Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тульская область

О применении документа см. примечание в

Справке
Зарегистрировано в Отделе ГУ Минюста РФ по Центральному федеральному округу в Тульской области 29 мая 2008 г. № RU713260002008001


Принят местным референдумом
09.02.1997
(в редакции решений Тульской
городской Думы
от 27.05.1999 № 19/332,
от 25.05.2005 № 64/1239,
от 09.08.2005 № 69/1343,
от 17.08.2005 № 70/1361)

УСТАВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ТУЛА

(в ред. решений Тульской городской Думы
от 23.04.2008 № 43/999, от 28.01.2009 № 62/1349,
от 23.09.2009 № 75/1600, от 23.09.2009 № 75/1601)

Раздел первый

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Преамбула

Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя.
Настоящий Устав в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом (Основным Законом) Тульской области, законами Тульской области устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании город Тула.
Положения Устава муниципального образования город Тула обязательны для исполнения всеми юридическими лицами, расположенными или действующими на его территории, независимо от их организационно-правовых форм, а также физическими лицами и их объединениями. Иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории муниципального образования город Тула органами местного самоуправления, не должны противоречить положениям настоящего Устава.

Примечание.
Текст настоящего Устава содержит следующие сокращения:
1. Муниципальное образование город Тула (далее также - муниципальное образование).
2. Глава муниципального образования город Тула (далее также - глава муниципального образования или глава города).
3. Администрация муниципального образования город Тула (далее также - администрация города).
4. Глава администрации муниципального образования город Тула (далее также - глава администрации города).
5. Территориальное общественное самоуправление (далее также - ТОС).
6. Избирательная комиссия муниципального образования город Тула (далее также - муниципальная избирательная комиссия).
7. Контрольная комиссия муниципального образования город Тула (далее также - контрольная комиссия).
8. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане).

Глава I

ГОРОД И ЕГО ТЕРРИТОРИЯ

Статья 1. Наименование муниципального образования, его статус и первое упоминание о городе Туле

Официальное наименование муниципального образования - муниципальное образование город Тула. Статус муниципального образования - городской округ.
Город-герой Тула является исторически сложившимся административным центром Тульской области, местонахождением органов государственной власти и органов местного самоуправления. Первое упоминание о городе Туле по Никоновской летописи относится к 1146 году.

Статья 2. Официальные символы муниципального образования

Официальные символы муниципального образования город Тула подлежат государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.

Герб города-героя Тулы

Муниципальное образование в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами устанавливает официальный символ - эмблему города, его исторический герб, утвержденный 8 марта 1778 года.
Форма герба представляет собой щит французской формы - прямоугольник, основание которого имеет закругленные углы и выступ посредине острием вниз. Соотношение основания щита к его высоте должно быть восемь к девяти.
Цветовая гамма и символика фигур герба соответствуют его описанию по состоянию на 8 марта 1778 года и представляют собой следующее:
"в червленом поле горизонтально положенный на двух серебряных шпажных клинках, лежащих наподобие Андреевского креста, концами вниз, серебряный ружейный ствол; вверху же и внизу по одному молоту золотому: все сие показывает примечания достойный и полезный оружейный завод, находящийся в сем городе".

Флаг города-героя Тулы

Флаг города-героя Тулы - опознавательно-правовой знак, составленный и употребляемый в соответствии с вексиллологическими правилами, служащий историческим символом города Тулы, единства его территории, населения, местного самоуправления муниципального образования город Тула.
Флаг города - героя Тулы представляет собой прямоугольное полотнище червленого цвета, с отношением ширины к длине 2:3, несущее изображение фигур герба города.
В крыже - верхнем левом углу полотнища с отступом 1:10 от верхнего и левого края располагается изображение медали "Золотая Звезда".
Соотношение размеров площадей, занимаемых изображением медали и фигур герба, - 1:8.

Гимн города-героя Тулы

Гимном города-героя Тулы является музыкально-поэтическое произведение, утвержденное решением Тульской городской Думы.

День города-героя Тулы

День города Тулы отмечается ежегодно во вторую субботу сентября.

Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления

1. Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Тульской области обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Статья 4. Правовая основа местного самоуправления

1. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав (Основной Закон) Тульской области, законы и иные нормативные правовые акты Тульской области, настоящий Устав, решения, принятые на местном референдуме, и иные муниципальные правовые акты.
2. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статья 5. Межмуниципальное сотрудничество

1. Тульская городская Дума в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения может принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также других межмуниципальных организаций в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Тульской городской Думы. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Финансовые ресурсы муниципального образования на договорной основе могут объединяться с финансовыми ресурсами других городов, районов Тульской области или финансовыми ресурсами области, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования совместных, в том числе межрегиональных программ социально-экономического развития. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.
2. Тульская городская Дума может принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о некоммерческих организациях, иными федеральными законами.
3. Органы местного самоуправления могут выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации.

Статья 6. Граница муниципального образования город Тула

1. Граница территории муниципального образования устанавливается и изменяется законом Тульской области, подлежит описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.

Статья 7. Изменение границ муниципального образования

1. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом Тульской области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Тульской области, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Тульской области для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
2. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Закон Тульской области об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Статья 8. Преобразование муниципального образования город Тула

1. Преобразованием муниципального образования является объединение муниципального образования, разделение муниципального образования, изменение статуса городского округа в связи с лишением его статуса городского округа.
2. Преобразование муниципального образования осуществляется законами Тульской области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Тульской области, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Тульской области для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон Тульской области о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Статья 9. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования и преобразования муниципального образования

1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
2. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Тульской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При этом положения федерального закона, закона Тульской области, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.
4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанное изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.
5. Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 10. Состав и использование земель муниципального образования

1. Все земли в пределах городской черты находятся в ведении местного самоуправления муниципального образования. Распоряжение городскими землями осуществляется с соблюдением прав иных собственников и пользователей земельных участков.
2. Отнесение земель города к категориям земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, закрепляется в плане земельно-хозяйственного устройства муниципального образования, утверждаемом Тульской городской Думой. Конкретное использование земель, отнесенных к той или иной категории, осуществляется в соответствии с этим планом и Генеральным планом города.
3. В муниципальной собственности муниципального образования состоят в пределах территории города земли и природные объекты, не переданные в соответствии с действующим законодательством в собственность государству, юридическим и физическим лицам, а также земельные участки, приобретенные в порядке, установленном действующим законодательством.
4. Тульская городская Дума утверждает своим решением перечень земельных участков и других природных объектов муниципальной собственности города, не подлежащих приватизации, а также перечень земельных участков и других природных объектов, предоставление и передача которых во владение, пользование, собственность или аренду осуществляется администрацией города только с согласия Тульской городской Думы.
Предоставление, передача и сдача в аренду земель и других природных объектов муниципальной собственности муниципального образования, не предусмотренных перечнем, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Тульской городской Думы.
Купля-продажа и иные сделки осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

Статья 11. Деление территории муниципального образования в целях организации управления

1. Территория муниципального образования подразделяется на территориальные образования - городские районы. В муниципальном образовании город Тула имеется пять городских районов: Зареченский, Привокзальный, Пролетарский, Советский и Центральный. Границы городских районов фиксируются в плане города.
2. В составе территории города определяются, исходя из предложений граждан, территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения.

Глава II

СИСТЕМА САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 12. Принадлежность прав местного самоуправления населению муниципального образования

Обладателем всех прав местного самоуправления в муниципальном образовании является население муниципального образования. Активными субъектами местного самоуправления, имеющими право участвовать в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления и в местных референдумах, являются все жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Статья 13. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

1. Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление и участвует в осуществлении местного самоуправления в следующих формах:
- проведение местного референдума;
- участие в муниципальных выборах;
- голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
- через органы территориального общественного самоуправления;
- проведение собраний граждан;
- проведение конференций граждан (собраний делегатов);
- опрос граждан;
- обращения граждан в органы местного самоуправления;
- правотворческая инициатива граждан;
- публичные слушания;
- другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, предусмотренные действующим законодательством.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить гражданам возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения и другой информации о деятельности органов местного самоуправления.

Статья 14. Функции местного самоуправления в реализации прав и свобод граждан

1. Приоритетными направлениями деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании являются решение вопросов местного значения, создание для жителей города благоприятной среды обитания, охрана их здоровья, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, личная безопасность.
2. Обеспечение в муниципальном образовании реализации закрепленных в Конституции Российской Федерации прав и свобод граждан принадлежит к числу основных функций органов местного самоуправления муниципального образования.
3. Органы местного самоуправления муниципального образования регулярно информируют население о наиболее существенных вопросах развития муниципального образования и отдельных его территорий, о работе городского транспорта, жилищном строительстве, состоянии охраны общественного порядка, развитии сети социально-культурных и других учреждений и служб, предоставляющих различные услуги населению. В этих целях используются средства массовой информации.
4. В каждом органе местного самоуправления муниципального образования и органах администрации города организуется прием жителей по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение и разрешение всех поступающих обращений граждан.
5. Граждане имеют право обжаловать, в том числе в суд, решения органов и должностных лиц местного самоуправления, если эти решения противоречат законодательству, нарушают права и законные интересы граждан.

Глава III

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 15. Органы местного самоуправления

1. Структуру органов местного самоуправления составляют:
1) представительный орган муниципального образования - Тульская городская Дума;
2) высшее должностное лицо - Глава муниципального образования город Тула избирается из числа депутатов Тульской городской Думы и исполняет полномочия ее Председателя;
(п. 2 в ред. решения Тульской городской Думы от 28.01.2009 № 62/1349)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Тула) - администрация города Тулы;
4) контрольный орган муниципального образования - контрольная комиссия муниципального образования город Тула (контрольная комиссия города Тулы).
2. Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом.
4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
5. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.
6. Решение Тульской городской Думы об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.
7. Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета муниципального образования.

Статья 16. Вопросы местного значения

1. К вопросам местного значения муниципального образования относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального образования;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования;
4) организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;
8) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования;
9) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования;

Пункт 10 части 1 статьи 16 вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции (часть 2 статьи 96 данного документа).

10) организация охраны общественного порядка на территории муниципального образования муниципальной милицией;
11) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования;
12) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования;
13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Тульской области; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
14) организация оказания на территории муниципального образования (за исключением территорий муниципальных образований, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
15) создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
16) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек муниципального образования;
17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры;
18) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в муниципальном образовании;

]]>
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3) методика проведения опроса;
4) форма опросного листа;
5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
6. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
2) за счет средств бюджета Тульской области - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Тульской области.

Статья 84. Правотворческая инициатива граждан

1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом Тульской городской Думы.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом Тульской городской Думы и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
3. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально, в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Статья 85. Право гражданина быть выслушанным Тульской городской Думой или должностным лицом, компетентным принять решение по поводу жалобы

Гражданин, подавший жалобу в связи с нарушением его законных прав и интересов на территории муниципального образования, относящихся к ведению местного самоуправления города, вправе быть выслушанным Тульской городской Думой или должностным лицом, компетентным принять решение по данной жалобе. Порядок приема граждан устанавливается органом, который данный прием организует.

Статья 86. Право граждан на получение информации о деятельности органов местного самоуправления

Каждый житель муниципального образования вправе получать информацию, касающуюся деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством.

