Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область

Подробнее см. Справку
АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2009 г. № 520-па

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ "СНИЖЕНИЕ ДЕТСКОЙ СМЕРТНОСТИ
В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

С целью улучшения демографической ситуации, повышения доступности и качества медицинской помощи, в соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 04.03.2008 № 49-па "О Порядке разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации" Администрация Тверской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Тверской области "Снижение детской смертности в Тверской области на 2010 - 2012 годы" (прилагается).
2. Определить:
2.1. администратором (государственным заказчиком-координатором) долгосрочной целевой программы Тверской области "Снижение детской смертности в Тверской области на 2010 - 2012 годы" департамент здравоохранения Тверской области;
2.2. администраторами долгосрочной целевой программы Тверской области "Снижение детской смертности в Тверской области на 2010 - 2012 годы" (далее - администраторы ДЦП):
департамент образования Тверской области;
департамент социальной защиты населения Тверской области;
комитет внутренней политики Тверской области;
комитет по делам молодежи Тверской области;
комитет по физической культуре и спорту Тверской области.
3. Департаменту здравоохранения Тверской области:
3.1. по результатам полугодия, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, и ежегодно, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, представлять полугодовой и годовой отчеты о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Снижение детской смертности в Тверской области на 2010 - 2012 годы" в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области;
3.2. обеспечить периодичность (не менее двух раз в год) размещения сведений о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Снижение детской смертности в Тверской области на 2010 - 2012 годы" в сети Интернет на сайте департамента здравоохранения Тверской области.
4. Администраторам ДЦП по результатам полугодия, в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, и ежегодно, в срок не позднее 20 марта года, следующего за отчетным, представлять полугодовой и годовой отчеты о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Снижение детской смертности в Тверской области на 2010 - 2012 годы" в департамент здравоохранения Тверской области.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области разработать и принять аналогичные целевые программы.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Тверской области Пищулину О.И.
Отчет об исполнении Постановления представлять ежегодно, в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.
7. Настоящее Постановление вступает в силу с 01.01.2010, подлежит официальному опубликованию и размещению на сайте департамента здравоохранения Тверской области.

Губернатор Тверской области
Д.В.ЗЕЛЕНИН





Приложение
Утверждена Постановлением
администрации Тверской области
от 11 декабря 2009 г. № 520-па

Долгосрочная целевая программа Тверской области
"Снижение детской смертности в Тверской области
на 2010 - 2012 годы"

г. Тверь, 2009 год

Паспорт
долгосрочной целевой программы Тверской области
"Снижение детской смертности в Тверской области
на 2010 - 2012 годы"

┌──────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование программы│Снижение детской  смертности в Тверской области на│
│                      │2010 - 2012 годы (далее - ДЦП)                    │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Администратор      ДЦП│Администратор         ДЦП         (государственный│
│(государственный      │заказчик-координатор)         -        департамент│
│заказчик-координатор) │здравоохранения Тверской области.                 │
│                      │Администраторы ДЦП:                               │
│                      │- департамент образования Тверской области;       │
│                      │- департамент социальной защиты населения Тверской│
│                      │области;                                          │
│                      │- комитет  внутренней политики Тверской области;  │
│                      │- комитет по делам молодежи Тверской области;     │
│                      │- комитет по физической культуре и спорту Тверской│
│                      │области                                           │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Дата утверждения ДЦП  │                                                  │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Стратегические    цели│Стратегическая цель 1: снижение детской смертности│
│и/или      тактические│от      немедицинских     причин,     профилактика│
│задачи      ДЦП      с│жизнеугрожающих состояний.                        │
│указанием             │Тактическая   задача   1.1:   содействие  снижению│
│ведомственной  целевой│смертности  в  первую  очередь  от  предотвратимых│
│программы         (или│немедицинских причин.                             │
│ведомственных  целевых│Тактическая  задача 1.2: предупреждение болезней и│
│программ),  в   рамках│других  угрожающих  жизни  и  здоровью  состояний,│
│которых    планируется│влияющих  на  демографическую  ситуацию в Тверской│
│их достижение         │области.                                          │
│                      │Тактическая  задача  1.3:  снижение  инвалидизации│
│                      │детского  населения, в том числе первичного выхода│
│                      │на инвалидность детей в возрасте 0 - 17 лет.      │
│                      │Стратегическая  цель  2:  повышение  доступности и│
│                      │качества   медицинской   помощи  и  лекарственного│
│                      │обеспечения,   направленное  на  снижение  детской│
│                      │смертности.                                       │
│                      │Тактическая   задача   2.1:  создание  оптимальных│
│                      │условий   и   проведение   комплекса  мероприятий,│
│                      │направленных   на  охрану  и  укрепление  здоровья│
│                      │детей.                                            │
│                      │Достижение  стратегических целей ДЦП планируется в│
│                      │рамках  ведомственной целевой программы "Здоровье"│
│                      │департамента  здравоохранения  Тверской области на│
│                      │2009 - 2011 годы, а также:                        │
│                      │-  в  ведомственной целевой программе департамента│
│                      │образования Тверской области на 2009 - 2011 годы; │
│                      │-  в  ведомственной целевой программе департамента│
│                      │социальной   защиты   населения  Тверской  области│
│                      │"Социальная защита населения на 2009 - 2011 годы";│
│                      │-   в  ведомственной  целевой  программе  комитета│
│                      │внутренней  политики Тверской области "Обеспечение│
│                      │прав  и  свобод жителей Тверской области на 2009 -│
│                      │2011 годы";                                       │
│                      │-  в  ведомственной  целевой программе комитета по│
│                      │делам  молодежи  Тверской  области  на 2009 - 2011│
│                      │годы;                                             │
│                      │-  в  ведомственной  целевой программе комитета по│
│                      │физической  культуре  и  спорту  Тверской  области│
│                      │"Развитие  физической  культуры  и спорта Тверской│
│                      │области на 2009 - 2011 годы"                      │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки реализации ДЦП  │2010 - 2012 годы                                  │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые   результаты│- снижение детской смертности с 0,94 (в 2008 году)│
│реализации ДЦП        │до 0,7 промилле, в том числе:                     │
│                      │младенческой смертности - с 7,8 до 6,2;           │
│                      │1 - 4 года - с 0,44 до 0,4;                       │
│                      │1 - 9 лет - с 0,29 до 0,25;                       │
│                      │10 - 14 лет - с 0,29 до 0,24;                     │
│                      │15 - 18 лет - с 0,44 до 0,4;                      │
│                      │-  снижение  уровня  смертности  детей  от внешних│
│                      │причин с 64,3% (в 2008 году) до 46,0%;            │
│                      │-  увеличение удельного веса детей первой и второй│
│                      │групп   здоровья   в  общей  численности  учащихся│
│                      │муниципальных  учреждений  с  76% (в 2008 году) до│
│                      │85%;                                              │
│                      │-   снижение   показателя   первичного  выхода  на│
│                      │инвалидность с 25,2 (в 2008 году) до 23,0 на 10000│
│                      │детского населения                                │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы   и   источники│Общий объем финансирования из  областного  бюджета│
│финансирования      (в│Тверской области: 40903,0 тыс. руб.               │
│разрезе годов и  кодов│В том числе предусмотрено:                        │
│разделов и подразделов│2010 год - 15808,0 тыс. руб.;                     │
│классификации расходов│2011 год - 12505,5 тыс. руб.;                     │
│бюджета       Тверской│2012 год - 12589,5 тыс. руб.                      │
│области)  с  указанием│────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────│
│объемов финансирования│    Наименование    │   2010  │   2011  │   2012  │
│по ВЦП                │   кодов разделов   │         │         │         │
│                      │   и подразделов    │         │         │         │
│                      │   классификации    │         │         │         │
│                      │  расходов бюджета  │         │         │         │
│                      │  Тверской области  │         │         │         │
│                      │────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────│
│                      │034 0910 5225501 067│   500   │   440   │   440   │
│                      │────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────│
│                      │034 0910 5225502 067│  1000   │  2000   │  2000   │
│                      │────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────│
│                      │034 0910 5225503 067│  5700   │  1900   │  1900   │
│                      │────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────│
│                      │075 0709 5225501 022│  7175   │  7237   │  7321   │
│                      │────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────│
│                      │048 1003 5225501 068│   133   │   128,5 │   128,5 │
│                      │────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────│
│                      │048 1003 5225503 068│  1000   │   500   │   500   │
│                      │────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────│
│                      │145 0707 5225501 013│   150   │   150   │   150   │
│                      │────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────│
│                      │164 0908 5225501 079│   150   │   150   │   150   │
│                      │────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────│
│                      │Всего               │ 15808,0 │ 12505,5 │ 12589,5 │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Основные     механизмы│Реализация  ДЦП осуществляется администратором ДЦП│
│реализации ДЦП        │(государственным        заказчиком-координатором),│
│                      │администраторами ДЦП в течение периода, на который│
│                      │она  разработана, путем достижения предусмотренных│
│                      │в   ДЦП  стратегических  целей:  снижение  детской│
│                      │смертности  от  немедицинских причин, профилактика│
│                      │жизнеугрожающих состояний, повышение доступности и│
│                      │качества   медицинской   помощи,  направленное  на│
│                      │снижение    детской    смертности,    исходя    из│
│                      │необходимости    достижения    плановых   значений│
│                      │показателей ДЦП                                   │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Основные     механизмы│Осуществление   полугодового  и  ежегодного  сбора│
│мониторинга реализации│данных  по показателям целей, задач и мероприятий,│
│ДЦП                   │заявленных в ДЦП                                  │
└──────────────────────┴──────────────────────────────────────────────────┘

1. Характеристика проблемы

Необходимость реализации плана мероприятий обусловлена тем, что в Тверской области на протяжении последних 15 лет медико-демографическая ситуация характеризуется негативными показателями состояния здоровья населения. И среди них на первом месте высокая смертность населения. Повышение рождаемости в последние три года не компенсирует естественную убыль населения, которая в нашем регионе выше, чем по России и Центральному федеральному округу. Уровень ведущего интегрального показателя здоровья детей за последние годы на территории Тверской области имеет благоприятную тенденцию. Показатель младенческой смертности за 10 лет снизился в 2,5 раза: с 19,3 промилле в 1998 году до 7,8 промилле в 2008 году.
Показатель младенческой смертности всегда оставался объектом пристального внимания со стороны государства и общественных организаций. Показатель младенческой смертности во многом зависит от объема, качества, организации медицинской помощи, определяется разработкой и внедрением высокотехнологичных видов медицинской помощи. Состояние показателя младенческой смертности в основном обусловлено медицинскими причинами, связанными с выхаживанием недоношенных и глубоко недоношенных детей, а также гибелью детей от врожденных пороков и аномалий развития. Ежегодно на вышеназванные причины приходится до 80% в структуре младенческой смертности.
В структуре причин смертности детей в возрасте от 1 до 5 лет превалируют несчастные случаи, отравления, утопления, гибель на пожаре, т.е. внешние немедицинские причины. Смертность в данной возрастной группе занимает второе место после показателя младенческой смертности. Среди медицинских причин в данной возрастной группе наиболее значимыми следует выделить врожденные пороки и хромосомные аномалии развития, онкологические, в том числе онкогематологические заболевания.
Гибель детей в возрасте 6 - 9 лет в подавляющем большинстве определена дорожно-транспортными происшествиями, утоплениями, несчастными случаями. Среди медицинских причин заметную роль сохраняют наследственные заболевания и онкологическая патология.
Смертность детей от 10 до 17 лет в подавляющем большинстве обусловлена внешними, немедицинскими, причинами, среди которых доминируют такие немедицинские причины, как дорожно-транспортные происшествия, утопления, гибель на пожаре и несчастные случаи, имеют место суициды. Среди медицинских причин лидерство сохраняет смертность от онкологических заболеваний и врожденных аномалий развития.
Таким образом, структура ведущих причин детской смертности изменяется с возрастом. На первом году жизни ведущее место занимают смертность от перинатальных осложнений, связанных с периодом вынашивания плода, и врожденных аномалий.
Такая картина характерна для территории Центрального федерального округа и в целом по России.
Целевыми группами, на которые направлены мероприятия, представленные в данной ДЦП, являются дети, находящиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и социальных приютах для детей и подростков Тверской области; в образовательных учреждениях Тверской области (дошкольные образовательные учреждения и дошкольные группы при общеобразовательных учреждениях, базовые школы, детские дома и школы-интернаты, учреждения начального профессионального образования); в детских лечебно-профилактических учреждениях Тверской области.
Детское население Тверской области:
в возрасте 0 - 17 лет - 244654, что составляет 18,0% от общего населения области;
детей до 1 года - 13821 (5,6% от детского населения);
дети, посещающие 566 дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ), - 49172 (20,1% от детского населения);
дети-школьники - 116532 (48,6% от детского населения), обучающиеся в 625 школах, базовых школ - 170, в которых обучается более 50% учащихся.
Подростки - 49893 (20,4% от детского населения),
из них:
школьники - 23156 (9,5% - от детского населения).
Учащиеся колледжей, техникумов, высших учебных заведений - 22399 (9,2% - от детского населения).
Подростки работающие - 2419 (1,0% - от детского населения).
Подростки неорганизованные - 1919 (0,8% - от детского населения).
Динамика инвалидизации детского населения Тверской области представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика инвалидизации детского населения Тверской области

┌────────────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────┬──────────┐
│                                │  2006   │   2007  │  2008   │   Рост   │
│                                │   год   │   год   │   год   │(снижение)│
│                                │         │         │         │ за 3 года│
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Число детей-инвалидов (абс.)    │   5254  │   5158  │   4968  │   -286   │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│на 10000 детского населения     │    206,6│    207,1│    203,0│     -3,6 │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│в том числе от травм, отравлений│    110  │     81  │     62  │    -48   │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│на 10000 детского населения     │      4,3│      3,6│      2,5│     -1,8 │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Выявлено впервые инвалидов      │    741  │    670  │    617  │   -124   │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│на 10000 детского населения     │     29,1│     26,8│     25,2│     -3,9 │
└────────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴──────────┘

Инвалидизация детей имеет стойкую тенденцию к снижению (в 2008 году на 286 детей меньше, чем в 2006 году, % снижения составил 5,4).
Такую же тенденцию имеет доля инвалидности детского населения от травм и отравлений (в 2008 году на 48 детей-инвалидов меньше, чем в 2006 году, % снижения составил 43,6%).
Первичный выход на инвалидность детей в возрасте 0 - 17 лет имеет тенденцию к снижению с 29,1 на 10000 детского населения в 2006 году до 25,2 в 2008 году. Показатель на уровне среднероссийского 26,0, но выше, чем по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) - 22,4.
Анализ детской и младенческой смертности в Тверской области за 2006 - 2008 годы представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ детской и младенческой смертности
в Тверской области за 2006 - 2008 годы

┌─────────────────────┬────────────────┬────────────────┬─────────────────┐
│                     │    2006 год    │    2007 год    │    2008 год     │
│                     ├───────┬────────┼───────┬────────┼───────┬─────────┤
│                     │абсо-  │    %   │абсо-  │   %    │абсо-  │   %     │
│                     │лютное │        │лютное │        │лютное │         │
│                     │число  │        │число  │        │число  │         │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│Умерло  детей  0 - 17│  254  │        │  241  │        │  198  │         │
│лет                  │       │        │       │        │       │         │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│в том числе          │       │        │       │        │       │         │
│по городу            │  173  │  68,1  │  151  │  63,6  │  129  │   65,1  │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│по селу              │   81  │  31,9  │   90  │  37,3  │   69  │   34,5  │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│Мальчиков, всего     │  165  │  65,0  │  148  │  61,4  │  115  │   58,0  │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│город                │  109  │  66,1  │   94  │  63,5  │   72  │   62,6  │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│село                 │   56  │  33,9  │   54  │  36,5  │   43  │   36,7  │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│Девочек, всего       │   89  │  35,6  │   93  │  38,6  │   83  │   41,5  │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│город                │   64  │  71,9  │   57  │  61,3  │   57  │   68,7  │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│село                 │   24  │  26,9  │   36  │  38,7  │   26  │   31,3  │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│Умерло в возрасте  до│  136  │  53,5  │  137  │  56,8  │  114  │   57,0  │
│1 года               │       │        │       │        │       │         │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│в том числе          │       │        │       │        │       │         │
│по городу            │  100  │  73,5  │   88  │  64,2  │   77  │   67,5  │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│по селу              │   36  │  26,5  │   49  │  35,7  │   37  │   32,5  │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│Мальчиков, всего     │   84  │  61,8  │   83  │  60,6  │   65  │   57,0  │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│город                │   61  │  72,6  │   55  │  66,2  │   42  │   64,6  │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│село                 │   23  │  27,4  │   28  │  33,7  │   23  │   35,4  │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│Девочек, всего       │   52  │  38,2  │   54  │  39,4  │   49  │   43,0  │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│город                │   39  │  75,0  │   33  │  61,1  │   34  │   69,4  │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│село                 │   13  │  25,0  │   21  │  38,9  │   15  │   30,6  │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│Показатель    детской│       │   0,97 │       │   0,96 │       │    0,94 │
│смертности   на  1000│       │промилле│       │промилле│       │ промилле│
│детского населения   │       │        │       │        │       │         │
├─────────────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤
│Показатель           │       │  10,5  │       │   9,8  │       │    7,8  │
│младенческой         │       │промилле│       │промилле│       │ промилле│
│смертности   на  1000│       │        │       │        │       │         │
│родившихся живыми    │       │        │       │        │       │         │
└─────────────────────┴───────┴────────┴───────┴────────┴───────┴─────────┘

Смертность детей 0 - 17 лет уменьшилась на 0,03 промилле (в абсолютных цифрах на 56 детей) в сравнении с 2006 годом.
По месту смерти отмечается снижение доли детей, умерших в городе, на 3,0% (в абсолютных на 56 детей).
По половому признаку:
- в структуре смертности доля умерших мальчиков выше смертности девочек на 17,0%.
Уровень младенческой смертности по данным 2007 года в Великобритании составил 4,2 промилле, в Литве - 5,9 промилле. Уровень детской смертности до 5 лет в 2007 году составил в Великобритании 0,58 промилле, в Литве - 0,72 промилле, в Германии - 0,46 промилле.
Структура причин детской смертности (1 - 17 лет) по нозологии представлена в таблице 3.

Таблица 3

Структура причин детской смертности (1 - 17 лет)
по нозологии

┌───────────────────────────┬──────────────┬───────────────┬──────────────┐
│         Нозология         │   2006 год   │    2007 год   │   2008 год   │
│                           ├──────┬───────┼───────┬───────┼──────┬───────┤
│                           │ абс. │   %   │  абс. │   %   │ абс. │   %   │
├───────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┤
│Врожденная патология       │  12  │   10,2│    5  │    4,8│   2  │    2,4│
├───────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┤
│Заболевания органов дыхания│   3  │    2,5│    4  │    3,8│   2  │    2,4│
├───────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┤
│Инфекционные заболевания   │   7  │    5,9│    7  │    6,7│   2  │    2,4│
├───────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┤
│Онкологические заболевания │  11  │    9,3│    6  │    5,8│   8  │    9,5│
├───────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┤
│Заболевания нервной системы│   5  │    4,2│   14  │   13,5│   7  │    8,3│
├───────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┤
│Несчастные случаи          │  76  │   64,4│   59  │   56,7│  54  │   64,3│
├───────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┤
│Прочие заболевания         │  12  │    6,8│    9  │    8,6│   9  │   10,7│
├───────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┤
│Всего случаев смертности   │ 118  │       │  104  │       │  84  │       │
└───────────────────────────┴──────┴───────┴───────┴───────┴──────┴───────┘

Графическое изображение структуры причин детской смертности (1 - 17 лет) представлено на рисунке 1.

См. данный графический объект.

Рисунок 1. Структура детской смертности (1 - 17 лет)
в зависимости от причин

В сравнении с 2006 годом детская смертность снизилась на 56 случаев. В структуре смертности отмечено снижение детской смертности от заболеваний органов дыхания с трех до двух случаев, от врожденных аномалий развития - с 12 до двух случаев, от инфекционных заболеваний - с 7 до двух случаев, от онкологических заболеваний - с 11 до 8 случаев и значительное снижение смертности от несчастных случаев (на 22).
Структура детской смертности от несчастных случаев (1 - 17 лет) представлена в таблице 4.

Таблица 4

Структура детской смертности от несчастных случаев
(1 - 17 лет)

┌─────────────────────┬─────────────────┬────────────────┬────────────────┐
│      Нозология      │    2006 год     │    2007 год    │    2008 год    │
├─────────────────────┼────────┬────────┼───────┬────────┼────────┬───────┤
│Всего  от  несчастных│   76   │  64,4  │   59  │  56,7  │   54   │  62,8 │
│случаев              │        │        │       │        │        │       │
├─────────────────────┼────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│в      том      числе│   20   │  26,3  │   11  │  18,6  │   22   │  40,7 │
│дорожно-транспортные │        │        │       │        │        │       │
│происшествия (далее -│        │        │       │        │        │       │
│ДТП)                 │        │        │       │        │        │       │
├─────────────────────┼────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│утопление            │   19   │  25,0  │   13  │  22,0  │   12   │  22,2 │
├─────────────────────┼────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│асфиксия             │    6   │   7,9  │   11  │  18,6  │    6   │  11,1 │
├─────────────────────┼────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│на пожаре            │   15   │  19,7  │   15  │  25,4  │    5   │   9,3 │
├─────────────────────┼────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│отравления           │    1   │   1,3  │    -  │     -  │    2   │   3,7 │
├─────────────────────┼────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│убийства             │    8   │  10,5  │    -  │     -  │    2   │   3,7 │
├─────────────────────┼────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│прочие               │    7   │   9,2  │    9  │  15,3  │    5   │   9,3 │
└─────────────────────┴────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴───────┘

Графическое изображение структуры детской смертности (1 - 17 лет) от несчастных случаев представлена на рисунке 2.

См. данный графический объект.

Рисунок 2. Структура смертности от внешних немедицинских причин

Распределение умерших детей по месту смерти (1 - 17 лет) представлено в таблице 5.

Таблица 5

Распределение умерших детей по месту смерти (1 - 17 лет)

┌───────────────────┬─────────────────┬─────────────────┬─────────────────┐
│                   │     2006 год    │    2007 год     │    2008 год     │
│                   ├────────┬────────┼────────┬────────┼────────┬────────┤
│                   │Абсолют-│    %   │Абсолют-│    %   │Абсолют-│    %   │

]]>
Данная классификация позволит выделить группы детей-инвалидов с тяжелой формой потери функций органов и систем и нуждающихся в индивидуальном уходе, а также группы детей-инвалидов с частичной потерей функции органов и систем с сохранными навыками самообслуживания.
Показатель - уровень инвалидизации детского населения на 10000 детского населения. В 2008 году данный показатель составил 203 на 10000 детского населения. Рассчитывается два раза в год.
Плановые показатели, на 10000 детского населения:
2010 год - 201;
2011 год - 199;
2012 год - 197.

Стратегическая цель 2. Повышение доступности и качества медицинской помощи и лекарственного обеспечения, направленное на снижение детской смертности

Повышение качества и доступности медицинской помощи обеспечивается сетью амбулаторно-поликлинических, стационарных учреждений, офисов врачей общей практики, полностью укомплектованных персоналом и максимально приближенных к населению.
Показатель - число детей, находящихся на диспансерном наблюдении (на 1000 детского населения). Рассчитывается один раз в год.
Диспансерное наблюдение за больными детьми направлено на улучшение качества их жизни, достижение длительных стойких ремиссий, предупреждение обострения хронических заболеваний.
Достижение в ходе реализации ДЦП запланированных показателей позволит повысить доступность и качество медицинской помощи для широких слоев населения и улучшить показатели здоровья.
В 2008 году показатель диспансеризации в Тверской области составил 254,8 промилле (по России - 150 промилле). Рассчитывается один раз в год.
Плановые показатели, промилле:
2010 год - 258 (индикатор - 160);
2011 год - 260 (индикатор - 170);
2012 год - 262 (индикатор - 180).

Тактическая задача 2.1. Создание оптимальных условий и проведение комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей

Совершенствование организации, повышение доступности и качества первичной медико-санитарной и специализированной помощи детям, а также кадровое, технологическое и материально-техническое оснащение детских лечебно-профилактических учреждений и учреждений родовспоможения будут способствовать снижению детской смертности и улучшению демографической ситуации.
Показатель - общая заболеваемость детей в возрасте 0 - 14 лет жизни (на 1000 детского населения). Рассчитывается два раза в год. В 2008 году данный показатель в Тверской области составил 2378,9 промилле (по России - 1839 промилле, ЦФО - 1983 промилле).
Плановые показатели, промилле:
2010 год - 2320 (индикатор - 1983);
2011 год - 2315 (индикатор - 1980);
2012 год - 2310 (индикатор - 1970).

Мероприятие 2.1.1. Развитие межрайонных центров по оказанию реанимационной и интенсивной помощи детям при несчастных случаях.
Своевременное и адекватное оказание реанимационной и интенсивной помощи детям при травмах, несчастных случаях, отравлениях позволит снизить показатель детской смертности от внешних немедицинских причин.
Показатель - удельный вес смертности от несчастных случаев среди детей в общей структуре детской смертности (в %). Рассчитывается два раза в год. В 2008 году данный показатель составил 64,3% (по России - 24 %).
Плановые показатели, %:
2010 год - 60;
2011 год - 50;
2012 год - 46.

Мероприятие 2.1.2. Организация детских коек в гинекологическом отделении государственного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница".
За последнее десятилетие отмечены негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения, в том числе репродуктивного здоровья подростков, что в будущем может стать одной из важнейших причин сохранения низкого уровня рождаемости, высоких показателей младенческой смертности. Абортом заканчивается по России и Тверской области каждая первая беременность у 52,8% подростков в возрасте 15 - 19 лет при том, что частота осложнений после абортов у детей подросткового возраста в 2 - 2,5 раза выше, чем у женщин репродуктивного возраста. Квалифицированное проведение операции, своевременная адекватная терапия осложнений, возникших после нее, - залог будущего репродуктивного здоровья девочки-подростка. Открытие детских гинекологических коек на базе многопрофильного государственного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница" позволит оказать квалифицированную медицинскую помощь при проведении данной операции, предупредить осложнения после абортов у детей подросткового возраста, усилить работу по профилактике нежелательной беременности среди детей подросткового возраста.
Показатель - удельный вес прерываний беременности у детей подросткового возраста (0 - 17 лет) от прерываний беременности во всех возрастных группах (в %). Рассчитывается два раза в год. В 2008 году данный показатель в Тверской области составил 10,4%.
Плановые показатели, %:
2010 год - 9,8;
2011 год - 9,5;
2012 год - 9,0.

Мероприятие 2.1.3. Организация курса обучения медицинских работников экстренной посиндромной терапии при несчастных случаях, отравлениях, травмах у детей по методологии "каскад".
Цель данного мероприятия - обучить максимальное количество медицинских работников методологии и технике оказания экстренной посиндромной терапии при отравлениях, травмах, несчастных случаях с возможным привлечением специалистов федеральных центров, что позволит снизить показатели детской смертности в данной группе причин.
Показатель - количество медработников, прошедших обучение. Рассчитывается два раза в год.
Плановые показатели, число:
2010 год - 70;
2011 год - 150;
2012 год - 150.

Мероприятие 2.1.4. Конкурсный отбор и реализация социальных программ общественных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере реабилитации детей-инвалидов, профилактики детской инвалидизации, профилактики социально значимых мероприятий, безнадзорности и беспризорности.
Цель данного мероприятия - стимулирование общественных организаций к разработке и реализации социальных программ в сфере реабилитации детей-инвалидов, профилактики детской инвалидизации, проведению социально значимых мероприятий, профилактики безнадзорности и беспризорности в форме грантовой поддержки.
Показатель - количество реализованных социальных программ общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере реабилитации детей-инвалидов, профилактики детской инвалидизации, профилактики социально значимых мероприятий, безнадзорности и беспризорности. Рассчитывается два раза в год.
Плановые показатели, число:
2010 год - 3;
2011 год - 3;
2012 год - 3.

Мероприятие 2.1.5. Разработка и совершенствование системы организации оказания медицинской помощи детям, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП).
Цель данного мероприятия - согласовать и утвердить потоки направления пострадавших детей в лечебно-профилактические учреждения в соответствии с тяжестью травм и удаленностью медицинского учреждения, подготовленного (кадры и оснащение) к оказанию качественной медицинской помощи.
Показатель - количество лечебно-профилактических учреждений, оснащенных для оказания специализированной помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Рассчитывается один раз в год.
Плановые показатели, число:
2010 год - 5;
2011 год - 7;
2012 год - 8.

Мероприятие 2.1.6. Разработка и внедрение стандартов лечебных технологий оказания медицинской помощи детям, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, для сотрудников Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Тверской области, для сотрудников станций скорой медицинской помощи, для медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений.
Цель данного мероприятия - совершенствование качества оказания медицинской помощи детям, пострадавшим в результате ДТП.
Показатель - удельный вес смертности детей при ДТП в общей структуре детской смертности от внешних причин (в %). Рассчитывается два раза в год. В 2008 году данный показатель в Тверской области составил 40,7%.
Плановые показатели, %:
2010 год - 40;
2011 год - 35;
2012 год - 30.

Мероприятие 2.1.7. Организация работы отделения реабилитации для детей с нарушением поведения, синдромом гиперактивности и дефицита внимания на базе детского отделения государственного учреждения здравоохранения "Областной клинический психоневрологический диспансер".
Дети с нарушением поведения, синдромом гиперактивности и дефицита внимания входят в группу риска по вовлечению в ситуации, угрожаемые жизни и здоровью. Своевременная и адекватная помощь данной группе детей позволит снизить показатель детской смертности.
Показатель - удельный вес детей, получивших реабилитацию на базе детского отделения государственного учреждения здравоохранения "Областной клинический психоневрологический диспансер", от всех детей, находящихся на диспансерном наблюдении (в %). Рассчитывается два раза в год.
Плановые показатели, %:
2010 год - 10;
2011 год - 15;
2012 год - 20.

Мероприятие 2.1.8. Организация работы кабинета психологической разгрузки для детей, находящихся на лечении в государственном учреждении здравоохранения "Областная клиническая психиатрическая больница № 1 им. М.П. Литвинова".
Своевременная и адекватная реабилитация у данной группы детей позволит улучшить результативность проводимой терапии, улучшить адаптацию данной категории детей к условиям внешнего мира, снизить количество суицидов и, тем самым, снизить показатель детской смертности.
Показатель - удельный вес детей, прошедших психологический тренинг и лечение в государственном учреждении здравоохранения "Областная клиническая психиатрическая больница № 1 им. М.П. Литвинова", среди всех пролеченных (в %). Рассчитывается два раза в год.
Плановые показатели, %:
2010 год - 10;
2011 год - 25;
2012 год - 30.

6. Описание механизма реализации ДЦП

Администратором ДЦП (государственным заказчиком-координатором) ДЦП является департамент здравоохранения Тверской области, который несет ответственность за реализацию и конечные результаты ДЦП, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией ДЦП.
В реализации ДЦП принимают участие администратор ДЦП (государственный заказчик-координатор), администраторы ДЦП.
Департамент здравоохранения Тверской области:
обеспечивает принятие необходимых нормативных правовых актов, методических рекомендаций;
проводит по графику заседания коллегий департамента здравоохранения Тверской области;
выносит на рассмотрение Администрации Тверской области, совещания при заместителе Губернатора Тверской области, курирующем отрасль, актуальные вопросы здравоохранения;
осуществляет мониторинг реализации ДЦП;
оказывает организационно-методическую помощь государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения;
проводит ежегодные пресс-конференции по итогам реализации ДЦП.
Департамент здравоохранения Тверской области осуществляет взаимодействие с:
исполнительными органами государственной власти Тверской области; федеральными структурами;
советом по здравоохранению при Губернаторе Тверской области;
санитарно-противоэпидемической комиссией Администрации Тверской области;
общественным движением "Женская Ассамблея" Тверской области;
межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Тверской области.
Взаимодействие с гражданским сектором:
с общественной организацией - Тверским областным фондом "Доброе начало";
с профсоюзными органами и организациями по соблюдению интересов населения и социальной защищенности медицинских работников;
с международным фондом "Открытый институт здоровья населения", общественной организацией "Твой выбор";
с фондом Организации Объединенных Наций по народонаселению и детским фондом Организации Объединенных Наций поддерживает организацию "Клиник, дружественных к молодежи", работающих как информационно-консультативные центры охраны репродуктивного здоровья молодежи;
подготовка молодежи к осознанному материнству и отцовству;
охрана репродуктивного здоровья;
мотивация к сохранению и укреплению собственного здоровья - залога успешной карьеры, счастливой семьи, высокого качества жизни.
Взаимодействие со средствами массовой информации:
освещение хода реализации ДЦП на трех телеканалах;
передачи на радиоканале "Россия - Тверь";
статьи в печатных средствах массовой информации, прокат социальных роликов;
подготовка методических материалов для информирования медицинской общественности и различных групп населения;
продолжение работы "телефонов доверия" государственных учреждений здравоохранения Тверской области (государственное учреждение здравоохранения "Тверской областной клинический психоневрологический диспансер", государственное учреждение здравоохранения "Тверской областной клинический наркологический диспансер", "Клиника, дружественная к молодежи" при государственном учреждении здравоохранения "Центр специализированных видов медицинской помощи им. В.П. Аваева").
Работа сайта департамента здравоохранения Тверской области:
размещение на сайте информации о параметрах ДЦП, результатах ее реализации и фактической эффективности;
интеллектуализация информационных процессов, поиска, переработки и организации информации.
Департаментом здравоохранения Тверской области разрабатываются нормативный правовой акт и план мероприятий по реализации ДЦП.
Департамент образования Тверской области, департамент социальной защиты населения Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, комитет по делам молодежи Тверской области, комитет по физической культуре и спорту Тверской области также являются администраторами ДЦП и несут ответственность за реализацию мероприятий ДЦП, осуществляют управление исполнителями, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию указанных мероприятий.
Исполнители программных мероприятий (поставщики материальных ценностей, исполнители услуг) определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Реализация ДЦП осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками ДЦП с исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика ДЦП и поставщика в сфере обеспечения государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает осуществление государственным заказчиком ДЦП контроля за ходом его выполнения. Порядок осуществления контроля со стороны государственных заказчиков ДЦП за надлежащим расходованием финансовых средств исполнителями мероприятий предусматривается в государственных контрактах.
Распорядителями и получателями средств областного бюджета Тверской области являются департамент здравоохранения Тверской области, департамент образования Тверской области, департамент социальной защиты населения Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, комитет по делам молодежи Тверской области, комитет по физической культуре и спорту Тверской области.
Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области разработать и принять целевые программы по снижению детской смертности в муниципальных образованиях Тверской области.

7. Описание механизмов мониторинга реализации ДЦП

В течение всего периода реализации ДЦП администратором ДЦП (государственным заказчиком-координатором) осуществляются полугодовой и ежегодный мониторинги реализации ДЦП путем составления отчетов о ее реализации.
Администраторы ДЦП по результатам полугодия, в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, и ежегодно, в срок не позднее 20 марта года, следующего за отчетным, представляют полугодовой и годовой отчеты о реализации ДЦП администратору ДЦП (государственному заказчику-координатору).
Полугодовой мониторинг реализации ДЦП осуществляется по результатам полугодия путем представления администратором ДЦП (государственным заказчиком-координатором) в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области данных, которые могут формироваться с периодичностью один раз в полугодие, в виде отчета о реализации ДЦП за полугодие.
Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления администратором ДЦП (государственным заказчиком-координатором) в департамент экономики Тверской области, департамент финансов Тверской области, комитет внутренней политики, Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, годового отчета о реализации ДЦП.
Администратор ДЦП (государственный заказчик-координатор) определяет показатели степени достижения ожидаемых конечных результатов с разбивкой по полугодиям.

8. Оценка рисков реализации ДЦП

Внешние риски реализации ДЦП:
- изменение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
- изменение регионального законодательства.
Внутренние риски реализации ДЦП:
- неукомплектованность департамента здравоохранения Тверской области и подведомственных ему государственных учреждений здравоохранения Тверской области специалистами;
- необходимость системного подхода к уровню квалификации руководителей государственных учреждений здравоохранения Тверской области и специалистов департамента здравоохранения Тверской области.
Для снижения вероятности неблагоприятного воздействия внутренних рисков планируются:
- повышение квалификации в филиале Северо-Западной академии государственной службы в городе Твери;
- более строгий отбор кандидатов, претендующих на замещение отдельных должностей государственной гражданской службы Тверской области в департаменте здравоохранения Тверской области;
- формирование резерва на должности государственной гражданской службы Тверской области в департаменте здравоохранения Тверской области;
- формирование резерва на замещение должностей руководителей государственных учреждений здравоохранения Тверской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru