособных граждан и семьи, оказавшиеся в
трудной жизненной ситуации, из критического состояния;
- гарантированность, обязательное оказание помощи
нуждающимся лицам, имеющим на нее право
Механизм В ходе реализации Программы Управление социальной
реализации защиты Администрации города Воткинска обеспечивает
Программы координацию деятельности основных исполнителей,
контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным
использованием средств.
Управление социальной защиты Администрации города
Воткинска ежегодно уточняет с учетом выделяемых
на Программу финансовых средств целевые показатели
и затраты по программным мероприятиям, механизм
реализации Программы и состав ее исполнителей
Основные - Выплаты, компенсации, пособия;
мероприятия - предоставление мер социальной поддержки по оплате
Программы жилья, коммунальных услуг;
- выплата компенсаций обманутым вкладчикам;
- предоставление мер социальной поддержки;
- культурно-массовые мероприятия
Контроль за Администрация города Воткинска и Управление социальной
реализацией защиты Администрации города Воткинска осуществляют
Программы текущий контроль за реализацией Программы.
Воткинская городская Дума периодически, но не реже
одного раза в год рассматривает информацию о ходе
реализации Программы на заседаниях постоянных
комиссий, а при необходимости - и на сессии городской
Думы
Важнейшие целевые - Количество обслуживаемых пожилых людей;
показатели - количество и качество предоставляемых услуг
Программы
Оценка В качестве критериев оценки Программы приняты основные
эффективности качественные и количественные показатели,
Программы характеризующие:
- охват граждан пожилого возраста, инвалидов
реабилитационными услугами;
- количество обслуживаемых пожилых людей, инвалидов
и других граждан;
- количество и качество предоставляемых услуг;
- объемы и эффективность использования средств,
направляемых на социальную защиту населения
Ожидаемые - Улучшение качественных показателей здоровья
результаты и социального положения, повышение качества
реализации и доступности социальных услуг для семей с детьми
и, в первую очередь, семей с детьми-инвалидами;
- создание эффективной адресной системы социальной
защиты и поддержки детей, семей с детьми, граждан
пожилого возраста и инвалидов, попавших в трудную
жизненную ситуацию и нуждающихся в особой заботе;
- обеспечение системного подхода к решению проблем
граждан пожилого возраста, инвалидов, малоимущих
семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию,
граждан без определенного места жительства, граждан,
освободившихся из мест лишения свободы;
- удовлетворение жизненных потребностей и соблюдение
прав граждан старшего поколения, инвалидов, малоимущих
семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию,
граждан без определенного места жительства, граждан,
освободившихся из мест лишения свободы;
- повышение качества жизни пенсионеров, инвалидов;
- снижение социальной напряженности в городе
Список сокращений, используемых в Программе
ВОВ - Великая Отечественная война;
ГБ - бюджет города Воткинска;
ЕДВ - единовременные денежные выплаты;
МРОТ - минимальный размер оплаты труда;
МСЗН УР - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;
МСЭК - медико-социальная экспертная комиссия;
МУСО "КЦСОН" - муниципальное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения" города Воткинска;
ПО - производственное объединение;
РБ - бюджет Удмуртской Республики;
РЗ - республиканский закон;
УО Администрации г. Воткинска - Управление образования Администрации города Воткинска;
Управление культуры - Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Воткинска;
УР - Удмуртская Республика;
УСЗН в г. Воткинске - Управление социальной защиты населения в городе Воткинске;
УСП Администрации г. Воткинска - Управление социальной поддержки Администрации города Воткинска;
ФБ - федеральный бюджет;
ФЗ - федеральный закон;
ЧАЭС - Чернобыльская атомная электростанция;
УЗ - Управление здравоохранения Администрации города Воткинска;
(введена решением
Воткинской городской Думы от 24.06.2009 № 487)
МУЗ - муниципальное учреждение здравоохранения;
(введена решением
Воткинской городской Думы от 24.06.2009 № 487)
вуз - высшее учебное заведение;
(введена решением
Воткинской городской Думы от 24.06.2009 № 487)
ссуз - средне-специальное учебное заведение;
(введена решением
Воткинской городской Думы от 24.06.2009 № 487)
ОКС - острый коронарный синдром.
(введена решением
Воткинской городской Думы от 24.06.2009 № 487)
1. Введение
В условиях перехода страны к рыночным отношениям, на фоне интенсивно изменяющейся социальной и экономической обстановки в обществе одной из приоритетных задач является оказание мер социальной поддержки в различных формах малообеспеченным гражданам (малообеспеченные семьи или малообеспеченные одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых находится ниже величины прожиточного минимума, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, одинокие матери, опекуны несовершеннолетних детей) и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (инвалиды, граждане без определенного места жительства, граждане, освободившиеся из мест лишения свободы, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей).
Одной из основных тенденций изменения демографической ситуации в городе Воткинске остается прогрессирующий процесс старения его населения (наблюдается увеличение числа лиц старших возрастных групп на 4% в сравнении с 2004 годом). Статистические данные за 2007 год показывают, что в городе Воткинске проживает 25 тыс. 802 пенсионера. Из них:
- инвалиды от общего заболевания - 6 тыс. 202 человека;
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны - 260 человек;
- вдовы погибших военнослужащих в Великой Отечественной войне и умерших участников Великой Отечественной войны - 715 человек.
Преодоление массовой бедности и обеспечение действенной поддержки уязвимых социальных групп в современных условиях выходят на первый план. Для оперативного решения вопросов социальной поддержки уязвимых групп населения, гарантии целевого использования финансовых средств, а также исключения возможности предоставления одноименных льгот и выплат одному получателю по нескольким основаниям в городе Воткинске создана Единая база данных получателей пенсий и социальных льгот.
По данным этой базы, в городе Воткинске пенсию по старости получает 19 тыс. 380 человек, по инвалидности - 3674 человека, по случаю потери кормильца - 1386 человек, досрочная пенсия выдается 770 человекам.
Из 25 тысяч 802 пенсионеров 6 тыс. 151 человек (24%) получают пенсии ниже прожиточного минимума, многие из них живут в малоимущих семьях.
Гражданам старшего поколения присущи специфические проблемы:
- общее ухудшение состояния здоровья, снижение трудоспособности, в том числе и в отношении самообслуживания;
- утрата адаптационных способностей, необходимых для выживания в условиях постоянно и резко изменяющейся социально-экономической среды.
Остро нуждаются в социальной поддержке семьи с детьми, находящиеся в особо сложных обстоятельствах, в том числе дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В городе Воткинске насчитывается:
- 9 тысяч 243 семьи, получающие пособия на 11 тысяч 685 детей;
- 255 многодетных семей с 800 детьми, из которых 235 семей (92%) являются малообеспеченными, 52 семьи считаются неполными.
Особое внимание должно уделяться семьям с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями развития, таких детей в городе Воткинске проживает 319 человек.
Год от года растет число граждан без определенного места жительства и число граждан, освободившихся из мест лишения свободы. По статистическим данным отчетов муниципального учреждения социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения" города Воткинска, таких граждан насчитывается за 9 месяцев 2007 года 57 человек (проживавших в социальной гостинице для лиц без определенного места жительства и занятий).
В сложившейся ситуации под улучшением качества жизни жителей города Воткинска следует рассматривать, прежде всего, возможность получения ими различных форм и методов социальной поддержки и квалифицированных социальных услуг.
Система социального обслуживания жителей города постоянно развивается: совершенствуется структура социальных служб, внедряются новые формы социального обслуживания.
В настоящее время в городе Воткинске функционирует муниципальное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения", в состав которого входит 13 структурных подразделений:
- 4 отделения социального обслуживания на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов, которые обслуживают от 450 до 530 граждан в год;
- отделение временного проживания и социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов (со стационаром), которые обслуживают от 200 до 220 граждан в год. На базе данных отделений организуются бесплатные краткосрочные заезды для граждан пожилого возраста и инвалидов. Сотрудники этих отделений проводят различные культурно-досуговые и массовые развлекательные мероприятия;
- отделение срочного социального обслуживания, которое предоставляет свои услуги от 1800 до 2000 человек в год. В перечень услуг данного отделения входит: выдача талонов на баню и парикмахерские услуги (услугами пользуются от 60 до 90 человек), содействие в предоставлении транспортных услуг (социального такси) - пользуются до 260 граждан в год;
- отделение профилактики безнадзорности детей и подростов (с приютом) ежегодно обслуживает до 290 человек в год;
- отделение социальной реабилитации для детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями, которое предоставляет услуги от 1500 до 3000 гражданам в год. Услуги предоставляются как на дому, так и в группе реабилитации, которую посещает до 20 человек ежемесячно. Ежегодно на базе данного отделения организуется летний оздоровительный лагерь для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями и детей из малообеспеченных семей. Сотрудники данного отделения организуют для детей различные развлекательные и культурно-досуговые мероприятия;
- социальная гостиница для лиц без определенного места жительства и занятий принимает на проживание от 50 до 75 человек в год, в которой осуществляется выдача талонов на бесплатное питание гражданам без определенного места жительства, проживающим в социальной гостинице, и выдача материальной помощи на восстановление утраченных документов, подтверждающих личность;
- специальный жилой дом для пожилых и одиноких престарелых, который предоставляет свои услуги от 50 до 65 гражданам в год и в котором граждане проживают постоянно.
Деятельность "Комплексного центра социального обслуживания населения" осуществляется по нескольким функциональным направлениям:
- решение общих вопросов социальной поддержки граждан;
- социальная поддержка семьи, женщин и детей;
- социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов;
- социальная поддержка граждан без определенного места жительства и занятий.
Вместе с тем потребность жителей Воткинска пожилого возраста в социальных услугах удовлетворяется не полностью. Сохраняется очередь на получение мест в домах-интернатах.
2. Основание для разработки Программы
Основанием для разработки Программы явились законы Российской Федерации и Удмуртской Республики, правовые акты органов местного самоуправления, направленные на социальную поддержку граждан, в том числе:
- Федеральный закон Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации "О ветеранах" от 12 января 1995 года № 5-ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации "Об основах социального обслуживания населения в РФ" от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" от 15.05.1991 № 1244-1;
- Федеральный закон Российской Федерации "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 № 81-ФЗ;
- Закон
Удмуртской Республики "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05.05.2006 № 13-РЗ;
- Закон
Удмуртской Республики "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" от 23.12.2004 № 89-РЗ;
- постановление
Главы Администрации города Воткинска от 28 июня 2007 года № 1250 "Об утверждении Порядка оказания мер социальной поддержки малообеспеченным гражданам и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию";
- Программа социально-экономического развития города Воткинска на 2006 - 2010.
3. Цели Программы
Целью Муниципальной целевой программы социальной поддержки населения города Воткинска "Забота" на 2008 - 2010 годы (далее - Программа) является создание условий для повышения качества жизни малоимущих семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, пенсионеров, инвалидов, граждан без определенного места жительства, граждан, освободившихся из мест лишения свободы, семей, имеющих детей, в том числе:
- реабилитация пожилых людей и их адаптация в обществе, создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения, развитие их как личностей, содействие активному участию пожилых граждан в жизни общества;
- повышение качества и уровня жизни путем развития дифференцированной, устойчиво функционирующей, экономически эффективной и доступной системы услуг по и социальной реабилитации и адаптации граждан старшего поколения и инвалидов;
- оказание социальной помощи и поддержки в различных формах, направленных на обеспечение условий выживания малоимущих семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, пенсионеров, инвалидов, граждан без определенного места жительства, граждан, освободившихся из мест лишения свободы, семей, имеющих детей;
- профилактика социального сиротства;
- обеспечение системного подхода к решению проблем граждан пожилого возраста, инвалидов, малоимущих семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, граждан без определенного места жительства, граждан, освободившихся из мест лишения свободы.
Одной из ключевых проблем пенсионеров и инвалидов остается адаптация к городской среде. Из наиболее сложно решаемых вопросов можно выделить совершенствование системы транспортного обслуживания пожилых людей и инвалидов.
Указанные цели достигаются в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу;
- установление приоритетов социальной политики города Воткинска с учетом потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов, малоимущих семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, граждан без определенного места жительства, граждан, освободившихся из мест лишения свободы, традиционно нуждающихся в особой социальной поддержке со стороны государства;
- удовлетворение жизненных потребностей и соблюдение прав граждан старшего поколения, инвалидов, малоимущих семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, граждан без определенного места жительства, граждан, освободившихся из мест лишения свободы;
- повышение качества и доступности социальных услуг для семей с детьми, в первую очередь для семей с детьми-инвалидами;
- усовершенствование системы социальной защиты и поддержки несовершеннолетних в целях обеспечения оказания экстренной и оперативной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также выполнения долговременной последовательной работы по поддержке детей, нуждающихся в особой заботе.
4. Основные задачи Программы
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
- социальная, экономическая и моральная поддержка семей, граждан пожилого возраста и инвалидов;
- социальная поддержка уровня жизни малообеспеченных семей, многодетных семей, получателей пенсий, граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Удмуртской Республике, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- укрепление системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
- комплекс мер, направленных на реабилитацию (социально-психологическую, социально-педагогическую, социально-бытовую, социально-трудовую) и социальную адаптацию инвалидов и детей-инвалидов;
- реабилитация пожилых людей и их адаптация в обществе, создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения, развитие их как личностей, содействие активному участию пожилых граждан в жизни общества;
- обеспечение государственной поддержки пожилых людей;
- организация культурно-досуговых мероприятий для пожилых людей;
- создание условий для доступа инвалидов с ограничениями в передвижении, дефектами зрения и слуха в музеи, театры, выставочные залы и другие учреждения культуры и спорта, для пользования их услугами;
- организация участия инвалидов как в общегородских массовых, так и специальных культурных, досуговых, спортивно-оздоровительных и туристических мероприятиях;
- оказание социальной помощи и поддержки в различных формах, направленных на обеспечение условий выживания малоимущих семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, пенсионеров, инвалидов, граждан без определенного места жительства, граждан, освободившихся из мест лишения свободы, семей, имеющих детей;
- совершенствование работы транспортного обслуживания пенсионеров и инвалидов "Социальное такси";
- обеспечение функционирования единой системы выявления и учета детей, находящихся в социально опасном положении;
- обеспечение эффективной адаптации и реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение выявления, развития и адресной поддержки наиболее талантливых и одаренных детей;
- обеспечение социально-психологической поддержкой и медико-социальной помощью детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение детей-инвалидов реабилитационным оборудованием;
- профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;
- совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции с обществом;
- укрепление семейных отношений.
]]>