Статья 87. Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления

1. Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Тульской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Основанием для отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления являются конкретные противоправные решения или действия (бездействие) при исполнении своих обязанностей депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления, повлекшие тяжкие последствия для положения экономики муниципального образования, грубое нарушение прав и свобод жителей муниципального образования в случае их подтверждения в судебном порядке.
2. Основаниями для отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
Процедура отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
Право отзыва не может быть использовано в течение первых 12 месяцев со дня избрания и в течение последних 6 месяцев перед истечением срока, на который избран соответствующий депутат Тульской городской Думы, выборное должностное лицо местного самоуправления.
Правом на возбуждение вопроса об отзыве обладают граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего избирательного округа и обладающие избирательным правом.
Каждый гражданин или группа граждан, имеющих право на участие в выборах, а равно избирательное объединение, выдвинувшие кандидата в депутаты или на выборную должность, могут образовывать инициативную группу по возбуждению вопроса об отзыве депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в соответствии с законодательством Тульской области. О собрании инициативной группы должно быть уведомлено лицо, в отношении которого возбуждается инициатива отзыва, не позднее чем за 10 дней до дня проведения собрания.
Инициативная группа после вынесения решения суда обращается в муниципальную избирательную комиссию с заявлением о регистрации группы, в котором указываются:
1) фамилия, имя, отчество депутата или выборного должностного лица местного самоуправления, в отношении которого возбуждается инициатива отзыва;
2) основания возбуждения вопроса об отзыве;
3) фамилии, имена, отчества, годы рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.
Муниципальная избирательная комиссия незамедлительно по получении заявления информирует о нем депутата или выборное должностное лицо местного самоуправления и представляет ему копию заявления, решения и приложенных к нему документов. Ознакомившись с ними, лицо вправе представить в избирательную комиссию в письменном виде аргументы в свою защиту, а также присутствовать на заседании комиссии и давать пояснения по существу вопроса.
Муниципальная избирательная комиссия в течение 15 дней со дня получения заявления принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей соответствующее свидетельство.
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа приступает к сбору подписей в поддержку отзыва. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе, действительно в течение двух месяцев - при сборе подписей в поддержку отзыва выборного должностного лица местного самоуправления и в течение одного месяца - при сборе подписей в поддержку отзыва депутата Тульской городской Думы.
Листы для сбора подписей избирателей в поддержку отзыва депутата Тульской городской Думы, выборного должностного лица местного самоуправления (подписные листы) должны содержать формулировку основания отзыва в соответствии с решением суда, данные о подписавшемся в объеме сведений, предусмотренных Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
(в ред. решения Тульской городской Думы от 28.01.2009 № 62/1349)
(см. текст в предыдущей редакции)
По окончании сбора подписей инициативная группа подсчитывает число собранных подписей, о чем составляет итоговый протокол.
Тульская городская Дума после рассмотрения всех поступивших документов в соответствии с федеральным законодательством принимает решение о проведении голосования по отзыву и назначает дату его проведения. О дате рассмотрения вопроса должен быть уведомлен депутат Тульской городской Думы, выборное должностное лицо местного самоуправления, в отношении которого возбуждена инициатива отзыва.
Тульская городская Дума обязана назначить голосование по отзыву, если в поддержку этого предложения собрано 5 процентов подписей от числа избирателей территории муниципального образования или соответствующего избирательного округа по выборам депутатов Тульской городской Думы.
Если будет установлено, что число действительных подписей окажется менее числа, установленного настоящим Уставом, или будут установлены другие нарушения законодательства, выносится решение об отказе в проведении отзыва.
Отказ в проведении голосования по отзыву может быть обжалован инициаторами проведения голосования в суд.
Депутат Тульской городской Думы, выборное должностное лицо местного самоуправления после уведомления его о поступившем предложении об отзыве вправе выступать на собраниях (конференциях) избирателей, в печати, по радио по поводу обстоятельств, послуживших основанием для предложения об отзыве.
Лица, предоставившие ложную информацию, послужившую поводом для постановки вопроса об отзыве, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Голосование по отзыву проводится не ранее 30 дней и не позднее 45 дней со дня, следующего за днем принятия решения городской Думой о назначении даты голосования по отзыву.
Финансирование деятельности комиссий, связанной с возбуждением вопроса об отзыве и проведением голосования по отзыву, осуществляется за счет средств местного бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов либо местного референдума.
Итоги голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Полномочия депутата Тульской городской Думы, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются в день официального опубликования соответствующей избирательной комиссией итогов и результатов голосования.

Статья 88. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении

1. Наряду с предусмотренными настоящим Уставом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иным федеральным законам, законам Тульской области.
2. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.

Глава XVI

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 89. Территориальное общественное самоуправление

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Тульской городской Думой по предложению населения, проживающего на данной территории.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в муниципальном образовании непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется нормативными правовыми актами Тульской городской Думы.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
8. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются нормативными правовыми актами Тульской городской Думы.

Раздел шестой

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Глава XVII

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 90. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Статья 91. Ответственность депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением

1. Основания наступления ответственности депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Ответственность депутатов, выборного должностного лица местного самоуправления наступает в результате противоправных решений или действий (бездействия) при исполнении своих обязанностей депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления, повлекших тяжкие последствия для стабильного положения экономики города Тулы, грубое нарушение прав и свобод жителей города Тулы в случае их подтверждения в судебном порядке.
2. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статья 92. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Тульской области, законов Тульской области, настоящего Устава, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Статья 92.1. Удаление Главы муниципального образования в отставку

(введена решением Тульской городской Думы от 23.09.2009 № 75/1601)

1. Тульская городская Дума в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вправе удалить Главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов Тульской городской Думы или по инициативе губернатора Тульской области.
2. Основаниями для удаления Главы муниципального образования в отставку являются:
1) решения, действия (бездействие) Главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, настоящим Уставом, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области;
3) неудовлетворительная оценка деятельности Главы муниципального образования Тульской городской Думой по результатам его ежегодного отчета перед Тульской городской Думой, данная два раза подряд.
3. Инициатива депутатов Тульской городской Думы об удалении Главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов Тульской городской Думы, оформляется в виде обращения, которое вносится в Тульскую городскую Думу. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения Тульской городской Думы об удалении Главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы Глава муниципального образования и губернатор Тульской области уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в Тульскую городскую Думу.
4. Рассмотрение инициативы депутатов Тульской городской Думы об удалении Главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения губернатора Тульской области.
5. В случае, если при рассмотрении инициативы депутатов Тульской городской Думы об удалении Главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области, и (или) решений, действий (бездействия) Главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решение об удалении Главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии губернатора Тульской области.
6. Инициатива губернатора Тульской области об удалении Главы муниципального образования в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в Тульскую городскую Думу вместе с проектом соответствующего решения Тульской городской Думы. О выдвижении данной инициативы Глава муниципального образования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в Тульскую городскую Думу.
7. Рассмотрение инициативы депутатов Тульской городской Думы или губернатора Тульской области об удалении Главы муниципального образования в отставку осуществляется Тульской городской Думой в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
8. Решение Тульской городской Думы об удалении Главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов Тульской городской Думы.
9. Решение Тульской городской Думы об удалении Главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании Тульской городской Думы.
10. В случае присутствия Главы муниципального образования на заседании Тульской городской Думы, на котором рассматривается вопрос об удалении его в отставку, указанное заседание проходит под председательством депутата Тульской городской Думы, уполномоченного на это Тульской городской Думой.
11. При рассмотрении и принятии Тульской городской Думой решения об удалении Главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:
1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов Тульской городской Думы или губернатора Тульской области и с проектом решения Тульской городской Думы об удалении его в отставку;
2) предоставление ему возможности дать депутатам Тульской городской Думы объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.
12. В случае, если Глава муниципального образования не согласен с решением Тульской городской Думы об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.
13. Решение Тульской городской Думы об удалении Главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если Глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением Тульской городской Думы.
14. В случае, если инициатива депутатов Тульской городской Думы или губернатора Тульской области об удалении Главы муниципального образования в отставку отклонена Тульской городской Думой, вопрос об удалении Главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение Тульской городской Думы не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания Тульской городской Думы, на котором рассматривался указанный вопрос.

Статья 93. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.

Статья 94. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Тульской области, законов Тульской области, Устава муниципального образования город Тула, муниципальных правовых актов.
2. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с настоящим Уставом контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам Тульской городской Думы.

Статья 95. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Раздел седьмой

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава XVIII

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 96. Вступление в силу настоящего Устава

1. Настоящий Устав, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу после его государственной регистрации и официального опубликования (обнародования).
2. Пункт 10 части 1 статьи 16, статьи 56, 77 настоящего Устава вступают в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции.
3. Исключен. - решение Тульской городской Думы от 28.01.2009 № 62/1349.
(см. текст в предыдущей редакции)



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru