Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тульская область


ПОСЛАНИЕ ГУБЕРНАТОРА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ

Уважаемые депутаты!
Уважаемые представители органов власти области и местного самоуправления, общественных, политических и гражданских организаций, науки и культуры, предприятий и учреждений!
Уважаемые жители Тульской области!
Ваше Высокопреосвященство!
В соответствии со статьей 30 Устава (Основного Закона) Тульской области представляю областной Думе послание губернатора Тульской области о положении в регионе.
Ключевая особенность послания, которое будет оглашено сегодня, определяется спецификой текущего момента. Позади без малого пять лет работы администрации региона в нынешнем составе. Чуть более месяца мы работаем с обновленным составом Тульской областной Думы.
У нас есть все основания расширить обычные рамки ежегодного послания, обсудить предварительные итоги не только уходящего года, но и всего пятилетия, а также остановиться на ближайших и долгосрочных задачах развития нашего региона.
Но прежде позвольте мне еще раз поздравить вас с завершением чрезвычайно ответственного и важного этапа в политической жизни нашего региона - формированием Тульской областной Думы пятого созыва.
В современном мире роль политических институтов важна как никогда, и как никогда высока их мера ответственности за то, что происходит в регионе. Многое зависит от качества практического взаимодействия ветвей власти.
Администрация Тульской области поступательно работала над обеспечением политической стабильности в регионе, включая в этот процесс политические партии.
Существенно изменился профиль политической системы, созданы необходимые условия для активного участия политических объединений в решении вопросов жизнеобеспечения населения Тульской области.
Законом Тульской области от 19 декабря 2008 года № 1198-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы" установлен порядок подготовки и проведения выборов депутатов Тульской областной Думы по пропорциональной системе, достоинством которой является состязание не только идей, но и конкретных действий, направленных на улучшение качества жизни наших земляков.
Тульская областная Дума сегодня принципиально иная. Количество депутатов осталось прежним, но изменился ее качественный состав. Региональный парламент представлен фракциями, а не отдельными депутатами.
Особенность фракционной работы состоит в том, что члены фракций в своей деятельности опираются не только на платформу партии, но и учитывают наказы избирателей, аккумулируя интересы всех слоев населения для поступательного движения вперед. То есть депутаты несут двойную ответственность: перед избирателями, интересы которых они представляют, и перед партией за реализацию программных целей.
Естественно, необходимо наладить конструктивное сотрудничество депутатов Тульской областной Думы и с политическими институтами, не представленными в парламенте, сконцентрировать совместные усилия на решении вопросов социально-экономического развития области.
Здесь хотел бы напомнить вам слова Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева из его Послания Федеральному Собранию: "... Укрепление демократии не означает ослабления правопорядка. Любые попытки под демократическими лозунгами раскачать ситуацию, дестабилизировать государство, расколоть общество будут пресекаться. Закон - один для всех: и для правящей партии, и для оппозиционных. А свобода, как известно, предполагает ответственность".
Областная Дума - не площадка для позиционирования политических институтов. Их роль - в профессиональном подходе к выработке рациональных решений и создании ресурсной базы для выполнения важнейших экономических и социальных задач, стоящих перед регионом.
Уважаемые коллеги!
На современном этапе принципиальное значение имеет стратегическое, долгосрочное видение перспектив развития во имя благополучия жителей нашей области. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин отметили признаки оживления экономики страны. Перед нами поставлена задача - поэтапно завершить реализацию антикризисных мер и перейти к сбалансированному устойчивому развитию.
Нам предстоит - с учетом реальных достижений, с учетом накопленного опыта - внести серьезные коррективы в наше видение перспектив. Сегодня нам удалось доказать, что экономическая и социальная государственная политика области, в согласовании с федеральными приоритетами, способна реально изменить ситуацию в регионе. Даже с учетом сложностей в экономической и финансовой сфере, которые коснулись за прошедший год практически всех, нам удалось сохранить стабильность. Да, мы пожертвовали ростом. Но предварительные оценки года говорят о том, что его результаты будут в основном не ниже показателей успешного 2008 года.
Основные задачи наступающего этапа направлены на глубокую модернизацию хозяйственного комплекса региона, одновременно с выходом на новые горизонты качества жизни и социального благополучия. Президентом Российской Федерации обозначены цели построения энергоэффективной экономики, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, укрепления и развития национальных финансовых институтов. Это потребует нового уровня взаимодействия государства и бизнеса, дальнейшего повышения качества государственного управления и местного самоуправления.
Должен отметить, что все эти годы мы шли в русле обозначенных перспектив. Тенденции основных социально-экономических показателей уже сейчас свидетельствуют о том, что область сможет не только конструктивно решить стоящие перед нами социальные задачи, но и создать предпосылки для последующего поступательного экономического роста, для дальнейшего качественного улучшения условий жизни наших земляков. А это - наша с вами главная цель. Нужно закрепить достигнутые результаты и наращивать потенциал по всем направлениям нашей деятельности.
Основой роста, безусловно, послужат шаги и достижения предшествующих лет. И здесь мне хотелось бы подвести некоторые итоги сделанного.
В 2005 году Тульская область вступила на путь ускоренного развития, опираясь на глубокое понимание законов роста и неизменное творческое начало тульского характера.
Благодаря грамотно реализуемой системе управления развитием региона в течение нескольких последних лет были не только преодолены многие его "хронические" проблемы - стагнация в промышленности и жилищном строительстве, диспропорции в экономике и просроченная задолженность бюджета, - но и создан значительный задел для дальнейшего роста.
Была выстроена система стратегического управления развитием региона. Разработаны и приняты основные документы перспективного планирования: Стратегия социально-экономического развития Тульской области до 2028 года, Программа социально-экономического развития Тульской области до 2010 года, Схема территориального планирования.
Возьму на себя смелость сказать, что принятые планы не остались "бумажными" обещаниями. Изначально ставка была сделана на конкретные действия, подкрепленные реальными возможностями и ресурсами. О результатах судить вам и всем жителям нашего региона.
Я остановлюсь на тех направлениях деятельности, которые были выделены в качестве приоритетных, принесли зримые плоды и заслуживают, на наш взгляд, дальнейшего развития на принципиально новом уровне, с учетом требований сложившейся ситуации.
Уже на первых этапах работы нами был поставлен вопрос не только о том, куда двигаться, но и о том, как создать устойчивые механизмы роста, которые гарантировали бы достижение поставленных целей. Все эти механизмы закреплены в Программе социально-экономического развития: это инвестиционная политика, бюджетная и финансовая политика, внедрение эффективных кадровых технологий, создание полноценной системы местного самоуправления, оптимизация управления государственной и муниципальной собственностью.
Сегодня мы можем подвести итоги по каждому из направлений, оценить результаты.

Инвестиционная политика

Главной целью привлечения инвестиций в Тульскую область было ее экономическое оздоровление, создание новых рабочих мест. Кроме того, на повестке дня стояло развитие государственно-частного партнерства, а также активное вовлечение в инвестиционный процесс органов местного самоуправления региона.
За прошедший период интерес к Тульской области со стороны российских и иностранных инвесторов значительно возрос. Это произошло благодаря тому, что органами государственной власти была проведена серьезная работа по формированию пакета инвестиционных предложений, разработан и принят пакет нормативных актов, способствующих улучшению инвестиционного климата.
Бесспорно значение проводимых нами с 2006 года экономических форумов для формирования инвестиционного имиджа региона. Тульская область стала узнаваемой и перспективной на российском рынке инвестиций.
Итог трех экономических форумов - 116 соглашений между администрацией Тульской области и инвесторами о реализации 130 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 529 млрд. руб., реализация которых планируется до 2018 года.
На текущий момент реализовано 16 проектов на общую сумму свыше 17 млрд. рублей; еще более двух десятков проектов находятся в степени готовности от 50 до 95 процентов.
Наиболее перспективными являются инвестиционные проекты создания на основе государственно-частного партнерства крупных промышленных комплексов.
До конца года будет осуществлено освоение государственных инвестиций в объеме более 4 млрд. рублей - беспрецедентная для нашего региона сумма единовременных вложений в инфраструктурные объекты. Взаимная ответственность и заинтересованность бизнеса и власти создают благоприятный деловой климат, который позволяет удержать заданные экономические параметры даже в условиях резкого ухудшения внешней рыночной конъюнктуры. Общий объем инвестиций в Тульской области в текущем году не сократился, а увеличился на 12 процентов к уровню предыдущего, во всех отношениях успешного года.
Однако для закрепления достигнутых позиций на инвестиционном рынке и поступательного движения вперед нам необходимо решить ряд задач.
Прежде всего, это обеспечение инфраструктурой перспективных площадок для привлечения инвесторов (в первую очередь по подписанным соглашениям), создание индустриальных парков, промышленных округов.
В 2010 году необходимо разработать порядок предоставления государственных гарантий Тульской области по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения выполнения инвестиционных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства.
Должна быть продолжена активная работа по привлечению средств Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации инфраструктурных проектов. До 2011 года мы должны разработать нормативную правовую базу, регламентирующую порядок и условия предоставления бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда для реализации инфраструктурных проектов на территории муниципальных образований.
Главам администраций муниципальных образований необходимо активно включиться в работу по подготовке проектов государственно-частного партнерства. Без их личного участия это просто невозможно осуществить.
Сегодня многими субъектами федерации ставится вопрос о возможности создания особых экономических зон регионального типа с предоставлением резидентам этих зон льготного режима хозяйствования. В случае принятия Государственной Думой соответствующего закона мы должны быть готовы в кратчайший срок создать на территории региона такие зоны и тем самым обеспечить максимально благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в предприятия инновационных и перерабатывающих секторов экономики, в развитие инфраструктурных объектов, в модернизацию энергетики и ЖКХ.
Большое значение будет уделяться качеству привлекаемых инвестиций. В первую очередь они должны направляться на реализацию тех проектов, которые позволят на основе кластерных технологий обеспечить глубокую переработку на территории области до 30 процентов сырья и продукции первичного передела, выпускаемых тульскими предприятиями.
Учитывая значимость кредитных рейтингов для привлечения заемных ресурсов в регион и обеспечения доступа к недорогим источникам финансирования дефицита бюджета, считаю целесообразным рассмотреть возможность получения регионом кредитного рейтинга.

Бюджетная и финансовая политика

Подходы к управлению государственными финансами, которые мы системно выстраивали на протяжении ряда лет, убедительно доказали свою эффективность.
Программа реформирования финансов Тульской области обеспечила поэтапное, на протяжении трех лет, проведение мероприятий по совершенствованию системы управления государственными расходами на всех уровнях и внедрение в бюджетный процесс механизмов стратегического планирования и бюджетирования по результатам. Повысилась ответственность всех участников бюджетного процесса.
Обеспечены прозрачность и эффективность системы государственных закупок. Законодательно разграничены доходные источники и расходные полномочия между бюджетом области и местными бюджетами. Создана система управления государственным долгом области. Внедрены информационные технологии в управление бюджетным процессом. Сегодня они охватывают практически всю сферу распределения, контроля и учета бюджетных средств.
Финансовые возможности бюджета сконцентрированы на решении приоритетных задач развития региона, прежде всего в социальной сфере, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве.
Выделю один из главных принципов финансовой реформы, который мы настойчиво проводили и намерены далее развивать в бюджетной политике региона: финансированию подлежат не расходы, а конкретные цели и задачи развития в рамках четко выстроенных программ и жесткого контроля выполнения целевых показателей.
Именно поэтому важнейшим инструментом социально-экономической политики региона являются долгосрочные целевые программы.
На территории Тульской области реализуется целый ряд целевых программ, финансируемых из федерального, областного и местных бюджетов. Отмечу наиболее значимые из них:
реализация мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" позволила улучшить жилищные условия сельских тружеников и повысить уровень и качество водо- и газоснабжения сельских поселений. За 2005 - 2008 годы общий объем выделенных бюджетных средств на объекты села составил 431,0 млн. руб., в том числе средства бюджета области - 242,9 млн. руб.;
на переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, за период 2005 - 2008 годов в рамках федеральной целевой программы "Жилище" было направлено 110 млн. руб. средств из федерального бюджета, введено более 7,5 тыс. кв. метров жилья;
в рамках подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы осуществляется строительство и реконструкция участков автодорог федерального значения "Крым" и "Дон", расположенных на территории Тульской области. Только в текущем году финансирование по этой программе составило 11 млрд. 925 млн. рублей;
значимым для нашего региона объектом в рамках федеральной адресной инвестиционной программы является Федеральное государственное учреждение культуры "Тульский государственный музей оружия". Уникальные образцы оружия должны храниться не в храме, а в музее. В этом году финансовые вложения в объект составили 135 млн. рублей. Ввод его в эксплуатацию, запланированный на 2010 год, позволит увеличить экспозиционное пространство, сформировать современную инфраструктуру обслуживания посетителей, увеличить пропускную способность музея.
За период с 2005 по 2008 год в два раза увеличено количество реализуемых долгосрочных целевых программ Тульской области, направленных на обеспечение собственно региональных приоритетов развития. Объем финансовых средств по этому направлению вырос за тот же период в 10 раз. Тем самым была обеспечена дополнительная поддержка таких направлений, как здравоохранение, образование, молодежная политика, культура, спорт, охрана окружающей среды.
Основой инновационного роста и повышения конкурентоспособности экономики области является развитый финансовый сектор - эффективная финансовая инфраструктура региона. Это гарант социальной стабильности и формирования среднего класса. Это и главный фактор развития национального капитала. Финансовые институты должны обеспечивать значительную часть кредитных и страховых ресурсов, необходимых для модернизации реального сектора экономики.
Прошедший в октябре прошлого года III Тульский экономический форум был посвящен именно этой теме. В ходе работы форума мы одними из первых вступили в общероссийское обсуждение перспектив создания в нашей стране крупнейшего финансового центра и решения задачи, поставленной Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым, о выработке направлений укрепления современной финансовой системы.
В Тульской области действуют 3 региональных банка и 25 филиалов банков страны, в числе которых и самые мощные - Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Райффайзенбанк, Банк "Уралсиб" и другие. Многие банки имеют опыт высокоэффективной работы и принятия социально ответственных решений. При реализации договоров кредитования реального сектора экономики области банки оказывают своим заемщикам услуги финансового менеджмента, участвуют в составлении бизнес-планов. Это повышает надежность выполнения платежных обязательств, снижает кредитные риски и одновременно содействует организации лучшего управления предприятиями.
Но, безусловно, работа в этой сфере требует дальнейшего продолжения и развития. Новые вызовы - политические, социальные и экономические - ставят перед финансовым рынком важнейшие задачи.
Финансовая система должна, во-первых, быть фундаментом, формирующим конкурентоспособность регионов и страны, создавать условия инновационного экономического роста; во-вторых, обеспечивать приток масштабных инвестиций в экономику и развитие малого и среднего бизнеса; в-третьих, выполнять функцию обеспечения социальной стабильности и социальных гарантий.
Безусловно, необходимым условием решения этих задач является устойчивое и динамичное улучшение условий кредитования, прежде всего развитие долгосрочного кредитования, ипотечного и иного по форме жилищного кредитования и, наконец, самое важное: снижение процентных ставок по кредитам. Надеюсь быть услышанным представителями финансовой сферы, присутствующими в этом зале.
Финансовый рынок должен превратиться в полноценный - мощный и эффективный - источник ресурсов для реализации инвестиционных и социальных проектов и, в конечном итоге, повышения качества жизни всех граждан.
Что касается ипотечного кредитования, здесь уже наметились позитивные перемены. На XI съезде партии "Единая Россия" были определены источники для развития ипотеки. Это средства Фонда национального благосостояния и пенсионные накопления, находящиеся под управлением Внешэкономбанка. Они будут размещаться таким образом, чтобы конечная стоимость ипотечного кредита для граждан не превышала величины в 10 - 11 процентов. Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин поставил задачу развернуть эту программу уже в первом квартале следующего года.

Кадровая политика

Проводимая администрацией Тульской области кадровая политика осуществляется в интересах государства, развития гражданского общества, открытости и доверия жителей региона к органам государственной власти.
Мы стремимся, чтобы современная государственная гражданская служба была открытой, конкурентоспособной и престижной.
Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством формирование кадрового состава государственной службы осуществляется на конкурсной основе. Использование конкурсных технологий - как при поступлении на государственную службу, так и при ее прохождении - является наиболее рациональным способом использования кадрового потенциала, предотвращения непрофессионализма и коррупции в органах государственной власти. При проведении конкурса учитываются не только профессиональные знания, опыт работы, но и моральные качества кандидатов, их целеустремленность, преданность делу служения людям.
Все это позволяет демократичной, но в то же время жесткой процедуре конкурсного отбора кандидатов способствовать комплектованию органов государственного управления высокопрофессиональными, обладающими высокими нравственными качествами специалистами, а также продвижению по службе действительно лучших из них.
Всего с начала применения конкурсных процедур в администрации Тульской области в них приняли участие 1900 претендентов. 64 процента из этого числа - граждане Российской Федерации, не являющиеся государственными служащими, более 100 по результатам проведенных конкурсов были назначены на различные должности государственной гражданской службы. Все это свидетельствует об открытости государственной власти региона и реализации конституционного принципа равного доступа граждан к государственной службе.
При формировании кадрового состава государственной службы ее основу должны составлять специалисты, способные в современных условиях использовать в работе эффективные технологии государственного управления.
"Чем больше у компании администрация, тем хуже идут у нее дела", - сказал английский экономист и общественный деятель Джеймс Голдсмит.
Сокращение излишней численности государственных служащих с одновременным привлечением на государственную службу квалифицированных специалистов - одна из ключевых задач в системе мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата.
Руководствуясь этим положением, было принято решение о реорганизации ряда областных органов исполнительной власти путем их объединения и перераспределения полномочий. Проводимые мероприятия позволили сократить пять органов исполнительной власти региона (было 34, стало 29). В результате штатная численность органов исполнительной власти и подразделений аппарата администрации Тульской области уменьшилась на 233 единицы, в том числе было сокращено около 40 должностей высшей и главной групп.
Преобразования структуры органов исполнительной власти области не скажутся отрицательно на эффективности реализуемых ими полномочий. Их реорганизация повлечет за собой усиление ответственности каждого государственного служащего за результативность и эффективность выполняемых им должностных обязанностей.
Со второго полугодия 2008 года в нашем регионе активно реализуется поручение Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева по формированию резерва управленческих кадров. В целях реализации этой президентской инициативы в Тульской области создается эффективно работающий механизм поиска и дальнейшей подготовки кадров конкурентных управленцев, наиболее компетентных и квалифицированных, способных на высоком профессиональном уровне применять современные технологии управления, обеспечивая инновационное развитие региона.
По результатам конкурсного и экспертного отборов в резерв управленческих кадров Тульской области включено 137 человек. Хотел бы подчеркнуть, что более половины из них имеют возраст до 35 лет, что отмечено в качестве положительного опыта Администрацией Президента Российской Федерации в результате анализа деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и использованию резервов управленческих кадров. Этот показатель не может не радовать, ведь молодежь, являющаяся носителем инновационных идей, - это основной кадровый потенциал региона и России в целом, способный модернизировать страну. Эту составляющую необходимо увеличивать.
Особенно пристальное внимание администрацией области уделяется вопросам предупреждения и профилактики коррупционных проявлений на государственной службе.
В развитие федерального антикоррупционного законодательства подписан целый ряд постановлений, которые расширяют контроль за деятельностью государственных служащих области. Теперь декларировать свои доходы и имущество будут не только сами государственные служащие, но и члены их семей. Разработан и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение Тульской областной Думы проект закона области, устанавливающего соответствующие обязательства для лиц, замещающих государственные должности Тульской области. Информация будет публиковаться на официальных сайтах, что обеспечит ее доступность, в том числе и для средств массовой информации.
Как подчеркнул Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, "коррупция должна быть не просто незаконной - она должна стать неприличной". Убежден, благодаря принятым нормативным актам, совместными усилиями - при помощи средств массовой информации, при активном участии институтов гражданского общества - мы сможем достигнуть (достичь) указанной цели.
В современных условиях гражданским обществом к государственной службе предъявляются значительно возросшие требования. В связи с этим необходимо проведение дополнительного комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, разработку и внедрение механизмов стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне.
Для достижения этих целей утверждена Программа развития государственной гражданской службы в органах исполнительной власти и аппарате администрации Тульской области на 2010 - 2013 годы.
Реализация мероприятий данной Программы позволит добиться достижения нового качества государственной службы, послужит повышению ее авторитета и престижа в обществе как профессионального вида деятельности, осуществляемого на основе применения современных технологий и эффективного взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества.

Муниципальная реформа

Местное самоуправление является важнейшим элементом любого демократического общества. Многотрудный процесс возвращения человека к его истинной роли хозяина на своей земле - в своем городе, селе, на своей улице - вот основная задача и миссия построения полноценной системы местного самоуправления.
Мы неоднократно подчеркивали роль муниципальной составляющей в нашей региональной политике. Тем более что реформа муниципального управления является важнейшим из механизмов реализации Программы социально-экономического развития Тульской области до 2010 года.
С 1 января 2009 года на всей территории Российской Федерации Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" применяется в полном объеме. Тульская область приступила к его реализации уже в 2007 году, отказавшись от принципа законодательного регулирования объема полномочий муниципальных образований.
Большое внимание уделяется самостоятельной реализации поселениями вопросов местного значения. За последние три года количество полномочий, самостоятельно исполняемых поселениями, возросло почти в 1,5 раза.
В области проведена значительная работа по приведению границ муниципальных образований в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации до 1 января 2010 года необходимо разработать схемы территориального планирования всех муниципальных районов, а также генеральные планы городских и сельских поселений.
В настоящее время утверждены генеральные планы городов с населением более 100 тысяч человек - Тулы и Новомосковска. Это позволит окончательно искоренить порочную практику точечной застройки - застарелой болезни нашего областного центра.
При софинансировании из средств бюджета Тульской области в объеме 140 млн. рублей завершены работы по подготовке схем территориального планирования районов области. Четыре из них утверждены, остальные проходят согласование в установленном порядке. Активно осуществляется подготовка генеральных планов городских и сельских поселений Тульской области. Работа будет завершена до конца текущего года. Прошу руководителей местного самоуправления со всей ответственностью отнестись к решению данной задачи и учесть, что сроки для этого установлены крайне сжатые.
С 1 января 2009 года Тульская область приступила к формированию банка данных муниципальных нормативных правовых актов. В рамках подготовки к реализации названного государственного полномочия все муниципалитеты оснащены необходимой компьютерной техникой и программным обеспечением, позволяющим в кратчайшие сроки осуществлять передачу информации. Предоставляемые муниципальные правовые акты проходят не только правовую экспертизу на соответствие требованиям действующего законодательства, но и анализируются на наличие в них факторов, способствующих созданию условий для коррупции.
К сожалению, результаты проводимого мониторинга свидетельствуют о крайне низком уровне подготовки муниципальных нормативных правовых актов. Так, более 46 процентов подвергшихся экспертизе муниципальных нормативных правовых актов не соответствуют требованиям действующего законодательства и более чем в 30 процентах выявлены положения, носящие коррупциогенный характер.
Эти данные еще раз подчеркивают актуальность вопроса, связанного с подготовкой квалифицированных муниципальных кадров.
Повышение основ правовой грамотности муниципальных служащих возможно в рамках системного обучения.
Несмотря на сложные финансово-экономические условия администрация Тульской области изыскала возможность, чтобы и в 2010 году продолжить реализацию областной программы по подготовке и переподготовке муниципальных кадров.

]]>
В рамках реализации названных мероприятий к настоящему времени работодатели заключили договоры об участии в оплачиваемых общественных, временных работах почти с 34 тысячами граждан.
На сегодняшний день на рынке труда наблюдаются позитивные тенденции: уровень безработицы снизился до 1,7 процента, количество вакансий увеличилось до 8 тыс., масштабы увольнений уменьшились почти в 1,5 раза.
Сокращение поступлений в бюджет области заставило пересмотреть планируемые государственные расходы, перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств. При этом мы не снимаем с себя обязанностей по выполнению всех социальных обязательств государства, и все они будут нами выполнены. Этой задаче сегодня придается первостепенное значение. Под строгий контроль взяты все принимаемые социальные расходы, исключены просрочки по платежам.
Ресурсы бюджета области мобилизуются для своевременного обеспечения выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений, социальных льгот и гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
Работа по оптимизации расходов и сокращению долговых обязательств Тульской области приобретает особую важность. В рамках действия специально созданных двух комиссий будет проведена работа по оптимизации публичных и иных обязательств Тульской области, урегулированию просроченной кредиторской задолженности как в бюджетных учреждениях, так и в унитарных предприятиях.
Сокращение бюджетных расходов коснулось прежде всего средств на содержание управленческого аппарата, о чем я уже сказал выше. Подчеркну: доля расходов на управление снижается опережающими темпами по отношению к иным расходным обязательствам бюджета области.
На первый план выходят вопросы оптимизации сети бюджетных учреждений. Реализация мероприятий по внедрению и развитию механизмов сетевого взаимодействия бюджетных учреждений в сфере образования, реформированию системы здравоохранения и повышению ее ресурсной обеспеченности и структурной эффективности, реструктуризации коечного фонда позволит оптимизировать расходы бюджета на 540 млн. рублей.
Да, ситуация в экономике региона сейчас непростая. И в то же время тенденции основных социально-экономических показателей уже сейчас свидетельствует о том, что администрация региона способна не только решить эти проблемы, но и создавать инвестиционные и ресурсные предпосылки для последующего быстрого экономического роста, для качественного улучшения условий жизни наших земляков.
Далее я остановлюсь на тех задачах, которые считаю принципиально важными для дальнейшего развития Тульской области и которые требуют согласованных целенаправленных усилий всех ветвей и уровней государственной власти.
Первое. В 2010 году завершается срок действия Программы социально-экономического развития Тульской области. Выше я подробно остановился на итогах ее реализации. Вновь подчеркну, что значение имеют не только достигнутые показатели, хотя они сами по себе говорят, что мы работали вместе с вами не зря. Важен приобретенный опыт, важен успешно пройденный путь: от постановки целей, закрепления задач, запуска механизмов - к поэтапному движению к конечному результату. Мы добились слаженной работы всех участников процесса - своевременно готовились законопроекты и принимались законы, своевременно и качественно распределялись финансовые ресурсы, четко работали и совершенствовались механизмы мониторинга и контроля. Созданы прочные основания для динамичного движения вперед.
В следующем году регион вступает в очередной цикл планирования. Все вместе - администрация области, Тульская областная Дума, федеральные органы исполнительной власти, предприниматели, представители общественных и научных организаций - мы будем работать над Программой социально-экономического развития нашего региона на перспективу очередного пятилетия. Работа над Программой будет завершена до конца 2010 года.
Важно сохранить все ценное, работоспособное, эффективное и, несомненно, поддержать активное внедрение инноваций, все то, что обеспечивало успехи и достижения этих лет. Руководство страны - Президент Дмитрий Анатольевич Медведев, Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин - сформулировали комплекс целей и идей развития, в которых прежде всего отражен замысел инновационного прорыва. Наша задача - завоевать и удерживать лидирующие позиции в этой сфере.
Второе. Надежной основой развития территории является устойчивая экономика. Подтверждение этому мы видели и во времена экономического роста, и на протяжении уходящего года, когда все усилия были направлены на сохранение достигнутого уровня финансовой эффективности работы предприятий. Задача заключается в дальнейшем поддержании и углублении диалога между государством и бизнесом с учетом опыта как докризисного периода, так и сегодняшнего времени.
Направлений для ведения этого диалога несколько. Самое масштабное - развитие механизмов государственно-частного партнерства. Опыт реализации инфраструктурных проектов говорит об обоюдной выгоде такой работы для государства и бизнеса. Обеспечение транспортной доступности действующих производств или перспективных инвестиционных площадок способно резко повысить отдачу от осуществляемых инвестиций, решить проблему депрессивных территорий. Одновременно растет наполняемость регионального и местных бюджетов. А это - новые возможности для реализации социальных программ, общего роста благосостояния жителей нашего региона.
Максимум средств должен быть привлечен из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Считаю нашим общим успехом, что внимание Правительства было привлечено к проектам государственно-частного партнерства регионального уровня общим объемом до нескольких миллиардов рублей, которые могут получить федеральное софинансирование. Эффективное использование этого ресурса - ключ к созданию новых перспективных точек роста. Первые успехи в построении промышленного комплекса города Новомосковска обязывают нас к развертыванию аналогичных проектов в уже намеченных центрах в Алексинском, Щекинском, Узловском районах.
Следующий шаг - создание в регионе мощных предприятий аграрной специализации, комплексно решающих вопросы технического оснащения, производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Особое внимание надо уделить переработке сельскохозяйственной продукции и выпускать уже готовые виды товарной массы.
Многое предстоит сделать в области поддержки малого и среднего бизнеса. Подчеркну: этой задаче следует придавать не меньшее значение, чем взаимодействию с крупными предприятиями.
Сегодня, когда в нашей стране остро встала проблема монопрофильных городов, мы видим, что для Тульской области ситуация складывается относительно благоприятно. Диверсификация экономики наших городов, в недавнем прошлом ориентированных на угледобычу и энергетику, уже фактически состоялась. Во многом - благодаря созданию новых предприятий различного профиля: строительных, пищевой промышленности, сферы обслуживания.
В рыночных условиях именно малый бизнес, ориентированный на внутренний спрос, создает основу финансовой и социальной стабильности территории. Прозрачное и внятное законодательство, снижение административных барьеров, устранение избыточных контрольно-разрешительных процедур, эффективная работа финансовых институтов должны стать нашими ближайшими ориентирами в области поддержки этой важнейшей составляющей региональной политики. Здесь я хочу подчеркнуть особую роль глав муниципальных образований. Коллеги, только при вашем активном постоянном участии мы сможем решить эту задачу.
Эффективным механизмом создания малых предприятий при реструктуризации крупных предприятий станет "отделение" от компании отдельных бизнес-единиц. При этом вновь созданные малые предприятия будут размещены в производственно-технологических зонах, образовавшихся за счет высвобождения производственных ресурсов крупного предприятия. Сохранившаяся на крупном предприятии единая сервисная инфраструктура (склады, коммунальные услуги, учетный центр, телекоммуникации и т.п.) позволят сократить издержки малых предприятий и повысить их конкурентоспособность. В настоящее время мы уже рассматриваем несколько подобных проектов. И я приглашаю всех представителей бизнеса принять участие в реализации этих проектов.
И конечно, вне зависимости от профиля хозяйственной деятельности предприятия и его размеров, мы должны придавать первостепенное значение снижению бюрократических издержек в развитии бизнеса. Здесь необходим постоянный и системный мониторинг образования административных барьеров, детальный анализ проблемных ситуаций.
Решение этих вопросов позволит нам довести долю малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте до 30 процентов. В ближайшие годы эта задача должна стать важнейшим приоритетом государственной экономической политики в нашей области.
Третье. На этапе перехода к устойчивому развитию инфраструктурная составляющая - как в сфере жизнеобеспечения, так и в производственном секторе - приобретает значение ключевого фактора успеха.
Сегодня у нас есть все для того, чтобы системно подойти к решению инфраструктурных проблем. Утверждены приоритеты роста, намечена их привязка к территории. Задача состоит в оптимизации размещения новых и реконструкции действующих газовых и энергетических сетей. Требует своего решения проблема снабжения населения чистой питьевой водой. Необходимы новые эффективные решения по обеспечению теплом, по утилизации бытовых отходов.
Большая часть названных проблем должна быть решена в течение ближайших пяти лет - и в части "расшивки" долгов и неплатежей, и в части внедрения новых подходов к управлению жилищно-коммунальным хозяйством, и в части использования новейших ресурсосберегающих технологий. Примерно до 45 - 50 процентов всего объема энергосбережения, по нашим перспективным оценкам, будет обеспечено в результате освоения новых энергосберегающих технологий и внедрения нового высокоэффективного энергетического оборудования.
До 25 процентов экономии энергоресурсов будет обеспечено за счет повышения эффективности использования энергии у конечных потребителей. Обеспечить заданный уровень энергосбережения позволят такие мероприятия, как:
- внедрение новых теплоизоляционных материалов с повышенным термическим сопротивлением;
- выполнение в полном объеме надлежащих мер по подготовке зданий к осенне-зимнему сезону;
- оснащение зданий системами автоматизированного регулирования теплопотребления.
И, наконец, оставшиеся 25 процентов объема энергосбережения будут получены на основе сокращения энергетических потерь, за счет совершенствования режимов работы и эксплуатации действующего оборудования.
Дальнейшая интенсификация работ в сфере энергосбережения в Тульской области возможна только на основе комплексного проведения работ во всех группах энергосберегающих мероприятий. Координация действий - за органами государственного управления, совместно с муниципалитетами. Но эффект от работы будет получен только при максимальном использовании рыночных механизмов.
Особого внимания требуют вопросы развития транспортной инфраструктуры региона. К этому должны быть привлечены все ресурсы - причем особое внимание я должен обратить на ресурсы федерального бюджета - для финансового обеспечения реализуемых и планируемых инфраструктурных проектов. Нам предстоит завершить плановые работы по строительству автодороги Тула - Новомосковск, моста через Оку в Алексине. Сейчас мы проводим большую работу совместно с Министерством обороны по восстановлению тульских аэродромов в российской системе авиаперевозок. В ближайшие годы должны быть реконструированы и введены в эксплуатацию три аэродрома: "Клоково" и "Мясново" в городе Туле и аэродром в поселке Восточный Ефремовского района.
Четвертое. Ближайшие несколько лет органам государственного управления предстоит работать в условиях жестких бюджетных ограничений. Задачи бюджетной политики мы подробно обсуждали в процессе рассмотрения проекта закона о бюджете на 2010 год и на период до 2012 года. Это максимальная мобилизация налоговых и неналоговых доходов, сокращение дефицита бюджета области к 2012 году с нынешних 14,8 до 5,4 процента и, наконец, самое главное: предельное повышение отдачи от каждого рубля государственных вложений.
Для этого необходимо реализовать в полном объеме предпосылки, заложенные нами в ходе реформирования финансов Тульской области. Использовать уже отлаженные механизмы программно-целевого финансирования задач регионального развития. Окончательно перейти от финансирования текущих бюджетных расходов к финансированию конкретных государственных функций и услуг. Разработать и реализовать комплексную программу энергосбережения во всех бюджетных учреждениях Тульской области. Особенно тщательно планировать капитальные вложения с учетом их практической значимости и последующих затрат на содержание.
На уровне муниципалитетов предстоит проделать аналогичную работу, а, возможно, и сделать большее. Вопросы финансовой помощи районам, о чем мы уже неоднократно говорили, будут поставлены в прямую зависимость от активности местных администраций и результативности их работы.
Обращаю внимание на такую важную задачу, как повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества.
Персонально обращаюсь к руководству города Тулы с требованием скорейшего наведения порядка в сфере управления муниципальным имуществом. Это касается всех муниципальных образований. В начале 2010 года мы начнем проверку еще в пяти муниципальных образованиях.
Пятое. Необходимо продолжать планомерную деятельность в сфере развития местного самоуправления в регионе.
В настоящее время выстроены организационные структуры для этой работы. Приняты соответствующие правовые акты. Акценты сегодня перемещаются на качество муниципального управления.
Мы обязаны видеть главную цель - человек должен стать полноправным хозяином, от которого зависят чистота, порядок, благополучие и безопасность на его улице, в его селе, в городе, где он живет и работает. Я вновь подчеркну: суть муниципальной реформы не в том, чтобы создать новые места для чиновников, а в том, чтобы голос каждого жителя был услышан, чтобы его созидательная энергия была реализована и служила общему благу.
Наш земляк Лев Николаевич Толстой предупреждал: "Ничто так не ослабляет силы человека, как надежда в чем-либо, кроме своего усилия, найти спасение и благо". Да, следует признать, что сегодня сложился определенный дисбаланс между полномочиями органов местного самоуправления и финансовыми ресурсами для их реализации. Это - общероссийская проблема. Считаю, что необходимо максимально использовать наши внутренние возможности для ее решения.
А именно: заняться отладкой и оптимизацией бюджетного процесса на уровне муниципального образования. Я имею в виду не простое сокращение бюджетных расходов - это и без того ясно, а построение работоспособной и эффективной системы управления муниципальными финансами. Необходимо переориентировать финансовые потоки с традиционных затрат на содержание сети муниципальных учреждений на целевое финансирование конкретных муниципальных функций и услуг, установленных законодательством, повысить отдачу от местных налогов.
Я уверен, здесь есть серьезные ресурсы роста.
Уходящий год был стартовым для реализации Указа Президента Российской Федерации "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". Этот Указ дает возможность объективно оценивать положение дел на местах, выявлять управленческие просчеты, поощрять лидеров и внедрять образцы лучшей практики в сфере местного самоуправления.
Сегодня процесс управления на муниципальном уровне должен быть основан на внедрении современных методов и механизмов стратегического планирования и управления по результатам, широкого использования государственно-частного партнерства. Необходима увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода.
В то же время анализ социально-экономической ситуации в разрезе муниципальных образований показывает, что не все муниципалитеты региона смогли в полной мере оценить в полном объеме факторы, влияющие на положение дел в районе, обеспечивающие условия для его роста.
Первые выводы нами сделаны. Большая часть работы еще впереди. Речь идет о том, чтобы искать резервы у себя на территории. Там достаточно сил, средств, возможностей для поднятия территорий.
Шестое. Сегодня не будет преувеличением утверждать, что реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства.
Комфортность проживания на территории во многом определяется вниманием властей к потребностям и нуждам населения, прежде всего в тех вопросах, которые без участия государства и муниципалитетов решены быть не могут. Это вопросы государственной регистрации, разрешительных процедур, лицензирования, оформления льгот и многие другие.
Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности органов власти, и в первую очередь муниципальной, должно стать одним из основных приоритетов, ведь наибольшее количество общественно значимых услуг реализуется сегодня именно на муниципальном уровне. Таким образом, органам государственной власти и местного самоуправления следует особое внимание обратить на совершенствование системы предоставления муниципальных услуг в электронном виде, что невозможно осуществить без серьезной модернизации официальных сайтов муниципальных образований, а также дальнейшего внедрения системы многофункциональных центров.
В перспективе такие центры должны функционировать в каждом муниципальном районе и городском округе.
Задачи динамичного социально-экономического развития региона требуют выполнения в сжатые сроки и в полном объеме работ по регламентации государственных и муниципальных услуг. Следующий этап - расширение сферы оказания этих услуг в форме "Электронного правительства".
Почему так важна эта работа? Почему необходимо задействовать все самое лучшее и передовое в сфере оказания государственных и муниципальных услуг? Потому что за этой работой стоит благополучие людей, жителей нашего края. За ней - снятие административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, оформлению имущественных отношений, вопросы эффективности расходования бюджетных средств. В конечном счете это - лицо государства в глазах населения.
Седьмое. Устойчивое поступательное развитие территории невозможно без создания максимально благоприятных условий для раскрытия человеческого потенциала.
Более 150 лет назад русский ученый Николай Иванович Пирогов сказал: "Настало время, когда все мы ясно осознаем, что главною порукою за будущее благосостояние нашего общества, и мало того, - главною его основою - должно служить воспитание наших детей и даже перевоспитание нас самих". Нельзя не согласиться со справедливостью этих слов. Сегодня они вновь чрезвычайно актуальны.
В решении задачи развития человеческого потенциала наряду с государством должны принять участие все прогрессивные социальные силы. Важна роль общественных объединений, национально-культурных центров, Общественной палаты области, других институтов гражданского общества.
На современном этапе особое значение приобретает развитие некоммерческих, благотворительных организаций. Люди, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, должны иметь все возможности для реализации своих благородных устремлений. Наша задача - обеспечить всестороннюю поддержку их деятельности по решению сложных социальных проблем.
Приоритетами социальной политики для нас были и остаются качественное образование, культурное и патриотическое воспитание. Нам необходимо возродить атмосферу уважения к науке и культуре, атмосферу массовой потребности в здоровом образе жизни. Нужно безотлагательно создать систему самых высоких моральных и материальных стимулов к получению образования и укреплению здоровья.
Сегодня мы все в равной мере отвечаем за духовность, знания и нравственность нынешнего и будущего молодого поколения.
Нашей молодежи предстоит жить и реализовывать свой потенциал в эпоху новой мировой экономики. Понять молодых людей, поддержать на этапе социального становления, включения в профессиональную деятельность - наша первостепенная задача.
Только реальная забота о детях и молодежи будет тем фактором, который позволит обществу найти в себе источники для дальнейшего созидания и развития.
В рамках очерченных задач будут незамедлительно даны поручения органам исполнительной власти Тульской области.
Уважаемые депутаты!
Уважаемые жители Тульской области!
Сегодняшнее послание не только подводит итог совместной деятельности исполнительной и законодательной власти - это в первую очередь рабочий документ, который ставит конкретные задачи перед администрацией области, депутатским корпусом, органами местного самоуправления. Выстраивая наше общее будущее, мы должны отчетливо понимать, что развитие и модернизация экономики, совершенствование системы образования и здравоохранения, укрепление обороноспособности должны быть подчинены одной главной цели - это благополучие нашего народа, качество и комфортность жизни людей, их безопасность.
Здесь необходима целеустремленная, энергичная и слаженная работа. Только общими усилиями, сконцентрировав все интеллектуальные, финансовые, технологические ресурсы, повысив ответственность каждого за результат работы, мы сделаем Тульскую область динамично развивающейся и благополучной.
Благодарю за внимание.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru