Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2009 г. № 6

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДО 2010 ГОДА И
НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА

В целях улучшения демографической ситуации в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года (далее - Программа).
2. Министерству экономики Республики Татарстан совместно с Министерством финансов Республики Татарстан, заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Татарстан:
до 1 апреля 2009 года представить в Кабинет Министров Республики Татарстан план мероприятий по реализации Программы на 2009 год;
вносить в Кабинет Министров Республики Татарстан планы мероприятий по реализации Программы на 2010 год и последующие годы до 1 июня года, предшествующего году их реализации.
3. Установить, что финансирование мероприятий Программы в 2009 году осуществляется в пределах средств, предусмотренных по сводным сметам министерств и ведомств.
4. Министерству экономики Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов включить Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан, и ежегодно уточнять размер ассигнований, выделяемых на ее реализацию.
5. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан ежегодно, до 1 марта, представлять в Министерство экономики Республики Татарстан информацию о выполнении мероприятий Программы за отчетный год.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ





Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 12 января 2009 г. № 6

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ДО 2010 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА

Содержание

Паспорт Программы                                                       3
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа     6
2. Цель и задачи Программы                                              54
3. Перечень программных мероприятий и индикаторов оценки результатов
основных мероприятий                                                    60
3.1. Подпрограмма "Стимулирование рождаемости"                          60
3.2. Подпрограмма   "Улучшение   здоровья  и  сокращение  смертности    62
населения"
3.3. Подпрограмма "Развитие института семьи"                            68
3.4. Подпрограмма "Занятость населения"                                 71
3.5. Подпрограмма "Регулирование миграции"                              75
3.6. Подпрограмма "Медицинское обеспечение демографической политики"    78
3.7. Подпрограмма    "Информационное   обеспечение   демографической    82
политики"
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы                         89
5. Механизм реализации Программы                                        90
6. Оценка экономической и социальной эффективности Программы            98
Приложения                                                              105

Паспорт Программы

┌──────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────┐
│1. Наименование Программы     │Комплексная   программа   демографического│
│                              │развития  Республики  Татарстан  до   2010│
│                              │года   и   на   перспективу  до  2030 года│
│                              │(далее - Программа)                       │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│2. Дата, номер  и наименование│Постановление      Кабинета     Министров │
│нормативного акта о подготовке│Республики Татарстан от 15.09.2006  №  471│
│Программы                     │"О  разработке  комплексной      программы│
│                              │демографического    развития    Республики│
│                              │Татарстан до 2010 года  и  на  перспективу│
│                              │до 2030 года"                             │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│2. Государственный заказчик   │Министерство     экономики      Республики│
│                              │Татарстан                                 │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│3. Разработчик Программы      │Центр     перспективных      экономических│
│                              │исследований  Академии   наук   Республики│
│                              │Татарстан                                 │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│4. Цель и задачи Программы    │Целью   реализации   Программы    является│
│                              │обеспечение  расширенного  воспроизводства│
│                              │населения       Республики       Татарстан│
│                              │посредством                  осуществления│
│                              │последовательной       и       эффективной│
│                              │государственной    социально-экономической│
│                              │политики,   направленной   на    повышение│
│                              │качества  жизни  населения  и  минимизацию│
│                              │социального неравенства.                  │
│                              │Задачи Программы:                         │
│                              │1.   Содействие   увеличению   рождаемости│
│                              │населения Республики Татарстан  (к 2010 г.│
│                              │до 47,9 тыс. человек в  год  (на  17,1%  к│
│                              │уровню  2007 г.); к  2030 г.  -   до  54,8│
│                              │тыс. человек в год (на 34,0% к уровню 2007│
│                              │г.) посредством реализации  системных  мер│
│                              │экономического        и        социального│
│                              │стимулирования.                           │
│                              │2.   Создание   условий   для   уменьшения│
│                              │смертности населения (к 2010  г.  до  48,2│
│                              │тыс. человек в год (на 1,6% к  уровню 2007│
│                              │г.); к 2030 г. - до 44,9  тыс.  человек  в│
│                              │год   (на   8,3%   к   уровню   2007   г.)│
│                              │посредством мер по  устойчивому  повышению│
│                              │уровня  жизни,  развитию  здравоохранения,│
│                              │деалкоголизации      и      денаркотизации│
│                              │населения,  охране  труда   и   проведению│
│                              │последовательной    политики    социальных│
│                              │льгот и гарантий.                         │
│                              │3.  Сохранение  и   развитие   семьи   как│
│                              │важнейшего     социального      института.│
│                              │Содействие      увеличению      количества│
│                              │официально  зарегистрированных  браков   к│
│                              │2010 г. до 28,6  тыс.  браков  в  год  (на│
│                              │2,1% выше уровня 2007 г.); к 2030 г. -  до│
│                              │30,6 тыс.  браков  в  год  (на  9,3%  выше│
│                              │уровня 2007  г.).  Достижение  соотношения│
│                              │браков и разводов к 2010  г.  уровня  1,94│
│                              │раза,   что    в    целом    соответствует│
│                              │тенденциям развитых государств.           │
│                              │4.   Мобилизация   ранее    неиспользуемых│
│                              │резервов  увеличения  занятости  населения│
│                              │(до  1875,9  тыс.  человек  к  2010  г.  и│
│                              │2372,6  тыс.  человек   к   2030   г.)   и│
│                              │гармонизации  спроса  и   предложения   на│
│                              │рынке  рабочей  силы  в   профессионально-│
│                              │квалификационном разрезе.                 │
│                              │5. Регулирование миграции  в  соответствии│
│                              │с  потребностями  экономики   в   трудовых│
│                              │ресурсах определенного уровня  образования│
│                              │и  квалификации  и  достижение  к  2010 г.│
│                              │ежегодного     миграционного      прироста│
│                              │населения  в  трудоспособном  возрасте   в│
│                              │размере 19,5 тыс. человек  (в  2007  г.  -│
│                              │9,24  тыс.  человек)   при   одновременном│
│                              │нивелировании     эффекта      нелегальной│
│                              │миграции.                                 │
│                              │6. Стимулирование, в  т.ч.  экономическое,│
│                              │формирования здорового  образа  жизни  как│
│                              │важнейшей  ценности   граждан   Республики│
│                              │Татарстан.                                │
│                              │7.     Совершенствование      медицинского│
│                              │обеспечения       решения       социально-│
│                              │демографических проблем.                  │
│                              │8.   Максимально   полное   информирование│
│                              │заинтересованных   групп   населения    по│
│                              │вопросам   организации   и   осуществления│
│                              │государственной демографической политики  │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│5. Сроки и этапы реализации   │2009 - 2030 годы, в т.ч.:                 │
│Программы                     │I этап - 2009 - 2010 годы;                │
│                              │II этап - 2011 - 2020 годы;               │
│                              │III этап - 2021 - 2030 годы               │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│6. Перечень подпрограмм       │1.      Подпрограмма       "Стимулирование│
│                              │рождаемости".                             │
│                              │2.  Подпрограмма  "Улучшение  здоровья   и│
│                              │сокращение смертности населения".         │
│                              │3.   Подпрограмма   "Развитие    института│
│                              │семьи".                                   │
│                              │4. Подпрограмма "Занятость населения".    │
│                              │5. Подпрограмма "Регулирование миграции". │
│                              │6. Подпрограмма  "Медицинское  обеспечение│
│                              │демографической политики".                │
│                              │7.    Подпрограмма         "Информационное│
│                              │обеспечение демографической политики".    │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│7.    Объемы    и    источники│Необходимые  для  выполнения   программных│
│финансирования                │мероприятий  объемы  финансовых   ресурсов│
│                              │будут  уточняться   по   мере   реализации│
│                              │других      республиканских      программ,│
│                              │связанных с демографическим  развитием,  а│
│                              │также  при  разработке  ежегодных   планов│
│                              │мероприятий   по   реализации   Программы.│
│                              │Решения  по   их   финансированию   должны│
│                              │приниматься       отдельными        актами│
│                              │Правительства  Республики  Татарстан   при│
│                              │наличии бюджетных средств на эти цели.    │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│8.     Ожидаемые      конечные│1.  Увеличение   численности   постоянного│
│результаты          реализации│населения Республики Татарстан:           │
│Программы  (индикаторы  оценки│к  2010  г.  -  до  3797,7  тыс.   человек│
│результатов)                  │(прирост - 37,2 тыс. человек,  или 1,0%  к│
│                              │уровню 2007 г.);                          │
│                              │к  2020  г.  -   до   3961,2  тыс. человек│
│                              │(прирост  - 200,7  тыс.  человек, или 5,3%│
│                              │к уровню 2007 г.);                        │
│                              │к  2030  г.  -  до  4182,4  тыс.   человек│
│                              │(прирост - 421,9 тыс. человек, или 11,2% к│
│                              │уровню 2007 г.).                          │
│                              │2. Повышение  рождаемости  к  2010  г.  до│
│                              │47,9 тыс. человек  в  год  (на    17,1%  к│
│                              │уровню 2007 г.).                          │
│                              │3. Снижение смертности  населения  к  2010│
│                              │г. до 44,9 тыс. человек в год (на  8,3%  к│
│                              │уровню 2007 г.);                          │
│                              │4.   Снижение   смертности   населения   в│
│                              │трудоспособном возрасте к 2010 г.  до  5,3│
│                              │человека на 1000 человек населения  в  год│
│                              │(на 11,68% к уровню 2007 г.).             │
│                              │5. Достижение  к  2015  г.  положительного│
│                              │естественного прироста населения.         │
│                              │6.   Увеличение   количества    официально│
│                              │зарегистрированных браков  к  2010  г.  до│
│                              │28,6 тысяч браков в год  (на  2,1%  больше│
│                              │уровня 2007 г.).                          │
│                              │7.   Достижение   соотношения   браков   и│
│                              │разводов к 2010 г. уровня 1,94  раза,  что│
│                              │в целом соответствует тенденциям  развитых│
│                              │государств.                               │
│                              │8.    Повышение    занятости     населения│
│                              │Республики  Татарстан   до   1875,9   тыс.│
│                              │человек к 2010 г. (на 3,2% к  уровню  2007│
│                              │г.) и до 2372,6 тыс.  человек  к  2030  г.│
│                              │(на 30,6% к уровню 2007 г.).              │
│                              │9.   Увеличение   численности   легального│
│                              │миграционного  прироста   до   19,5   тыс.│
│                              │человек  к  2010  г.  (из  них  68%  -   в│
│                              │трудоспособном возрасте), что на 9,2  тыс.│
│                              │человек, или на 89%, выше уровня 2007  г.,│
│                              │при    обязательном     условии     общего│
│                              │соответствия              профессионально-│
│                              │квалификационной  структуры  мигрантов   в│
│                              │трудоспособном    возрасте    потребностям│
│                              │экономики Республики Татарстан в  трудовых│
│                              │ресурсах.                                 │
└──────────────────────────────┴──────────────────────────────────────────┘

1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа

1.1. Анализ и прогноз демографических процессов
в Российской Федерации <1>

--------------------------------
<1> При написании данного раздела Программы использовались материалы Росстата Российской Федерации и конференции "Семья, дети и демографическая ситуация в России" (Москва, 17.10.2006).

1.1.1. Международные социально-демографические пропорции

По оценке специалистов Всемирного банка, демографическая проблема "является центральной проблемой современности", которая непосредственно связана с проблемами обеспечения устойчивых темпов экономического роста мировой экономической системы в целом и национальных экономик в частности, а также преодолением социального неравенства.
В соответствии с наиболее вероятным прогнозом Организации Объединенных Наций население Российской Федерации к 2050 г. сократится на 31,5 млн человек (22%) и составит порядка 111,8 млн человек. Вместе с тем, по прогнозу ООН, суммарная численность населения планеты к 2050 г. превысит 9 млрд человек.
В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2006 г.) решение демографической проблемы рассматривается в качестве одного из важнейших направлений социально-экономической политики государства.
Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев в Послании Государственному Совету Республики Татарстан (май 2007 г.) отметил: "Исправление нынешней демографической ситуации остается приоритетной задачей".
В 2007 г. по коэффициенту демографической нагрузки <2> (50,3%) (для сравнения: в 2000 г. данный коэффициент составлял 58,0%) Российская Федерация заняла одно из первых мест в мире. Так, в США указанный коэффициент составляет 59,7%, Великобритании - 64,6%, Таджикистане - 76,8%, Израиле - 70,2%), Республике Беларусь - 51,6%.
--------------------------------
<2> Интегральный показатель демографического развития - отношение численности лиц в возрасте 60 лет и старше и детей моложе 15 лет к численности населения в возрасте 15 - 59 лет.

С одной стороны, данная тенденция демонстрирует одни из наименее благоприятных в мировой экономике <3> пропорции рождаемости и, в особенности, средней продолжительности жизни. С другой стороны, значение и тенденция изменения коэффициента демографической нагрузки опровергает широко распространенную, но не вполне корректную оценку того, что в ближайшей перспективе количество граждан Российской Федерации за пределами трудоспособного возраста превысит численность трудоспособного населения.
--------------------------------
<3> Исключая наименее развитые государства Африки, характеризующиеся первобытнообщинным способом организации производства и труда.

Отрицательный естественный прирост населения в настоящее время характерен только для постсоциалистических государств Европы. Для развитых капиталистических стран и азиатских государств характерен положительный естественный прирост населения - в первом случае небольшой, а во втором - как правило, довольно высокий.
По уровню урбанизации населения (72% в 2007 г.) Российская Федерация в целом соответствует среднемировым показателям, хотя и отстает от постиндустриальных государств. В целом существующие тенденции урбанизации населения России дают возможности для дальнейшего роста экономики индустриального и формирующегося постиндустриального типа.
На рис. 1.1.1 приведена зависимость темпов экономического развития, оцениваемых показателем индекса ВВП (т.е. показателя ВВП, скорректированного на уровень занятости населения и учитывающего паритет покупательной способности валют), и укрупненного индекса человеческого развития государства. Последний представляет собой интегральный показатель, включающий показатели продолжительности жизни, уровня образования и экономического роста.

Зависимость
уровня жизни населения от уровня экономического развития
(по кругу стран Европы, Азии и Америки)

Рисунок не приводится.

Рис. 1.1.1. Влияние производительности труда на уровень жизни населения (2007 г.).

В мировой экономике сложилась очевидная тенденция прямого влияния темпов роста производительности труда на уровень жизни населения (включая составляющие образования и средней продолжительности жизни). Несмотря на высокие темпы роста экономики в 2000 - 2007 гг., Российская Федерация входит в последнюю треть государств по параметрам как производства ВВП на душу населения, так и индекса человеческого развития.
Имеет место общая обратная тенденция влияния темпов роста экономики государств мира на дифференциацию доходов в указанных государствах. Вместе с тем данная тенденция статистически не очень сильна - на 16,5% снижение дифференциации доходов обуславливается темпами экономического роста, а на 83,5% - иными факторами, прежде всего институционального порядка.

Модель
влияния индекса ВВП на дифференциацию доходов

Рисунок не приводится.

Рис. 1.1.2. Социально-демографическая модель влияния индекса ВВП на дифференциацию доходов государств мировой экономики.

Проведенный укрупненный анализ международных пропорций социально-демографического развития позволил сделать вывод о том, что, несмотря на имеющие место в настоящее время тенденции экономического роста, для Российской Федерации в обозримой исторической перспективе будут характерны существующие в настоящее время направления трудовой миграции: отток части квалифицированных специалистов в Европу и США и приток относительно низкоквалифицированной рабочей силы из государств Средней Азии.

1.1.2. Численность и размещение населения:
тенденции и перспективы

По оценке Федеральной службы государственной статистики, численность постоянного населения Российской Федерации на 01.01.2008 составляла 142,0 млн человек и за прошедший год уменьшилась на 237,8 тыс. человек, или на 0,17%. С момента проведения переписи населения (октябрь 2002 г.) число россиян уменьшилось на 3,7 млн человек, или на 2,5%.

Таблица 1.1.1

Динамика
численности постоянного населения Российской Федерации,
тыс. человек

┌─────┬──────────────┬──────────────────────────────────────┬─────────────┐
│Годы │ Численность  │        Изменения за год              │ Численность │
│     │  населения   ├─────────┬────────────────────────────┤  населения  │
│     │на начало года│  общий  │        в том числе         │на конец года│
│     │              │ прирост ├──────────────┬─────────────┼─────────────┤
│     │              │         │ естественный │ миграционный│             │
├─────┼──────────────┼─────────┼──────────────┼─────────────┼─────────────┤
│1990 │   147665,1   │  608,6  │    333,6     │    275,0    │  148273,7   │
├─────┼──────────────┼─────────┼──────────────┼─────────────┼─────────────┤
│1991 │   148273,7   │  241,0  │    104,9     │    136,1    │  148514,7   │
├─────┼──────────────┼─────────┼──────────────┼─────────────┼─────────────┤
│1992 │   148514,7   │  47,0   │   -219,2     │    266,2    │  148561,7   │
├─────┼──────────────┼─────────┼──────────────┼─────────────┼─────────────┤
│1993 │   148561,7   │ -205,8  │   -732,1     │    526,3    │  148355,9   │
├─────┼──────────────┼─────────┼──────────────┼─────────────┼─────────────┤
│1994 │   148355,9   │  104,0  │   -874,0     │    978,0    │  148459,9   │
├─────┼──────────────┼─────────┼──────────────┼─────────────┼─────────────┤
│1995 │   148459,9   │ -168,3  │   -822,0     │    653,7    │  148291,6   │
├─────┼──────────────┼─────────┼──────────────┼─────────────┼─────────────┤
│1996 │   148291,6   │ -263,0  │   -776,5     │    513,5    │  148028,6   │
├─────┼──────────────┼─────────┼──────────────┼─────────────┼─────────────┤

]]>
│беременных высокого риска на│Татарстан                 │смертности       │
│базе         Республиканской│                          │                 │
│клинической больницы        │                          │                 │
├────────────────────────────┼──────────────────────────┼─────────────────┤
│9.2.3.    Развитие    службы│Министерство              │Своевременная    │
│ранней           диагностики│здравоохранения Республики│диагностика      │
│врожденных аномалий у  плода│Татарстан                 │наследственных   │
│и новорожденного ребенка    │                          │заболеваний     у│
│                            │                          │плода           и│
│                            │                          │новорожденного   │
│                            │                          │ребенка          │
├────────────────────────────┼──────────────────────────┼─────────────────┤
│9.2.4. Открытие молекулярно-│Министерство              │Выявление        │
│генетической    лаборатории,│здравоохранения Республики│широкого  спектра│
│внедрение автоматизированной│Татарстан                 │хромосомных      │
│системы         молекулярно-│                          │заболеваний.     │
│цитогенетического    анализа│                          │Ликвидация       │
│"Видео-тест          Карио",│                          │очередности    на│
│автоматизированной   системы│                          │молекулярно-     │
│кариотипирования "Видео-тест│                          │генетические     │
│Карио    Fich";     создание│                          │исследования,    │
│лаборатории     полимеразной│                          │проводимые   пока│
│цепной   реакции   реального│                          │только          в│
│времени;   закупка   наборов│                          │федеральных      │
│Aneuvision      на       600│                          │центрах          │
│исследований, реактивов  для│                          │                 │
│проведения    биохимического│                          │                 │
│скрининга        материнских│                          │                 │
│сывороточных   маркеров   на│                          │                 │
│хромосомные    болезни     1│                          │                 │
│триместра   (на    3    тыс.│                          │                 │
│исследований)               │                          │                 │
├────────────────────────────┼──────────────────────────┼─────────────────┤
│9.2.5. Модернизация  медико-│Министерство              │Своевременная    │
│генетической    консультации│здравоохранения Республики│диагностика      │
│муниципального    учреждения│Татарстан                 │врожденных       │
│здравоохранения             │                          │аномалий у  плода│
│"Нижнекамская      городская│                          │и  новорожденного│
│многопрофильная  больница  N│                          │у       населения│
│3":                внедрение│                          │Нижнекамского    │
│автоматизированной   системы│                          │района           │
│кариотипирования "Видео-тест│                          │                 │
│Карио     Fich";     закупка│                          │                 │
│реактивов   для   проведения│                          │                 │
│биохимического     скрининга│                          │                 │
│материнских     сывороточных│                          │                 │
│маркеров    на   хромосомные│                          │                 │
│болезни  1 триместра  (на  2│                          │                 │
│тыс. исследований)          │                          │                 │
├────────────────────────────┼──────────────────────────┼─────────────────┤
│9.2.6.   Создание    медико-│Министерство              │Своевременная    │
│генетической консультации на│здравоохранения Республики│диагностика      │
│базе  перинатального  центра│Татарстан                 │врожденных       │
│г.     Набережные     Челны:│                          │аномалий  у плода│
│внедрение автоматизированной│                          │и  новорожденного│
│системы     кариотипирования│                          │у   населения  г.│
│"Видеотест   Карио    Fich";│                          │Набережные Челны │
│обеспечение реактивами   для│                          │                 │
│проведения    биохимического│                          │                 │
│скрининга        материнских│                          │                 │
│сывороточных  маркеров    на│                          │                 │
│хромосомные    болезни     1│                          │                 │
│триместра   (на    2    тыс.│                          │                 │
│исследований)               │                          │                 │
├────────────────────────────┴──────────────────────────┴─────────────────┤
│   9.3. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений   │
│                   службы родовспоможения и детства                      │
├────────────────────────────┬──────────────────────────┬─────────────────┤
│3.1. Оснащение   современным│Муниципальные  образования│                 │
│высокотехнологичным         │Республики Татарстан      │                 │
│медицинским    оборудованием│                          │                 │
│межмуниципальных     центров│                          │                 │
│службы   родовспоможения   и│                          │                 │
│детства:                    │                          │                 │
│г. Набережные          Челны│                          │                 │
│(перинатальный        центр,│                          │                 │
│городская больница № 2);    │                          │                 │
│г.Зеленодольска;            │                          │                 │
│г. Чистополя;               │                          │                 │
│г. Бугульмы;                │                          │                 │
│г. Елабуги;                 │                          │                 │
│г. Альметьевска;            │                          │                 │
│г. Лениногорска;            │                          │                 │
│г. Буинска;                 │                          │                 │
│г. Нурлат;                  │                          │                 │
│г. Казани (родильный  дом  N│                          │                 │
│2, городская больница  №  4,│                          │                 │
│Клинический родильный дом  N│                          │                 │
│1,    Клиника   медицинского│                          │                 │
│университета, родильный  дом│                          │                 │
│№ 4);                       │                          │                 │
│Нурлатского района;         │                          │                 │
│Республиканской  клинической│                          │                 │
│больницы  №  3  Министерства│                          │                 │
│здравоохранения   Республики│                          │                 │
│Татарстан;                  │                          │                 │
│Республиканской  клинической│                          │                 │
│больницы        Министерства│                          │                 │
│здравоохранения   Республики│                          │                 │
│Татарстан                   │                          │                 │
├────────────────────────────┴──────────────────────────┴─────────────────┤
│     9.4. Реализация профилактических мер по сохранению и укреплению     │
│                   репродуктивного здоровья населения                    │
├────────────────────────────┬──────────────────────────┬─────────────────┤
│9.4.1.  Обеспечение  закупки│Министерство              │Снижение         │
│медикаментов при  проведении│здравоохранения Республики│бесплодия на 10% │
│операции экстракорпорального│Татарстан                 │                 │
│оплодотворения    на    базе│                          │                 │
│Центра планирования семьи  и│                          │                 │
│репродукции  Республиканской│                          │                 │
│клинической         больницы│                          │                 │
│Министерства здравоохранения│                          │                 │
│Республики Татарстан        │                          │                 │
├────────────────────────────┼──────────────────────────┼─────────────────┤
│9.4.2.           Программное│Министерство              │Своевременное    │
│информационное   обеспечение│здравоохранения Республики│выявление       и│
│мониторинга       беременных│Татарстан                 │лечение          │
│женщин                      │                          │патологических   │
│                            │                          │состояний        │
│                            │                          │беременных женщин│
├────────────────────────────┼──────────────────────────┼─────────────────┤
│9.4.3.        Информационное│Министерство              │Повышение  уровня│
│обеспечение   населения   по│здравоохранения Республики│знаний      среди│
│вопросам          сохранения│Татарстан                 │населения      по│
│репродуктивного здоровья    │                          │охране           │
│                            │                          │репродуктивного  │
│                            │                          │здоровья         │
└────────────────────────────┴──────────────────────────┴─────────────────┘


Приложение 11
к Комплексной программе
демографического развития
Республики Татарстан до 2010 года и
на перспективу до 2030 года

ПРОГНОЗ
ЧИСЛЕННОСТИ ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

(Прогноз сформирован исходя из предпосылки успешной
реализации всех предлагаемых Концепцией демографической
политики Российской Федерации до 2025 г.,
Комплексной программой демографического развития
Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу
до 2030 года, а также Программой развития и размещения
производительных сил Республики Татарстан до 2030 г.
(на основе кластерного подхода), а также исходя
из успешного развития ОЭЗ "Алабуга", нефтехимического и
автомобилестроительного кластеров Республики Татарстан)

тыс. человек
┌───────────────┬────────────────────┬──────────────────────────────────┬───────────┬─────────────┐
│ Наименование  │Факт, на начало года│     Прогноз, на начало года      │  Прирост  │Прирост 2030 │
│  территории   ├──────┬──────┬──────┼──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤ 2010 г. к │г. к 2007 г. │
│               │ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │ 2015 │ 2020 │ 2030 │  2007 г.  │             │
│               │  г.  │  г.  │  г.  │  г.  │  г.  │  г.  │  г.  │  г.  ├─────┬─────┼──────┬──────┤
│               │      │      │      │      │      │      │      │      │абсо-│  %  │абсо- │  %   │
│               │      │      │      │      │      │      │      │      │лют- │     │лют-  │      │
│               │      │      │      │      │      │      │      │      │ный  │     │ный   │      │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│В целом по     │3761,5│3760,5│3762,8│3783,2│3797,7│3872,2│3961,2│4182,4│37,2 │0,99 │421,9 │11,22 │
│Республике     │      │      │      │      │      │      │      │      │     │     │      │      │
│Татарстан      │      │      │      │      │      │      │      │      │     │     │      │      │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Районы         │      │      │      │      │      │      │      │      │     │     │      │      │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Агрызский      │ 36,4 │ 36,3 │ 36,3 │ 36,4 │ 36,4 │ 36,6 │ 36,8 │ 37,9 │ 0,1 │0,28 │ 1,6  │ 4,38 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Азнакаевский   │ 65,4 │ 65,0 │ 64,5 │ 64,2 │ 63,9 │ 62,9 │ 61,4 │ 60,8 │-1,1 │-1,69│ -4,2 │-6,46 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Аксубаевский   │ 32,7 │ 32,6 │ 32,4 │ 32,3 │ 32,2 │ 31,9 │ 31,5 │ 30,4 │-0,4 │-1,23│ -2,2 │-6,75 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Актанышский    │ 31,7 │ 31,5 │ 31,4 │ 31,7 │ 31,8 │ 32,2 │ 32,5 │ 33,5 │ 0,3 │0,95 │ 2,0  │ 6.41 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Алексеевский   │ 25,9 │ 26,0 │ 26,1 │ 26,2 │ 26,2 │ 26,2 │ 26,2 │ 25,0 │ 0,2 │0,88 │ -1,0 │-3,85 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Алькеевский    │ 21,3 │ 21,1 │ 21,0 │ 21,1 │ 21,2 │ 21,3 │ 21,8 │ 22,0 │ 0,1 │0,47 │ 0,9  │ 4,27 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Альметьевский  │192,2 │193,1 │193,9 │194,0 │194,3 │195,0 │198,3 │207,0 │ 1,2 │0,62 │ 13,9 │ 7,20 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Апастовский    │ 22,5 │ 22,5 │ 22,4 │ 22,2 │ 22,0 │ 21,8 │ 21,6 │ 21,2 │-0,5 │-2,22│ -1,3 │-5,78 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Арский         │ 50,9 │ 51,0 │ 51,0 │ 50,9 │ 50,6 │ 50,3 │ 50,1 │ 49,8 │-0,4 │-0,78│ -1,2 │-2,35 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Атнинский      │ 13,9 │ 13,9 │ 13,8 │ 13,7 │ 13,5 │ 13,3 │ 13,2 │ 13,1 │-0,4 │-2,88│ -0,8 │-5,76 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Бавлинский     │ 37,5 │ 37,5 │ 37,5 │ 37,5 │ 37,5 │ 37,5 │ 37,4 │ 37,1 │ 0,0 │0,00 │ -0,4 │-1,07 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Балтасинский   │ 33,4 │ 33,4 │ 33,4 │ 33,4 │ 33,4 │ 33,2 │ 33,1 │ 32,7 │ 0,0 │0,00 │ -0,7 │-2,10 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Бугульминский  │113,4 │112,9 │112,6 │112,5 │111,9 │111,4 │111,2 │111,1 │-1,0 │-0,89│ -1,8 │-1,59 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Буинский       │ 46,2 │ 46,0 │ 45,8 │ 45,7 │ 45,6 │ 43,8 │ 42,3 │ 42,0 │-0,4 │-0,87│ -4,0 │-8,70 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Верхнеуслонский│ 17,0 │ 16,7 │ 16,6 │ 16,5 │ 16,4 │ 16,2 │ 16,1 │ 16,0 │-0,3 │-1,80│ -0,7 │-4,19 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Высокогорский  │ 46,2 │ 46,5 │ 46,8 │ 46,8 │ 46,8 │ 47,2 │ 47,5 │ 48,9 │ 0,3 │0,71 │ 2,4  │ 5,10 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Дрожжановский  │ 27,1 │ 26,9 │ 26,7 │ 26,5 │ 26,4 │ 26,0 │ 25,7 │ 25,5 │-0,5 │-1,86│ -1,4 │-5,20 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Елабужский     │ 80,2 │ 80,5 │ 80,6 │ 86,0 │ 90,0 │118,0 │122,1 │130,2 │ 9,5 │11,80│ 49,7 │61,74 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Заинский       │ 58,3 │ 58,1 │ 58,4 │ 58,6 │ 58,8 │ 60,1 │ 60,5 │ 63,9 │ 0,7 │1,20 │ 5,8  │ 9,98 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Зеленодольский │160,1 │159,8 │159,8 │167,6 │170,9 │212,3 │237,5 │269,1 │11,1 │6,95 │109,3 │68,40 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Кайбицкий      │ 15,6 │ 15,5 │ 15,4 │ 15,3 │ 15,1 │ 14,9 │ 14,7 │ 14,0 │-0,4 │-2,58│ -1,5 │-9,68 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Камско-        │ 17,5 │ 17,3 │ 17,1 │ 17,0 │ 16,9 │ 16,4 │ 16,0 │ 15,7 │-0,4 │-2,31│ -1,6 │-9,25 │
│Устьинский     │      │      │      │      │      │      │      │      │     │     │      │      │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Кукморский     │ 52,4 │ 52,4 │ 52,2 │ 52,1 │ 51,7 │ 48,7 │ 48,0 │ 49,1 │-0,7 │-1,34│ -3,3 │-6,30 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Лаишевский     │ 36,7 │ 36,9 │ 36,9 │ 37,1 │ 37,1 │ 37,3 │ 37,5 │ 39,7 │ 0,2 │0,54 │ 2,8  │ 7,59 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Лениногорский  │ 89,1 │ 89,2 │ 89,1 │ 89,3 │ 89,6 │ 90,7 │ 91,2 │ 95,4 │ 0,4 │0,45 │ 6,2  │ 6,95 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Мамадышский    │ 46,6 │ 46,2 │ 45,8 │ 45,3 │ 44,6 │ 42,6 │ 40,7 │ 40,4 │-1,6 │-3,46│ -5,8 │-12,55│
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Менделеевский  │ 30,4 │ 30,3 │ 30,4 │ 30,6 │ 30,7 │ 31,5 │ 32,4 │ 33,9 │ 0,4 │1,32 │ 3,6  │11,88 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Мензелинский   │ 30,3 │ 30,1 │ 30,0 │ 30,1 │ 29,9 │ 29,8 │ 29,8 │ 29,7 │-0,2 │-0,66│ -0,4 │-1,33 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Муслюмовский   │ 22,3 │ 22,1 │ 21,9 │ 21,8 │ 21,6 │ 21,1 │ 20,8 │ 20,5 │-0,5 │-2,26│ -1,6 │-7,24 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Нижнекамский   │ 265,0│264,8 │264,8 │265,2 │266,7 │268,1 │271,3 │288,0 │ 1,9 │0,72 │ 23,2 │ 8,76 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Новошешминский │ 15,5 │ 15,3 │ 15,3 │ 15,2 │ 15,2 │ 15,2 │ 15,0 │ 14,9 │-0,1 │-0,65│ -0,4 │-2,61 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Нурлатский     │ 61,1 │ 60,6 │ 60,5 │ 59,8 │ 59,6 │ 59,2 │ 59,0 │ 59,0 │-1,0 │-1,65│ -1,6 │-2,64 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Пестречинский  │ 28,0 │ 28,2 │ 28,4 │ 28,4 │ 28,4 │ 28,7 │ 29,7 │ 29,9 │ 0,2 │0,85 │ 1,7  │ 6,03 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Рыбно-         │ 28,6 │ 28,4 │ 28,3 │ 28,2 │ 28,1 │ 27,5 │ 26,5 │ 26,3 │-0,3 │-1,06│ -2,1 │-7,39 │
│Слободский     │      │      │      │      │      │      │      │      │     │     │      │      │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Сабинский      │ 30,7 │ 30,5 │ 30,6 │ 30,7 │ 30,8 │ 31,1 │ 31,6 │ 33,4 │ 0,3 │1,05 │ 2,9  │ 9,51 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Сармановский   │ 37,1 │ 36,9 │ 36,8 │ 36,7 │ 36,6 │ 36,1 │ 36,0 │ 36,0 │-0,3 │-0,81│ -0,9 │-2,44 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Спасский       │ 21,0 │ 20,8 │ 20,6 │ 20,6 │ 19,8 │ 19,6 │ 19,4 │ 19,4 │-1,0 │-4,81│ -1,4 │-6,73 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Тетюшский      │ 25,9 │ 25,6 │ 25,3 │ 25,0 │ 24,7 │ 22,4 │ 21,3 │ 20,8 │-0,9 │-3,52│ -4,8 │-18,75│
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Тукаевский     │ 34,5 │ 35,2 │ 36,0 │ 36,1 │ 36,3 │ 37,7 │ 38,1 │ 48,4 │ 1,1 │3,12 │ 13,2 │37,50 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Тюлячинский    │ 14,3 │ 14,3 │ 14,4 │ 14,5 │ 14,5 │ 14,7 │ 15,0 │ 15,4 │ 0,2 │1,40 │ 1,1  │ 7,69 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Черемшанский   │ 21,2 │ 21,2 │ 21,1 │ 21,0 │ 20,4 │ 19,6 │ 19,1 │ 19,1 │-0,8 │-3,77│ -2,1 │-9,91 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Чистопольский  │ 82,6 │ 82,2 │ 81,8 │ 81,6 │ 81,1 │ 80,9 │ 80,8 │ 80,5 │-1,1 │-1,34│ -1,7 │-2,07 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Ютазинский     │ 23,0 │ 22,8 │ 22,8 │ 22,7 │ 22,3 │ 21,8 │ 21,8 │ 21,6 │-0,5 │-2,19│ -1,2 │-5,26 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Города         │      │      │      │      │      │      │      │      │     │     │      │      │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Казань         │1112,7│1116,0│1120,2│1123,9│1128,2│1137,3│1182,5│1299,0│12,2 │1,09 │183,0 │16,40 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼─────┼──────┼──────┤
│Набережные     │ 507,2│506,4 │506,1 │511,2 │517,9 │522,1 │536,2 │555,1 │11,5 │2,27 │ 48,7 │ 9,62 │
│Челны          │      │      │      │      │      │      │      │      │     │     │      │      │
└───────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┴─────┴──────┴──────┘

Основные выводы по результатам территориального прогноза демографических пропорций:
1. Наибольший рост численности населения прогнозируется в городах Набережные Челны и Нижнекамске, что связано, в первую очередь, с развитием автомобилестроительного и нефтехимического кластеров соответственно. В г. Казани рост численности населения будет также происходить относительно высокими темпами, что обуславливается тенденцией интенсивного развития пригородов (в т.ч. за счет миграционного прироста населения) в связи с образованием в 2007 году экономического округа "Столичный". Это характерно для всех современных мировых мегаполисов.
2. В сельских районах Республики Татарстан прирост численности населения будет осуществляться различными темпами. Демографическая ситуация во многих районах в настоящее время близка к критической, и, несмотря на положительные демографические тенденции в целом, в ряде районов положительный естественный прирост не будет достигнут даже в конце программного периода. С другой стороны, в 2007 - 2030 гг. в настоящей Программе прогнозируется сближение показателей уровня и качества жизни между городскими и сельскими районами Республики Татарстан. Соответственно, прирост численности населения будет достигнут в основном за счет легального миграционного прироста, в том числе и в сельскую местность. Наиболее интенсивно численность населения будет увеличиваться в Заинском, Новошешминском и Сармановском районах республики.
3. Положительный устойчивый естественный прирост населения быстрее всего будет достигнут в таких городах Республики Татарстан, как Альметьевск, Азнакаево, Нижнекамск, Набережные Челны и Елабуга.
4. Прогнозируется устойчивый рост численности браков. Вместе с тем число разводов в различных городах и районах дифференцируется весьма существенно, в том числе и в направлении их роста. Последнее в полной степени соответствует общеевропейской тенденции, в рамках которой институт брака не воспринимается как пожизненная повинность, и в плане создания семьи население достаточно мобильно.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru